Jump to content

Нана (бактрийская богиня)

(Перенаправлено с Наны (кушанской богини) )
Нана
Астральная богиня
Согдийская фреска из Бунджиката, изображающая четырехрукую Нану, сидящую на льве.
Главный культовый центр Пенджикент
Символы
Приверженцы Бактрийцы, согдийцы, хоразмы , юэчжи (кушаны), хотанцы
Устанавливать лев
Генеалогия
Супруг возможно Тиш
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Наная

Нана была древней восточно-иранской богиней, которой поклонялись бактрийцы , согдийцы и хоразмийцы , а также неиранские юэчжи , включая кушанов , как главе своих соответствующих пантеонов. Она произошла от более ранней месопотамской богини Наная . Вместо этого попытки связать ее с Инанной (Иштар) основаны на ошибочном представлении о том, что последняя идентична Наная, которое считается устаревшим. Ее считали астральным божеством , а в согдийском искусстве изображались изображения Солнца и Луны. Кушанские императоры дополнительно связывали ее с царской властью. В Согдиане она, возможно, также развила в остальном неподтвержденный воинственный аспект, о чем свидетельствуют фрески, изображающие ее в битвах с демонами. По-видимому, она была связана с согдийским аналогом Тиштры , Тиш, которого можно было считать ее супругом.

Нет единого мнения относительно даты появления Наны в Центральной Азии , хотя большинство исследователей предполагают, что это произошло в конце первого тысячелетия до нашей эры. Ее культ был принят правителями Кушанской империи, и она упоминается в рабатакской надписи Канишки . как божество, даровавшее ему свое положение Позднее она распространилась в Согдию, где стала народным божеством, о чем свидетельствует ее распространенность в теофорных именах и ее многочисленные изображения в искусстве. Пенджикент, скорее всего, был ее культовым центром, и там располагался посвященный ей храм. Свидетельства также доступны на других согдийских сайтах и ​​в текстовых корпусах, в которых упоминаются согдийцы, живущие в Китае . Существуют также некоторые свидетельства поклонения Нане в Хорезмии и Хотане .

Имя и происхождение

[ редактировать ]
Месопотамская предшественница Наны Наная сидит на троне, как изображено на стеле царя Мели-Шипака II (1186–1172 гг. До н.э.).

На монетах Канишки имя Наны пишется как Наная (Ναναια) по -гречески и Нана (Νανα) по -бактрийски . [1] Дополнительный засвидетельствованный вариант - Нанашао (Ναναϸαο), «королевская Нана». [2] На согдийском языке оно переводилось как Нана или Нанай (𐼻𐼻𐼷, nny ). [3] китайская 那那. фонетическая транскрипция Также засвидетельствована [4] Дополнительные варианты встречаются в китайских сочинениях согдийских теофорных названий, например娜寧 ( nà-níng ). [3] Примерами были идентифицированные тексты из Турфана как элемент в таких именах, как Нанайвандак (那寧畔陀, Нанинпантуо; «слуга Наны») и Нанайфарн (那你潘, Нанифан; «слава Наны»). [5] [а] В двуязычной китайско-согдийской надписи, в которой также упоминается человек по имени Нанайвандак («Нинипантуо», 埿埿槃陁), имя Наны вместо этого транскрибируется как 埿埿, Нини. [7]

Предполагается, что Нана является производной от месопотамской богини Наная . [8] [9] [10] Исходная форма последнего имени, д на-на-а ( 𒀭𒈾𒈾𒀀 ), впервые появляется в клинописных текстах из архива Шульги-симти из Пузриш-Дагана (Дрехем), датированных периодом Ура III ( ок. 2100 г. до н. э.). [11] Единственные возможные более ранние свидетельства — это древнеаккадские личные имена из Гасура с элементом на-на ( 𒈾𒈾 , написанные без детерминирующего обозначающего теонима ), но они могут быть не связаны, как свидетельство более позднего поклонения Наная в бассейне реки Дияла и в других местах. на востоке Месопотамии малочислен. [12] Этимология имени Наная неизвестна. [13] хотя, по мнению Джоан Гудник Вестенхольц, можно предположить, что оно происходит из аккадского языка , так как заканчивается суффиксом, распространенным в гипокористики и нисбы формациях в семитских языках . [14] Альтернативная точка зрения состоит в том, что это слово было заимствовано из эламского языка . [15] Сторонники этой теории предполагают, что она произошла от термина nan(n)- , «день» или «утро», хотя Ольга Древновска-Рымарц подчеркивает, что поддержка этой точки зрения среди исследователей ограничена. [16] Она заявляет, что полное отсутствие Наная в древнеэламских источниках делает это неправдоподобным. [17]

Следуя предложению Франсуа Ленормана от 1876 года, историки Центральной Азии иногда неправильно описывают Нану как производную от Инанны (Иштар), в этом контексте рассматриваемую как идентичную Наная, но Дэниел Т. Поттс отмечает, что современный консенсус в ассириологии в том, что они были отдельными богинями. [18] Джоан Гудник Вестенхольц подчеркнула, что в первоисточниках их никогда не путали друг с другом: [19] и, соответственно, не могут рассматриваться как взаимозаменяемые в науке. [20] Выводы Вестенхольца и Поттса впоследствии были приняты иранологами Майклом Шенкаром. [15] и Маттео Компарети в своих исследованиях Наны. [21] Хотя предполагалось, что культ Наны в Центральной Азии процветал потому, что первоначально она развивалась благодаря синкретизму между ее месопотамской предшественницей и иранской богиней, [22] ни текстовые, ни археологические источники не подтверждают этот вывод. [23] Шенкар заявляет, что современные попытки идентифицировать ее как форму Анахиты или Спента Армаити следует считать «искусственными» и зависеть от неверного предположения о том, что религия восточноиранских народов соответствует западноиранской зороастрийской традиции, чем это было на самом деле. более [24]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]
Четырехрукая Нана, восседающая на льве, изображенная на хоразмийской чаше.

Доступные источники указывают на то, что Нана была главой кушанского и согдийского пантеонов и, вероятно, играла аналогичную роль в Хорезмии . и [25] Ее характер считался доброжелательным. [26] Правители Кушанской династии ассоциировали ее с царской легитимностью. [2] В этом качестве она была изображена обнажающей меч или, в единственном исключительном случае, благословляющей правителя. [27] Кушаны иногда изображали Нану с четырьмя руками, что засвидетельствовано для нее и в более позднем согдийском искусстве . [28] В последнем контексте дополнительная пара рук отражала традиции махаянского буддийского искусства региона, в котором были широко распространены многорукие божества. [29] Она также изображается с четырьмя руками в хоразмическом искусстве, например, на серебряной чаше, датированной 658 годом. [30]

Нана и львы

[ редактировать ]
Деревянное панно из Кафир-калы с изображением Наны, держащей скипетр с зооморфным навершием.

Лев считался одновременно атрибутом и ездовым животным Наны. [31] В кушанском искусстве обычно изображался сидящим на спине этого животного. [32] Анри-Поль Франкфор подчеркивает, что она отличалась от Ардокшо , поскольку, несмотря на сходство в иконографии, только последний последовательно изображался с рогом изобилия . [33] Возможным предшественником изображений Наны верхом на льве является ассирийская традиция изображать Иштар стоящей на спине льва, которая преобладала в таких городах, как Хатра, в эллинистический и римский периоды. [34] Однако на обычное положение боком могло повлиять изображение таких фигур, как Дионис , Ариадна и Кибела, сидящих боком на диких кошках в эллинистическом искусстве, поскольку известно, что такие изображения достигли Бактрии, о чем свидетельствуют, например, предметы, найденные в гробницах в Тилля-Тепе . [35] Изображение Наны верхом на льве известно и из Согдианы , однако в отличие от кушанских изображений она изображается верхом на животном, с видимым стремя , а не вбок. [36] Добавление стремени в ее иконографию ранее не засвидетельствовано, и, по мнению Кацуми Танабэ, его можно считать одним из двух наиболее засвидетельствованных чисто согдийских художественных новшеств, наряду с изображениями крылатых верблюдов. [37] Скорее всего, на это повлиял стиль верховой езды, популярный среди согдийских женщин. [38] В согдийском искусстве никакие другие божества не ассоциировались со львами. [39]

Нана также изображалась держащей скипетры с зооморфными навершиями в форме льва . [40] например, на панели из Кафир-калы, датируемой пятым или шестым веком. [41] Еще один возможный пример был обнаружен на терракотовой доске из Афрасиаба . [40] Она также, по-видимому, была связана с птицами, о чем свидетельствуют произведения согдийского искусства, изображающие ее держащей знамена, увенчанные фигурами этих животных. [42]

Нана как астральная богиня

[ редактировать ]

Нана считалась астральным божеством . [25] В кушанском искусстве ее обычно изображали с полумесяцем на голове. [43] В двух случаях вместо этого кажется, что полумесяц поднимается из ее плеч. [44] Астральный аспект характера подчеркивался и в согдийском искусстве. [45] Согдийцы изображали ее держащей в двух руках изображения солнца и луны. [46] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что эти качества могут указывать на то, что считалось, что она поддерживает баланс между днем ​​и ночью. [47] Также возможно, что солнце и луна представляли Митру. [48] и Мах , хотя в некоторых случаях внутри последнего появляется женское лицо. [49] В некоторых случаях Нана также изображалась в диадеме, украшенной полумесяцем. [42] Гарри Фальк утверждает, что неправдоподобно то, что полумесяц Наны представляет луну, и что нимб вокруг ее головы в кушанском искусстве является отражением солнца, как утверждают другие исследователи, поскольку оба этих небесных тела представлены в Кушане как независимые божества. искусство, как Гелиос и Селена , так и Михир (Митра) и Мах. [50] Он предлагает вместо этого интерпретировать полумесяц как символ планеты Венера . [51] Хотя Галилео Галилей обычно считается первым человеком, наблюдавшим Венеру в форме полумесяца, Фальк утверждает, что это явление уже могло упоминаться в тексте-предзнаменовании времен правления Ашшурбанипала, в котором упоминаются «рога Венеры», по-видимому, ссылаясь на общее обозначение Венеры. лунный полумесяц в месопотамских текстах. [52] Вывод Фалька о том, что Нана ассоциировалась у кушанов с Венерой, был принят и Михаилом Шенкаром. [53] Однако Вестенхольц заявила, что она ни в какой момент времени не была связана с Венерой, а ее согдийские изображения Солнца и Луны находят параллель в текстовых источниках, относящихся к ее месопотамской предшественнице, что, по ее мнению, указывает на преемственность астральных функций от Венеры. от второго тысячелетия до нашей эры до первого тысячелетия нашей эры. [20]

Еще одним возможным астральным символом, связанным с Наной, были так называемые «три гранулы», которые встречаются в качестве украшения ее сережек в кушанском и согдийском искусстве (например, на фреске из Шахристана ) и ее скипетра на хоразмийской чаше. [53]

Нана как воинственная богиня

[ редактировать ]

Из-за ее частых изображений в компании вооруженных сопровождающих, а также традиции изображения ее сражающихся демонов, было высказано предположение, что Нана имела военный аспект в Согдиане, хотя аналогичные доказательства в Бактрии отсутствуют. [54] Картина из Пенджикента, изображающая Нану, сражающуюся с демонами вместе с героем, едущим на колеснице, предположительно представляет собой сцену из доселе неизвестного согдийского мифа. [55] Хирмантепы В костнице , а также в так называемой «картине «Ад и Рай» из Пенджикента ее могла сопровождать Тиш ( Тиштра ), зороастрийская фигура, связанная с дождем. [56] Маттео Компаретти предполагает, что их считали парой, и что изображения пары были адаптацией месопотамской традиции объединения Наная и Набу в пары , задокументированной в источниках первого тысячелетия до нашей эры. [57] Михаил Шенкар подчеркивает, что свидетельства о возможной связи между Наной и Тиш, которые являются исключительными для согдийской традиции, не являются убедительными, хотя он признает, что он является тем божеством, которому наиболее правдоподобно может быть отведена роль супруга Наны. [58] Он отмечает, что, видимо, играет роль ее «хранителя» в искусстве. [59] Однако на другой картине из Пенджикента ее сопровождают две воинственные женские фигуры. [46] Возможно также, что она была изображена в компании бронированного и вооруженного Врешмана. [60] согдийская форма Вайшравана . [61]

Другие возможные роли

[ редактировать ]

Бронзовая мемориальная доска, предположительно возникшая в долине Лагмана в Афганистане, может указывать на то, что в посткушанской Бактрии Нана стала рассматриваться как богиня, связанная с природой и растительностью, как изображенная на ней фигура, похожая на нее, в дополнение к тому, что она ездит на ее символическом лев, ее сопровождают цветочные горшки, ее корона украшена тюльпанами, и она держит стебель растения, но из-за уникальности этого произведения искусства и отсутствия аналогичных свидетельств из Согдианы это предложение остается умозрительным. [62]

Поклонение

[ редактировать ]

Нане поклонялись в Средней Азии различные восточноиранские группы, включая бактрийцев , согдийцев и хоразмийцев , а также, скорее всего, неиранские юэчжи . [10] Остается неясным, когда она познакомилась с этой областью. [63] По словам Кацуми Танабэ, самые ранние датируемые свидетельства относятся к первому веку до нашей эры. [64] Гарри Фальк утверждает, что у Наны не было предшественников в Центральной Азии до этого периода. [65] Джоан Гудник Вестенхольц предположила, что перемещение произошло под парфянским правлением и что культ месопотамской Наная был перенесен вместе с торговыми путями в Бактрию, аналогично тому, как это задокументировано в случае Суз , Нисы , Пальмиры и Хатры в тот же период. [66] Она отметила, что чеканка монет с изображением этой богини могла бы облегчить этот процесс. [67] Майкл Шенкар предполагает, что это могло начаться раньше, во времена правления династии Ахеменидов . [68] Дэниел Т. Поттс приводит доводы в пользу даты уже в конце третьего тысячелетия до нашей эры. [63] Суз, в то время эламского города. при посредничестве [69] Он указывает, что женская фигура, сидящая на льве, появляется в глиптике Бактрийско -Маргианского археологического комплекса , несмотря на отсутствие этих животных в этом регионе, что, по его мнению, может отражать передачу из Месопотамии. [70] Анри-Поль Франкфор оценил это предложение критически. [33] Шенкар утверждает, что из-за большого разрыва между фигурой BMAC и Наной предположение Поттса трудно принять, хотя он считает возможным, что культурная память о богине, изображенной верхом на льве, могла сохраниться в регионе и способствовать распространению культ Наны. [71]

Кушанский прием

[ редактировать ]
Аниконическое изображение Наны на монете Сападбизов.
Антропоморфная Нана на монете Канишки.

Юэчжи . приняли культ Наны после поселения в Бактрии [43] и она уже упоминается на монетах Сападбизов ( ок. 20 г. до н. э.). [72] Самые ранние примеры являются аниконическими, с изображениями львов и надписями, в которых упоминается Нана. [71] Ее почитали кушаны, одна из групп-членов конфедерации юэчжи, о чем свидетельствует надпись Рабатака императора Канишки , датированная 127 годом нашей эры, в которой она обращается к ней как к божеству, ответственному за дарование ему царского сана. [2] В этом контексте она появляется рядом с Уммой, «высшей» или «высшей», в этом контексте, возможно, следует понимать как титул Ардокшо (APΔOXϷO), кушанского божества, связанного с процветанием, чье имя можно перевести как «добрый Аши ». [73] Неизвестно, были ли эти божества наиболее широко почитаемыми в его империи в целом, только в Бактрии, или они только возглавляли официальный династический пантеон. [74] Нана также появляется на монетах Канишки. [1] была изображена в антропоморфном виде. Во время его правления она впервые [75] Она продолжала появляться на монетах, отчеканенных другими кушанскими правителями, в том числе Хувишкой , Васудевой I. [76] и либо Канишка II , либо Канишка III . [64]

В целом о кушанской религиозной практике известно немногое, поскольку доступно мало местных эпиграфических источников, а историографическая литература, собранная их современниками южнее Индии, демонстрирует ограниченный интерес, если таковой имеется, к кушанским верованиям и обычаям. [77] По мнению Гарри Фалька, возможно, что фестиваль, посвященный Нане, отмечался ежегодно, хотя это предложение основано на переосмыслении текста времен правления Хувишки, в котором, согласно более ранним переводам, эта богиня не упоминается. [78]

Согдийский прием

[ редактировать ]

Торговцы, путешествующие по Шелковому пути, принесли поклонение Нане дальше на восток, в Согдию . [79] Джоан Гудник Вестенхольц отметила, что это привело к изменению наиболее распространенной формы покровительства ее культу: купцы заменили правителей. [80] Согдийцы переняли ее кушанскую иконографию, и она считается первичным примером иконографического единства кушанского и согдийского искусства . [62] По словам Кацуми Танабе, монеты Хувишки, в частности, представляют собой близкую параллель с согдийскими изображениями Наны. [64] Она считается выдающейся среди согдийских божеств, поскольку благодаря четкой и последовательной иконографии ее можно легко идентифицировать в искусстве даже при отсутствии сопровождающих текстовых свидетельств. [81] Она стала верховным божеством в согдийском пантеоне. [82] В согдийском ономастиконе преобладали теофорные имена, обращенные к ней. [79] По состоянию на 2007 год было идентифицировано 29 различных имен, упоминающих ее. [3] Нанай-вандак, «слуга Наны». [5] было особенно популярно: его носили 19 известных людей, что делает его вторым по распространенности согдийским именем в целом. [83] Другие примеры включают Нанай-фарн, Нанаи-твар, Нанаи-хсай, Нанаяк и Нанай (сам теоним используется как теофорное имя). [7]

Культ Наны был связан с Пенджикентом , [84] который, вероятно, считался ее священным городом. [85] На этом месте существовал храм, посвященный ей. [86] Он был отождествлен исследователями со структурой, обозначенной как «Храм II» во время раскопок, где были обнаружены фрагменты двух фигур богини. [29] Скорее всего, он был основан в начале пятого века. [87] Последний местный правитель, Диваштич , по-видимому, разрешил ему чеканить собственные монеты, и в результате на монетах города, отчеканенных между 709 и 722 годами, Нана упоминается как «госпожа Панча» (Пенджикент). [28] Подобные религиозные высказывания на согдийских монетах иным образом не засвидетельствованы. [85] Множественные изображения Наны были обнаружены на фресках Пенджикента , например, в траурной сцене из ее храма и на различных картинах, первоначально украшавших частные дома. [88]

Неясно, поклонялись ли Нане в других согдийских городах так же широко, как в Пенджикенте. [89] Реконструкция местных согдийских традиций осложняется тем фактом, что большинство согдийских религиозных текстов происходят из Таримской котловины , а не из центральной части Согда, и часто отражают манихейскую , буддийскую или христианскую теологию, а не предположительно широко распространенные местные верования, обычно описываемые в науке как « Согдийский зороастризм » или просто « Согдийская религия ». [90] Жители каждого согдийского города-государства могли придавать отдельному божеству разное значение. [91] На этом основании Михаил Шенкар утверждает, что, хотя Нана была известна по всей Согдиане, она не была одинаково популярна во всех регионах, и ее значение в Пенджикенте было уникальным. [92]

обнаружено изображение четырехрукой согдийской богини, восседающей на льве, предположительно Нане В Бунджикате . [93] и возможно, что ей тоже поклонялись в этом городе. [89] Кацуми Танабэ дополнительно предположил, что главной богиней, которой поклонялись в храме согласно сирийской версии Псевдо-Каллисфена, построенной в Самарканде в седьмом веке, также была Нана. [94] Еще один молитвенный дом, посвященный ей, возможно, находился на стоянке Джартепа-II на древней дороге из Самарканда в Пенджикент, идентифицированной археологами как «заочное святилище», возможно, созданное для торговцев и паломников, направлявшихся к храму Наны в Пенджикенте. [87] Несмотря на свою общую известность, Нана отсутствует в согдийских материалах из Бухары . обнаруженных до сих пор [89] Известно также, что согдийские манихеи отвергли поклонение Нане, видимо, из-за связанных с ним ритуальных причитаний . [8]

Согдийские письмена указывают на то, что Нана и речной бог Окс были божествами, которым чаще всего поклонялись согдийские купцы, работавшие в окрестностях реки Инд . [84] Кроме того, ее почитали согдийцы, живущие в Китае . [89] Рядом с Митрой , Рамом, [б] Будда и Иисус [с] она является одной из наиболее засвидетельствованных фигур, упоминаемых в своих теофорических именах, выявленных в китайских текстах из Турфана . [96] Ее «китайско-согдийское» изображение было обнаружено на так называемом погребальном ложе Михо , где она появляется в компании двух женщин-небесных музыкантов. [25] Однако она остается уникальной, и других ее изображений на других согдийских артефактах из Китая не известно. [97]

Другие сертификаты

[ редактировать ]

Нане также поклонялись в Хорезмии . [29] Она — единственное божество, которое достоверно идентифицируется в искусстве Хорезма. [98] Она известна главным образом по изображениям на серебряных чашах, которые демонстрируют близкое сходство с согдийским искусством и могут указывать на то, что в местных верованиях она играла ту же роль, что и в Согдиане. [99] Возможно, она служила божеством-покровителем доселе неопознанного хоразмийского города. [100]

Картина с изображением согдийских божеств, в том числе Наны (в центре), из Дандана Оилика.

Из Согдианы Нана распространилась еще дальше на восток, о чем свидетельствует искусство Хотана , в котором она продолжала изображаться вплоть до девятого или десятого века. [25] Примером может служить картина из буддийского святилища, раскопанного в Дандан-Оилике , на которой она изображена в компании двух других фигур согдийского происхождения, трехглавого трезубцем . , вооруженного Вешпаркара [101] и трехглазое божество, описанное Майклом Шенкаром как «Индра-Āδβāγ-Ахура Мазда», [102] Āδβāγ («великий бог») - эпитет, применяемый в согдийских буддийских текстах к Индре, но, возможно, первоначально служивший способом избежать использования имени Ахура Мазда из-за религиозного табу . [103] Дальнейшие возможные хотанские изображения Наны, напоминающие ее согдийские изображения, были обнаружены в коллекции Государственного Эрмитажа , включая необычную картину, изображающую ее обнаженной. [25]

Неопределенные сертификаты

[ редактировать ]
Возможное изображение Наны (справа) из пещер Могао.

Изображения Наны сопоставлены с правой фигурой на рисунке « Согдийский Даэнас » из пещер Могао в Дуньхуане . [82] на котором, несмотря на присвоенное ему условное название, могут быть изображены уйгурские фигуры. [104] Впервые опубликованное Джао Цон И в 1978 году, это произведение искусства привлекло внимание исследователей только после того, как Цзян Боцинь предположил в 1988 году, что одна из двух сидящих фигур — Нана. [105] Лилла Рассел-Смит отмечает, что была предложена интерпретация двух фигур как она и Тиш , последняя в данном случае одета как женщина. [106] ли в Центральной Азии женской форме Тиш, предположительно также засвидетельствованной на кушанских монетах, изображающих это божество подобно греческой Артемиде . Она заключает, что необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, поклонялись [107] Однако она исключает отождествление одной из фигур с Наной из-за отсутствия ее обычного символического животного, льва, а также наличия нескольких животных, с которыми она никогда не была связана, включая волка, скорпиона и змею. [26] Франц Гренет и Чжан Гуанда подчеркивают, что фигуры не имеют точных иконографических параллелей где-либо еще, и предлагают идентифицировать левую как согдийскую форму зороастрийского Дена ( Даэна ), олицетворения совести, приветствовавшего души на мосту Чинват . [108] Они подчеркивают сходство между правой фигурой и Наной. [82] и предположить, что из-за противодействия поклонению Нане среди согдийских манихеев ее иконография могла быть принята для изображения «плохого Дена», ожидающего душ грешников. [8] Майкл Шенкар совсем недавно описал характеристику фигуры, похожей на Нану, как плохого Дена в облике этой богини, как «интересную, но не подтвержденную». [109] В конечном итоге нет единого мнения относительно личности той или иной фигуры. [104]

Было высказано предположение, что зороастрийский храм, посвященный Нане, возможно, известный как Наньтайхоу (那那女主; «королева Нана»), существовал в Гаочане в V веке. [110] Однако эта гипотеза зависит от переосмысления колофона, традиционно понимаемого как ссылка на буддийскую святыню местной вдовствующей императрицы . [111] По мнению Жун Синьцзяна, доказательств недостаточно, чтобы отказаться от общепринятой точки зрения. [112]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имя Ди Нанипан (翟那你潘) из того же корпуса сравнивали с вышеупомянутыми согдийскими теофорными именами, хотя фамилия Ди вместо этого относилась к потомкам Гаоджу . [6]
  2. ^ Рам упоминается только в согдийских личных именах и считается незороастрийским иранским божеством. [95]
  3. ^ В этом контексте, скорее всего, его следует понимать как манихейскую, а не христианскую фигуру. [96]
  1. ^ Jump up to: а б Фальк 2015 , с. 265.
  2. ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 2014 , с. 189.
  3. ^ Jump up to: а б с Ёсида 2007 , стр. 202.
  4. ^ Синьцзян 2022 , стр. 487.
  5. ^ Jump up to: а б Хансен, Ёсида и Кагеяма 2005 , стр. 305.
  6. ^ Хансен, Ёсида и Кагеяма 2005 , стр. 296.
  7. ^ Jump up to: а б Галамбос 2020 , с. 241.
  8. ^ Jump up to: а б с Гренет и Гуанда 1996 , с. 179.
  9. ^ Поттс 2001 , с. 31.
  10. ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2014 , с. 167.
  11. ^ Поттс 2001 , с. 24.
  12. ^ Вестенхольц 1997 , с. 60.
  13. ^ Вестенхольц 1997 , с. 57.
  14. ^ Вестенхольц 1997 , с. 58.
  15. ^ Jump up to: а б Шенкар 2014 , с. 116.
  16. ^ Древновска-Рымаж 2008 , стр. 19.
  17. ^ Древновска-Рымаж 2008 , стр. 21.
  18. ^ Поттс 2001 , с. 23.
  19. ^ Вестенхольц 1997 , с. 67.
  20. ^ Jump up to: а б Вестенхольц 1997 , с. 80.
  21. ^ Сравнитети 2021 , с. 7.
  22. ^ Азарпай 1976 , с. 536.
  23. ^ Шенкар 2014 , с. 117.
  24. ^ Шенкар 2014 , стр. 116–117.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Шенкар 2014 , с. 127.
  26. ^ Jump up to: а б Рассел-Смит 2022 , с. 165.
  27. ^ Вестенхольц 2014 , с. 190.
  28. ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2014 , с. 192.
  29. ^ Jump up to: а б с Вестенхольц 2014 , с. 193.
  30. ^ Вестенхольц 2014 , с. 193–194.
  31. ^ Шенкар 2014 , с. 69.
  32. ^ Поттс 2001 , с. 25.
  33. ^ Jump up to: а б Франкфурт, 2012 г. , с. 130.
  34. ^ Танабе 1995 , стр. 318–319.
  35. ^ Танабе 1995 , стр. 319–320.
  36. ^ Танабе 1995 , стр. 310–311.
  37. ^ Танабе 1995 , с. 314.
  38. ^ Танабе 1995 , стр. 314–315.
  39. ^ Шенкар 2014 , с. 174.
  40. ^ Jump up to: а б Шенкар 2022 , с. 5.
  41. ^ Бегматов и др. 2020 , стр. 12-17.
  42. ^ Jump up to: а б Шенкар 2022 , с. 3.
  43. ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2014 , с. 170.
  44. ^ Шенкар 2014 , с. 164.
  45. ^ Шенкар 2014 , с. 128.
  46. ^ Jump up to: а б Шенкар 2014 , с. 125.
  47. ^ Вестенхольц 2014 , с. 125.
  48. ^ Шенкар 2014 , с. 113.
  49. ^ Шенкар 2014 , с. 100.
  50. ^ Фальк 2015 , с. 266.
  51. ^ Фальк 2015 , с. 273.
  52. ^ Фальк 2015 , стр. 273–274.
  53. ^ Jump up to: а б Шенкар 2022 , с. 4.
  54. ^ Шенкар 2014 , стр. 127–128.
  55. ^ Шенкар 2014 , с. 112.
  56. ^ Сравнитети 2017 , с. 1.
  57. ^ Сравнитети 2017 , стр. 3–4.
  58. ^ Шенкар 2014 , стр. 150–151.
  59. ^ Шенкар 2014 , с. 151.
  60. ^ Шенкар 2022 , с. 13.
  61. ^ Шенкар 2022 , с. 12.
  62. ^ Jump up to: а б Шенкар 2014 , с. 121.
  63. ^ Jump up to: а б Поттс 2001 , с. 28.
  64. ^ Jump up to: а б с Танабэ 1995 , с. 310.
  65. ^ Фальк 2015 , с. 293.
  66. ^ Вестенхольц 2014 , с. 181.
  67. ^ Вестенхольц 2014 , с. 185.
  68. ^ Шенкар 2017 , с. 197.
  69. ^ Поттс 2001 , стр. 30–31.
  70. ^ Поттс 2001 , с. 27.
  71. ^ Jump up to: а б Шенкар 2014 , с. 119.
  72. ^ Вестенхольц 2014 , с. 188.
  73. ^ Шенкар 2014 , с. 83.
  74. ^ Шенкар 2014 , с. 62.
  75. ^ Шенкар 2014 , с. 193.
  76. ^ Вестенхольц 2014 , с. 171.
  77. ^ Фальк 2015 , с. 287.
  78. ^ Фальк 2015 , стр. 287–288.
  79. ^ Jump up to: а б Вестенхольц 2014 , с. 191.
  80. ^ Вестенхольц 2014 , с. 195.
  81. ^ Шенкар 2017 , с. 195.
  82. ^ Jump up to: а б с Гренет и Гуанда 1996 , с. 176.
  83. ^ Ёсида 2007 , стр. 201.
  84. ^ Jump up to: а б Шенкар 2014 , с. 122.
  85. ^ Jump up to: а б Шенкар 2017 , с. 199.
  86. ^ Вестенхольц 2014 , с. 191–192.
  87. ^ Jump up to: а б Шенкар 2017 , с. 205.
  88. ^ Шенкар 2014 , с. 123.
  89. ^ Jump up to: а б с д Шенкар 2017 , с. 198.
  90. ^ Шенкар 2017 , стр. 194–195.
  91. ^ Шенкар 2017 , с. 194.
  92. ^ Шенкар 2017 , стр. 198–199.
  93. ^ Танабе 1995 , с. 309.
  94. ^ Танабе 1995 , стр. 309–310.
  95. ^ Шенкар 2014 , с. 168.
  96. ^ Jump up to: а б Хансен, Ёсида и Кагеяма 2005 , стр. 290.
  97. ^ Сравнитети 2021 , с. 9.
  98. ^ Шенкар 2014 , с. 191.
  99. ^ Шенкар 2014 , с. 126.
  100. ^ Минарди 2013 , с. 130.
  101. ^ Шенкар 2014 , с. 157.
  102. ^ Шенкар 2014 , с. 64.
  103. ^ Шенкар 2014 , с. 63.
  104. ^ Jump up to: а б Рассел-Смит 2022 , с. 199.
  105. ^ Рассел-Смит, 2022 , с. 157.
  106. ^ Рассел-Смит, 2022 , с. 161.
  107. ^ Рассел-Смит, 2022 , с. 192.
  108. ^ Гренет и Гуанда 1996 , с. 177.
  109. ^ Шенкар 2014 , с. 96.
  110. ^ Синьцзян 2022 , стр. 484.
  111. ^ Синьцзян 2022 , стр. 485–486.
  112. ^ Синьцзян 2022 , стр. 487–488.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f047979feea1b96690b7ee6135ea7ef__1721043000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/ef/8f047979feea1b96690b7ee6135ea7ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nana (Bactrian goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)