Таннус аль-Шидьяк
Таннус ибн Юсуф аль-Шидьяк ( ок. 1794–1861 ), также транслитерируемый Таннус эль-Шидьяк , был маронитским клерком и эмиссаром шихабских эмиров, феодальных вождей и откупщиков Османского Горного Ливана , а также летописцем, наиболее известным своим работа о благородных семьях Горного Ливана, «Ахбар аль-Аян фи Джабаль Лубнан» («История знати Горного Ливана»). Он родился в районе Кесерван на горе Ливан в семье клерков, служивших шихабским эмирам и другим местным вождям. Таннуса обучали арабской и сирийской грамматике, и на протяжении всей своей карьеры, служа шихабским эмиру и будучи торговцем, он получал образование в области медицины, юриспруденции, логики, этики, естественных наук, турецкого и итальянского языков.
Таннус написал рукописи о своей маронитской секте, арабской и исламской истории, разговорном арабском языке Горного Ливана и своей семье, некоторые из которых были утеряны. Важнейшей из его работ была «Ахбар аль-айан фи Джабаль Лубнан» , которой руководил Бутрус аль-Бустани , и опубликованная отдельными частями в 1855 и 1859 годах. В ней он описал природную и политическую географию Горного Ливана, документально зафиксировав генеалогии его феодальных семей и хронику истории правления таких семей, как Бухтуриды , Маны , Ассафы , Сайфа и Шихабы. Его хроника стала одним из основных источников современной истории Мамлюка и Османского Ливана.
Биография
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Таннус, вероятно, родился около 1794 года. [ 1 ] Он был старшим из пяти сыновей Абу Хусейна Юсуфа аль-Шидьяка, четырьмя другими были Мансур, Асад, Галиб и Фарис . [ 2 ] Шидияки были учеными маронитами- мирянами, родом из древней Сирии, а затем проживавшими в районе Кесервана в центральном Горном Ливане . [ 3 ] Члены семьи служили учителями и клерками у мусульманской, христианской и друзской знати Горного Ливана и его окрестностей с начала 17 века. Их образование и отношения с ведущей знатью помещали их во второй слой местной аристократии, и поэтому их члены носили титул шейха - местный ранг ниже эмира , равный званию феодальных вождей региона. [ 4 ]
Дед Таннуса Мансур покинул Кесерван, чтобы служить шиитскому эмиру Баальбека Хайдару аль-Харфушу в 1741 году на два года, а затем переехал в Хазмию недалеко от Бейрута в 1755 году, где служил шихабскому эмиру Касиму ибн Умару, отцу Башира II . В конце концов он поселился в Хадате , продолжая работать на Касима до смерти последнего в 1768 году, после чего работал на двух других эмиров-шихабов. Отец Таннуса сменил Мансура, а позже служил шихабскому эмиру Хасану ибн Умару, который перевез его обратно в родовую деревню шидьяков Ашкут в Кесерване. [ 4 ]
Образование, служба у шихабских эмиров и торговая карьера.
[ редактировать ]Таннусу было около 10 лет, когда его семья переехала в Ашкут, и информации о его раннем образовании нет; современный историк Камаль Салиби предполагает, что он учился на дому. В 1809 году его преподавал элементарный арабский и сирийский язык у учителя Юсуфа аль-Хукайима в соседней деревне Госта. Его учеба была прервана до конца года, когда Башир II, который стал верховным правителем и откупщиком Горного Ливана, назначил отцом Таннуса мутасаллим Шувейра (сборщик налогов) из в районе Матна к югу от Кесервана, а вскоре и из Захле в долине Бекаа . Семья впоследствии вернулась в Хадат, где Таннус преподавал Асаду арабскую и сирийскую грамматику, которую он выучил в Госте. [ 1 ] В 1810 году он служил клерком у шихабского эмира Салмана Али и помогал ему в призыве на военную службу в Шаххаре , недалеко от Бейрута. [ 5 ]
В 1813 году Таннуса отправили учиться в маронитское монашеское заведение Айн Варка , самую престижную маронитскую школу того времени, среди учеников которой был Бутрус аль-Бустани . Несколько приступов головных болей вынудили его до конца года закончить там обучение, после чего его место занял брат Асад. [ 6 ] После того, как Асад окончил учебу в 1818 году, Таннус изучал этику . у него [ 5 ]
Таннус начал свою карьеру в торговле в 1818 году, занимаясь бизнесом в Дамаске , где в том же году он также представлял шихабов в небольшом политическом посольстве. Он продолжал свою коммерческую карьеру до самой смерти, а также был нанят Шихабами в качестве политического агента и шпиона, что дало ему важное представление о политических интригах его времени. Он участвовал вместе с войсками Башира II в битве против османского губернатора Дамаска в 1821 году. [ 5 ]
В результате смерти отца в 1821 году Таннус стал финансово ответственным за свою мать, двух своих младших сестер, Адлу и Вардию, и своего брата Фариса. Некоторое время спустя он женился, и у него родилось двое сыновей, Фарис и Наджа, первый из которых умер в младенчестве. После смерти его братьев Галиба в 1840 году и Мансура в 1842 году он также стал ответственным за маленьких сыновей первого Захира и Бишара, а также сына Галиба. [ 5 ] Его торговый бизнес сообщал о дефиците на протяжении большей части периода между 1821 и 1856 годами, и для удовлетворения потребностей своих растущих иждивенцев он получал дополнительный доход в качестве учителя и переписчика. Он также начал изучать медицину в 1823 году и начал практиковать шесть лет спустя. [ 7 ]
Таннус продолжил свое образование в различных областях, изучая логику в 1832 году, турецкий и итальянский языки в 1835 году, естественные науки в 1848 году и юриспруденцию в 1849 году. В течение этого последнего года он также изучал риторику у Насифа аль-Язиджи , известного арабского писателя из Горного Ливана. [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]В отличие от своих более известных братьев Асада, ставшего протестантом , и Фариса, принявшего ислам и принявшего имя Ахмад, Таннус оставался набожным маронитом. [ 8 ] Он безуспешно пытался отговорить Асада от принятия протестантского учения; В конце концов Асад умер под стражей Маронитской церкви за свои убеждения. В своей карьере в 1840-х годах, десятилетии, отмеченном раздорами между друзами и маронитами Горного Ливана, Таннус выступал в защиту знатных маронитов. [ 9 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Таннус начал писать исторические труды в 1833 году, начиная с Тариха ат-таифа аль-Марунийя («История маронитской секты»), ныне утерянного краткого изложения маронитского историка и патриарха Истифана ад-Дувайхи истории маронитов 17-го века . . Он также написал ливанский разговорный арабский словарь. [ 8 ] который прочитал американский миссионер Эли Смит , но местонахождение которого в настоящее время неизвестно. [ 10 ] Он написал незаконченную книгу о турецком языке в 1835 году и резюмировал другую работу ад-Дувайхи, «Тарих аль-Азмина» («История времени»), в 1845 году. [ 8 ] Три года спустя он написал историю арабских и исламских правителей, которая также утеряна. [ 8 ] В 1850 году Таннус написал историю своей семьи, основной источник своей биографии, под названием «Тарих ва амаль бану аш-Шидьяк» («История и достижения шидьяков»). [ 11 ]
История знати Горного Ливана
[ редактировать ]Самой важной из работ Таннуса была «Ахбар аль-аян фи Джабаль Лубнан» («История знати Горного Ливана»), которую он завершил в 1855 году. [ 12 ] Печатный труд составил 770 страниц и был разделен на три части. [ 13 ] Первая часть была посвящена природной и политической географии Горного Ливана и его окрестностей и состояла из пяти глав: в первой главе были определены границы Горного Ливана и даны данные о его населении; второй суммировал истории восьми главных прибрежных городов финикийцев , а именно Триполи , Батруна , Библоса, Джунии , Бейрута, Сидона , Тира и Акры ; третий описал девять главных рек горы ; четвертый подробно описывал феодальные районы горы, а пятый представлял собой таблицу населения. [ 14 ]
Вторая часть «Ахбар аль-айана» была посвящена генеалогии феодальных семей Горного Ливана, где каждая семья имела право на главу и группировалась на три категории: мусульмане, марониты и друзы — первоначально мусульмане и друзы Шихаб и Аби. Семьи лама, по крайней мере часть которых обратилась в христианство, были объединены с маронитами. [ 14 ]
Третья и самая длинная часть «Ахбар аль-Айана» посвящена династическим и феодальным правителям Горного Ливана, начиная с « мардаитских » правителей северных частей горы, а затем в отдельных главах, не в хронологическом порядке, рассматриваются власть Бухтуридов из Гарба , Манидов из Шуфа , Ассафов из Кесервана, Сайфа из Аккара , Шихабов, Абил-Лам и Арсланов из Гарба. [ 15 ]
Таннус цитировал в качестве своих источников историка-маронита Ибн аль-Килаи (ум. 1516), историка-друза Ибн Сибата (ум. 1520), ад-Дувайхи, Хайдара аль-Шихаби (ум. 1821), биографию Фахра аль-Шихаби (ум. 1821). -Дин II аль- Халиди ас-Сафади (ум. 1624), отец Джозеф Ассеманус (ум. 1782), отец Ханания аль-Мунайир (ум. 1820) из Зука Мосбеха , мелькитский поэт Бутрус Карами из Хомса (ум. 1851). ), а также устные и печатные истории и судебные реестры генеалогий Шихаба, Джумблата , Хазена , Хубайша и Талхука. [ 16 ] Первая и вторая части книги были опубликованы 13 июня 1855 года американской прессой под руководством Бутруса аль-Бустани. [ 13 ] Третья часть была опубликована 26 мая 1859 года. [ 17 ]
По словам историка Юсефа Шуейри, «репутация Таннуса как летописца во многом опирается на его Ахбар аль-Айан ». [ 18 ] Салиби интерпретирует «Ахбар аль-Аян» как работу мирянина-маронита, который писал «как ливанец, а не как маронит», не принимая во внимание богословский активизм более ранних маронитских историков, таких как Дувайхи и Ибн аль-Килай. [ 18 ] Историк Филип Хитти назвал это произведением «судьи шихабских амиров и составителя анналов феодальных семей Ливана». [ 18 ] Асад Рустум прокомментировал « Ахбар аль-Аян» : «В некотором смысле история Шидьяка представляет собой не что иное, как отчет об усилиях эмира [Башира] избавиться от своих соперников». [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 163.
- ^ Салиби 1959 , стр. 162, 163, примечание 2.
- ^ Хитти, Филип (1965). Входят марониты и друзы . Спрингер . п. 96. ИСБН 978-1-349-00566-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д Кросс 1959 , с. 164.
- ^ Салиби 1959 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д Кросс 1959 , с. 166.
- ^ Choueiri 2003 , с. 147.
- ^ Линтаси 1959 , с. 166, примечание 4.
- ^ Салиби 1959 , стр. 166–167.
- ^ Кросс 1959 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Кросс 1959 , с. 170.
- ^ Кросс 1959 , с. 171.
- ^ Салиби 1959 , стр. 171–172.
- ^ Кросс 1959 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д Шуэйри 2003 , с. 148.
Библиография
[ редактировать ]- Шуейри, Юсеф М. (2003) [1989]. Современная арабская историография: исторический дискурс и национальное государство . Лондон и Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. ISBN 0-7007-1602-5 .
- Салиби, Камаль С. (1959). Историки-марониты средневекового Ливана . Бейрут: Американский университет Бейрута. ISBN 9780404170356 .