Jump to content

Соперничество Кайса и Ямана

(Перенаправлено из соперничества Кайса и Ямана )

Соперничество Кайс -Яман относится к историческому соперничеству и вражде между северными арабскими племенами Кайс и южными арабскими племенами Яман . Конфликт возник между племенами в армии и администрации Омейядского халифата в VII и VIII веках. Членство в обеих фракциях было основано на реальном или, что более вероятно, предполагаемом генеалогическом происхождении племен, которое делило их на южноаравийских потомков Кахтана (Ямана) или североаравийских потомков Аднана ( Кайса ).

Племена ямани, в том числе калб , гасан , балкайн , амила , танух , иудам и лахм , прочно обосновались в центральном и южном Леванте в доисламские времена, в то время как племена кайси, такие как сулайм , килаб и укайль, в основном мигрировали в северный Левант. Сирия и Верхняя Месопотамия с мусульманскими армиями в середине VII века.

Вражда между Кайсом и Яманом сформировалась только после правления халифа Муавии I , который вместе со своими потомками Суфьянидов был связан с Калбом, ведущим племенем Ямана, браком и военной зависимостью. Когда в 684 году умер последний суфьянидский халиф , Яман решил обеспечить продолжение правления Омейядов для сохранения своих государственных привилегий, в то время как Кайсы поддержали заявку Абдуллы ибн Зубайра на создание халифата. В том же году Яман разгромил Кайсов в битве при Мардж-Рахите , что привело к годам движимых местью набегов «око за око», известных как айям (дни), потому что сражения обычно длились целый день.

К 693 году набеги в значительной степени прекратились, поскольку Кайи примирились с Омейядами и были включены в состав государства. Омейяды пытались сбалансировать силы и привилегии обеих фракций, но соперничество тлело до третьей гражданской войны ( фитны ) в халифате, в которой яманы убили халифа Валида II за его зависимость от Кайсов. Оппозиция Ямани продолжалась при халифе Марване II , и Яман в конечном итоге перешел на сторону Аббасидов , когда последние завоевали царство Омейядов в 750 году. Позже в том же году Яман и Кайс ненадолго объединили свои силы против Аббасидов, но потерпели поражение. Соперничество Кайса и Ямана значительно уменьшилось при Аббасидах, которые, в отличие от Омейядов, не получали основной военной поддержки ни от одной из фракций. Тем не менее, вражда в той или иной степени сохранялась на местном уровне в последующие столетия, когда время от времени происходили вспышки насилия между Кайси и Ямани.

В эпоху Османской империи , между 16 и серединой 19 веков, соперничество возродилось в Горном Ливане и Палестине , и принадлежность к любой из фракций выходила за рамки этнической и религиозной принадлежности и осуществлялась семьями, мало учитывавшими подлинное племенное происхождение. В Горном Ливане вражда в основном велась между различными кланами друзов , пока битва при Айн-Дара в 1711 году не привела к почти полному исходу друзов Ямани. По всей Палестине соперничество охватило бедуинские племена, крестьянские кланы и горожан. Самые настоящие бои происходили в Наблусе , его внутренних районах и окрестностях Иерусалима . Вражда постепенно утихла с ростом османской централизации в середине 19 века.

Происхождение

[ редактировать ]

Генеалогические различия

[ редактировать ]

Древнее происхождение подразделения Кайс-Яман традиционно основывалось на корнях арабского племени северных или южных арабских , реальных или предполагаемых; Кайи были выходцами из северной Аравии, а яманы - из южной Аравии. [ 1 ] С генеалогической точки зрения традиционно считалось, что северные племена произошли от Измаила , а южные племена произошли от Кахтана . [ 2 ] Исторические арабские источники иногда называли южных арабов Кахтанией ( кахтанитами ), но чаще называли их ахль аль-Яманом (народом Йемена ) или аль-Яманией (йеменцами). [ 2 ] Напротив, северных арабов редко называли «измаильтянами», возможно, потому, что этот термин стал относиться к арабам в целом. [ 2 ] Скорее северяне были описаны как аднаниты в честь Аднана , дальнего потомка Измаила, или названы в честь одного из потомков Аднана, а именно его сына Низара ( Низарийя ), сына последнего Мудара ( Мударийя ) или одного из потомков Мудара, Кайса. ( Кайсийя ). [ 2 ] Более того, не все северные арабы подпадали под ярлыки «мудар» или «кайс»; Рабиа , чьей традиционной родиной была восточная Аравия, также вели свое происхождение от Низара. [ 2 ] Однако, независимо от их северного происхождения, преданность Рабиа колебалась между Кайсом / Мударом и Яманом, и исторические арабские источники часто называли их третьей стороной во вражде Кайс-Яман. [ 2 ]

Это различие между севером и югом существовало среди племен Аравийского полуострова с доисламских времен (до VII века). [ нужна ссылка ] Однако в доисламской арабской традиции нет никаких упоминаний о враждебности между двумя группировками. [ 3 ] Кайсы не функционировали как племенная конфедерация до прихода ислама, и в древних арабских историях племена, которые образовали конфедерацию, упоминались индивидуально, а не как коллектив. [ 4 ] По словам историка У. Монтгомери Уотта , именно в эпоху Омейядов (638–750 гг.) арабские племена начали организовываться по северной (Кайси) и южной (Ямани) линиям, «чтобы составить что-то вроде политической партии». [ 4 ] Соперничество между Яманом и Кайсом, возможно, возникло из-за конкуренции за права на выпас скота в Сирии после завоевания. [ 5 ] Однако открытый конфликт между ними произошел только во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692 гг.). [ 6 ]

Географическое распространение

[ редактировать ]
Карта Сирии 9 века. Йеменские племена, в том числе Бану Кальб, Гассан, Иуда и Танух, в основном населяли районы Филастин , аль-Урдунн и Химс , тогда как Кайсы населяли Аль-Джазиру , византийскую границу и Киннасрин.

В эпоху Омейядов и Аббасидов одна из баз разделения Кайс-Йемен была географической. [ 7 ] Сирия была разделена на пять военно-административных округов ( аджнад ; синг. джунд ): Филастин с центром вокруг Рамлы ; аль-Урдунн сосредоточился вокруг Тверии ; Димашк сосредоточился вокруг Дамаска ; Химс сосредоточился вокруг Химса ; и Киннасрин сосредоточился вокруг Халкиды . [ нужна ссылка ]

Традиционно считается, что племена ямани населяли южный аджнад Сирии, а именно Филастин и аль-Урдунн, «но реальность была более сложной», по словам историка Пола М. Кобба . [ нужна ссылка ] В Аль-Урдунне доминировали яманы, особенно племя Аш'ар, но Филастин был обителью племен Ямани и Кайси. [ примечание 1 ] которые считали этот район особенно прибыльным. [ 9 ] Однако к концу эпохи Омейядов Яман, очевидно, был преобладающей фракцией в Филастине. [ 9 ] Племена Димашка, которые включали регионы Гута , Хавран и Трансиордания и были даже более прибыльными, чем Филастин, были преимущественно ямани, хотя существовало значительное меньшинство кайси. [ нужна ссылка ] Яман также доминировал в Химсе, включая Пальмиренскую степь , в то время как Кайсы доминировали в Киннасрине, наряду с Верхней Месопотамией (известной арабами как аль-Джазира ) и византийской границей вплоть до Армении . [ 7 ]

Некоторые из племен ямани, в том числе калб , танух и иуда , поселились в Сирии до мусульманского завоевания 7-го века . [ 7 ] Хорошо обосновавшись в своих регионах, многие племена ямани заключили союзы с Византийской империей , которая контролировала регион до мусульманского завоевания, и приняли христианство ; [ 10 ] некоторые части некоторых племен ямани остались христианскими после мусульманского завоевания. [ 5 ] Многие племена Кайс, особенно Килаб , Сулайм и Укайл Омейядов , были переселены в Верхнюю Месопотамию из Аравии халифом Муавией I (годы правления 661–680). [ 7 ] В то же время ряд племен ямани в армии Муавии, такие как кинда и хадрами , присоединились к другим утвердившимся племенам ямани вокруг Хомса. [ 11 ]

Между тем, конфликт Кайс/Мудар-Яман в Ираке , особенно в Басре , коренится в массовой миграции представителей южного племени Азд из Омана в Басру незадолго до Второй мусульманской гражданской войны. [ 6 ] [ 12 ] До этого в Басре доминировали северные соплеменники из фракции Мудар, возглавляемой племенем Тамим , и фракция Рабиа. [ 12 ] Азд стали союзниками Рабии, несмотря на северные корни последнего. [ 12 ] , таким образом «были сформированы стороны для будущего конфликта» По словам историка Г. Р. Хотинга . [ 12 ] Более того, поскольку арабские войска Хорасана пришли из гарнизона Басры, конфликт Кайс/Мудар-Яман перекинулся на эту обширную восточную провинцию халифата . [ 12 ] Миграция племен Кайси в северную Сирию и Верхнюю Месопотамию, а также Ямани Азд в Басру нарушила племенной баланс сил в этих регионах, что существенно повлияло на вражду Кайсов/Мудар-Яман. [ 13 ]

Эпоха Омейядов

[ редактировать ]

Битва при Мардж Рахите

[ редактировать ]

Вполне вероятно, что фракции Кайса и Ямана прочно оформились после правления Муавии I; [ 4 ] По словам историка Хью Н. Кеннеди , раньше различия между племенами Кайси и Ямани были «довольно безобидными». [ 7 ] Опора Муавии на войска Калба и мать его сына Язида , будучи Кальби, вызвали беспокойство среди вождей Кайса. [ 4 ] Тем временем политический беспорядок распространился по всему халифату после смерти халифа Язида в 683 году и его преемника Муавии II несколько недель спустя. [ 14 ] Среди правящей суфьянидской ветви династии Омейядов не было очевидных преемников, которых калбы были полны решимости сохранить, чтобы сохранить административные и военные привилегии, которые они приобрели при них. [ 15 ] Таким образом, вождь Калба, Хасан ибн Малик ибн Бахдал , собрал представителей племен ямани Сирии на шуру (совет) в Джабии , на котором они выбрали аутсайдера Омейядов Марвана (годы правления 684–685) в качестве следующего халифа. ; [ 16 ] Марван пошел на значительные политические уступки Калбу, что заставило Кайсов во главе с губернатором Дамаска ад-Даххаком ибн Кайсом аль-Фихри поддержать притязания Абдуллы ибн Зубайра на халифат. [ 7 ]

Марван и Калб разбили лагерь в Мардж-Рахите, с видом на штаб-квартиру ад-Даххака в Дамаске, и вскоре к ним присоединились Ямани Гассаниды и Кинда. [ 17 ] Другими племенами Ямани, присоединившимися к Марвану, были Тайй , аль-Кайн и Танух. [ 18 ] Когда Кайи под командованием ад-Даххака двинулись к лагерю Марвана, потомок Гасанидов, Язид ибн Аби ан-Нимс, возглавил восстание в Дамаске, в результате которого люди ад-Даххака были изгнаны из города. [ 19 ] Затем две фракции сражались в битве при Мардж-Рахите , которая длилась двадцать дней, начиная с 18 августа 684 года. [ 7 ] Гораздо более многочисленные Кайи были разбиты, и многие из них были убиты при отступлении. [ 7 ] включая ад-Даххака и восемьдесят других видных деятелей Кайси. [ 7 ] [ 19 ] Выжившие из числа Кайсов во главе с Зуфаром ибн аль-Харитом аль-Килаби из Амира бежали на север, в на Евфрате город Аль-Каркисия , а Марван стал халифом в Дамаске. [ 7 ]

Битва при Мардж-Рахите прочно разделила арабские племена Сирии на Яман или Кайс. [ 7 ] По словам Кеннеди, «Кайсам пришлось отомстить за многих погибших, и вражда должна была продолжаться на протяжении поколений». [ 5 ] в то время как Марван «будет полностью зависеть от ... племен ямани, которые его избрали». [ 7 ] Действительно, Яман помог Марвану утвердить свое правление в Египте и гладко организовал воцарение его сына Абд аль-Малика (годы правления 685–705) после смерти Марвана в 685 году. [ 5 ] Лидеры Ямани, Ибн Бахдал из Кальба и Раух ибн Зинба из Джухама, были основными сторонниками Абд аль-Малика, не считая его родственников. [ 5 ] Все это время Кайи в Верхней Месопотамии и северной Сирии под руководством Зуфара стойко поддерживали Ибн Зубайра и блокировали распространение власти Омейядов на удерживаемый Зубайридами Ирак . [ 20 ]

Айям рейды

[ редактировать ]
Халиф Абд аль-Малик (685–705), изображенный на выпущенном им золотом динаре, изо всех сил пытался сохранить мир между Кайсами и Яманом.

Вслед за Мардж Рахитом Кайсы инициировали серию набегов и контрнабегов на Ямана. [ 21 ] особенно ведущая фракция последнего, Калб. [ 22 ] Поскольку каждое столкновение обычно длилось один день, в средневековых арабских источниках набеги назывались айям (дни; пой. йам ), причем каждый йавм был назван в честь места, где произошло нападение. [ нужна ссылка ] Источниками битв айам были современные арабские стихи и рассказы, которые сохранились в « Китаб аль-Агани» , «Китаб аль-Хамаса» , а также в историях аль-Мадаини (ум. ок. 843 г.) и Ибн аль-Асира (ум. 1233). [ 22 ] Историк Юлиус Велльхаузен утверждает, что «сообщения в основном вполне надежны, хотя частично без связи и хронологии». [ 22 ] Цикл набегов начался после бегства генерала Кайси и сулаймского вождя Умайра ибн аль-Хубаба из армии Омейядов во время битвы при Хазире против проалидских сил аль -Мухтара в 686 году. [ нужна ссылка ] Бегство Умайра и его войск, которые укрылись вместе с Зуфаром в аль-Каркисии, было обвинено в разгроме сил Омейядов. [ нужна ссылка ]

Хотя точный год в современных источниках неизвестен, первый набег айяма был совершен Зуфаром против лагеря калбов в Мусайяхе в окрестностях Химса, в ходе которого были убиты двадцать представителей племени калбов. [ 22 ] Калб во главе с Хумайдом ибн Хурайтом ибн Бахдалом в ответ убил шестьдесят человек из племени Кайси Нумайра, жившего среди калбов в Пальмире . [ 22 ] После этого Умайр возглавил нападение на Иклиль в окрестностях Пальмиры, в результате которого погибло от 500 до 1000 представителей племени калб. [ 22 ] Умайр уклонился от преследования Хумейда и вернулся в Аль-Каркисию. [ 23 ] Умайр продолжил свою победу, возглавив несколько разрушительных набегов на калбов в их жилищах в пустыне Самава, в том числе на колодец под названием Кааба, в котором Хумайд чуть не погиб. [ 23 ] кальбы из Самавы в конечном итоге бежали в долину реки Иордан в Палестине. В результате нападений [ 23 ]

Позднее Умайр расселил своих сулаймских соплеменников вдоль реки Хабур , где они вторглись на пастбища Таглиба . [ 23 ] Последнее, христианское племя, принадлежащее Рабиа, [ 24 ] имели поселения, простирающиеся от Хабура на восток за рекой Тигр . [ 23 ] Таглиб потребовал вмешательства Зуфара с целью выселения Сулайма, но Зуфар не смог выступить посредником в споре. [ 25 ] Вместо этого Умайр получил от Зубайридов санкцию на нападение на Таглиб и с большими силами уничтожил многочисленных представителей племени Таглиб в деревне Хабур Макисин . [ 26 ] Дальнейшие стычки Кайси-Таглиб, которые втянулись и в Зуфар на стороне Умайра, произошли вдоль рек Хабур, Тигр, Балих и Тартар . [ 26 ] В 689 году таглибы устроили засаду Кайсам в деревне Тартар аль-Хашшак, недалеко от Тикрита . [ 26 ] [ 27 ] Последовавшая битва длилась три дня. [ 27 ] и ближе к концу Зуфар и его родственники-амиры отступили в аль-Каркисию и покинули Умайра, который в конечном итоге был убит Таглибами. [ 28 ] Последний отправил голову Умайра Абд аль-Малику. [ 26 ]

Обязанный отомстить за смерть своего товарища Кайси, Зуфар принял ответные меры против Таглиба, нанеся им тяжелый удар по деревне Тигр Кухайль. [ 29 ] После этого он казнил 200 пленных представителей племени Таглиб. [ 29 ] В 691 году осада аль-Каркисии Абд аль-Маликом вынудила Зуфара согласиться на капитуляцию перед властью Омейядов путем переговоров. [ 24 ] Согласно соглашению, Абд аль-Малик включил представителей племени Кайси в состав двора и армии Омейядов. [ 30 ] Вступление Кайса в воссозданную сирийскую армию Омейядов положило конец монополизации Ямани, и особенно Калби, монополизации этого учреждения; с тех пор Абд аль-Малик стремился сбалансировать интересы каждой фракции в вооруженных силах. [ 31 ] Силы Абд аль-Малика также разгромили соперников Омейядов Зубайридов и покровителей Кайсов, Мусаба ибн аз-Зубайра в Ираке в октябре 691 года и Абдуллу ибн аз-Зубайра в Мекке в сентябре 692 года. [ 32 ] Эти события положили конец нападениям Кайси на Таглиб. [ 33 ] Примерно в это же время знаменитый поэт Таглиба и представитель при дворе Омейядов аль-Ахталь прочитал Абд аль-Малику стихотворение, хвастаясь победой над Кайсом и их капитуляцией перед Абд аль-Маликом:

(Благодаря нам) люди Кайса поспешили публично присягнуть вам [Абд аль-Малику] после долгого отрицания.
Пусть Бог никогда не уведет Кайса от их ошибки; и пусть никто не скажет: «Берегите!» когда они спотыкаются...
... Они [Кайсы] жили в благословенном изобилии, пока не попали в сети сатаны [Ибн Зубайра].
Аль-Ахталь , около 691/92 г.

Несмотря на соглашение Абд аль-Малика с Кайсом, два лагеря продолжали атаковать друг друга. [ 34 ] После этого сражения распространились на Хиджаз и Ирак, в отличие от большинства ранних столкновений, которые происходили в Верхней Месопотамии и Пальмирской степи. [ 34 ] Таким образом, конфликт Кайс-Яман вырвался за пределы Сирии и распространился на более широкий исламский мир. [ 34 ] Хумайд все еще стремился отомстить за предыдущие потери, понесенные калбами от рук Амира и Сулайма, но, поскольку эти два племени теперь находились под защитой Абд аль-Малика, Хумайд решил напасть на племя Кайси в Фазаре. [ 33 ] Последние в основном жили восточнее Медины , но их правящий клан населял Куфу . [ 33 ] Ранее они не участвовали в нападениях на Яман. [ 33 ] Хумайд получил ордер от принца Омейядов Халида ибн Язида на сбор налога на скот с Фазары от имени правительства Абд аль-Малика. [ 33 ] Используя это законное прикрытие, Хумайд возглавил большой экспедиционный корпус кланов Кальби против членов племени Фазара в Ираке, убив и ранив многих, особенно в месте под названием Ах. [ 35 ] Фазара выразила протест по поводу этих нападений Абд аль-Малику. [ 35 ] которые в ответ заплатили им кровавые деньги, которые Фазара, в свою очередь, использовали для покупки оружия и лошадей. [ 35 ] Примерно в 692/93 году Фазара нанесли ответный удар калбам, внезапно напав на их лагерь у колодцев Банат-Каин в Самаве, что закончилось гибелью 69 членов племени калб. [ 35 ] Набег на Банат-Кайн был самым знаменитым из аямов между Кайсом и Калбом. [ 35 ] Разъяренный нападением Фазары, Абд аль-Малик приказал своему генералу аль-Хаджаджу ибн Юсуфу возглавить экспедицию против Фазары. [ 35 ] Однако два главных командира Фазары из Банат-Каина, Саид ибн Уйайна и Халхала ибн Кайс, [ 36 ] сдались, чтобы предотвратить военное нападение на свое племя. [ 35 ] Затем командиры Фазары были казнены, чтобы удовлетворить калба, который принял это в качестве компенсации за свои потери. [ 35 ]

Племенной баланс в государстве

[ редактировать ]

Способность Абд аль-Малика положить конец насилию Кайси-Ямани в основном ограничивалась угрозами или выплатой кровавых денег. [ 34 ] Хотя ему удалось превратить халифат Омейядов в централизованное бюрократическое государство с уменьшающейся зависимостью от сирийской армии, Кеннеди отмечает, что «вражда Кайса и Ямана проиллюстрировала проблемы перехода» халифата от кочевничества к оседлой жизни и управлению. [ 34 ] После 691 года каждая фракция стала ассоциироваться с принцем Омейядов; Кайсы объединились с братом Абд аль-Малика и губернатором Верхней Месопотамии Мухаммадом ибн Марваном , в то время как яманы были связаны с Палестине сыном Абд аль-Малика, проживающим в , Сулейманом . [ 37 ] Эти связи сыграли важную роль во время будущего соперничества внутри Омейядов. [ 37 ] После прихода к власти аль-Валида I (годы правления 705–715) напряженность между Кайси и Ямани закипела, но не привела к серьезному конфликту. [ 38 ] Аль-Валид, чьей матерью Валладой была Кайси, предоставил Кайсам определенную привилегию. [ 38 ] Тем не менее, Яман имел значительное влияние на другие ветви дома Омейядов, а именно на Сулеймана, а также на Умара ибн Абд аль-Азиза , который поддерживал связи, установленные его отцом с лидерами армии Ямани в Египте. [ 38 ] Более того, с приходом на престол Сулеймана в 715 году яманийский генерал Раджа ибн Хайва из Кинды стал его главным советником, и яманы восстановили свое выгодное положение в государстве Омейядов. [ 39 ]

Среди историков существуют разногласия по поводу причин конфликта Кайс-Яман во время и после правления Сулеймана. [ 39 ] Средневековые арабские источники описывают конфликт главным образом как межплеменное соперничество. [ 39 ] М.А. Шабан утверждает, что Кайсы стали олицетворением политики исламского экспансионизма и монополизации арабского правительства, проводимой Абд аль-Маликом и могущественным губернатором аль-Хаджаджем ибн Юсуфом , в то время как Яман поддерживал стабилизацию границ халифата и ассимиляцию неарабов в государство. . [ 4 ] Союзники Ямана и последующие халифы Сулейман (годы правления 715–717) и Умар ибн Абд аль-Азиз (717–720) проводили такую ​​политику. [ 4 ] Кеннеди выступает против теории Шабана, вместо этого утверждая, что конфликт «происходил между двумя фракциями, основанными на племенной лояльности, которые стремились контролировать доступ к военной мощи и связанным с ней привилегиям». [ 39 ] С этой целью конечной целью каждой фракции было расположение халифа и назначение на посты губернаторов провинций. [ 39 ]

Союз Кайси-Ямани среди арабских племен присутствовал на всей территории Халифата, и мусульманским лидерам становилось все труднее избегать связей с каким-либо лагерем. [ 40 ] В Ираке два основных конкурирующих племени, Азд и Тамим , стали центральным компонентом Ямана и Кайса, соответственно, в этой провинции. [ 39 ] Соперничество Кайс-Яман также развернулось среди арабских племен, входящих в армию Омейядов в Хорасане. [ 39 ] Хотя Шабан охарактеризовал Умара ибн Абд аль-Азиза как решительного сторонника Ямани за его усилия по интеграции неарабских мусульманских общин, халиф, очевидно, придерживался более сбалансированной политики в отношении соперничества и стремился положить конец племенной фракционности. [ 41 ] Его назначение губернаторами провинций было основано на компетентности и лояльности к своей власти. [ 41 ] С этой целью он назначил стойкого приверженца Кайси Умара ибн Хубайру аль-Фазари губернатором Верхней Месопотамии и уволил яманийского губернатора Ирака и Хорасана Язида ибн аль-Мухаллаба из Азда в пользу нескольких губернаторов, многие из которых были не Ямани. [ 41 ] Тем не менее, реформы Умара ибн Абд аль-Азиза поставили под угрозу интересы Кайси, и после его смерти в 720 году Кайсы помогли восстановить старый порядок через его преемника Язида II (годы правления 720–724). [ 42 ]

Во время правления Язида II Ибн аль-Мухаллаб поднял восстание в Ираке, захватив Васит и Куфу . [ 42 ] Неочевидно, что его поддержали племена ямани в Сирии, и его восстание было подавлено сильным союзником Кайсов Масламой ибн Абд аль-Маликом . [ 42 ] Последующее назначение Умара ибн Хубайры в Ирак привело к жестокой чистке лидеров Ямани в провинции. [ 42 ] Язид умер в 724 году, и его преемник Хишам (годы правления 724–743) сумел избежать вовлечения в соперничество Кайса и Ямана и назначил Халида аль-Касри из якобы нейтрального племени Баджила губернатором Ирака. [ 43 ] Правление Хишама было одним из самых мирных периодов в халифате Омейядов. [ 43 ] и за это время не было зарегистрировано никаких инцидентов с применением насилия между Кайсами и Яманом внутри армии Омейядов. [ 44 ] К концу своего правления, заботясь о сохранении стабильности после своей смерти, Хишам все больше полагался на поддержку Кайси. [ 45 ] С этой целью в 738 году он заменил аль-Касри, который, возможно, симпатизировал Ямани, стойким Кайси, Юсуфом ибн Умаром из Такифа , и назначил другого стойкого приверженца Кайси, Насра ибн Сайяра , губернатором Хорасана. [ 45 ]

Третья мусульманская гражданская война

[ редактировать ]

Вражда между Кайсом и Яманом продолжалась, но халифат оставался стабильным и процветающим к моменту смерти Хишама в 743 году. [ 46 ] Однако эта ситуация развалилась в результате политики и некомпетентности его преемника аль-Валида II (годы правления 743–744). [ 46 ] Последний оставил государственную администрацию в основном в руках назначенцев Хишама Кайси, и его арест покровителей Ямана среди семьи Омейядов сплотил Ямана против его правления. [ 46 ] Члены семьи Омейядов считали правление Валида II настолько вопиющим, что часть их во главе с Язидом III решила свергнуть его, что является беспрецедентным действием в династической истории Омейядов. [ 46 ] Хотя большая часть семьи Омейядов и другие лидеры не хотели поддерживать Язида III, племена Ямани, частично возглавляемые вождем Калби Мансуром ибн Джумхуром , оказали ему решающую поддержку; Яманами двигало желание восстановить свое некогда доминирующее положение в государстве. [ 47 ] Повстанцы захватили Дамаск, затем в 744 году осадили и убили Валида II в окрестностях Пальмиры . [ 47 ] В результате конфликт Кайс-Яман резко обострился. [ 47 ] Кеннеди утверждает:

Было бы неправильно думать, что все члены этих двух групп были непримиримо враждебны; Казалось бы, насилие было начато экстремистами, такими как Юсуф ибн Умар для Кайситов и Мансур ибн Джумхур для Яманитов, но как только оно началось, его было очень трудно остановить, и в него была вовлечена вся сирийская армия и политическая элита. Именно это фатальное разделение больше, чем что-либо другое, разрушило правительство Омейядов. [ 47 ]

Правление Язида III длилось шесть месяцев, в течение которых он ненадолго назначил Ибн Джумхура губернатором Хорасана. Ему наследовал его брат Ибрагим ибн аль-Валид , но в декабре 744 года последний был свергнут Марваном II (годы правления 744–750), сильным человеком, пользующимся благосклонностью кайев Верхней Месопотамии и византийской приграничной зоны. [ 48 ] Кайсы были единственной частью сирийской элиты, поддержавшей узурпацию Марвана II. [ 49 ] после чего лидеры Ямана были изгнаны из Сирии. [ 49 ] Последовало восстание в крепости Калб в Хомсе, но оно было подавлено Марваном II в 746 году. [ 49 ] Оппозиция Марвану II вызвала восстания в провинциях к востоку от Сирии, когда Ибн Джумхур связал свою судьбу с алидским мятежником Абдаллахом ибн Муавией . [ 49 ]

Марван II направил Кайси Язида ибн Умара для подавления восстания Алид-Ямани в Куфе. [ 49 ] В конечном итоге яманы Сирии и Ирака, а также хариджиты под командованием ад-Даххака аль-Шайбани были разбиты силами Марвана II, и к весне 748 года была достигнута передышка в войне. [ 49 ] Однако к декабрю 748 года революция Аббасидов в Хорасане развернулась всерьез, и ее лидер Абу Муслим изгнал губернатора Кайси Насра ибн Сайяра из Мерва и двинулся на запад. [ 49 ] Язид ибн Умар послал генералов Кайси Нубату ибн Ханзалу из Килаба и Амира ибн Дубару из Мурры, чтобы остановить марш Абу Муслима, но они потерпели поражение от Кахтабы ибн Шабиба из Тайя . [ 50 ] Ирак, за исключением Васита, удерживаемого Кайси, был завоеван Аббасидами при Ас -Саффахе (годы правления 750–754) в октябре 749 года. [ 50 ] Войска Кайси сплотились вокруг Марвана II, когда он выступил против Аббасидов, но он потерпел решительное поражение в битве при Забе в феврале 750 года; [ 50 ] В результате власть Омейядов практически уменьшилась. [ 50 ] Когда армия Аббасидов достигла Дамаска, преследуя Марвана II, представители племени Ямани облегчили им вход в город. [ 50 ]

Пост-Омейядский период

[ редактировать ]

Хотя революция Аббасидов была «ярко про-Яманской и антикайской», по словам историка Халида Яхьи Бланкиншипа, как только Аббасиды консолидировали власть, они «приняли политику балансирования племен несуществующего режима Омейядов» . [ 51 ] Большая часть лидеров Кайси Верхней Месопотамии, а также на границах с Византией и Арменией, включая близкого союзника Марвана Исхака ибн Муслима из Укайла, в конечном итоге присоединились к Аббасидам. [ 52 ] Однако сразу после аннексии Сирии Аббасидами в 750 году Кайи Киннасрина во главе с Абу аль-Вардом и Яман Химса и Пальмиры во главе с дворянином Омейядов Абу Мухаммадом ас-Суфьяни подняли восстание, чтобы восстановить власть Омейядов. [ нужна ссылка ] Однако коалиция Кайси-Ямани относительно быстро потерпела поражение от Аббасидов, при этом Кайсы, в частности, понесли тяжелые потери. [ нужна ссылка ]

После краха Омейядов и переноса столицы халифата из Сирии в Багдад политическое значение фракций Кайса и Ямана значительно уменьшилось. [ 1 ] Ватт утверждает, что «мало что слышно о враждебности» между Кайсом и Яманом после прихода Аббасидов. [ 4 ] Тем не менее, по данным историк Роберт Ирвин . [ 1 ] Со временем вражда вышла за пределы кочевых арабских племен и даже арабов в целом; дивизия Кайс-Яман существовала также среди курдов и берберов . [ 53 ]

Ирвин утверждает, что в отличие от исследований, посвященных вражде Кайса и Ямана в эпоху Омейядов, «важность лояльности Кайса и Ямана в период мамлюков в значительной степени игнорировалась» историками. [ 54 ] В период правления мамлюков в Сирии кочевые арабские племена ( городские или арабские ), полукочевые арабские племена ( ушран или ашаир ) и, в некоторой степени, неарабские племена или группы часто заявляли о своей принадлежности к фракциям Кайса или Ямана. . [ 54 ] Историк Уильям Поппер писал, что ашаиры , особенно друзы , с холмов и долин вокруг Сафада , Вади-ат-Тайма и Джебель-Амиля иногда организовывались по линиям Кайса и Калба (Ямана) в период мамлюков. [ 55 ] В некоторых случаях, когда немамлюки ( те, кто не принадлежал к традиции освобожденных рабов-солдат) участвовали в междоусобной войне между мамлюкской элитой, они брали на себя ярлык Кайси или Ямани. [ 54 ] По большей части вражда Кайси и Ямани, похоже, не сыграла роли в межплеменных распрях раннего мамлюкского периода. [ 56 ] Разделение стало более выраженным или, по крайней мере, признано мамлюкскими историками в последние десятилетия XIV века. [ 57 ] Даже тогда упоминания о фракционной вражде были спорадическими и не подтверждают непрерывность соперничества в эпоху мамлюков. [ 58 ]

Османская эпоха

[ редактировать ]

Дамаск и окрестности

[ редактировать ]

В раннюю османскую эпоху жители Дамаска разделились по линии Кайс-Ямани: жители Баб аль-Джабии , аль-Шагура , Салихии , Шейха Раслана, Масджида Аксаба и Кубейбата были связаны с Кайсом, а жители аль- Мидан , Мазабиль и Махрука, принадлежащие Яману. В окрестностях Дамаска вожди Забадани , Вади ат-Тайма и района Мардж (к югу от города), а также династия Харфушей в Баальбеке - все были Ямани. [ 59 ]

Гора Ливан

[ редактировать ]

В Горном Ливане во время правления мамлюков местная друзская знать была расколота по линии Кайси-Ямани: семьи Алам ад-Дин и Бухтур представляли Ямана и Кайса соответственно. [ 60 ] Когда семья Маан вытеснила Бухтура в 1516 году, кланы Кайси сплотились вокруг них. [ 60 ] Яман под предводительством Алам ад-Дина временно одержал победу над Мааном под предводительством эмира Куркмаза, но сын последнего Фахр ад-Дин II успешно восстановил господство Кайси в Горном Ливане до своей смерти в 1633 году. [ 60 ] После этого попытка Ямани контролировать Горный Ливан привела к резне и междоусобицам, но к 1635 году и до конца 17 века Кайсы под руководством Маана оставались доминирующими. [ 60 ] Династия мусульман-суннитов Шихабов сменила своих родственников Маана на посту лидеров друзов Кайси после того, как вождь Маана умер, не оставив потомства в 1697 году. [ 60 ] В 1709 году Кайи потеряли свои позиции в Горном Ливане от рук Ямана, но последним был нанесен решающий удар в ходе битвы при Айн-Даре в 1711 году, в которой многочисленные бойцы Ямани и все руководство Алам ад-Дина семья была убита. [ 60 ] После этого друзы Ямани, помимо клана Арслан , эмигрировали из Горного Ливана, причем большинство из них нашли убежище в Хавране . Битва при Айн-Даре, по сути, положила конец вражде между Кайсом и Яманом в Горном Ливане. [ 60 ] С тех пор враждующие фракции стали называться по именам своих ведущих кланов. [ 60 ]

Палестина

[ редактировать ]

Принадлежность Кайса-Ямана в Палестине имела обширную историю. [ 60 ] Однако многие из тех, кто придерживался Кайса и Ямана, включая некоторые из ведущих семей фракций, таких как Абу Гош , не были этническими арабами, а были черкесскими , курдскими или туркменскими . [ 60 ] Между тем, семьи, которые заявляли об арабском происхождении, выбирали верность Кайсу или Яману, не особо задумываясь о своем северном или южноаравийском происхождении; иногда ветви одного и того же клана присоединялись к разным фракциям из-за внутрисемейных споров. [ 60 ] Бедуинские племена, крестьянские кланы и горожане — все отождествляли себя с той или иной фракцией, включая семьи, происхождение которых было неясно. [ 60 ]

По словам Марома, «в восемнадцатом веке внутренние районы Наблуса страдали от междоусобиц из-за соперничества кайсов (северных арабов) и ямана (южных арабов). Большая часть общества, включая феллахов (крестьянство), бедуинов и ахль аль-аль- Мудун (горожане) был связан с одной из этих фракций. Борьба нарушила сельскую жизнь, ускорив эмиграцию и образование деревень в районах. которые были менее густонаселены». [ 61 ] Действительно, по словам историка Ихсана ан-Нимра, северная часть Джебель-Наблуса была отведена Яману, а южная часть была передана Кайсу мамлюкским султаном ан-Насиром Мухаммадом (годы правления 1293–1340, с перерывом). [ 60 ] Во время османского правления на протяжении XVI века между семьями по всей Палестине часто происходили столкновения из-за разногласий Кайс-Яман. [ 60 ] Большая часть боевых действий в XVIII и XIX веках велась во внутренних районах Наблуса и Иерусалима. [ 60 ]

Список филиалов Кайс-Яман

[ редактировать ]

Как видно из источников XVIII и XIX веков, племенное деление показано на следующих примерах: [ 62 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Историк Моше Гиль составил список племен Кайс и Яман, населявших Филастин и аль-Урдунн в ранний мусульманский период. Среди племен ямана в Филастине были Иудхам , Лахм , Гассан , Мадхидж , Азд , Кудаа и его Джухайна подклан , Хузаа , Химьяр и его подклан Сайбан, Кинда , Зубайд , Хасам и Хавлан. Племенами ямана в аль-Урдунне были Амила и Аш'ар. Племена Кайса в Филастине включали Гатафан и его Мурра подклан , Килаб , Укайл , Тамим , Такиф , Таглиб и Худхайл . Племя Кайс в аль-Урдунне называлось Сулайм . [ 8 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ирвин 2003, с. 253.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Кроун 1994, с. 2.
  3. ^ Кроун 1994, стр. 2–3.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уоттс 1991, с. 834.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди, с. 80.
  6. ^ Jump up to: а б Кроун 1994, с. 3.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кеннеди, с. 79.
  8. ^ Гил, стр. 132–133.
  9. ^ Jump up to: а б Гил, стр. 133.
  10. ^ Рихан 2014, с. 179.
  11. ^ Кеннеди, стр. 79–80.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Хоутинг 2000, с. 54.
  13. ^ Хоутинг 2000, с. 55.
  14. ^ Кеннеди 2004, стр. 77–78.
  15. ^ Кеннеди 2004, с. 78
  16. ^ Кеннеди 2004, стр. 78–79.
  17. ^ Хоутинг, с. 59.
  18. ^ Хоутинг, стр. 107-1. 60–61.
  19. ^ Jump up to: а б Хоутинг, стр. 101-1. 59-6
  20. ^ Кеннеди 2004, с. 81.
  21. ^ Веллхаузен 1927, с. 201.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Веллхаузен 1927, с. 202.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927, с. 203.
  24. ^ Jump up to: а б Стеткевич 2002, с. 85.
  25. ^ Веллхаузен 1927, стр. 203-204.
  26. ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927, с. 204.
  27. ^ Jump up to: а б Белл 1903, с. 210.
  28. ^ Маршам 2009, с. 104.
  29. ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927, стр. 204–205.
  30. ^ Кеннеди 2004, с. 84.
  31. ^ Кеннеди 2004, стр. 86–87.
  32. ^ Стеткевич 2002, стр. 85–86.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927, с. 205.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004, с. 87.
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Веллхаузен 1927, с. 206.
  36. ^ Бравманн, ММ (2009). Духовная основа раннего ислама: исследования древних арабских концепций . Лейден: Брилл. п. 319. ИСБН  9789047425328 .
  37. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 86.
  38. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004, с. 90.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2004, с. 91.
  40. ^ Кеннеди 2004, стр. 91–92.
  41. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004, с. 92.
  42. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 93.
  43. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 94.
  44. ^ Бланкиншип, с. 98.
  45. ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 96.
  46. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 97.
  47. ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 98.
  48. ^ Кеннеди 2004, стр. 98–99.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2004, с. 99.
  50. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004, с. 100.
  51. ^ Бланкиншип 1994, с. 99.
  52. ^ Кеннеди 2004, с. 111.
  53. ^ Ирвин 2003, стр. 253–254.
  54. ^ Jump up to: а б с Ирвин 2003, с. 254.
  55. ^ Поппер, с. 255.
  56. ^ Ирвин 2003, стр. 256–257.
  57. ^ Ирвин 2003, с. 257.
  58. ^ Ирвин 2003, с. 263.
  59. ^ Bakhit 1982, p. 190, note 11.
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Баер и Хёкстер, с. 834.
  61. ^ Маром, Рой (9 июня 2021 г.). «Абу Хамедс из Мулаббиса: устная история палестинской деревни, обезлюдевшей в позднеосманский период» . Британский журнал ближневосточных исследований . 48 (2): 87–106. дои : 10.1080/13530194.2021.1934817 . ISSN   1353-0194 . S2CID   236222143 .
  62. ^ Ицхак Бен-Цви, Земля Израиля и ее поселение в период Османской империи , Иерусалим: Бялик, 1955.
  63. ^ Странное, 1890, с. 469

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4d5aa1b4e215d218d9fc1845eb9aeae__1720614180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/ae/a4d5aa1b4e215d218d9fc1845eb9aeae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qays–Yaman rivalry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)