Султанат Ром
Султанат Ром | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1077–1308 | |||||||||||||||||||||
Статус |
| ||||||||||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||||||||||
Общие языки | Персидский (официальный, придворный, литературный, разговорный) [ 1 ] [ 2 ] Арабский (нумизматика) [ 3 ] Византийский греческий (канцелярия, разговорный) [ 4 ] Староанатолийский турецкий (разговорный) [ 5 ] | ||||||||||||||||||||
Религия | Суннитский ислам (официальный), греческий православный (большинство населения) [ 6 ] | ||||||||||||||||||||
Правительство | Наследственная монархия Триархия (1249–1254) Двоевластие (1257–1262) | ||||||||||||||||||||
Султан | |||||||||||||||||||||
• 1077–1086 | Сулейман ибн Кутальмиш (первый) | ||||||||||||||||||||
• 1303–1308 | Месуд II (ребенок) | ||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||
1071 | |||||||||||||||||||||
1077 | |||||||||||||||||||||
1243 | |||||||||||||||||||||
1308 | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Сегодня часть | Турция |
Султанат Рум [ а ] было в культурном отношении тюрко-персидским мусульманским государством-суннитом, основанным на завоеванных византийскими территориями и народами ( Рум ) Анатолии после турками-сельджуками их входа в Анатолию после битвы при Манцикерте (1071 г.). Название Рум было синонимом средневековой Восточной Римской империи и ее народов, как и в современном турецком языке . [ 8 ] Название происходит от арамейского ( romī ) и парфянского ( frwm ) названий Древнего Рима через греческое Ῥωμαῖοι (Romaioi). [ 9 ]
Султанат Рум отделился от Империи Сельджуков при Сулеймане ибн Куталмише в 1077 году, всего через шесть лет после того, как византийские провинции центральной Анатолии были завоеваны в битве при Манцикерте (1071 год). Его столица сначала была в Никее , а затем в Иконии . Пика своего могущества он достиг в конце XII — начале XIII века, когда ему удалось захватить ключевые византийские порты на побережьях Средиземного и Черного морей . На востоке султанат доходил до озера Ван . Торговля через Анатолию с Ираном и Средней Азией развивалась по системе караван-сараев . особенно прочные торговые связи с генуэзцами В этот период сложились . Возросшее богатство позволило султанату поглотить другие турецкие государства, возникшие после завоевания Византийской Анатолии: Данишмендиды , Дом Менгюджека , Салтукидов , Артукидов .
Султаны-сельджуки приняли на себя основную тяжесть крестовых походов и в конечном итоге уступили монгольскому вторжению в битве при Кёсе-Даге в 1243 году . До конца 13 века сельджуки действовали как вассалы Ильханата . [ 10 ] Их власть распалась во второй половине 13 века. Последний из сельджукских вассальных султанов Ильханата, Месуд II , был убит в 1308 году. Распад государства Сельджуков оставил после себя множество мелких анатолийских бейликов (турецких княжеств), в том числе и Османской династии , которая в конечном итоге завоевала остальные и воссоединил Анатолию и стал Османской империей .
История
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]С 1030-х годов мигрирующие турецкие группы в поисках пастбищ проникли через византийские границы в Анатолию. [ 11 ] В 1070-х годах, после битвы при Манцикерте пришёл сельджукский полководец Сулейман ибн Кутулмиш , дальний родственник Алп Арслана и бывший претендент на престол Сельджукской империи , к власти в Западной Анатолии . Между 1075 и 1081 годами он получил контроль над византийскими городами Никеей (современный Изник ) и на короткое время также Никомидией (современный Измит ). Примерно два года спустя он основал княжество, которое первоначально было вассальным государством Византии , но через шесть-десять лет становилось все более независимым. [ 12 ] [ 13 ] поручил Сулейману Тем не менее, похоже, что в 1085 году византийский император Алексиос I Комнин отвоевать Антиохию , и первый отправился туда секретным маршрутом, предположительно под руководством византийцев. [ 14 ]
Сулейман безуспешно пытался завоевать Алеппо в 1086 году и погиб в битве при Айн-Сальме , либо сражаясь со своими врагами, либо покончив жизнь самоубийством. [ 15 ] После этого сын Сулеймана Кылыдж Арслан I был заключен в тюрьму, а его генерал Абуль-Касим пришел к власти в Никее. [ 16 ] После смерти султана Малик-шаха в 1092 году Кылыдж-Арслан был освобожден и обосновался на территориях своего отца между 1092 и 1094 годами, возможно, с одобрения сына и преемника Малик-шаха Беркьярука . [ 17 ]
Крестовые походы
[ редактировать ]Кылыдж Арслан, хотя и одержал победу в Народном крестовом походе 1096 года, был разбит солдатами Первого крестового похода и отброшен обратно в южно-центральную Анатолию, где он основал свое государство со столицей в Конье . Он разгромил три отряда крестоносцев в крестовом походе 1101 года . В 1107 году он двинулся на восток и захватил Мосул , но погиб в том же году, сражаясь с сыном Малик-шаха Мехмедом Тапаром . Он был первым мусульманским полководцем, выступавшим против крестовых походов. [ нужна ссылка ]
Тем временем другой ромский сельджук, Малик Шах (не путать с одноименным сельджукским султаном), захватил Конью. В 1116 году сын Кылыч-Арслана, Месуд I , взял город с помощью данишмендов . [ нужна ссылка ] После смерти Месуда в 1156 году султанат контролировал почти всю центральную Анатолию.
Второй крестовый поход был объявлен Папой Евгением III и был первым из крестовых походов, который возглавили европейские короли, а именно Людовик VII Франции и Конрад III Германии, с помощью ряда других европейских дворян. Армии двух королей раздельно маршировали по Европе. После перехода территории Византии в Анатолию обе армии по отдельности потерпели поражение от турок-сельджуков. Главный западный христианский источник, Одо Деуильский, и сирийские христианские источники утверждают, что византийский император Мануил I Комнин тайно препятствовал продвижению крестоносцев, особенно в Анатолии, где он, как утверждается, намеренно приказал туркам атаковать их. Однако этот предполагаемый саботаж крестового похода со стороны византийцев, вероятно, был сфабрикован Одо, который видел в Империи препятствие, и, более того, у императора Мануэля не было для этого политических причин. Людовик и Конрад и остатки их армий достигли Иерусалима и участвовали в 1148 году в опрометчивом нападении на Дамаск, закончившемся их отступлением. В конечном итоге крестовый поход на восток оказался провалом крестоносцев и победой мусульман. В конечном итоге это оказало ключевое влияние на падение Иерусалима и положило начало Третьему крестовому походу в конце XII века.
Сын Месуда, Кылыдж Арслан II , является первым известным сельджукским правителем, который, как известно, использовал титул султана. [ 20 ] и захватил оставшиеся территории вокруг Сиваса и Малатьи у последнего из Данишмендов. В битве при Мириокефалоне в 1176 году Кылыч-Арслан II также разгромил византийскую армию под предводительством Мануила I Комнина . Несмотря на временную оккупацию Коньи в 1190 году Священной Римской империи силами Третьего крестового похода , султанат быстро восстановил и укрепил свою власть. [ 21 ] В последние годы правления Кылыч-Арслана II султанат пережил гражданскую войну, в которой Кайхусрав I боролся за сохранение контроля и проиграл своему брату Сулейману II в 1196 году. [ 21 ] [ 22 ]
После смерти Кылыч-Арслана II султанат был разделен между его сыновьями. [ 23 ] Эльбистан был отдан Тугрилу ибн Кылычу Арслану II , но когда Эрзурум был взят у Салтукидов в начале тринадцатого века, он был посажен там. [ 24 ] Тугрил правил Эрзурумом с 1192 по 1221 год. [ 24 ] В 1211–1212 годах он вырвался из-под власти Сельджукского государства. [ 24 ] В 1230 году Джахан Шах бин Тугрил , который был союзником хорезмшаха Джалал ад-Дина, проиграл битву при Яссычемене , что позволило Эрзуруму быть присоединенным к султанату Сельджуков. [ 24 ]
Сулейман II сплотил своих вассальных эмиров и выступил против Грузии с армией численностью 150–400 000 человек, расположившись лагерем в долине Басиани . Тамар Грузинская быстро собрала армию по своим владениям и отдала ее под командование своего супруга Давида Сослана . Грузинские войска под командованием Давида Сослана внезапно продвинулись в Басиани и атаковали лагерь врага в 1203 или 1204 году. В решительном сражении силам сельджукидов удалось отразить несколько атак грузин, но в конечном итоге они были разбиты и разбиты. Потеря султанского знамени грузинами вызвала панику в рядах сельджуков. Сам Сулейманшах был ранен и отступил в Эрзурум. И армия Румских сельджуков, и грузинская армия понесли тяжелые потери, но скоординированные фланговые атаки помогли грузинам выиграть битву. [ 25 ] [ нужен лучший источник ]
Сулейман II умер в 1204 году. [ 26 ] и ему наследовал его сын Кылыдж Арслан III , правление которого было непопулярно. [ 26 ] Кайхусрав I захватил Конью в 1205 году, восстановив свое правление. [ 26 ] При нем и двух его преемниках, Кайкаусе I и Кайкубаде I , власть сельджуков в Анатолии достигла своего апогея. Самым важным достижением Кайхусрава стал захват гавани Атталии (Анталии) на побережье Средиземного моря в 1207 году. Его сын Кайкаус захватил Синоп. [ 27 ] и сделал Трапезундскую империю своим вассалом в 1214 году. [ 28 ] Он также подчинил Киликийскую Армению , но в 1218 году был вынужден сдать город Алеппо, приобретенный у аль-Камиля . Кайкубад продолжал приобретать земли вдоль побережья Средиземного моря с 1221 по 1225 год. [ нужна ссылка ]
В 1220-х годах он отправил экспедиционный корпус через Черное море в Крым . [ 29 ] На востоке он разгромил Менгуджекидов и стал оказывать давление на Артукидов . [ нужна ссылка ]
Монгольское завоевание
[ редактировать ]Кайхусрав II (1237–1246) начал свое правление с захвата региона вокруг Диярбакыра , но в 1239 году ему пришлось столкнуться с восстанием, которое возглавил популярный проповедник по имени Баба Ишак . Через три года, когда он окончательно подавил восстание, крымский плацдарм был утерян, а государство и армия султаната ослабли. Именно в этих условиях ему пришлось столкнуться с гораздо более опасной угрозой — расширением монголов . Войска Монгольской империи взяли Эрзурум в 1242 году, а в 1243 году султан был разгромлен Байджу в битве при Кёсе-Даге (гора между городами Сивас и Эрзинджан ), в результате чего турки-сельджуки были вынуждены присягнуть на верность монголы и стали их вассалами. [ 10 ] Сам султан после битвы бежал в Анталию, где и умер в 1246 году; его смерть положила начало периоду трехстороннего, а затем и двойного правления, которое продолжалось до 1260 года.
Царство Сельджуков было разделено между тремя сыновьями Кайхусрова . Старший, Кайкаус II (1246–1260), принял на себя власть на территории к западу от реки Кызылырмак . Его младшие братья, Кылыдж Арслан IV (1248–1265) и Кайкубад II (1249–1257), должны были править регионами к востоку от реки, находившимися под властью монголов. В октябре 1256 года Байджу разгромил Кайкауса II возле Аксарай и вся Анатолия стала официально подчиняться Мункэ-хану . В 1260 году Кайкаус II бежал из Коньи в Крым, где и умер в 1279 году. Кылыч-Арслан IV был казнен в 1265 году, а Кайхусров III (1265–1284) стал номинальным правителем всей Анатолии, при этом реальную власть осуществляли либо монголы, либо монголы. влиятельные регенты султана.
Распад
[ редактировать ]Государство Сельджуков начало распадаться на небольшие эмираты ( бейлики ), которые все больше дистанцировались как от монгольского, так и от сельджукского контроля. В 1277 году, откликнувшись на призыв из Анатолии, мамлюкский султан Байбарс совершил набег на Анатолию и разгромил монголов в битве при Эльбистане . [ 30 ] временно заменив их на посту администратора сельджукского государства. Но поскольку местные силы, призвавшие его в Анатолию, не выступили на защиту страны, ему пришлось вернуться на свою родину в Египте , и монгольское управление было восстановлено официально и строго. Также Армянское Киликийское королевство побережье Средиземного моря от Селиноса до Селевкии , а также города Мараш и Бехисни захватило у сельджуков в 1240-х годах .
Ближе к концу своего правления Кайхусрав III мог претендовать на прямой суверенитет только над землями вокруг Коньи. Некоторые из бейликов (включая раннее Османское государство) и сельджукские правители Анатолии продолжали признавать, хотя и номинально, верховенство султана в Конье, проводя хутбу от имени султанов в Конье в знак признания их суверенитета, а султаны продолжали называть себя Фахреддином, Гордостью Ислама . Когда Кайхусрав III был казнен в 1284 году, династия Сельджуков понесла еще один удар внутренней борьбы, которая продолжалась до 1303 года, когда сын Кайкауса II, Месуд II , утвердился в качестве султана в Кайсери . Он был убит в 1308 году, а вскоре после этого был убит его сын Месуд III. Дальний родственник династии Сельджуков на мгновение провозгласил себя эмиром Коньи, но потерпел поражение, а его земли были завоеваны Караманидами в 1328 году. Денежная сфера влияния султаната продлилась немного дольше, и монеты сельджукского монетного двора обычно считались надежными. значение, продолжал использоваться на протяжении всего 14 века, снова, в том числе османами.
Сравнительная генеалогия Султаната Рум с их современными соседями в Центральной Азии. |
---|
Культура и общество
[ редактировать ]Династия Сельджуков Рума, как преемники Великих Сельджуков, основывала свое политическое, религиозное и культурное наследие на тюрко-персидской традиции и греко-римском мире . [ 57 ] вплоть до того, что назвали своих сыновей новоперсидскими именами. [ 58 ] Сельджуки Рума унаследовали административный метод персидского государственного управления от Империи Сельджуков, который они позже передали османам. [ 59 ]
Как выражение тюрко-персидской культуры, [ 60 ] Рум-сельджуки покровительствовали персидскому искусству , архитектуре и литературе . [ 61 ] В отличие от Империи Сельджуков, сельджукские султаны Рума носили персидские имена, такие как Кей Хосров , Кей Кавад/Кобад и Кей Кавус . Бюрократы и религиозная элита их королевства в основном были персами. [ 62 ] Сообщается, что в 13 веке большинство мусульманских жителей в крупных городских центрах Анатолии говорили на персидском языке как на своем основном языке. [ 63 ] Именно в этом столетии склонность к подражанию Ирану в плане управления, религии и культуры достигла своего апогея, чему способствовал крупный приток персидских беженцев, спасавшихся от монгольских вторжений, которые принесли с собой персидскую культуру и сыграли важную роль в создании «второго Ирана». "В Анатолии. [ 64 ] [ 65 ] Иранские культурные, политические и литературные традиции глубоко повлияли на Анатолию в начале 13 века. [ 66 ]
Несмотря на свое тюркское происхождение, сельджуки использовали персидский язык в административных целях; даже их истории, пришедшие на смену арабскому языку, были на персидском языке. [ 61 ] Использование ими турецкого языка практически не поощрялось. [ 61 ] Даже султан Кылыдж-Арслан II в детстве разговаривал с придворными на персидском языке. [ 61 ] Ханбаги утверждает, что анатолийские сельджуки были еще более персидскими, чем сельджуки, правившие иранским нагорьем. [ 61 ] Рахат ас-Судур , история Великой империи Сельджуков и ее распада, написанная на персидском языке Мухаммедом бин Али Раванди, была посвящена султану Кайхусрову I. [ 67 ] Даже « Тарих-и Ал-и Салджук» , анонимная история Султаната Рум, была написана на персидском языке. [ 68 ] Султаны Рума в основном не имели арабского образования. [ 69 ] Это явно ограничивало арабское влияние или, по крайней мере, прямое влияние в относительно небольшой степени. [ 69 ] Напротив, персидская литература и иранское влияние расширились, поскольку большинство султанов и даже значительная часть горожан знали этот язык. [ 69 ]
Один из самых известных его персидских писателей Руми взял свое имя от названия государства. Более того, византийское влияние в Султанате также было значительным, поскольку византийская греческая аристократия оставалась частью сельджукской знати, а коренные византийские (ромские) крестьяне оставались многочисленными в регионе. [ 70 ] [ 71 ] Судя по их генеалогии, султаны-сельджуки отдавали предпочтение женщинам-христианкам, как и ранние османские султаны. В гареме Сельджуков греческие женщины были наиболее доминирующими. [ 72 ] Культурная тюркизация в Анатолии впервые началась в 14 веке, особенно во время постепенного подъема османов . [ 73 ] Сельджуки , население которых включало византийских греков , армян , курдов , турок и персов, добились больших успехов между 1220 и 1250 годами и заложили основу для последующей исламизации Анатолии. [ 74 ]
Архитектура
[ редактировать ]При строительстве караван-сараев , медресе и мечетей сельджуки Рума перевели иранскую сельджукскую архитектуру из кирпича и штукатурки на использование камня. [ 75 ] Среди них особенно примечательны караван-сараи (или хансы ), использовавшиеся в качестве остановок, торговых факторий и защиты для караванов, из которых около сотни сооружений было построено в период анатолийских сельджуков. Наряду с персидским влиянием, имевшим неоспоримый эффект, [ 76 ] Сельджукская архитектура была вдохновлена местными византийскими архитекторами, например, Небесной мечетью в Сивасе , и армянской архитектурой . [ 77 ] Анатолийская архитектура представляет собой одни из самых характерных и впечатляющих сооружений за всю историю исламской архитектуры. Позже эта анатолийская архитектура будет унаследована Султанатом Индии . [ 78 ]
Самый большой караван-сарай — Султан Хан (построен в 1229 году) на дороге между городами Конья и Аксарай, в поселке Султанханы , площадью 3900 м. 2 (42 000 кв. футов). Два караван-сарая носят имя Султан Хан , другой находится между Кайсери и Сивасом. Кроме того, помимо Султанханы, еще пять городов по всей Турции обязаны своими названиями построенным там караван-сараям. Это Аладжахан в Кангале , Дурагане , Хекимхане и Кадынхани , а также поселок Ахан в столичном районе Денизли . Караван-сарай Хекимхана уникален тем, что под обычной надписью на арабском языке с информацией о башне есть еще две надписи на армянском и сирийском языках , поскольку он был построен ) султана Кайкубада I врачом ( хекимом , который, как полагают, были христианами, принявшими ислам . Есть и другие частные случаи, такие как поселение в Калехисаре, прилегающее к древнему хеттскому поселению недалеко от Алачи , основанное сельджукским полководцем Хюсамеддином Темурлу , который укрылся в этом регионе после поражения в битве при Кёсе-Даге и основал поселок, включающий в себя замок, медресе, жилая зона и караван-сарай, которые позже были заброшены, видимо, примерно в 16 веке. Все, кроме караван-сарая, который до сих пор не обнаружен, было исследовано в 1960-х годах историком искусства. Октай Асланапа , а находки, а также несколько документов свидетельствуют о существовании яркого поселения на этом месте, например, османский фирман 1463 года , который предписывает директору медресе селиться не в школе, а в караван-сарае. [ нужна ссылка ]
Дворцы Сельджуков, как и их армии, были укомплектованы гильманами ( араб . غِلْمَان ), единственным гуламом , солдатами-рабами, взятыми детьми из немусульманских общин, в основном греков с бывших византийских территорий. Практика хранения гильмана, возможно, послужила моделью для более позднего девширме во времена Османской империи . [ 79 ]
Нумизматика
[ редактировать ]Самые ранние документально подтвержденные медные монеты Рум-сельджуков были отчеканены в первой половине двенадцатого века в Конье и восточных анатолийских эмиратах. [ 80 ] Обширные нумизматические данные свидетельствуют о том, что, начиная с середины тринадцатого века и вплоть до конца династии Сельджуков, монетные дворы и чеканка серебряных монет процветали, особенно в центральной и восточной Анатолии. [ 81 ]
Большая часть монет Кылыдж Арслана II была отчеканена в Конье между 1177–78 и 1195 годами, а небольшое количество также встречалось в Сивасе, который Румские сельджуки отвоевали у Данишмендидов. [ 23 ] Сивас, возможно, начал чеканить монеты в 1185–1186 годах. [ 23 ] Большинство монет Кылыдж Арслана II представляют собой серебряные дирхамы ; однако есть также несколько выпусков динаров и один или два фулуса (маленьких медных монет). [ 23 ] После его смерти султанат был разделен между его сыновьями. Мухиддин Месут, сын Кылыдж Арслана II, чеканил монеты в северо-западных городах Анкара, Чанкыры, Эскишехир и Казтамуну с 1186 по 1200 год. [ 23 ] Во время правления Тугрила ибн Кылыча Арслана II в Эрзуруме, другого сына Кылыджа Арслана II, в 1211–1212 годах чеканились серебряные дирхамы. [ 23 ]
Солнечный лев и всадник — два центральных мотива нумизматического репертуара сельджукских ромов. [ 82 ] Изображение всадника с еще двумя стрелами наготове и натянутым луком олицетворяет силу и контроль и представляет собой идеального царя-сельджуков Великой эпохи. [ 82 ] Изображение первоначально появилось на медных монетах ром-сельджуков в конце одиннадцатого века. [ 82 ] Первым, кто добавил конную иконографию на серебряные и золотые монеты, был Сулейман II Румский (годы правления 1196–1204). [ 82 ] Анталия чеканила монеты с Кайкауса I с ноября 1261 по ноябрь 1262 года. именем [ 83 ] Между 1211 и 1219 годами основная часть его монет чеканится в Конье и Сивасе. [ 23 ]
Значительная часть исламского Ближнего Востока, возможно, испытала «серебряный голод» из-за небольшого или очень небольшого количества чеканки серебра в одиннадцатом и большей части двенадцатого веков. Однако в начале тринадцатого века на территории Рум-Сельджуков произошло «серебряное наводнение», когда были открыты анатолийские серебряные рудники. [ 84 ] Проба ромовых сельджукских дирхамов аналогична пробе динаров ; часто оба чеканились с использованием одних и тех же штампов. [ 84 ] Превосходное качество и известность сельджукских серебряных монет способствовали процветанию династии в начале тринадцатого века и объясняют, почему они служили своего рода якорем для местного «валютного сообщества». [ 85 ] и Серебряные монеты Трапезундской империи Армянского королевства Киликии были созданы по образцу пробы и веса монет Рум-Сельджуков. [ 82 ]
Династия
[ редактировать ]История Турции |
---|
Хронология |
Портал Турции |
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Что касается имен султанов, то существуют варианты по форме и написанию в зависимости от предпочтений, высказанных тем или иным источником, либо для верности транслитерации персидского варианта арабской графики , которую использовали султаны, либо для передачи соответствующего имени султанов. современной турецкой фонологии и орфографии. У некоторых султанов было два имени, которые они предпочитали использовать поочередно в отношении своего наследия. Хотя два дворца, построенные Алаеддином Кейкубадом I, носят названия Дворец Кубадабад и Дворец Кейкубадие, он назвал свою мечеть в Конье Мечетью Алаеддина , а портовый город Аланию, который он захватил, - « Алайе ». Точно так же медресе, построенное Кайхусравом I в Кайсери, в комплексе ( külliye ), посвященном его сестре Гевхер Несибе , называлось Медресе Гиясие, а медресе, построенное Кайкаусом I в Сивасе, - Медресе Изедие. [ нужна ссылка ]
Султан | Царствование | Примечания |
---|---|---|
1. Куталмиш | 1060–1064 | Сражался с Алп Арсланом за наследование императорского сельджукского престола. |
2. Сулейман ибн Кутулмиш | 1075–1077 де-факто правил туркменами вокруг Изника и Измита ; 1077–1086 гг. Признан султаном Рума Малик -шахом I из Великих сельджуков. |
Основатель Анатолийского сельджукского султаната со столицей в Изнике. |
3. Кылыдж Арслан I | 1092–1107 | Первый султан в Конье |
4. Малик Шах | 1107–1116 | |
5. Масуд I | 1116–1156 | |
6. 'Изз ад-Дин Кылыдж Арслан II | 1156–1192 | |
7. Гият ад-Дин Кайхусрав I | 1192–1196 | Первое правление |
8. Рукн ад-Дин Сулейман II | 1196–1204 | |
9. Кылыдж Арслан III | 1204–1205 | |
(7.) Гият ад-Дин Кайхусрав I | 1205–1211 | Второе правление |
10. Изз ад-Дин Кайкаус I | 1211–1220 | |
11. 'Ала ад-Дин Кайкубад I | 1220–1237 | |
12. Гият ад-Дин Кайхусрав II | 1237–1246 | После его смерти султанат раскололся до 1260 года, когда Кылыдж Арслан IV остался единоличным правителем. |
13. Изз ад-Дин Кайкаус II | 1246–1262 | |
14. Рукн ад-Дин Кылыдж Арслан IV | 1249–1266 | |
15. Ала ад-Дин Кайкубад II | 1249–1254 | |
16. Гият ад-Дин Кайхусрав III | 1266–1284 | |
17. Гият ад-Дин Масуд II | 1282–1296 | Первое правление |
18. 'Ала ад-Дин Кайкубад III | 1298–1302 | |
(17.) Гият ад-Дин Масуд II | 1303–1308 | Второе правление |
См. также
[ редактировать ]- Детское восстание
- Византийско-сельджукские войны
- Список битв с участием Империи Сельджуков
- Провинция Рум , Османская империя
Примечания
[ редактировать ]- ^ В настоящее время называется Анатолийским Сельджукским Султанатом ( персидский : سلجوقیان روم , латинизированным : Saljuqiyân-i Rûm , букв. «Сельджуки Рума»), Султанатом Икония , Анатолийским Государством Сельджуков ( турецкий : Anadolu Selçuklu Devleti ) или Сельджуками Турции (тюрк) выход : Сельджуки Турции ) [ 7 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Великий визирь Сахип Шамс ад-Дин Исфахани правил страной от имени Изз ад-Дина Кая Кавуса II между 1246 и 1249 годами.
- ^ Великий визирь Парвана Муин ад-Дин Сулейман правил страной от имени Гият ад-Дина Кая Хосрова III в период с 1266 по 2 августа 1277 года (1 раби аль-авваль 676).
- ↑ Между 1246 и 1249 годами Изз ад-Дин Кей Кавус II правил один.
- ^ Изз ад-Дин Кей Кавус II потерпел поражение 14 октября 1256 года в Султанханах ( Султан-Хан , Аксарай ) и вступил на престол 1 мая 1257 года снова после ухода Байджу Нояна из Анатолии.
- ↑ Между 1262 и 1266 годами Рукн ад-Дин Кылыдж Арслан IV правил один.
- ↑ Между 1249 и 1254 годами тройное правление трёх братьев.
- ^ По словам Ибн Биби , аль-Эвамируль-Аляийе , стр. 727. (10 зу аль-хиджа 675 – 17 мухаррама 676)
- ^ Согласно Языджиоглу Али, Теварих-и Ал-и Сельчук , стр. 62. (10 зу аль-хиджа 677 – 17 мухаррама 678)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Груссе, Рене, Степная империя: История Центральной Азии , (Rutgers University Press, 2002), 157; «...сельджукский двор в Конье принял персидский язык в качестве своего официального языка».
- ^ Бернард Льюис, Стамбул и цивилизация Османской империи , (Университет Оклахомы Press, 1963), 29; «Литература Сельджукской Анатолии почти полностью была на персидском языке...».
- ^ Mecit 2013 , с. 82.
- ^ Эндрю Пикок и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2013), 132; « Официальное использование греческого языка канцелярией Сельджуков хорошо известно ».
- ^ Мехмед Фуад Копрулу (2006). Ранние мистики в турецкой литературе . п. 207.
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 265.
- ^ Бейхаммер, Александр Дэниел (2017). Византия и возникновение мусульманско-турецкой Анатолии, ок. 10:40–11:30 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 15.
- ^ Александр Каждан, «Рум» Оксфордский византийский словарь (Oxford University Press, 1991), том. 3, с. 1816. Пол Виттек , Расцвет Османской империи , Книги Королевского азиатского общества, Routledge (2013), стр. 81 : «Это государство тоже носило если не официально, то, по крайней мере, в обиходе имя Рум, и его князья фигурируют в восточных хрониках под именем Сельджуков Рума (ар.: Саладжика ар-Рум ). А. Кристиан Ван Гордер , Христианство в Персии и статус немусульман в Иране, стр. 215: «Сельджуки называли земли своего султаната Рум, потому что он был основан на территории, долгое время считавшейся «римской», то есть византийской, мусульманскими армиями».
- ^ Шукуров 2020 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Джозеф Сондерс, История монгольских завоеваний (University of Pennsylvania Press, 1971), 79.
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 12.
- ^ Сикер, Мартин, Исламский мир на подъеме: от арабских завоеваний до осады Вены , (Greenwood Publishing Group, 2000), 63–64.
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 72.
- ^ Франкопан 2013 , стр. 51.
- ^ Франкопан 2013 , стр. 52.
- ^ Сикер, Мартин, Исламский мир на подъеме: от арабских завоеваний до осады Вены , (Greenwood Publishing Group, 2000), 65.
- ^ Франкопан 2013 , стр. 68–69.
- ↑ Эти рыцари были вооружены длинными мечами и луками, а для защиты использовали большие щиты («воздушные щиты»), ламеллярные доспехи и кольчуги- кольчуги. Горелик, Михаил (1979). Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока восьмого-пятнадцатого веков в произведениях искусства (в исламском оружии и доспехах) . Лондон: Роберт Элгуд. п. Рис. 38. ISBN 978-0859674706 .
- ^ Сабухи, Ахмедов Ахмед оглы (июль – август 2015 г.). «Миниатюры рукописи «Варка и Гюльшах» как источник для изучения оружия XII–XIII веков в Азербайджане» . Австрийский журнал гуманитарных и социальных наук (7–8): 14–16.
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 73.
- ^ Перейти обратно: а б Анатолия в период сельджуков и «бейликов» , Осман Туран, Кембриджская история ислама , Том. 1А, изд. П.М. Холт, Энн К.С. Лэмбтон и Бернард Льюис (издательство Кембриджского университета, 1995), 244–245.
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Синклер 2020 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д Синклер 2020 , стр. 137–138.
- ^ Александр Микаберидзе, Исторический словарь Грузии , (Rowman & Littlefield, 2015), 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Клод Каэн, Формирование Турции: Сельджукидский султанат Рум: с одиннадцатого по четырнадцатый , пер. и ред. П.М. Холт (Pearson Education Limited, 2001), 42.
- ^ Трихт 2011 , с. 355.
- ^ Ринг, Уотсон и Шеллингер 1995 , стр. 651.
- ^ ACS Peacock, «Кампания Салюка против Крыма и экспансионистская политика раннего правления Ала ад-Дина Кайкубада» , Журнал Королевского азиатского общества , Vol. 16 (2006), стр. 133–149.
- ^ Кастрицис 2013 , с. 26.
- ^ Захируддин-и Нисабури, Селькунаме , (Публикации Мухаммеда Рамазани), Тегеран 1332, стр. 10.
- ^ Решидуддин Фазлуллах-и Хемедани , Câmiʿu't-tevârîḫ , (Публикации Ахмеда Атеша), Анкара, 1960, том. II/5, с. 5.
- ^ Равенди, Мухаммед б. Али, Рахату'с-судур, (Ateş Publications), том. я, с. 85.
- ^ Мустевфи, Тарих-и Гюзиде, (Новые публикации), стр. 426.
- ^ Осман Гази Озгюденли (2016). МУСА ЯБГУ . Том. ПРИЛОЖЕНИЕ-2. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 324–325.
- ^ Перейти обратно: а б с д Севим, Али (2010). СУЛЕЙМАН ШАХ I (PDF) . Том. 38. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 103–105. ISBN 978-9-7538-9590-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фарук Шумер (2002). БЛАГОСЛОВЕН (PDF) . Том. 26. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 480–481. ISBN 978-9-7538-9406-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Осман Гази Озгюденли (2016). «МУСЯ ЯБГУ» . Энциклопедия ислама TDV, Приложение 2 (Кафур, Эбул-Миск – Зюрейк, Константин) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 324–325. ISBN 978-975-389-889-8 .
- ^ Бейхаки, Тарих, (Бехменьяр), стр. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шумер, Фарук (2009). АНАТОЛИЙСКИЕ СЕЛЬДЖУКИ (PDF) . Том. 36. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 380–384. ISBN 978-9-7538-9566-8 .
- ^ Севим, Али (1993). "ЧАГРИ БЕЙ" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 8 (Ci̇lve – Dârünnedve) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 183–186. ISBN 978-975-389-435-7 .
- ^ Шумер, Фарук (2009). "СЕЛЬЮКИ" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 36 (Сакал – Севм) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 365–371. ISBN 978-975-389-566-8 .
- ^ Озайдин, Абдулкерим (2002). КАВУРД БЕЙ (PDF) . Том. 25. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 73–74. ISBN 978-9-7538-9403-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шумер, Фарук (2009). Кирман Сельчукс (PDF) . Том. 36. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 377–379. ISBN 978-9-7538-9566-8 .
- ^ Безер, Гюлай Огюн (2011). «ТЕРКЕН ХАТУН, мать Махмуда I» (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 40 (Танзимат – Тевекчу) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. п. 510. ИСБН 978-975-389-652-8 . Теркен-хатун (жена Малик-шаха I) .
- ^ Озайдин, Абдулкерим (2004). «МЕЛИКША» (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 29 (Мектеб – Мисир Мевлевиханеси) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 54–57. ISBN 978-975-389-415-9 .
- ^ Озайдин, Абдулкерим (1992). "БЕРКЯРУК" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 5 (Балабан - Бешир Ага) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 514–516. ISBN 978-975-389-432-6 .
- ^ Шумер, Фарук (2009). СЕЛЬДЖУКЫ (PDF) . Том. 36. Стамбул : TDV Исламская энциклопедия . стр. 365–371. ISBN 978-9-7538-9566-8 .
- ^ Анвери , Düstûrnâme-i Anveri, стр. 78–80, 1464.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шумер, Фарук (2009). «СЕЛЬДЖУКЫ ИРАКА» (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 36 (Сакал – Севм) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. п. 387. ИСБН 978-975-389-566-8 .
- ^ Озайдин, Абдулкерим (2003). «МАХМЕД б. МУХАММЕД ТАПАР» (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 27 (Кютахья Мевлевиханеси – Маниса) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 371–372. ISBN 978-975-389-408-1 .
- ^ Шумер, Фарук (2012). "ТУРУЛ I" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 41 (Таваккул – Тюстери) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 341–342. ISBN 978-975-389-713-6 .
- ^ Шумер, Фарук (2004). "МЕСЬОД б. МУХАММЕД ТАПАР" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 29 (Мектеб – Мисир Мевлевиханеси) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 349–351. ISBN 978-975-389-415-9 .
- ^ Шумер, Фарук (1991). "АРСЛАНШАХ б. ТУРУЛ" (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 3 (Амасия - Ашик Мусикиси) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 404–406. ISBN 978-975-389-430-2 .
- ^ Шумер, Фарук (2012). «Эбу Талиб ТУРУЛ б. АРСЛАНША б. ТУРУЛ» (PDF) . Энциклопедия ислама TDV, Том. 41 (Таваккул – Тюстери) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 342–344. ISBN 978-975-389-713-6 .
- ^ Шукуров 2016 , с. 108–109.
- ^ Салджуки: Салджуки Анатолии , Роберт Хилленбранд, Художественный словарь , Том 27, Эд. Джейн Тернер (Macmillan Publishers Limited, 1996), 632.
- ^ Руди Пол Линднер, Исследования в предыстории Османской империи , (University of Michigan Press, 2003), 3.
- ^ Ицковиц 1980 , с. 48.
- ^ Льюис, Бернард, Стамбул и цивилизация Османской империи , с. 29.
Даже когда земля Рума стала политически независимой, она оставалась колониальным продолжением тюрко-персидской культуры, центры которой находились в Иране и Средней Азии... Литература Сельджукской Анатолии почти полностью была на персидском языке...
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ханбаги 2016 , с. 202.
- ^ Хилленбранд 2020 , с. 15.
- ^ Шукуров 2020 , с. 155.
- ^ Хилленбранд 2021 , с. 211 «Теперь Внутренняя Анатолия должна была постепенно стать мусульманской, и этот процесс происходил под руководством турок. В Анатолии, как и везде, сельджукские правители пили в своих городах в соответствии с персидской культурой. Эта тенденция копировать Иран в управлении, религии и культура достигла своего апогея в тринадцатом веке с более полным развитием государства Сельджуков в Анатолии и притоком персидских беженцев в анатолийские города. Таким образом, в Анатолии был создан «второй Иран». турки завоевали и заселили землю Анатолии в одиннадцатом и двенадцатом веках, именно персы сыграли важную роль в распространении на этих территориях развитой исламской религиозной и светской культуры (...) Цитата на французском языке: Les réfugiés iraniens qui . entrèrent en grand nombre en Anatolie à la suite des вторжения монголов в Иран – les fonctionnaires, les poètes, les Sufis et, avant tout, les cadres religieux – Transformèrent de l'intérieur lacultural urbaine de этого региона».
- ^ Финдли, Картер В. (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, США. п. 72. ИСБН 978-0-19-517726-8 .
Между тем, среди миграционного роя, тюркировавшего Анатолию, рассеяние ученых людей с персоязычного востока парадоксальным образом превратило двор сельджуков в Конье в новый центр персидско-исламской придворной культуры.
- ^ Хикман и Лейзер 2016 , с. 278.
- ^ Ричардс и Робинсон 2003 , с. 265.
- ^ Крейн 1993 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Каэн и Холт 2001 , стр. 163.
- ^ Шукуров, Рустам (2011), «Восточные окраины византийского мира: просопографическая перспектива», в Херрин, Юдит; Сен-Гийен, Гийом (ред.), Идентичность и преданность в Восточном Средиземноморье после 1204 года , Ashgate Publishing, Ltd., стр. 181–191, ISBN 978-1-4094-1098-0
- ^ Коробейников, Дмитрий (2007), «Султан в Константинополе: праздники Гият ад-Дина Кай-Хосрова I» , в Брубейкере, Лесли; Линарду, Каллиро (ред.), Ешь, пей и веселись (Луки 12:19): Еда и вино в Византии: материалы 37-го ежегодного весеннего симпозиума византийских исследований в честь профессора А.А.М. Брайера , Ashgate Publishing, Ltd. ., с. 96, ISBN 978-0-7546-6119-1
- ^ ACS Peacock и Сара Нур Йылдыз, Сельджуки Анатолии: двор и общество на средневековом Ближнем Востоке , (IB Tauris, 2015), 121.
- ^ Хилленбранд 2021 , с. 211.
- ^ Хилленбранд 2021 , с. 333.
- ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2004), «Западная Азия: 1000–1500», в Онианс, Джон (редактор), Атлас мирового искусства , издательство Laurence King Publishing, стр. 130
- ^ Архитектура (Мухаммадан) , Х. Саладин, Энциклопедия религии и этики , Том 1, Ред. Джеймс Гастингс и Джон Александр (сын Чарльза Скрибнера, 1908 г.), 753 г.
- ^ Армения в периоды сельджуков и монголов , Роберт Бедросян, Армянский народ от древности до наших дней: династические периоды от древности до четырнадцатого века , Vol. Я, Эд. Ричард Ованнисян (St. Martin's Press, 1999), 250.
- ^ Трудности перевода: Архитектура, таксономия и «восточные турки» , Финбарр Барри Флад, Мукарнас: История и идеология: Архитектурное наследие «Земли Рома» , 96.
- ^ Родригес, Юниус П. (1997). Историческая энциклопедия мирового рабства . АВС-КЛИО. п. 306 . ISBN 978-0-87436-885-7 .
- ^ Бейхаммер 2017 , стр. 20.
- ^ Коттон 2000 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кэнби и др. 2016 , с. 69.
- ^ Шукуров 2016 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Кэнби и др. 2016 , с. 68.
- ^ Кэнби и др. 2016 , стр. 68–69.
Источники
[ редактировать ]- Бейхаммер, Александр Дэниел (2017). Византия и возникновение мусульманско-турецкой Анатолии, ок. 10:40–11:30 . Рутледж.
- Босворт, CE (2004). Новые исламские династии: хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета . ISBN 0-7486-2137-7 .
- Бекташ, Дженгиз (1999). Предложение по сельджукским караван-сараям, их защите и использованию: Предложение относительно сельджукских караван-сараев, их защите и использованию (на турецком и английском языках). Публикации Yapı-Endüstri Merkezi. ISBN 975-7438-75-8 .
- Каэн, Клод; Холт, Питер Малкольм (2001). Образование Турции. Сельджукидский султанат Рум: с одиннадцатого по четырнадцатый век . Лонгман.
- Кэнби, Шейла Р.; Беязит, Дениз; Ругиади, Марьям; Павлин, САУ, ред. (2016). Двор и космос: Великая эпоха сельджуков . Метрополитен-музей.
- Крейн, Х. (1993). «Заметки об архитектурном покровительстве Салджуку в Анатолии тринадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока . 36 (1): 1–57. дои : 10.1163/156852093X00010 .
- Франкопан, Питер (2013). Первый крестовый поход: Зов с Востока . Лондон: Винтаж. ISBN 9780099555032 .
- Хикман, Билл; Лейзер, Гэри (2016). Турецкий язык, литература и история: рассказы путешественников, султаны и ученые с восьмого века . Рутледж.
- Хилленбранд, Кэрол (2020). «Что особенного в истории сельджуков?». В Кэнби, Шейла; Беязит, Дениз; Ругиади, Мартина (ред.). Сельджуки и их преемники: искусство, культура и история . Издательство Эдинбургского университета. стр. 6–16. ISBN 978-1474450348 .
- Хилленбранд, Кэрол (2021). Средневековые турки: Сборник очерков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474485944 .
- Ицковиц, Норман (1980). Османская империя и исламская традиция . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0226388069 .
- Кастрицис, Димитрис (2013). «Исторический эпос «Ахваль-и Султан Мехмед» (Сказания о султане Мехмеде) в контексте ранней османской историографии». Написание истории при Османском дворе: редактирование прошлого, формирование будущего . Издательство Университета Индианы.
- Ханбаги, Аптин (2016). «Чемпионы персидского языка: монголы или турки?». В Де Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (ред.). Монгольский Ближний Восток: преемственность и трансформация в Ильханидском Иране . Брилл.
- Мечит, Сонгул (2013). Румские сельджуки: эволюция династии . Тейлор и Фрэнсис.
- Памук, Севкет (2000). Денежная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета.
- Ричардс, Дональд С.; Робинсон, Чейз Ф. (2003). Тексты, документы и артефакты . Брилл.
- Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол, ред. (1995). Южная Европа: Международный словарь исторических мест . Том. 3. Рутледж.
- Shukurov, Rustam (2016). The Byzantine Turks, 1204–1461 . Brill.
- Шукуров, Рустам (2020). «Охватывая величину: Салджук-Рум между Византией и Персией». В Кэнби, Шейла; Беязит, Дениз; Ругиади, Мартина (ред.). Сельджуки и их преемники: искусство, культура и история . Издательство Эдинбургского университета. стр. 144–162. ISBN 978-1474450348 .
- Синклер, Томас (2020). Восточная торговля и Средиземноморье в средние века: аясы Пеголотти . Рутледж.
- Трихт, Филип Ван (2011). Латинское обновление Византии: Константинопольская империя (1204–1228) . Перевод Лонгботтома, Питера. Брилл.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Явуз, Айшыл Тюкель. «Концепции, формирующие анатолийские караван-сараи сельджуков» (PDF) . АрхНет . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2007 г.
- «Список сельджукских построек» . АрхНет . Архивировано из оригинала 5 апреля 2007 г.
- Кэтрин Брэннинг. «Примеры караван-сараев, построенных Анатолийским сельджукским султанатом» . Турецкий Ганс.