Хакани
Хакани | |
---|---|
Родное имя | Хакани |
Рожденный | Между 1120 и 1127 годами Ширван , Ширваншахи |
Умер | Между 1186-87 и 1199 гг. Тебриз , Эльдигузиды |
Жанр | Хабсият (тюремная поэзия) |
Известные работы | Диван , Тохфат аль-Эракайн |
Афзал ад-Дин Бадил ибн Али ибн Осман ( персидский : Афзал ад-Дин Бадил ибн Али ибн Осман известный как Хакани ( персидский : широко ) , IPA: [xɒːɣɒːˈniː] , ок. 1120 [ я ] – с. 1199), был крупным персом [ ii ] поэт и прозаик . Он родился в Закавказье в исторической области, известной как Ширван , где служил одистом Ширваншахам . Его слава наиболее прочно опирается на касыды, собранные в его «Диване» , и на его автобиографическом путеводителе «Тохфат аль-Эракайн» . Он также известен своим исследованием жанра, который позже стал известен как хабсият («тюремная поэзия»).
Жизнь
[ редактировать ]в семье плотника Хагани родился в Ширване . [ 3 ] Мать Хакани изначально была рабыней несторианской христианской веры, принявшей ислам. По словам Хакани, она была потомком «великого Филиппа», который некоторые ученые, такие как Минорский (1945), интерпретировали как означающее Марка Юлия Филиппа . [ 9 ] Хакани потерял отца в раннем возрасте, и его воспитывал дядя Кафи-ад-Дин Омар, врач. Позже Хакани написал восхваляющее его стихотворение, в котором использовал сходство имени своего дяди и имени Омара Хайяма , чтобы сравнить их достоинства. [ 10 ]
Хакани, возможно, был вундеркиндом , поскольку некоторые из его стихов можно отнести к его ранней юности, что указывает на то, что он стал восхвалителем Манучихра III в раннем возрасте. В ранней юности Хакани писал под псевдонимом Хакаики («Искатель»). Ширваншахи носили титул Хакан , от которого он позже получил псевдоним Хакани («царственный»). [ 6 ] В некоторых традиционных историях он описывается как ученик и зять знаменитого поэта Абул-Ала Гянджеви, однако это не подтверждается собственными сочинениями Хагани. [ 3 ]
Хакани в юности решил отправиться в паломничество в Мекку , вопреки желанию своего правителя и покровителя. При первой попытке покинуть Ширван он был схвачен приспешниками Манучихра в близлежащем Бейлагане . Обвиненный в неподчинении, он был заключен в тюрьму на срок 5 [ 11 ] или 7 [ 12 ] месяцев в древней крепости в Шабаране , недалеко от Дарбанда . Хакани был приговорен к нескольким последующим тюремным заключениям, пока в 1156–1157 годах ему не удалось бежать и отправиться в длительную экспедицию по Ближнему Востоку. [ 5 ] Его путешествия дали ему материал для его знаменитой работы «Тохфат аль-Эракайн» ( «Подарок двух Ираков» ; речь идет о западном Иране («Персидский Ирак») и Месопотамии («Арабский Ирак»). [ 6 ] Он также написал свою знаменитую касыду «Порталы в Мадаэне» , в которой созерцание Так-и Кисры (руины дворца Сасанидов недалеко от Ктесифона ), по словам Беларта (2010), «вызывает предупреждение о скоротечности королевских дворов». [ 3 ]
По возвращении Хагани был немедленно задержан преемником Манучихра Ахситаном I. Чтобы увековечить память о своем заключении в стихах, Хакани сочинил свои самые сильные антифеодальные стихи в жанре, который позже станет известен как хабсият (тюремная поэзия). Всего пять его стихотворений описывают его испытания в тюрьме. Одно из стихотворений, широко известное как «христианская» касыда, Гулд (2016) считает «одним из самых смелых его актов литературного бунта». [ 8 ] Минорский (1945) определил Андроника Комнина как покровителя, которому Хакани адресовал это стихотворение. [ 13 ]
Между 1173–1175 годами Хакани сочинил оды в честь победы Ширвана над русскими , в которых сообщает места и подробности операций, включая уничтожение 73 русских кораблей. [ 14 ] [ 15 ] Его личная жизнь в это время была наполнена трагедией. Он пережил несколько семейных утрат, в том числе смерть первой жены и маленького сына Рашид-ад-Дина. Хакани сочинял элегии, оплакивая их смерть. Примерно в то же время Хакани отправился во второе паломничество, после которого отошел от придворной жизни и поселился в Тебризе . Согласно сведениям о нем в различных биографических трудах о поэтах, дата его смерти колеблется от 1186 до 1199 года. [ 3 ] Согласно надгробию в Тебризе, Хакани умер в Шаввале 595 года, что соответствует июлю 1199 года. [ 7 ]
Работа и наследие
[ редактировать ]
Диван Хакани содержит касыды (как панегирики , так и непанегирические оды), тарджиат (строфические стихи), газели (светские любовные стихи) и рубаисы (четверостишия). Другая его известная работа, «Тохфат аль-Эракайн» , первоначально называвшаяся «Хатм аль-гареб» («Любопытные редкости»), написана в форме куплета ( маснави ) и имеет длину более трех тысяч стихов. [ 6 ] [ 3 ] Эта книга служит автобиографией, а также представляет его впечатления от Ближнего Востока. Белаерт отмечает, что, хотя эта работа представляет собой маснави, она обнаруживает большее сходство с другими его касыдами. [ 3 ] Среди его сохранившихся прозаических произведений - прозаическое введение к вышеупомянутому Маснави и около шестидесяти приписываемых ему писем. [ 3 ]
Хакани жил в частично христианской среде и, по словам Беларта, был «продуктом культурно сложной среды Кавказа». [ 3 ] Он установил дружеские контакты с византийской, армянской и грузинской королевской семьей. Его поэзия иногда изобилует христианскими образами и символами. [ 4 ] и, по словам Льюиса (2009), он «наполняет свои христианские образы позитивной аурой и глубоким знанием христианства ». [ 16 ]
Часто полагают, что сложная манера выражения Хакани часто была препятствием на пути полной оценки его поэтической ценности. [ 3 ] Большая часть его стихов считается заумной, демонстрирующей широкий словарный запас и обилие игры слов . По словам Минорского, стихотворения «изобилуют редкими словами, необычными сравнениями и намеками на астрологию, медицину, теологию, историю, не говоря уже о многочисленных намеках на события собственной жизни и времени поэта». [ 5 ] Али Дашти называл его «недоступным поэтом» и противопоставлял сложность стихов Хакани простоте поэзии Саади . [ 3 ]

Хакани широко считается крупным поэтом на персидском языке. [ iii ] Его хабсият («тюремная поэзия») считается одним из лучших в своем роде. [ 4 ] Этот жанр был описан как «самый эстетически привлекательный корпус текстов средневекового исламского мира, посвященных тюремному заключению». [ 8 ] Натияс (поэзия, восхваляющая Мухаммеда ) принесла ему титул Хасан'л-Аджам («Персидский Хасан»). Хасан ибн Сабит , известный арабский поэт, сочинивший панегирики в честь Мухаммеда, титул Хакани отсылает к тому факту, что он был персидским Хасаном. [ 6 ] Считается, что работы таких деятелей, как Омар Хайям , аль-Маарри , Унсури , Масуд Саад Салман и Санаи , были частью литературного прошлого Хакани. В свою очередь, его творчество повлияло на таких людей, как Незами Гянджеви , Джами и, вероятно, Саади и Хафез . [ 3 ] По словам Яна Рыпки : «Мастер языка, поэт, обладающий и умом, и сердцем, бежавший из внешнего мира во внутренний мир, личность, не соответствующая типу, — все это ставит его в первые ряды персидского народа» . литература ». [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Используя расшифровку хронограммы поэта и подтверждающие ссылки в его Диване, ученые предложили 514–15/1120–1121, [ 1 ] около 519/1125, [ 2 ] и 1127 [ 3 ] как наиболее вероятные даты его рождения.
- ^ Во всех используемых здесь научных источниках он неизменно описывается как перс. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
- ^ Например, Беларт называет его «крупным» поэтом. [ 3 ] и Вильчевский, [ 7 ] и «один из величайших персидских поэтов» Минорского, [ 5 ] и Рыпка считает его одним из великих мастеров персидского языка. [ 6 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Клинтон и Вильчевский 1969 , с. 101.
- ^ Минорский 1945 , с. 572.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Иранская женщина .
- ^ Jump up to: а б с Британника .
- ^ Jump up to: а б с д Минорский 1945 , с. 550.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рыпка 2011г .
- ^ Jump up to: а б с Клинтон и Вильчевский 1969 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Гулд 2016 .
- ^ Минорский 1945 , с. 574.
- ^ Аминразави 2011 , с. 49.
- ^ Гулд 2016 , с. 21.
- ^ Минорский 1945 , с. 561.
- ^ Минорский 1945 .
- ^ Минорский 1945 , с. 558.
- ^ Клинтон и Вильчевский 1969 , с. 98.
- ^ Льюис 2009 .
Библиография
[ редактировать ]- Беларт, Анна Ливия. «ХАКАНИ ШЕРВАНИ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 30 октября 2019 г.
- Минорский, В. (1945). «Хагани и Андроник Комнин». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 11 (3): 550–578. дои : 10.1017/S0041977X0007227X . JSTOR 609336 .
- Клинтон, Джером В.; Вильчевский, О. Л. (1969). «Хронограммы Хакани». Иранские исследования . 2 (2/3): 97–105. дои : 10.1080/00210866908701380 . JSTOR 4310036 .
- Гулд, Ребекка Рут (2016). «Ношение пояса угнетения: христианская касида Хагани и тюремная поэзия средневекового Ширвана». Журнал персидских исследований . 9 (1): 19–44. дои : 10.1163/18747167-12341296 .
- «Хакани » энциклопедия Британская Получено 27 октября.
- Рыпка, Ян (2011). История иранской литературы . Спрингер. ISBN 9789401034814 .
- Аминразави, Мехди (2011). Вино мудрости . Публикации Oneworld. ISBN 978-9695191385 .
- Льюис, Франклин (2009). «Сексуальная западность: политика обращения, христианская любовь и мальчиколюбие в Аттаре». Иранские исследования . 42 (5): 693–723. дои : 10.1080/00210860903306002 . JSTOR 40646791 . S2CID 161283849 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беларт, Анна Ливия (2023). «Хагани Ширвани» . Энциклопедия ислама, Три . Проверено 1 марта 2024 г.