Самодоказательство

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

В эпистемологии (теории познания) самоочевидное суждение — это суждение, истинность которого известна благодаря пониманию его значения без доказательства . [ нужна цитата ] и/или обычным человеческим разумом .

Некоторые эпистемологи отрицают, что любое утверждение может быть самоочевидным. Для большинства других вера человека в то, что он сознателен и обладает свободной волей, предлагается как пример самоочевидности. Однако вера в то, что кто-то другой обладает сознанием или свободной волей, не является эпистемически самоочевидной.

Следующее утверждение часто называют самоочевидным: «Конечное целое больше или равно любой из своих частей».

Логический аргумент в пользу самоочевидного вывода продемонстрировал бы лишь незнание цели убедительного довода в пользу заключения, основанного на одной или нескольких посылках, которые отличаются от него (см. ignoratio elenchi и постановка вопроса ).

Аналитические предложения [ править ]

Иногда говорят, что самоочевидное суждение — это суждение, отрицание которого внутренне противоречиво. Иногда также говорят, что аналитическое суждение — это суждение, отрицание которого внутренне противоречиво. Но понятия означают разные вещи, т. е. аналитическое суждение не всегда является самоочевидным суждением. [ нужны дальнейшие объяснения ]

При условии, что кто-то понимает самоочевидное утверждение и верит в него, самоочевидные предложения не нуждаются в доказательстве. Аналогичным образом, нет необходимости доказывать, что их отрицание является противоречивым. Именно в этом смысле внутренние противоречия, действующие в самоочевидных и аналитических предложениях, различны.

Не все аналитические суждения самоочевидны, и иногда утверждают, что не все самоочевидные суждения являются аналитическими: например, мое знание о том, что я сознаю.

Другое использование [ править ]

Неофициальная речь [ править ]

В неформальной речи самоочевидное часто означает просто очевидное , но эпистемологическое определение более строгое.

Моральные положения

Моральные положения также можно рассматривать как самоочевидные, хотя проблема «должно быть», описанная Дэвидом Юмом, предполагает, что не существует последовательного способа перехода от позитивного утверждения к нормативному.

Например, Александр Гамильтон процитировал следующие моральные положения как самоочевидные в «Федералисте» № 23 :

  • Средства должны быть соразмерны цели.
  • Всякая власть должна быть соразмерна своей цели.
  • Не должно быть никаких ограничений власти, предназначенной для достижения цели, которая сама по себе не может быть ограничена.

Знаменитое заявление о самоочевидности моральной истины содержится в Декларации независимости Соединенных Штатов , в которой говорится: «Мы считаем эти истины самоочевидными , наделил что все люди созданы равными, что их Создатель их определенные неотъемлемые права , в том числе жизнь, свобода и стремление к счастью .»; с философской точки зрения самоочевидность этих положений является спорной.

Математика [ править ]

В математике самоочевидными . называют утверждения, которые не нуждаются в доказательстве Иногда аксиомы называют самоочевидными. [1] Другие утверждения самоочевидны, поскольку это утверждение является доказательством само для себя. [ нужна цитата ] .

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Мэдди, Пенелопа (1988). «Веря в аксиомы» (PDF) . Журнал символической логики .