Варка и Гольшах


Варка и Гольшах , также известные как Варка и Гульшах , Варка о Гольшах ( ورقه و گلشاه , Варка ва Гольшах XI века ), — персидский эпос написанный поэтом Айюки. в 2250 стихах , [ 1 ] Во введении автор восхваляет знаменитого газневидского правителя Махмуда Газни (годы правления 998–1030). [ 1 ]
Варка и Гольшах вдохновили французскую средневековую романтическую историю «Флорис и Бланшфлор» . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Эпос — это история любви юноши по имени Варка и девушки Гольша. [ 1 ] Их отцы — братья-арабы Хомам и Хелал, вожди племени Бану Шабих. Когда Варка и Гольша должны были пожениться, Гольша был похищен врагом по имени Рабиб б. Аднан. Последовали различные сражения, отец Варки, Раби и двое его сыновей были убиты, пока Гольша наконец не был спасен. Однако свадьбу отменяет отец Гольшаха, который утверждает, что Варка слишком беден. Чтобы разбогатеть, Варка идет ко двору своего дяди по материнской линии, короля Йемена Монкера. Тем временем царь Сирии получает руку Гольша от ее матери. Когда Варга возвращается богатым человеком, ему говорят, что Гольша мертв, но он узнает, что это ложь. Он отправляется в Сирию, чтобы противостоять королю, но тот обращается с ним с такой добротой, что чувствует себя обязанным отказаться от Гольшаха. Вскоре он умирает от горя. Гольшах идет в могилу и там тоже умирает от горя. Их гробницы-близнецы стали местом паломничества как евреев, так и мусульман. Год спустя Пророк Мухаммед посетил могилы и воскресил Варку и Гольшу, которые наконец воссоединились. [ 1 ]
Уникальное издание 13 века с миниатюрами.
[ редактировать ]
Эпос основан на старинной арабской истории. [ 1 ] но единственная известная рукопись - это издание 13-го века, которое обычно считается продуктом сельджуков начала 13-го века . Это самая ранняя известная иллюстрированная рукопись на персидском языке, скорее всего, она была создана в Конье . [ 3 ]
На миниатюрах изображены типичные среднеазиатские люди, коренастые, с большими круглыми головами. [ 4 ] Абд уль-Мумин аль-Хойи, родившийся в городе Хой Азербайджанской Автор миниатюр в рукописи – художник области. [ 5 ] [ 6 ] Рукопись была завершена в Конье , под властью Сельджукского султаната Рум . [ 7 ] [ 8 ] Сейчас он находится в музее Топкапы (Дворец Топкапы-музей, Казначейство 841 H.841). [ 9 ] Его можно датировать примерно 1250 годом. [ 10 ]
Вооружение
[ редактировать ]Картины из рукописи представляют собой редкие изображения современной армии сельджукского периода и, возможно, повлияли на другие известные изображения тюркских солдат-сельджуков. [ 9 ] [ 11 ] Все изображенные костюмы и снаряжение относятся к современнику художника, датированному XIII веком н.э. [ 5 ] Миниатюры представляют собой первый известный образец иллюстрированной рукописи на персидском языке, датируемой домонгольской эпохой , и полезны при изучении оружия того периода. [ 5 ] [ 12 ] В частности, изображены металлические лицевые маски и кольчужные шлемы на тюркский манер, доспехи с небольшими металлическими пластинками, соединенными ремнями, большие круглые щиты (самые большие из них называются «коршунными») и длинные каплевидные щиты, панцирные кони. [ 5 ] Виды оружия и доспехов, изображенные на миниатюрах, были распространены на Ближнем Востоке и на Кавказе в эпоху Сельджуков . [ 5 ]
-
Раби отрубает голову своему противнику. Сцена битвы в Варке и Гольшахе , Сельджукская Анатолия, середина XIII века.
-
Лави ранит Варку в бедро. Варка и Гольшах , Сельджукская Анатолия, середина XIII века.
-
Гульша (справа), переодетая мужчиной, противостоит похитителю Лави. Позади Варка ранен и связан. Варка и Гольшах , Сельджукская Анатолия, середина XIII века.
-
Гульша убивает Раби ибн Аднана своим копьем. Позади нее стоит ее побежденный возлюбленный Варка, раненый и связанный.
-
Выход вооруженной Варки из стен Йемена в сопровождении двух всадников (37, 35б)
-
Армия Варки рассеивает армии Бахрейна и Адана.
-
Варка свергает воина Адена
-
Воскрешение Варки и Гульши Пророком. За ним стоят четверо его друзей и будущие халифы, а также царь Шама (Сирия). [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и диджей. Халеги-Мотлах. «АЙЮКЕ» . В энциклопедии Ираника . 15 декабря 1987 г. Проверено 26 февраля 2012 г.
- ^ Халеги-Мотлах, Дж. «АЙЮКЕ» . iranicaonline.org . Энциклопедия Ираника.
- ^ Хилленбранд 2021 , с. 208 «Самая ранняя иллюстрированная персидская рукопись, подписанная художником из Хуя на северо-западе Ирана, была создана между 1225 и 1250 годами, почти наверняка в Конье. Asiatiques XXII (Париж, 1970))»
- ^ Уэйли, П.; Титли, Нора М. (1975). «Иллюстрированный персидский текст Калилы и Димны, датированный 707/1307-8» . Журнал Британской библиотеки . 1 (1): 42–61. ISSN 0305-5167 . JSTOR 42553970 .
Уникальная сельджукская рукопись в библиотеке музея Топкапы Сарайи (Хазине 841) (рис. 7). Эта рукопись, роман «Варка ва Гульшах», вероятно, датируется началом тринадцатого века. Фигуры на миниатюрах с типичными чертами среднеазиатских народов — приземистые, коренастые, с большими круглыми головами. Их снова можно увидеть в более сложной форме в так называемых миниатюрах в туркменском стиле, созданных в Ширазе ок. 1460-1502 гг. под покровительством другой династии туркменских завоевателей.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сабухи, Ахмедов Ахмед оглы (июль – август 2015 г.). «Миниатюры рукописи «Варка и Гюльшах» как источник для изучения оружия XII–XIII веков в Азербайджане» . Австрийский журнал гуманитарных и социальных наук (7–8): 14–16.
- ↑ Полное имя художника: Абд аль-Мумин б. Мухаммад ан-Наккаш аль-Хуйи. Подпись художника имеется на л.58в рукописи. Его имя также появляется в связи с основанием медресе Каратай сельджукским эмиром Джалал ад-Дином Каратаем в 1253–1254 годах н.э. в Конье. Его имя ( нисбах ) аль-Клюйи указывает на то, что он был родом из Хуя, Азербайджан. (Грубе, 1966, стр. 73; Меликян-Чирвани, 1970, стр. 79-80; Роджерс, 1986, стр. 50).
- ^ Блэр, Шейла С. (19 января 2020 г.). Исламская каллиграфия . Издательство Эдинбургского университета. п. 366. ИСБН 978-1-4744-6447-5 .
- ^ Неджипоглу, Гюльру; Лил, Карен А. (1 октября 2009 г.). Мукарнас . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-17589-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Ричард (1977). Арабская живопись . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 91–92. ISBN 978-0-8478-0081-0 .
- ^ Блум, Джонатан; Блер, Шейла (14 мая 2009 г.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . ОУП США. п. 214-215. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ Эттингхаузен, Ричард (1977). Арабская живопись . Нью-Йорк: Риццоли. п. 91, 92 , 162 комментарий. ISBN 978-0-8478-0081-0 .
Две сцены в верхнем и нижнем регистрах (...) могут быть созданы под сильным влиянием современных персидских сельджуков (...), как и сцены в недавно обнаруженных Варке и Гульшахе (стр. 92) (...) На картине Очевидно, что это отражается на чертах лица этих турок, а также на особой моде и одежде, которые они предпочитали. (с.162, комментарий к изображению со стр.91)
- ^ Горелик, Михаил (1979). Восточные доспехи Ближнего и Среднего Востока восьмого-пятнадцатого веков в произведениях искусства (в исламском оружии и доспехах) . Лондон: Роберт Элгуд. п. Рис.38. ISBN 978-0859674706 .
- ^ Неджипоглу, Гюльру; Лил, Карен А. (1 октября 2009 г.). Мукарнас . БРИЛЛ. п. 235. ИСБН 978-90-04-17589-1 .
Источники
[ редактировать ]- Хилленбранд, Кэрол (2021). Средневековые турки: Сборник очерков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474485944 .