Boris Mouravieff
Boris Mouravieff | |
---|---|
Рожденный | Boris Petrovich Mouravieff 8 марта 1890 г. Кронштадт , Российская Империя. |
Умер | 2 сентября 1966 г. Женева , Швейцария | ( 76 лет
Известные работы |
|
Философская карьера | |
Альма-матер | Высший институт международных исследований и развития |
Основные интересы | Политическая и дипломатическая история , Эзотерическое христианство |
Борис Петрович Муравьев ( русский язык : Борис Муравьёв; 8 марта 1890 — 2 сентября 1966) — российский историк , философ , писатель и профессор университета. Он известен своим трехтомным трудом «Гнозис: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия» . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы: Россия
[ редактировать ]Борис Муравьев родился в Кронштадте, Российская империя, 8 марта 1890 года. Он был вторым из трех сыновей графа Петра Петровича Муравьева. Его отец был адмиралом и статс-секретарем Российского императорского флота . Среди его предков были генерал князь Николай Муравьев-Карский , Андрей Муравьев (автор А. Н. Муравьев), генерал граф Мишель Муравьев-Виленский и генерал граф Николай Муравьев-Амурский .
Офицер Императорской Российской военно-морской академии, Муравьев поднимался по служебной лестнице, в частности, с 1909 по 1912 год, когда он служил на борту русского крейсера «Аврора» . «Аврора» получила известность в 1917 году, дав сигнал к началу большевистской революции . Во время Первой мировой войны служил на Черноморском флоте . Получив звание лейтенанта-коммандера в 1916 году, он командовал флотилией быстрых торпедных катеров, разработчиком и промоутером которых он был.
В марте 1917 года в возрасте 27 лет он получил звание капитана фрегата, а затем был назначен главным личным секретарем Александра Керенского в первом временном правительстве, возглавляемом князем Георгием Львовым . После этого Керенский назначил его заместителем начальника штаба Черноморского флота, который, в свою очередь, стал главой российского правительства до своего свержения большевиками во время Октябрьской революции 1917 года. Вскоре после подписания Брест-Литовского мирного договора в В 1918 году он оставил армию, но остался в Крыму, чтобы посвятить себя бизнесу, археологической работе, а также эзотерическим и историческим исследованиям.
В конце 1920 года Муравьев уехал из России в Константинополь , а в 1922 году снова переехал в Болгарию до 1924 года.
С юности Муравьев интересовался эзотерической традицией Восточной Православной Церкви , чему способствовали указания, оставленные Андреем Муравьевым (А.Н. Муравьевым), его двоюродным дедушкой (умершим в 1874 году) и основателем скита Святого Андрея , одного из великих православных монастырей Афона . Последний предпринял исследования в Египте , Армении , Курдистане и даже Персии , чтобы найти следы этой традиции и рукописи первых веков нашей эры .
Изгнание
[ редактировать ]Находясь в Константинополе между 1920 и 1921 годами, Муравьев посетил публичные лекции П.Д. Успенского и познакомился с Гурджиевым , с которым он общался в последующие годы как в Фонтенбло , так и в Париже . Муравьев и Успенский стали близкими друзьями и много лет работали вместе либо в Париже, либо в Лондоне, особенно над рукописью книги « В поисках чудесного» . В последний раз они встретились в поместье Лайн Плейс. [ 2 ] недалеко от Лондона, в мае 1937 года. Муравьев подробно описал характер своих отношений как с Успенским, так и с Гурджиевым в статье, опубликованной в журнале Synthèses в 1957 году и озаглавленной «Успенский, Гурджиев и фрагменты неизвестного учения». [ 3 ]
Во Франции
[ редактировать ]Муравьев прибыл во Францию как беженец в 1924 году. Сначала он жил в Париже, затем переехал в Бордо . В 1935 году, находясь в Бордо, он познакомился с Ларисой Бассоф-Волковой, родившейся в 1901 году в Ташкенте , Узбекистан . Лариса была балериной и имела от первого брака ребенка Бориса Всеволода Волкова, родившегося в 1928 году в Нейи . Борис Муравьев женился на ней в 1936 году, и в том же году все трое переехали в Париж. Вплоть до 1941 года Муравьев работал инженером-консультантом в различных нефтяных компаниях, посвящая свободное время историческим исследованиям, а также эзотерической традиции восточного православия. С 1921 года Муравьев продолжал свои исследования политической и дипломатической истории России, и в частности Петра Великого , что привело к написанию ряда статей и книг. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] 11 июня 1940 года Борис Муравьев уехал из Парижа в Карри-ле-Руэ на юге Франции, куда переехала фирма, в которой он работал. Затем он переехал в Экс-ан-Прованс до июля 1943 года и, наконец, в Верхнюю Савойю , Невесель , над Эвианом . Отказавшись сотрудничать с немцами, он был арестован в начале 1944 года гестапо , интернирован в Аннемассе , затем выпущен под наблюдение. [ 8 ] [ 9 ]
Швейцария
[ редактировать ]Опасаясь дальнейшего ареста, бойцы сопротивления местной французской жандармерии организовали побег его и его семьи 9 марта 1944 года в Швейцарию . Принятые как беженцы, Борис и Лариса Муравьевы были размещены в лагере беженцев в Ранде , Вале . По окончании войны им разрешили поселиться в Женеве, и они остановились в учреждении под названием «Дом для интеллектуальных беженцев», ожидая получения квартиры в городе.
Финансовое положение Муравьева, 55-летнего беженца и вынужденного снова начинать свою жизнь с нуля, было шатким. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки и делая промышленные переводы. Тогда же его жена открыла «Школу классического танца Ларисы Муравьевой», которой руководила четверть века. Вначале Борис Муравьев участвовал, аккомпанируя урокам, на фортепиано. Еще в апреле 1945 года Муравьев подал заявление о зачислении в Высший институт международных исследований в Женеве. В 1951 году он окончил этот институт за работу: «Русско-турецкий союз в середине наполеоновских войн ».
Также в это время он начал формализовать свой интерес и знания в области эзотерической христианской традиции восточного православия. Первоначально он планировал изложить это учение в романе. Результаты этой работы можно увидеть в неоконченной рукописи: «Посвящение. Жизнь и мечты Бориса Куратова»). [ 10 ] [ 11 ]
Обучение
[ редактировать ]В апреле 1955 года Муравьев стал приват-доцентом , Женевского университета где до 1961 года читал два курса: один по истории России до 1917 года, а другой по эзотерической философии. Этот последний курс назывался: «Введение в эзотерическую философию согласно эзотерической традиции восточного православия». Этот курс регулярно собирал от десяти до тридцати студентов. Вступительное слово 1956 учебного года на тему «Проблема нового человека» было опубликовано в журнале «Синтез». За годы работы в Женевском университете Муравьев написал для журнала серию статей на схожие темы.
Курс, который Муравьев читал в Женевском университете, послужил основой для его трехтомного труда «Гнозис», первый том которого был опубликован в апреле 1961 года в парижском издании «La Colombe». Мастерство и ясность изложения были признаны, и Виктора-Эмиля Микелетесотерической в следующем году работа получила премию литературы.
В 1961 году Муравьев основал Центр эзотерических христианских исследований (CECE) в Женеве, который он возглавлял и руководил до своей смерти. Целью Муравьева при создании CECE было внести свой вклад в формирование «Нового человека», культурного и уравновешенного человека, зрелого как в своих эмоциональных, так и в интеллектуальных способностях. Он чувствовал эту необходимость особенно потому, что рассматривал годы вступления в XXI век как критический исторический период, «переходный период» между только что завершающимся историческим циклом и новым циклом, который несет в себе как обещания, так и возможности, но в то же время большую опасность. время.
После публикации первого тома «Гнозиса» Муравьев получил обширную корреспонденцию. Помимо того, что он отвечал людям, интересующимся «Гнозисом», он поощрял создание практических учебных групп. Они были начаты в Женеве, Париже, Лилле , Брюсселе , Каире и Конго , среди других. Для информирования групп и координации их работы CECE периодически публиковал для членов «Информационные бюллетени». В июле 1964 года он отправился в Грецию, чтобы посетить заинтересованных сторон, и после этой поездки был сделан перевод «Гнозиса» на греческий язык. Эти группы, сформированные под эгидой CECE, стремились углубить на практическом уровне доктрину, изложенную в Гнозисе.
В 1962 году Борис Муравьев ушел из Женевского университета, чтобы полностью посвятить себя деятельности CECE и написанию двух последних томов «Гнозиса». Том II вышел в 1962 году, том III — в 1965 году.
Последние годы жизни Муравьева были посвящены преподаванию. Он стремился прояснить, углубить и поощрить практическое применение учения. На общие вопросы были даны ответы в серии сочинений, озаглавленных «Сборник заметок по эзотерическому христианскому учению: Строматы», в подражание Клименту Александрийскому . С этими «Строматами», объединенными под общим названием «Искусство побеждать», Борис Муравьев приступил к реализации обширного и амбициозного проекта. Цель заключалась в том, чтобы дополнить учение, данное в «Гнозисе», практическими элементами, отвечающими на вопросы, которые возникают у студентов при изучении доктрины. Первая глава появилась в 1966 году. Две другие главы были опубликованы посмертно.
Смерть
[ редактировать ]Эта интенсивная деятельность отразилась на здоровье Муравьева. В марте 1965 года у него случился сердечный приступ, из-за которого ему пришлось пройти курс лечения в Каннах. В июне 1966 года его сразил приступ ревматоидного артрита, сопровождавшийся сильной болью, которая вынудила его оставаться в постели.
Борис Муравьев умер в Женеве от сердечного приступа 28 сентября 1966 года в 20.15 в возрасте 76 лет. Похоронен на кладбище Сен-Жорж в Женеве. [ 12 ]
CECE прекратила свою деятельность вскоре после смерти своего основателя.
Потомство
[ редактировать ]Вдова Муравьева Лариса опубликовала главы 2 и 3 первого «Стромата» в 1968 и 1970 годах и вела архивы центра до 1988 года, когда она эмигрировала, чтобы присоединиться к своему сыну Борису Всеволоду Волкову в Канаде . Перед отъездом она передала архивы Муравьева в Публичную университетскую библиотеку Женевы . Лариса Муравьева умерла в Монреале 26 сентября 1989 года, оставив сына единственным наследником прав. Когда последний умер в марте 2012 года, оставшиеся архивы были переданы Женевской библиотеке (BGE, отдел рукописей), где была создана коллекция Муравьева. Доступ к нему могут получить исследователи, которые запросят его.
Библиография
[ редактировать ]Политическая и дипломатическая история (на французском языке)
- Малоизвестная история России (распродано).
- Завещание Петра Великого, легенда и реальность , в Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей». Невшатель, 1949 год.
- Проблема сверхгосударственной власти , у Бэконьера, Сборник «Эволюция мира и идей». Невшатель, 1950 год.
- «Имеет ли история смысл?», «La Revue suisse d’Histoire», том IV, фас. 4, 1954.
- Русско-турецкий союз в разгар наполеоновских войн , в Бэконьере, Сборник * Эволюция мира и идей , Невшатель, 1954. (Diplôme des Hautes Études Internationales).
- «Собор Святой Софии Константинопольской», Ревю «Синтез», № 167, Брюссель, май 1960 г.
- Русская монархия , Пайо, Париж, 1962 год.
Эзотерическое христианство
- Гнозис, книга первая, экзотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
- Гнозис, книга вторая, мезотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
- Гнозис, книга третья, эзотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
- Сочинения об Успенском, Гурджиеве и христианской эзотерической традиции, 2008 г.
Писатели, ссылающиеся на Гносис и/или Бориса Муравьева
- Робин Эмис , «Муравьев и тайна источника», в: Gnosis , журнал, № 20, 1991.
- Робин Эмис, Другое христианство , Нью-Йорк, SUNY, Олбани, 1995.
- Робин Эмис, В поисках эзотерического христианства , Девон, Англия, Praxis Institute Press, 1997.
- Кристиан Буше , Гурджиев , колл. «Кто я?» » Пюизье, Éditions Pardès, 2001.
- Антуан Фавр , в: Воутер Ханеграаф , Словарь гнозиса и западного эзотеризма , Лейд, Э.Дж. Брилл, 2005, том. II.
- Джордж Харт, Христианство: догматическая вера и гностическое животворящее знание , Канада, Trafford Publishing, 2005.
- Паскаль Иде, Девять дверей души - Эннеаграмма , Монруж, Сарман - Éditions du Jubilé , 2007.
- Джеймс Мур, Гурджиев , Париж, Éditions du Seuil, 1999.
- Генри Норманд, Универсальные символы и живые традиции, Великие пути посвящения , Париж, Editions Geuthner, 1997.
- Уильям Патрик Паттерсон , Взятие левой рукой, Увлечение эннеаграммой, Люди закладки и «феномен Муравьева» , Фэрфакс, Калифорния, Издательство Arete Communications, 1998.
- Ричард Смоли , Сознательная любовь: идеи мистического христианства , Сан-Франциско, Джосси-Басс, 2008.
- Ричард Смоли, Внутреннее христианство: Путеводитель по эзотерической традиции , Бостон, Шамбала, 2002.
- Николя Терещенко , Гурджиев и четвертый путь , Париж, Ги Треданиэль Эдитёр, 1991.
- «Путь Рене Домаля , от Гран-Же до Мон-Аналог», Hermès , Брюссель, № 5, 1964–1967.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смоли, Ричард, Внутреннее христианство: Путеводитель по эзотерической традиции . Бостон: Шамбала, 2002, стр.41.
- ^ «Лайн Плейс – Дом и история – Успенский сегодня» .
- ^ Муравьев, Борис (1997). Эмис, Робин (редактор) Успенский, Гурджиев и фрагменты неизвестного учения, ISBN 1-872-292-224
- ^ Муравьев, Борис. Завещание Петра Великого, Легенда и реальность, Коллекция Ла Бэконьера «Эволюция мира и идей. Невшатель, 1949 г.
- ^ Проблема сверхэтатической власти, Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей. Невшатель, 1950».
- ^ Mouravieff, Boris. History has a Sense? Swiss Revue d'Histoire, Zuricht, IV, fasc. 4, 1954
- ^ Муравьев, Борис. Русский союз в разгар наполеоновских войн, Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей», Невшатель, 1954 г.
- ^ "Дом" . ассоциация-boris- mouravieff.com.
- ^ Mouravieff, Larissa. Boris Mouravieff Biography, Geneva University Archive
- ^ "Дом" . ассоциация-boris- mouravieff.com.
- ^ Mouravieff, Larissa. Boris Mouravieff Biography, Geneva University Archive
- ↑ По адресу № 2071, район 3, кладбища Сен-Жорж, Плато Сен-Жорж — авеню дю Симетьер, 1, 1213 Пти-Ланси (Женева).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1890 рождений
- 1966 смертей
- Русские философы ХХ века.
- Российские историки ХХ века
- Историки Российской Империи.
- российские историки религии
- Ученые-религиоведы
- Западные ученые-эзотерики
- Эзотерическое христианство
- русские духовные писатели
- Русские христиане
- Христианские писатели
- Выпускники Высшего института международных исследований и развития