Исайя Берлин (раввин)
Исайя Берлин | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Октябрь 1719 г. |
Умер | 13 мая 1799 г. | (79 лет)
Религия | иудаизм |
Национальность | немецкий |
Исайя Берлин, также известный как Йешай Пик (октябрь 1719 года в Эйзенштадте , Венгерское королевство — 13 мая 1799 года в Бреслау ), был немецким талмудистом . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Берлин учился у Цеви Хирша Бьяле (Харифа), раввина Хальберштадта последнего , в ешиве . В 1755 году Берлин переехал в Бреслау, где занялся бизнесом. В 1793 году, уже в преклонном возрасте, он был избран на пост раввина, назначенный преемником Исаака Йозефа Теомима на посту раввина Бреслау. Его избрание ознаменовалось спором между членами общины и местными маскалимами , которые начали организовываться как единое целое и выступили против Берлина, который, несмотря на свое миролюбие, открыто нападал на их идеи. Берлин был избран подавляющим большинством голосов. [ 2 ]
Берлином восхищались даже люди, расходившиеся с ним по религиозным взглядам. Согласно хасидским источникам, [ 3 ] Берлин сочувственно отнесся к этому движению и оказал дружеский прием одному из его эмиссаров Якову Самсону из Спицевки. Кроме того, Джоэл Брилл, Аарон Вольфсон , Иуда Бенсью и многие другие маскилимы Бреслау часто посещали его, чтобы получить совет по научным вопросам. Поскольку Маскилим всегда старательно избегал оскорбления религиозных чувств Берлина, он, со своей стороны, во многом шёл им навстречу. Например, по случаю Базельского мира (17 мая 1795 г.) он провел торжественную службу в синагоге и в исключительных случаях разрешил использование инструментальной музыки, а сам произнес речь, получившую высокую оценку прессы («Schlesische Zeitung», 1795, № 59). Таким образом, Берлин примирил враждебные элементы своей общины, и его смерть одинаково оплакивалась всеми. [ 2 ]
Литературная деятельность
[ редактировать ]У Берлина была привычка комментировать почти каждую прочитанную им книгу; упоминание источников или указание параллельных отрывков и вариантов прочтения. Такие глоссы Берлина были опубликованы к следующим книгам: Библии (Пятикнижие, Дихернфурт, 1775 г.; другие книги, там же, 1807 г.); молитвослов, изд. Тихун Шеломох (там же, 1806 г.); Маймонид 'Яд ха-Хазака (ib., 1809); Альфаси (Пресбург, 1836 г.); « Хиннук », приписываемый Аарону ха-Леви из Барселоны (Вена, 1827 г.); Малачи б. ; методика Якоба «Яд Малахи» (Берлин, 1825 г.) Илия б. Моисея де Видаса «Решит Хокма» (Дюхернфурт, 1811 г.). Книга морали [ 2 ]
Хотя краткие, но ясные примечания, содержащиеся в этих томах, раскрывают огромную ученость и критическую проницательность их автора, тем не менее, прочное почетное место Берлина среди пионеров талмудической критики опирается на следующие работы, которые посвящены главным образом Талмуду: (1) «Омер ха-Шикха» («Забытый сноп»), Кенигсберг , 1860 г., содержащий большое количество Галакот Талмуда, не отмеченное кодификаторами; (2) «Осар Балум» («Полное сокровище») в издании » Яакова ибн Хабиба , « Эн Яакоб опубликованном в Вильно в 1899 году, в котором прослеживаются все отрывки Талмуда, цитируемые без источников в различных комментариях к Агадическим текстам. элементы Талмуда; (3) «Хаггахот ха-Шас» (Примечания к Талмуду), текстовые исправления и примечания о происхождении параллельных отрывков (Дюхернфурт, 1800 г. и почти во всех изданиях Талмуда); (4) «Хафлаа Шеба-Аракин» (Отдельные приказы) (часть I, Бреслау, 1830 г.; часть II, Вена, 1859 г.), содержащая, как следует из названия, объяснения и толкования «Арука ». ; (5) «Хиддуше ха-Шас», повести по Талмуду (Кенигсберг, 1860, и в нескольких изданиях Талмуда); (6) «Мине Таргума» (Десертные блюда), Бреслау, 1831 г., замечания о Таргуме Онкелосе (слово «Таргума», означающее одновременно «Таргум» и «десерт», что эквивалентно греческому τράγημα) и палестинском Таргуме; (7) «Кашиет Меюшаб» («Ответы на трудности»), Кенигсберг, 1860 г., в котором рассматриваются отрывки из Талмуда, заканчивающиеся словом кашия («это трудно»), написанные в Берлине за четырнадцать дней; (8) «Ришон лецион» («Первый для Сиона»; Дихернфурт, 1793 г.; Вена, 1793 г., несколько раз переиздавалось, название представляет собой игру на «Сион» и «указатель»), сборник указателей и параллельных отрывки из Мидраша ; (9) «Шеэлат Шалом» (Приветствие мира), Дихернфурт, 1786 г., комментарий к «Аха» Шубы « Шеилтот ». Особого упоминания заслуживают сборник респонсов Берлина и его комментарий к «Тосефте» , хотя об их судьбе ничего не известно. [ 2 ]
Берлин был первым — по крайней мере среди немцев — кто проявил интерес к истории постталмудической литературы; и именно он открыл вопрос о Калире (сравните его письмо своему зятю Йозефу бен Менахему Штейнхарту в «Зикрон Йосефе», № 15. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гинзберг 1906 .
- ^ Запись в Энциклопедии иудаики
- Атрибуция
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Гинзберг, Луи «Берлин, Исайя Б. (Иуда) Леб», Еврейская энциклопедия , 1906 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Луи Гинзберг (1901–1906). «БЕРЛИН, ИСАИЯ Б. (ИУДА) ЛЕБ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.