Илтид Третован
Илтид Третован | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 октября 1993 г. | (86 лет)
Образование | Фелстедская школа ; Колледж Брасеноз, Оксфорд |
Религия | Римско-католический |
Сочинения | Автор нескольких книг и статей (см. ниже). |
Офисы проведены | Школа Даунсайд : учитель классической и английской литературы (1936–1982); Редактор «Даунсайд Ревью» (1946–1952, 1960–1964). Даунсайдское аббатство : помощник приора (1958–1991) Приор собора Эли (1991) |
Илтид Третован (12 мая 1907 — 30 октября 1993), урожденный Кеннет Третован , был английским бенедиктинским монахом , римско-католическим священником , философом , теологом и писателем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Третован родился в Солсбери в 1907 году и был сыном Уильяма Джеймса Третована, адвоката, от брака с Эммой Луизой ван Кемпен. Он был крещен как Уильям Кеннет в англиканской церкви и получил образование в школе Фельстед и колледже Брасеноз в Оксфорде . Во время учебы в Оксфорде он заразился полиомиелитом , и у него осталась иссохшая рука. В 1929 году Третован был принят в Римско-католическую церковь и устроился на работу учителем в Школу ораторского искусства в Лондоне , позже переехав в Амплфорт . [ 1 ]
Монашеская жизнь
[ редактировать ]Третован стал монахом- послушником в аббатстве Даунсайд в 1932 году и в том же году был «одет» в монахи под именем Иллтид , в честь святого Илтуда . В 1938 году он был рукоположен в сан священника и с тех пор преподавал философию младшим монахам монастыря. С 1936 по 1982 год он также преподавал классическую , а затем и английскую литературу в школе Даунсайд , школе-интернате для мальчиков, тогда пристроенной к монастырю. [ 1 ]
Третован был автором нескольких религиозных книг и множества научных статей, переводов и рецензий на книги. С 1946 по 1952 год и снова с 1960 по 1964 год он редактировал The Downside Review . С 1958 по 1991 год он служил заместителем приора аббатства Даунсайд, а когда вышел на пенсию, получил почетный титул «приора собора Эли ». [ 1 ] Он также был приглашенным профессором богословия в Университете Брауна . [ 2 ]
Третован умер в Бате, Сомерсет , 30 октября 1993 года, незадолго до этого заявив, что он счастлив умереть. В некрологе о нем говорилось:
Илтид Третован был человеком, для которого Бог был приоритетом. За 61 год непоколебимо верной монашеской жизни он жил тем, чему учил: что человеческий разум может познавать Бога. Он был... мягким, ученым и всегда добрым монахом. [ 1 ]
Философ
[ редактировать ]Бесстрашный мыслитель, Третован доказывал центральную роль созерцания, а также возможность философской уверенности в Боге. Он также работал над привлечением большей аудитории к некоторым менее известным писателям, включая Мориса Блонделя и Доминика Дюбарля . [ 1 ] За философским вдохновением он обратился к Августину Гиппонскому . [ 3 ] Более двадцати лет он вел диалог с Эриком Масколлом , с творчеством которого Луи Буайе проводит сравнения, называя Третована «прирожденным августинцем, но обладающим исключительной интеллектуальной остротой». [ 4 ]
Главный вклад Третована в философию религии - это аргумент о том, что человеческое сознание разумно и что трансцендентное (божественное, абсолютное, бесконечное) скрыто в нем. «Предложение Илтида состоит в том, что только в той мере, в какой мы (уже) когнитивно осознаем бесконечную, трансцендентную реальность, мы можем разумно говорить об отношениях между вещами в мире и такой реальностью». [ 5 ] Он утверждал, что наше познание Бога — это не вопрос пропозициональных рассуждений на основе эмпирического опыта; признание присутствия Бога в разуме было похоже на осознание того, что значит для человеческого существа разумно осознавать вещи, и он довольствовался широко платонистским или августинианским подходом к объяснению этого. [ 6 ] Следовательно, он возражал против любого аргумента в пользу существования Бога, который, как он подозревал, был логическим выводом. «Всем людям доступно познавательное осознание Бога, которое является прямым, хотя и возникает и опосредуется самосознанием (не непосредственным): таким образом, контакт с Богом, на который можно указать людям, но который не поддается строгим» описание», или снова «доказательство». [ 7 ]
Концепции, лежащие в основе его мышления (доконцептуальное, прямое, но опосредованное осознание), иллюстрируются феноменологическим примером, который он привел в «Мистицизме и теологии» :
Пока я сплю, муха села мне на нос. Физический контакт есть, но я этого не осознаю. Затем я просыпаюсь и осознаю это — возможно, я не сразу узнаю в этом муху, но я чувствую, что что-то щекочет мой нос. Муха теперь установила со мной контакт по-новому. Оно присутствует не только в моем теле, но и в моем разуме. [ 8 ]
Такая уверенность очаровала Третована; это основа его утверждения о том, что наше знание Бога дается в опыте. В 1950-х годах он защищал ее от критики модернизма , но чувствовал, что эта позиция была подтверждена II Ватиканским собором . [ 9 ] Эта позиция отошла от стандартного эмпиризма того времени, который характеризовал большую часть англоязычной академической философии религии (например, Бэзила Митчелла , Энтони Флю , Аласдера Макинтайра и Ричарда Суинберна ). Третован получил образование в Оксфорде, где доминировали этические интуиционисты, такие как Х. А. Причард и У. Д. Росс , и их противоестественная теория ценности была близка к его собственному пониманию абсолютного в этическом опыте, наиболее четко сформулированному в его книгах «Абсолютная ценность: исследование». в христианском теизме и «Абсолют и искупление» . Как отметил Бакстер, Третован твердо придерживался следующего мнения:
Именно благодаря осознанию […] абсолютного призыва силы, находящейся за пределами самого себя, принять ценность так, как она открывается человеку, принять источники ценности, — как только появляется признание — человек впервые приходит к пониманию того, что такое термин «Бог». 'соответственно означает. [ 10 ]
Но Третован не менее неустанно выступал против попыток, предпринятых в различных формах томизма (как он это видел), основывать веру на разуме, а не на опыте. Его знакомство с некоторыми французскими мыслителями новой теологии было необычным в английских богословских кругах до Ватиканского собора. Белленджер отметил, что Третован «оказывал особое влияние на представление французской католической философии английской аудитории и на то, чтобы сломать мертвую хватку томизма. [ 11 ] Анри де Любак (1896–1991) и Анри Буйяр (1908–1981), оба ставшие жертвами официальной враждебности к нему в 1950 году, были важными собеседниками в его собственной работе; Доминик Дюбарль (1907-1987) – еще один, фактически доминиканец , чей анализ модернистского кризиса особенно интересовал его в конце жизни. [ 12 ]
Что касается разногласий по поводу отношения философии к теологии в середине 20-го века, Третован нашел единомышленника в лице Мориса Блонделя (1861-1949). Подобно Блонделю, Третован утверждал, что предоставленная самой себе философия может лишь зайти в тупик, единственный выход из которого — принять понятие трансцендентного, открывающее разум возможности веры, — тезис теологии. (Вклад Третована Морису Блонделю можно найти в «Письме об апологетике, истории и догме» , которое Третован перевел и отредактировал вместе с Александром Дрю). Этот подход к понятию сверхъестественного близок подходу Анри де Любака в его «Сюрнатурели» и раннему Карлу Ранеру. [ 13 ]
Богослов
[ редактировать ]Будучи монашеским мыслителем, Илтид Третован легко перемещался между областями теологии, литературы и философии.
Его первая книга по богословию Евхаристии, а также «Христос в литургии » предвосхитила проблемы, которые должны были иметь большое значение в римско-католическом литургическом движении и на II Ватиканском соборе. Рецензент этой книги написал, что она «пробуждает надежды на христоцентрический синтез, формулировка которого вызовет лучшие качества у того, кто по призванию литургист, богослов по профессии и философ по наклонностям». [ 14 ] В зрелом возрасте он больше сосредоточился на христологии, чем на литургии . Его озабоченность человеческой свободой Христа, казалось, приближала его к несторианству , но в других отношениях его подход, особенно в сотериологии и его обсуждение жертвоприношения, отражал классические александрийские озабоченности. [ 15 ]
«Любящее осознание Бога» данное Третованом — это определение мистицизма, . [ 16 ] Он отмечает, что «вера — это «семя славы» и, следовательно, семя мистицизма: поэтому она должна иметь мистический характер. Она должна включать в себя своего рода видение». [ 17 ] Он написал это:
Какое видение включает в себя вера? Может показаться, что это вообще не видение. Это осознание силы, которой невозможно противостоять по праву, признание любви Божией, приглашающей нас принять ее, поскольку она изливается из сердца, которое открыто для нее так, как ни одно другое сердце никогда не было и не будет. [ 18 ]
Его интерес к Уолтеру Хилтону отражает его переплетение августинской библейской и литургической духовности с английской мистической традицией, связывающей Облако незнания и жизнь английских бенедиктинцев, возрожденную в 17 веке у таких людей, как Августин Бейкер . Третован понимал апофатическую традицию , но, как и Катберт Батлер (1858–1934), аббат Даунсайда (1906–1922), влиятельный голос в этой традиции, всегда понимал созерцательную молитву как взаимодействие света и тьмы. Рецензент резюмировал работу Третована, отметив:
Что касается Илтида и его сочинений, у меня уже давно возникло ощущение: вот кто-то, кто был там с Богом, кто близок к сути дела и кто сейчас ищет способами, о концептуальных особенностях которых я могу судить по-разному. или менее хорошо настроены, чтобы помочь другим поделиться этим. Вот кто-то, кто может помочь нам познакомить человека с тем, что действительно важно. [ 19 ]
Опубликованные работы (избранное)
[ редактировать ]Основные публикации
[ редактировать ]Источник: [ 20 ]
- 1948: Уверенность, философская и теологическая (Dacre Press)
- 1952: Христос на литургии (Шид и Уорд)
- 1953: Смысл существования: метафизическое исследование (Лондон: Лонгманс, Грин) (с Домом Марком Понтифексом)
- 1954: Очерк христианской философии (Лонгманс, Грин)
- 1961: Основы веры: эссе по философии религии (Бернс и Оутс)
- 1970: Абсолютная ценность: исследование христианского теизма (Allen & Unwin; Humanities Press)
- 1971: Абсолют и искупление (Аллен и Анвин; Humanities Press)
- 1975: Мистика и теология - эссе по христианской метафизике (Дж. Чепмен)
- 1975: «Шкала совершенства» Уолтера Хилтона (под редакцией Третована) (Abbey Press)
- 1985: Теология процесса и христианская традиция (Публикации Св. Беды, Исследования по историческому богословию ») серия «
Переводы
[ редактировать ]- 1940: Стивен Гилсон, Философия святого Бонавентуры , перевод Дома Илтида Третована и Ф. Дж. Шида (Лондон: Шид и Уорд)
- 1964: Морис Блондель, Письмо об апологетике, истории и догме (отредактированное и переведенное Александром Дрю и Илтидом Третованом, Harvill Press)
- 1989: Луи Буйе, Христианская тайна: от языческого мифа к христианскому мистицизму ; перевод [с французского Mysterion ] Илтида Третована (Эдинбург: Т. и Т. Кларк)
Другие работы
[ редактировать ]- «Альфред и большая белая лошадь из Уилтшира», в Downside Review vol LVII (1939) (также опубликовано отдельно в мягкой обложке)
- «Вторые мысли об уверенности» в The Downside Review 68 (1950), стр. 158–171.
- «Физика и метафизика, комментарии к книге сэра Роберта Уотсона-Ватта «Электроника и свобода воли », в The Hibbert Journal , тома 48–49 (1950), стр. 115–119.
- «Естественная теология и ее отношение к поэзии» в журнале «Теология и университет» , под ред. Джон Коулсон, DLT, Лондон, 1964, стр. 193–207.
- «Самосознание и естественная мораль», в журнале Theology , вып. 69 (1966), стр. 23–25.
- «Снова христология» в The Downside Review 95 (1977), стр. 1–10.
- «Божья неизменность» в Clergy Review 64 (1979), стр. 15–21.
- «Керр о картезианстве в католической мысли: правильно или неправильно?» в New Blackfriars 65 (1984), стр. 473–486.
- «Третьи мысли об уверенности» в The Downside Review 103 (1985), стр. 239–255.
- «Какое отношение Жизнь Воскресшего Христа имеет к спасению других людей?» в Heythrop Journal 28 (1987), стр. 144–164.
- «Августин Философ» в «Святом Августине» , т. 11 (1987), стр. 118–127.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Люк Белл, Некролог: Дом Илтид Третован , The Independent , 10 ноября 1993 г., по состоянию на 27 августа 2021 г.
- ↑ Некролог: Осознание Бога , Leaderu.com, по состоянию на 27 августа 2021 г.
- ^ Эйдан Николс, «Католическое богословие в Британии: сцена со времен II Ватиканского собора», New Blackfriars 80, выпуск 944 (1999), стр. 451-471 , по состоянию на 27 августа 2021 г.
- ^ Луи Буйе, Невидимый Отец: подходы к тайне божественности (Питершам, Массачусетс: Публикации Св. Беды, 1999, ISBN 9781879007192 ), с. 80
- ^ А. Бакстер, «Илтид Третован как мыслитель: признание», The Downside Review , том 112, выпуск 387, стр. 77
- ^ Дэвид Фостер, Созерцательная молитва: новая основа (Лондон: Bloomsbury, 2015, ISBN 9781408187104 ), с. 3
- ^ Бакстер, с. 77
- ^ Третован, Илтид (1975). Мистика и теология: очерк христианской метафизики . Лондон: Чепмен. п. 1. ISBN 9780225660548 .
- ^ Бакстер, с. 84
- ^ Бакстер, стр. 76-77.
- ^ Белленджер, Эйдан (2014). 200 даунсайдских монахов: фоторепортаж . Бат: Даунсайд Эбби Пресс. п. 183. ИСБН 9781898663454 .
- ^ Третован, Илтид (1985). «Третьи мысли об уверенности» . Обзор недостатков . 103 : 239–255 . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Бакстер, стр. 103-104.
- ^ О'Салливан, Донал (сентябрь – декабрь 1952 г.). «Рецензируемая работа: Христос в литургии Илтида Третована» . Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 41 (163/164): 395–396 . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Бакстер, с. 78
- ^ Бакстер, с. 79
- ^ Третован, Мистика и теология , с. 47
- ^ Третован, Мистика и теология , с. 52
- ^ Бакстер, с. 83
- ^ «Библиография публикаций дома Иллтида Третована» . Обзор недостатков . 95 (320): 157–163. 1977 год . Проверено 27 августа 2021 г.
- 1907 рождений
- 1993 смертей
- Выпускники колледжа Брасеноз в Оксфорде
- Английские бенедиктинцы
- Английские римско-католические священники XX века
- Люди, получившие образование в школе Фельстед
- Духовенство из Солсбери
- Английские писатели научной литературы мужского пола
- Английские философы XX века
- Ученые-мистицисты
- Английские писатели-мужчины XX века