Моральная слепота
Моральная слепота , также известная как этическая слепота , определяется как временная неспособность человека увидеть этический аспект решения, которое он принимает. Это часто вызвано внешними факторами, из-за которых человек не может увидеть аморальную сторону своего поведения в конкретной ситуации. [1]
Хотя концепция моральной слепоты (и, шире, аморальности) уходит корнями в древнюю философию , [2] [3] идея моральной слепоты стала популярной после событий Второй мировой войны , особенно Холокоста . [4] Это привело к увеличению количества исследований психологов и некоторым удивительным открытиям (в частности, Стэнли Милгрэма и Филипа Зимбардо ) о человеческом поведении в контексте послушания и предвзятости к авторитету . [1]
Моральная слепота была определена как проблема в таких областях, как организация бизнеса и правовые системы. [5] [6]
Обзор [ править ]
Моральная слепота — это явление, при котором люди, обладающие достаточными способностями к моральному мышлению, временно не могут видеть разум, что заставляет их вести себя способами, противоречащими их действительным моральным ценностям. Такое поведение может быть обусловлено ситуативными или другими факторами. Идея моральной слепоты обычно требует следующего: людям необходимо отклониться от своих внутренних моральных убеждений, и это отклонение должно быть временным и неосознанным, т.е. люди не осознают в момент своего неэтичного поведения. [1] [7]
Интерес к идее моральной слепоты возрос после выступления Ханны Арендт « Эйхман в Иерусалиме». Отчет о банальности зла [4] В центре внимания был Адольф Эйхман , немецко-австрийский нацистский солдат, ответственный за депортацию евреев в лагеря смерти и, таким образом, сыгравший важную роль в Холокосте. [8]
Идеи моральной слепоты и « банальности зла » также повлияли на область психологии и привели к некоторым известным исследованиям в 70-х годах, таким как исследования послушания Стэнли Милгрэма и Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо. В этих исследованиях изучалось влияние власти на послушание и индивидуальное поведение. [1]
Последующие исследования рассматривали моральную слепоту в контексте не только военных преступлений и геноцида . Идея была расширена для изучения поведения людей в таких разнообразных областях, как организационное поведение и психическое здоровье , и это лишь некоторые из них. [5] [9] [10]
и Истоки ранние теории
Корни в философии [ править ]
Истоки концепции моральной слепоты лежат в философии и могут быть прослежены у древнегреческих философов, таких как Сократ , который говорил о моральном интеллектуализме , Платон , который говорил об эмоциях, затуманивающих моральные суждения, и Аристотель , который впервые использовал термин « этика » для этой области. моральной философии . [2] Ранние духовные лидеры, такие как Будда и Конфуций, также говорили о моральном поведении в своих беседах, хотя они носили более предписывающий характер. [3] Современный вклад в моральное суждение был сделан западными философами, такими как Декарт , Локк , Юм и Кант , примерно в 17 и 18 веках. [11] [12] [13] и более современные философы, такие как Дж. Э. Мур , который в своей книге «Принципы этики» говорит о «неопределимости добра». [14]
Нормативная этика стремится определить правильность или неправильность действия. В этой области развились два противоположных взгляда: деонтология , согласно которой мораль действия зависит от его уместности по отношению к правилам, и консеквенциализм , когда мораль действия зависит от его результатов. Эти взгляды часто отражаются в ответах на проблему Грина с троллейбусом. [15]
В психологии [ править ]
Моральная слепота изучалась совместно философией и психологией, а также эмпирическими исследованиями морали, начиная с 1890-х годов. Акцент на нормативном подходе к моральному поведению привел к исследованиям, сосредоточенным на когнитивном контексте и контексте развития . Пиаже выдвинул свою выдающуюся теорию когнитивного развития в 1936 году, которую Кольберг разработал, чтобы в 1958 году выделить три стадии морального развития . [16] Позже, в 1982 году, Джеймс Рест опубликовал свою влиятельную Четырехкомпонентную модель морали (FCM), в которой он выделил четыре отдельные стадии, из которых может возникнуть аморальное поведение: моральная чувствительность, моральное суждение, моральная мотивация и моральная реализация. [15] Эта модель была призвана передать сложность морального поведения. Компетентность на одном этапе не подразумевает компетентность на другом, поэтому аморальное поведение может стать результатом неудачи на любом этапе. [17] Было обнаружено, что вышеупомянутый когнитивный фокус контрастирует с некоторыми наблюдаемыми проявлениями поведения. Область поведенческой этики в конечном итоге возникла для изучения того, как люди реагируют на моральные дилеммы. [15]
Теоретические и экспериментальные исследования в психологии [ править ]
Предполагается, что основной движущей силой современных исследований моральной слепоты являются настроения после Второй мировой войны по отношению к таким людям, как Адольф Эйхман (ответственный за геноцид при нацистском режиме во время Холокоста). Его арест и последующий суд в 1961 году заставили многих наблюдателей прокомментировать его обычный характер и внешний вид, который, казалось, контрастировал с его «злым» поведением. Ханна Арендт, освещавшая судебный процесс для журнала New Yorker , ввела термин « банальность зла » в отношении Эйхмана, поскольку во время суда Эйхман не проявил ни раскаяния, ни ответственности: он утверждал, что сделал то, что ему сказали. делать. Считается, что это побудило таких исследователей, как Милгрэм, изучить индивидуальное поведение в ответ на подчинение авторитету. [1] [18] [19]
В своих исследованиях послушания в 1961-62 годах Милгрэм заставлял испытуемых думать, что они подвергают электрошоку другого участника, который на самом деле был сообщником экспериментаторов. Эти исследования были призваны ответить на такие вопросы, как: «Могло ли быть так, что Эйхман и его миллион сообщников в Холокосте просто выполняли приказы? Можем ли мы назвать их всех соучастниками?» [20] К удивлению большинства людей, 65% участников первоначального исследования пошли дальше и потянули выключатель, который подавал бы максимальное напряжение в 450 вольт. [21]
Позже, в 1971 году, Зимбардо в своем исследовании «Стэнфордский тюремный эксперимент» показал, как «хорошие люди ведут себя патологическим образом, чуждым их природе». [1] Студентам-мужчинам Стэнфордского университета назначали охранников или заключенных в условиях, моделирующих тюрьму. Эксперимент был разработан, чтобы увидеть, как далеко зайдут испытуемые, чтобы усвоить свои роли и подчиняться внешним приказам, и позже вызвал некоторые этические опасения по поводу характера самого исследования. [22]
После этих выводов исследователи начали изучать моральную свободу действий , ее проявление и причины моральной слепоты. В своем исследовании Бандура утверждал, что моральное размежевание может возникнуть под действием различных сил (индивидуальных, ситуативных или институциональных), а такие механизмы, как распыление ответственности и несвязанное разделение задач, могут привести к аморальному поведению. [23] [1] [24]
Более поздние исследования привели к развитию концепции «ограниченной этики» — идеи о том, что люди могут быть непреднамеренно неэтичными, когда дело касается их поведения, а также осуждения поведения других; это они могут осознать только после дальнейшего размышления. [25] [26] Исследования индивидуальной неэтичности также рассматривали роль социальных норм , а также то, как мы воспринимаем неэтичное поведение других. [27] [28]
[ править ]
Моральная слепота изучалась и применялась в ряде областей, помимо военных преступлений, политики и управления. Основная область применения находится в области управления и организационного поведения, при этом исследования охватывают широкий спектр тем, таких как корпоративные правонарушения , деловая этика и моральное отстранение на работе. [9] [5] Закон и справедливость — еще одна область, где моральная слепота, особенно когда речь идет о юристах, вызывает беспокойство. [29] [6] также упоминается В некоторых исследованиях психопатия как особый вид моральной слепоты, хотя результаты не являются окончательными. [10]
Эта область также была расширена за счет изучения более широких идей, таких как моральные слепые пятна (переоценка способности действовать этично), [30] этическая эрозия (постепенный упадок этики с течением времени), [28] и этическое затухание (когда этические опасения по поводу ситуации «угасают» во время принятия решений). [31]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Палаццо, Гвидо; Крингс, Франциска; Хоффраже, Ульрих (1 сентября 2012 г.). «Этическая слепота» . Журнал деловой этики . 109 (3): 323–338. дои : 10.1007/s10551-011-1130-4 . ISSN 1573-0697 . S2CID 254381575 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Оберхельман, Дэвид Д. (1 июня 2001 г.). «Стэнфордская энциклопедия философии». Справочные обзоры . 15 (6). Emerald Group Publishing Limited: 9. doi : 10.1108/rr.2001.15.6.9.311 . ISSN 0950-4125 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Такер, Джон А. (03 февраля 2015 г.), Дэвис, Брет В. (редактор), «Японская неоконфуцианская философия» , Оксфордский справочник по японской философии , Oxford University Press, стр. 272–290, doi : 10.1093 /oxfordhb/9780199945726.013.16 , ISBN 978-0-19-994572-6 , получено 30 ноября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бурин, Фредерик С.; Арендт, Ханна (март 1964 г.). «Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла» . Политология ежеквартально . 79 (1): 122. дои : 10.2307/2146583 . ISSN 0032-3195 . JSTOR 2146583 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Барский, Адам (16 июня 2011 г.). «Исследование влияния морального отстранения и участия на неэтичное рабочее поведение» . Журнал деловой этики . 104 (1): 59–75. дои : 10.1007/s10551-011-0889-7 . ISSN 1573-0697 . S2CID 144577232 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элдред, Тигран (28 сентября 2012 г.). «Рецепты этической слепоты: улучшение защиты интересов неимущих обвиняемых по уголовным делам» . Обзор закона Рутгерса . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН 2153869 .
- ^ де Клерк, Джей-Джей (01 апреля 2017 г.). «Никто не слеп так, как те, кто не может видеть: психоаналитические взгляды на управление эмоциями и моральную слепоту» . Журнал деловой этики . 141 (4): 745–761. дои : 10.1007/s10551-016-3114-x . ISSN 1573-0697 . S2CID 147226367 .
- ^ Стать Эйхманом: переосмысление жизни, преступлений и суда над «настольным убийцей» . 01.10.2006.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бандура, Альберт; Капрара, Джан-Витторио; Жолнаи, Ласло (2000). «Корпоративные нарушения через моральное отстранение» . Журнал человеческих ценностей . 6 (1): 57–64. дои : 10.1177/097168580000600106 . S2CID 143829357 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ларсен, Расмус Розенберг (01 сентября 2020 г.). «Психопатия как моральная слепота: уточняющее исследование аналогии слепоты в теории и исследованиях психопатии» . Философские исследования . 23 (3): 214–233. дои : 10.1080/13869795.2020.1799662 . ISSN 1386-9795 . S2CID 221361039 .
- ^ Кохон, Рэйчел (2018), «Моральная философия Юма» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 29 ноября 2020 г.
- ^ Гарсиа Морион (2011). Моральная слепота . 15-я Международная конференция ICPIC, Национальный университет Кёнсан, Чинджу, Южная Корея. дои : 10.13140/2.1.1717.0885 .
- ^ Хэйр, Джон (2019), «Религия и мораль» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 29 ноября 2020 г.
- ^ Купер, Бартон К. (1 января 1959 г.). «Предполагаемая неопределимость добра» . Журнал философии . 56 (25): 977–985. дои : 10.2307/2022719 . JSTOR 2022719 . Проверено 29 ноября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Базерман, Макс Х.; Джино, Франческа (декабрь 2012 г.). «Поведенческая этика: к более глубокому пониманию моральных суждений и нечестности» . Ежегодный обзор права и социальных наук . 8 (1): 85–104. doi : 10.1146/annurev-lawsocsci-102811-173815 . ISSN 1550-3585 . S2CID 14311511 .
- ^ Холлпайк, CR (Кристофер Роберт) (2004). Эволюция нравственного понимания . Исследовательская группа «Прометей». Альтон: Исследовательская группа Прометея. ISBN 0-9542168-4-9 . OCLC 56463709 .
- ^ Ты, Ди; Бебо, Мюриэл Дж. (1 ноября 2013 г.). «Независимость компонентов морали Джеймса Реста: данные исследования учебной программы по профессиональной этике» . Этика и образование . 8 (3): 202–216. дои : 10.1080/17449642.2013.846059 . ISSN 1744-9642 . S2CID 144861318 .
- ^ «Суд над Эйхманом» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 30 ноября 2020 г.
- ^ Рассел, Нестар Джон Чарльз (2011). «Эксперименты Милгрэма по подчинению авторитетам: истоки и ранняя эволюция» . Британский журнал социальной психологии . 50 (1): 140–162. дои : 10.1348/014466610X492205 . ISSN 2044-8309 . ПМИД 21366616 .
- ^ Шулвейс, Гарольд М. (2009). Совесть: обязанность подчиняться и обязанность не подчиняться . Вудсток, Вермонт: Паб Jewish Lights. ISBN 978-1-58023-419-1 . OCLC 731340449 .
- ^ Бласс, Томас (март 1991 г.). «Понимание поведения в эксперименте по послушанию Милгрэма: роль личности, ситуаций и их взаимодействия» . Журнал личности и социальной психологии . 60 (3): 398–413. дои : 10.1037/0022-3514.60.3.398 . ISSN 1939-1315 .
- ^ Бартельс, Джаред (2 ноября 2019 г.). «Снова возвращаясь к тюремному эксперименту в Стэнфорде: изучение характеристик спроса в ориентации охранников» . Журнал социальной психологии . 159 (6): 780–790. дои : 10.1080/00224545.2019.1596058 . ISSN 0022-4545 . ПМИД 30961456 . S2CID 104295568 .
- ^ Бандура, Альберт (1 августа 1999 г.). «Моральное отстранение от совершения бесчеловечных действий» . Обзор личности и социальной психологии . 3 (3): 193–209. дои : 10.1207/s15327957pspr0303_3 . ISSN 1088-8683 . ПМИД 15661671 . S2CID 1589183 .
- ^ Бандура, Альберт (1 июня 2002 г.). «Выборочное моральное отстранение от реализации моральной свободы воли» . Журнал нравственного воспитания . 31 (2): 101–119. дои : 10.1080/0305724022014322 . ISSN 0305-7240 . S2CID 146449693 .
- ^ Джино, Франческа (01 июня 2015 г.). «Понимание обычного неэтичного поведения: почему люди, ценящие мораль, действуют аморально» . Современное мнение в области поведенческих наук . Социальное поведение. 3 : 107–111. дои : 10.1016/j.cobeha.2015.03.001 . ISSN 2352-1546 . S2CID 53205769 .
- ^ Чух, Долли; Базерман, Макс Х.; Банаджи, Махзарин Р. (18 апреля 2005 г.), «Ограниченная этика как психологический барьер на пути к распознаванию конфликтов интересов» , Conflicts of Interest , Cambridge University Press, стр. 74–95, doi : 10.1017/cbo9780511610332.006 , ISBN 978-0-521-84439-0 , получено 30 ноября 2020 г.
- ^ Джино, Франческа; Аял, Шахар; Ариэли, Дэн (01 марта 2009 г.). «Заражение и дифференциация неэтичного поведения: влияние одного плохого яблока на бочку» . Психологическая наука . 20 (3): 393–398. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02306.x . ISSN 1467-9280 . ПМИД 19254236 . S2CID 10456659 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джино, Франческа; Мур, Дон А.; Базерман, Макс Х. (2008). «Не видеть зла: когда мы не обращаем внимания на неэтичное поведение других людей» . Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1079969 . ISSN 1556-5068 . S2CID 145409936 .
- ^ Холл, Кэтрин (2010), Почему добрых намерений часто недостаточно: потенциал этической слепоты при принятии юридических решений , Routledge, ISBN 978-0-415-54653-9 , получено 30 ноября 2020 г.
- ^ Базерман, Макс Х.; Тенбрунсель, Энн Э. (31 декабря 2011 г.). Слепые пятна . Принстон: Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400837991 . ISBN 978-1-4008-3799-1 .
- ^ Тенбрунсель, Энн Э.; Мессик, Дэвид М. (июнь 2004 г.). «Этическое угасание: роль самообмана в неэтичном поведении» . Исследования социальной справедливости . 17 (2): 223–236. дои : 10.1023/B:SORE.0000027411.35832.53 . ISSN 0885-7466 . S2CID 26603323 .