Jump to content

Boris Mouravieff

Boris Mouravieff
Рожденный Boris Petrovich Mouravieff
( 1890-03-08 ) 8 марта 1890 г.
Кронштадт , Российская Империя.
Умер 2 сентября 1966 г. ) ( 1966-09-02 ) ( 76 лет
Женева , Швейцария
Известные работы
  • Гнозис: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия

Философская карьера
Альма-матер Высший институт международных исследований и развития
Основные интересы
Политическая и дипломатическая история , Эзотерическое христианство

Борис Петрович Муравьев ( русский язык : Борис Муравьёв; 8 марта 1890 — 2 сентября 1966) — российский историк , философ , писатель и профессор университета. Он известен своим трехтомным трудом «Гнозис: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия» . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы: Россия

[ редактировать ]

Борис Муравьев родился в Кронштадте, Российская империя, 8 марта 1890 года. Он был вторым из трех сыновей графа Петра Петровича Муравьева. Его отец был адмиралом и статс-секретарем Российского императорского флота . Среди его предков были генерал князь Николай Муравьев-Карский , Андрей Муравьев (автор А. Н. Муравьев), генерал граф Мишель Муравьев-Виленский и генерал граф Николай Муравьев-Амурский .

Офицер Императорской Российской военно-морской академии, Муравьев поднимался по служебной лестнице, в частности, с 1909 по 1912 год, когда он служил на борту русского крейсера «Аврора» . «Аврора» получила известность в 1917 году, дав сигнал к началу большевистской революции . Во время Первой мировой войны служил на Черноморском флоте . Получив звание лейтенанта-коммандера в 1916 году, он командовал флотилией быстрых торпедных катеров, разработчиком и промоутером которых он был.

В марте 1917 года в возрасте 27 лет он получил звание капитана фрегата, а затем был назначен главным личным секретарем Александра Керенского в первом временном правительстве, возглавляемом князем Георгием Львовым . После этого Керенский назначил его заместителем начальника штаба Черноморского флота, который, в свою очередь, стал главой российского правительства до своего свержения большевиками во время Октябрьской революции 1917 года. Вскоре после подписания Брест-Литовского мирного договора в В 1918 году он оставил армию, но остался в Крыму, чтобы посвятить себя бизнесу, археологической работе, а также эзотерическим и историческим исследованиям.

В конце 1920 года Муравьев уехал из России в Константинополь , а в 1922 году снова переехал в Болгарию до 1924 года.

С юности Муравьев интересовался эзотерической традицией Восточной Православной Церкви , чему способствовали указания, оставленные Андреем Муравьевым (А.Н. Муравьевым), его двоюродным дедушкой (умершим в 1874 году) и основателем скита Святого Андрея , одного из великих православных монастырей Афона . Последний предпринял исследования в Египте , Армении , Курдистане и даже Персии , чтобы найти следы этой традиции и рукописи первых веков нашей эры .

Изгнание

[ редактировать ]

Находясь в Константинополе между 1920 и 1921 годами, Муравьев посетил публичные лекции П.Д. Успенского и познакомился с Гурджиевым , с которым он общался в последующие годы как в Фонтенбло , так и в Париже . Муравьев и Успенский стали близкими друзьями и много лет работали вместе либо в Париже, либо в Лондоне, особенно над рукописью книги « В поисках чудесного» . В последний раз они встретились в поместье Лайн Плейс. [ 2 ] недалеко от Лондона, в мае 1937 года. Муравьев подробно описал характер своих отношений как с Успенским, так и с Гурджиевым в статье, опубликованной в журнале Synthèses в 1957 году и озаглавленной «Успенский, Гурджиев и фрагменты неизвестного учения». [ 3 ]

Во Франции

[ редактировать ]

Муравьев прибыл во Францию ​​как беженец в 1924 году. Сначала он жил в Париже, затем переехал в Бордо . В 1935 году, находясь в Бордо, он познакомился с Ларисой Бассоф-Волковой, родившейся в 1901 году в Ташкенте , Узбекистан . Лариса была балериной и имела от первого брака ребенка Бориса Всеволода Волкова, родившегося в 1928 году в Нейи . Борис Муравьев женился на ней в 1936 году, и в том же году все трое переехали в Париж. Вплоть до 1941 года Муравьев работал инженером-консультантом в различных нефтяных компаниях, посвящая свободное время историческим исследованиям, а также эзотерической традиции восточного православия. С 1921 года Муравьев продолжал свои исследования политической и дипломатической истории России, и в частности Петра Великого , что привело к написанию ряда статей и книг. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] 11 июня 1940 года Борис Муравьев уехал из Парижа в Карри-ле-Руэ на юге Франции, куда переехала фирма, в которой он работал. Затем он переехал в Экс-ан-Прованс до июля 1943 года и, наконец, в Верхнюю Савойю , Невесель , над Эвианом . Отказавшись сотрудничать с немцами, он был арестован в начале 1944 года гестапо , интернирован в Аннемассе , затем выпущен под наблюдение. [ 8 ] [ 9 ]

Швейцария

[ редактировать ]

Опасаясь дальнейшего ареста, бойцы сопротивления местной французской жандармерии организовали побег его и его семьи 9 марта 1944 года в Швейцарию . Принятые как беженцы, Борис и Лариса Муравьевы были размещены в лагере беженцев в Ранде , Вале . По окончании войны им разрешили поселиться в Женеве, и они остановились в учреждении под названием «Дом для интеллектуальных беженцев», ожидая получения квартиры в городе.

Финансовое положение Муравьева, 55-летнего беженца и вынужденного снова начинать свою жизнь с нуля, было шатким. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки и делая промышленные переводы. Тогда же его жена открыла «Школу классического танца Ларисы Муравьевой», которой руководила четверть века. Вначале Борис Муравьев участвовал, аккомпанируя урокам, на фортепиано. Еще в апреле 1945 года Муравьев подал заявление о зачислении в Высший институт международных исследований в Женеве. В 1951 году он окончил этот институт за работу: «Русско-турецкий союз в середине наполеоновских войн ».

Также в это время он начал формализовать свой интерес и знания в области эзотерической христианской традиции восточного православия. Первоначально он планировал изложить это учение в романе. Результаты этой работы можно увидеть в неоконченной рукописи: «Посвящение. Жизнь и мечты Бориса Куратова»). [ 10 ] [ 11 ]

Обучение

[ редактировать ]

В апреле 1955 года Муравьев стал приват-доцентом , Женевского университета где до 1961 года читал два курса: один по истории России до 1917 года, а другой по эзотерической философии. Этот последний курс назывался: «Введение в эзотерическую философию согласно эзотерической традиции восточного православия». Этот курс регулярно собирал от десяти до тридцати студентов. Вступительное слово 1956 учебного года на тему «Проблема нового человека» было опубликовано в журнале «Синтез». За годы работы в Женевском университете Муравьев написал для журнала серию статей на схожие темы.

Курс, который Муравьев читал в Женевском университете, послужил основой для его трехтомного труда «Гнозис», первый том которого был опубликован в апреле 1961 года в парижском издании «La Colombe». Мастерство и ясность изложения были признаны, и Виктора-Эмиля Микелетесотерической в следующем году работа получила премию литературы.

В 1961 году Муравьев основал Центр эзотерических христианских исследований (CECE) в Женеве, который он возглавлял и руководил до своей смерти. Целью Муравьева при создании CECE было внести свой вклад в формирование «Нового человека», культурного и уравновешенного человека, зрелого как в своих эмоциональных, так и в интеллектуальных способностях. Он чувствовал эту необходимость особенно потому, что рассматривал годы вступления в XXI век как критический исторический период, «переходный период» между только что завершающимся историческим циклом и новым циклом, который несет в себе как обещания, так и возможности, но в то же время большую опасность. время.

После публикации первого тома «Гнозиса» Муравьев получил обширную корреспонденцию. Помимо того, что он отвечал людям, интересующимся «Гнозисом», он поощрял создание практических учебных групп. Они были начаты в Женеве, Париже, Лилле , Брюсселе , Каире и Конго , среди других. Для информирования групп и координации их работы CECE периодически публиковал для членов «Информационные бюллетени». В июле 1964 года он отправился в Грецию, чтобы посетить заинтересованных сторон, и после этой поездки был сделан перевод «Гнозиса» на греческий язык. Эти группы, сформированные под эгидой CECE, стремились углубить на практическом уровне доктрину, изложенную в Гнозисе.

В 1962 году Борис Муравьев ушел из Женевского университета, чтобы полностью посвятить себя деятельности CECE и написанию двух последних томов «Гнозиса». Том II вышел в 1962 году, том III — в 1965 году.

Последние годы жизни Муравьева были посвящены преподаванию. Он стремился прояснить, углубить и поощрить практическое применение учения. На общие вопросы были даны ответы в серии сочинений, озаглавленных «Сборник заметок по эзотерическому христианскому учению: Строматы», в подражание Клименту Александрийскому . С этими «Строматами», объединенными под общим названием «Искусство побеждать», Борис Муравьев приступил к реализации обширного и амбициозного проекта. Цель заключалась в том, чтобы дополнить учение, данное в «Гнозисе», практическими элементами, отвечающими на вопросы, которые возникают у студентов при изучении доктрины. Первая глава появилась в 1966 году. Две другие главы были опубликованы посмертно.

Эта интенсивная деятельность отразилась на здоровье Муравьева. В марте 1965 года у него случился сердечный приступ, из-за которого ему пришлось пройти курс лечения в Каннах. В июне 1966 года его сразил приступ ревматоидного артрита, сопровождавшийся сильной болью, которая вынудила его оставаться в постели.

Борис Муравьев умер в Женеве от сердечного приступа 28 сентября 1966 года в 20.15 в возрасте 76 лет. Похоронен на кладбище Сен-Жорж в Женеве. [ 12 ]

CECE прекратила свою деятельность вскоре после смерти своего основателя.

Потомство

[ редактировать ]

Вдова Муравьева Лариса опубликовала главы 2 и 3 первого «Стромата» в 1968 и 1970 годах и вела архивы центра до 1988 года, когда она эмигрировала, чтобы присоединиться к своему сыну Борису Всеволоду Волкову в Канаде . Перед отъездом она передала архивы Муравьева в Публичную университетскую библиотеку Женевы . Лариса Муравьева умерла в Монреале 26 сентября 1989 года, оставив сына единственным наследником прав. Когда последний умер в марте 2012 года, оставшиеся архивы были переданы Женевской библиотеке (BGE, отдел рукописей), где была создана коллекция Муравьева. Доступ к нему могут получить исследователи, которые запросят его.

Библиография

[ редактировать ]

Политическая и дипломатическая история (на французском языке)

  • Малоизвестная история России (распродано).
  • Завещание Петра Великого, легенда и реальность , в Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей». Невшатель, 1949 год.
  • Проблема сверхгосударственной власти , у Бэконьера, Сборник «Эволюция мира и идей». Невшатель, 1950 год.
  • «Имеет ли история смысл?», «La Revue suisse d’Histoire», том IV, фас. 4, 1954.
  • Русско-турецкий союз в разгар наполеоновских войн , в Бэконьере, Сборник * Эволюция мира и идей , Невшатель, 1954. (Diplôme des Hautes Études Internationales).
  • «Собор Святой Софии Константинопольской», Ревю «Синтез», № 167, Брюссель, май 1960 г.
  • Русская монархия , Пайо, Париж, 1962 год.

Эзотерическое христианство

  • Гнозис, книга первая, экзотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
  • Гнозис, книга вторая, мезотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
  • Гнозис, книга третья, эзотерический цикл: исследование и комментарии к эзотерической традиции восточного православия
  • Сочинения об Успенском, Гурджиеве и христианской эзотерической традиции, 2008 г.

Писатели, ссылающиеся на Гносис и/или Бориса Муравьева

  • Робин Эмис , «Муравьев и тайна источника», в: Gnosis , журнал, № 20, 1991.
  • Робин Эмис, Другое христианство , Нью-Йорк, SUNY, Олбани, 1995.
  • Робин Эмис, В поисках эзотерического христианства , Девон, Англия, Praxis Institute Press, 1997.
  • Кристиан Буше , Гурджиев , колл. «Кто я?» » Пюизье, Éditions Pardès, 2001.
  • Антуан Фавр , в: Воутер Ханеграаф , Словарь гнозиса и западного эзотеризма , Лейд, Э.Дж. Брилл, 2005, том. II.
  • Джордж Харт, Христианство: догматическая вера и гностическое животворящее знание , Канада, Trafford Publishing, 2005.
  • Паскаль Иде, Девять дверей души - Эннеаграмма , Монруж, Сарман - Éditions du Jubilé , 2007.
  • Джеймс Мур, Гурджиев , Париж, Éditions du Seuil, 1999.
  • Генри Норманд, Универсальные символы и живые традиции, Великие пути посвящения , Париж, Editions Geuthner, 1997.
  • Уильям Патрик Паттерсон , Взятие левой рукой, Увлечение эннеаграммой, Люди закладки и «феномен Муравьева» , Фэрфакс, Калифорния, Издательство Arete Communications, 1998.
  • Ричард Смоли , Сознательная любовь: идеи мистического христианства , Сан-Франциско, Джосси-Басс, 2008.
  • Ричард Смоли, Внутреннее христианство: Путеводитель по эзотерической традиции , Бостон, Шамбала, 2002.
  • Николя Терещенко , Гурджиев и четвертый путь , Париж, Ги Треданиэль Эдитёр, 1991.
  • «Путь Рене Домаля , от Гран-Же до Мон-Аналог», Hermès , Брюссель, № 5, 1964–1967.
  1. ^ Смоли, Ричард, Внутреннее христианство: Путеводитель по эзотерической традиции . Бостон: Шамбала, 2002, стр.41.
  2. ^ «Лайн Плейс – Дом и история – Успенский сегодня» .
  3. ^ Муравьев, Борис (1997). Эмис, Робин (редактор) Успенский, Гурджиев и фрагменты неизвестного учения, ISBN   1-872-292-224
  4. ^ Муравьев, Борис. Завещание Петра Великого, Легенда и реальность, Коллекция Ла Бэконьера «Эволюция мира и идей. Невшатель, 1949 г.
  5. ^ Проблема сверхэтатической власти, Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей. Невшатель, 1950».
  6. ^ Mouravieff, Boris. History has a Sense? Swiss Revue d'Histoire, Zuricht, IV, fasc. 4, 1954
  7. ^ Муравьев, Борис. Русский союз в разгар наполеоновских войн, Ла Бэконьер, Сборник «Эволюция мира и идей», Невшатель, 1954 г.
  8. ^ "Дом" . ассоциация-boris- mouravieff.com.
  9. ^ Mouravieff, Larissa. Boris Mouravieff Biography, Geneva University Archive
  10. ^ "Дом" . ассоциация-boris- mouravieff.com.
  11. ^ Mouravieff, Larissa. Boris Mouravieff Biography, Geneva University Archive
  12. По адресу № 2071, район 3, кладбища Сен-Жорж, Плато Сен-Жорж — авеню дю Симетьер, 1, 1213 Пти-Ланси (Женева).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fb68fac73b0f49d7c2602d62b52a6d6__1712645040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/d6/6fb68fac73b0f49d7c2602d62b52a6d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boris Mouravieff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)