Пол
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Сакифа арабский ( исламе : سَّقِيفَة , латинизированный : Сакифа ) клана Бану Саида относится к месту события в раннем , когда некоторые из сподвижников исламского пророка Мухаммеда присягнули на верность Абу Бакру как первому халифу и преемнику. Мухаммеду вскоре после его смерти в 11 году хиджры (632 г. н.э. ). Встреча Сакифы является одним из самых противоречивых событий в раннем исламе из-за исключения большого количества сподвижников Мухаммеда, включая его ближайших родственников и особенно Али , его двоюродного брата и зятя. Конфликты, возникшие вскоре после смерти Мухаммеда, считаются основной причиной нынешнего раскола среди мусульман. Тех, кто принял халифат Абу Бакра, позже назвали суннитами , а сторонников права Али на халифат позже назвали шиитами .
Историография
[ редактировать ]Арабское означает крытое общественное место для бесед, но в исторических текстах этот термин является синонимом конкретной встречи сразу после слово сакифа смерти Мухаммеда, на которой обсуждалась его преемственность. [1]
Предвзятые отчеты
[ редактировать ]Самые ранние сообщения о деле Сакифы были записаны в первой половине второго века хиджры или позже. К этому времени мусульманская община прочно разделилась на суннитский и шиитский лагеря. В результате сообщения суннитов Ибн Саада ( ум. 230/845 ), аль-Баладхури ( ум. 279/892 ) и даже ат-Табари ( ум. 310/923 ) отражают суннитские верования, тогда как эти авторы, симпатизировавшие шиитам, поддерживали их взгляды, в том числе Ибн Исхак ( ум. 151/768 ), аль-Якуби ( ум. 284/897–8 ) и аль-Масуди ( ум. 345/956 ). [2] Таким образом, Джафри подчеркивает необходимость изучения всех сообщений для получения достоверного отчета о событии. [3]
Например, Ибн Саад представляет крайне полемический отчет о деле Сакифы в своем «Китаб ат-Табакат аль-Кабир» : [4] где Али отсутствует в частности. [1] Джафри считает его пионером суннитской «благочестивой» техники. [4] который сохраняет только лучшие качества товарищей и подавляет любые противоречивые сообщения. [5] Точно так же поздние работы шиитов ат-Табарси ( ум. 548/1153 ) и аль-Маджлеси ( ум. 1699 ) носят полемический характер и не имеют большой исторической ценности, утверждает Джафри. [6]
Центральное положение Ибн Исхака
[ редактировать ]Самым ранним сообщением является сообщение Ибн Исхака в его «Сират расул Аллах» , редакция которого, сделанная суннитом Ибн Хишамом ( ум. 218/833 ), дошла до нас. Что нетипично, Ибн Хишам воздерживается от изменения изложения Ибн Исхака о деле Сакифы, которое, таким образом, представляет собой отчет, написанный шиитским автором и одобренный суннитским редактором-критиком. [6] Рассказ Ибн Исхака является основой современных исследований Джафри и Маделунга . [6] [7]
Другие авторы
[ редактировать ]В своем «Ансаб аль-Ашраф » [4] Суннитский аль-Баладхури частично следует благочестивой технике Ибн Саада, но также сохраняет некоторые противоречивые материалы о событии Сакифа в пользу Али. [8] С другой стороны, спорное содержание работ шиитов аль-Якуби часто отвергается более поздними авторами-суннитами как вымышленное, в то время как Джафри рассматривает свою работу как ценный сборник документов, переживших тенденциозные усилия историков суннитского большинства. , который в значительной степени подавлял или отвергал различные точки зрения. [9] Маделунг также считает, что шиитская или суннитская предвзятость отчета сама по себе не означает его фальсификацию. [10] Отчет ат-Табари о встрече в Сакифе в основном сбалансирован и непредвзят, отмечает Джафри, [6] и самый подробный, пишет Аюб ( ум. 2021 ). [11]
Ибн Аббас
[ редактировать ]Главным рассказчиком события Сакифа является Ибн Аббас ( ум. 68/687-8 ), двоюродный брат Мухаммеда и авторитет в научных кругах Медины . Он сам был свидетелем этого события, а также получил рассказ из первых рук от своего отца Аббаса, который в то время был политически активным. [12] Маделунг признает подлинность повествования Ибн Аббаса, отмечая, что оно отражает его характерную точку зрения. [7] Основная часть повествования Ибн Аббаса касается пятничной проповеди Умара в 23/644 г. [7] Хотя это не упоминается в большинстве суннитских отчетов, Маделунг и Джафри уверены, что второй халиф произнес речь, чтобы отговорить тех, кто мог планировать поддержать назначение Али халифом после Умара. [13] [14]
Событие
[ редактировать ]
При жизни Мухаммеда мусульмане Медины разделились на две группы: мухаджируны , принявшие ислам в Мекке и мигрировавшие в Медину вместе с Мухаммедом, и ансары , которые были родом из Медины и пригласили Мухаммеда управлять своим городом. [15]
Встреча Ансара
[ редактировать ]состоялось собрание ансаров . Сразу после смерти Мухаммеда в 11/632 г. в Сакифе ( букв. « двор » ) клана Бану Саида [16] пока его близкие родственники готовились к похоронам. [17] Распространено мнение , что ансары встретились там, чтобы определить между собой нового лидера мусульманской общины , намеренно исключив мухаджирунов. Об этом же заявил Умар в своей речи. [18] Ведущим кандидатом, возможно, был Саад ибн Убада . [19] сподвижник Мухаммеда и вождь Бану Хазрадж , большинства племени ансаров, который заболел в тот день. [20]
По мнению Маделунга, отсутствие мухаджирунов вместо этого указывает на то, что ансары встретились, чтобы восстановить свой контроль над Мединой, полагая, что мухаджируны в основном вернутся в Мекку после Мухаммеда. [18] С другой стороны, Джафри подозревает, что ансары встретились заранее, потому что боялись доминирования в Мекке и, возможно, осознавали свои планы на лидерство. [21]
Абу Бакр в Сакифе
[ редактировать ]Среди трех доступных традиций Джафри выбирает ту, которая фигурирует почти во всех его источниках, согласно которой известие о встрече Сакифы достигло Абу Бакра, Умара и Абу Убайды, когда они, скорее всего, находились в доме Абу Убайды, возможно, чтобы обсудить кризис лидерства. [22] Арнольд и Джафри уверены, что Абу Бакр и Умар ранее планировали или сформировали союз в ожидании смерти Мухаммеда. [23] [24] в то время как Маделунг приписывает это планирование только Абу Бакру. [25] В отчете Ибн Исхака кто-то затем сообщает Абу Бакру и Умару о встрече Сакифы: «Если вы хотите командовать людьми, тогда принимайте это до того, как их [ансар] действия станут серьезными». [17] Затем эти двое бросились в Сакифу в сопровождении Абу Убайды, возможно, чтобы предотвратить любое неожиданное развитие событий. [22] Некоторые призывали троих мужчин не делать этого, но они все равно настаивали, сообщает Умар. [20] [22]
Умар передает, что «мухаджируны» присоединились к Абу Бакру, а затем Умар предложил им пойти к ансарам, собравшимся в Сакифе. Маделунг отвергает это, отмечая, что Абу Бакр, Умар и Абу Убайда были единственными членами Мухаджируна на встрече Сакифы, возможно, в сопровождении нескольких родственников и клиентов. По мнению Маделунга, почти полное отсутствие мухаджирунов в Сакифе также объясняет отсутствие других сообщений об этом событии, утверждая, что ансары, должно быть, не хотели позже рассказывать о своем поражении. [26]
Высказывания Абу Бакра
[ редактировать ]Оказавшись там, Умар говорит, что он «понял, что они [ансары] намеревались отрезать нас от наших корней [т. е. курайшитов ] и узурпировать у нас власть». [20] Затем Абу Бакр встал и предупредил ансаров, что арабы не признают правление кого-либо, кроме племени Мухаммеда, курайшитов. Мухаджируны, утверждал Абу Бакр, были лучшими из арабов по происхождению и по местонахождению. [27] как цитирует Ибн Исхака. [17] Абу Бакр также отметил, что мухаджируны приняли ислам раньше и были ближе к Мухаммаду по родству, добавляет аль-Баладхури. [28] Отношения курайшитов с Мухаммедом также отмечены аль-Якуби. [27] и ат-Табари, [29] а также современным Моменом . [30] Маделунг, однако, считает маловероятным, что Абу Бакр поднял вопрос о родстве курайшитов с Мухаммедом, поскольку это вызвало бы вопросы о правах Бану Хашим , клана Мухаммеда и его ближайших родственников. [31]
Возвращаясь к рассказу Ибн Исхака, Абу Бакр, как сообщается, затем предложил ансарам выбрать Умара или Абу Убайду в качестве преемника Мухаммеда. Умар сообщает, что он был недоволен этим предложением, поскольку считал, что Абу Бакр имеет больше прав на власть, чем он сам. [27] Маделунг расценивает это как маневр Абу Бакра, направленный на то, чтобы представить себя в качестве приемлемой альтернативы Умару и Абу Убайде для Ансара, добавляя, что Абу Убайде не хватало известности, в то время как Умар, очевидно, только что дискредитировал себя перед встречей, публично отрицая смерть Мухаммеда. [32]
Насилие в Сакифе
[ редактировать ]В сообщении Ибн Исхака продолжается рассказ о том, что Хабаб ибн Мундхир , ветеран битвы при Бадре , возразил Абу Бакру, предложив, чтобы курайшиты и ансары выбрали своих отдельных правителей между собой. [18] [33] Затем последовал жаркий спор, сообщает Умар, пока он не попросил Абу Бакра протянуть руку и не присягнул ему на верность. Другие последовали его примеру, утверждает он, добавив: «Затем мы набросились на Саада, пока один из них не крикнул: «Ты убил Саада ибн Убаду». Я сказал: «Пусть Бог убьет Саада». [18]
Всплеск насилия в Сакифе указывает на то, что значительная часть ансаров, должно быть, изначально отказалась следовать примеру Умара, пишет Маделунг. В противном случае, утверждает он, не было бы необходимости избивать их вождя Саада ибн Убаду. [34] Саад оставался непокорным до тех пор, пока его не убил « джинн » во время правления Умара. [35] [1] возможно, по наущению второго халифа. [36] [11]
Или
[ редактировать ]Отсутствие в Сакифе
[ редактировать ]Двоюродный брат и зять Мухаммеда готовили тело Мухаммеда к захоронению вместе с другими близкими родственниками и, вероятно, не знали о продолжающейся встрече Сакифы. [37] [30] После присяги Умара Абу Бакру в сакифском отчете Куфана ан -Нахаи ( ум. 96/714-15 ) добавляется: «Но ансары или некоторые из них сказали: «Мы не будем присягать никому, кроме Али». Каэтани отвергает это сообщение из-за его шиитской окраски, в то время как Маделунг принимает его, отмечая, что ан-Нахаи не известен своими симпатиями к шиитам, и в остальном его рассказ явно суннитский. [36] Точно так же аль-Якуби пишет, что Ансар аль-Мундхир ибн Аркам прервал разбирательство и выдвинул Али на пост преемника. [38] [39] Современный Джафри, [38] ряд, [40] и момент [30] заявляют, что некоторые защищали дело Али в Сакифе.
Маделунг не уверен, обсуждалась ли преемственность Али в Сакифе, но считает это вероятным. [36] комментируя, что ансары, естественно, обратились бы к Али из-за их семейных связей с пророком. [41] [примечание 1] Умар в своей проповеди объяснил, что они потребовали от ансаров немедленной присяги на верность Сакифе, потому что, как он утверждал, в противном случае они могли бы избрать кого-то из своих на смену Мухаммеду. [34] Ссылаясь на это утверждение, Маделунг предполагает, что Умар отчасти опасался, что ансары выдвинут дело Али между собой. [28] Это предложение также поддержал МакХьюго. [42]
Дело Али
[ редактировать ]Шура
[ редактировать ]Маделунг считает, что широкая шура , в которой Али должен был быть выбран, привела бы к избранию Али: Ансары поддержали бы Али из-за их семейных связей с Мухаммедом. [43] [44] Среди мухаджирунов кандидатуру Али, вероятно, поддержал бы могущественный клан курайшитов Абд Шамс из-за их тесных связей с Бану Хашим и несмотря на их конфликты. [43] Их вождь Абу Суфьян действительно предложил Али свою поддержку после назначения Абу Бакра. [45] [46] но Али отверг его, заявив, что он обеспокоен единством зарождающегося ислама. [45] Совместная поддержка Ансаров и Абд Шамса привела бы Али к халифату, предполагает Маделунг. Он добавляет, что простая логика династической преемственности, вероятно, возобладала бы в общей шуре в пользу Али . [47] Некоторые другие также считают вероятным, что Али был бы избран на официальном собрании. [42]
Достоинства
[ редактировать ]С точки зрения достоинств, те же аргументы, которые отдавали предпочтение Абу Бакру перед ансарами (родство, служение исламу, происхождение и т. д.), вероятно, отдали бы предпочтение Али перед Абу Бакром. [24] [19] на что часто ссылаются шиитские авторы в поддержку права Али на преемственность. [19] По мнению Джафри, суннитские аргументы, оправдывающие халифат Абу Бакра на том основании, что он возглавил молитву в последние дни Мухаммеда, отражают более поздние богословские разработки. Он также считает связанные традиции запутанными и противоречивыми. [24] В том же духе Леконт пишет, что Мухаммед уважал Абу Бакра, но считает молитвенную историю неубедительной, поскольку формально она не имеет отношения к политическому руководству общины. [1] Шабан идет дальше и не придает значения молитвенной истории, говоря, что Мухаммед в прошлом часто делегировал эту задачу другим. [48]
Молодость
[ редактировать ]Распространенный аргумент суннитских и западных ученых заключается в том, что молодой Али, которому в то время было около тридцати лет, [49] не мог быть серьезным кандидатом в халифат. [50] [51] Это вид Веччиа Валььери , [46] Ламменс , а также Шабан, [52] который предполагает, что Али не был привлечен к ответственности. [48] Напротив, Аслан утверждает, что Али регулярно брал на себя ключевые обязанности, несмотря на свою молодость, когда Мухаммед был жив. [49] В качестве альтернативы Маделунг утверждает, что молодость Али имела бы значение только в том случае, если бы было соглашение о наследственном преемственности Мухаммеда. [50]
В Коране
[ редактировать ]Семьям прошлых пророков отведена заметная роль в Коране. [53] После пророков прошлого их родственники избираются Богом в качестве духовных и материальных наследников пророков Корана. [54] [55] Семья Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ) также занимает выдающееся положение в Коране. [56] [57] [58] Таким образом, поскольку Коран отражает взгляды Мухаммеда, Маделунг утверждает, что он не мог рассматривать свою преемственность иначе, чем пророки прошлого, или считать Абу Бакра своим естественным преемником. [59] Джафри развивает аналогичную аргументацию. [60] Это также точка зрения шиитов. [61]
Мнения Али
[ редактировать ]
Вечча Вальери не уверен, действительно ли Али надеялся стать преемником Мухаммеда, поскольку, согласно суннитским источникам, он не предпринял никаких усилий, чтобы захватить власть, несмотря на то, что Аббас и Абу Суфьян советовали ему сделать это. [46] С другой стороны, Аюб описывает умеренную оппозицию Али в суннитских источниках как извиняющуюся. [62] Он и некоторые другие утверждают, что Али считал себя наиболее квалифицированным человеком, способным возглавить мусульманскую общину после Мухаммеда, в силу своих заслуг и родства с Мухаммедом. [62] [63] [64] [65] [66] Эти авторы утверждают, что Али в конечном итоге отказался от своих претензий на халифат ради единства зарождающегося ислама, находящегося в кризисе, когда стало ясно, что мусульмане не поддерживают его дело в целом. [67] [68] [69] Если бы мусульманская община отдавала предпочтение Али, предполагает Маделунг, он больше не считал бы халифат своим правом, но и своим долгом. [67] Ведь в речах и письмах, приписываемых Али, неоднократно подчеркивается, что руководство мусульманской общиной является прерогативой семьи Мухаммеда ( Ахль аль-Байт ). [70]
Мавани, Маделунг и Шах-Каземи добавляют, что Али далее считал себя назначенным преемником Мухаммеда на основании божественного указа Гадир Хумма . [71] [72] [66] Аюб не согласен, [44] но признает, что Али и некоторые другие действительно считали его наиболее подходящим руководителем. [73] В подтверждение своих утверждений Маделунг цитирует суннитское заявление, приписываемое Али, когда он после долгой задержки присягнул Абу Бакру. [67] Он также отмечает, что Али публично упомянул Гадир Хумм после своего восхождения на халифат в 656 году. [72] Мавани аналогичным образом цитирует некоторые сообщения суннитов и шиитов: [74] включая процедуры избирательного совета в 644 году, когда Али отказался подчиняться старшинству первых двух халифов. [75] [76] В другом сообщении ат-Табари указывается, что Али снова публично исключил практики Абу Бакра и Умара из Сунны (Мухаммеда), когда его сторонники присягнули ему на верность в Куфе . [77] [78]
Маделунг считает, что взгляды Али на преемственность в основном соответствуют сегодняшним шиитским убеждениям. [79] и Лалани и Дафтари имеют схожие мнения, [80] [70] тогда как Векча Вальери считает, что шиитские убеждения сфабрикованы, поскольку Али «не проявил склонности к легитимизму». [46] Напротив, некоторые другие подробно описывают публичное противодействие Али назначению Абу Бакра в Сакифе. [26] [81] Хотя Али, скорее всего, не отказался от претензий на халифат, похоже, он принял первых трех халифов в качестве администраторов и правителей. [82] Действительно, Маделунг выделяет некоторые суннитские хадисы, согласно которым Али восхвалял Абу Бакра и Умара: [79] в то время как некоторые другие отмечают склонность суннитов сводить к минимуму и нейтрализовать конфликты между сподвижниками после Мухаммеда, [83] [84] [85] особенно о деле Сакифы. [86] [87] [88] В Вакат Сиффин и некоторых других ранних шиитских источниках Али противопоставляет коррумпированность третьего халифа Усмана политическому руководству Абу Бакра и Умара, хотя он и отвергает их религиозную легитимность. [89] Похожий пример - отчет ) о переговорах перед битвой при Сиффине Ибн Музахима ( ум. 827-8 (657 г. ), в котором цитируется высказывание Али о том, что Абу Бакр и Умар правили справедливо, хотя они незаконно приняли на себя халифат. . [90] Мавани и Мария М. Дакаке предполагают, что Али рассматривал преемственность Абу Бакра как отступление, которое превратилось в полномасштабное отклонение с восстанием Муавии во время его собственного халифата. [91] [92] Это также шиитская точка зрения, представленная шиитским юристом Рухоллой Хомейни ( ум. 1989 ). [93]
Племенная политика
[ редактировать ]Бану Аус
[ редактировать ]Можно задаться вопросом, что позволило горстке мухаджиров навязать свою волю ансарам в Сакифе. Ибн Исхак и Каэтани связывают это с более ранним сговором между Мухаджируном и Бану Аус , племенем, соперничающим с Бану Хазрадж среди ансаров. Маделунг отвергает это как маловероятное, но предполагает, что Усаид ибн Худайр , вождь Бану Аус, должно быть, поддержал Абу Бакра в Сакифе и унес с собой большинство Аусов. [34] это также следует из соответствующего отчета ат-Табари. [24] Джафри также предполагает, что из-за глубоко укоренившейся вражды между меньшинством Бану Аус и большинством Бану Хазрадж было предпочтительнее подчиниться первому правлению курайшитов. [94] Момен придерживается аналогичного мнения. [19] и Аюб считает соперничество между Бану Хазрадж и Бану Аус решающим фактором в назначении Абу Бакра, [95] который, как сообщается, напомнил ансарам об этом соперничестве в рассказе Сакифы о сунните аль-Джахизе ( ум. 869 ), тем самым возобновив их доисламский конфликт, по словам Аюба. [96]
Бану Хазрадж
[ редактировать ]Позиции Бану Хазрадж были еще больше ослаблены внутренним соперничеством, особенно между их главой Саадом ибн Убадой и его двоюродным братом Башром ибн Саадом. Последний был одним из первых, кто сломал ряды и поддержал Абу Бакра. [97] [24] Джафри считает, что после того, как соглашение по поводу Абу Бакра было почти достигнуто, хазраджи сочли неразумным отставать и рисковать потерять благосклонность нового правителя. [24]
Banu Taym
[ редактировать ]Джафри предполагает, что соперничество между более крупными кланами внутри мухаджирунов облегчило им принятие правления Абу Бакра, принадлежавшего к небольшому клану Бану Тайм . [33]
Бану Аслам
[ редактировать ]И Маделунг, и Каэтани считают, что решающим фактором для Абу Бакра было своевременное прибытие в Медину племени Бану Аслам , большое количество которого заполнило улицы Медины. Племя Бану Аслам было известно своей враждебностью по отношению к ансарам и с готовностью поддержало стремление Абу Бакра к власти. Умар часто отмечал: «Только когда я увидел Бану Аслам, я стал уверен в [нашей] победе». Сегодня неизвестно, произошло ли это случайно или Бану Аслам были проинформированы об амбициях Ансара. [98]
Бану Хашим
[ редактировать ]ревность
[ редактировать ]Клан Мухаммеда, Бану Хашим, и особенно его известный дядя Аббас поддержали преемственность Али. [1] [99] Аслан предполагает, что исключение Али из дела Сакифы было преднамеренным и отражало страх курайшитов, что объединение пророчества и халифата в Бану Хашим сделало бы их слишком могущественными. [100] Разговор на этот счет между хашимитом Ибн Аббасом и Умаром цитируется Моменом и Маделунгом. [19] [43] Бывший автор высказывает точку зрения, аналогичную Аслану: [101] в то время как последний признает «ревность курайшитов», [102] но считает, что простая логика династической преемственности, тем не менее, возобладала бы в широкой шуре в пользу Али. [47] По мнению Кини, мекканская элита была обеспокоена тем, что халифат Али удержал бы будущее руководство общиной от их рук и внутри Бану Хашим. [103]
Наследственное преемственность
[ редактировать ]Ламменс считает, что арабам не нравилось наследственное лидерство, в то время как Маделунг ограничивает это отношение арабами- бедуинами . Он утверждает, что среди курайшитов наследственное лидерство не было редкостью, что отражает их веру в то, что благородные качества передаются по наследству. Эту точку зрения разделяет Аслан. [49] Афсаруддин и Шарон утверждают, что родство не было фактором в раннем исламе, тогда как Амир-Моззи и Мавани оспаривают эту точку зрения. [104] [105] В частности, Мавани пишет, что племенные ценности были глубоко укоренены в арабском обществе того времени, согласно которому родство и знатное происхождение были основными признаками идентичности и источником власти. [104] Кини считает, что в традиционном арабском обществе лидерство передавалось по наследству и передавалось по наследству в широком смысле этого слова. [103] Льюис ( ум. в 2018 г. ) говорит, что арабская традиция заключалась в том, чтобы выбирать шейха из одной семьи. Однако Али был двоюродным братом и зятем Мухаммеда, что, по его словам, не имеет большого значения. [106]
Недостаток
[ редактировать ]Ибн Исхак и Ибн Хишам передают, что Умар в своей знаменитой речи сказал: «Присяга на верность Абу Бакру была фальтой [ т.е. опрометчивой и необдуманной сделкой]. [107] но Бог отвратил зло этого». [24] [20] С другой стороны, суннит аль-Баладхури цитирует Умара в своем «Ансабе» , который сказал: «Ей-богу, клятва на верность Абу Бакра не была фальтой », добавляя, что Мухаммед уже назначил Абу Бакра своим преемником. В другом повествовании аль-Баладхури Умар называет ложью то, что дело Сакифы было фальтой . Маделунг отвергает оба сообщения аль-Баладхури как маловероятные. [20]
Легитимность
[ редактировать ]Маделунг подозревает, что Умар считал дело Сакифы фальтой , поскольку оно исключило из принятия решений большинство мухаджирунов, и особенно родственников Мухаммеда, участие которых было жизненно важно для законного результата. [34] Возможно, из-за его сомнительной юридической силы, Умар также предостерег мусульман в своей речи от того, чтобы они когда-либо следовали примеру Сакифы. [108] [109] Аналогичные опасения выражают Аббас и Момен. [110] [19] Уокер добавляет, что родственники Мухаммеда были недовольны поспешным назначением Абу Бакра, лишившим их права голоса в этом вопросе. [16]
Джафри отмечает известность Абу Бакра, но отмечает, что его назначение было решением группы сподвижников, поспешно навязанным другим, и его успех был обусловлен деликатными групповыми конфликтами в Медине. [24] Некоторые современные авторы далее критиковали дело Сакифы как «закулисную сделку» и «переворот», на который сильно повлияла доисламская племенная политика. [16] [111] [112] [101] [113] [114] [115] Зло фалты , которое, как думал Умар, было предотвращено Богом, прорвется позже в форме Первой Фитны , предполагает Маделунг. [116]
Консолидация
[ редактировать ]Умар в своей проповеди утверждал, что «шеи всех мусульман были вытянуты [в послушании] ради Абу Бакра», хотя Маделунг считает более вероятным, что его авторитет поначалу был весьма шатким. [117] Сообщается, что после встречи Сакифы Абу Бакр направился в мечеть Пророка. [37] и произнес там свою инаугурационную речь. [1] Аббас и Хэзлтон отмечают, что Мухаммед к этому времени уже был похоронен: [112] [118] с исключением Абу Бакра из погребальных обрядов. [119] По словам Маделунга, с помощью племен Бану Аслам и Бану Аус Умар доминировал на улицах, чтобы заручиться клятвами верности со стороны медийцев. [117] В хронологическом порядке Абу Бакр получил поддержку Усмана и Бану Омейядов , Саада и Абд ар-Рахмана ибн Ауфа , Бану Зухра , Зубайра и, наконец, Али. [1]
Оппозиция Али
[ редактировать ]Аль-Баладхури сообщает, что Бану Хашим и некоторые сподвижники собрались в доме Али, узнав о назначении Абу Бакра. [120] [26] Среди них были дядя Мухаммеда Аббас и Зубайр . [26] Эти протестующие считали Али законным преемником Мухаммеда. [121] [122] возможно, имеется в виду заявление Мухаммеда в Гадир-Хумме . [123] Микдад , Салман , Абу Зарр , Тальха также были среди соратников, поддержавших дело Али. [124]
Угрозы в адрес Али
[ редактировать ]Сообщается, что Абу Бакр поручил Умару обеспечить клятву верности Али. [125] [37] Как отметил ат-Табари, [117] последний затем привел вооруженную толпу к резиденции Али и пригрозил поджечь дом, если Али и его сторонники не присягнут на верность Абу Бакру. [37] [121] [126] [127] Вскоре сцена стала жестокой, [117] [128] но толпа отступила без залога Али после того, как его жена Фатима умоляла их. [37] как сообщается в суннитском « аль-Имама ва ас-сияса» . [129] В качестве альтернативы аль-Баладхури утверждает, что Али капитулировал и присягнул Абу Бакру сразу после угрозы Умара. [130] Напротив, канонические «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» сообщают, что Али дал клятву Абу Бакру после того, как Фатима умерла некоторое время спустя. [131]
Бойкот Али
[ редактировать ]Маделунг считает, что Абу Бакр позже объявил бойкот Али, а также Бану Хашим, чтобы отказаться от поддержки Али. [132] В результате известные люди перестали разговаривать с Али, о чем говорится в суннитском хадисе, приписываемом Аише . [132] Те, кто первоначально поддерживал Али, постепенно отвернулись и присягнули на верность Абу Бакру, добавляет Джафри. [133] В то же время Али отклонил предложения продвинуть свои претензии силой. [134] [46] возможно, ради единства зарождающегося ислама. [69] [68] [62]
Нападение на дом Али и его залог
[ редактировать ]Хотя существует значительная неопределенность в отношении событий, [117] [133] [125] [121] Али, скорее всего, не присягал на верность Абу Бакру до тех пор, пока его жена Фатима не умерла в течение шести месяцев после ее отца Мухаммеда, как сообщается в некоторых канонических суннитских трудах. [131] В шиитских источниках смерть (и выкидыш) юной Фатимы объясняется нападением на ее дом с целью подчинить Али по приказу Абу Бакра. [135] [121] [122] [136] Сунниты категорически отвергают эти обвинения. [136] Говорят, что после смерти Фатимы и отсутствия народной поддержки Али отказался от своих претензий на халифат ради единства зарождающегося ислама. [67] [134] [137] По словам Мавани, страна столкнулась с внутренними и внешними угрозами. [75] В отличие от жизни Мухаммеда, [76] [75] Считается, что Али ушел из общественной жизни во времена халифатов Абу Бакра, Умара и Усмана. [138] что было истолковано как молчаливое осуждение первых трех халифов. [76] Хотя он, по общему мнению, консультировал Абу Бакра и Умара по государственным и религиозным вопросам, [138] [139] взаимное недоверие и враждебность Али к двум халифам хорошо документированы. [140] [141] [112] но в суннитских источниках в значительной степени преуменьшается или игнорируется. [142] [83] Их разногласия проявились во время заседаний избирательного совета в 644 году, когда Али отказался подчиняться старшинству первых двух халифов. [75] [76] Напротив, шииты склонны рассматривать клятву Али на верность Абу Бакру как (принудительный) акт политической целесообразности или такия . [61] тем самым отвергая данное Али когда-либо обещание. [143] Обвинение, которое Али дал Абу Бакру под принуждением, встречается также в «Аль-Имама ва ас-Сияса» : [144] иногда приписывают Ибн Кутайбе ( ум. 889 ), но, возможно, написаны другим суннитским автором в эпоху Аббасидов . [29] Эти конфликты после смерти Мухаммеда считаются корнями нынешнего разделения среди мусульман. [3] Тех, кто принял халифат Абу Бакра, позже назвали суннитами, а сторонники права Али на халифат впоследствии сформировали шиитов. [145]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Женой Хашима , матерью Абд аль-Мутталиба , была Сальма бинт Амр из племени Хазрадж . [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лекомт 2022 .
- ^ Джафри 1979 , стр. 23, 32.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 29.
- ^ Джафри 1979 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Джафри 1979 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 31.
- ^ Джафри 1979 , с. 32.
- ^ Маделунг 1997 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 15.
- ^ Джафри 1979 , стр. 25–6.
- ^ Маделунг 1997 , с. 29.
- ^ Джафри 1979 , стр. 34–5.
- ^ Хава 2017 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Уокер 2014 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Момент 1985 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и Маделунг 1997 , с. 30.
- ^ Джафри 1979 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 36.
- ^ Арнольд 2016 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джафри 1979 , с. 39.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 38–40.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Джафри 1979 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 18.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 37–8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 33.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 34–5.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Джафри 1979 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 37–8.
- ^ Аюб 2014 , с. 14.
- ^ Строка 2000 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , §1.III.
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 40–1.
- ^ Jump up to: а б с д и Векча Валььери 2022 .
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 41–2.
- ^ Jump up to: а б Шабан 1976 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Лео 2011 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 42.
- ^ Аслан 2011 , с. 117.
- ^ Аслан 2011 , стр. 117–8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 8.
- ^ Маделунг 1997 , с. 17.
- ^ Джафри 1979 , стр. 14–16.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 12–16.
- ^ Джафри 1979 , с. 16.
- ^ Аббас 2021 , стр. 58, 64–66.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 16–7.
- ^ Джафри 1979 , стр. 14–22.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2022 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Аюб 2014 , с. 24.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 141, 253.
- ^ Мавани 2013 , с. 113-4.
- ^ Момент 1985 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2022 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1997 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 44–5.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Листы 2014 , с. 27.
- ^ Мавани 2013 , стр. 114, 117.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 253.
- ^ Аюб 2014 , стр. 9, 24.
- ^ Мавани 2013 , стр. 113–5, 131–2.
- ^ Jump up to: а б с д Мавани 2013 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с д Энтони, 2013 год .
- ^ Маделунг 1997 , стр. 252–3.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 2022 .
- ^ Строка 2006 , с. 590.
- ^ Табатабай 1975 , с. 10.
- ^ Кини 2021 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2022 , с. 78.
- ^ Лукас 2004 , с. 255-84.
- ^ Суфий 1997 , с. 120.
- ^ Хетия 2013 , с. 39.
- ^ Джафри 1979 , с. 43.
- ^ Суфий 1997 , с. 83.
- ^ Дакаке 2008 , с. 260.
- ^ Аюб 2014 , с. 113.
- ^ Мавани 2013 , с. 114.
- ^ Дакаке 2008 , с. 50.
- ^ Мавани 2013 , с. 204н8.
- ^ Джафри 1979 , стр. 38–9.
- ^ Аюб 2014 , с. 23.
- ^ Аюб 2014 , стр. 11–2.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 33–4.
- ^ Маделунг 1997 , с. 34.
- ^ Шуайб 2013 , с. 524.
- ^ Аслан 2011 , стр. 118–9.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 18–9.
- ^ Маделунг 1997 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Кини 2021 , §3.1.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 34.
- ^ Афсаруддин 2013 , с. 185.
- ^ Льюис 1968 , с. 50.
- ^ Маделунг 1997 , с. 22.
- ^ Мавани 2013 , с. 2.
- ^ Аюб 2014 , с. 41.
- ^ Аббас 2021 , с. 93.
- ^ Валовой 2012 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 94.
- ^ Куперсон 2000 , с. 25.
- ^ Маделунг 1997 , с. 56.
- ^ Льюис 1968 , с. 51.
- ^ Маделунг 1997 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и Маделунг 1997 , с. 43.
- ^ Хэзлтон 2009 , с. 65.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 41.
- ^ Хетия 2013 , стр. 31–2.
- ^ Jump up to: а б с д Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Верный 2018 .
- ^ Амир-Моэцци 2022 .
- ^ Штайгервальд 2004 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 97.
- ^ Кутбуддин 2006 , с. 249.
- ^ Кортезе и Кальдерини 2006 , с. 8.
- ^ Джафри 1979 , с. 41.
- ^ Хетия 2013 , с. 34.
- ^ Суфий 1997 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Суфий 1997 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 43–4.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 40–1.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 44.
- ^ Хетия 2013 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Аббас 2021 , с. 98.
- ^ Момент 1985 , стр. 19, 20.
- ^ Jump up to: а б Наср и Афсаруддин 2021 .
- ^ Декабрь 1982 г.
- ^ Аслан 2011 , с. 122.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 42, 52–54, 213–4.
- ^ Джафри 1979 , с. 45.
- ^ Строка 2000 , с. 22.
- ^ Аюб 2014 , с. 20.
- ^ Бади 2017 , с. 3.
Источники
[ редактировать ]- Уокер, Адам Х. (2014). «АБУ БАКР АЛЬ-СИДДИК (ок. 573-634)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 1–4. ISBN 9781610691772 .
- Гросс, Макс (2012). «Мусульмане-шииты и безопасность: центральное место Ирана». В Сипле, Крис; Гувер, Деннис; Отис, Паулетта (ред.). Справочник Routledge по религии и безопасности . Рутледж. ISBN 9781136239328 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Куперсон, Майкл (2000). Классическая арабская биография: Наследники пророков в эпоху аль-Мамуна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-42669-5 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Лекомт, Г. (2022). «Ас-Сахифа» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Бади, Дина (2017). После Саддама: американская внешняя политика и разрушение секуляризма на Ближнем Востоке . Лексингтонские книги. п. 3. ISBN 978-1-4985-3900-5 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Суфи, Дениз Луиза (1997). Образ Фатимы в классической мусульманской мысли (кандидатская диссертация). Принстонский университет. ПроКвест 304390529 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Мавани, Хамид (2013). Религиозный авторитет и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Хэзлтон, Лесли (2009). После Пророка: эпическая история шиитско-суннитского раскола в исламе . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780385532099 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Феделе, Валентина (2018). «ФАТИМА (605/15-632 гг. н.э.)» . В де-Гайя, Сьюзен (ред.). Энциклопедия женщин в мировых религиях . АВС-КЛИО. п. 56. ИСБН 9781440848506 .
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «ФАТИМА (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–7. ISBN 9781610691772 .
- Хава, Салам (2017), Стирание арабской политической идентичности: колониализм и насилие , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-1-317-39006-0
- Шабан, Массачусетс (1976). Исламская история: Том 1, 600–750 гг. Н.э. (132 г. хиджры): новая интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521291316 .
- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2022). «Гадир Хумм» . Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Кутбуддин, Тахера (2006). «ФАТИМА (АЛЬ-ЗАХРА) БИНТ МУХАММАД (ОК. 12 ДО ХИДЖРЫ-11/ОК. 610-632)» . В Мэри, Джозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. стр. 248–50. ISBN 978-0415966900 .
- Кортезе, Делия; Кальдерини, Симонетта (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама (Первое изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748617333 .
- Шуайб, Фиазуддин (2013). «преемственность» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 524–6. ISBN 9780691134840 .
- Афсаруддин, Асма (2013). Первые мусульмане: история и память . Публикации Oneworld. ISBN 9781780744483 .
- Штайгервальд, Диана (2004). Мартин, Ричард С. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. Первый. Справочник Macmillan США. стр. 35–8. ISBN 9780028656045 .
- Векча Валььери, Л. (2022). «Али Б. Аби Талиб» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Энтони, Шон В. (2013). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Маделунг, В. (2022). «Сухая» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Лукас, Скотт С. (2004). Конструктивная критика, хадисная литература и формулирование суннитского ислама: наследие поколения Ибн Саада, Ибн Маина и Ибн Ханбала . Брилл. ISBN 9789004133198 .
- Арнольд, Томас В. (2016). Халифат . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781315443225 .
- Кини, Хизер Н. (2021). 'Усман ибн 'Аффан: легенда или ответственность? . Публикации Oneworld. ISBN 9781786076984 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
- Лалани, Арзина Р. (2006). «Шииты» . В Лимане, Оливер (ред.). Коран: энциклопедия . Рутледж. стр. 586–93. ISBN 9-78-0-415-32639-1 .
- Шах-Каземи, Реза (2022). Имам Али: краткая история, вневременная тайна . ИБ Таурис. ISBN 9781784539368 .
- Льюис, Бернард (1968). Арабы в истории . Хатчинсон и Ко.
- Пунавала, Индиана (1982). «АЛИ Б. АБЕ ТАЛЕБ I. Жизнь» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание .
- Наср, Сейед Хоссейн; Афсаруддин, Астма (2021). "Али " энциклопедия Британская
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Дакаке, Мария Масси (2008). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-7033-6 .
- Дафтари, Фархад (2014). История шиитского ислама . Академик Блумсбери. ISBN 9781780768410 .
- Табатабай, СМХ (1975). Шиитский ислам . Перевод Насра, SH State University of New York Press. ISBN 0873953908 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибн Хишам ; Ибн Исхак (1955), Жизнь Мухаммеда: перевод Сират расул Аллах Исхака , перевод Альфреда Гийома , Oxford University Press