Хайдхар ибн Кавус аль-Афшин
Хайдхар ибн Кавус | |
---|---|
![]() Афшин на верблюде провожает Бабака на слоне в Самарру . Персидская миниатюра, XVI века созданная в Сефевидском Иране , на основе копии Абу Али Балами . X века «Тарихнамы» | |
Псевдоним(а) | аль-Афшин |
Рожденный | 8 век Осрушана |
Умер | июнь 841 г. Несколько |
Верность | Аббасидский халифат |
Услуга/ | Армия Аббасидов |
Классифицировать | Общий |
Хайдар ибн Кавус ( арабский : حيدر بن كاوس , персидский : خِیذَر اِبنِ کاووس латинизированный : Хейзар ибн-е Кавус ), более известный по наследственному титулу аль-Афшин ( арабский , الأ فشين Афшин персидский : اَفشین , латинизированный : , ), был старший генерал согдийского иранского происхождения при дворе аббасидских халифов и вассальный принц Ошрусаны . Он играл ведущую роль в кампаниях халифа аль-Мутасима и отвечал за подавление восстания Бабака Хоррамдина и за его боевую победу над византийским императором Теофилом во время кампании Амориума . В конце концов его заподозрили в нелояльности, арестовали, судили, а затем казнили в июне 841 года. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Имя и семейное происхождение
[ редактировать ]Афшин — наследственный титул князей Ошрусаны до мусульманского завоевания Персии . [ 2 ] Этот термин представляет собой современную персидскую форму среднеперсидского Пишина и авестийского Писина, имени собственного неопределенной этимологии. [ 2 ] Минорский предполагает, что титул Афшин имел согдийское происхождение. [ 4 ]
Во время первого арабского вторжения в Трансоксиану (включая Ошрусану ) при Кутайбе ибн Муслиме (94–5 г.х./712–14 гг. н.э.) Ушрусана была населена иранцами . [ 1 ] которыми правили свои князья, носившие традиционный титул Афшин. [ 5 ]
Афшина вообще считают иранцем, [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] и хотя два классических источника (и некоторые современные авторы) называли его тюрком. [ 10 ] [ 11 ] Он происходил из иранского культурного региона. [ 1 ] [ 10 ] и обычно не считался турецким. [ 10 ] Путаница возникает из-за того, что термин «тюрк» широко использовался арабскими писателями того времени для обозначения новых войск халифа, несмотря на включение в их состав некоторых элементов иранского происхождения, в том числе Ферганы и Ошрусаны. [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ]
Утверждается, что его происхождение было согдийцем ( восточно-иранским народом ). [ 14 ]
Ранние годы
[ редактировать ]По данным Якуби, в период правления третьего аббасидского халифа Аль-Махди (775-85) Афшин Ошрусана упоминался среди нескольких иранских и турецких правителей Трансоксании и среднеазиатских степей , номинально подчинявшихся ему. [ 2 ] Но только во время Харуна ар-Рашида правления в 794-95 годах аль-Фадл ибн Яхья аль-Бармаки возглавил экспедицию в Трансоксанию и получил подчинение Афшина Хараканы, правящего акина. [ 15 ] Дальнейшие экспедиции были отправлены в Ошрусану Аль-Мамуном, когда он был губернатором Мерва , а затем после того, как он стал халифом. Кавус ибн Харахурух , сын Афшина Караканы, отказался от своей преданности арабам. Однако вскоре после того, как Мамун прибыл в Багдад с востока (817–18 или 819–20), среди правящей семьи Ошрусана вспыхнули борьба за власть и раздоры.
Согласно большинству источников, наследник аль-Мамуна Аль-Мутасим прикомандировал для службы под его началом высокопоставленных офицеров и назначил для него исключительно большую зарплату, надбавки на расходы и пайки. [ 16 ] В 831-833 годах Афшин подавил восстания по всему Египту . 2 июня 832 г. Афшину удалось захватить Биму в Египте . Город сдался Афшину после его совета о том, что аль-Мамун обещал охрану .
Афшин и Бабак
[ редактировать ]
В 835 году халиф аль-Мутасим назначил Афшина губернатором Адхарбайджана. [ 17 ] на борьбу против Бабака Хоррамдина , лидера неомаздакитского персидского движения хуррамитов . [ 2 ]
После ожесточенного сопротивления армии Бабака Афшин в конце концов победил ее и захватил замок Бабака Базз в августе 837 года. Якуби (Тарих II, 579) записывает, что Афшин освободил 7600 арабских пленников из этой крепости и разрушил замок. [ 2 ] Лидер хуррамитов скрылся под защитой местного христианского принца Сала ибн-Сунбата. [ 18 ] который позже превратил его в Афшина. В обмен на достижения Афшина халиф наградил его губернаторством Синда в дополнение к губернаторству Армении и Адхарбайджана.
Кампания Амориум
[ редактировать ]
В 838 году аль-Мутасим решил начать крупную карательную экспедицию против Византии с целью захватить два крупнейших византийских города Центральной Малой Азии , Анкиру и Амориум . Последний, вероятно, был в то время крупнейшим городом Малой Азии, а также местом рождения правящей аморийской династии и, следовательно, имел особое символическое значение; Согласно хроникам, солдаты аль-Мутасима нарисовали на своих щитах и знаменах слово «Амориум». [ 19 ] [ 20 ] была собрана огромная армия В Тарсе (по данным Тредголда, 80 000 человек), которая затем была разделена на две основные силы. Афшину было поручено командовать северными силами, которые должны были вторгнуться в армянскую фему из района Мелитены, объединившись с силами эмира города Омара аль-Акты . Южные, главные силы под командованием самого халифа должны были пройти через Киликийские ворота в Каппадокию и направиться в Анкиру. После того, как город будет взят, арабские армии присоединятся и пойдут к Амориуму. [ 21 ] [ 22 ] Силы Афшина включали, по словам Скилица , всю арабскую армию Армении и насчитывали от 20 000 (Халдон) до 30 000 человек (Тредголд), среди которых было около 10 000 турецких конных лучников. [ 21 ] [ 23 ]
В середине июня 838 года Афшин пересек Антитаврские горы и расположился лагерем в форте Дазимон, между Амасией и Токате , стратегически важном месте, которое византийцы также использовали в качестве передового плацдарма . Несколько дней спустя, 19 июня, авангард основной армии Аббасидов также вторгся на территорию Византии, а через два дня за ним последовал халиф с основными силами. [ 23 ] Император Феофил решил сначала противостоять Афшину, поскольку, хотя его армия была меньше, она угрожала отрезать ему пути снабжения. 21 июля имперская армия попала в поле зрения арабских войск и расположилась лагерем на холме Анзен к югу от Дазимона. [ 23 ] В последовавшей за этим битве при Анзене византийская армия атаковала на рассвете и поначалу добилась хороших успехов, но в полдень Афшин запустил своих турецких конных лучников в яростную контратаку, которая загнала византийское наступление в тупик и позволила арабским войскам перегруппироваться. В то же время Феофил решил привести подкрепление к одному из своих крыльев, и его внезапное отсутствие встревожило его войска, думая, что он был убит. Византийская армия развалилась: некоторые части прорвались и беспорядочно бежали, тогда как другие, по-видимому, смогли отступить в полном порядке. [ 23 ] Сам Феофил со своей охраной едва избежал боя и был окружен людьми Афшина на невысоком холме. Афшин послал за катапультами, чтобы нанести удар по византийским позициям, но византийцам удалось прорваться через арабские позиции, и император сбежал. [ 21 ] [ 24 ]
26 июля авангард халифа под командованием Ашинаса достиг Анкиры, покинутой ее жителями. Афшин прибыл туда через несколько дней и соединился с основной армией Аббасидов, которая теперь повернула на юг, в сторону Амориума. Афшин командовал арьергардом, Ашинас снова оказался впереди, а халиф - посередине. Разграбляя сельскую местность по мере продвижения, они прибыли к Амориуму через семь дней после своего отбытия из Анкиры и 1 августа начали осаду города. [ 25 ] [ 26 ]

, укрепления города были сильными, с широким рвом и толстой стеной, защищенной 44 башнями, По словам современного географа Ибн Хордадбеха и халиф назначил каждого из своих генералов на участок стены. И у осаждающих, и у осажденных было много осадных машин , и в течение трех дней обе стороны вели ракетный огонь, в то время как арабские саперы пытались подорвать стены. Согласно арабским сведениям, арабский пленник, принявший христианство, перешел обратно на сторону халифа и сообщил ему о месте в стене, которое было сильно повреждено проливным дождем и было отремонтировано лишь наспех и поверхностно из-за халатности городского командира. В результате арабы сосредоточили свои усилия на этом участке. Защитники пытались защитить стену, подвешивая деревянные балки, чтобы смягчить удар, но они раскололись, и через два дня образовалась брешь. Теперь арабы неоднократно атаковали брешь, причем Афшин, Ашинас и Итах по очереди возглавляли своих людей в атаке, но защитники держались твердо. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В действительности город пал в результате предательства в середине августа, когда византийский офицер, командовавший прорывом, попытался начать сепаратные переговоры с аль-Мутасимом, и Аббасиды использовали затишье, чтобы начать внезапную атаку. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Падение
[ редактировать ]Несмотря на его успехи, звезда Афшина начала падать, по-видимому, из-за его зависти к Абдалле бин Тахеру , губернатору Хорасана , которого Афшин, очевидно, считал выскочкой и соперником за власть в Трансоксании. Афшин начал интриги с , каренидским князем и испахбадом Табаристана Мазьяром в Каспийском регионе. Афшин якобы тайно поощрял Мазьяра в надежде, что Абдаллах бин Тахер будет лишен поста губернатора, что позволит Афшину взять на себя пост губернатора. Восстание Мазьяра было подавлено в 839 году, и положение Афшина становилось все более трудным, что привело к тому, что Афшин впал в немилость. Его положение усугубилось обнаружением переписки между ним и Мазяром. Кроме того, губернатор Хорасана Абдаллах ибн Тахир утверждал, что он перехватил часть богатства Бабака, полученного Афшином в ходе предыдущей кампании, и пытался тайно передать его на земли Афшина в Ошрусане. Когда Мазьяр прибыл в Самарру , Афшин был арестован.
Мазяр участвовал в допросе бывшего генерала, утверждая, что Афшин вступил с ним в сговор. Другие присутствующие подняли дополнительные вопросы относительно искренности обращения Афшина в ислам из зороастризма . Он сказал: « Нет Бога, кроме Бога!» в Аль-Ватик. [ 33 ] [ 34 ] У Афшина были ответы на все обвинения. Он утверждал, что зороастрийские артефакты и книги, которыми он владеет, были семейными реликвиями еще до того, как он стал мусульманином. Он объяснил, что, когда он наказал пару мусульманских фанатиков, уничтожающих идолов в Ушрусане, он проявил разумное лидерство, направленное на поддержание гармонии на своей религиозно разнообразной территории. Он сказал своим недоброжелателям, что шаблонное обращение, которое его люди использовали в письме к нему на персидском языке как «господин господ», было просто традицией и не лишало законной силы его личную веру в единого Бога. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Все подобные ответы не имели успеха. Аль-Мутасим построил для Афшина специальную тюрьму. Он был известен как «Жемчужина» и имел форму минарета . Там он провел последние девять месяцев своей жизни и умер в мае – июне 841 года.
Река Тигр использовалась как свалка для его кремированных останков. [ 38 ] [ 39 ] Для распятия трупов Афшина, Мазияра и Бабака использовалось одно место. [ 14 ]
После его смерти Уструшана был исламизирован, тогда как до этого он сохранял храмы от разрушения. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д К. Эдмунд Босворт (2005), «ОСРУШАНА» в Энциклопедии Ираника. По состоянию на ноябрь 2010 г. [1] «Во время арабских вторжений в Трансоксанию в Осрушане была своя собственная линия иранских князей, Афшинов (Эбн Хорданбе, стр. 40), из которых самым известным был генерал халифа Моташема ( qv 833-42), Афшин Хайдар или Хайдар б. Кавус (ум. 841; см. АФШИН)», «Регион был мало урбанизирован и долгое время сохранял свое древнеиранское феодальное и патриархальное общество».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж CE Босворт. «Афшин» . Энциклопедия Ираника .
В период правления халифа Махди (158-69/775-85) Афшин Ошрусана упоминается среди нескольких подчинившихся ему номинально иранских и турецких правителей Трансоксании и среднеазиатских степей (Якуби, II, стр. 479).
- ^ Бахрамян, Али; Негабан, Фарзин. « Афшин » Исламская энциклопедия. Главные редакторы: Вилферд Маделунг и Фархад Дафтари. Brill Online, 2014. 15 сентября 2014 г.
- ^ В. Минорский, Исследования по истории Кавказа , Cambridge University Press, 1957 (сноска на странице 111).
- ^ Крамерс, Дж. Х. «Усрушана». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007 г.
- ^ Льюис, Бернард. «Политический язык ислама», опубликовано издательством Чикагского университета, 1991 г. отрывок со стр. 482: «Иранизирующее восстание Бабака в Азербайджане дало повод для обострения настроений в столице против людей, которые симпатизировали более явно иранской традиции. Победителем (837 г.) над Бабаком был аль-Афшин, который был потомственным персидским правителем округ за Оксом, но также и искусный полководец халифа».
- ^ Клиффорд Эдмунд Босворт (переводчик с комментариями), История аль-Табари Том. 33 «Буря и напряжение вдоль северных границ халифата Аббасидов: Халифат аль-Мутасима, 833–842 гг. Н.э./218–227 гг. Хиджры», SUNY Press, 1991 . Сноска 176 на стр. 59: «Отряд добровольцев Абу Дулафа из Нижнего Ирака будет состоять в основном из арабов, и, похоже, на самом деле между ним, как представителем арабского влияния при дворе халифата, и иранским Аль-Афшином существовала враждебность» ISBN 978-0-7914-0493-5
- ^ П.Б. Голден, «Хазарские тюркские гуламы на службе халифу», Journial Asiatique, 2004 , том. 292. стр. 292: Некоторые из солдат были рабами, другие, такие как аль-Афшин, отпрыск правящей среднеазиатской (Уструшана/Ушрусана) иранской семьи, явно ими не были».
- ^ Моттахеде, Рой, «Халифат Аббасидов в Иране», Кембриджская история Ирана, IV, изд. Р. Н. Фрай, 57–89. 1975, стр. 75: «Аль-муатизм выбрал для этой задачи Афшина, иранского короля Ушрусуны».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Д. Пайпс. Турки на ранней мусульманской службе — СТС, 1978, 2, 85–96. отрывок: «Хотя два классических источника утверждают, что он турок, он происходил из Ферганы, иранского культурного региона, и обычно не считался турецким»
- ^ Сурдел, Д. «Халифат Аббасидов». Страницы 104–39 в книге П. М. Холта, Энн К. С. Лэмбтон и Бернарда Льюиса (ред.), «Кембриджская история ислама», I. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. Цитата со стр. 125: «и, наконец, Мазьяра, местного вождя Табаристана, против которого халиф послал турецкого полководца Афшина, завоевателя Бабака».
- ^ М. А. Шабан, «Исламская история», Cambridge University Press, т. 2, 1978. Страница 63: «Эти новые войска были так называемыми «турками». Следует без колебаний сказать, что это самое вводящее в заблуждение неправильное название, которое привело к некоторые ученые до тошноты твердят о совершенно необоснованной интерпретации последующей эпохи, в течение которой они необоснованно приписывают все события турецкому господству. На самом деле подавляющее большинство этих войск не были турками. Часто отмечалось, что арабские источники используют этот термин. Тюрк в очень свободной форме. Эфталиты называются тюрками, так же как и народы Гургана, Хорезма и Систана. Действительно, за исключением согдийцев, арабские источники называют тюрками все народы, не подданные Сасанидской империи. В Самарре для новобранцев из каждого населенного пункта были предоставлены отдельные помещения. Группа из Ферганы называлась по названию своего района, и это название продолжало использоваться, поскольку его было легко произносить, но такие группы, как Иштаханджийя, Исбиджаббия и группы из подобных местностей. которые поначалу были в небольшом количестве, были объединены под общим термином тюрки из-за очевидных трудностей, с которыми арабы сталкивались при произношении таких иностранных имен. Хазары, которые также происходили из небольших местностей, которые даже невозможно было идентифицировать, поскольку они были в основном кочевниками, были, пожалуй, единственной группой, которая заслуживала названия тюрков на основании расовой принадлежности. Однако вместе с хазарами по общему описанию были отнесены и другие группы из Закавказья».
- ^ Усман Сайид Ахмад Исмаил Били, «Прелюдия к генералам», опубликовано Garnet & Ithaca Press, 2001. стр. 47: «Название «Тюрк» было дано всем этим войскам, несмотря на включение в них некоторых элементов иранского происхождения, Фергана. , Ушрусана и Шаш – места фактически были центрами сбора рабского материала… Судя по конкретным названиям их происхождения, Согд, Фергана, Уршусуна, Шахы, большинство из них могло быть иранского происхождения. "
- ^ Перейти обратно: а б Донне Раффа; Бузург Алави (1985). Тюремные документы Бозорга Алави: литературная одиссея . Издательство Сиракузского университета. стр. 85–. ISBN 978-0-8156-0195-1 .
- ^ чье имя, судя по Табари, III, стр. 1066 г. был чем-то вроде Хараканы; по словам Гардизи. Хабиби, с. 130
- ^ Энциклопедия Ираника, «Бабак Хоррами» Г.Х. Юсофи. Архивировано 6 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дафтари, Ф. (1998). «2» . В Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.). Сектантские и национальные движения в Иране, Хорасане и Трансоксании во времена Омейядов и ранних Аббасидов [ История цивилизаций Центральной Азии: эпоха достижений, 8750 г. н. э. до конца 15 века ]. ЮНЕСКО. п. 50. ISBN 92-3-103467-7 .
- ^ Доусетт, CJF (1957). «Забытый отрывок из «Истории кавказских албанцев». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 19 (3). Лондонский университет: 463. doi : 10.1017/s0041977x00133579 . S2CID 161234960. .
Среди пленных, захваченных Богхой аль-Кабир в 854 году, Джон Католикос и Товма Аркруни упоминают трех албанских князей: Атрнерсеха, господина Хачена, Сахла ибн-Сунбата, господина Шаке, Эсай Абу Мусу, господина Ктиша в Арцахе.
- ^ Уиттоу 1996 , стр. 152–153.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 437–440.
- ^ Перейти обратно: а б с Тредголд 1997 , с. 441.
- ^ Халдон 2001 , стр. 78, 80.
- ^ Перейти обратно: а б с д Халдон 2001 , с. 80.
- ^ Халдон 2001 , стр. 80, 82.
- ^ Бери 1912 , стр. 266–267.
- ^ Васильев 1935 , с. 152–154, 158–161.
- ^ Бери 1912 , стр. 267–268.
- ^ Васильев 1935 , с. 161–167.
- ^ Тредголд 1988 , с. 302.
- ^ Бери 1912 , стр. 268–270.
- ^ Тредголд 1988 , стр. 302–303.
- ^ Васильев 1935 , с. 167–170.
- ^ Уильям Харди Макнил; Мэрилин Робинсон Уолдман (1973). Исламский мир . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0-19-501571-3 .
- ^ Уильям Харди Макнил; Джин В. Седлар (1977). Чтения по всемирной истории . п. 148.
- ^ Табари против. 33, с. 187ф.
- ^ Уильям Харди Макнил; Мэрилин Робинсон Уолдман (1973). Исламский мир . Издательство Оксфордского университета. п. 144. ИСБН 978-0-19-501571-3 .
- ^ Уильям Харди Макнил; Джин В. Седлар (1977). Чтения по всемирной истории . п. 144.
- ^ Уильям Харди Макнил; Мэрилин Робинсон Уолдман (1973). Исламский мир . Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 978-0-19-501571-3 .
- ^ Уильям Харди Макнил; Джин В. Седлар (1977). Чтения по всемирной истории . п. 150.
- ^ Гитти Азарпай (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. стр. 19 –. ISBN 978-0-520-03765-6 .
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1987). История ат-Табари, том XXXII: Воссоединение халифата Аббасидов: Халифат аль-Маммуна, 813–33 гг. Н. Э. / 198–213 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-058-8 .
- Бери, Джон Багнелл (1912). История Восточной Римской империи от падения Ирины до воцарения Василия I (802–867 гг. н.э.) . Лондон: Макмиллан и компания.
- Халдон, Джон (2001). Византийские войны: сражения и кампании византийской эпохи . Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN 0-7524-1795-9 .
- Тредголд, Уоррен (1988). Византийское возрождение, 780–842 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1462-4 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Васильев, А. А. (1935). Византия и арабы, Том I: Династия Амориума (820–867) (на французском языке). Французский редактор: Анри Грегуар , Мариус Канар . Брюссель: Издания Института восточной филологии и истории.
- Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20496-6 .
- CE Босворт, «Афшин» , Иранская энциклопедия.
- Джон Бэгот Глабб , Империя арабов , Ходдер и Стоутон, Лондон, 1963 г.
- Э. де ла Вэсьер, Самарканд и Самарра. Центральноазиатские элиты в империи Аббасидов , Питерс, 2007 г. [2] Архивировано 16 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- Иранские генералы
- Рождения в 8 веке
- 841 смерть
- Аббасиды времен арабо-византийских войн
- Генералы Аббасидского халифата
- Узники и задержанные Аббасидского халифата
- Иранский народ 8-го века
- Иранский народ 9-го века
- Генералы 9 века
- Азербайджан под властью Аббасидского халифата
- согдийский народ
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата