Соперничество Кайса и Ямана
Соперничество Кайс -Яман относится к историческому соперничеству и вражде между северными арабскими племенами Кайс и южными арабскими племенами Яман . Конфликт возник между племенами в армии и администрации Омейядского халифата в VII и VIII веках. Членство в обеих фракциях было основано на реальном или, что более вероятно, предполагаемом генеалогическом происхождении племен, которое делило их на южноаравийских потомков Кахтана (Ямана) или североаравийских потомков Аднана ( Кайса ).
Племена ямани, в том числе калб , гасан , балкайн , амила , танух , иудам и лахм , прочно обосновались в центральном и южном Леванте в доисламские времена, в то время как племена кайси, такие как сулайм , килаб и укайль, в основном мигрировали в северный Левант. Сирия и Верхняя Месопотамия с мусульманскими армиями в середине VII века.
Вражда между Кайсом и Яманом сформировалась только после правления халифа Муавии I , который вместе со своими потомками Суфьянидов был связан с Калбом, ведущим племенем Ямана, браком и военной зависимостью. Когда в 684 году умер последний суфьянидский халиф , Яман решил обеспечить продолжение правления Омейядов для сохранения своих государственных привилегий, в то время как Кайсы поддержали заявку Абдуллы ибн Зубайра на создание халифата. В том же году Яман разгромил Кайсов в битве при Мардж-Рахите , что привело к годам движимых местью набегов «око за око», известных как айям (дни), потому что сражения обычно длились целый день.
К 693 году набеги в значительной степени прекратились, поскольку Кайи примирились с Омейядами и были включены в состав государства. Омейяды пытались сбалансировать силы и привилегии обеих фракций, но соперничество тлело до третьей гражданской войны ( фитны ) в халифате, в которой яманы убили халифа Валида II за его зависимость от Кайсов. Оппозиция Ямани продолжалась при халифе Марване II , и Яман в конечном итоге перешел на сторону Аббасидов , когда последние завоевали царство Омейядов в 750 году. Позже в том же году Яман и Кайс ненадолго объединили свои силы против Аббасидов, но потерпели поражение. Соперничество Кайса и Ямана значительно уменьшилось при Аббасидах, которые, в отличие от Омейядов, не получали основной военной поддержки ни от одной из фракций. Тем не менее, вражда в той или иной степени сохранялась на местном уровне в последующие столетия, когда время от времени происходили вспышки насилия между Кайси и Ямани.
В эпоху Османской империи , между 16 и серединой 19 веков, соперничество возродилось в Горном Ливане и Палестине , и принадлежность к любой из фракций выходила за рамки этнической и религиозной принадлежности и осуществлялась семьями, мало учитывавшими подлинное племенное происхождение. В Горном Ливане вражда в основном велась между различными кланами друзов , пока битва при Айн-Дара в 1711 году не привела к почти полному исходу друзов Ямани. По всей Палестине соперничество охватило бедуинские племена, крестьянские кланы и горожан. Самые настоящие бои происходили в Наблусе , его внутренних районах и окрестностях Иерусалима . Вражда постепенно утихла с ростом османской централизации в середине 19 века.
Происхождение
[ редактировать ]Генеалогические различия
[ редактировать ]Древнее происхождение подразделения Кайс-Яман традиционно основывалось на корнях арабского племени северных или южных арабских , реальных или предполагаемых; Кайи были выходцами из северной Аравии, а яманы - из южной Аравии. [ 1 ] С генеалогической точки зрения традиционно считалось, что северные племена произошли от Измаила , а южные племена произошли от Кахтана . [ 2 ] Исторические арабские источники иногда называли южных арабов Кахтанией ( кахтанитами ), но чаще называли их ахль аль-Яманом (народом Йемена ) или аль-Яманией (йеменцами). [ 2 ] Напротив, северных арабов редко называли «измаильтянами», возможно, потому, что этот термин стал относиться к арабам в целом. [ 2 ] Скорее северяне были описаны как аднаниты в честь Аднана , дальнего потомка Измаила, или названы в честь одного из потомков Аднана, а именно его сына Низара ( Низарийя ), сына последнего Мудара ( Мударийя ) или одного из потомков Мудара, Кайса. ( Кайсийя ). [ 2 ] Более того, не все северные арабы подпадали под ярлыки «мудар» или «кайс»; Рабиа , чьей традиционной родиной была восточная Аравия, также вели свое происхождение от Низара. [ 2 ] Однако, независимо от их северного происхождения, преданность Рабиа колебалась между Кайсом / Мударом и Яманом, и исторические арабские источники часто называли их третьей стороной во вражде Кайс-Яман. [ 2 ]
Это различие между севером и югом существовало среди племен Аравийского полуострова с доисламских времен (до VII века). [ нужна ссылка ] Однако в доисламской арабской традиции нет никаких упоминаний о враждебности между двумя группировками. [ 3 ] Кайсы не функционировали как племенная конфедерация до прихода ислама, и в древних арабских историях племена, которые образовали конфедерацию, упоминались индивидуально, а не как коллектив. [ 4 ] По словам историка У. Монтгомери Уотта , именно в эпоху Омейядов (638–750 гг.) арабские племена начали организовываться по северной (Кайси) и южной (Ямани) линиям, «чтобы составить что-то вроде политической партии». [ 4 ] Соперничество между Яманом и Кайсом, возможно, возникло из-за конкуренции за права на выпас скота в Сирии после завоевания. [ 5 ] Однако открытый конфликт между ними произошел только во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692 гг.). [ 6 ]
Географическое распространение
[ редактировать ]
В эпоху Омейядов и Аббасидов одна из баз разделения Кайс-Йемен была географической. [ 7 ] Сирия была разделена на пять военно-административных округов ( аджнад ; синг. джунд ): Филастин с центром вокруг Рамлы ; аль-Урдунн сосредоточился вокруг Тверии ; Димашк сосредоточился вокруг Дамаска ; Химс сосредоточился вокруг Химса ; и Киннасрин сосредоточился вокруг Халкиды . [ нужна ссылка ]
Традиционно считается, что племена ямани населяли южный аджнад Сирии, а именно Филастин и аль-Урдунн, «но реальность была более сложной», по словам историка Пола М. Кобба . [ нужна ссылка ] В Аль-Урдунне доминировали яманы, особенно племя Аш'ар, но Филастин был обителью племен Ямани и Кайси. [ примечание 1 ] которые считали этот район особенно прибыльным. [ 9 ] Однако к концу эпохи Омейядов Яман, очевидно, был преобладающей фракцией в Филастине. [ 9 ] Племена Димашка, которые включали регионы Гута , Хавран и Трансиордания и были даже более прибыльными, чем Филастин, были преимущественно ямани, хотя существовало значительное меньшинство кайси. [ нужна ссылка ] Яман также доминировал в Химсе, включая Пальмиренскую степь , в то время как Кайсы доминировали в Киннасрине, наряду с Верхней Месопотамией (известной арабами как аль-Джазира ) и византийской границей вплоть до Армении . [ 7 ]
Некоторые из племен ямани, в том числе калб , танух и иуда , поселились в Сирии до мусульманского завоевания 7-го века . [ 7 ] Хорошо обосновавшись в своих регионах, многие племена ямани заключили союзы с Византийской империей , которая контролировала регион до мусульманского завоевания, и приняли христианство ; [ 10 ] некоторые части некоторых племен ямани остались христианскими после мусульманского завоевания. [ 5 ] Многие племена Кайс, особенно Килаб , Сулайм и Укайл Омейядов , были переселены в Верхнюю Месопотамию из Аравии халифом Муавией I (годы правления 661–680). [ 7 ] В то же время ряд племен ямани в армии Муавии, такие как кинда и хадрами , присоединились к другим утвердившимся племенам ямани вокруг Хомса. [ 11 ]
Между тем, конфликт Кайс/Мудар-Яман в Ираке , особенно в Басре , коренится в массовой миграции представителей южного племени Азд из Омана в Басру незадолго до Второй мусульманской гражданской войны. [ 6 ] [ 12 ] До этого в Басре доминировали северные соплеменники из фракции Мудар, возглавляемой племенем Тамим , и фракция Рабиа. [ 12 ] Азд стали союзниками Рабии, несмотря на северные корни последнего. [ 12 ] , таким образом «были сформированы стороны для будущего конфликта» По словам историка Г. Р. Хотинга . [ 12 ] Более того, поскольку арабские войска Хорасана пришли из гарнизона Басры, конфликт Кайс/Мудар-Яман перекинулся на эту обширную восточную провинцию халифата . [ 12 ] Миграция племен Кайси в северную Сирию и Верхнюю Месопотамию, а также Ямани Азд в Басру нарушила племенной баланс сил в этих регионах, что существенно повлияло на вражду Кайсов/Мудар-Яман. [ 13 ]
Эпоха Омейядов
[ редактировать ]Битва при Мардж Рахите
[ редактировать ]Вполне вероятно, что фракции Кайса и Ямана прочно оформились после правления Муавии I; [ 4 ] По словам историка Хью Н. Кеннеди , раньше различия между племенами Кайси и Ямани были «довольно безобидными». [ 7 ] Опора Муавии на войска Калба и мать его сына Язида , будучи Кальби, вызвали беспокойство среди вождей Кайса. [ 4 ] Тем временем политический беспорядок распространился по всему халифату после смерти халифа Язида в 683 году и его преемника Муавии II несколько недель спустя. [ 14 ] Среди правящей суфьянидской ветви династии Омейядов не было очевидных преемников, которых калбы были полны решимости сохранить, чтобы сохранить административные и военные привилегии, которые они приобрели при них. [ 15 ] Таким образом, вождь Калба, Хасан ибн Малик ибн Бахдал , собрал представителей племен ямани Сирии на шуру (совет) в Джабии , на котором они выбрали аутсайдера Омейядов Марвана (годы правления 684–685) в качестве следующего халифа. ; [ 16 ] Марван пошел на значительные политические уступки Калбу, что заставило Кайсов во главе с губернатором Дамаска ад-Даххаком ибн Кайсом аль-Фихри поддержать притязания Абдуллы ибн Зубайра на халифат. [ 7 ]
Марван и Калб разбили лагерь в Мардж-Рахите, с видом на штаб-квартиру ад-Даххака в Дамаске, и вскоре к ним присоединились Ямани Гассаниды и Кинда. [ 17 ] Другими племенами Ямани, присоединившимися к Марвану, были Тайй , аль-Кайн и Танух. [ 18 ] Когда Кайи под командованием ад-Даххака двинулись к лагерю Марвана, потомок Гасанидов, Язид ибн Аби ан-Нимс, возглавил восстание в Дамаске, в результате которого люди ад-Даххака были изгнаны из города. [ 19 ] Затем две фракции сражались в битве при Мардж-Рахите , которая длилась двадцать дней, начиная с 18 августа 684 года. [ 7 ] Гораздо более многочисленные Кайи были разбиты, и многие из них были убиты при отступлении. [ 7 ] включая ад-Даххака и восемьдесят других видных деятелей Кайси. [ 7 ] [ 19 ] Выжившие из числа Кайсов во главе с Зуфаром ибн аль-Харитом аль-Килаби из Амира бежали на север, в на Евфрате город Аль-Каркисия , а Марван стал халифом в Дамаске. [ 7 ]
Битва при Мардж-Рахите прочно разделила арабские племена Сирии на Яман или Кайс. [ 7 ] По словам Кеннеди, «Кайсам пришлось отомстить за многих погибших, и вражда должна была продолжаться на протяжении поколений». [ 5 ] в то время как Марван «будет полностью зависеть от ... племен ямани, которые его избрали». [ 7 ] Действительно, Яман помог Марвану утвердить свое правление в Египте и гладко организовал воцарение его сына Абд аль-Малика (годы правления 685–705) после смерти Марвана в 685 году. [ 5 ] Лидеры Ямани, Ибн Бахдал из Кальба и Раух ибн Зинба из Джухама, были основными сторонниками Абд аль-Малика, не считая его родственников. [ 5 ] Все это время Кайи в Верхней Месопотамии и северной Сирии под руководством Зуфара стойко поддерживали Ибн Зубайра и блокировали распространение власти Омейядов на удерживаемый Зубайридами Ирак . [ 20 ]
Айям рейды
[ редактировать ]
Вслед за Мардж Рахитом Кайсы инициировали серию набегов и контрнабегов на Ямана. [ 21 ] особенно ведущая фракция последнего, Калб. [ 22 ] Поскольку каждое столкновение обычно длилось один день, в средневековых арабских источниках набеги назывались айям (дни; пой. йам ), причем каждый йавм был назван в честь места, где произошло нападение. [ нужна ссылка ] Источниками битв айам были современные арабские стихи и рассказы, которые сохранились в « Китаб аль-Агани» , «Китаб аль-Хамаса» , а также в историях аль-Мадаини (ум. ок. 843 г.) и Ибн аль-Асира (ум. 1233). [ 22 ] Историк Юлиус Велльхаузен утверждает, что «сообщения в основном вполне надежны, хотя частично без связи и хронологии». [ 22 ] Цикл набегов начался после бегства генерала Кайси и сулаймского вождя Умайра ибн аль-Хубаба из армии Омейядов во время битвы при Хазире против проалидских сил аль -Мухтара в 686 году. [ нужна ссылка ] Бегство Умайра и его войск, которые укрылись вместе с Зуфаром в аль-Каркисии, было обвинено в разгроме сил Омейядов. [ нужна ссылка ]
Хотя точный год в современных источниках неизвестен, первый набег айяма был совершен Зуфаром против лагеря калбов в Мусайяхе в окрестностях Химса, в ходе которого были убиты двадцать представителей племени калбов. [ 22 ] Калб во главе с Хумайдом ибн Хурайтом ибн Бахдалом в ответ убил шестьдесят человек из племени Кайси Нумайра, жившего среди калбов в Пальмире . [ 22 ] После этого Умайр возглавил нападение на Иклиль в окрестностях Пальмиры, в результате которого погибло от 500 до 1000 представителей племени калб. [ 22 ] Умайр уклонился от преследования Хумейда и вернулся в Аль-Каркисию. [ 23 ] Умайр продолжил свою победу, возглавив несколько разрушительных набегов на калбов в их жилищах в пустыне Самава, в том числе на колодец под названием Кааба, в котором Хумайд чуть не погиб. [ 23 ] кальбы из Самавы в конечном итоге бежали в долину реки Иордан в Палестине. В результате нападений [ 23 ]
Позднее Умайр расселил своих сулаймских соплеменников вдоль реки Хабур , где они вторглись на пастбища Таглиба . [ 23 ] Последнее, христианское племя, принадлежащее Рабиа, [ 24 ] имели поселения, простирающиеся от Хабура на восток за рекой Тигр . [ 23 ] Таглиб потребовал вмешательства Зуфара с целью выселения Сулайма, но Зуфар не смог выступить посредником в споре. [ 25 ] Вместо этого Умайр получил от Зубайридов санкцию на нападение на Таглиб и с большими силами уничтожил многочисленных представителей племени Таглиб в деревне Хабур Макисин . [ 26 ] Дальнейшие стычки Кайси-Таглиб, которые втянулись и в Зуфар на стороне Умайра, произошли вдоль рек Хабур, Тигр, Балих и Тартар . [ 26 ] В 689 году таглибы устроили засаду Кайсам в деревне Тартар аль-Хашшак, недалеко от Тикрита . [ 26 ] [ 27 ] Последовавшая битва длилась три дня. [ 27 ] и ближе к концу Зуфар и его родственники-амиры отступили в аль-Каркисию и покинули Умайра, который в конечном итоге был убит Таглибами. [ 28 ] Последний отправил голову Умайра Абд аль-Малику. [ 26 ]
Обязанный отомстить за смерть своего товарища Кайси, Зуфар принял ответные меры против Таглиба, нанеся им тяжелый удар по деревне Тигр Кухайль. [ 29 ] После этого он казнил 200 пленных представителей племени Таглиб. [ 29 ] В 691 году осада аль-Каркисии Абд аль-Маликом вынудила Зуфара согласиться на капитуляцию перед властью Омейядов путем переговоров. [ 24 ] Согласно соглашению, Абд аль-Малик включил представителей племени Кайси в состав двора и армии Омейядов. [ 30 ] Вступление Кайса в воссозданную сирийскую армию Омейядов положило конец монополизации Ямани, и особенно Калби, монополизации этого учреждения; с тех пор Абд аль-Малик стремился сбалансировать интересы каждой фракции в вооруженных силах. [ 31 ] Силы Абд аль-Малика также разгромили соперников Омейядов Зубайридов и покровителей Кайсов, Мусаба ибн аз-Зубайра в Ираке в октябре 691 года и Абдуллу ибн аз-Зубайра в Мекке в сентябре 692 года. [ 32 ] Эти события положили конец нападениям Кайси на Таглиб. [ 33 ] Примерно в это же время знаменитый поэт Таглиба и представитель при дворе Омейядов аль-Ахталь прочитал Абд аль-Малику стихотворение, хвастаясь победой над Кайсом и их капитуляцией перед Абд аль-Маликом:
(Благодаря нам) люди Кайса поспешили публично присягнуть вам [Абд аль-Малику] после долгого отрицания.
Пусть Бог никогда не уведет Кайса от их ошибки; и пусть никто не скажет: «Берегите!» когда они спотыкаются...
... Они [Кайсы] жили в благословенном изобилии, пока не попали в сети сатаны [Ибн Зубайра].
— Аль-Ахталь , около 691/92 г.
Несмотря на соглашение Абд аль-Малика с Кайсом, два лагеря продолжали атаковать друг друга. [ 34 ] После этого сражения распространились на Хиджаз и Ирак, в отличие от большинства ранних столкновений, которые происходили в Верхней Месопотамии и Пальмирской степи. [ 34 ] Таким образом, конфликт Кайс-Яман вырвался за пределы Сирии и распространился на более широкий исламский мир. [ 34 ] Хумайд все еще стремился отомстить за предыдущие потери, понесенные калбами от рук Амира и Сулайма, но, поскольку эти два племени теперь находились под защитой Абд аль-Малика, Хумайд решил напасть на племя Кайси в Фазаре. [ 33 ] Последние в основном жили восточнее Медины , но их правящий клан населял Куфу . [ 33 ] Ранее они не участвовали в нападениях на Яман. [ 33 ] Хумайд получил ордер от принца Омейядов Халида ибн Язида на сбор налога на скот с Фазары от имени правительства Абд аль-Малика. [ 33 ] Используя это законное прикрытие, Хумайд возглавил большой экспедиционный корпус кланов Кальби против членов племени Фазара в Ираке, убив и ранив многих, особенно в месте под названием Ах. [ 35 ] Фазара выразила протест по поводу этих нападений Абд аль-Малику. [ 35 ] которые в ответ заплатили им кровавые деньги, которые Фазара, в свою очередь, использовали для покупки оружия и лошадей. [ 35 ] Примерно в 692/93 году Фазара нанесли ответный удар калбам, внезапно напав на их лагерь у колодцев Банат-Каин в Самаве, что закончилось гибелью 69 членов племени калб. [ 35 ] Набег на Банат-Кайн был самым знаменитым из аямов между Кайсом и Калбом. [ 35 ] Разъяренный нападением Фазары, Абд аль-Малик приказал своему генералу аль-Хаджаджу ибн Юсуфу возглавить экспедицию против Фазары. [ 35 ] Однако два главных командира Фазары из Банат-Каина, Саид ибн Уйайна и Халхала ибн Кайс, [ 36 ] сдались, чтобы предотвратить военное нападение на свое племя. [ 35 ] Затем командиры Фазары были казнены, чтобы удовлетворить калба, который принял это в качестве компенсации за свои потери. [ 35 ]
Племенной баланс в государстве
[ редактировать ]Способность Абд аль-Малика положить конец насилию Кайси-Ямани в основном ограничивалась угрозами или выплатой кровавых денег. [ 34 ] Хотя ему удалось превратить халифат Омейядов в централизованное бюрократическое государство с уменьшающейся зависимостью от сирийской армии, Кеннеди отмечает, что «вражда Кайса и Ямана проиллюстрировала проблемы перехода» халифата от кочевничества к оседлой жизни и управлению. [ 34 ] После 691 года каждая фракция стала ассоциироваться с принцем Омейядов; Кайсы объединились с братом Абд аль-Малика и губернатором Верхней Месопотамии Мухаммадом ибн Марваном , в то время как яманы были связаны с Палестине сыном Абд аль-Малика, проживающим в , Сулейманом . [ 37 ] Эти связи сыграли важную роль во время будущего соперничества внутри Омейядов. [ 37 ] После прихода к власти аль-Валида I (годы правления 705–715) напряженность между Кайси и Ямани закипела, но не привела к серьезному конфликту. [ 38 ] Аль-Валид, чьей матерью Валладой была Кайси, предоставил Кайсам определенную привилегию. [ 38 ] Тем не менее, Яман имел значительное влияние на другие ветви дома Омейядов, а именно на Сулеймана, а также на Умара ибн Абд аль-Азиза , который поддерживал связи, установленные его отцом с лидерами армии Ямани в Египте. [ 38 ] Более того, с приходом на престол Сулеймана в 715 году яманийский генерал Раджа ибн Хайва из Кинды стал его главным советником, и яманы восстановили свое выгодное положение в государстве Омейядов. [ 39 ]
Среди историков существуют разногласия по поводу причин конфликта Кайс-Яман во время и после правления Сулеймана. [ 39 ] Средневековые арабские источники описывают конфликт главным образом как межплеменное соперничество. [ 39 ] М.А. Шабан утверждает, что Кайсы стали олицетворением политики исламского экспансионизма и монополизации арабского правительства, проводимой Абд аль-Маликом и могущественным губернатором аль-Хаджаджем ибн Юсуфом , в то время как Яман поддерживал стабилизацию границ халифата и ассимиляцию неарабов в государство. . [ 4 ] Союзники Ямана и последующие халифы Сулейман (годы правления 715–717) и Умар ибн Абд аль-Азиз (717–720) проводили такую политику. [ 4 ] Кеннеди выступает против теории Шабана, вместо этого утверждая, что конфликт «происходил между двумя фракциями, основанными на племенной лояльности, которые стремились контролировать доступ к военной мощи и связанным с ней привилегиям». [ 39 ] С этой целью конечной целью каждой фракции было расположение халифа и назначение на посты губернаторов провинций. [ 39 ]
Союз Кайси-Ямани среди арабских племен присутствовал на всей территории Халифата, и мусульманским лидерам становилось все труднее избегать связей с каким-либо лагерем. [ 40 ] В Ираке два основных конкурирующих племени, Азд и Тамим , стали центральным компонентом Ямана и Кайса, соответственно, в этой провинции. [ 39 ] Соперничество Кайс-Яман также развернулось среди арабских племен, входящих в армию Омейядов в Хорасане. [ 39 ] Хотя Шабан охарактеризовал Умара ибн Абд аль-Азиза как решительного сторонника Ямани за его усилия по интеграции неарабских мусульманских общин, халиф, очевидно, придерживался более сбалансированной политики в отношении соперничества и стремился положить конец племенной фракционности. [ 41 ] Его назначение губернаторами провинций было основано на компетентности и лояльности к своей власти. [ 41 ] С этой целью он назначил стойкого приверженца Кайси Умара ибн Хубайру аль-Фазари губернатором Верхней Месопотамии и уволил яманийского губернатора Ирака и Хорасана Язида ибн аль-Мухаллаба из Азда в пользу нескольких губернаторов, многие из которых были не Ямани. [ 41 ] Тем не менее, реформы Умара ибн Абд аль-Азиза поставили под угрозу интересы Кайси, и после его смерти в 720 году Кайсы помогли восстановить старый порядок через его преемника Язида II (годы правления 720–724). [ 42 ]
Во время правления Язида II Ибн аль-Мухаллаб поднял восстание в Ираке, захватив Васит и Куфу . [ 42 ] Неочевидно, что его поддержали племена ямани в Сирии, и его восстание было подавлено сильным союзником Кайсов Масламой ибн Абд аль-Маликом . [ 42 ] Последующее назначение Умара ибн Хубайры в Ирак привело к жестокой чистке лидеров Ямани в провинции. [ 42 ] Язид умер в 724 году, и его преемник Хишам (годы правления 724–743) сумел избежать вовлечения в соперничество Кайса и Ямана и назначил Халида аль-Касри из якобы нейтрального племени Баджила губернатором Ирака. [ 43 ] Правление Хишама было одним из самых мирных периодов в халифате Омейядов. [ 43 ] и за это время не было зарегистрировано никаких инцидентов с применением насилия между Кайсами и Яманом внутри армии Омейядов. [ 44 ] К концу своего правления, заботясь о сохранении стабильности после своей смерти, Хишам все больше полагался на поддержку Кайси. [ 45 ] С этой целью в 738 году он заменил аль-Касри, который, возможно, симпатизировал Ямани, стойким Кайси, Юсуфом ибн Умаром из Такифа , и назначил другого стойкого приверженца Кайси, Насра ибн Сайяра , губернатором Хорасана. [ 45 ]
Третья мусульманская гражданская война
[ редактировать ]Вражда между Кайсом и Яманом продолжалась, но халифат оставался стабильным и процветающим к моменту смерти Хишама в 743 году. [ 46 ] Однако эта ситуация развалилась в результате политики и некомпетентности его преемника аль-Валида II (годы правления 743–744). [ 46 ] Последний оставил государственную администрацию в основном в руках назначенцев Хишама Кайси, и его арест покровителей Ямана среди семьи Омейядов сплотил Ямана против его правления. [ 46 ] Члены семьи Омейядов считали правление Валида II настолько вопиющим, что часть их во главе с Язидом III решила свергнуть его, что является беспрецедентным действием в династической истории Омейядов. [ 46 ] Хотя большая часть семьи Омейядов и другие лидеры не хотели поддерживать Язида III, племена Ямани, частично возглавляемые вождем Калби Мансуром ибн Джумхуром , оказали ему решающую поддержку; Яманами двигало желание восстановить свое некогда доминирующее положение в государстве. [ 47 ] Повстанцы захватили Дамаск, затем в 744 году осадили и убили Валида II в окрестностях Пальмиры . [ 47 ] В результате конфликт Кайс-Яман резко обострился. [ 47 ] Кеннеди утверждает:
Было бы неправильно думать, что все члены этих двух групп были непримиримо враждебны; Казалось бы, насилие было начато экстремистами, такими как Юсуф ибн Умар для Кайситов и Мансур ибн Джумхур для Яманитов, но как только оно началось, его было очень трудно остановить, и в него была вовлечена вся сирийская армия и политическая элита. Именно это фатальное разделение больше, чем что-либо другое, разрушило правительство Омейядов. [ 47 ]
Правление Язида III длилось шесть месяцев, в течение которых он ненадолго назначил Ибн Джумхура губернатором Хорасана. Ему наследовал его брат Ибрагим ибн аль-Валид , но в декабре 744 года последний был свергнут Марваном II (годы правления 744–750), сильным человеком, пользующимся благосклонностью кайев Верхней Месопотамии и византийской приграничной зоны. [ 48 ] Кайсы были единственной частью сирийской элиты, поддержавшей узурпацию Марвана II. [ 49 ] после чего лидеры Ямана были изгнаны из Сирии. [ 49 ] Последовало восстание в крепости Калб в Хомсе, но оно было подавлено Марваном II в 746 году. [ 49 ] Оппозиция Марвану II вызвала восстания в провинциях к востоку от Сирии, когда Ибн Джумхур связал свою судьбу с алидским мятежником Абдаллахом ибн Муавией . [ 49 ]
Марван II направил Кайси Язида ибн Умара для подавления восстания Алид-Ямани в Куфе. [ 49 ] В конечном итоге яманы Сирии и Ирака, а также хариджиты под командованием ад-Даххака аль-Шайбани были разбиты силами Марвана II, и к весне 748 года была достигнута передышка в войне. [ 49 ] Однако к декабрю 748 года революция Аббасидов в Хорасане развернулась всерьез, и ее лидер Абу Муслим изгнал губернатора Кайси Насра ибн Сайяра из Мерва и двинулся на запад. [ 49 ] Язид ибн Умар послал генералов Кайси Нубату ибн Ханзалу из Килаба и Амира ибн Дубару из Мурры, чтобы остановить марш Абу Муслима, но они потерпели поражение от Кахтабы ибн Шабиба из Тайя . [ 50 ] Ирак, за исключением Васита, удерживаемого Кайси, был завоеван Аббасидами при Ас -Саффахе (годы правления 750–754) в октябре 749 года. [ 50 ] Войска Кайси сплотились вокруг Марвана II, когда он выступил против Аббасидов, но он потерпел решительное поражение в битве при Забе в феврале 750 года; [ 50 ] В результате власть Омейядов практически уменьшилась. [ 50 ] Когда армия Аббасидов достигла Дамаска, преследуя Марвана II, представители племени Ямани облегчили им вход в город. [ 50 ]
Пост-Омейядский период
[ редактировать ]Хотя революция Аббасидов была «ярко про-Яманской и антикайской», по словам историка Халида Яхьи Бланкиншипа, как только Аббасиды консолидировали власть, они «приняли политику балансирования племен несуществующего режима Омейядов» . [ 51 ] Большая часть лидеров Кайси Верхней Месопотамии, а также на границах с Византией и Арменией, включая близкого союзника Марвана Исхака ибн Муслима из Укайла, в конечном итоге присоединились к Аббасидам. [ 52 ] Однако сразу после аннексии Сирии Аббасидами в 750 году Кайи Киннасрина во главе с Абу аль-Вардом и Яман Химса и Пальмиры во главе с дворянином Омейядов Абу Мухаммадом ас-Суфьяни подняли восстание, чтобы восстановить власть Омейядов. [ нужна ссылка ] Однако коалиция Кайси-Ямани относительно быстро потерпела поражение от Аббасидов, при этом Кайсы, в частности, понесли тяжелые потери. [ нужна ссылка ]
После краха Омейядов и переноса столицы халифата из Сирии в Багдад политическое значение фракций Кайса и Ямана значительно уменьшилось. [ 1 ] Ватт утверждает, что «мало что слышно о враждебности» между Кайсом и Яманом после прихода Аббасидов. [ 4 ] Тем не менее, по данным историк Роберт Ирвин . [ 1 ] Со временем вражда вышла за пределы кочевых арабских племен и даже арабов в целом; дивизия Кайс-Яман существовала также среди курдов и берберов . [ 53 ]
Ирвин утверждает, что в отличие от исследований, посвященных вражде Кайса и Ямана в эпоху Омейядов, «важность лояльности Кайса и Ямана в период мамлюков в значительной степени игнорировалась» историками. [ 54 ] В период правления мамлюков в Сирии кочевые арабские племена ( городские или арабские ), полукочевые арабские племена ( ушран или ашаир ) и, в некоторой степени, неарабские племена или группы часто заявляли о своей принадлежности к фракциям Кайса или Ямана. . [ 54 ] Историк Уильям Поппер писал, что ашаиры , особенно друзы , с холмов и долин вокруг Сафада , Вади-ат-Тайма и Джебель-Амиля иногда организовывались по линиям Кайса и Калба (Ямана) в период мамлюков. [ 55 ] В некоторых случаях, когда немамлюки ( те, кто не принадлежал к традиции освобожденных рабов-солдат) участвовали в междоусобной войне между мамлюкской элитой, они брали на себя ярлык Кайси или Ямани. [ 54 ] По большей части вражда Кайси и Ямани, похоже, не сыграла роли в межплеменных распрях раннего мамлюкского периода. [ 56 ] Разделение стало более выраженным или, по крайней мере, признано мамлюкскими историками в последние десятилетия XIV века. [ 57 ] Даже тогда упоминания о фракционной вражде были спорадическими и не подтверждают непрерывность соперничества в эпоху мамлюков. [ 58 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]Дамаск и окрестности
[ редактировать ]В раннюю османскую эпоху жители Дамаска разделились по линии Кайс-Ямани: жители Баб аль-Джабии , аль-Шагура , Салихии , Шейха Раслана, Масджида Аксаба и Кубейбата были связаны с Кайсом, а жители аль- Мидан , Мазабиль и Махрука, принадлежащие Яману. В окрестностях Дамаска вожди Забадани , Вади ат-Тайма и района Мардж (к югу от города), а также династия Харфушей в Баальбеке - все были Ямани. [ 59 ]
Гора Ливан
[ редактировать ]В Горном Ливане во время правления мамлюков местная друзская знать была расколота по линии Кайси-Ямани: семьи Алам ад-Дин и Бухтур представляли Ямана и Кайса соответственно. [ 60 ] Когда семья Маан вытеснила Бухтура в 1516 году, кланы Кайси сплотились вокруг них. [ 60 ] Яман под предводительством Алам ад-Дина временно одержал победу над Мааном под предводительством эмира Куркмаза, но сын последнего Фахр ад-Дин II успешно восстановил господство Кайси в Горном Ливане до своей смерти в 1633 году. [ 60 ] После этого попытка Ямани контролировать Горный Ливан привела к резне и междоусобицам, но к 1635 году и до конца 17 века Кайсы под руководством Маана оставались доминирующими. [ 60 ] Династия мусульман-суннитов Шихабов сменила своих родственников Маана на посту лидеров друзов Кайси после того, как вождь Маана умер, не оставив потомства в 1697 году. [ 60 ] В 1709 году Кайи потеряли свои позиции в Горном Ливане от рук Ямана, но последним был нанесен решающий удар в ходе битвы при Айн-Даре в 1711 году, в которой многочисленные бойцы Ямани и все руководство Алам ад-Дина семья была убита. [ 60 ] После этого друзы Ямани, помимо клана Арслан , эмигрировали из Горного Ливана, причем большинство из них нашли убежище в Хавране . Битва при Айн-Даре, по сути, положила конец вражде между Кайсом и Яманом в Горном Ливане. [ 60 ] С тех пор враждующие фракции стали называться по именам своих ведущих кланов. [ 60 ]
Палестина
[ редактировать ]Принадлежность Кайса-Ямана в Палестине имела обширную историю. [ 60 ] Однако многие из тех, кто придерживался Кайса и Ямана, включая некоторые из ведущих семей фракций, таких как Абу Гош , не были этническими арабами, а были черкесскими , курдскими или туркменскими . [ 60 ] Между тем, семьи, которые заявляли об арабском происхождении, выбирали верность Кайсу или Яману, не особо задумываясь о своем северном или южноаравийском происхождении; иногда ветви одного и того же клана присоединялись к разным фракциям из-за внутрисемейных споров. [ 60 ] Бедуинские племена, крестьянские кланы и горожане — все отождествляли себя с той или иной фракцией, включая семьи, происхождение которых было неясно. [ 60 ]
По словам Марома, «в восемнадцатом веке внутренние районы Наблуса страдали от междоусобиц из-за соперничества кайсов (северных арабов) и ямана (южных арабов). Большая часть общества, включая феллахов (крестьянство), бедуинов и ахль аль-аль- Мудун (горожане) был связан с одной из этих фракций. Борьба нарушила сельскую жизнь, ускорив эмиграцию и образование деревень в районах. которые были менее густонаселены». [ 61 ] Действительно, по словам историка Ихсана ан-Нимра, северная часть Джебель-Наблуса была отведена Яману, а южная часть была передана Кайсу мамлюкским султаном ан-Насиром Мухаммадом (годы правления 1293–1340, с перерывом). [ 60 ] Во время османского правления на протяжении XVI века между семьями по всей Палестине часто происходили столкновения из-за разногласий Кайс-Яман. [ 60 ] Большая часть боевых действий в XVIII и XIX веках велась во внутренних районах Наблуса и Иерусалима. [ 60 ]
Список филиалов Кайс-Яман
[ редактировать ]Как видно из источников XVIII и XIX веков, племенное деление показано на следующих примерах: [ 62 ]
- Племя Зайдани , к которому Галилеи принадлежал правитель Захир аль-Умар , входило в состав племени Кайс.
- Жители Вифлеема , как мусульмане, так и христиане, принадлежали к Яману и несли белый флаг.
- Жители Хеврона принадлежали к Кайсу и несли красный флаг.
- В Байт-Наттифе и Саре правило племя Кайс.
- Жители Абу-Гоша и Дуры принадлежали Яману.
- , главное племя Кафр-Канна называлось Кайс аль-Хамра (= Кайс красный) Согласно Аль-Димашки . [ 63 ]
- Иерусалим был разделен между семьями Хусейни (Яман), Нашашиби (Кайс) и Халиди (Кайс).
- Наблус был разделен между семьями Тукан (Кайс) и Абд аль-Хади (Йемен).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Историк Моше Гиль составил список племен Кайс и Яман, населявших Филастин и аль-Урдунн в ранний мусульманский период. Среди племен ямана в Филастине были Иудхам , Лахм , Гассан , Мадхидж , Азд , Кудаа и его Джухайна подклан , Хузаа , Химьяр и его подклан Сайбан, Кинда , Зубайд , Хасам и Хавлан. Племенами ямана в аль-Урдунне были Амила и Аш'ар. Племена Кайса в Филастине включали Гатафан и его Мурра подклан , Килаб , Укайл , Тамим , Такиф , Таглиб и Худхайл . Племя Кайс в аль-Урдунне называлось Сулайм . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ирвин 2003, с. 253.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кроун 1994, с. 2.
- ^ Кроун 1994, стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уоттс 1991, с. 834.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди, с. 80.
- ^ Jump up to: а б Кроун 1994, с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кеннеди, с. 79.
- ^ Гил, стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Гил, стр. 133.
- ^ Рихан 2014, с. 179.
- ^ Кеннеди, стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б с д и Хоутинг 2000, с. 54.
- ^ Хоутинг 2000, с. 55.
- ^ Кеннеди 2004, стр. 77–78.
- ^ Кеннеди 2004, с. 78
- ^ Кеннеди 2004, стр. 78–79.
- ^ Хоутинг, с. 59.
- ^ Хоутинг, стр. 107-1. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг, стр. 101-1. 59-6
- ^ Кеннеди 2004, с. 81.
- ^ Веллхаузен 1927, с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Веллхаузен 1927, с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927, с. 203.
- ^ Jump up to: а б Стеткевич 2002, с. 85.
- ^ Веллхаузен 1927, стр. 203-204.
- ^ Jump up to: а б с д Веллхаузен 1927, с. 204.
- ^ Jump up to: а б Белл 1903, с. 210.
- ^ Маршам 2009, с. 104.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927, стр. 204–205.
- ^ Кеннеди 2004, с. 84.
- ^ Кеннеди 2004, стр. 86–87.
- ^ Стеткевич 2002, стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б с д и Веллхаузен 1927, с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004, с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Веллхаузен 1927, с. 206.
- ^ Бравманн, ММ (2009). Духовная основа раннего ислама: исследования древних арабских концепций . Лейден: Брилл. п. 319. ИСБН 9789047425328 .
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004, с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2004, с. 91.
- ^ Кеннеди 2004, стр. 91–92.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004, с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 93.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 94.
- ^ Бланкиншип, с. 98.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004, с. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Кеннеди 2004, с. 98.
- ^ Кеннеди 2004, стр. 98–99.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кеннеди 2004, с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди 2004, с. 100.
- ^ Бланкиншип 1994, с. 99.
- ^ Кеннеди 2004, с. 111.
- ^ Ирвин 2003, стр. 253–254.
- ^ Jump up to: а б с Ирвин 2003, с. 254.
- ^ Поппер, с. 255.
- ^ Ирвин 2003, стр. 256–257.
- ^ Ирвин 2003, с. 257.
- ^ Ирвин 2003, с. 263.
- ^ Bakhit 1982, p. 190, note 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Баер и Хёкстер, с. 834.
- ^ Маром, Рой (9 июня 2021 г.). «Абу Хамедс из Мулаббиса: устная история палестинской деревни, обезлюдевшей в позднеосманский период» . Британский журнал ближневосточных исследований . 48 (2): 87–106. дои : 10.1080/13530194.2021.1934817 . ISSN 1353-0194 . S2CID 236222143 .
- ^ Ицхак Бен-Цви, Земля Израиля и ее поселение в период Османской империи , Иерусалим: Бялик, 1955.
- ^ Странное, 1890, с. 469
Библиография
[ редактировать ]- Белл, Ричард (январь 1903 г.). «Диван Умеира ибн Шуджейма аль-Кутами» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 208–213. дои : 10.1017/S0035869X00030136 . S2CID 163261951 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Кроун, Патрисия (1994). «Были ли Кайи и Йемен периода Омейядов политическими партиями?» (PDF) . Дер Ислам . 71 : 1–57. дои : 10.1515/islm.1994.71.1.1 . S2CID 154370527 .
- Диксон, А.А. (1978). «Калб бен Вабара — исламский период» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 493–494. OCLC 758278456 .
- Хоутинг, GR , изд. (1989). История ат-Табари, том XX: Крах власти Суфьянидов и приход Марванидов: халифаты Муавии II и Марвана I и начало халифата Абд аль-Малика, 683–685 гг. Н.э./64 г. хиджры 66 . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-855-3 .
- Хоутинг, GR (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хекстер, Мириам (1972). «Фракции Кайса и Ямана в местных политических подразделениях» . Азиатские и африканские исследования . 2 (1). Иерусалимское академическое издательство.
- Ирвин, Роберт (2003). «Племенная вражда и группировки мамлюков в средневековой Сирии» . В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Тексты, документы и артефакты: исламские исследования в честь Д.С. Ричардса . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12864-6 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Pearson Education Limited. ISBN 0-582-40525-4 .
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Маршам, Эндрю (2009). Ритуалы исламской монархии: присоединение и преемственность в Первой мусульманской империи . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2512-3 .
- Рихан, Мохаммед (2014). Политика и культура племени Омейядов: конфликты и фракционность в ранний исламский период . Лондон: IB Tauris and Company Limited. ISBN 9781780765648 .
- Стеткевич, Сюзанна Пинкни (2002). Поэтика исламской легитимности: миф, пол и церемония в классической арабской оде . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34119-1 .
- Ватт, В. Монтгомери (1978). «Остров Кейс » Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .
- Баер, Габриэль и Хекстер, Мириам (1978). «Кайс и Яман в период Османской империи» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 482–485. OCLC 758278456 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .