Духа люди
туха улус | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 500 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Духан , Монгольский | |
Религия | |
Тенгрианство | |
Родственные этнические группы | |
Тувинцы , тофалары , сойоты , ряд других тюркских народов, монголы |
Духа , , Духаны или Духалар ( монгольские : Цаатан, Цаатан ) — небольшая тюркская община полукочевых оленеводов живущая на вершине Ховсгула в Монголии, называемой Цагааннуур . Духа делятся на две группы: выходцы из северо-восточной Тувы и выходцы из юго-восточной Тувы. [ 2 ] Это единственная оленеводческая культура в Монголии, и они считаются одними из первых одомашненных животных. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Цаатан, чье имя на монгольском языке означает «те, у кого есть олени», изначально были тувинскими оленеводами. [ 6 ]
Язык
[ редактировать ]Духанский язык ( SIL International отвергла код dkh [ 7 ] ) — находящийся под угрозой исчезновения тюркский вариант, на котором говорят около пятисот человек в уезде Цагаан-Нуур Ховсгулского района на севере Монголии. Духан относится к таежной подгруппе саянских тюрков ( тувинцев , тофа ). [ 1 ]
Сегодня многие духа свободно владеют как духанским, так и монгольским языком. Многие молодые люди получили образование в Монголии и в результате хорошо владеют монгольским языком. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
2000 | 303 | — |
2010 | 282 | −6.9% |
2020 | 208 | −26.2% |
Источник: Национальное статистическое управление Монголии. |
Тувинцы происходят от рода казылганцев, жившего на территории современной Тувы с VII по III век до нашей эры. Затем во 2 веке до нашей эры их заменили скотоводческие племена гуннов, которые продолжали заселять регион до 1 века нашей эры. Считается, что эти племена говорили на кеттском и самодийском языках. [ 8 ]
С 551 по 744 год нашей эры тюркские племена, возникшие в результате турецкого правления, начали смешиваться с местными жителями. Кроме того, в VII веке народ дубо поселился в районе Восточных Саян. После этого уйгуры захватили Турецкую империю и стали предками четырех современных этнических групп Тувина, одной из которых является народ духа. [ 8 ]
Родом из-за границы на территории нынешней Российской Республики Тыва , духа поселились в северной Монголии. Тува стала независимой в 1921 году, когда Монголия получила независимость от Китая. Оленеводы могли свободно пересекать границу Тувы и Монголии до 1944 года, когда Тува была присоединена к Советскому Союзу и граница была закрыта. [ 9 ] Многие духа, поселившиеся в Монголии из-за страха перед советской коллективизацией оленей, нехватки продовольствия во время Второй мировой войны и межплеменных отношений, в результате были разлучены со своими семьями в Туве. Под советским влиянием монгольского социализма образ жизни духана значительно пострадал, особенно оленеводство после того, как оно стало коллективным и стало государственным. Тувинский язык также стал заменяться монгольским. В 1956 году правительство наконец предоставило духам монгольское гражданство и переселило их на озеро Цагаан-Нуур на реке Шишигт . [ 10 ] Экономическая революция 1990-х годов, ознаменовавшая переход от социализма к приватизации, привела к тому, что многие духа вернулись к оленеводству после многих лет работы в городах. Отсутствие государственного субсидирования животноводства привело к трудностям в содержании стад, но появление туризма в середине 1990-х годов начало оказывать оленеводам финансовую поддержку. [ 9 ]
Духха начали выделяться как оленеводы примерно в 1935 году, когда монгольское слово «цаатан» впервые появилось в газете «Юнен» и начало заменять такие термины, как сойот урианхай , тайгын иргед (английский: «граждане тайги») и оин иргед (англ. Английский: «граждане леса»), однако, выбранное для себя имя Духа остается неопределенным. [ 4 ]
Культура
[ редактировать ]Духха — одна из немногих сохранившихся групп кочевых (или полукочевых) [ 3 ] ) оленеводов в мире. По состоянию на 2000 год в Цагаанууре остаются 30-32 хозяйства (около 180 человек) со своими оленями. Кочевое и оседлое население духа насчитывает около 500 человек. [ 11 ]
Клановые отношения
[ редактировать ]Люди духа часто вступают в брак с представителями других этнических групп региона, такими как баргаш, соян или орат . Эти кланы называются дзёно , внутри каждого из которых есть подкланы. Межклановые отношения строятся исключительно с целью экзогамии. [ 2 ]
Сам клан Духа состоит из жилых групп, в которых семьи живут рядом друг с другом в палатках. Это могут быть родители, дети, расширенные члены семьи и друзья. Жилая группа, состоящая из многих семей, называется олал-лал на тувинском языке . У каждого есть представительный член, по которому упоминается группа. [ 2 ]
Использование и управление оленями
[ редактировать ]

Духа Чувство общности построено вокруг оленей. Олени и Духха зависят друг от друга. Некоторые духа говорят, что если исчезнут олени, исчезнет и их культура. Олени приручены и принадлежат домашнему хозяйству. Во многом к ним относятся как к членам семьи и проявляют уважение. Обязанности и деятельность общины сосредоточены на уходе и кормлении оленей. [ 12 ] Сообщества духа в тайге обычно представляют собой группы палаток из двух-семи домохозяйств, которые перемещают лагерь, чтобы найти оптимальные пастбища для оленей. по пастушеству В лагере распределяются задачи : дети с раннего возраста учатся ухаживать за оленями и обеспечивать их безопасность. Девочки и молодые женщины доят и заваривают йогурт, сыр и чай с молоком. Молодые мужчины, женщины и пожилые люди помогают пасти скот. Некоторые мужчины остаются с оленями в зимние месяцы, живя на открытом воздухе со своими стадами, чтобы защитить их от волков и других хищников. Мужчины также изготавливают и ремонтируют свои охотничьи инструменты, седла и повозки для оленей. Поскольку они редко убивают оленей, они дополняют свой рацион продуктами оленьего молока, охотясь на диких животных в лесу. [ 13 ]
Духха выращивают оленей в первую очередь ради молока. Оленье молоко, оленьий йогурт и оленьий сыр являются основными продуктами диеты Духха. Олени также обеспечивают транспорт. Поскольку тайга обычно холмистая и покрыта лесом, оленей используют не для буксировки саней, а для верховой езды и в качестве вьючных животных. Духу берут для ежедневного выпаса скота, охоты, сбора дров, сезонных миграций, посещения родственников и друзей, а также поездок на суму за покупками и торговлей. [ 6 ] используется тонкая палка длиной 1,5 м, находящаяся в правой руке В качестве кнута . Всадник садится на пень и прыгает на оленя с левой стороны с палкой в левой руке, затем передает палку в правую руку, как только всадник сядет верхом. [ 14 ]
Духха начинают обучать оленей верховой езде, когда оленям (в этом возрасте их называют донгорами ) исполняется два года. Взрослые особи слишком тяжелы для донгоров , поэтому дрессировать их обычно приходится детям. Дети часто учатся ездить на оленях без седла. [ 15 ] Взрослые катаются на худаях (трехлетних оленях) или постарше. Они регулярно катаются на зари (кастрированных самцах). Для дрессировки оленей в качестве вьючных животных специальная подготовка не требуется. Самцы северных оленей обычно переносят груз весом около 40 кг (88 фунтов), а самки — до 30 кг (66,1387 фунтов). [ 14 ] Олени обычно совершают поездки кочевых племен каждые 2-10 недель, что значительно облегчает передвижение по горно-таежным регионам. [ 16 ] Различные части северного оленя используются для изготовления предметов первой необходимости; например, зимние пальто изготавливаются из оленьих шкур, а сумки, дорожные коврики и обувь — из кожи. Рога десятилетиями продавались для создания средств традиционной китайской медицины. [ 17 ] [ 2 ] Из них также вырезают инструменты и как материал для сувениров. Для этих целей рога срезают и заготавливают ежегодно в начале лета. [ 16 ] После того, как оленя выводят из строя путем привязывания двух передних ног к одной задней, рога отпиливают. Беременные самки северного оленя исключены, поскольку рога необходимы для регулирования температуры тела. [ 2 ] [ 18 ] Кроме того, в последние годы практика обрезания рогов северного оленя начала сокращаться из-за этических проблем. [ 16 ]
трудности
[ редактировать ]В последние годы народ Духха столкнулся с огромными трудностями, включая сокращение поголовья оленей, кризис в экономике, отсутствие доступа к здравоохранению и множество других проблем. [ 19 ]
Изменение климата негативно изменило тайгу, населенную духами, и такие последствия, как отсутствие лишайников в качестве источника пищи, привели к сокращению поголовья оленей. [ 3 ] Кроме того, вспышка бруцеллеза в 1990 году привела к сокращению численности поголовья оленей, и проблемы со здоровьем среди них сохраняются и по сей день. По состоянию на 2010 год в регионе осталось около 600 оленей. [ 19 ] Такие организации, как Проект по сохранению тотемных народов и Фонд монгольского оленеводства, прилагают усилия по оказанию поддержки для обучения пастухов из популяции духа и оказания им помощи в сохранении здоровья их оленей. [ 19 ]
Приют
[ редактировать ]
Духа живут в орцах — юртах , напоминающих коренных американцев вигвамы . [ 10 ] [ 3 ] Для изготовления большой юрты можно использовать бересту с 32 деревьев; юрта среднего размера делается из коры 23-25 деревьев. [ 10 ]
Одежда
[ редактировать ]Для костюма духха характерны головные уборы, как у народа халх , и широкие дээлы (традиционные монгольские пальто). Они носят прочные, теплые ботинки, сделанные из шкур и жил оленей. [ 15 ]
В течение года на мясо и шкуры забивают лишь несколько оленей.
Сезонная миграция и жилые группы
[ редактировать ]Духха ведут полукочевой образ жизни . [ 3 ] Они переезжают из одного места в другое, не создавая в течение года постоянных поселений. Жилая группа, состоящая из нескольких семей, называется олал-лал (что на тувинском языке означает «они» ). Обычно они относятся к определенной группе по имени ее представителя. Семьи одного и того же олал-лала ставят палатки недалеко друг от друга (в пределах нескольких километров) и сотрудничают в выпасе скота . [ 17 ]
Вера и религия
[ редактировать ]Духа верят в шаманизм , тенгрианство и анимизм . Все аспекты природы, такие как земля и небо, а также предки почитаются как могущественные силы, властвующие над жизнью человека. [ 20 ] Шаманские практики среди народа духа отличаются от таковых других шаманских религий региона. Считается, что поклонение шаманам среди народа цаатан представляет собой древнейший вариант шаманизма, практиковавшийся тюркскими и монгольскими кочевниками. Они не только поклоняются своему Шаману, которого называют «Бу», но также имеют множество мистических священных книг и используют в своей повседневной жизни множество различных трактатов, в том числе посвященных охоте и призыву или изгнанию дождя. [ 21 ] [ 22 ]
Другие традиции включают шаманские церемонии приветствия новолуния и особые практики по извлечению речной воды.
Шаманские верования Дхука вращаются вокруг священности северного оленя. [ 23 ] Эти убеждения по большей части не позволяют им забивать и есть оленей, поскольку они считаются священными животными. Вместо этого они охотятся и едят лосей, лосей, медведей, соболей и кабанов ради белка. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Элизабетта Раганнин (2011), Духан, тюркская разновидность Северной Монголии, описание и анализ , Harrassowitz Verlag, Висбаден
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Инамура, Тецуя (2005). «Трансформация сообщества цаатанских оленеводов Монголии и их взаимоотношения с внешним миром» (PDF) . Сенри Этнологические исследования . 69 : 123–152. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Режис Дефурно, В пути с кочевыми оленеводами Монголии , New York Times (23 августа 2021 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
- ^ Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
- ^ Перейти обратно: а б « Трансформация сообщества цаатанских оленеводов в Монголии и их взаимоотношения с внешним миром , СЭНРИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 69: 123-152» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Орган регистрации ISO 639-3. Запрос на новый элемент кода языка в ISO 639-3» (PDF) . sil.org . 2011 . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
- ^ Перейти обратно: а б Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN 2391-9531 .
- ^ Перейти обратно: а б с « Монгольские Улс Дахи Хунии Эрх, Эрх Чулуунии Байдлин Талаархи Илтгел . С. 48-61. Улан-Батор. 2009» (PDF ) Архивировано из оригинала (PDF) марта. 3 Получено 8 апреля.
- ^ Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
- ^ « Сбор и выпуск животных: деятельность по управлению оленьими стадами коренных народов Верхоянского района Сибири . Вестник Национального этнологического музея 29(1): 43-70 (2004)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ « Оленеводы Северной Монголии: сообщество, экология и духовные вопросы . С. 35-39» . Сообщества № 143. 2009 год . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пауэлл, Эрик А. (январь 2006 г.). "Монголия". Археология . 59 (1): 16–23. JSTOR 41781443 .
- ^ Перейти обратно: а б « Для монгольского племени Духа олени — образ жизни » . Новости АВС . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
- ^ Перейти обратно: а б Уиллер, В. Алан (декабрь 2000 г.). Уилер, Алан. 2000. Хозяева монгольской тайги: этноистория оленеводов духа (Диссертация) . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ №1. «Прибытие Цаатана Духа в качестве адмирала Улан-Батор, Монголия, 9 января 2012 г. 9 января 2012 г. Получено 15 января.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Проект сохранения тотемных народов Сибири и Монголии | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . 26 марта 2010 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN 2391-9531 .
- ^ Монгольская ландшафтная традиция: ключ к прогрессу , «Кочевые традиции и их современная роль в ландшафтном планировании и управлении в Монголии», Гермераад и Энебиш, 2-е издание (1999), ISBN 90-9009231-5
- ^ « Оленеводство: древние корни монгольских традиций » . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN 2391-9531 .
- ^ Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- National Geographic News «Олени прибегают к поеданию своих стад» , 2004 г.
- Монголия: На Крайнем Севере сохраняется культура оленеводства , Перли Джейкоб, 22 сентября 2011 г.
- Фотографии оленеводов Монголии , National Geographic News
- Фотографии семьи Духа и их образ жизни. Автор: Хамид Сардар.
- Краткое фотопредставление о племени Духа/Цаатан в Северной Монголии
- Короткое видео о цаатанском образе жизни , NBC News
- Оленеводческий портал, источник информации об оленеводстве в мире «Цаатан/Духа»
- Познакомьтесь с монгольскими оленеводами, борющимися за сохранение своего образа жизни Харрисон Джейкобс, Business Insider , 23 мая 2014 г.
- «Люди-олени» будут получать ежемесячные выплаты. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , The UB Post , 14 мая 2013 г.
- Неустойчивая жизнь на севере Монголии , рассказ BBC Travel Анны Камински, 10 июня 2014 г.
- Мы — Духха: это путь нашего народа; Проект по сохранению тотемных людей
- Статья в New York Times , 23 августа 2021 г.