Якоб Бёме
Якоб Бёме | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 17 ноября 1624 г. | (49 лет)
Другие имена | Якоб Беме, Якоб Бемен (английское написание) |
Эра | Ранняя современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Христианский мистицизм |
Известные идеи | Бемовская теософия Мистическое существо божества как Ungrund («незаземленный», земля без основания) [ 1 ] |
Часть серии о |
Герметизм |
---|
Бёме ( / ˈbeɪmə eɪmə , ˈboʊ- b / ; Якоб [ 2 ] Немецкий: [ˈbøːmə] ; 24 апреля 1575 — 17 ноября 1624) — немецкий философ, христианский мистик и лютеранский протестантский богослов . Многие его современники, представители лютеранской традиции, считали его оригинальным мыслителем, и его первая книга, широко известная как «Аврора» , вызвала большой скандал. На современном английском языке его имя может писаться Якоб Беме (сохраняя старое немецкое написание); в Англии семнадцатого века его также писали Behmen , что приближало современное английское произношение немецкого Böhme .
Бёме оказал глубокое влияние на более поздние философские движения, такие как немецкий идеализм и немецкий романтизм . [ 3 ] Гегель описал Беме как «первого немецкого философа».
Биография
[ редактировать ]Бёме родился 24 апреля 1575 г. [ 4 ] [ 5 ] в Альт-Зайденберге (ныне Старый Завидов , Польша ), деревне недалеко от Гёрлица в Верхней Лужице , на территории Чешского королевства . Его отец, Джордж Виссен, был лютеранином, достаточно богатым, но тем не менее крестьянином. Бёме был четвертым из пяти детей. Первой работой Беме была работа пастушком. Его считали недостаточно сильным для земледелия. Когда ему было 14 лет, его отправили в Зайденберг учеником сапожника. [ 6 ] Его обучение сапожному делу было трудным; он жил в семье, которая не была христианином, что подвергло его воздействию противоречий того времени. Он регулярно молился и читал Библию, а также произведения таких провидцев, как Парацельс , Вейгель и Швенкфельд , хотя формального образования он не получил. [ 7 ] Проработав три года подмастерьем, Бёме отправился путешествовать. Хотя неизвестно, как далеко он зашел, он дошел, по крайней мере, до Гёрлица . [ 6 ] В 1592 году Бёме вернулся из подмастерья. К 1599 году Бёме уже был мастером своего дела и имел собственное помещение в Гёрлице. В том же году он женился на Катарине, дочери Ганса Кунцшмана, мясника из Гёрлица, и вместе у них с Катариной родилось четыре сына и две дочери. [ 7 ] [ 8 ]
Наставником Беме был Авраам Бехем, который переписывался с Валентином Вейгелем . Бёме присоединился к «Собору истинных служителей Божьих» — приходской учебной группе, организованной Мартином Мёллером . В юности Бёме пережил ряд мистических переживаний, кульминацией которых стало видение в 1600 году, когда однажды он сосредоточил свое внимание на изысканной красоте луча солнечного света, отраженного в оловянной тарелке. Он считал, что это видение открыло ему духовное устройство мира, а также отношения между Богом и человеком, добром и злом. Тогда он предпочел не говорить об этом опыте открыто, предпочитая вместо этого продолжать свою работу и воспитывать семью. [ нужна ссылка ]
В 1610 году Беме пережил еще одно внутреннее видение, в котором он еще больше понял единство космоса и то, что он получил особое призвание от Бога. [ нужна ссылка ]
Магазин в Гёрлице, проданный в 1613 году, позволил Беме купить дом в 1610 году и закончить оплату за него в 1618 году. Отказавшись от сапожного дела в 1613 году, Бёме на некоторое время торговал шерстяными перчатками, что заставило его регулярно навещать Прага , чтобы продать свой товар. [ 6 ]
Аврора и сочинения
[ редактировать ]В книге этого сапожника столько кощунств, сколько строк; пахнет сапожной смолой и грязной ваной. Пусть этот невыносимый смрад будет далеко от нас. Арианский яд был не так смертелен, как яд этого сапожника. |
— Грегориус Рихтер после публикации « Авроры» . [ 9 ] |
Через двенадцать лет после видения в 1600 году Бёме начал писать свою первую книгу « Morgenröte im Aufgang» («Рассвет дня на Востоке»). дал книге название « Аврора» Друг (иногда переводится на английский как «День-весна»). Первоначально Бёме написал книгу для себя, но она так и не была завершена. [ 10 ] Рукописная копия незаконченной работы была одолжена Карлу фон Эндеру, дворянину, который сделал копии и начал их распространять. Копия попала в руки Грегориуса Рихтера , главного пастора Гёрлица, который назвал ее еретической . [ почему? ] выступил против этого с кафедры и пригрозил Беме ссылкой, если тот продолжит над этим работать. Рихтер также написал брошюру, осуждающую Беме и его работу. [ 11 ]
В результате Бёме несколько лет ничего не писал; однако по настоянию друзей, читавших «Аврору» , он снова начал писать в 1618 году. В 1619 году Бёме написал De Tribus Principiis или «Три начала божественной сущности» . Ему потребовалось два года, чтобы закончить свою вторую книгу, за которой последовало множество других трактатов, все из которых были переписаны вручную и распространялись только среди друзей. [ 12 ] } В 1620 году Бёме написал «Тройную жизнь человека», «Ответы на сорок вопросов о душе», «Воплощение Иисуса Христа», «Шесть теософских пунктов», «Шесть мистических пунктов» , « Mysterium Pansophicum» и «Informatorium novissimorum» ( «О последних временах» ). В 1621 году Бёме написал «De Signatura Rerum» (частично опираясь на учение о подписях ). В 1623 году Бёме написал «Об избрании благодати», «О заветах Христа», «Mysterium Magnum», «Clavis» («Ключ»). В 1622 году Бёме написал несколько коротких произведений, которые впоследствии были включены в его первую опубликованную книгу в первый день Нового 1624 года под названием Weg zu Christo ( «Путь к Христу» ). [ 8 ]
Публикация вызвала новый скандал, и после жалоб духовенства Бёме был вызван в городской совет 26 марта 1624 года. В протоколе заседания говорилось:
Якоб Беме, сапожник и ярый энтузиаст, заявляет, что он написал свою книгу «К вечной жизни», но не распорядился напечатать ее. Это сделал дворянин Сигизмунд фон Швейниц. Совет предупредил его покинуть город; в противном случае курфюрст будет проинформирован о фактах. После этого он пообещал, что вскоре уйдет. [ 13 ]
Должен вам сказать-с, что вчера черт-фарисей был выпущен на волю, проклял меня и мою книжку и приговорил книгу к огню. Он обвинил меня в отвратительных пороках; с тем, что пренебрегал и Церковью, и Таинствами, и ежедневно упивался коньяком, вином и пивом; все это неправда; а сам он пьяный человек». |
- Якоб Бёме пишет о Грегориусе Рихтере 2 апреля 1624 года. [ 14 ] |
Бёме уехал в Дрезден 8 или 9 мая 1624 года, где пробыл у придворного врача два месяца. В Дрездене его приняли дворянство и высшее духовенство. Его интеллект был также признан профессорами Дрездена, которые на слушаниях в мае 1624 года призвали Беме вернуться домой к своей семье в Гёрлиц. [ 7 ] Во время отсутствия Беме его семья пострадала из-за Тридцатилетней войны . [ 7 ]
Вернувшись домой, Бёме принял приглашение остановиться у господина фон Швейница, у которого была загородная усадьба. Там Бёме начал писать свою последнюю книгу « 177 теософских вопросов» . Бёме неизлечимо заболел из-за проблем с кишечником, вынудивших его 7 ноября поехать домой. Грегориус Рихтер, противник Беме из Гёрлица, умер в августе 1624 года, когда Беме отсутствовал. Новое духовенство, все еще настороженно относившееся к Беме, заставило его ответить на длинный список вопросов, когда он хотел принять причастие. Он умер 17 ноября 1624 года. [ 15 ]
За этот короткий период Бёме написал огромное количество произведений, в том числе свои основные работы De Signatura Rerum ( «Подпись всех вещей ») и Mysterium Magnum . У него также появилось множество последователей по всей Европе, где его последователи были известны как беменисты .
Сын главного противника Беме, примарий Герлица Грегориус Рихтер, отредактировал сборник выдержек из его сочинений, которые впоследствии были полностью опубликованы в Амстердаме с помощью Кенраада ван Бёнингена в 1682 году. Полные произведения Беме были впервые напечатаны в 1730.
Теология
[ редактировать ]Главной темой творчества Беме была природа греха , зла и искупления . В соответствии с лютеранским богословием Бёме проповедовал, что человечество пало из состояния божественной благодати в состояние греха и страдания, что силы зла включают в себя падших ангелов, восставших против Бога , и что цель Бога состоит в том, чтобы вернуть мир к состоянию состояние благодати. [ нужна ссылка ]
Есть некоторые серьезные отклонения от общепринятой лютеранской теологии, например, его отказ от оправдания только верой , как в этом отрывке из «Пути ко Христу» :
Ибо тот, кто скажет: «У меня есть Воля», и я охотно буду творить Добро, но земная Плоть, которую я ношу с собой, удерживает меня, так что я не могу; и все же я буду спасен благодатью, за заслуги Христа. Я утешаю себя его заслугами и страданиями; который примет меня по простой благодати, без каких-либо моих собственных заслуг, и простит мне мои грехи . Такой человек, говорю я, подобен человеку, который знает, какая пища полезна для его здоровья, но не будет есть ее, а вместо нее ест яд, откуда непременно последуют болезнь и смерть. [ 16 ]
Еще одним местом, где Беме мог отступить от общепринятой теологии (хотя это было под вопросом из-за его несколько неясного, пророческого стиля), было его описание Грехопадения как необходимой стадии эволюции Вселенной . [ 17 ] Трудность его богословия заключается в том, что у него было мистическое видение , которое он переосмыслил и переформулировал. [ 17 ] По мнению Ф. фон Ингена, по Беме, чтобы достичь Бога , человек должен сначала пройти через ад . Бог существует вне времени и пространства , он возрождается в вечности . Бёме вновь утверждает, что троица действительно существует, но в новой интерпретации. Бог-Отец — огонь, рождающий сына, которого Беме называет светом. Святой Дух – это живой принцип, или божественная жизнь. [ 18 ]
Ясно, что Бёме никогда не утверждал, что Бог рассматривает зло как желательное, необходимое или как часть божественной воли, направленной на создание добра. В своей «Тройной жизни » Бёме утверждает: «[В] порядке природы зло не может произвести из себя добро, но одно зло порождает другое». Бёме не верил, что существует какой-либо «божественный мандат или метафизически присущая необходимость зла и его последствий в порядке вещей». [ 19 ] Доктор Джон Пордедж , комментатор Беме, писал, что Беме «всякий раз, когда он приписывает зло вечной природе, рассматривает ее в ее падшем состоянии, поскольку она заразилась падением Люцифера...». [ 19 ] Зло рассматривается как «беспорядок, бунт, извращение, направленное на то, чтобы сделать дух слугой природы». [ 20 ] то есть извращение первоначального Божественного порядка.
Соответствия Беме в Авроре семи качеств, планет и гуморально-стихийных ассоциаций:
- Сухой – Сатурн – меланхолия, власть смерти;
- Сладкий – Юпитер – сангвиник, нежный источник жизни;
- Горький – Марс – холерик, разрушительный источник жизни;
- Огонь – Солнце/Луна – ночь/день; зло/добро; грех/добродетель; Луна, позже = флегматик, водянистый;
- Любовь – Венера – жизнелюбие, духовное возрождение;
- Звук – Меркурий – острый дух, просветление, выражение;
- Корпус – Земля – совокупность сил, ожидающих возрождения.
В «De Tribus Principiis» или «О трёх началах божественного бытия» Бёме объединил семь принципов в Троицу:
- «Темный мир» Отца (Качества 1-2-3);
- «Светлый мир» Святого Духа (Качества 5-6-7);
- «Этот мир» Сатаны и Христа (Качество 4).
Космология
[ редактировать ]В одной из интерпретаций космологии Беме человечеству было необходимо вернуться к Богу, и чтобы все первоначальные единства подверглись дифференциации, желанию и конфликту — как в восстании сатаны , отделении Евы от Адама и приобретении ими знаний о добро и зло — для того, чтобы творение эволюционировало к новому состоянию искупленной гармонии, которое было бы более совершенным, чем первоначальное состояние невинности, позволяя Богу достичь нового самосознания путем взаимодействия с творением, которое было одновременно частью и частью отличный от Самого Себя. Свободная воля становится самым важным даром, который Бог дает человечеству, позволяя нам искать божественной благодати как осознанный выбор, сохраняя при этом возможность оставаться личностями. [ нужна ссылка ]
Мэрианские виды
[ редактировать ]Бёме считал, что Сын Божий стал человеком через Деву Марию . Перед рождением Христа Бог признал себя девой . Таким образом, эта дева является зеркалом Божьей мудрости и знания . [ 18 ] Бёме следует за Лютером в том, что он рассматривает Марию в контексте Христа. В отличие от Лютера, он обращает внимание не столько на догматические вопросы, сколько на человеческую сторону Марии. Как и все другие женщины, она была человеком и поэтому подвержена греху. Лишь после того, как Бог Своей благодатью избрал ее стать матерью своего сына, она унаследовала статус безгрешности. [ 18 ] Не Мария тронула Слово, Слово двинуло Марию , так Беме, объясняя, что вся ее благодать исходила от Христа. Мария «благословена среди женщин», но не из-за ее качеств, а из-за ее смирения . Мария — инструмент Божий; пример того, что может сделать Бог: Не будет забыто во веки веков, что Бог стал в ней человеком. [ 21 ]
Бёме, в отличие от Лютера, не верил, что Мария была Приснодевственницей . Ее девственность после рождения Иисуса нереальна для Беме. Истинное спасение – это Христос, а не Мария. Значение Марии, такого же человека, как и каждый из нас, состоит в том, что она родила Иисуса Христа как человека. Если бы Мария не была человеком, по мнению Беме, Христос был бы чужим, а не нашим братом. Христос должен возрастать в нас, как Он это делал в Марии. Она получила благословение, приняв Христа. В возрожденном христианине, как и в Марии, все временное исчезает и на всю вечность остается только небесная часть. Своеобразный богословский язык Беме, включающий огонь , свет и дух, который пронизывает его богословие и марианские взгляды, мало отвлекает от того факта, что его основные позиции — лютеранские. [ 21 ]
Влияния
[ редактировать ]Сочинения Беме демонстрируют влияние неоплатоников и алхимиков. [ а ] такие писатели, как Парацельс , оставаясь при этом твердо в рамках христианской традиции. Он, в свою очередь, оказал большое влияние на многие антиавторитарные и мистические движения, такие как радикальный пиетизм. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] (включая монастырь Ефраты [ 28 ] и Общество женщины в пустыне ), Религиозное общество друзей , филадельфийцы , гихтелианцы , Общество гармонии , зоаритские сепаратисты , розенкрейцерство , мартинизм и христианская теософия . Ученик и наставник Беме, лигницкий врач Бальтазар Вальтер , путешествовавший по Святой Земле в поисках магической, каббалистической и алхимической мудрости, также внес в мысль Беме каббалистические идеи. [ 29 ] Бёме также был важным источником немецкой романтической философии, оказав влияние на Шеллинга . особенно [ 30 ] В трактате Ричарда Бака » 1901 года «Космическое сознание особое внимание было уделено глубине духовного просветления Беме, которое, казалось, открыло Беме предельное неразличие или недвойственность между людьми и Богом. Работы Якоба Беме также оказали некоторое влияние на современное теософское движение Теософского общества. Блаватская и WQ Judge писали о философии Якоба Беме. [ 31 ] [ 32 ] Бёме также оказал большое влияние на идеи Франца Гартмана, основателя в 1886 году немецкого отделения Теософского общества. Гартманн охарактеризовал сочинения Беме как «самое ценное и полезное сокровище духовной литературы». [ 33 ]
Беменизм
[ редактировать ]Я пишу не в языческой манере, а в теософской.
— Якоб Беме [ 34 ]
Беменизм, также бегеменизм или беменизм — это англоязычное обозначение европейского христианского движения 17 века , основанного на учении немецкого мистика и теософа Якоба Беме (1575–1624). Беме Этот термин обычно не применялся последователями теософии к себе, а скорее использовался некоторыми противниками мысли Беме как полемический термин. Истоки этого термина восходят к немецкой литературе 1620-х годов, когда противники мысли Беме, такие как тюрингский антиномист Эсайас Штифель, лютеранский богослов Петер Видман и другие, осудили сочинения Беме и Бёмистена . Когда в 1640-х годах в Англии начали появляться его сочинения, фамилия Бёме была безвозвратно испорчена до формы «Бемен» или «Бехемен», откуда и развился термин «беменизм». [ б ] Последователь теософии Беме — «беменист».
Беменизм не описывает верования какой-либо одной формальной религиозной секты, а вместо этого представляет собой более общее описание интерпретации христианства Беме, когда оно используется в качестве источника религиозного вдохновения различными группами. Взгляды Беме оказали большое влияние на многие антиавторитарные и христианские мистические движения, такие как Религиозное общество друзей (квакеров), Филадельфийцы, [ 35 ] Гихтелианцы ) , Общество женщины в пустыне (возглавляемое Иоганном Кельпиусом , монастырь Ефраты, Общество гармонии, мартинизм и христианская теософия . Бёме также был важным источником немецкой романтической философии, оказав, в частности, влияние на Шеллинга и Франца фон Баадера . [ 30 ] В трактате Ричарда Бака » 1901 года «Космическое сознание особое внимание было уделено глубине духовного просветления Беме, которое, казалось, открыло Беме предельное неразличие или недвойственность между людьми и Богом . Бёме также оказал важное влияние на идеи английского поэта-романтика, художника и мистика Уильяма Блейка . Увидев издание Уильяма Лоу произведений Якоба Беме, опубликованное между 1764 и 1781 годами, в которое были включены некоторые иллюстрации немецкого экзегета Беме Дионисия Андреаса Фрехера (1649–1728), Уильям Блейк сказал во время званого обеда в 1825 г. « Микель Анджело не смог бы их превзойти». [ 36 ]
Несмотря на то, что термин «беменизм» основан на искаженной форме фамилии Беме, он сохранил определенную полезность в современной англоязычной историографии, где он до сих пор иногда используется, хотя часто для обозначения конкретно английских последователей теософии Беме . [ с ] Учитывая транснациональный характер влияния Беме, этот термин, по крайней мере, подразумевает многочисленные международные связи между беменистами. [ 37 ] В любом случае этот термин предпочтительнее более неуклюжих вариантов, таких как «бёмейанство» или «бёмизм», хотя они также могут встретиться.
Реакция
[ редактировать ]Помимо научной революции, 17 век был временем мистической революции в католицизме , протестантизме и иудаизме . Протестантская революция возникла благодаря Беме и некоторым средневековым мистикам. Бёме стал важным в интеллектуальных кругах протестантской Европы после публикации его книг в Англии, Голландии и Германии в 1640-х и 1650-х годах. [ 38 ] Бёме был особенно важен для милленариев , и его серьёзно воспринимали кембриджские платоники и голландские коллеги . Генри Мор критиковал Беме и утверждал, что он не был настоящим пророком и не обладал исключительным пониманием метафизических вопросов. В целом, хотя его сочинения не повлияли на политические или религиозные дебаты в Англии, его влияние можно увидеть в более эзотерических формах, таких как алхимические эксперименты, метафизические спекуляции и духовные созерцания, а также утопическая литература и развитие неологизмов. [ д ] Мор, например, отверг «Оперу Постума» как Спинозы возвращение к беменизму . [ 40 ]
Хотя Бёме был известен в Голландии, Англии, Франции, Дании и Америке в 17 веке, в 18 веке он стал менее влиятельным. Возрождение произошло в конце того же века с интересом со стороны немецких романтиков , которые считали Беме предшественником движения. Такие поэты, как Джон Мильтон , Людвиг Тик , Новалис , Уильям Блейк. [ 41 ] и У. Б. Йейтс [ 42 ] черпал вдохновение в произведениях Беме. Кольридж в своей «Biographia Literaria» отзывается о Беме с восхищением. О Бёме высоко отзывались немецкие философы Баадер , Шеллинг и Шопенгауэр . Гегель даже заявил, что Бёме был «первым немецким философом». [ 43 ] Датский епископ Ханс Лассен Мартенсен опубликовал книгу о Беме. [ 44 ]
Некоторые авторы обнаружили, что описание трех первоначальных Принципов и семи Духов, данное Беме, похоже на Закон Трех и Закон Семи, описанные в работах Бориса Муравьева и Георгия Гурджиева . [ 45 ] [ 46 ]
Работает
[ редактировать ]- Аврора: Восход зари ( неоконченный ) (1612)
- Три принципа божественной сущности , 1618–1619 гг.
- Тройная жизнь человека (1620)
- Ответы на сорок вопросов о душе (1620 г.)
- Трактат о воплощениях: (1620 г.)
- I. О воплощении Иисуса Христа
- II. О страданиях, смерти, смерти и воскресении Христа
- III. О Древе Веры
- Великие шесть пунктов (1620 г.)
- О земной и небесной тайне (1620)
- Из последних времен (1620)
- De Signatura Rerum ( Подпись всех вещей , 1621 г.)
- Четыре цвета лица (1621)
- Об истинном покаянии (1622)
- Об истинном смирении (1622)
- О возрождении (1622)
- О предопределении (1623)
- Краткий сборник покаяний (1623 г.)
- Великая тайна (1623)
- Таблица божественного проявления, или объяснение тройственного мира (1623 г.)
- Сверхчувственная жизнь (1624)
- О божественном созерцании или видении (незаконченное) (1624 г.)
- Из Заветов Христа (1624 г.)
- I. Крещение
- II. Ужин
- Просвещения (1624)
- 177 теософских вопросов с ответами на тринадцать из них (незаконченные) (1624 г.)
- Воплощение Mysterium Magnum (1624 г.)
- Страстная неделя, или Молитвенник (неоконченный) (1624 г.)
- Таблица трех принципов (1624 г.)
- О Страшном суде (утерян) (1624 г.)
- Ключ (1624)
- Шестьдесят два теософских послания (1618–1624 гг.)
Книги в печати
[ редактировать ]- Путь ко Христу (включая Истинное покаяние, Истинное смирение, Возрождение или новое рождение, Сверхчувственную жизнь, О рае и аде, Путь от тьмы к истинному просветлению) под редакцией Уильяма Лоу , Diggory Press ISBN 978-1-84685-791-1
- О воплощении Иисуса Христа , перевод с немецкого Джона Роллстона Эрла, Лондон, Constable and Company LTD, 1934.
Почитание
[ редактировать ]В 2022 году Якоб Беме был официально добавлен в литургический календарь Епископальной церкви вместе с Иоганном Арндтом с праздником 11 мая. [ 47 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Роман Кормака Маккарти 1985 года «Кровавый меридиан» включает три эпиграфа, второй из которых принадлежит Якобу Бёме: «Не следует думать, что жизнь тьмы погружена в страдания и потеряна, как будто в печали. Печали нет. Ибо печаль — это то, что поглощается смертью, а смерть и умирание — это сама жизнь тьмы». [ 48 ]
Фильм
[ редактировать ]Жизнь и наследие Якоба Беме . Документальный фильм режиссёра Лукаша Хвалко. Премьера: июнь 2016, Згожелец (Польша). [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]- Аугоэйдес – герметическое тело звездного огня.
- Христианский мистицизм - христианские мистические практики.
- Друзья Бога - средневековая мистическая группа.
- Джейн Лид - английский диссидент (1624–1704)
- София – олицетворение мудрости в философии и религии.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Калиан 2010 , с. 184: «В нескольких работах он без колебаний использовал алхимические принципы и символы, чтобы продемонстрировать богословские реальности. Заимствуя алхимическую терминологию для объяснения религиозных и мистических основ, Бёме предполагал, что алхимический язык — это не только метафора лабораторных исследований. Алхимия — это метафизическая наука. потому что он понял, что материя осквернена духом».
- ^ Ранний пример английского языка приведен в Андердоне, Джон. [ нужна полная цитата ] «Один удар по Вавилону, среди людей, называемых беменитами, чья основа ... на их собственной кардинальной концепции, зародившейся в их воображении на писаниях Якоба Бемена». Лондон: 1662.
- ^ См., например, Гиббонс 1996 .
- ↑ Все трактаты Беме и большинство его писем были переведены на английский язык (а также две брошюры, которые были переведены на валлийский парламентским евангелистом Морганом Ллуидом ) между 1645 и 1662 годами. [ 39 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Миллс 2002 , с. 16.
- ^ "Бёме" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Стаудт 2022 .
- ^ Хакуа 1984 .
- ^ Эдвардс 2004 .
- ^ Jump up to: а б с Дойссен 1910 , с. XXXVIII.
- ^ Jump up to: а б с д Облака 1908
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 г.
- ^ Мартенсен 1885 , стр. 13.
- ^ Рисунок 1910 года , стр. xli – xlii.
- ^ Магилл 2013 , с. 155.
- ^ Недели 1991 , с. 2.
- ^ Дойссен 1910 , с. xlviii.
- ^ Дойссен 1910 , стр. xlviii – xlix.
- ^ Деуссен 1910 , стр. xlix – l.
- ^ «Путь ко Христу» . Передайте Word Services.
- ^ Jump up to: а б Инген 1988 , с. 517.
- ^ Jump up to: а б с Инген 1988 , с. 518.
- ^ Jump up to: а б Музеи 1951 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Стаудт 1968 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Инген 1988 , с. 519.
- ^ Браун 1996 .
- ^ Дарнбо 2001 .
- ^ Прапорщик 1955 года .
- ^ Хирш 1951 .
- ^ Штеффлер 1965 .
- ^ Штеффлер 1973 .
- ^ Брамбо 1899 , с. 443.
- ^ Пенман 2008 .
- ^ Jump up to: а б Шопенгауэр 1903 , Глава II, 8
- ^ Фэвр 2000 , с. 28.
- ^ Судья 1985 .
- ^ Верслуис 2007 , с. 114.
- ^ Фэвр 2000 , с. 13.
- ^ Хутин 1953 .
- ^ Джолинг-ван дер Сар 2003 , с. 140.
- ^ Тьюн 1948 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Попкин 1998 , стр. 401–402.
- ^ Хессайон 2013 .
- ^ Попкин 1998 , с. 402.
- ^ Обри 1981 .
- ^ Книвел 1978 .
- ^ Недели 1991 , стр. 2–3.
- ^ Мартенсен 1885 .
- ^ Николеску 1998 , стр. 47.
- ^ Буржо, 2013 .
- ^ Епископальная церковь 2022 .
- ^ Мундик 2016 , с. 32 .
- ^ Мартин 2020 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Обри, Брайан (1981). Влияние Якоба Беме на творчество Уильяма Блейка . Даремские диссертации (Диссертация). Даремский университет . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Буржо, Синтия (2013). Святая Троица и Закон Трех: открытие радикальной истины, лежащей в основе христианства . Шамбала. ISBN 978-0-8348-2894-0 .
- Браун, Дейл В. (1996). Понимание пиетизма . Издательство «Евангел». ISBN 978-0916035648 .
- Брамбо, Мартин Гроув (1899). История немецких братьев-баптистов в Европе и Америке . Братское издательство. ISBN 9780404084257 .
- Калиан, Джордж-Флорен (2010). Alkimia Operativa и Alkimia Speculativa: некоторые современные споры по историографии алхимии . Ежегодник средневековых исследований в CEU.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 114.
- Дебелиус, Ф.В. (1908). «Бёме, Якоб» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. 2 (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 209–211.
- Дойссен, Поль (1910). "Введение". В Беме, Якоб (ред.). О трех принципах божественной сущности . Лондон: Джон М. Уоткинс.
- Дарнбо, Дональд Ф. (2001). «Безумное одеяло немецких религиозных групп Пенсильвании». История Пенсильвании: журнал среднеатлантических исследований . 68 (1): 8–30.
- Эдвардс, Тимоти (5 апреля 2004 г.). Якоб Бёме: Тевтонский философ . 24-й созыв колледжа Онтарио.
- Прапорщик, Чонси Дэвид (1955). Радикальный немецкий пиетизм (ок. 1675-ок. 1760) (Диссертация). Бостонский университет. hdl : 2144/8771 .
- Епископальная церковь (2022 г.). «Виртуальная папка Общего собрания: Резолюция A007: Разрешить малые праздники и посты в 2022 году» . www.vbinder.net . Проверено 22 июля 2022 г.
- Фавр, Антуан (2000). Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4435-Х . OCLC 41944660 .
- Гиббонс, Би Джей (1996). Гендер в мистической и оккультной мысли: беменизм и его развитие в Англии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хессайон, Ариэль (2013). «Сочинения Якоба Беме во время английской революции и после нее: их публикация, распространение и влияние» . В Хессайоне Ариэль; Апетрей, Сара (ред.). Введение в Якоба Беме: четыре века мысли и восприятия . Рутледж. стр. 77–97.
- Хирш, Эмануэль (1951). История современного протестантского богословия в связи с общими движениями европейской мысли (на немецком языке). Том II. Гутерсло: ок. Издательство Бертельсманн. стр. 209, 255, 256.
- Гутин, Серж (осень 1953 г.). «Беменисты и Филадельфийское общество». Ежеквартальный журнал Общества Якоба Беме . 1 (5): 5–11.
- Хакуа, Марк (1984). «Освещение Якоба Беме» (PDF) . Журнал ТАТ . 13 . Фонд ТАТ . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Джолинг-ван дер Сар, Герда Дж. (2003). Духовная сторона Сэмюэля Ричардсона: мистицизм, беменизм и милленаризм в английском писателе восемнадцатого века – через home.hccnet.nl.
- Судья Уильям К. (1985). «Якоб Бёме и Тайная Доктрина». Теософские статьи и заметки . Том. 1. Лос-Анджелес: Теософская компания. п. 271 и далее. ISBN 978-0938998297 .
- Книвел, Энн Калланан (1978). Сходство между Уильямом Батлером Йейтсом и Якобом Беме (PDF) (докторская диссертация). Оттава, Канада: Университет Оттавы . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Мэгилл, Фрэнк Н., изд. (2013). 17 и 18 века: Словарь мировой биографии . Том. 4. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1135924140 .
- Миллс, Джон (2002). Бездна бессознательного: предвосхищение психоанализа Гегелем . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Мартенсен, Ганс Лассен (1885). Якоб Беме: Его жизнь и учение, или Исследования по теософии . Перевод Т. Риса Эванса. Лондон: Ходдер и Стоутон.
- Мартин, Майкл (24 июня 2020 г.). «Жизнь и наследие Якоба Беме: Обзор» . Центр софиологических исследований . Проверено 21 сентября 2021 г.
- Мундик, Петра (2016). Кровавый и варварский Бог: Метафизика Кормака Маккарти . Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0826356710 .
- Musès, Шарль А. (1951). Иллюминация Якоба Бёме . Нью-Йорк: King's Crown Press.
- Николеску, Басараб (1998). «Философия природы Гурджиева» . В Нидлмане, Дж.; Бейкер, Г. (ред.). Гурджиев: Очерки и размышления о человеке и его учении . Издательство Блумсбери. стр. 37–69. ISBN 978-1-4411-1084-8 . Доступна исправленная версия: «Философия природы Гурджиева» (PDF) . 2003. с. 12 . Проверено 23 июля 2017 г.
- Пенман, Ли Т.И. (2008). «Второй христианин Розенкройц? Ученик Якоба Беме Бальтазар Вальтер (1558–1630) и Каббала: с библиографией печатных произведений Вальтера». В Альбеке, Т. (ред.). Институт сценариев donneriani Aboensis . Том. ХХ. Або, Финляндия: Институт Доннера. стр. 154–172.
- Попкин, Ричард (1998). «Религиозные основы философии семнадцатого века». В Гарбере, Дэниел; Айерс, Майкл (ред.). Кембриджская история философии семнадцатого века . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53720-9 .
- Шопенгауэр, Артур (1903). О четверичном корне закона достаточного основания . Перевод мадам. Карл Хиллебранд. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Штеффлер, Ф. Эрнест (1965). Расцвет евангелического пиетизма . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Штеффлер, Ф. Эрнест (1973). Немецкий пиетизм XVIII века . Лейден: Э. Дж. Брилл.
- Стаудт, Джон Джозеф (1968). Якоб Бёме: его жизнь и мысли . Нью-Йорк: Сибери Пресс.
- Стаудт, Джон Дж. (17 ноября 2022 г.). «Якоб Бёме: Немецкий мистик» . Британская энциклопедия . Проверено 13 декабря 2022 г.
- Тьюн, Нильс (1948). Бегеменисты и филадельфийцы: вклад в изучение английского мистицизма 17 и 18 веков . Уппсала: Альмквист и Викселс.
- Верслуис, Артур (2007). Магия и мистицизм: введение в западный эзотеризм . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0742558366 .
- Инген Ф. (1988). Якоб Бёме в «Мариенлексиконе» . Эос: Святой Оттилиен.
- Уикс, Эндрю (1991). Беме: интеллектуальная биография философа и мистика семнадцатого века . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0596-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Маргарет Льюис (1914). Милтон и Якоб Беме; исследование немецкого мистицизма в Англии семнадцатого века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Бердяев, Николай (февраль 1930 г.). «Очерки о Якобе Беме: Этюд I. Учение об Ungrund и свободе» . Журнал «Путь» (20): 47–79.
- Бердяев, Николай (апрель 1930 г.). «Очерки о Якобе Беме: Этюд II. Учение о Софии и андрогине. И. Беме и русское софиологическое течение» . Журнал «Путь» (21): 34–62.
- Карус, Пол (1900). «Современный гностик» . История Дьявола . стр. 151 и далее.
- Хартманн, Франц (1891). Жизнь и доктрины Якоба Беме, философа, наученного Богом: введение в изучение его работ - через UniversalTheosophy.com.
- Суэйнсон, Уильям Перкес (1921). Якоб Беме; тевтонский философ . Лондон: William Rider & Son, Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Якоба Беме в Project Gutenberg
- Работы Якоба Беме или о нем в Интернет-архиве
- Работы Якоба Беме в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Якоб Бёме Онлайн
- Переписка Якоба Беме в EMLO
- Ресурсы Джейкоба Беме
- Большой электронный текстовый архив Якоба Беме на английском языке.
- 1575 рождений
- 1624 смерти
- Алхимики 16 века
- Христианские мистики XVI века
- Немецкие протестантские богословы XVI века
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Лютеранские богословы XVI века
- Алхимики 17 века
- Христианские мистики 17 века
- Немецкие писатели-мужчины XVII века
- Немецкие протестантские богословы XVII века
- Лютеранские богословы 17 века
- Англиканские святые
- Христианские оккультисты
- Христианские философы
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие алхимики
- Немецкие эзотерики
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие поэты-мужчины
- Лютеранские пацифисты
- Лютеранские поэты
- Мартинизм
- Онтологи
- Жители Згожелецкого уезда
- Немецкие философы религии
- Протестантские мистики
- Протестантские взгляды на Марию