Дом ад-Дахды
Семья ад-Дахда (также пишется как Эль-Дахда и Эль-Дахда) — благородная маронитская христианская семья, происходящая из деревни Акура в Горном Ливане , чья линия происхождения засвидетельствована с 14 века. Его непрерывная родословная восходит к Гиргису ад-Дахде, зятю Газаля аль-Кайси, Мукаддама из Акуры, который умер в 1375 году, не оставив потомства мужского пола. [ 1 ]
Начиная с 1703 года семья получила сельскохозяйственные поместья в откупном округе Футух Горного Ливана, а в 1705 году поселилась в соседней деревне Арамун в округе Кесерван . Ее члены коллективно владели иктой , или концессией на откуп в районе Футух Горного Ливана от османских властей с 1771 года, пока Османский Танзимат не положил конец системе икта в Горном Ливане в 1859 году. Одна ветвь семьи, Мансур ад-Дахда также руководил иктой в районе Библа примерно в тот же период времени. В трудах летописцев Горного Ливана XIX века, таких как Антунийус Абу Хаттар аль-Айнтурини (ум. 1821), Таннус аль-Шидьяк (ум. 1859) и Мансур аль-Хаттуни (ум. около 1880 г.) Дом ад-Дахды [ Аал ад-Дахда по- арабски ] альтернативно называют машайихами (лордами) и мукатаджиями (держателями икта или откупщиками ) района Футух в Горном Ливане. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Среди его членов было несколько чиновников при дворе эмирата Горный Ливан , османские консулы в торговых городах по всему Средиземноморью , папские графы , а также известные ливанские государственные деятели, литераторы, представители духовенства, военные офицеры и высокопоставленные государственные служащие. С начала 18 века он состоял из пяти ветвей, одна из которых сейчас вымерла.
Происхождение
[ редактировать ]Семья заявляет о своем происхождении от одноименного предка, Сабита ибн ад-Дахды, сподвижника Пророка Мухаммеда и члена сахаба , также известного как Абу ад-Дахда, чьи потомки, как полагают, мигрировали в Дамаск вслед за арабами. завоеваний, затем поселился в Акуре, тогда административной зависимости от Дамаска, прежде чем принять христианство . [ 5 ] [ 6 ] Эти заявления впервые были сделаны в первые десятилетия 20-го века, во времена панарабского и пансирийского идеологического подъема. В хрониках Горного Ливана 17-го и 18-го веков нет упоминаний о таком восхождении. [ 7 ] Скорее всего, ранние словари исламской юриспруденции, по-видимому, указывают на то, что сахабит принять исключительное постановление Сабит ибн ад-Дахда умер, не оставив потомства ни мужского, ни женского пола, что побудило пророка Мухаммеда передать свое имущество сыну сестры Сабита. [ 8 ]
Период Акуры: с 1375 по 1703 год.
[ редактировать ]Первым доказанным предком семьи ад-Дахда является Гиргис ад-Дахда, который был дьяконом ( по-арабски шидьяк) маронитской общины Акура в Горном Ливане во второй половине XIV века. Этот Гиргис был зятем Мукаддама Газаля из Акуры, светского лидера общины, который умер в 1375 году. [ 9 ] Оба они принадлежали к партии Кайси . Акура, расположенная во внутренних районах Библоса, по-видимому, была центром соперничества Кайс-Яман , охватившего Горный Ливан и другие сельские районы Билад-эш-Шама в конце мамлюков и в начале османских времен, возможно, из-за концентрации кланы арабского племенного происхождения в городе, а также его расположение как конечной точки древнего арабского миграционного маршрута кочевников, который использовался до последних лет (среди других арабами аль-Лухайба и Лаклука ). [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
После Гиргиса ад-Дахды в семье есть по крайней мере шесть последовательных священников, начиная с его сына, который стал монахом под именем Михаил. [ 13 ] Один из этих священников называет себя «священником Ханной, сыном священника Ибрагима ад-Дахды» на полях литургической книги, датированной 1572 годом и посвященной таинству бракосочетания в приходской церкви Святого Георгия из Акуры, и, по-видимому, скопировали аналогичную книгу в 1560 году. [ 14 ] Двоюродный брат по отцовской линии этого священника Ханны, Сулейман ад-Дахда, записан патриархом Истифаном ад-Дувайхи, как скопировавший литургическую книгу в Акуре еще в 1552 году. Другой более поздний священнослужитель ад-Дахды, Игнатиус, записан как наблюдавший за восстановлением храма. Приходская церковь Акуры, названная в честь Святого Георгия в 1730 году, согласно надписи на арабском языке и письменности гаршуни, сейчас расположена слева от западного входа в церковь ХХ века. [ 15 ]
Эта преемственность одиноких детей на протяжении семи поколений подняла много вопросов о возможном существовании боковых ветвей семьи, которые либо вымерли, либо выжили, не сохранив имени ад-Дахда. Действительно, другой из этих священников, Юсуф (1602-1677), упоминает о существовании нескольких своих собственных детей («авлади») среди других членов семьи в благословении, которое он написал в 1649 году на полях молитвенника из церкви. в Акуре , где он назвал себя «священником по имени Юсуф, слугой Акуры, рукоположенным [...] Патриархом Юханной Махлуфом [...], сыном покойного Михаила, сына покойного священника Ханны, сына покойного священника Ибрагима, которого называли ибн ад-Дахда из Акуры, защищенного заботой Бога на горе Ливан, благословенной, в зависимости от страны Баальбек». [ 16 ] [ 17 ]
Ряд священников ад-Дахда завершается шейхом Юсуфом ад-Дахда (1675-1762), внуком вышеупомянутого священника Юсуфа. Знаменательная карьера шейха Юсуфа подробно описана в хронике Таннуса аль-Шидьяка, посвященной историям известных семей Горного Ливана. [ 18 ] Его существование независимо подтверждается колофоном, который он написал в юности сирийским шрифтом Гаршуни в 1692 году на полях литургической рукописи, которая сейчас находится во Французской национальной библиотеке. Юсуф называет себя в колофоне дьяконом «Явсеп бар Дахда (о) из благословенной деревни Айнкуро, сирийское имя Акура. [ 19 ] Кстати, второй колофон молитвенника был написан в то же время «Имадом, сыном Шимуна из Айнкуро». Этим Имадом, возможно, был Имад аль-Хашим, местный силовик, который изгнал своего соперника шейха Юсуфа ад-Дахду и его семью из Акуры в 1702 году. [ 20 ]
Отец Лувис аль-Хахим в своей книге «История аль-Акуры» (1930 г.) перечисляет многочисленные владения в Акуре и ее окрестностях, которые еще долго носили название ад-Дахда после того, как были проданы. Среди них были «земля ад-Дахда» в районе аль-Акабы и «сад ад-Дахда» в местности Айн аль-Лахта, а также еженедельные права на водопользование, известные как «понедельники ад-Дахда». [ 21 ]
Период Футу: с 1704 по 1856 год.
[ редактировать ]Изгнание шейха Юсуфа ад-Дахды из Акуры в 1704 году знаменует собой вторжение семьи на политическую сцену Горного Ливана и рост ее состояния сначала в качестве налоговых администраторов для повелителей Хамады Северного Горного Ливана после 1705 года, а затем в качестве соратников эмиров- . шихабов эмирата Горный Ливан после 1763 года и держатели икты района Футух после 1771 года.
Османские архивы в Стамбуле показывают, что шиитские шейхи Хамады сыграли гораздо большую роль в истории Горного Ливана в 17 веке, чем признавали ливанские летописцы. [ 22 ] Их полуавтономный эмират достиг пика своего могущества в конце семнадцатого века, когда большая часть Северного Горного Ливана, включая резиденцию Маронитского патриархата в долине Кадиша , находилась под их эффективным контролем. [ 23 ] Они собирали налоги и осуществляли контроль над налоговыми фермами в основном маронитскими районами Библа, Футух, Батрун, Джиббат аль-Мунайтра и Джиббат Бшарри в Горном Ливане от имени османских властей провинции Триполи Эялет с 1630-х годов. [ 24 ] [ 25 ]
Будучи держателями османской икты (налоговыми фермерами), заинтересованными в максимизации налоговых поступлений и, следовательно, сельскохозяйственного производства в районах, для которых они получили финансовую льготу, шейхи Хамады, по-видимому, полагались на шейха Юсуфа ад-Дахда и его сыновей Мансура и Сулейман после него стал управлять и развивать один из менее населенных районов Футух. [ 26 ] В 1703 году ему были предоставлены в частную собственность сельскохозяйственные поместья Айн-Джвайя, Айн ад-Дилба, Айн Сджаа, Айн аль-Гара и Айн аль-Хусари в районе Футух; в 1704 году его слуги, имущество и скот, а также слуги его соратников были освобождены от налогов, а сам он был назначен ответственным за сбор налогов и управление округом Футух. [ 27 ] Действительно, современное упоминание о нем под руководством «Шейха Юсуфа аль-Акури аль-Маруни» как о сборе османских налогов с территорий района Футух от имени шейха Исмаила Хамады встречается в биографии маронитского патриарха и историка Эстефана Эль Дуайхи. [ 28 ] (1630-1704), написанный преемником Духайи Патриархом Яковом Авадом (ум. 1733). [ 29 ]
Ежегодные съезды Илтизама между османскими властями и шейхами Хамады, хранящиеся в архивах Шариатского суда Османской империи в столице провинции Триполи , показывают систематическое включение пункта о финансовой гарантии (кафала) после 1740 года, возможно, в результате неоднократного неисполнения обязательств шейхами Хамады. свои обязанности по сбору налогов. [ 30 ] Почти во всех случаях финансовыми гарантами (кафилами) были маронитские шейхи из территорий, находящихся под опекой Хамады. [ 31 ] В 1762 году Мансур ад-Дахда и его брат Сулейман выступили в качестве гарантов (кафил) по договору илтизам сыновей Исмаила Хамады для района Библос и были вынуждены продать свое личное имущество, чтобы выплатить османским властям Триполи сумму в 1762 году. 25 000 османских пиастров налоговых денег, причитающихся шейхам Хамады, когда они не выполнили свои обязательства по выплате. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Местные хроники сообщают о продаже Мансур ад-Дахда и его братьями деревень Фатка и аль-Кфур, а также половины Джебель-Муссы в счет оплаты сумм, причитающихся в качестве гарантии Хамады илтизам. [ 36 ]
В 1761 и 1763 годах соответственно Мусса ад-Дахда и его брат Мансур поступили на службу к шихабским эмирам Шуфа на юге Горного Ливана, поскольку власть шейхов Хамады пришла в упадок после их банкротства и многочисленных османских военных кампаний против них, и все их концессии илтизам в Северном Горном Ливане были переданы шихабским эмирам в 1763 году. [ 37 ] [ 38 ]
1763 год и последующие годы ознаменовали начало длительного периода сотрудничества семьи ад-Дахда с шихабскими эмирами Ливанской горы. Благодаря добрым услугам Мансура ад-Дахды эмир Юсуф Шихаб получил ежегодный илтизам округов Северного Горного Ливана, который османские паши Триполи ранее вручали различным членам клана Хамада, и он назначил членов аль-Дахды. Семья Дахда отвечала за управление и сбор имперских налогов в этих округах. В 1763 году шейх Мансур ад-Дахда был назначен ответственным за управление населением и доходами округа Библос, и после этого эта должность была передана его сыну Ханне и его внукам Лвису и Джахдже; его брат шейх Вухба ад-Дахда был назначен руководителем Джуббата аль-Мунайтры, бывшего оплота шейхов Хамады. Шейх Мансур ад-Дахда также получил большие поместья в районах Библос и Футух в качестве компенсации за продажу своей собственности, чтобы гарантировать обязательства Хамады по их илтизаму. [ 39 ]
Когда в 1771 году эмир Юсуф Шихаб также принял ильтизам в районах Южного Горного Ливана от своего дяди эмира Мансура Шихаба , он назначил нескольких членов семьи ад-Дахда на руководящие и влиятельные посты. Самое главное, что Дом ад-Дахда коллективно получил наследственную икту (концессию на налоговые фермы) для Футух муката (район налоговых ферм). [ 40 ] После этой даты история семьи становится тесно переплетенной с историей Шихабского эмирата Горного Ливана под управлением Юсуфа Шихаба, а затем Башира Шихаба II , с его потрясениями и яркими пятнами. [ 41 ] [ 42 ] Действительно, эмир Башир Шихаб II в основном набирал своих советников среди членов семьи ад-Дахда. Самыми известными среди них были шейх Саллум ад-Дахда, сын Муссы, и шейх Мансур ад-Дахда, сын Саллума.
Оружие
[ редактировать ]В Ливане: крест, окруженный двумя оливковыми ветвями, согласно семейной традиции. Во Франции, где ветвь графа Рошаида Дахды была принята во французское дворянство: «d'or, au cèdre arraché de Sinople, au chef du meme». [ 43 ] [ 44 ]
Филиалы
[ редактировать ]Пять ветвей ад-Дахды произошли от пяти сыновей шейха Юсуфа ад-Дахды: Абу Юниса Ибрагима, вымершего в 1883 году; Абу Дахир Сулейман; Абу Насиф Мусса, Абу Ханна Мансур; и Абу Саркис Вахба. [ 45 ] [ 46 ]
Названия мест
[ редактировать ]Несколько кварталов, улиц и общественных зданий в городах Ближнего Востока и Франции были названы в честь членов семьи в разные моменты истории.
1) В Бейруте , Ливан, район был известен как Хай-ад-Дахда или Махаллат ад-Дахда, недалеко от старой дороги в Дамаск, недалеко от старого центра города, и появился на картах еще в 1911 году. [ 47 ] Название района больше не используется, но улица в том же районе носит имя Рошайд Эль-Дахда. Другая улица в районе Ахрафие в Бейруте носит имя Мансура ад-Дахды. [ 48 ] [ 49 ]
2) В Дамаске , Сирия, район к северу от старого города до сих пор известен как Хайй ад-Дахда (квартал ад-Дахда) и в ранние времена был известен как Мардж ад-Дахда (поле ад-Дахда). Средний возраст. Мардж ад-Дахда сейчас является местом кладбища ад-Дахда, одного из старейших и крупнейших городов. И поле, и кладбище названы в честь знатока хадисов X века Абу ад-Дахды Ахмада ибн Мухаммада ибн Исмаила аль-Тамими, который жил и похоронен здесь. [ 50 ] Популярные предания ошибочно приписывают название кладбищу сахабиту Сабиту ибн ад-Дахде, который, судя по всему, умер бесплодно в Медине, а не в Дамаске. [ 51 ] [ 52 ]
3) В Тунисе , Тунис, общественный парк в районе Берж-дю-Лак назван в честь графа Рошаида ад-Дахда, который был советником и личным секретарем тунисского бея между 1863 и 1869 годами. [ 53 ]
4) В Марселе , Франция, где располагались коммерческие штаб-квартиры Мери Аль-Дахда и Рошаид Аль-Дахда, остается Бульвар Дахда, в 4-м округе Марселя, и Ecole Primaire Dahdah, бульвар Дахда, 15, Марсель, 13004, оба названы в честь Мерии. [ 54 ]
5) В Динаре , Франция, площадь Рошайд была названа в честь графа Рошаида ад-Дахды, главного застройщика города в 19 веке. [ 55 ]
Выдающиеся члены
[ редактировать ]- Ханна ад-Дахда (ок. 1560 г.), священник и переписчик из Акуры, сын священника Ибрагима, сына монаха Михаила, сына Гиргиса ад-Дахды. Патриарх Истифан ад-Дувайхи перечислил его в своей книге по истории Тарих аль-Азмина как одного из двух переписчиков маронитских богослужебных книг родом из Акуры в 1552 и 1560 годах. Другим упомянутым священником Дувайхи был священник Сулейман ад-Дахда, сын священника. Дядя Ханны по отцовской линии. [ 56 ] [ 57 ] Один из богослужебных книг, который священник Ханна ад-Дахда закончил переписывать в апреле 1572 года, представлял собой молитвенник, предназначенный для церкви Святого Георгия Акурского. Этот молитвенник все еще существовал в 1930 году. Он также скопировал аналогичный молитвенник, который подарил монастырю Сайидат аль-Хабс (Богоматерь Эрмитажа) в Акуре в 1560 году. [ 58 ]
- Юсуф ад-Дахда (1602–1677), священник из Акуры, сын Михаила, сына священника Ханны, и один из первых маронитских историков Горного Ливана. Его многочисленные исторические аннотации на полях маронитских богослужебных книг известны только из отрывков из книги отца Лувиса аль-Хашима «Тарих аль-Акура». [ 59 ] Его хроники проливают свет на многие малоизвестные события из истории маронитской общины в Горном Ливане. [ 60 ]
- Юсуф ад-Дахда (1675-1762, ум. в других источниках 1733), сын священника Гиргиса, сын священника Юсуфа, откупщика округа Футух шейха Исмаила Хамады и секретарь эмира Хусейна аль-Харфуша из Баалбака . Он похоронен в отдельной камере церкви Арамун в районе Футух.
- Игнатиус ад-Дахда, еще один священник в Акуре, брат Юсуфа, упомянутого выше, он руководил восстановлением церкви Святого Георгия в Акуре в 1725 году, о чем упоминается в надписи над дверью одной из церквей.
- Мансур ад-Дахда (ум. 1780), сын Юсуфа, который организовал захват эмиром Юсуфом Шихабом илтизама шейхов Хамады в эялете Триполи и который был награжден наследственной иктой для района Библос под властью Шихаб- эмиры и крупные частные поместья в округах Кисраван, Библос и Футух.
- Ханна ад-Дахда (1762-1807), сын Мансура, сына Юсуфа, держатель икты в округе Библос, возглавлял делегацию, посланную эмиром Баширом Шихабом II к великому визирю Османской империи (Садразаму) в 1799 году в Анатолии.
- Мусса ад-Дахда (ум. 1778), сын Юсуфа, был одним из первых сторонников эмира Мансура Шихаба ( биосферный заповедник Джебель Мусса ). в его честь назван
- Насиф ад-Дахда (ум. 1815), сын Муссы, глава бюджетных и налоговых органов сначала при эмире Юсуфе Шихабе [ 61 ] затем при эмире Башире Шихабе II. [ 62 ]
- Ибрагим ад-Дахда (ум. 1834), сын Муссы, глава судебной власти при эмире Башире Шихабе II. [ 63 ]
- Муса ад-Дахда (ум. 1873), сын Ибрагима, администратор дивана эмира Башира Шихаба II, затем мудаббир эмира Башира Ахмада Абилламы, второго христианского каймакама Горного Ливана. В свое время он был известен как «Лиссаан ан-Нассара» (рупор христиан). [ 64 ]
- Юсуф ад-Дахда, сын Муссы, постоянный посланник Башира Шихаба II в османские вали, и особенно к Ахмад-паше аль-Джаззару.
- Саллум ад-Дахда (ум. 1820), сын Муссы, администратор дивана эмира Юсуфа Шихаба, позже мудаббира (или кихии) Башира Шихаба II с 1799 по 1817 год. Он оставил подробные записи очевидца о поездке Башир Шихаб II в Египет для встречи с Мухаммедом Али, опубликованный в 1920 году. [ 65 ] Из современного рассказа Михаила Мишаки о шейхе Саллуме: « Вернёмся к Эмиру Баширу. Он правил страной, и его уполномоченным по делам своих подданных и по отдаче приказов на земле был шейх Абу Хаттар Саллум ад-Дахда, дед митрополита Нимата Аллаха ад-Дахды, который в настоящее время занимает архиепископский трон в Дамаске. Он был первым шейхом семьи Дахда, к которому эмир обращался как «мой дорогой брат» . [ 66 ] [ 67 ]
- Мансур ад-Дахда (1779–1861), сын Саллума, взял на себя функцию мудабира (или кахии, главного администратора) Башира Шихаба II в 1817 году, когда его отец вышел на пенсию; он сопровождал эмира Башира Шихаба во второй поездке в Египет в 1822 году и оставался в должности мудаббира до 1828 года, когда Башир Шихаб передал эту ответственность своему сыну эмиру Амину; [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] он удалился в свой дворец в Арамуне; в 1841 году по завещанию Башира Шихаба III возглавил свои войска в бою против отрядов египетской армии; современный газетный отчет об этом событии, написанный из Смирны и появившийся на итальянском языке 19 ноября 1841 года в Gazetta di Firenze, упоминает Мансура ад-Дахду во главе 5000 христианских мужчин у реки Дог ( Нахр-эль-Калб , к северу от Бейрут). [ 71 ] Когда в 1842 году османы свергли Башира Шихаба III и назначили вместо него Омара-пашара, Мансур на короткое время стал мудабиром Омар-паши. [ 72 ]
- Джаджа ад-Дахда (ум. 1840), сын Мансура, сына Саллума, противник Башира Шихаба II и лидер сопротивления египетским войскам, разбил эмира Маджида, внука Башира Шихаба, в битве в районе Бшарри и взял его пленник.
- Рошаид Галиб ад-Дахда (1813-1889), граф Палатин , секретарь эмира Башира Шихаба II, бизнесмен, журналист, редактор, поэт, предприниматель, финансист и светский человек. Он начал свою карьеру в качестве секретаря эмира Башира Шихаба II и переехал в Париж после свержения последнего. Его финансовые и торговые операции охватывали Европу и Средиземноморье, имея филиалы в Бейруте, Лондоне, Тунисе и Марселе. Он построил морской курорт Динар во Франции и был близким другом и деловым партнером Шарля Огюста, герцога Морни , который был министром внутренних дел Франции (1851–1852), спикером парламента (1854–1865) и наполовину брат французского императора Наполеона III . Как советник и кредитор тунисского бея, он сыграл роль в падении Регентства Туниса в пользу французов и был возведен в наследственное достоинство графа Палатина Папой Пием IX в 1863 году и французским правительством в 1867 году. . [ 73 ]
- Аббас Галиб ад-Дахда (1818-1890), рукоположен в Риме под именем Номаталла в 1845 году после учебы в Коллегии Священной Конгрегации по распространению веры в Риме, затем маронитский архиепископ Дамаска с 1872 года до своей смерти. в 1890 году.
- Мери Надер ад-Дахда (1782–1868), предприниматель и владелец торговой конторы в Марселе, советник короля Франции Луи-Филиппа I по восточным делам. [ 74 ] Он стоял за планом переселения маронитов во Французский Алжир после усиления напряженности в середине 1840-х годов между маронитами и друзами в Горном Ливане. [ 75 ] [ 76 ]
- Номатталла Исхак ад-Дахда, редактор первой официальной газеты Королевства Марокко «Аль-Фаджр» в Танжере, а затем в Фесе.
- Асад ад-Дахда (ум. 1921)
- Саджан Башир ад-Дахда (ум. 1896), Каймакам района Батрун
- Фрэнсис ад-Дахда (ум. 1825), администратор района Библос при эмире Башире Шихабе II.
- Латтуф ад-Дахда (р. 1852), администратор округа Футух при эмире Башире Шихабе II.
- Искандар Юсуф Мери ад-Дахда (ум. 1912), мировой судья, глава апелляционного суда в Большом Ливане и Сирии в соответствии с французским мандатом и переводчик торгового кодекса Османской империи на арабский язык.
- Салим Хаттар ад-Дахда, историк Горного Ливана. [ 77 ]
- Фарид Салим Хаттар ад-Дахда , ливанский судья, глава Ливанского совета государственной службы в 1960-х годах.
- Нагиб Салим Хаттар ад-Дахда (ум. 1984), посол Ливана в Ватикане, Мексике и Колумбии; Генеральный секретарь Министерства иностранных дел и редактор ливанской газеты Le Reveil под псевдонимом Либанус.
- Эдвард Салим Милан ад-Дахда (1898–1944), писатель, журналист и драматург; один из пионеров ливанской театральной сцены.
Недвижимость и вакфы
[ редактировать ]В районе Футух: (Фтух, район Кесерван )
- деревня Айн Сьяа, деревня, зависимая от города Гбеле
- деревня Айн ад-Дилба
- деревня Айн аль-Магара
- деревня Айн аль-Хусари
- деревня Айн Джувайя
- дворец шейха Муссы ад-Дахды, сына Ибрагима, в городе Арамун , ныне резиденция Маронитской епархии Баальбека
- дворец шейха Саллума ад-Дахды, сына Муссы, недалеко от города Арамун; построен в 1814 году тем же архитектором, что и дворец Бейт-Дин эмира Башира Шихаба II.
- дворец шейха Мансура ад-Дахды, сына Саллума, в городе Арамун, ныне школа Святого Николая (Мар Нкула), известная среди местных жителей как аль-Арима.
- дворец шейха Насифа ад-Дахды, сына Муссы, в городе Годрасс. Дворец стал известен как Монастырь Святого Дометия (Мар Думит) в Годрассе, подчиненном монастырю Святого Дометия в аль-Буаре, после того, как шейх Нассиф превратил дворец в условный вакф маронитского монашеского ордена вместе с обширными земельными владениями. поместья в прилегающих районах. Решение второго маронитского синода Лувайзы в 1818 году подтвердило временную опеку Дома ад-Дахда над всеми землями и имуществом, принадлежащими серии вакфов монастыря Мар Думит в аль-Буаре, в районах Годрасса. , аль-Буар, Сафра , Фатка и другие. Большая часть этих земель была передана Домом ад-Дахды в качестве вакфов. Решение синода было подтверждено и засвидетельствовано возглавлявшими монастырь монахами-маронитами, сохранившими духовное попечительство. [ 78 ]
- дворец шейха Мери ад-Дахда в городе аль-Кфур , ныне высококлассный гостевой дом Бейт-Трад .
-
Дворец шейха Мерии ад-Дахда в Кфуре , ныне гостевой дом.
- Монастырь Святого Антония Падуанского (Мар Антониос аль-Бадавани) в Айн Сьяа аль-Гбеле в районе Футух [ 79 ]
- земли, вверенные в качестве вакфа монастырю Святого Абды (Мар Абда) в деревне Хархария
- земли в городе Годрасс, переданные в качестве вакфа монастырю Святого Дометия (Мар Думит) аль-Буар
В районе Библа :
- Монастырь (Дейр) аль-Банат и его земли, ныне наш монастырь Богоматери Помощницы, недалеко от города Библос, переданный в качестве вакфа Ливанскому маронитскому ордену Мансуром ад-Дахдой в 1770 году. [ 80 ]
- земли, расположенные в Мастите, вверенные в качестве вакфа монастырю Богоматери Полей (Сайидат аль-Хакла) Длебты
- дом шейха Ханны ад-Дахда, ныне ресторан в старом районе Библоса
- историческая церковь (бывший римский храм) Святого Илии в деревне Блат и ее окрестностях, вакф вахбской ветви Дома ад-Дахда.
- деревня Бассатин аль-Усса в округе Батрун, наследникам Мансура ибн Саллума ад-Дахды
- земли церкви Богоматери Швит (Сайидат Свит) в селе Шгар Батрунского района
Союзные семьи
[ редактировать ]Помимо преобладающей практики эндогамных браков между представителями различных ветвей, дом ад-Дахда в основном связан с двумя другими семьями маронитской знати Кисравана: Хазенами и Хубайшами, и в меньшей степени с семьям аль-Хашема в Акуре и аль-Хури Салиха из Ричмайи (в настоящее время две семьи аль-Саада и аль-Хури из ветви Ричмайи). Например, президент Шейх Бечара аль-Хури , первый президент Ливанской Республики , был внуком по материнской линии женщины из семьи Дахда; сестра Хабиба аль-Саада , который был президентом Ливана под французским мандатом с 1934 по 1936 год, была замужем за Искандаром ад-Дахдой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ аль-Шидьяк, Таннус ибн Юсуф (1859). Книга Акшабара аль-Аяна на горе Лубнан . Бейрут: Бутрус аль-Бустани . Проверено 11 июня 2017 г.
- ^ аль-Айнтурини, Антунийус Абу Хаттар (1983). Мухтасар Тарих Джабаль Лубнан . Бейрут: Дар Лахд Хатир.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . стр. 21, 92.
- ^ аль-Хаттуни, Мансур (1986). Нубда Тарихия фи аль-Муката аль-Кисирвания . Бейрут: Дар Назир Аббуд. стр. 99, 153–4, 161.
- ^ ад-Дахда, Эдвард (1926). Политика совести: счастье в независимости Ливана аль-Кабир . Бейрут, Ливан. п. 40.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дагир аль-Таннури, Юсуф (1938). Ливан: Ламахат фи Тарихихи ва-Атарихи . Джуния, Ливан: аль-Мурсалин аль-Ливанезе. п. 177.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). История аль-Акуры . Байт-Шабаб, Ливан: аль-Алам Пресс. п. 327.
- ^ Ибн Саад, Мухаммад. Китаб аль-Табакат аль-Кабир Том 4 . Каир: Мактабат аль-Ханджи. стр. 298–299.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 89.
- ^ Салиби, Камаль (1967). «Северный Ливан под властью Газира (1517-1591)». Арабика . 14 (2): 144–166. дои : 10.1163/157005867X00029 .
- ^ Закария, Ахмад Васфи (1945–1947). Ашаир аш-Шам [Племена Сирии] (Первое изд.). Дамаск: Дар аль-Фикр.
- ^ Салиби, Камаль (1988). Дом многих особняков: новый взгляд на историю Ливана . Лондон: ИБ Таурис.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 88.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). История аль-Акуры . Байт-Шабаб, Ливан: аль-Алам Пресс. п. 234.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). История Аль-Акуры . Байт Шабаб: аль-Алам.
- ^ ад-Дахда, Салим Хаттар (1 мая 1901 г.). «Аль-Кунт Рушайд ва-Усратуху». Аль-Машрик . 9 (4).
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). История аль-Акуры . Байт-Шабаб, Ливан: аль-Алам Пресс. п. 328.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . стр. 89–91.
- ^ Соломон из Басры; Симон ибн-Колаил ибн-Макара (1601–1700). Книга Пчелы; Сад отшельника и утешение одинокого; собрание апокрифических текстов; проповеди Афанасия Иерусалимского и Ефрема; небольшие поучительные тексты . Коллекция сирийских рукописей Французской национальной библиотеки: рукопись . Проверено 17 июня 2017 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 90.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). Тарихих аль-Акура . Байт-Шабаб, Ливан: аль-Алам. п. 329.
- ^ Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Зима, Стефан (2000). «Шиитские эмиры и власти Османской империи: кампания против хамадов Ливана, 1693-1694». Архив Османской империи . 18 : 209–45.
- ^ Ван Леувен, Ричард (1994). Знатные люди и духовенство в Горном Ливане: хазинские шейхи и маронитская церковь, 1736–1840 гг . Лейден: Брилл. п. 73. ИСБН 9004099786 .
- ^ Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Зима, Стефан (2004). «Лилия среди шипов: марониты и шииты в Горном Ливане, 1698-1763» . Арабика . 51 (4): 478–492. дои : 10.1163/1570058042342234 .
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 90.
- ^ Патриарх Эстефан Дуэи на веб-сайте Семейного древа Эденов.
- ^ ад-Дувайхи, Истифан; аль-Шартуни, Рашид аль-Хури (1890). Тарих ат-Тайфа аль-Маруния . Бейрут: аль-Матбах аль-Катуликия. п. 33 [27].
- ^ Зима, Стефан (2004). «Лилия среди шипов: марониты и шииты в Горном Ливане, 1698-1763» . Арабика . 51 (4): 484–485. дои : 10.1163/1570058042342234 .
- ^ Ливанский университет, Триполи. Сиджиллат аль-Махкама аль-Шария .
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 91.
- ^ Зима, Стефан (2004). «Лилия среди шипов: марониты и шииты в Горном Ливане, 1698-1763» . Арабика . 51 (4): 486. дои : 10.1163/1570058042342234 .
- ^ аль-Айнтурини, Антуниус Абу Хаттар (1983). Мухтасар Тарих Джабаль Ливан . Бейрут: Дар Лахд Хатир. стр. 64–65.
- ^ аль-Хаттуни, Мансур (1986). Нубда Тарихия фи аль-Муката аль-Кисирвания . Бейрут: Дар Назир Аббуд. п. 178.
- ^ аль-Хаттуни, Мансур (1986). Нубда Тарихия фи аль-Муката аль-Кисирвания . Бейрут: Дар Назир Аббуд. стр. 181–182.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . п. 91.
- ^ Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ аль-Шидьяк, Таннус. Китаб Ахбар аль-Аян в Джебель-Лубнане . стр. 91–92.
- ^ Ван Леувен, Ричард (1994). Знатные люди и духовенство в Горном Ливане: хазинские шейхи и маронитская церковь, 1736–1840 гг . Лейден: Брилл. п. 73. ИСБН 9004099786 .
- ^ Харрис, Уильям Х. (2012). Ливан: История, 600-2011 . Издательство Оксфордского университета. п. 132.
- ^ Мишака, Михаил; Таксон, Уиллер (переводчик) (1988). Убийство, хаос, грабеж и грабеж: история Ливана XVIII и XIX веков Михаила Мишаки (1800-1873) . Государственный университет Нью-Йорка. п. 46.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ де Маньи, Людовик (1890). Гербовник римских принцев, герцогов, маркизов, баронов и графов во Франции, созданный с 1815 по 1890 год, и понтификальные титулы, присвоенные во Франции папами, правителями Комта-Венесена . Париж: Архивы дворянства. п. 68.
- ^ О'Келли из Голуэя, Альфонс (1901). Археолого-толковый словарь по науке о гербе . Бержерак.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ ад-Дахда, Салим Хаттар (1 мая 1901 г.). «Аль-Кунт Рушайд ва-Усратуху». Аль-Машрик . 9 (4): 389.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). Тарихих аль-Акура . Байт-Шабаб, Ливан: аль-Алам. п. 329.
- ^ «Старая карта Бейрута в Ливане» . Вагнер и Дебес.
- ^ «Улица Мансур ад-Дахда» . Карты Гугл .
- ^ «Улица Рушейд Эль-Дахда» . Карты Гугл .
- ^ Курд Али, Мухаммед (1925). Китаб Хитат аш-Шам Том 4 . п. 30.
- ^ аль-Хусни, Мухаммад Адиб Аал Тадж ад-Дин (1927–1929). Китаб Мунтахабат ат-Таварих ли-Димашк. 3 тома . Дамаск: аль-Хадита Пресс. п. 390.
И среди них Абу ад-Дахда ас-Сахаби, и кладбище известно в его честь.
- ^ Ибн аль-Хурани, Усман ибн Ахмад (1909). Книга Зиярат аш-Шам аль-Мусама аль-Ишарат иля Амакин аз-Зиярат . Дамаск: аль-Мактабах аль-Хашимия.
- ^ «Парк Дахда» . Карты Гугл .
- ^ «Марсельский бульвар Дада» . Карты Гугл .
- ^ Динар, Изумрудный берег, Туризм. «Рошейд Дада, Le Visionnaire» .
- ^ ад-Дувайхи (ум. 1704), Истифан; Тавталь, С.Дж., Фердинанд (1950). История Аль-Азмины . Бейрут: Аль-Машрик 1950: 1. с. 294.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ аль-Раджи, Михаил (1954). «Книга Тариха аль-Азмины лил-Дувайхи ва-Сабт ан-Нуссаах в аль-Карн ас-Садис 'Ашар» . Аль-Машрик . 1:81 .
- ^ аль-Хашим, Луи (1930). Тарих аль-Акура . Париж: Библион. стр. 234–235.
- ^ аль-Хашим, Луи (1930). Тарих аль-Акура . Париж: Библион. стр. 234–235.
- ^ аль-Хашим, Лувис (1930). История Аль-Акуры . Байт Шабаб: «Алам Пресс».
- ^ Дау, Бутрос (1984). История маронитов: религия, культура и политика . Бейрут.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Аль-Лубнани, МХ (ноябрь 1923 г.). «Сахиф мин Тарих Лубнан фи аль-Карн ат-Таси 'Ашар». Аль-Машрик . 21 (11): 818–835.
- ^ Аль-Лубнани, МХ (ноябрь 1923 г.). «Сахиф мин Тарих Лубнан фи аль-Карн ат-Таси 'Ашар». Аль-Машрик . 21 (11): 818–835.
- ^ Аль-Лубнани, МХ (ноябрь 1923 г.). «Сахиф мин Тарих Лубнан фи аль-Карн ат-Таси 'Ашар». Аль-Машрик . 21 (11): 818–835.
- ^ Ад-Дахда, Саллум Муса; Ад-Дахда, Салим Хаттар (1920). «Рихлат аль-Амир Башир аль-Уула иля Миср » . Аль-Машрик (сентябрь, октябрь, ноябрь): 687–697, 732–739, 889–899.
- ^ Мишака, Михаил; Таксон, Уиллер (переводчик) (1988). Убийство, хаос, грабеж и грабеж: история Ливана XVIII и XIX веков Михаила Мишаки (1800-1873) . Государственный университет Нью-Йорка. п. 46.
{{cite book}}
:|first2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Пужула, Баптистен (1861). Правда о Сирии и французской экспедиции . Париж: Гаум Фререс и Ж. Дюпри.
Салум-Дахда, волевой, умелый политик и администратор с редкими заслугами, сам управлял горой во времена несовершеннолетия Эмира Башира, и его имя осталось в этой стране в памяти каждого. По мере того, как состояние Дахды росло вместе с их репутацией образованных людей, они стали владельцами района Фетхул, граничащего с Керсруаном.
- ^ Филипп, Томас (2001). Акко: взлет и падение палестинского города, 1730-1831 гг . Издательство Колумбийского университета. п. 215 .
- ^ Хайраллах, Шерин (1996). Сестры мужчин: ливанские женщины в истории . Бейрут: Ливанско-Американский университет. п. 125.
- ^ Авраам, AJ (1981). Ливан в середине века: отношения маронитов и друзов в Ливане, 1840-1860 гг.: прелюдия к арабскому национализму . Университетское издательство Америки. п. 59.
- ^ Монауни И. Р. Стампаторе, Л. Джамбаттиста (1841). «Ярлык универсальных листовок». Флорентийский вестник.
- ^ Аль-Лубнани, МХ (ноябрь 1923 г.). «Сахиф мин Тарих Лубнан фи аль-Карн ат-Таси 'Ашар». Аль-Машрик . 21 (11): 818–835.
- ^ Нааман, Абдаллах (2004). История народов Востока Франции с I по XX век . Париж: Эллипсы. АСИН 2729814051 .
- ^ Шевалье, Доминик (1982). Общество Горного Ливана во время промышленной революции в Европе . Париж: Гетнер. п. 89. ИСБН 9782705301842 .
- ^ Исмаил, Адель (1996). Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана: и стран Ближнего Востока с 17 века по настоящее время Том 9 . Бейрут: Издания политических и исторических произведений. стр. 243, 247, 269–271.
- ^ Нааман, Абдаллах (2004). История народов Востока Франции с I по XX век . Париж: Эллипсы. АСИН 2729814051 .
- ^ Ад-Дахда, Саллум Муса; Ад-Дахда, Салим Хаттар (1920). «Рихлат аль-Амир Башир аль-Уула иля Миср » . Аль-Машрик (сентябрь, октябрь, ноябрь): 687–697, 732–739, 889–899.
- ^ Ван Леувен, Ричард (1994). Знатные люди и духовенство в Горном Ливане: хазинские шейхи и маронитская церковь, 1736–1840 гг . Лейден: Брилл. п. 208. ИСБН 9004099786 .
- ^ Е-балдати. «Монастырь Святого Антония Падуанского, аль-Гбеле» .
- ^ Ар-Рахбания аль-Лубния аль-Маруния. «Дайр Сайидат аль-Маунат» . Архивировано из оригинала 1 октября 2016 г. Проверено 26 сентября 2017 г.