Jump to content

Духа люди

(Перенаправлено с Цаатана )

Духаны
Лоб/Спина
туха улус
Сегодняшние населенные пункты Тывы ( ярко-желтого цвета) в России и Духа (бледно-желтого цвета) в соседней Монголии .
Общая численность населения
в. 500 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Монголия
Языки
Духан , Монгольский
Религия
Тенгрианство
Родственные этнические группы
Тувинцы , тофалары , сойоты , ряд других тюркских народов, монголы

Духа , , Духаны или Духалар ( монгольские : Цаатан, Цаатан ) — небольшая тюркская община полукочевых оленеводов живущая на вершине Ховсгула в Монголии, называемой Цагааннуур . Духа делятся на две группы: выходцы из северо-восточной Тувы и выходцы из юго-восточной Тувы. [ 2 ] Это единственная оленеводческая культура в Монголии, и они считаются одними из первых одомашненных животных. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Цаатан, чье имя на монгольском языке означает «те, у кого есть олени», изначально были тувинскими оленеводами. [ 6 ]

Духанский язык ( SIL International отвергла код dkh [ 7 ] ) — находящийся под угрозой исчезновения тюркский вариант, на котором говорят около пятисот человек в уезде Цагаан-Нуур Ховсгулского района на севере Монголии. Духан относится к таежной подгруппе саянских тюрков ( тувинцев , тофа ). [ 1 ]

Сегодня многие духа свободно владеют как духанским, так и монгольским языком. Многие молодые люди получили образование в Монголии и в результате хорошо владеют монгольским языком. [ 2 ]

Историческое население Монголии
Год Поп. ±%
2000 303 —    
2010 282 −6.9%
2020 208 −26.2%
Источник: Национальное статистическое управление Монголии.

Тувинцы происходят от рода казылганцев, жившего на территории современной Тувы с VII по III век до нашей эры. Затем во 2 веке до нашей эры их заменили скотоводческие племена гуннов, которые продолжали заселять регион до 1 века нашей эры. Считается, что эти племена говорили на кеттском и самодийском языках. [ 8 ]

С 551 по 744 год нашей эры тюркские племена, возникшие в результате турецкого правления, начали смешиваться с местными жителями. Кроме того, в VII веке народ дубо поселился в районе Восточных Саян. После этого уйгуры захватили Турецкую империю и стали предками четырех современных этнических групп Тувина, одной из которых является народ духа. [ 8 ]

Родом из-за границы на территории нынешней Российской Республики Тыва , духа поселились в северной Монголии. Тува стала независимой в 1921 году, когда Монголия получила независимость от Китая. Оленеводы могли свободно пересекать границу Тувы и Монголии до 1944 года, когда Тува была присоединена к Советскому Союзу и граница была закрыта. [ 9 ] Многие духа, поселившиеся в Монголии из-за страха перед советской коллективизацией оленей, нехватки продовольствия во время Второй мировой войны и межплеменных отношений, в результате были разлучены со своими семьями в Туве. Под советским влиянием монгольского социализма образ жизни духана значительно пострадал, особенно оленеводство после того, как оно стало коллективным и стало государственным. Тувинский язык также стал заменяться монгольским. В 1956 году правительство наконец предоставило духам монгольское гражданство и переселило их на озеро Цагаан-Нуур на реке Шишигт . [ 10 ] Экономическая революция 1990-х годов, ознаменовавшая переход от социализма к приватизации, привела к тому, что многие духа вернулись к оленеводству после многих лет работы в городах. Отсутствие государственного субсидирования животноводства привело к трудностям в содержании стад, но появление туризма в середине 1990-х годов начало оказывать оленеводам финансовую поддержку. [ 9 ]

Духха начали выделяться как оленеводы примерно в 1935 году, когда монгольское слово «цаатан» впервые появилось в газете «Юнен» и начало заменять такие термины, как сойот урианхай , тайгын иргед (английский: «граждане тайги») и оин иргед (англ. Английский: «граждане леса»), однако, выбранное для себя имя Духа остается неопределенным. [ 4 ]

Культура

[ редактировать ]

Духха — одна из немногих сохранившихся групп кочевых (или полукочевых) [ 3 ] ) оленеводов в мире. По состоянию на 2000 год в Цагаанууре остаются 30-32 хозяйства (около 180 человек) со своими оленями. Кочевое и оседлое население духа насчитывает около 500 человек. [ 11 ]

Клановые отношения

[ редактировать ]

Люди духа часто вступают в брак с представителями других этнических групп региона, такими как баргаш, соян или орат . Эти кланы называются дзёно , внутри каждого из которых есть подкланы. Межклановые отношения строятся исключительно с целью экзогамии. [ 2 ]

Сам клан Духа состоит из жилых групп, в которых семьи живут рядом друг с другом в палатках. Это могут быть родители, дети, расширенные члены семьи и друзья. Жилая группа, состоящая из многих семей, называется олал-лал на тувинском языке . У каждого есть представительный член, по которому упоминается группа. [ 2 ]

Использование и управление оленями

[ редактировать ]
Народ духа приручил северного оленя в Монголии
Самки и подростки

Духа Чувство общности построено вокруг оленей. Олени и Духха зависят друг от друга. Некоторые духа говорят, что если исчезнут олени, исчезнет и их культура. Олени приручены и принадлежат домашнему хозяйству. Во многом к ним относятся как к членам семьи и проявляют уважение. Обязанности и деятельность общины сосредоточены на уходе и кормлении оленей. [ 12 ] Сообщества духа в тайге обычно представляют собой группы палаток из двух-семи домохозяйств, которые перемещают лагерь, чтобы найти оптимальные пастбища для оленей. по пастушеству В лагере распределяются задачи : дети с раннего возраста учатся ухаживать за оленями и обеспечивать их безопасность. Девочки и молодые женщины доят и заваривают йогурт, сыр и чай с молоком. Молодые мужчины, женщины и пожилые люди помогают пасти скот. Некоторые мужчины остаются с оленями в зимние месяцы, живя на открытом воздухе со своими стадами, чтобы защитить их от волков и других хищников. Мужчины также изготавливают и ремонтируют свои охотничьи инструменты, седла и повозки для оленей. Поскольку они редко убивают оленей, они дополняют свой рацион продуктами оленьего молока, охотясь на диких животных в лесу. [ 13 ]

Духха выращивают оленей в первую очередь ради молока. Оленье молоко, оленьий йогурт и оленьий сыр являются основными продуктами диеты Духха. Олени также обеспечивают транспорт. Поскольку тайга обычно холмистая и покрыта лесом, оленей используют не для буксировки саней, а для верховой езды и в качестве вьючных животных. Духу берут для ежедневного выпаса скота, охоты, сбора дров, сезонных миграций, посещения родственников и друзей, а также поездок на суму за покупками и торговлей. [ 6 ] используется тонкая палка длиной 1,5 м, находящаяся в правой руке В качестве кнута . Всадник садится на пень и прыгает на оленя с левой стороны с палкой в ​​левой руке, затем передает палку в правую руку, как только всадник сядет верхом. [ 14 ]

Духха начинают обучать оленей верховой езде, когда оленям (в этом возрасте их называют донгорами ) исполняется два года. Взрослые особи слишком тяжелы для донгоров , поэтому дрессировать их обычно приходится детям. Дети часто учатся ездить на оленях без седла. [ 15 ] Взрослые катаются на худаях (трехлетних оленях) или постарше. Они регулярно катаются на зари (кастрированных самцах). Для дрессировки оленей в качестве вьючных животных специальная подготовка не требуется. Самцы северных оленей обычно переносят груз весом около 40 кг (88 фунтов), а самки — до 30 кг (66,1387 фунтов). [ 14 ] Олени обычно совершают поездки кочевых племен каждые 2-10 недель, что значительно облегчает передвижение по горно-таежным регионам. [ 16 ] Различные части северного оленя используются для изготовления предметов первой необходимости; например, зимние пальто изготавливаются из оленьих шкур, а сумки, дорожные коврики и обувь — из кожи. Рога десятилетиями продавались для создания средств традиционной китайской медицины. [ 17 ] [ 2 ] Из них также вырезают инструменты и как материал для сувениров. Для этих целей рога срезают и заготавливают ежегодно в начале лета. [ 16 ] После того, как оленя выводят из строя путем привязывания двух передних ног к одной задней, рога отпиливают. Беременные самки северного оленя исключены, поскольку рога необходимы для регулирования температуры тела. [ 2 ] [ 18 ] Кроме того, в последние годы практика обрезания рогов северного оленя начала сокращаться из-за этических проблем. [ 16 ]

трудности

[ редактировать ]

В последние годы народ Духха столкнулся с огромными трудностями, включая сокращение поголовья оленей, кризис в экономике, отсутствие доступа к здравоохранению и множество других проблем. [ 19 ]

Изменение климата негативно изменило тайгу, населенную духами, и такие последствия, как отсутствие лишайников в качестве источника пищи, привели к сокращению поголовья оленей. [ 3 ] Кроме того, вспышка бруцеллеза в 1990 году привела к сокращению численности поголовья оленей, и проблемы со здоровьем среди них сохраняются и по сей день. По состоянию на 2010 год в регионе осталось около 600 оленей. [ 19 ] Такие организации, как Проект по сохранению тотемных народов и Фонд монгольского оленеводства, прилагают усилия по оказанию поддержки для обучения пастухов из популяции духа и оказания им помощи в сохранении здоровья их оленей. [ 19 ]

Палатка Духа в Монголии

Духа живут в орцах юртах , напоминающих коренных американцев вигвамы . [ 10 ] [ 3 ] Для изготовления большой юрты можно использовать бересту с 32 деревьев; юрта среднего размера делается из коры 23-25 ​​деревьев. [ 10 ]

Для костюма духха характерны головные уборы, как у народа халх , и широкие дээлы (традиционные монгольские пальто). Они носят прочные, теплые ботинки, сделанные из шкур и жил оленей. [ 15 ]

В течение года на мясо и шкуры забивают лишь несколько оленей.

Сезонная миграция и жилые группы

[ редактировать ]

Духха ведут полукочевой образ жизни . [ 3 ] Они переезжают из одного места в другое, не создавая в течение года постоянных поселений. Жилая группа, состоящая из нескольких семей, называется олал-лал (что на тувинском языке означает «они» ). Обычно они относятся к определенной группе по имени ее представителя. Семьи одного и того же олал-лала ставят палатки недалеко друг от друга (в пределах нескольких километров) и сотрудничают в выпасе скота . [ 17 ]

Вера и религия

[ редактировать ]

Духа верят в шаманизм , тенгрианство и анимизм . Все аспекты природы, такие как земля и небо, а также предки почитаются как могущественные силы, властвующие над жизнью человека. [ 20 ] Шаманские практики среди народа духа отличаются от таковых других шаманских религий региона. Считается, что поклонение шаманам среди народа цаатан представляет собой древнейший вариант шаманизма, практиковавшийся тюркскими и монгольскими кочевниками. Они не только поклоняются своему Шаману, которого называют «Бу», но также имеют множество мистических священных книг и используют в своей повседневной жизни множество различных трактатов, в том числе посвященных охоте и призыву или изгнанию дождя. [ 21 ] [ 22 ]

Другие традиции включают шаманские церемонии приветствия новолуния и особые практики по извлечению речной воды.

Шаманские верования Дхука вращаются вокруг священности северного оленя. [ 23 ] Эти убеждения по большей части не позволяют им забивать и есть оленей, поскольку они считаются священными животными. Вместо этого они охотятся и едят лосей, лосей, медведей, соболей и кабанов ради белка. [ 24 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Элизабетта Раганнин (2011), Духан, тюркская разновидность Северной Монголии, описание и анализ , Harrassowitz Verlag, Висбаден
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Инамура, Тецуя (2005). «Трансформация сообщества цаатанских оленеводов Монголии и их взаимоотношения с внешним миром» (PDF) . Сенри Этнологические исследования . 69 : 123–152. Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2015 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Режис Дефурно, В пути с кочевыми оленеводами Монголии , New York Times (23 августа 2021 г.).
  4. ^ Перейти обратно: а б Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
  5. ^ Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
  6. ^ Перейти обратно: а б « Трансформация сообщества цаатанских оленеводов в Монголии и их взаимоотношения с внешним миром , СЭНРИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 69: 123-152» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
  7. ^ «Орган регистрации ISO 639-3. Запрос на новый элемент кода языка в ISO 639-3» (PDF) . sil.org . 2011 . Проверено 23 апреля 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN   2391-9531 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с « Монгольские Улс Дахи Хунии Эрх, Эрх Чулуунии Байдлин Талаархи Илтгел . С. 48-61. Улан-Батор. 2009» (PDF ) Архивировано из оригинала (PDF) марта. 3 Получено 8 апреля.
  11. ^ Уиллер, Алан (декабрь 2000 г.). ВЛАДЫКИ МОНГОЛЬСКОЙ ТАЙГИ: Этноистория оленеводов духа . Университет Индианы.
  12. ^ « Сбор и выпуск животных: деятельность по управлению оленьими стадами коренных народов Верхоянского района Сибири . Вестник Национального этнологического музея 29(1): 43-70 (2004)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
  13. ^ « Оленеводы Северной Монголии: сообщество, экология и духовные вопросы . С. 35-39» . Сообщества № 143. 2009 год . Проверено 8 апреля 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Пауэлл, Эрик А. (январь 2006 г.). "Монголия". Археология . 59 (1): 16–23. JSTOR   41781443 .
  15. ^ Перейти обратно: а б « Для монгольского племени Духа олени — образ жизни » . Новости АВС . Проверено 8 апреля 2015 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
  17. ^ Перейти обратно: а б Уиллер, В. Алан (декабрь 2000 г.). Уилер, Алан. 2000. Хозяева монгольской тайги: этноистория оленеводов духа (Диссертация) . Проверено 8 апреля 2015 г.
  18. ^ №1. «Прибытие Цаатана Духа в качестве адмирала Улан-Батор, Монголия, 9 января 2012 г. 9 января 2012 г. Получено 15 января. {{cite web}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  19. ^ Перейти обратно: а б с «Проект сохранения тотемных народов Сибири и Монголии | Культурное выживание» . www.culturalsurvival.org . 26 марта 2010 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
  20. ^ Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN   2391-9531 .
  21. ^ Монгольская ландшафтная традиция: ключ к прогрессу , «Кочевые традиции и их современная роль в ландшафтном планировании и управлении в Монголии», Гермераад и Энебиш, 2-е издание (1999), ISBN   90-9009231-5
  22. ^ « Оленеводство: древние корни монгольских традиций » . Проверено 8 апреля 2015 г.
  23. ^ Хэтчерсон, Джин (1 января 2019 г.). «Туризм, представительство и компенсация среди оленеводов духа Монголии» . Открытое сельское хозяйство . 4 (1): 608–615. doi : 10.1515/opag-2019-0058 . ISSN   2391-9531 .
  24. ^ Кей, Морган (февраль 2006 г.). Цаатанские оленеводы Монголии: Забытые уроки систем человек-животное .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5210662bc3ceb937acddc8210caf887__1723503780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/87/b5210662bc3ceb937acddc8210caf887.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dukha people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)