Критические юридические исследования
Критические юридические исследования ( CLS ) — это школа критической теории , которая развивалась в США в 1970-х годах. [1] Сторонники CLS заявляют, что законы разрабатываются для поддержания статус-кво общества и тем самым кодифицируют его предубеждения против маргинализированных групп . [2]
Несмотря на большие различия во мнениях критически настроенных ученых-юристов во всем мире, существует общий консенсус относительно ключевых целей критических юридических исследований: [3]
- продемонстрировать двусмысленность и возможные преференциальные результаты якобы беспристрастных и жестких правовых доктрин .
- пропагандировать исторические, социальные, экономические и психологические результаты юридических решений.
- демистифицировать правовой анализ и правовую культуру , чтобы обеспечить прозрачность юридических процессов и заслужить общую поддержку социально ответственных граждан.
Аббревиатуры « CLS » и « Crit » иногда используются для обозначения движения и его приверженцев. [4]
Влияние
[ редактировать ]Считается «первым движением в теории права и юридических науках в Соединенных Штатах , которое поддержало убежденную левую политическую позицию и точку зрения», [1] критические юридические исследования были направлены на формирование общества, основанного на представлении о человеческой личности, лишенном скрытых интересов и классового доминирования, которые, по мнению ученых CLS, лежат в основе либеральных правовых институтов на Западе. [4] По мнению ученых CLS Дункана Кеннеди и Карла Клера, критические юридические исследования были «заинтересованы взаимосвязью юридических наук и практики с борьбой за создание более гуманного, эгалитарного и демократического общества». [5]
В период своего пика влияния движение критических юридических исследований вызвало серьезные споры в юридической академии. Такие члены, как Роберто Мангабейра Унгер, стремились восстановить эти институты как выражение человеческого сосуществования, а не просто временное перемирие в жестокой борьбе. [6] и рассматривались как самые влиятельные голоса и единственный путь движения вперед. [4] [7] [8] Унгер и другие члены движения продолжают пытаться развивать его в новых направлениях, например, сделать правовой анализ основой разработки институциональных альтернатив. [9] [10] [11]
История
[ редактировать ]Хотя интеллектуальные истоки критических юридических исследований (CLS) в целом можно отнести к американскому юридическому реализму , как отдельное научное движение CLS полностью сформировалось только в конце 1970-х годов. Многие американские ученые CLS первой волны поступили в юридическое образование под глубоким влиянием опыта движения за гражданские права, движения за права женщин и антивоенного движения 1960-х и 1970-х годов. То, что началось как критическая позиция по отношению к американской внутренней политике, в конечном итоге переросло в критическую позицию по отношению к доминирующей правовой идеологии современного западного общества. Опираясь как на отечественную теорию, так и на работы европейских социальных теоретиков, «критики» стремились демистифицировать то, что они считали многочисленными мифами, лежащими в основе господствующей юридической мысли и практики. Среди «критиков» — Дункан Кеннеди , Роберто Унгер , Мортон Хорвиц , Марк Келман и Кэтрин Маккиннон .
Британское движение критических правовых исследований зародилось примерно в то же время, что и его американский аналог. Однако в основе его лежит ряд конференций, проводимых ежегодно, в частности Критическая юридическая конференция и Национальная группа критических юристов. В сообществе остается ряд разногласий; между теорией и практикой, между теми, кто смотрит на марксизм , и теми, кто работал над деконструкцией , между теми, кто смотрит на явно политические обязательства, и теми, кто работает в области эстетики и этики.
Во Франции, где правовая традиция тщательно охранялась юридическими факультетами и контролировалась наполеоновскими институтами, такими как Кассационный суд , Государственный совет и Национальная школа магистратуры, знаменитый социолог Пьер Бурдье вызвал бурю негодования, когда опубликовал в 1986 году свою книгу «La Force de la loi, élements pour une социологии du champ juridique», переведенную как «Сила права: на пути к социологии юридического поля», в Hastings Law Journal (1987). Это ознаменовало начало континентальных критических юридических исследований.
Отношение к американскому юридическому реализму
[ редактировать ]Критические юридические исследования берут свое начало в американском движении юридических реалистов 1930-х годов. До 1930-х годов в американской юриспруденции доминировала формалистская концепция того, как суды решают дела, теория, согласно которой судьи решают дела на основе четко выраженных юридических правил и причин, оправдывающих уникальный результат. Юридические реалисты утверждали, что статутное и прецедентное право не определено и что апелляционные суды решают дела не на основании закона, а на том, что они считают справедливым в свете фактов дела. Считается «самым важным юридическим движением 20 века». [12] Американский правовой реализм вызвал шок в американской юридической науке, подорвав формалистические принципы, которые долгое время считались основой юриспруденции . [ нужна ссылка ]
Влияние правового реализма на протяжении десятилетий тревожило американскую юриспруденцию. Алан Хант пишет, что период «между реализмом 1930-х годов и появлением критических юридических исследований в конце 1970-х годов был серией безуспешных попыток восстановить после шока реализма некоторую основу для правовой теории, которая формулирует образ объективность юридического процесса, хотя объяснение, предлагаемое постреализмом, должно было быть более сложным, чем объяснение, обеспечиваемое доктриной следования правилам». [1]
Как литература и сеть
[ редактировать ]Движение критических юридических исследований возникло в середине 1970-х годов как сеть левых профессоров права в Соединенных Штатах, которые разработали реалистический тезис о неопределенности на службе левых идеалов. По словам Роберто Унгера, движение «существовало как организованная сила только до конца 1980-х годов. Его жизнь как движения длилась чуть больше десяти лет». [13]
Дункан Кеннеди, профессор права из Гарварда , который вместе с Унгером был одной из ключевых фигур в движении, сказал, что на заре критических юридических исследований «почти каждый в сети был белым мужчиной, проявлявшим некоторый интерес к Радикальная политика в стиле 60-х или радикальные настроения того или иного рода. Некоторые пришли из марксизма , некоторые пришли из демократических реформ ». [14] Кеннеди подчеркнул двойную природу критических юридических исследований как сети левых ученых/активистов и как научной литературы:
[C] Критические юридические исследования имеют два аспекта. Это научная литература, а также сеть людей, которые считали себя активистами политики юридических факультетов. Первоначально научную литературу создавали те же люди, которые занимались активистской деятельностью на юридических факультетах. Критические юридические исследования – это не теория. По сути, это литература, созданная этой сетью людей. Я думаю, вы можете выделить некоторые темы литературы, темы, которые изменились с течением времени. [14]
Ученые, связанные с критическими юридическими исследованиями, часто идентифицируют себя с этим движением по-разному: включая в свои статьи вступительную сноску, в которой упоминается Конференция по критическим юридическим исследованиям, и предоставляя контактную информацию организации, посещая конференции CCLS и цитируя работу коллеги-критические ученые-правоведы. Библиография работ CLS 1984 года, составленная Дунканом Кеннеди и Карлом Клером и опубликованная в Йельском юридическом журнале , включала десятки авторов и сотни работ. [5]
Четырехтомный сборник 2011 года под редакцией Костаса Дузинаса и Колина Перрена при содействии Дж. М. Баррето объединяет работы британских критических юридических исследований, включая их философских наставников. Он демонстрирует научные исследования, разработанные с момента его возникновения в конце 1980-х годов в таких областях, как философия права , литература, психоанализ , эстетика , феминизм , гендер , сексуальность , постколониализм , раса , этика , политика и права человека . [15]
Среди выдающихся участников движения CLS Деррик Белл , Друзилла Корнелл , Мэри Джо Фраг , Марк Келман , Алан Хант , Кэтрин Маккиннон , Пол О'Коннелл, Питер Фитцпатрик, Мортон Хорвиц , Джек Балкин , Костас Дузинас , Карл Клэр , Питер Габель , Роберто. Унгер , Рената Салекл , Марк Тушнет , Луи Майкл Сейдман , Джон Стросон и Марта Файнман . [ нужна ссылка ]
Интеллектуальный и политический контекст
[ редактировать ]Роберто Унгер, ключевой представитель критических юридических исследований, чье влияние продолжало быть далеко идущим в течение десятилетий после упадка движения, писал, что основатели критических юридических исследований «никогда не хотели, чтобы они стали постоянной школой мысли или жанром писали, хотели вмешаться в конкретное обстоятельство..." [13]
Это обстоятельство стало доминирующей практикой юридического анализа, которую Унгер называет «методом аргументированной разработки». [16] Близкий потомок доктринального формализма девятнадцатого века, который стремился посредством юридического анализа определить «встроенное правовое содержание ... свободного общества», [17] метод аргументированной разработки рассматривал материалы закона как содержащие «идеальный элемент», внутреннюю юридическую субстанцию, лежащую в основе противоречий и неясностей текста закона. [18] В практике обоснованной разработки эта присущая правовому содержанию образует предписывающую систему, которую судьи постепенно раскрывают, рассуждая через политику и принципы права, не ставя под сомнение «базовые институциональные механизмы рыночной экономики, демократической политики и гражданского общества за пределами рынок и государство». [19]
Аргументированная разработка оказала пагубное влияние по нескольким причинам, утверждали Унгер и другие: она преуменьшала случайный характер права как продукта сделок и компромиссов, вместо этого рассматривая его как содержащую последовательную предписывающую систему, которую нужно просто раскрыть посредством юридической интерпретации. ; он скрывал, как судьи узурпируют власть, отрицая свою роль в создании законов; и, наконец, аргументированная разработка препятствовала использованию права как механизма социальных изменений. [20]
Помимо контекста юридической интерпретации, критические юридические исследования также возникли в ответ на политический контекст, а именно, в условиях, в которых социал-демократическое урегулирование, завершенное после Второй мировой войны, стало каноническим. [21] а активные споры по поводу организации общества резко пошли на убыль, фактически закрепив господствующий консенсус относительно социальной организации, которую Унгер описывает как включающую «комбинацию неолиберальной ортодоксии, государственного капитализма и компенсационного перераспределения посредством налогов и трансфертов». [22] Критически настроенные ученые-правоведы бросили вызов этому консенсусу и стремились использовать теорию права как средство исследования альтернативных форм социальной и политической организации.
В соответствии с критическим рационализмом немецкий юрист Рейнхольд Циппелиус в своей «Философии права» использует метод «проб и ошибок» Поппера. [23]
Темы
[ редактировать ]Хотя CLS (как и большинство школ и движений) не создала единой монолитной мысли, в трудах ее приверженцев в целом можно проследить несколько общих тем. К ним относятся:
- Первая тема заключается в том, что, вопреки распространенному мнению, юридические материалы (такие как законы и прецедентное право ) не полностью определяют исход юридических споров, или, иными словами, закон вполне может налагать на арбитров множество существенных ограничений. в форме материальных норм, но, в конечном счете, этого часто может быть недостаточно, чтобы обязать их прийти к определенному решению в данном конкретном случае. Вполне предсказуемо, что однажды высказанное это утверждение вызвало множество оживленных дебатов среди юристов и философов права, некоторые из которых продолжаются и по сей день (см. дальнейшие дебаты о неопределенности в теории права ).
- Во-вторых, существует идея, что любое «право – это политика». Это означает, что правовые решения являются формой политического решения, но не то, что невозможно отличить судебные и законодательные акты друг от друга. Скорее, CLS утверждает, что, хотя формы могут различаться, обе они основаны на построении и поддержании определенной формы социального пространства. Аргумент нацелен на позитивистскую идею о том, что право и политика могут быть полностью отделены друг от друга. Совсем недавно появилась более тонкая точка зрения. Это отвергает редуктивизм, утверждающий, что «всякое право является политикой», и вместо этого утверждает, что эти две дисциплины взаимно переплетены. Не существует «чистого» закона или политики, скорее, эти две формы работают вместе и постоянно перемещаются между двумя лингвистическими регистрами.
- Третье направление традиционной школы CLS заключается в том, что гораздо чаще, чем обычно подозревают, закон имеет тенденцию служить интересам богатых и влиятельных людей, защищая их от требований бедных и подчиненных (женщин, этнических меньшинств, трудящихся). класс, коренные народы, инвалиды, гомосексуалисты и т. д.) для большей справедливости. Это утверждение часто сочетается с аргументом юридического реалиста о том, что то, что говорит закон, и то, что он на самом деле имеет тенденцию делать, — это две разные вещи. Многие законы претендуют на защиту интересов бедных и малообеспеченных слоев населения. На самом деле они часто служат интересам властных элит. Однако это не обязательно так, утверждают ученые CLS. В идее права нет ничего такого, что могло бы превратить его в средство социальной несправедливости. Просто масштаб реформы, которую необходимо провести для реализации этой цели, значительно больше, чем готов признать основной юридический дискурс.
- Более того, CLS иногда утверждает, что юридические материалы по своей сути противоречивы, т.е. структура позитивного правового порядка основана на ряде бинарных оппозиций, таких как, например, оппозиция между индивидуализмом и альтруизмом или формальной реализуемостью (т.е. предпочтением строгих правил). ) и справедливая гибкость (т.е. предпочтение широким стандартам).
- Наконец, CLS ставит под сомнение центральные положения права, одним из которых является кантовское понятие автономной личности. [24] Закон часто рассматривает отдельных петиционеров как имеющих полную свободу действий по отношению к своим оппонентам. Они способны принимать решения, основываясь на разуме, независимом от политических, социальных или экономических ограничений. CLS считает, что люди привязаны к своим сообществам, социально-экономическому классу, полу, расе и другим условиям жизни, так что они перестают быть автономными субъектами в кантовском режиме. Скорее, их обстоятельства определяют и, следовательно, ограничивают предоставленный им выбор. Люди не «свободны»; вместо этого они во многом определяются окружающими их социальными и политическими структурами.
Однако все чаще традиционные темы вытесняются более широкими и радикальными критическими взглядами. Вмешательства в право интеллектуальной собственности , права человека , юриспруденцию , уголовное право , право собственности , международное право и т. д. оказались решающими для развития этих дискурсов. Точно так же CLS ввел новые рамки в правовое поле, такие как постмодернизм , квир-теория , литературные подходы к праву, психоанализ , право и эстетика и постколониализм .
Продолжающееся влияние
[ редактировать ]Критические юридические исследования продолжаются как разнообразная коллекция школ мысли и социальных движений. Сообщество CLS представляет собой чрезвычайно широкую группу с кластерами критических теоретиков в юридических школах и факультетах социально-правовых исследований, таких как Гарвардская школа права , Юридический центр Джорджтаунского университета , Северо-Восточный университет , Университет в Буффало , Юридический колледж Чикаго-Кент , Университет Биркбека. Лондонского университета , Университета Нового Южного Уэльса , Мельбурнского университета , Кентского университета , Карлтонского университета , Кильского университета , Университета Глазго , Университета Восточного Лондона и других.
В американской юридической академии ее влияние и известность, похоже, в последние годы ослабли. Однако популярность ответвлений CLS, включая критическую расовую теорию , продолжает расти. Сопутствующие школы мысли, такие как фем-крит, современная феминистская теория , экофеминизм и критическая расовая теория, теперь играют важную роль в современной юридической науке. Впечатляющий поток работ в стиле CLS также появился за последние два десятилетия в области международного и сравнительного права.
Кроме того, CLS оказал практическое влияние на юридическое образование, поскольку он послужил источником вдохновения и фокусом альтернативной учебной программы первого года обучения Юридического центра Джорджтаунского университета (называемой «Учебная программа B», известной в школе как «Секция 3»). В Великобритании и Кент, и Биркбек стремились внести критически важные юридические идеи в юридическую учебную программу, включая критическую правовую теорию, основанную на степени магистра права в юридической школе Биркбека. Различные исследовательские центры и учреждения предлагают преподаваемые и исследовательские курсы на базе CLS в различных областях права, включая права человека, юриспруденцию, конституционную теорию и уголовное правосудие.
В Новой Зеландии Университета Отаго в 2007 году на юридическом факультете университета был создан Центр правовых вопросов .
Law and Critique — один из немногих британских журналов, который специально отождествляет себя с критической теорией права. В Америке, «Критика и освобождение: Гарвардский журнал левых юридических» [25] — единственные журналы, которые продолжают открыто позиционировать себя как платформы для критических юридических исследований. Однако другие журналы, такие как «Право, культура и гуманитарные науки» , « Гарвардский обзор закона о гражданских правах и свободах» , «Обзор национальной гильдии юристов» , «Социальные и юридические исследования » и «Австралийский феминистский юридический журнал» , опубликовали откровенно критические юридические исследования.
Критика
[ редактировать ]Позиция критических юридических исследований «право - это политика» подвергалась критике за отказ от различия между политическим аргументом и юридическим аргументом. [26] Критические юридические исследования подверглись критике как нападки на верховенство закона и разделение властей . [27] Позиция тезиса неопределенности со стороны критических юридических исследований подверглась критике за то, что она не проводила различия между сильным и слабым тезисом неопределенности. [28] Некоторые утверждают, что сильный тезис о неопределенности неверен из-за существования простых юридических дел, когда некоторые результаты не могут быть юридически правильными. [28] Конституционализм утверждает, что власть правительства ограничена конституционным законом ». [29] в отличие от критических юридических исследований, которые оспаривают ограничения конституции. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Алан Хант, «Теория критических юридических исследований», Оксфордский журнал юридических исследований, Vol. 6, № 1 (1986): 1-45, особенно. 1, 5. См . [1] . DOI, 10.1093/ojls/6.1.1.
- ^ «Критическая правовая теория» , Юридическая школа Корнелла > Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ «Теория права: Движение критических юридических исследований» . Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, США (Программа Bridge) . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Терли, Джонатан. «Автостопом по CLS, Унгеру и Дип Сот». Обзор права Северо-Западного университета 81 (1987): 593-620, особенно. «Введение: Политика Роберто Унгера, работа по конструктивной социальной теории», стр. 593–595 [подтверждено] и 423. [ нужна проверка ] Цитата: «На самом базовом уровне движение CLS призывает общество рассмотреть некоторые основные вопросы о действительности его собственных институтов и пересмотреть некоторые прошлые «окончательные ответы», на которых основаны эти институты».
- ^ Перейти обратно: а б Дункан Кеннеди и Карл Э. Клэр, «Библиография критических юридических исследований», Yale Law Journal, Vol. 94 (1984): 461.
- ^ Унгер, Роберто Мангабейра. Страсть: Очерк личности. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1984, с. 47
- ^ Хатчинсон, Аллан С. и Патрик Дж. Монахан. 1984. «Права: Роберто Унгер и не только». Обзор законодательства Техаса 62: 1478
- ^ Варфоломей, Эми и Алан Хант. 1990. «Что не так с правами». Закон и неравенство: журнал теории и практики 9: 1.
- ^ Унгер, Роберто Мангабейра. Каким должен стать юридический анализ? Лондон; Нью-Йорк: Версо, 1996.
- ^ Унгер, Роберто Мангабейра, Движение критических юридических исследований . Нью-Йорк: Версо, 2015.
- ^ Уолдрон, Джереми. 1998. «Обзор: Маленький грязный секрет». Columbia Law Review 98 (2) (1 марта): 510–530.
- ^ Лейтер, Брайан, Американский правовой реализм. Юридический факультет Техасского университета, Исследовательская работа по публичному праву № 42. Доступно на сайте SSRN . ДОИ, 10.2139/ссрн.339562.
- ^ Перейти обратно: а б Унгер 2015, с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Джерард Дж. Кларк, «Разговор с Дунканом Кеннеди», Адвокат: Журнал юридического факультета Университета Саффолка, Vol. 24, № 2 (1994): 56-61. См . [2] .
- ^ Дузинас, Костас и Перрен, Колин. Критическая юридическая теория, Лондон: Routledge, 2011. См. [3] .
- ^ Унгер 2015, с. 5.
- ^ Унгер 2015, с. 8.
- ^ Унгер 2015, с. 6.
- ^ Унгер 2015, с. 7.
- ^ Унгер 2015, с. 11ф.
- ^ Унгер 2015, с. 14.
- ^ Унгер 2015, с. 15.
- ^ Рейнхольд Циппелиус, Экспериментальный метод в праве, Академия Майнца, 1991, ISBN 3-515-05901-6 ; Философия права, 6-е издание 2011 г., § 11 III, ISBN 978-3-406-61191-9
- ^ Шлаг, Пьер (1990). «Закуска - это я». Обзор закона Кардозо . 10 :1631.
- ^ «Несвязанный» . Несвязанный . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Прайс, Дэвид Эндрю. «Циничное признание прав: обзор критических юридических исследований». Кембриджский юридический журнал 48.2 (1989): 271–301.
- ^ Беллиотти, Раймонд А. «Верховенство закона и движение критических юридических исследований». UW Ontario L. Rev. 24 (1986): 67.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс Б., О кризисе неопределенности: критика критической догмы. Обзор права Чикагского университета, Vol. 54, № 462, 1987 г., Исследовательский доклад по публичному праву Иллинойса № 09-10.
- ^ Гордон, Скотт (1999). Контроль над государством: конституционализм от древних Афин до наших дней . Издательство Гарвардского университета. п. 4. ISBN 0-674-16987-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]![]() | этот « Дальнейшая литература раздел Возможно, » нуждается в очистке . ( сентябрь 2016 г. ) |
Дополнительная информация по теме заголовка представлена в обратном порядке дате публикации и в алфавитном порядке авторов в течение года:
- Эрик Хайнце , Концепция несправедливости, Абингдон, Великобритания: Routledge, 2013 г.
- Костас Дузинас и Колин Перрен. Критическая правовая теория, 4 тома, Лондон: Routledge, 2011.
- Эрик Энгл, Марксизм, либерализм и феминизм: левая правовая мысль , Нью-Дели: сериалы, 2010 г.
- Эрик Энгл, Lex Naturalis, Jus Naturalis: Закон как позитивное рассуждение и естественная рациональность , Мельбурн: Элиас Кларк, 2010 г.
- Дэвид В. Кеннеди и Уильям Фишер , ред. Канон американской юридической мысли, Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 2006 г.
- Костас Дузинас и Адам Гири, Критическая юриспруденция: политическая философия правосудия , Hart Publishing, 2005 г.
- Дункан Кеннеди , Юридическое образование и воспроизводство иерархии: полемика против системы: критическое издание , Нью-Йорк, Нью-Йорк: New York University Press, 2004 г.
- Ле Ру и Ван Марль, «Критические юридические исследования» в Рёдере (редактор), «Юриспруденция» , 2004 г. [ нужна полная цитата ]
- Джанет Э. Хэлли (редактор), Венди Браун (редактор), Левый легализм / Левая критика-П , Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2003 г.
- Ричард В. Бауман, Идеология и сообщество в первой волне критических юридических исследований , Торонто, Калифорния: University of Toronto Press, 2002 г.
- Джанет Э. Хэлли «Пересмотренная версия под названием «Аргументы о сходной расе»» в книге «Что осталось от теории?», Абингдон, Великобритания: Routledge, 2001.
- Э. Дана Неасу, CLS означает «Критические юридические исследования», если кто-нибудь помнит, 8 JL & Pol'y, см. CLS означает «Критические юридические исследования», если кто-нибудь помнит , 2000 г.
- Дункан Кеннеди , Критика судебного решения [fin de siecle], Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1997.
- Ричард В. Бауман, Критические юридические исследования: путеводитель по литературе , Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1996.
- Мэри Джо Фраг, Постмодернистский феминистский манифест (незаконченный проект), 105 Harvard L. Rev. 1045, 1992 [1]
- Дж. М. Балкин, «Идеология как ограничение: Эндрю Альтман, «Критические юридические исследования: либеральная критика» (1990)» [обзор книги], 43 Stan. Л. Преподобного 1133, 1991 г.
- Эндрю Альтман, Критические юридические исследования: либеральная критика , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1990.
- Дэвид Л. Грегори, «Руководство по критическим юридическим исследованиям, Марк Келман, 1987» [рецензия на книгу] Duke LJ 1138, 1987
- Марк Келман , Руководство по критическим юридическим исследованиям , Кембридж, Массачусетс: Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1987 г.
- Джоан К. Уильямс, Критические юридические исследования: смерть трансцендентности и рост новых Лэнгделлов, 62 NYUL Rev. 429, 1987 г.
- Фруг, Мэри Джо. «Перечитывание контрактов: феминистский анализ сборника примеров контрактов».
34. Американский университет, Л. Ред. 1065, 1985 г.
- Джон Финнис , «О движении критических юридических исследований» 30 Американский журнал юриспруденции , 1985 г.
- Роберто Мангабейра Унгер , Движение критических юридических исследований , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1983 г.
- Пьер Шлаг, «Критические юридические исследования», Оксфордская международная энциклопедия истории права. [ нужна полная цитата ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочник критических юристов
- Институт правовой информации: критические правовые исследования
- Критическое юридическое мышление
- Закон и критика
- Очерки Дункана Кеннеди о CLS
- Работы Роберто Унгера по праву и CLS
- Работы Дэвида Кеннеди о CLS и международном праве
- Марксизм, феминизм и либерализм: левая правовая мысль (2010). Исследует либеральные корни марксизма и влияние марксизма на юридическую мысль США.
- Lex Naturalis, Ius Naturalis: Закон как практическое рассуждение и естественная рациональность (2010). Разоблачение современной критической теории права.
- Работы Мартти Коскенниеми о CLS и международном праве
- ^ Фруг, Мэри Джо (март 1992 г.). «Постмодернистский феминистский манифест (незаконченный проект)». Гарвардский обзор права . 105 (5): 1045–1075. дои : 10.2307/1341520 . JSTOR 1341520 .