Jump to content

Этьен Жилсон

(Перенаправлено от Этьена Гилсона )

Этьен Жилсон
Этьен Жилсон
Рожденный
Этьен Анри Жильсон

( 1884-06-13 ) 13 июня 1884 г.
Умер 19 сентября 1978 г. ) ( 1978-09-19 ) ( 94 года
Альма-матер Парижский университет
Колледж Франции
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа томизм
Неосхоластика
Докторантура Виктор Дельбос [1]
Другие научные консультанты Люсьен Леви-Брюль , Анри Бергсон , Виктор Дельбо
Докторанты Антон Чарльз Пегис [2]
Основные интересы
Теология , метафизика , политика , литература , история философии
Известные идеи
Томистское . различие между бытием и сущностью
Возникновение термина « математизм ». [3] [ нужен лучший источник ]

Этьен Анри Жильсон (англ. Французский: [ʒilsɔ̃] ; 13 июня 1884 — 19 сентября 1978) — французский философ и историк философии . Ученый , он первоначально специализировался средневековой философии на идеях Декарта ; он также философствовал в традиции Фомы Аквинского , хотя и не считал себя философом -неотомистом . В 1946 году он был избран «Бессмертным» (членом) Французской академии . Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе . [4]

В 2009 году было создано Международное общество Этьена Жильсона «для продвижения идей Этьена Жильсона и классической философии в академии и культуре». Он издает журнал Studia Gilsoniana . [5]

Биография

[ редактировать ]

Родившийся в Париже в римско-католической семье родом из Бургундии , Жильсон посещал малую семинарию в Нотр-Дам-де-Шан, затем закончил среднее образование в лицее Анри IV . После окончания военной службы, во время которой он начал читать Рене Декарта , он учился на получение лицензии (степень бакалавра), уделяя особое внимание влиянию схоластики на картезианскую мысль. После обучения в Сорбонне у Виктора Дельбо (1862–1916) и Люсьена Леви-Брюля и в Коллеж де Франс у Анри Бергсона , он получил степень по философии в 1906 году. В 1908 году он женился на Терезе Равизе из Мелена, и он преподавал в средних школах Бург-ан-Бресса , Рошфора , Тура , Сен-Кантена и Анже .

В 1913 году, работая преподавателем в Лилльском университете , защитил в Парижском университете докторскую диссертацию на тему «Свобода в Декарте и теологии» («La Liberté chez Descartes et la Théologie»). Его карьера была прервана началом Первой мировой войны , когда его призвали во французскую армию в звании сержанта. Он служил на фронте и участвовал в Верденской битве в звании подпоручика. Он был схвачен в феврале 1916 года и провел в плену два года. За это время он посвятил себя новым областям изучения, в том числе русскому языку и языку Святого Бонавентуры . Позже он был награжден Военным крестом за храбрость в бою. [6]

В 1919 году он стал профессором истории философии университета Страсбургского . С 1921 по 1932 год преподавал историю средневековой философии в Парижском университете . В 1929 году он был избран членом Американской академии искусств и наук . [7] Как всемирно известный мыслитель, Жильсон первым вместе с Жаком Маритеном получил степень почетного доктора философии Папского университета Святого Фомы Аквинского ( Анжеликум ) в 1930 году. [8] [9]

Он также преподавал в течение трех лет в Гарварде . По приглашению Конгрегации Святого Василия он основал Папский институт средневековых исследований в Торонто совместно с Колледжем Святого Михаила в Университете Торонто , где ежегодно проводятся лекции Этьена Гилсона. Он был избран членом Французской академии в 1946 году. В 1948 году он был избран международным членом Американского философского общества . [10]

После смерти своей жены Терезы Равизе 12 ноября 1949 года Жилсон пережил серьезное эмоциональное потрясение. [11]

В 1951 году он уступил свою кафедру Марсьялю Геру в Коллеж де Франс, чтобы полностью посвятить себя Папскому институту средневековых исследований до 1968 года. Он был знаком с теологом- иезуитом и кардиналом Анри де Любаком . Их переписка опубликована. Хотя Гилсон был прежде всего историком философии, он также был в авангарде возрождения томизма в 20 веке вместе с Жаком Маритеном . Его работа получила критическую оценку от Ричарда МакКеона .

Гилсон предпринял попытку проанализировать томизм с исторической точки зрения. Для Гилсона томизм, конечно, не тождественен схоластике в уничижительном смысле, а, скорее, является бунтом против нее. [12] Гилсон считал, что философия его эпохи вырождается в науку, которая будет сигнализировать об отказе человечества от права судить природу и управлять ею; человечество превратилось в просто часть природы, что, в свою очередь, дало бы зеленый свет самым безрассудным социальным проявлениям. приключения, призванные разрушить человеческие жизни и институты. Против «систем» философии Гилсон был убежден, что именно возрождение философии Фомы Аквинского открыло выход из этой опасной зоны. [ нужна ссылка ]

В свое время Гилсон был ведущим исследователем истории средневековой философии, а также уважаемым философом. [ нужна ссылка ] Его работы продолжают переиздаваться и изучаться сегодня – возможно, это единственный среди философов-томистов, его работа и репутация не пострадали от общего снижения интереса и уважения к средневековой философии с 1960-х годов. [ нужна ссылка ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Свобода в Декарте и теологии , Алкан, 1913 (перепечатка: Врин, 1982).
  • Схоластико-картезианский указатель , Alcan, 1913 (второе исправленное издание: Vrin, 1979).
  • Томизм, введение в систему Святого Фомы , Врин, 1919. Глава из английского перевода о вере и разуме .
  • Исследования по средневековой философии , Страсбургский университет, 1921 год.
  • Философия в средние века, том I: От Скота Эригена до святого Бонавентуры , Пайо, 1922.
  • Философия в средние века, том II: От святого Фомы Аквинского до Уильяма Оккама , Пайо, 1922.
  • Философия святого Бонавентуры , Врин, 1924 год.
  • Рене Декарт. Рассуждение о методе, тексте и комментариях , Врин, 1925.
  • Святой Фома Аквинский , Габальда, 1925 год.
  • Введение в исследование Святого Августина , Врин, 1929.
  • Исследования о роли средневековой мысли в формировании картезианской системы , Врин, 1930.
  • Дух средневековой философии , Врин, 1932.
  • Идеи и письма , Врин, 1932.
  • За католический орден , Дескле де Брауэр, 1934 год.
  • Мистическое богословие святого Бернара , Врин, 1934.
  • Методический реализм , Теки, 1935.
  • Христианство и философия , Врин, 1936.
  • Единство философского опыта , Scribner's, 1937.
  • Элоиза и Абеляр , Врин, 1938 год.
  • Данте и философия , Врин, 1939.
  • Томистический реализм и критика познания , Врин, 1939.
  • Богословие и история духовности , Врин, 1943.
  • Наша демократия , SERP, 1947 год.
  • Бытие и сущность , Врин, 1948.
  • Сенбернар, избранные и представленные тексты , Плон, 1949.
  • Бытие и некоторые философы (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1952)
  • Школа муз , Врин, 1951 год.
  • Джон Дунс Скот, введение в его фундаментальные положения , Врин, 1952 год.
  • Метаморфозы города Божьего , Врин, 1952 год.
  • Бытие и некоторые философы , 2-е изд. (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1952 г.)
  • История христианской философии в средние века (Лондон: Шид и Уорд, 1955)
  • Живопись и реальность , Врин, 1958 год.
  • Философ и теология , Файард, 1960.
  • Введение в христианскую философию , Врин, 1960.
  • Мир мудрости , Фома Аквинский, 1960.
  • Три урока по проблеме существования Бога , Divinitas, 1961.
  • Бытие и Бог , Ревю Томист, 1962.
  • Введение в искусство Красоты , Врин, 1963.
  • Материалы и формы , Врин, 1965.
  • Невзгоды Софи , Врин, 1967.
  • Массовое общество и его культура , Врин, 1967.
  • Посвящение Бергсону , Врин, 1967 год.
  • Языкознание и философия , Врин, 1969.
  • От Аристотеля до Дарвина и обратно , Врин, 1971 год.
  • Данте и Беатриче, Дантескюды , Врин, 1974.
  • Моралист Святого Фомы , Врин, 1974.
  • Трудный атеизм , Врин, 1979 г.

Переводы

[ редактировать ]
  • Философия святого Фомы Аквинского под редакцией Г. А. Элрингтона, перевод Эдварда Буллоу (Кембридж: У. Хеффер, 1924)
  • Дух средневековой философии в переводе AHC Downes (Лондон: Sheed and Ward , 1936).
  • Разум и откровение в средние века (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1939)
  • Мистическое богословие святого Бернара в переводе AHC Downes (Лондон: Sheed and Ward, 1940).
  • Философия святого Бонавентуры в переводе Илтида Третована и Ф. Дж. Шида (Лондон: Шид и Уорд, 1940)
  • История философии и философского образования , издательство Marquette University Press, 1948.
  • Данте Философ в переводе Дэвида Мура (Лондон: Шид и Уорд, 1952)
  • Хор муз в переводе Мэйси Уорд (Лондон: Шид и Уорд, 1953)
  • Христианская философия святого Фомы Аквинского в переводе Л.К. Шука (Лондон: Gollancz, 1957).
  • Книга Гилсона «Живопись и реальность» (1957) также была опубликована на английском языке.
  • Христианская философия Святого Августина в переводе ЛЕМ Линча (Нью-Йорк: Random House, 1960)
  • Элоиза и Абеляр (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1960)
  • Искусство прекрасного (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1965)
  • Ужасы двухтысячного года , Колледж Университета Святого Михаила, 1984.
  • Христианская философия: Введение , перевод Армана Маурера (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1993).
  • Метаморфозы Города Божьего в переводе Джеймса Г. Колберта (Вашингтон: The Catholic University of America Press , 2020)
  • Жильсон, Этьен (2019). История христианской философии в средние века . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки . ISBN  978-1952826566 .
  • Жильсон, Этьен; Ланган, Томас (2021). Современная философия: от Декарта до Канта . Род-Айленд: Cluny Press. ISBN  978-1952826566 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Заседания и работы Академии моральных и политических наук: Отчет . А. Пикард и Филс. 1913. с. 117 . Проверено 9 декабря 2023 г.
  2. ^ Маурер, Арманд (январь 1979 г.). «Антон Шарль Пегис (1905–1978)». Средневековые исследования . 41 : XVIII–XIX. дои : 10.1484/J.MS.2.306239 .
  3. ^ Жильсон, Этьен. Единство философского опыта . Сан-Франциско, Калифорния: Ignatius Press, 1999, стр. 133.
  4. ^ «База данных номинаций» . www.nobelprize.org . Проверено 19 апреля 2017 г.
  5. ^ «IEGS — I.É.GS» gilsonsociety.com .
  6. ^ Мишель, Флориан (перевод Джеймса Г. Колберта) Этьен Гилсон: интеллектуальная и политическая биография. Вашингтон, округ Колумбия. Издательство Католического университета Америки , 2023.
  7. ^ «Этьен-Генри Гилсон» . Американская академия искусств и наук . 9 февраля 2023 г. Проверено 8 марта 2023 г.
  8. ^ Виотто, П. (2008). Великая дружба: маританы и их современники . Призмы. Очерки (на итальянском языке). Новый город. п. 38. ISBN  978-88-311-7340-7 . Проверено 26 августа 2021 г.
  9. ^ Леклерк, Дж. (1993). От благодати к благодати: память Библиотека средневековой культуры (на итальянском языке). Книга Хака. п. 60. ИСБН  978-88-16-40330-7 . Проверено 26 августа 2021 г.
  10. ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 8 марта 2023 г.
  11. ^ «Биография интеллектуальной жизни Этьена Жильсона» . Архивировано из оригинала 7 октября 2017 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  12. ^ Христианская философия Св. Фомы Аквинского, Университет Нотр-Дам Пресс, Индиана, 1956, стр. 366–367.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffaba0963737e52962971c0528063876__1718391540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/76/ffaba0963737e52962971c0528063876.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Étienne Gilson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)