Мешок Мекки
Мешок Мекки | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войн между карматами и Аббасидским халифатом. | |||||||
![]() Карта Аравии 930 года. Карматская территория выделена оранжевым цветом. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Карматы Бахрейна | Аббасидский халифат | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Абу Тахир аль-Джаннаби | Мухаммад ибн Исмаил † |
Разграбление Мекки произошло 11 января 930 года, когда разграбили священный карматы Бахрейна город мусульман во время ритуалов паломничества хаджа .
Карматы, радикальная исмаилитская секта, основанная в Бахрейне на рубеже 9-го века, ранее нападала на караваны паломников, совершающих хадж , и даже вторгалась и совершала набеги на Ирак , центр Аббасидского халифата , в 927–928 годах. В 928 году карматский вождь Абу Тахир аль-Джаннаби убедился, что долгожданный Махди , мессия, который возвестит последние времена и аннулирует существующие религиозные законы, прибыл в лице молодого перса Абу'л- Фадль аль-Исфахани . В результате аль-Джаннаби повел своих людей против Мекки во время хаджа зимой 929–930 гг.
Карматы проникли в город якобы для совершения паломничества, но тут же перешли к нападению на паломников. Город разграблялся в течение восьми-одиннадцати дней, многие паломники были убиты и оставлены непогребенными, при этом даже Кааба , самое святое место ислама, была разграблена, а все ее украшения и реликвии вывезены в Бахрейн, включая Черный камень . Этот акт был равносилен полному разрыву между карматами и исламским миром, и за ним в 931 году последовало откровение аль-Исфахани как Бога, явившегося перед верующими карматами. Однако вскоре выяснилось, что Махди не был таким, и его убили. Исламское право было восстановлено в Бахрейне, и карматы вступили в переговоры с правительством Аббасидов, результатом которых стало заключение мирного договора в 939 году и, в конечном итоге, возвращение Черного камня в Мекку в 951 году.
Фон
[ редактировать ]Происхождение карматов Бахрейна
[ редактировать ]В 880-х и 890-х годах исмаилитский шиитский миссионер Абу Саид аль-Джаннаби приобрел сильных последователей среди бедуинских племен Бахрейна . [1] В 899 году движение исмаилитов раскололось на ветвь, последовавшую за руководством будущего фатимидского халифа Абдаллы аль-Махди , и тех, кто отверг его претензии на имамата , известных как « карматы ». То ли по искреннему убеждению, то ли из политической целесообразности, Абу Саид встал на сторону последней фракции. [2] [3] В союзе с местными бедуинскими племенами Бану Килаб и Бану Укайл , а также с купцами из Персидского залива , Абу Саид смог захватить столицу региона и в 900 году укрепил ее независимость, разгромив армию Аббасидов, посланную для восстановления контроля. Бахрейна. [4]
При правлении Абу Саида карматы Бахрейна оставались неучаствующими в неудачных восстаниях исмаилитов 900-х годов против суннитского халифата Аббасидов в Сирии и Ираке или в создании халифата Фатимидов в Ифрикии . Помимо набега на Басру в 912 году, они также сохранили мир с Аббасидами, обеспеченный за счет пожертвований денег и оружия, присланных визирем Аббасидов Али ибн Исой ибн аль-Джаррахом . [5] Абу Саид был убит в 913/4 году, и ему наследовали, по крайней мере номинально, все его сыновья вместе взятые. [6] Самый старший, Абуль-Касим Саид аль-Джаннаби , поначалу был выдающимся, но его правление было недолгим; в 923 году его сменил более амбициозный и воинственный младший сын Абу Тахир аль-Джаннаби . [7] [8] [9]
Абу Тахир и война с Аббасидами
[ редактировать ]Под предводительством 16-летнего Абу Тахира карматы начали набеги на Аббасидский халифат с внезапного нападения на Басру в августе 923 года. Город грабили в течение 17 дней, пока карматы не ушли беспрепятственно и с огромным поезд с добычей и рабами. [8] [10] В марте 924 года карматы уничтожили караван хаджа , возвращавшийся из Мекки в Багдад , взяв в плен многих знатных людей при дворе Аббасидов. [10] [11]
Реакция правительства Аббасидов на нападения карматов была безрезультатной: карматские набеговые отряды были небольшими, но очень мобильными, что гарантировало, что любой военный ответ Аббасидов придет слишком поздно. В то же время карматская база в Бахрейне была в безопасности от возмездия Аббасидов. [12] Фракционное соперничество при дворе Аббасидов, особенно между визирем и Ибн аль-Фуратом главнокомандующим Мунисом аль-Музаффаром , еще больше препятствовало эффективному реагированию. [13] [14]
Караван хаджа 925 года был атакован на пути в Мекку и, несмотря на эскорт из 6000 человек, был вынужден повернуть обратно в Куфу, преследуемый карматами, неся тяжелые потери. [13] [15] Карматы потребовали сдачи Басры и Хузистана , а когда им было отказано, они вошли в Куфу и грабили ее в течение семи дней. Грабеж был настолько велик, что даже железные ворота города были разобраны и вывезены обратно в Бахрейн. [13] [16]

В следующем сезоне хаджа, в январе 926 года, сильный военный эскорт обеспечивал безопасность паломников, однако власти заплатили карматам изрядную сумму за пропуск. Во время следующего хаджа караван пришлось полностью отменить, поскольку у правительства Аббасидов не было средств для обеспечения эскорта, и в Мекке распространилась паника, поскольку ее жители покинули город в ожидании нападения карматов, которого так и не последовало. [13]
Карматское вторжение в Ирак и открытие Махди
[ редактировать ]Вместо этого в октябре/ноябре 927 года карматы под предводительством Абу Тахира вторглись в Ирак: Куфа была захвачена, а местные сторонники шиитов объявили о конце династии Аббасидов и скором приходе исламского мессии Махди . [17] [16] [18] Карматы в то время ожидали прибытия Махди и начала последней эпохи мира в 928 году, когда Сатурн и Юпитер соединятся планеты . [16]
Наступление карматов на Багдад было остановлено, когда Аббасиды прорвали каналы, затопили поля и разрушили мосты, ведущие в столицу Аббасидов. [19] [20] Карматы отступили через Евфрат, но продолжили путь на север вдоль реки в Верхнюю Месопотамию , совершая набеги по пути и собирая выкупы из местных городов. [21] [22]
Наконец, летом 928 года карматы отступили в свои дома в Бахрейне, а Абу Тахир оставил после себя стихотворение, в котором обещал вернуться, и назвал себя вестником Махди . [23] Подготовка к возвращению Махди набирала был построен укрепленный дар аль-Хиджра обороты: в оазисе Аль-Ахса , и многие сторонники шиитов присоединились к карматам по их возвращению, стремясь присутствовать при . прибытии Махди [16] [24]
Среди пленников, взятых во время вторжения, был молодой перс по имени Абуль-Фадл аль-Исфахани , взятый в Касре ибн Хубайре ; в этом мальчике, около двадцати лет, с надменным поведением, Абу Тахир признал долгожданного Махди . [25] [26]
Резня паломников и разграбление города
[ редактировать ]
В 929 году, после нескольких лет перерыва, караваны хаджа возобновились под военным конвоем и прибыли в Мекку в декабре 929 года. [23] [27] 11 января, в день начала обряда хаджа, перед городом появилась карматская армия под командованием Абу Тахира. Местный гарнизон сначала пытался их остановить, но Абу Тахир заявил о своем праве на въезд как мусульманин и пообещал обеспечить безопасность города и всех его жителей. [23]
Однако, как только Абу Тахир и его люди оказались в городе, они начали убивать паломников, собравшихся для ритуального обхода Каабы , в то время как их лидеры насмешливо восклицали стихи Корана, обещающие божественную защиту через Каабу ( 3:97 , 106:3–4). ). [23] Трупы оставили без присмотра и не похоронили, а некоторые бросили в священный колодец Замзам . [23] Среди убитых был губернатор Мекки Мухаммад ибн Исмаил, известный как Ибн Мухариб. [27]
Карматы разграбили Каабу, опустошив ее реликвии и лишив ее драгоценных предметов и украшений; даже двери убрали, и только золотой водосток на крыше . остался [28] Наконец, Черный Камень был смещен и унесен. [27] [29] Говорят, что Абу Тахир сочинил стихотворение, в котором провозгласил: «Этот дом [Кааба] не принадлежит Богу, поскольку Бог никогда не выбирает дом для Себя». [27]
Одно сообщение, которое современные ученые считают преувеличенным, предполагает, что добыча из Каабы была настолько огромной, что потребовалось перевезти пятьдесят верблюдов обратно в Бахрейн. [27] Из хранившихся в Мекке реликвий удалось спасти только Макама Ибрагима , тайно вывезенного из города. [27] По крайней мере, по одному сообщению, некоторые жители города присоединились к резне, напав на паломников. [27] Карматы продолжали убивать и грабить в течение восьми-одиннадцати дней, каждую ночь удаляясь в свой лагерь за городом и возвращаясь на следующий день. [27] На обратном пути карматы попали в засаду, устроенную племенем Бану Худхайл в рамках более крупного конфликта между обеими сторонами . Последняя смогла освободить многих пленников и вернуть большую часть добычи, прежде чем карматам удалось сбежать. [27]
Мотивы нападения
[ редактировать ]Мотивы этого нападения карматов и кражи Черного камня остаются неясными. [7] По словам историка Хью Н. Кеннеди , «они, несомненно, надеялись на уступки со стороны правительства в обмен на возвращение [Черного камня] и, возможно, даже надеялись направить хадж с предоставленными им торговыми возможностями в свою собственную столицу». в [аль-Ахсе]». [30] Однако предположение о том, что карматы намеревались направить хадж в аль-Ахсу, было оспорено несколькими историками, в том числе одним из первых современных исследователей исмаилизма Михаэлем Яном де Гоеже . [27]
Как указывает историк Хайнц Хальм , нападение не было простым набегом на «неверующих» или Аббасидов, которых карматы считали узурпаторами: разграбление Каабы было актом кощунства, которое фактически разорвало связи между карматами и Ислам. [29] Карматская доктрина проповедовала, что все предыдущие богооткровенные религии — иудаизм, христианство и сам ислам — и их писания были лишь завесами: они навязывали внешние ( захир ) формы и правила, которые должны были скрыть внутреннюю ( батин ), истинную религию, какой она была. практиковался в Раю. Приход Махди не только возвестит конец времен, но также раскроет эти эзотерические истины ( хакаик ) и освободит человечество от внешних ограничений религиозного закона ( шариата ). [31] Насмешливое чтение сур Хальм объясняет очевидным желанием карматов «доказать ошибочность коранического откровения». [23] и разграбление Мекки согласуется с их верой в то, что с приходом Махди как Бога, проявленного на Земле, все предыдущие религии оказались ложными, так что от них и их символов пришлось отказаться. [32] По мнению историка Фархада Дафтари , передача Черного камня аль-Ахсе должна была «предположительно символизировать конец эпохи ислама» и начало новой мессианской эпохи. [16] Хотя аль-Исфахани не раскрывался публично до 931 года, Хальм утверждает, что события 930 года, вероятно, связаны с мессианскими ожиданиями, возложенными на него Абу Тахиром, и должны были подготовить почву для появления Махди . [33]
Последствия
[ редактировать ]Разграбление Мекки и осквернение самых святых мусульманских мест вызвали огромный шок и возмущение в мусульманском мире. [27] [16] и выявил слабость правительства Аббасидов. [34] И Аббасиды, и халиф Фатимидов Абдаллах аль-Махди направили Абу Тахиру письма с упреками и призвали немедленно вернуть Черный камень. [16] [35] Письма были проигнорированы, и Абу Тахир приступил к расширению своей власти: после завоевания Омана он, казалось, был готов повторить свое вторжение в Ирак, но хотя его люди захватили и грабили Куфу в течение 25 дней в 931 году, он внезапно повернул обратно в Бахрейн. [27] [36]
Причиной, вероятно, было все более причудливое и самодержавное поведение аль-Исфахани, которому поклонялись как живому богу и который казнил нескольких ведущих карматов. Это вызвало сопротивление, в том числе со стороны собственной матери Абу Тахира; предполагаемый Махди подвергся испытанию, выяснилось, что он не способен творить чудеса, и был убит. [37] [24] Абу Тахиру удалось сохранить власть над Бахрейном, а карматское руководство осудило весь этот эпизод как ошибку и вернулось к своей прежней приверженности исламским законам. [38] [39] Дело ложного Махди нанесло ущерб репутации Абу Тахира и подорвало моральный дух карматов, многие из которых покинули Бахрейн, чтобы искать службу в армиях различных региональных полевых командиров. [38]
В последующие годы карматы Бахрейна вступили в переговоры с правительством Аббасидов, что привело к заключению мирного договора в 939 году и, в конечном итоге, к возвращению Черного камня в Мекку в 951 году. Эти события ознаменовали, по словам Хью Кеннеди, «ассимиляция государства Кармати в мусульманский политический порядок». [38] [40] Будучи доминирующей силой на востоке и севере Аравийского полуострова, карматы даже начали предлагать свои услуги — хорошо оплачиваемые — в качестве охранников караванов хаджа; [41] когда бедуинское племя Бану Сулайм совершило набег на караваны в 966 году, карматы заставили их вернуть добычу. [42] Когда завоевание Фатимидами Египта и последующее вторжение Фатимидов в Левант угрожало сорвать это прибыльное предприятие, карматский лидер аль-Хасан аль-Асам, не колеблясь, объединился с Аббасидами против конкурирующей исмаилитской империи; в городах, отнятых у Фатимидов, карматы даже читали пятничную проповедь от имени аббасидского халифа аль-Мути . [43] В конце концов, Фатимиды победили, и к 975 году власть Карматов в регионе была окончательно сломлена. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хальм 1991 , стр. 37–38.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 116–117, 121.
- ^ Маделунг 1996 , стр. 24–29.
- ^ Кеннеди, 2023 , стр. 271–272.
- ^ Хальм 1991 , стр. 176, 225–226.
- ^ Хальм 1991 , стр. 176, 225.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2023 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 226.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 121, 147–148.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 148.
- ^ Хальм 1991 , стр. 226–227.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1991 , стр. 227.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 33–34.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Листы 2007 , с. 149.
- ^ Хальм 1991 , стр. 228.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 37–38.
- ^ Кеннеди 2013 , стр. 38–39.
- ^ Хальм 1991 , стр. 227–228.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 39.
- ^ Хальм 1991 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хальм 1991 , стр. 229.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1996 , с. 49.
- ^ Хальм 1991 , стр. 230–231.
- ^ Дафтари 2007 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Резазаде Лангаруди 2015 .
- ^ Хальм 1991 , стр. 229–230.
- ^ Jump up to: а б Хальм 1991 , стр. 230.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 27.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 97–98, 129–132.
- ^ Хальм 1991 , стр. 231–233.
- ^ Хальм 1991 , стр. 230–231, 235.
- ^ Кеннеди 2013 , с. 42.
- ^ Маделунг 1996 , с. 37.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 149–150.
- ^ Хальм 1991 , стр. 231–235.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 151.
- ^ Хальм 1991 , стр. 236.
- ^ Кеннеди 2023 , с. 273.
- ^ Хальм 2003 , стр. 93.
- ^ Хальм 2003 , стр. 95.
- ^ Хальм 2003 , стр. 95–96.
- ^ Хальм 2003 , стр. 96–99.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Кеннеди, Хью (2013). «Правление аль-Муктадира (295–320/908–32): История» . Кризис и преемственность при дворе Аббасидов: формальная и неформальная политика в халифате аль-Муктадир (295–320/908–32) . Лейден: Брилл. стр. 13–47. дои : 10.1163/9789004252707_003 . ISBN 978-90-04-25271-4 .
- Кеннеди, Хью (2023). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (4-е изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-367-36690-2 .
- Маделунг, Уилферд (1996). «Фатимиды и кармати Бахрейна» . В Дафтари, Фархад (ред.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета . стр. 21–73. ISBN 978-0-521-00310-0 .
- Резазаде Лангаруди, Реза (2015). «Абу Тахир аль-Джаннаби» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Перевод Фарзина Негабана. Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .