Jump to content

Сельджук (полководец)

Сельджук
Джентльмен
Умер в. 1007 [ 1 ] или 1009 (возраст 100/107)
Джанд
Похороны
Неизвестно, возможно, недалеко от Джанда , Казахстан. [ 1 ]
Проблема
Дом Династия Сельджуков
Отец Тукак
Религия
  • Ранее: неизвестно
  • Позже: суннитский ислам

Сельджук (умер около 1007 или 1009 гг.), романизированный по-разному , был тюркским военачальником огузов. Он был одноименным основателем династии Сельджуков и тезкой Сельчука , современного города недалеко от руин древнего Эфеса в Турции .

Личное имя военачальника — Сельчук ( /sɛl.tʃʰuk/ ) на современном турецком языке , имя, которое иногда переводится на английский как Сельчук. Его имя варьируется в разных источниках и языках. Форма سلجك ( Сельчук или Сельчук , /seldʒuk/ или /seldʒyk/ ) появляется в Махмуда аль-Кашгари 1072–1074 годов караханидском турецком Диване Лугхат аль-Тюрк и в анонимной древнеанатолийской турецкой книге Деде Коркута XIII–XV веков. . [ 2 ] В арабских и персидских источниках он фигурирует как Сельджук , Сельджук , Сельджук , Сельджук и Сельджук . [ 1 ] [ нужны разъяснения ] Романизация включает сельджуков ( / s ɛ l . ə k / или / u k / ), сельджуков , сельджуков , сельджуков , [ нужна ссылка ] Форель , [ нужна ссылка ] и Салджук . [ нужна ссылка ] Его имя иногда дается титулом бей , также латинизированным по-разному.

Существуют разные теории об этимологии Сельджуков: [ 2 ]

  • сельчук , что означает «маленький наводнение».
  • салчук , что означает «маленький плот».
  • salçığ , что означает «спорщик».

По словам Кафероглу, название произошло от корня сил- на древнеуйгурском языке , что означает «чистый». Хотя корень sil- был преобразован в i > e, а имя было создано путем добавления уменьшительного слова -çük . [ 3 ] Значение этого слова можно интерпретировать как «чистый», «чистый», «честный» и «человек своего слова». Утверждается, что это было унисекс-имя, которое в прошлом давалось как мальчикам, так и девочкам, и что некоторые из этих черт характерны для женщин, поэтому было бы разумнее называть девочек в честь некоторых из этих качеств. [ 2 ]

По мнению венгерского тюрколога Ласло Расони , его имя следует читать как Сельчик . [ 4 ] Йозеф Маркварт предложил читать имя как Салчук . [ 5 ] Питер Бенджамин Голден предложил вокализацию Salçuq ~ Saljuq , основанную на исламских и сирийских транскрипциях. sljwq и увидел связь с корнем sal- «перемещать (что-то), приводить в движение с некоторым намеком на резкое движение», этимология, согласующаяся с современной тюркской антропонимией. [ 6 ]

Источник

[ редактировать ]

Сельджук был сыном Тукака. [ 7 ] или Тукак Бег (دوقاق دمور یالیق Dûqâq Demur Yalığ ) , известный как Темур Ялыг (что означает «железный лук ») из-за его навыков в работе. В огузской культуре стрелы и лук считаются знаком суверенитета, и, учитывая прозвище Дукака, он был не обычным солдатом, а су-баши (главнокомандующим). По разным данным, Дукак был могущественным государственным деятелем, обладал большой властью и влиянием в государстве огузов Ябгу и умер около 924 года. [ 8 ]

Иммиграция в Янд

[ редактировать ]
Огуз Ябгу (750-1055 гг. н. э.)

Сельджук имел большую власть и влияние среди людей своего племени, проживавших на территории Государства Огуз Ябгу. Отношения между Сельджуками и Огузом Ябгу были омрачены инцидентом, о котором малоизвестно из-за отсутствия надежных источников. Тем не менее, Сельджук покинул государство огузов Ябгу и иммигрировал со своим племенем в город Джанд , [ 9 ] расположен на левом берегу Сырдарьи . Ходят слухи [ кем? ] что во время этого переселения у Сельджук-бека было 100 всадников, 1500 верблюдов и 50 000 овец. Если каждый всадник приравнивается к семье, то сельджуки, мигрировавшие в Джанд, вероятно, представляли собой небольшую кочевую общину численностью около 500 человек. [ 10 ]

Джанд был важным приграничным городом в степях в X-XIII веках. Этот город, населенный как кочевым, так и оседлым населением, служил воротами в степь. Джанд был относительно популярным местом для мусульман и религиозных пропагандистов из Трансоксианы, а также торговцев из разных мест. Там Сельджук и его племя огузов приняли ислам. Это событие произошло после переселения сельджуков в Джанд в 985-986 годах и до отъезда сельджуков в Трансоксиану на помощь саманам в 992 году. [ 10 ]

Приняв ислам, Сельджук изгнал чиновников, посланных огузами Ябгу в Джанд для сбора ежегодного налога, заявив, что «мусульмане не будут платить дань неверующим», и развязал войну против турок-немусульман. Это вполне может быть подтверждено Аль-Байхаки , который называет Сельджук-бека аль-Малик аль-Гази Сельджуком (что означает «правитель и религиозный борец-сельджук»). [ 11 ]

Самым важным событием, произошедшим в этот период, стала смерть старшего сына Сельджуков Микаила , который был отцом Тугрул -бека и Чагри-бека , основателей Великой Сельджукской империи. После этого инцидента жена Микаила (мать Тугрила и Чагри) вышла замуж за Юсуфа, другого сына Сельджука. По старым тюркским традициям (причиной такой традиции было то, что кто-то мог использовать овдовевшую дворянку для усиления силы среди племени/страны), а двух его сыновей, Тугрула и Чагри, воспитывал их дед Сельджук-бек. [ 11 ]

Отношения с Саманидами

[ редактировать ]
Карта Хорасана и Трансоксианы .

Сельджук, получивший власть благодаря своей военной деятельности в Джанде и его окрестностях, постепенно стал участвовать в политике Трансоксианы . После караханидского правителя Хасана б. Сулейман Бугра-хан захватил саманидский город Бухару , Саманиды обратились к сельджукам за помощью против Бугра-хана. После этого Сельджук отправил своего старшего сына Арслана ( Исраила ) в Трансоксиану. [ 12 ]

Поскольку в этот период Сельджук старел, администрация фактически находилась в руках Арслана. Тем временем государство Саманидов, окончательно потерявшее свою мощь, подвергалось частым возобновляющимся нападениям Караханидов, что давало Арслану возможность доказать свою военную доблесть. В период, когда государство Саманидов сотрясалось внутренними смутами, вызванными Фаиком, Абу Али Симкуром и Бектузуном , а также Караханидами, вошедшими в Трансоксиану и захватившими Бухару во второй раз (999 г.), сельджуки при Арслане оказывал военную помощь Абу Ибрагиму Исмаилу аль-Мунтасиру (1000–1005), последнему члену династии Самани (1003). Хотя аль-Мунтасир и добился определенных успехов в борьбе с армией Караханидов под командованием Илиг-хана Насра при поддержке сельджуков, он не смог предотвратить крах государства Саманидов. [ 11 ] Сам Арслан был взят в плен в 1025 году Махмудом Газневидом . После этого случая вся Трансоксиана перешла под власть Караханидов, и сельджукам пришлось подчиниться Караханидам. [ 12 ]

Отношения с хазарами

[ редактировать ]

Предполагается, что по некоторым источникам Сельджук начал свою карьеру офицером хазарской армии . [ 13 ] В этих источниках приводятся сведения о предках сельджуков, записи о связи Дукака с хазарским меликом. Тот факт, что эти записи, кажущиеся двусмысленными в Мелик-наме , были повторены Ибн Хасулом , написавшим свой труд во времена Тугрул-бека, не оставляет никаких сомнений в родстве сельджуков с хазарами. Из-за нехватки ресурсов невозможно раскрыть природу этих отношений и полностью определить их рамки, однако трудно сказать, осуществлялись ли эти отношения через государство Огуз Ябгу или независимо. Однако если между предками сельджуков и хазарами установился политический контакт, то наиболее подходящей датой для этого должна быть середина второй четверти X в., когда Хазарский каганат нуждался в военной помощи. В результате вполне возможно, что Дукак имел политические и военные отношения с хазарами во время их распада либо напрямую, либо через государство огузов Ябгу, и что эти воспоминания могли передаваться только устно в семье, отражая лишь смутные записи истории Сельджуков. написано примерно сто пятьдесят лет спустя. [ 14 ]

Основание династии Сельджуков.

[ редактировать ]

Микаила Тугруле и Чагри сельджуки При сыновьях мигрировали в Хорасан . Попытки Газневидов остановить набеги сельджуков на местное мусульманское население привели к битве при Данданакане 23 мая 1040 года. Победоносные сельджуки стали хозяевами Хорасана, распространив свою власть на Трансоксиану и по всему Ирану . К 1055 году Тугрул расширил свой контроль вплоть до Багдада , заявив себя защитником халифа Аббасидов , который удостоил его титула султана . Более ранние правители, возможно, использовали этот титул, но сельджуки, похоже, были первыми, кто начертал его на своих монетах. [ 15 ]

Сельджук-бек умер в Джанде в возрасте около ста лет около 1009 года. После его смерти Арслан, один из трех его оставшихся в живых сыновей, взял на себя управление в соответствии со старыми огузскими традициями. Его сыну Арслану, имевшему титул ябгу, помогали Юсуф, имевший титул инала, и Муса, имевший титул инанча от своих братьев. Тем временем сыновья Микаила Тугрул и Чагри заняли свое место в администрации в качестве «попрошаек» в возрасте 14-15 лет. Хотя главой семьи был Арслан Ябгу, сыновья и внуки Сельджуков управляли туркменскими беками и другими связанными с ними силами полусвязно, в соответствии со старыми огузскими традициями. [ 16 ]

По разным источникам, у Сельджука было четыре или пять сыновей: Исраил ( Израиль, Арслан) , Микаил ( Михаил ), Муса ( Моисей ), Юсуф ( Иосиф ) и/или Юнус ( Иона ). Все пять упомянутых имен связаны с иудаизмом. Некоторые исследователи, указавшие на религиозный статус имен, пришли к выводу, что семья Сельджуков до принятия ислама была либо хазарской иудеей , либо христианкой-несторианкой . [ нужна ссылка ] Однако, учитывая, что имена этих людей широко используются в исламском мире, турецкие историки заявляют, что такая интерпретация не может основываться только на именах. [ 10 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с ОЗАЙДИН, АБДУЛКЕРИМ (2009). «СЕЛЬЧУК БЕЙ» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 36 (Сакал – Севм) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN  978-975-389-566-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Gedikli Yusuf (2015). " "Selçuk" kişi adının köken ve anlamı (etimolojisi)". Dil Bilimi, Dil Bilgisi ve Dil Eğitimi / Linguıstics Grammar And Language Teaching / Языкознание Грамматика И Обучение Языку . Vol. 2. p. 650.
  3. ^ Кафероглу, Ахмет (1993), Эски-уйгурский словарь турецкого языка (на турецком языке) (3-е изд.), Стамбул: Enderun Kitabevi, стр. 133 и далее .
  4. ^ Бахаеддин Огель (1971). Турецкая мифология (Эпосы с источниками и пояснениями) (на турецком языке). п. 589.
  5. ^ Ибрагим Кафесоглу (1988). История сельджуков: интерпретация Ибрагима Кафесоглу и возникшая в результате полемика . п. 21.
  6. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 217
  7. ^ Золотой 2007 , с. 159.
  8. ^ Озгюденли 2018 , с. 27.
  9. ^ Озгюденли 2018 , с. 29.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Озгюденли 2018 , с. 31.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Озгюденли 2018 , с. 32.
  12. ^ Перейти обратно: а б Груссе 1970 , стр. 149–150
  13. ^ Райс 1961 , с. 18-19.
  14. ^ Озгюденли 2018 , с. 26.
  15. ^ Финдли 2005 , с. 68.
  16. ^ Озгюденли 2018 , с. 33.
  • Адас, Майкл (2001). Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории . Издательство Университета Темпл.
  • Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира». В Бойле, Дж. А. (ред.). Кембриджская история Ирана: Салджукский и монгольский периоды . Том. 5. Издательство Кембриджского университета.
  • Брук, Кевин Алан (2006). Евреи Хазарии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд Паблишерс, Инк.
  • Каэн, Клод (1969). «Турецкое вторжение: Сельчукиды». В Сеттоне, Кеннет Мейер (ред.). История крестовых походов: первые сто лет . Издательство Университета Висконсина.
  • Данлоп, DM (1966). Хазары, Темные века: евреи в христианской Европе, 711–1096 гг .
  • Финдли, Картер Вон (2005). Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета.
  • Голден, Питер (2007). «Обращение хазар в иудаизм». В Голдене, Питер; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы . Брилл.
  • Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. ISBN  9780813506272 . OCLC   90972 .
  • Озгюденли, Осман Гази (2018). «Происхождение Сельджуков». В Туране Рефик (ред.). Справочник по истории сельджуков [ Справочник по истории сельджуков ] (на турецком языке). Публикации для графического принтера. стр. 19–37.
  • Райс, Тамара Талбот (1961). Сельджуки в Малой Азии . Темза и Гудзон.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0876ffb3365f44f3983e70038ad6890b__1718426820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/0b/0876ffb3365f44f3983e70038ad6890b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seljuk (warlord) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)