Jump to content

Таннус аль-Шидьяк

Таннус ибн Юсуф аль-Шидьяк ( ок. 1794–1861 ), также транслитерируемый Таннус эль-Шидьяк , был маронитским клерком и эмиссаром шихабских эмиров, феодальных вождей и откупщиков Османского Горного Ливана , а также летописцем, наиболее известным своим работа о благородных семьях Горного Ливана, «Ахбар аль-Аян фи Джабаль Лубнан» («История знати Горного Ливана»). Он родился в районе Кесерван на горе Ливан в семье клерков, служивших шихабским эмирам и другим местным вождям. Таннуса обучали арабской и сирийской грамматике, и на протяжении всей своей карьеры, служа шихабским эмиру и будучи торговцем, он получал образование в области медицины, юриспруденции, логики, этики, естественных наук, турецкого и итальянского языков.

Таннус написал рукописи о своей маронитской секте, арабской и исламской истории, разговорном арабском языке Горного Ливана и своей семье, некоторые из которых были утеряны. Важнейшей из его работ была «Ахбар аль-айан фи Джабаль Лубнан» , которой руководил Бутрус аль-Бустани , и опубликованная отдельными частями в 1855 и 1859 годах. В ней он описал природную и политическую географию Горного Ливана, документально зафиксировав генеалогии его феодальных семей и хронику истории правления таких семей, как Бухтуриды , Маны , Ассафы , Сайфа и Шихабы. Его хроника стала одним из основных источников современной истории Мамлюка и Османского Ливана.

Биография

[ редактировать ]

Таннус, вероятно, родился около 1794 года. [ 1 ] Он был старшим из пяти сыновей Абу Хусейна Юсуфа аль-Шидьяка, четырьмя другими были Мансур, Асад, Галиб и Фарис . [ 2 ] Шидияки были учеными маронитами- мирянами, родом из древней Сирии, а затем проживавшими в районе Кесервана в центральном Горном Ливане . [ 3 ] Члены семьи служили учителями и клерками у мусульманской, христианской и друзской знати Горного Ливана и его окрестностей с начала 17 века. Их образование и отношения с ведущей знатью помещали их во второй слой местной аристократии, и поэтому их члены носили титул шейха - местный ранг ниже эмира , равный званию феодальных вождей региона. [ 4 ]

Дед Таннуса Мансур покинул Кесерван, чтобы служить шиитскому эмиру Баальбека Хайдару аль-Харфушу в 1741 году на два года, а затем переехал в Хазмию недалеко от Бейрута в 1755 году, где служил шихабскому эмиру Касиму ибн Умару, отцу Башира II . В конце концов он поселился в Хадате , продолжая работать на Касима до смерти последнего в 1768 году, после чего работал на двух других эмиров-шихабов. Отец Таннуса сменил Мансура, а позже служил шихабскому эмиру Хасану ибн Умару, который перевез его обратно в родовую деревню шидьяков Ашкут в Кесерване. [ 4 ]

Образование, служба у шихабских эмиров и торговая карьера.

[ редактировать ]

Таннусу было около 10 лет, когда его семья переехала в Ашкут, и информации о его раннем образовании нет; современный историк Камаль Салиби предполагает, что он учился на дому. В 1809 году его преподавал элементарный арабский и сирийский язык у учителя Юсуфа аль-Хукайима в соседней деревне Госта. Его учеба была прервана до конца года, когда Башир II, который стал верховным правителем и откупщиком Горного Ливана, назначил отцом Таннуса мутасаллим Шувейра (сборщик налогов) из в районе Матна к югу от Кесервана, а вскоре и из Захле в долине Бекаа . Семья впоследствии вернулась в Хадат, где Таннус преподавал Асаду арабскую и сирийскую грамматику, которую он выучил в Госте. [ 1 ] В 1810 году он служил клерком у шихабского эмира Салмана Али и помогал ему в призыве на военную службу в Шаххаре , недалеко от Бейрута. [ 5 ]

В 1813 году Таннуса отправили учиться в маронитское монашеское заведение Айн Варка , самую престижную маронитскую школу того времени, среди учеников которой был Бутрус аль-Бустани . Несколько приступов головных болей вынудили его до конца года закончить там обучение, после чего его место занял брат Асад. [ 6 ] После того, как Асад окончил учебу в 1818 году, Таннус изучал этику . у него [ 5 ]

Таннус начал свою карьеру в торговле в 1818 году, занимаясь бизнесом в Дамаске , где в том же году он также представлял шихабов в небольшом политическом посольстве. Он продолжал свою коммерческую карьеру до самой смерти, а также был нанят Шихабами в качестве политического агента и шпиона, что дало ему важное представление о политических интригах его времени. Он участвовал вместе с войсками Башира II в битве против османского губернатора Дамаска в 1821 году. [ 5 ]

В результате смерти отца в 1821 году Таннус стал финансово ответственным за свою мать, двух своих младших сестер, Адлу и Вардию, и своего брата Фариса. Некоторое время спустя он женился, и у него родилось двое сыновей, Фарис и Наджа, первый из которых умер в младенчестве. После смерти его братьев Галиба в 1840 году и Мансура в 1842 году он также стал ответственным за маленьких сыновей первого Захира и Бишара, а также сына Галиба. [ 5 ] Его торговый бизнес сообщал о дефиците на протяжении большей части периода между 1821 и 1856 годами, и для удовлетворения потребностей своих растущих иждивенцев он получал дополнительный доход в качестве учителя и переписчика. Он также начал изучать медицину в 1823 году и начал практиковать шесть лет спустя. [ 7 ]

Таннус продолжил свое образование в различных областях, изучая логику в 1832 году, турецкий и итальянский языки в 1835 году, естественные науки в 1848 году и юриспруденцию в 1849 году. В течение этого последнего года он также изучал риторику у Насифа аль-Язиджи , известного арабского писателя из Горного Ливана. [ 7 ]

В отличие от своих более известных братьев Асада, ставшего протестантом , и Фариса, принявшего ислам и принявшего имя Ахмад, Таннус оставался набожным маронитом. [ 8 ] Он безуспешно пытался отговорить Асада от принятия протестантского учения; В конце концов Асад умер под стражей Маронитской церкви за свои убеждения. В своей карьере в 1840-х годах, десятилетии, отмеченном раздорами между друзами и маронитами Горного Ливана, Таннус выступал в защиту знатных маронитов. [ 9 ]

Литературные произведения

[ редактировать ]

Таннус начал писать исторические труды в 1833 году, начиная с Тариха ат-таифа аль-Марунийя («История маронитской секты»), ныне утерянного краткого изложения маронитского историка и патриарха Истифана ад-Дувайхи истории маронитов 17-го века . . Он также написал ливанский разговорный арабский словарь. [ 8 ] который прочитал американский миссионер Эли Смит , но местонахождение которого в настоящее время неизвестно. [ 10 ] Он написал незаконченную книгу о турецком языке в 1835 году и резюмировал другую работу ад-Дувайхи, «Тарих аль-Азмина» («История времени»), в 1845 году. [ 8 ] Три года спустя он написал историю арабских и исламских правителей, которая также утеряна. [ 8 ] В 1850 году Таннус написал историю своей семьи, основной источник своей биографии, под названием «Тарих ва амаль бану аш-Шидьяк» («История и достижения шидьяков»). [ 11 ]

История знати Горного Ливана

[ редактировать ]

Самой важной из работ Таннуса была «Ахбар аль-аян фи Джабаль Лубнан» («История знати Горного Ливана»), которую он завершил в 1855 году. [ 12 ] Печатный труд составил 770 страниц и был разделен на три части. [ 13 ] Первая часть была посвящена природной и политической географии Горного Ливана и его окрестностей и состояла из пяти глав: в первой главе были определены границы Горного Ливана и даны данные о его населении; второй суммировал истории восьми главных прибрежных городов финикийцев , а именно Триполи , Батруна , Библоса, Джунии , Бейрута, Сидона , Тира и Акры ; третий описал девять главных рек горы ; четвертый подробно описывал феодальные районы горы, а пятый представлял собой таблицу населения. [ 14 ]

Вторая часть «Ахбар аль-айана» была посвящена генеалогии феодальных семей Горного Ливана, где каждая семья имела право на главу и группировалась на три категории: мусульмане, марониты и друзы — первоначально мусульмане и друзы Шихаб и Аби. Семьи лама, по крайней мере часть которых обратилась в христианство, были объединены с маронитами. [ 14 ]

Третья и самая длинная часть «Ахбар аль-Айана» посвящена династическим и феодальным правителям Горного Ливана, начиная с « мардаитских » правителей северных частей горы, а затем в отдельных главах, не в хронологическом порядке, рассматриваются власть Бухтуридов из Гарба , Манидов из Шуфа , Ассафов из Кесервана, Сайфа из Аккара , Шихабов, Абил-Лам и Арсланов из Гарба. [ 15 ]

Таннус цитировал в качестве своих источников историка-маронита Ибн аль-Килаи (ум. 1516), историка-друза Ибн Сибата (ум. 1520), ад-Дувайхи, Хайдара аль-Шихаби (ум. 1821), биографию Фахра аль-Шихаби (ум. 1821). -Дин II аль- Халиди ас-Сафади (ум. 1624), отец Джозеф Ассеманус (ум. 1782), отец Ханания аль-Мунайир (ум. 1820) из Зука Мосбеха , мелькитский поэт Бутрус Карами из Хомса (ум. 1851). ), а также устные и печатные истории и судебные реестры генеалогий Шихаба, Джумблата , Хазена , Хубайша и Талхука. [ 16 ] Первая и вторая части книги были опубликованы 13 июня 1855 года американской прессой под руководством Бутруса аль-Бустани. [ 13 ] Третья часть была опубликована 26 мая 1859 года. [ 17 ]

По словам историка Юсефа Шуейри, «репутация Таннуса как летописца во многом опирается на его Ахбар аль-Айан ». [ 18 ] Салиби интерпретирует «Ахбар аль-Аян» как работу мирянина-маронита, который писал «как ливанец, а не как маронит», не принимая во внимание богословский активизм более ранних маронитских историков, таких как Дувайхи и Ибн аль-Килай. [ 18 ] Историк Филип Хитти назвал это произведением «судьи шихабских амиров и составителя анналов феодальных семей Ливана». [ 18 ] Асад Рустум прокомментировал « Ахбар аль-Аян» : «В некотором смысле история Шидьяка представляет собой не что иное, как отчет об усилиях эмира [Башира] избавиться от своих соперников». [ 18 ]

  1. ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 163.
  2. ^ Салиби 1959 , стр. 162, 163, примечание 2.
  3. ^ Хитти, Филип (1965). Входят марониты и друзы . Спрингер . п. 96. ИСБН  978-1-349-00566-6 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 162.
  5. ^ Jump up to: а б с д Кросс 1959 , с. 164.
  6. ^ Салиби 1959 , стр. 163–164.
  7. ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 165.
  8. ^ Jump up to: а б с д Кросс 1959 , с. 166.
  9. ^ Choueiri 2003 , с. 147.
  10. ^ Линтаси 1959 , с. 166, примечание 4.
  11. ^ Салиби 1959 , стр. 166–167.
  12. ^ Кросс 1959 , с. 167.
  13. ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 168.
  14. ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 170.
  15. ^ Кросс 1959 , с. 171.
  16. ^ Салиби 1959 , стр. 171–172.
  17. ^ Кросс 1959 , с. 169.
  18. ^ Jump up to: а б с д Шуэйри 2003 , с. 148.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c89dbe0ac5cb3fcb2c9952a32fb3010d__1720114260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/0d/c89dbe0ac5cb3fcb2c9952a32fb3010d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tannus al-Shidyaq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)