Сельджук (полководец)
Сельджук | |
---|---|
Джентльмен | |
Умер | в. 1007 [ 1 ] или 1009 (возраст 100/107) Джанд |
Похороны | |
Проблема | |
Дом | Династия Сельджуков |
Отец | Тукак |
Религия |
|
Сельджук (умер около 1007 или 1009 гг.), романизированный по-разному , был тюркским военачальником огузов. Он был одноименным основателем династии Сельджуков и тезкой Сельчука , современного города недалеко от руин древнего Эфеса в Турции .
Имя
[ редактировать ]Личное имя военачальника — Сельчук ( /sɛl.tʃʰuk/ ) на современном турецком языке , имя, которое иногда переводится на английский как Сельчук. Его имя варьируется в разных источниках и языках. Форма سلجك ( Сельчук или Сельчук , /seldʒuk/ или /seldʒyk/ ) появляется в Махмуда аль-Кашгари 1072–1074 годов караханидском турецком Диване Лугхат аль-Тюрк и в анонимной древнеанатолийской турецкой книге Деде Коркута XIII–XV веков. . [ 2 ] В арабских и персидских источниках он фигурирует как Сельджук , Сельджук , Сельджук , Сельджук и Сельджук . [ 1 ] [ нужны разъяснения ] Романизация включает сельджуков ( / s ɛ l . dʒ ə k / или / dʒ u k / ), сельджуков , сельджуков , сельджуков , [ нужна ссылка ] Форель , [ нужна ссылка ] и Салджук . [ нужна ссылка ] Его имя иногда дается титулом бей , также латинизированным по-разному.
Существуют разные теории об этимологии Сельджуков: [ 2 ]
- сельчук , что означает «маленький наводнение».
- салчук , что означает «маленький плот».
- salçığ , что означает «спорщик».
По словам Кафероглу, название произошло от корня сил- на древнеуйгурском языке , что означает «чистый». Хотя корень sil- был преобразован в i > e, а имя было создано путем добавления уменьшительного слова -çük . [ 3 ] Значение этого слова можно интерпретировать как «чистый», «чистый», «честный» и «человек своего слова». Утверждается, что это было унисекс-имя, которое в прошлом давалось как мальчикам, так и девочкам, и что некоторые из этих черт характерны для женщин, поэтому было бы разумнее называть девочек в честь некоторых из этих качеств. [ 2 ]
По мнению венгерского тюрколога Ласло Расони , его имя следует читать как Сельчик . [ 4 ] Йозеф Маркварт предложил читать имя как Салчук . [ 5 ] Питер Бенджамин Голден предложил вокализацию Salçuq ~ Saljuq , основанную на исламских и сирийских транскрипциях. sljwq и увидел связь с корнем sal- «перемещать (что-то), приводить в движение с некоторым намеком на резкое движение», этимология, согласующаяся с современной тюркской антропонимией. [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Сельджук был сыном Тукака. [ 7 ] или Тукак Бег (دوقاق دمور یالیق Dûqâq Demur Yalığ ) , известный как Темур Ялыг (что означает «железный лук ») из-за его навыков в работе. В огузской культуре стрелы и лук считаются знаком суверенитета, и, учитывая прозвище Дукака, он был не обычным солдатом, а су-баши (главнокомандующим). По разным данным, Дукак был могущественным государственным деятелем, обладал большой властью и влиянием в государстве огузов Ябгу и умер около 924 года. [ 8 ]
Иммиграция в Янд
[ редактировать ]Сельджук имел большую власть и влияние среди людей своего племени, проживавших на территории Государства Огуз Ябгу. Отношения между Сельджуками и Огузом Ябгу были омрачены инцидентом, о котором малоизвестно из-за отсутствия надежных источников. Тем не менее, Сельджук покинул государство огузов Ябгу и иммигрировал со своим племенем в город Джанд , [ 9 ] расположен на левом берегу Сырдарьи . Ходят слухи [ кем? ] что во время этого переселения у Сельджук-бека было 100 всадников, 1500 верблюдов и 50 000 овец. Если каждый всадник приравнивается к семье, то сельджуки, мигрировавшие в Джанд, вероятно, представляли собой небольшую кочевую общину численностью около 500 человек. [ 10 ]
Джанд был важным приграничным городом в степях в X-XIII веках. Этот город, населенный как кочевым, так и оседлым населением, служил воротами в степь. Джанд был относительно популярным местом для мусульман и религиозных пропагандистов из Трансоксианы, а также торговцев из разных мест. Там Сельджук и его племя огузов приняли ислам. Это событие произошло после переселения сельджуков в Джанд в 985-986 годах и до отъезда сельджуков в Трансоксиану на помощь саманам в 992 году. [ 10 ]
Приняв ислам, Сельджук изгнал чиновников, посланных огузами Ябгу в Джанд для сбора ежегодного налога, заявив, что «мусульмане не будут платить дань неверующим», и развязал войну против турок-немусульман. Это вполне может быть подтверждено Аль-Байхаки , который называет Сельджук-бека аль-Малик аль-Гази Сельджуком (что означает «правитель и религиозный борец-сельджук»). [ 11 ]
Самым важным событием, произошедшим в этот период, стала смерть старшего сына Сельджуков Микаила , который был отцом Тугрул -бека и Чагри-бека , основателей Великой Сельджукской империи. После этого инцидента жена Микаила (мать Тугрила и Чагри) вышла замуж за Юсуфа, другого сына Сельджука. По старым тюркским традициям (причиной такой традиции было то, что кто-то мог использовать овдовевшую дворянку для усиления силы среди племени/страны), а двух его сыновей, Тугрула и Чагри, воспитывал их дед Сельджук-бек. [ 11 ]
Отношения с Саманидами
[ редактировать ]Сельджук, получивший власть благодаря своей военной деятельности в Джанде и его окрестностях, постепенно стал участвовать в политике Трансоксианы . После караханидского правителя Хасана б. Сулейман Бугра-хан захватил саманидский город Бухару , Саманиды обратились к сельджукам за помощью против Бугра-хана. После этого Сельджук отправил своего старшего сына Арслана ( Исраила ) в Трансоксиану. [ 12 ]
Поскольку в этот период Сельджук старел, администрация фактически находилась в руках Арслана. Тем временем государство Саманидов, окончательно потерявшее свою мощь, подвергалось частым возобновляющимся нападениям Караханидов, что давало Арслану возможность доказать свою военную доблесть. В период, когда государство Саманидов сотрясалось внутренними смутами, вызванными Фаиком, Абу Али Симкуром и Бектузуном , а также Караханидами, вошедшими в Трансоксиану и захватившими Бухару во второй раз (999 г.), сельджуки при Арслане оказывал военную помощь Абу Ибрагиму Исмаилу аль-Мунтасиру (1000–1005), последнему члену династии Самани (1003). Хотя аль-Мунтасир и добился определенных успехов в борьбе с армией Караханидов под командованием Илиг-хана Насра при поддержке сельджуков, он не смог предотвратить крах государства Саманидов. [ 11 ] Сам Арслан был взят в плен в 1025 году Махмудом Газневидом . После этого случая вся Трансоксиана перешла под власть Караханидов, и сельджукам пришлось подчиниться Караханидам. [ 12 ]
Отношения с хазарами
[ редактировать ]Предполагается, что по некоторым источникам Сельджук начал свою карьеру офицером хазарской армии . [ 13 ] В этих источниках приводятся сведения о предках сельджуков, записи о связи Дукака с хазарским меликом. Тот факт, что эти записи, кажущиеся двусмысленными в Мелик-наме , были повторены Ибн Хасулом , написавшим свой труд во времена Тугрул-бека, не оставляет никаких сомнений в родстве сельджуков с хазарами. Из-за нехватки ресурсов невозможно раскрыть природу этих отношений и полностью определить их рамки, однако трудно сказать, осуществлялись ли эти отношения через государство Огуз Ябгу или независимо. Однако если между предками сельджуков и хазарами установился политический контакт, то наиболее подходящей датой для этого должна быть середина второй четверти X в., когда Хазарский каганат нуждался в военной помощи. В результате вполне возможно, что Дукак имел политические и военные отношения с хазарами во время их распада либо напрямую, либо через государство огузов Ябгу, и что эти воспоминания могли передаваться только устно в семье, отражая лишь смутные записи истории Сельджуков. написано примерно сто пятьдесят лет спустя. [ 14 ]
Основание династии Сельджуков.
[ редактировать ]Микаила Тугруле и Чагри сельджуки При сыновьях мигрировали в Хорасан . Попытки Газневидов остановить набеги сельджуков на местное мусульманское население привели к битве при Данданакане 23 мая 1040 года. Победоносные сельджуки стали хозяевами Хорасана, распространив свою власть на Трансоксиану и по всему Ирану . К 1055 году Тугрул расширил свой контроль вплоть до Багдада , заявив себя защитником халифа Аббасидов , который удостоил его титула султана . Более ранние правители, возможно, использовали этот титул, но сельджуки, похоже, были первыми, кто начертал его на своих монетах. [ 15 ]
Смерть
[ редактировать ]Сельджук-бек умер в Джанде в возрасте около ста лет около 1009 года. После его смерти Арслан, один из трех его оставшихся в живых сыновей, взял на себя управление в соответствии со старыми огузскими традициями. Его сыну Арслану, имевшему титул ябгу, помогали Юсуф, имевший титул инала, и Муса, имевший титул инанча от своих братьев. Тем временем сыновья Микаила Тугрул и Чагри заняли свое место в администрации в качестве «попрошаек» в возрасте 14-15 лет. Хотя главой семьи был Арслан Ябгу, сыновья и внуки Сельджуков управляли туркменскими беками и другими связанными с ними силами полусвязно, в соответствии со старыми огузскими традициями. [ 16 ]
Семья
[ редактировать ]По разным источникам, у Сельджука было четыре или пять сыновей: Исраил ( Израиль, Арслан) , Микаил ( Михаил ), Муса ( Моисей ), Юсуф ( Иосиф ) и/или Юнус ( Иона ). Все пять упомянутых имен связаны с иудаизмом. Некоторые исследователи, указавшие на религиозный статус имен, пришли к выводу, что семья Сельджуков до принятия ислама была либо хазарской иудеей , либо христианкой-несторианкой . [ нужна ссылка ] Однако, учитывая, что имена этих людей широко используются в исламском мире, турецкие историки заявляют, что такая интерпретация не может основываться только на именах. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ОЗАЙДИН, АБДУЛКЕРИМ (2009). «СЕЛЬЧУК БЕЙ» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 36 (Сакал – Севм) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN 978-975-389-566-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Gedikli Yusuf (2015). " "Selçuk" kişi adının köken ve anlamı (etimolojisi)". Dil Bilimi, Dil Bilgisi ve Dil Eğitimi / Linguıstics Grammar And Language Teaching / Языкознание Грамматика И Обучение Языку . Vol. 2. p. 650.
- ^ Кафероглу, Ахмет (1993), Эски-уйгурский словарь турецкого языка (на турецком языке) (3-е изд.), Стамбул: Enderun Kitabevi, стр. 133 и далее .
- ^ Бахаеддин Огель (1971). Турецкая мифология (Эпосы с источниками и пояснениями) (на турецком языке). п. 589.
- ^ Ибрагим Кафесоглу (1988). История сельджуков: интерпретация Ибрагима Кафесоглу и возникшая в результате полемика . п. 21.
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 217
- ^ Золотой 2007 , с. 159.
- ^ Озгюденли 2018 , с. 27.
- ^ Озгюденли 2018 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Озгюденли 2018 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Озгюденли 2018 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Груссе 1970 , стр. 149–150
- ^ Райс 1961 , с. 18-19.
- ^ Озгюденли 2018 , с. 26.
- ^ Финдли 2005 , с. 68.
- ^ Озгюденли 2018 , с. 33.
Ссылки
[ редактировать ]- Адас, Майкл (2001). Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории . Издательство Университета Темпл.
- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира». В Бойле, Дж. А. (ред.). Кембриджская история Ирана: Салджукский и монгольский периоды . Том. 5. Издательство Кембриджского университета.
- Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд Паблишерс, Инк.
- Каэн, Клод (1969). «Турецкое вторжение: Сельчукиды». В Сеттоне, Кеннет Мейер (ред.). История крестовых походов: первые сто лет . Издательство Университета Висконсина.
- Данлоп, DM (1966). Хазары, Темные века: евреи в христианской Европе, 711–1096 гг .
- Финдли, Картер Вон (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета.
- Голден, Питер (2007). «Обращение хазар в иудаизм». В Голдене, Питер; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы . Брилл.
- Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813506272 . OCLC 90972 .
- Озгюденли, Осман Гази (2018). «Происхождение Сельджуков». В Туране Рефик (ред.). Справочник по истории сельджуков [ Справочник по истории сельджуков ] (на турецком языке). Публикации для графического принтера. стр. 19–37.
- Райс, Тамара Талбот (1961). Сельджуки в Малой Азии . Темза и Гудзон.