Возвышение Османской империи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2007 г. ) |
История Османская империя |
---|
![]() |
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Возникновение Османской империи — это период истории, который начался с возникновения Османского княжества ( турецкий : Osmanlı Beyliği ) в ок. 1299 г. и закончился ок. 1453 . Этот период стал свидетелем основания политического образования, которым управляла Османская династия в северо-западном анатолийском регионе Вифиния , и его трансформации из небольшого княжества на византийской границе в империю, охватывающую Балканы , Анатолию , Ближний Восток и Северную Африку . По этой причине этот период в истории империи был описан как «Протоимперская эра» . [ 1 ] На протяжении большей части этого периода османы были всего лишь одним из многих конкурирующих государств в регионе и полагались на поддержку местных военачальников Гази и вассалов (беев), чтобы сохранить контроль над своим царством. К середине пятнадцатого века османские султаны смогли накопить достаточно личной власти и авторитета, чтобы создать централизованное имперское государство, и этот процесс был достигнут султаном Мехмедом II ( годы правления 1451–1481– ). [ 2 ] Завоевание Константинополя в 1453 году рассматривается как символический момент, когда зарождающееся Османское государство превратилось из простого княжества в империю, что стало важным поворотным моментом в его истории. [ 3 ]
Причину успеха Османской империи нельзя объяснить каким-то одним фактором, и они менялись на протяжении всего периода, поскольку османы постоянно адаптировались к меняющимся обстоятельствам. [ 4 ]
Раннюю часть этого периода, четырнадцатый век, особенно трудно изучать историкам из-за нехватки источников. Со времен правления Османа I не сохранилось ни одного письменного документа , а от остальной части столетия сохранилось очень мало. [ 5 ] Более того, османы начали записывать свою собственную историю только в пятнадцатом веке, более чем через сто лет после многих событий, которые они описывают. [ 6 ] Таким образом, перед историками стоит серьезная задача провести различие между фактами и мифами при анализе историй, содержащихся в этих более поздних хрониках. [ 7 ] настолько, что один историк даже заявил, что это невозможно, назвав самый ранний период истории Османской империи «черной дырой». [ 8 ]
Турецкий историк Халил Инальчик подчеркнул важность религиозного рвения, выражаемого через джихад, как основной мотивации завоеваний Османской империи: «Идеал Газы, священной войны, был важным фактором в основании и развитии Османского государства. Общество в приграничных княжествах соответствовало определенному культурному образцу, пропитанному идеалом непрерывной священной войны и непрерывного расширения Дар уль Ислама – царств ислама – пока они не охватили весь мир». [ 9 ] Это известно как « Тезис Газы» — теория ранней османской экспансии, которая сейчас широко критикуется.
Анатолия до османов
[ редактировать ]
После битвы при Манцикерте (1071 г.) Анатолия была разделена между двумя относительно могущественными государствами: Византийской империей на западе и анатолийскими сельджуками на центральном плато. Равновесие между ними было нарушено монгольским вторжением и завоеванием сельджуков после битвы при Кёсе-Даге в 1243 году, а также завоеванием Константинополя византийской династией Палеологов в 1261 году, что отвлекло внимание Византии от анатолийской границы. Давление монголов вынудило кочевые тюркские племена мигрировать на запад, на ныне плохо защищенную византийскую территорию. В течение следующих двух столетий анатолийские бейлики находились под сюзеренитетом монголов , особенно Ильханства . На всех монетах, отчеканенных в этот период в Анатолии, изображены правители Ильханства . Начиная с 1260-х годов Анатолия все больше начала выходить из-под контроля Византии, поскольку турецкие анатолийские бейлики создавались как на бывших византийских землях, так и на территории раздробленного Сельджукского султаната. [ 10 ]
Таким образом, политическая власть в Западной Анатолии к концу тринадцатого века была чрезвычайно фрагментирована, разделена между местными правителями, племенными группами, святыми деятелями и военачальниками, при этом власть Византии и Сельджуков всегда присутствовала, но быстро ослабевала. [ 11 ] Фрагментация власти побудила некоторых историков описывать политические образования Анатолии тринадцатого и четырнадцатого веков как тайфа , или «мелких королей», по сравнению с историей мусульманской Испании позднего средневековья . [ 12 ] [ 13 ] Могущество этих групп во многом зависело от их способности привлекать военную силу. Западная Анатолия в то время была рассадником набегов: воины по своему желанию переходили на сторону того вождя, который, по их мнению, был наиболее способен предоставить им возможности для грабежа и славы. [ 14 ]
Происхождение Османского государства
[ редактировать ]Османская династия названа в честь первого правителя Османской империи Османа I. Согласно более поздней османской традиции, он происходил из тюркского племени, мигрировавшего из Центральной Азии после монгольских завоеваний . Как свидетельствуют монеты, отчеканенные во время его правления, отца Османа звали Эртугрул , [ 15 ] но помимо этого детали «слишком мифологичны, чтобы их можно было воспринимать как нечто само собой разумеющееся». [ 16 ]
Происхождение Османской династии точно не известно, но известно, что она была основана турками из Средней Азии , которые мигрировали в Анатолию и находились под сюзеренитетом монголов. [ 17 ]
Точно так же ничего не известно о том, как Осман впервые основал свое княжество ( бейлик ), поскольку источники, ни один из которых не является современным, содержат множество различных и противоречивых историй происхождения. Несомненно то, что в какой-то момент в конце тринадцатого века Осман стал лидером небольшого княжества с центром в городе Сёгют в северо-западном анатолийском регионе Вифиния . Появление Османа в качестве лидера отмечено тем, что он выпускал монеты от своего имени, в отличие от своих предшественников в последние два столетия, которые выпускали монеты от имени Ильханатов. [ 18 ] Княжество Османа первоначально поддерживалось племенной силой кочевых турецких групп, которых он возглавлял в набегах на византийские территории региона. [ 19 ] Это османское племя основывалось не на кровных узах, а на политической целесообразности. Таким образом, в него вошли все желающие присоединиться, включая людей византийского происхождения. [ 20 ] Османское предприятие возглавили несколько великих семей воинов, в том числе семья Кёсе Михала , имевшая греко-христианское происхождение. [ 21 ] и семья Гранислава , которая была болгаркой. Ислам и персидская культура с самого начала были частью османской самоидентичности, о чем свидетельствует грант на землю, выданный сыном Османа Орханом в 1324 году, в котором он был описан как «Защитник веры». [ 22 ]
Газа и гази в ранней истории Османской империи
[ редактировать ]В 1938 году австрийский историк Пауль Виттек опубликовал влиятельную работу под названием «Расцвет Османской империи» , в которой выдвинул аргумент, что раннее Османское государство было построено на идеологии исламской священной войны против немусульман. Такая война называлась гази , а воин, сражавшийся в ней, назывался гази . [ 23 ] Формулировка Виттека, впоследствии известная как «Тезис о Газе», имела влияние на протяжении большей части двадцатого века и побудила историков изображать первых османов как ревностных религиозных воинов, посвятивших себя распространению ислама. Начиная с 1980-х годов историки все чаще критиковали диссертацию Виттека. [ 24 ] Ученые теперь признают, что термины «газа» и «гази» не имели строго религиозного значения для первых османов и часто использовались в светском смысле, просто обозначая набеги. [ 25 ] Кроме того, первые османы не были ни строгими ортодоксальными мусульманами, ни не желали сотрудничать с немусульманами, а некоторые из соратников первых османских правителей были либо немусульманами, либо недавно обращенными в веру. [ 26 ] Идея священной войны существовала в четырнадцатом веке, но она была лишь одним из многих факторов, влиявших на поведение Османской империи. Лишь позже, в пятнадцатом веке, османские писатели задним числом начали изображать первых османов как ревностных исламских воинов, чтобы обеспечить благородное происхождение их династии, которая к тому времени создала межконтинентальную исламскую империю. [ 27 ]
Демография
[ редактировать ]Анатолия и Балканы сильно пострадали от прихода Черной смерти после 1347 года. Городские центры и населенные регионы были опустошены, в то время как кочевые группы пострадали от ее воздействия меньше. Вскоре после этого начались первые османские вторжения на Балканы. Таким образом, депопуляция, вызванная чумой, почти наверняка была основным фактором успеха ранней османской экспансии на Балканы и способствовала ослаблению Византийской империи и депопуляции Константинополя. [ 28 ]
Правительство
[ редактировать ]В этот ранний период, до того как османы смогли создать централизованную систему правления в середине пятнадцатого века, полномочия правителей были «гораздо более ограниченными и в значительной степени зависели от коалиций поддержки и альянсов, достигнутых» между различными державами. держатели внутри империи, включая вождей тюркских племен, а также балканских союзников и вассалов. [ 1 ]
Когда Османское государство впервые возникло в конце тринадцатого века под руководством Османа I , оно имело племенную организацию без сложного административного аппарата. По мере расширения территории Османской империи ее правители столкнулись с проблемой управления все большим населением. Вначале османы использовали сельджуков Рума в качестве образцов для управления, а Ильханаты — в качестве образцов для военной войны, и к 1324 году смогли создавать бюрократические документы на персидском языке в сельджукском стиле. [ 29 ]
Расширение раннего османского государства подпитывалось военной деятельностью пограничных воинов ( турецкий : гази ), для которых османский правитель изначально был просто primus inter pares . Большая часть централизации государства осуществлялась в противовес этим пограничным воинам, которые возмущались попытками Османской империи контролировать их. В конечном итоге османам удалось использовать военную мощь гази , одновременно все больше подчиняя их. [ 30 ]
Первые османы отличались низкими налоговыми ставками, которые они взимали со своих подданных. Это отражало как идеологическую заботу о благополучии своих подданных, так и прагматическую потребность заслужить лояльность вновь завоеванного населения. В пятнадцатом веке Османское государство стало более централизованным, а налоговое бремя увеличилось, что вызвало критику со стороны писателей. [ 31 ]
Важным фактором успеха Османской империи была их способность сохранять империю из поколения в поколение. Другие тюркские группы часто делили свои владения между сыновьями умершего правителя. Османы последовательно сохраняли единство империи под властью одного наследника. [ 32 ]
Государственная централизация
[ редактировать ]Процесс централизации тесно связан с притоком мусульманских ученых из Центральной Анатолии, где под властью сельджуков Рума развилась более городская и бюрократическая турецкая цивилизация . Особенно влиятельной была семья Чандарлы , которая предоставила нескольких великих визирей ранним османам и повлияла на их институциональное развитие. Через некоторое время после 1376 года Кара Халил , глава семьи Чандарлы, призвал Мурада I ввести налог в размере одной пятой на рабов, захваченных на войне, известный как пенчик . Это дало османским правителям источник рабочей силы, из которой они могли создать новую личную армию, известную как янычары ( йеничери ). Такие меры расстроили гази , которые поддерживали османские военные завоевания, и создали длительную напряженность внутри государства. [ 33 ] Также во время правления Мурада I была создана должность военного судьи ( Казаскер ), что свидетельствует о возрастающем уровне социального расслоения между формирующимся военно-административным классом ( аскери ) и остальным обществом. [ 34 ] Мурад I также ввел практику назначения конкретных пограничных воинов «лордами границы» ( uc begleri ). Такая власть назначения указывает на то, что османские правители больше не были просто primus inter pares . Чтобы открыто провозгласить этот новый статус, Мурад стал первым османским правителем, принявшим титул султана . [ 34 ]
Начиная с 1430-х годов, но, скорее всего, раньше, османы проводили регулярные кадастровые обследования территории, находившейся под их властью, создавая книги учета, известные как тахрир дефтер с . Эти исследования позволили Османскому государству организовать распределение прав на сельскохозяйственное налогообложение среди военного класса тимариотов , кавалеристов, которые собирали доходы от земли в обмен на службу в османской армии. Тимариоты происходили из разных слоев общества. Некоторые получили свое положение в награду за военную службу, другие же происходили из византийской аристократии и просто продолжали собирать доходы со своих старых земель, служа теперь и в османской армии. Из последних многие были обращены в ислам, а другие остались христианами. [ 35 ]
Огромное символическое значение для османской централизации имела практика османских правителей вставать, слушая военную музыку, что свидетельствовало о их готовности участвовать в операциях в секторе Газа . Вскоре после завоевания Константинополя в 1453 году Мехмед II прекратил эту практику, указав, что османский правитель больше не был простым пограничным воином, а сувереном империи. [ 36 ] Столица империи переместилась из Эдирне , города, символически связанного с духом пограничных воинов Газы , в Константинополь , город с глубоко имперским подтекстом из-за его долгой истории как столицы Византийской империи . Это рассматривалось как символически, так и практически как момент окончательного перехода империи из приграничного княжества в империю. [ 37 ]
Военный
[ редактировать ]Армия Османа в начале четырнадцатого века состояла в основном из конных воинов. [ 38 ] Их он использовал в набегах, засадах и нападениях, что позволяло ему контролировать сельскую местность Вифинии. Однако поначалу у него не было средств для ведения осад. Бурса , первый крупный город, завоеванный османами, сдался под угрозой голодной смерти в результате длительной блокады, а не в результате нападения. Именно при Орхане (годы правления 1323/4–1362) и Мураде I (годы правления 1362–1389) османы освоили методы ведения осадной войны. [ 39 ]
Воины на службе Османа были выходцами из разных слоев общества. разному как Гази Известный по - [ номер 1 ] и акынджис (налетчики), они были привлечены его успехом и присоединились к нему из желания добиться грабежа и славы. Большинство первых последователей Османа были турками-мусульманами племенного происхождения, тогда как другие были византийского происхождения, либо христианами, либо недавно принявшими ислам. [ 27 ]
Османы начали использовать пороховое оружие не позднее 1380-х годов. К 1420-м годам они регулярно использовали пушки в осадной войне. Пушки также использовались для защиты крепости, а береговые батареи позволили османам обойти блокаду Дарданелл крестоносцами в 1444 году. К тому времени вошло в обиход и ручное огнестрельное оружие, которое было принято на вооружение некоторыми янычарами . [ 40 ]
Культурная и интеллектуальная жизнь
[ редактировать ]К началу пятнадцатого века османский двор активно развивал литературную продукцию, большая часть которой заимствовала из давней литературной традиции других исламских дворов дальше на восток. Первый из когда-либо написанных рассказов об истории Османской империи был написан поэтом Ахмеди и первоначально предназначался для представления султану Баязиду I, но после смерти последнего в 1402 году был написан вместо этого для его сына Сулеймана Челеби . [ 41 ] Эта работа, озаглавленная «Искендернаме » («Книга Александра »), была частью жанра, известного как «зеркало для принцев» ( naṣīḥatnāme ), предназначенного для предоставления правителю советов и указаний в отношении государственного управления. Таким образом, вместо того, чтобы предоставить фактический отчет об истории династии, целью Ахмеди было косвенно критиковать султана, изображая его предков как образцовых правителей, в отличие от предполагаемого отклонения Баязида. В частности, Ахмеди не согласился с военными кампаниями Баязида против своих собратьев-мусульман в Анатолии и, таким образом, изобразил своих предков полностью преданными священной войне против христианских государств Балкан. [ 42 ]
Политическая история
[ редактировать ]Осман I (ок. 1299–1323/4)
[ редактировать ]Происхождение Османа крайне неясно, и о его карьере до начала четырнадцатого века почти ничего не известно. [ 43 ] За начало его правления часто называют 1299 год, однако эта дата не соответствует никакому историческому событию и носит чисто символический характер. [ 44 ] К 1300 году он стал лидером группы турецких скотоводческих племен, посредством которых правил небольшой территорией вокруг города Сёгют в северо-западной анатолийской области Вифинии . Он возглавлял частые набеги на соседнюю Византийскую империю . Успех привлек к нему воинов, особенно после его победы над византийской армией в битве при Бафее в 1301 или 1302 году. [ 45 ] Военная деятельность Османа в основном ограничивалась набегами, поскольку к моменту его смерти в 1323–1324 годах османы еще не разработали эффективные методы ведения осадной войны. [ 46 ] Хотя Осман известен своими набегами на византийцев, у Османа также было множество военных столкновений с татарскими группировками и с соседним княжеством Гермиан . [ 47 ]
Осман умел налаживать политические и коммерческие отношения с близлежащими группами, как мусульманскими, так и христианскими. [ 48 ] Вначале он привлек на свою сторону несколько известных деятелей, в том числе Кёсе Михала, старосту византийской деревни, чьи потомки (известные как Михалогуллары) пользовались первенством среди пограничных воинов на османской службе. Кёсе Михал примечателен тем, что был греком-христианином; хотя в конце концов он принял ислам, его выдающаяся историческая роль указывает на готовность Османа сотрудничать с немусульманами и вовлекать их в свое политическое предприятие. [ 49 ]
Осман I укрепил свою легитимность, женившись на дочери шейха Эдебали, известного местного религиозного лидера, который, как говорят, был главой общины дервишей на границе. Более поздние османские писатели приукрасили это событие, изобразив Османа во время пребывания у Эдебали приснившимся ему сном, в котором было предсказано, что его потомки будут править огромной империей. [ 50 ]
Орхан (1323/4–1362)
[ редактировать ]После смерти Османа его сын Орхан сменил его на посту лидера османов. Орхан руководил завоеванием крупных городов Вифинии : Бурса (Пруса) была завоевана в 1326 году, а вскоре после этого пали остальные города региона. [ 51 ] Уже к 1324 году османы начали использовать бюрократическую практику сельджуков. [ 29 ] и развил способность чеканить монеты и использовать тактику осады. Именно при Орхане османы начали привлекать исламских ученых с востока в качестве администраторов и судей, а в 1331 году в Изнике было основано первое медресе (университет). [ 52 ]
Помимо борьбы с византийцами, Орхан также завоевал турецкое княжество Кареси в 1345–1346 годах, тем самым передав все потенциальные пункты пересечения границы с Европой в руки Османской империи. [ 53 ] Опытные воины Кареси были включены в состав османской армии и стали ценным активом в последующих кампаниях на Балканы. [ 54 ]
Орхан женился на Феодоре, дочери византийского князя Иоанна VI Кантакузина . В 1346 году Орхан открыто поддержал Иоанна VI в свержении императора Иоанна V Палеолога . Когда Иоанн VI стал соимператором (1347–1354), он позволил Орхану совершить набег на полуостров Галлиполи в 1352 году, после чего османы получили свою первую постоянную цитадель в Европе в замке Чимпе в 1354 году. Орхан решил начать войну против Европы, Анатолий Турки были расселены в Галлиполи и вокруг него , чтобы сделать его плацдармом для военных действий во Фракии против византийцев и болгар . Большая часть восточной Фракии была захвачена османскими войсками в течение десятилетия и оказалась под постоянным контролем Орхана посредством интенсивной колонизации. Первые фракийские завоевания поставили османов стратегически по обе стороны всех основных сухопутных путей сообщения, связывающих Константинополь с балканскими границами, что облегчило их расширенные военные операции. Кроме того, контроль над шоссейными дорогами во Фракии изолировал Византию от прямых сухопутных контактов с любыми ее потенциальными союзниками на Балканах и в Западной Европе. византийский Император Иоанн V был вынужден подписать невыгодный договор с Орханом в 1356 году, признававший его фракийские потери. [ нужна ссылка ] В течение следующих 50 лет османы завоевали обширные территории на Балканах, достигнув севера вплоть до современной Сербии .
Взяв под свой контроль пути в Европу, османы получили значительное преимущество перед своими конкурирующими турецкими княжествами в Анатолии, поскольку теперь они могли получить огромный престиж и богатство от завоеваний, осуществленных на балканской границе. [ 52 ]
Мурад I (1362–1389)
[ редактировать ]Вскоре после смерти Орхана в 1362 году Мурад I стал султаном.
Эдирне, 1362 г.
[ редактировать ]Первым крупным наступлением Мурада стало завоевание византийского города Адрианополя в 1362 году. Он переименовал его в Эдирне и сделал своей новой столицей в 1363 году. [ 55 ] [ нужен лучший источник ] Перенеся свою столицу из Бурсы в Анатолии в этот недавно завоеванный город во Фракии , Мурад дал понять о своем намерении продолжить османскую экспансию в Юго-Восточной Европе. До завоевания Эдирне большинство европейцев-христиан считали османское присутствие во Фракии всего лишь последним неприятным эпизодом в длинной череде хаотических событий на Балканах. После того, как Мурад I назначил Эдирне своей столицей, они поняли, что османы намерены остаться в Европе.
Балканские государства Византия , Болгария и Сербия были напуганы османскими завоеваниями во Фракии и были плохо подготовлены к борьбе с угрозой. Территория Византии сократилась и раздробилась. Он состоял в основном из столицы Константинополя и его фракийских окрестностей, города Салоники и его ближайших окрестностей, а также Морейского деспотата на Пелопоннесе. Контакт между Константинополем и двумя другими регионами был возможен только через узкий морской путь через Дарданеллы , открытый итальянскими морскими державами Венеции и Генуи. Ослабленная Византийская империя больше не обладала ресурсами, чтобы в одиночку победить Мурада. Согласованные действия византийцев, часто разделенных гражданской войной, были невозможны. Выживание самого Константинополя зависело от его легендарных оборонительных стен, отсутствия османского флота и готовности Мурада соблюдать положения договора 1356 года, который позволял снабжать город продовольствием.
Болгария при царе Иване Александре расширялась и процветала. Однако в конце своего правления болгарский царь совершил фатальную ошибку, разделив Вторую Болгарскую империю на три удела, принадлежавших его сыновьям. Сплоченность Болгарии была еще больше подорвана в 1350-х годах из-за соперничества между держателем Видина , Иваном Срацимиром единственным выжившим сыном Ивана Александра от его первой жены, и Иваном Шишманом , продуктом второго брака Александра и назначенным преемником царя . Помимо внутренних проблем, Болгария еще больше пострадала от нападения Венгрии . В 1365 году венгерский король Людовик I вторгся и захватил Видинскую провинцию , правитель которой Иван Срацимир был взят в плен. Несмотря на одновременную потерю большинства болгарских фракийских владений Мурадом, Иван Александр зациклился на венграх в Видине. Он сформировал против них коалицию с болгарским правителем Добруджи Добротицей и воеводой Валахии Владиславом I Влайку . Хотя венгры были отброшены и Иван Срацимир восстановлен на своем троне, Болгария оказалась более разделенной. Иван Срацимир провозгласил себя царем Видинской империи в 1370 году, а Добротица получила фактическое признание как независимый деспот в Добруджа . Усилия Болгарии были растрачены на мелкие внутренние цели и против не того врага.
Учитывая превосходство Сербии на Балканах при царе Стефане Душане , ее быстрый распад после его смерти в 1355 году был драматичным. Могущественная региональная сербская знать не проявляла особого уважения к его преемнику Стефану Урошу V. Молодой, слабый Урош был неспособен править так, как его отец. Сепаратистски настроенные бояре поспешили воспользоваться ситуацией, и Сербия распалась.
Первыми, кто вышел из-под сербского контроля, были греческие провинции Фессалия и Эпирос, а также бывшие албанские владения Душана. Ряд небольших независимых княжеств возник в западной и южной Македонии , в то время как венгры глубже вторглись в сербские земли на севере. Урос владел только основными сербскими землями, дворяне которых, хотя и были более могущественными, чем их князь, в целом оставались верными. В состав этих основных земель входили: Западные земли, включая Черногорию ( Зета ); южные земли, принадлежавшие Йовану Углеше в Серресе, охватывающие всю восточную Македонию; и центральные сербские земли, простирающиеся от юга Дуная до центральной Македонии, которыми управляли Урош и могущественный дворянин Вукасин Мрнявчевич, который владел Прилепом в Македонии. Слабо объединенные владения Уроша не только не сохранили сербское единство, но и были разрушены постоянной гражданской войной между региональной знатью, в результате чего Сербия стала уязвимой для растущей османской угрозы. Мурад I действительно пришел к власти в Османской империи в 1362 году.
Галлиполи, 1366 г.
[ редактировать ]К 1370 году Мурад контролировал большую часть Фракии , что привело его в прямой контакт с Болгарией и юго-восточными сербскими землями, которыми правил Углеша. Углеша, самый могущественный сербский региональный правитель, безуспешно пытался создать антиосманский союз балканских государств в 1371 году. Византия, уязвимая для турок из-за ситуации с продовольствием, отказалась сотрудничать. Болгария после смерти Ивана Александра в начале того же года официально была разделена на «Видинскую империю», управляемую Страцимиром (1370–1396 гг.), и прямым преемником Александра царем Иваном Шишманом (1371–95 гг.), который правил центральной Болгарией из Тырново . Молодой, с нестабильной хваткой на троне, которому угрожал Страцимир и, вероятно, находился под давлением турок, Шишман не мог себе позволить участвовать в замысле Углеши. Из региональных сербских бояр к усилиям присоединился только Вукашин , защитник Уроша и брат Углеши. Остальные либо не осознали османскую опасность, либо отказались участвовать, чтобы конкуренты не атаковали их, пока они были в поле боя.
Марица, 1371 г.
[ редактировать ]
Битва при Марице произошла на реке Марица недалеко от деревни Черномен 26 сентября 1371 года с участием лейтенанта султана Мурада Лалы Шахин-паши и сербов численностью около 70 000 человек под командованием сербского короля Прилепа Вукашина Мрнявчевича и его брата-деспота Углеши. . Деспот Углеша хотел совершить внезапное нападение на их столицу Эдирне, пока Мурад I находился в Малой Азии. Османская армия была намного меньше, но благодаря превосходной тактике (ночной набег на лагерь союзников) Шахин-паша смог победить христианскую армию и убить короля Вукашина и деспота Углешу. После этой битвы Македония и часть Греции попали под власть Османской империи. И Углеша, и Вукашин погибли в резне. Победа Османской империи была настолько сокрушительной, что турки назвали эту битву разгромом (или уничтожением) сербов.
То небольшое единство, которым обладала Сербия, рухнуло после катастрофы в Орменионе (Черномене). Урош умер до конца года, положив конец династии Неманичей , и большие территории центральной Сербии отделились как независимые княжества, уменьшив ее вдвое от прежнего размера. Ни один будущий правитель больше никогда официально не занимал пост автомобиля , и ни один бояр не пользовался достаточной властью или уважением, чтобы получить признание в качестве объединяющего лидера. Сын Вукасина, Марко, пережил резню и провозгласил себя сербским «королем» ( kralj ), но не смог реализовать свои притязания за пределами своих земель вокруг Прилепа , в центральной Македонии. Сербия скатилась к ускоренной фрагментации и междоусобной войне между растущими региональными князьями.
После битвы при Орменионе османские набеги на Сербию и Болгарию усилились. Громадность победы и непрекращающиеся набеги на его земли убедили тырновского болгарского царя Шишмана в необходимости прийти к соглашению с османами. Не позднее 1376 года Шишман принял вассальный статус Мурада и отправил свою сестру в качестве «жены» султана в гарем в Эдирне. Эта договоренность не помешала османским налетчикам продолжать грабежи внутри границ Шишмана. Что касается Византии, император Иоанн V окончательно принял вассальную зависимость от Османской империи вскоре после битвы, открыв дверь для прямого вмешательства Мурада во внутреннюю политику Византии.
Болгары и сербы наслаждались краткой передышкой в 1370-х и в 1380-х годах, когда дела в Анатолии и возросшее вмешательство в политические дела Византии заставили Мурада беспокоиться. В Сербии затишье позволило северному сербскому «бояру» князю Лазару Гребеляновичу (1371–1389 гг.) при поддержке могущественной болгарской и черногорской знати и поддержке Сербского православного патриархата Печ консолидировать контроль над большей частью территории Сербии. основные сербские земли. Большинство сербских региональных правителей в Македонии, включая Марко, приняли вассальную зависимость от Мурада, чтобы сохранить свои позиции, и многие из них возглавляли сербские силы в армии султана, действовавшей в Анатолии против его турецких соперников.
Дубравница, 1381 г.
[ редактировать ]К середине 1380-х годов внимание Мурада снова сосредоточилось на Балканах. Когда его болгарский вассал Шишман был занят войной с валашским воеводой Даном I из Валахии (ок. 1383-86), в 1385 году Мурад захватил Софию , последнее оставшееся болгарское владение к югу от Балканских гор, открыв путь к стратегически расположенному Нишу , северная конечная точка важного шоссе Вардар -Морава.
Саурианское поле, 1385 г.
[ редактировать ]Полевое сражение в Савре произошло 18 сентября 1385 года между османскими и сербскими войсками. Османы победили, и большинство местных сербских и албанских лордов стали вассалами.
Плочник, 1386 г.
[ редактировать ]Мурад захватил Ниш в 1386 году, возможно, вскоре после этого вынудив Лазаря Сербского принять вассальную зависимость от Османской империи. В то время как он продвигался глубже на север — центральные Балканы, Мурад также двинул войска на запад по «Виа Ингатия» в Македонию, навязывая вассальный статус региональным правителям, которые до этого времени избежали этой участи. Один контингент достиг албанского побережья Адриатического моря в 1385 году. Другой взял и оккупировал Салоники в 1387 году. Опасность для продолжающейся независимости балканских христианских государств стала тревожно очевидной.
Когда в 1387 году дела Анатолии вынудили Мурада покинуть Балканы, его сербские и болгарские вассалы попытались разорвать с ним связи. Лазарь сформировал коалицию с Твртко I из Боснии и Страцимиром из Видина. После того, как он отказался выполнить требование Османской империи выполнить свои вассальные обязательства, против него были отправлены войска. Лазарь и Твртко встретили турок и разбили их у Плочника, к западу от Ниша. Победа его собратьев-христианских князей побудила Шишмана отказаться от вассальной зависимости от Османской империи и восстановить независимость Болгарии.
Билеча, 1388 г.
[ редактировать ]Мурад вернулся из Анатолии в 1388 году и начал молниеносную кампанию против болгарских правителей Шишмана и Срацимира, которые быстро были вынуждены подчиниться вассалам. Затем он потребовал, чтобы Лазарь объявил о своей вассальной зависимости и заплатил дань. Уверенный в победе при Плочнике, сербский принц отказался и обратился к Твртко Боснийскому и Вуку Бранковичу, своему зятю и независимому правителю Северной Македонии и Косово, за помощью в борьбе с ответным наступлением Османской империи.
Косово, 1389 г.
[ редактировать ]
В День Святого Вита , 15 июня 1389 года, османская армия под личным командованием султана Мурада сражалась с сербской армией под предводительством сербского князя Лазаря Гребеляновича , в состав которой входили также контингенты под предводительством Вука Бранковича , а также контингент, посланный из Боснии королем Твртко I под командованием Влатко Вуковича . [ 56 ] Оценки размеров армии различаются: численность османов больше (27 000–40 000), чем православной армии (12 000–30 000). Бой завершился вничью. [ 57 ] Обе армии были по большей части уничтожены. И Лазарь, и Мурад погибли. Хотя османам удалось уничтожить сербскую армию, они также понесли большие потери, что задержало их продвижение. У сербов осталось слишком мало людей, чтобы эффективно защищать свои земли, в то время как у турок на востоке было гораздо больше войск. Следовательно, одно за другим сербские княжества, которые еще не были вассалами Османской империи, в последующие годы стали таковыми. [ 56 ] Битва за Косово особенно важна для современной сербской истории, традиций и национальной идентичности. [ 58 ] Молодой и слабый преемник Лазаря Стефан Лазаревич (1389–1427) заключил вассальное соглашение с Баязидом в 1390 году, чтобы противостоять вторжению венгров в северную Сербию, в то время как Вук Бранкович, последний независимый сербский князь, продержался до 1392 года.
Баязид I (1389–1402)
[ редактировать ]Баязид I (часто получивший прозвище Йылдырым , «Удар молнии») унаследовал султанство после убийства своего отца Мурада. В ярости из-за нападения он приказал убить всех сербских пленников; Баязид стал известен как Йылдырым , «молния», за скорость, с которой расширялась его империя. [ нужна ссылка ]
Баязид, «Удар молнии», не терял времени в расширении завоеваний Османской империи на Балканах. За своей победой он совершил набеги на Сербию и южную Албанию, вынудив большинство местных князей перейти в вассальную зависимость. Чтобы обезопасить южный участок шоссе Вардар-Морава и создать прочную базу для постоянной экспансии на запад, к Адриатическому побережью, Баязид расселил большое количество «юруков» вдоль долины реки Вардар в Македонии.
Появление турецких налетчиков на южных границах Венгрии заставило венгерского короля Сигизмунда Люксембурга (1387–1437) осознать опасность, которую османы представляли для его королевства, и он стал искать балканских союзников для создания новой антиосманской коалиции.
К началу 1393 года тырновский болгарский Иван Шишман, надеясь избавиться от обременительного вассалитета, вел тайные переговоры с Сигизмундом вместе с валашским воеводой Мирчей Старым (1386–1418) и, возможно, видинским Иваном Срацимиром. Баязид узнал о переговорах и начал разрушительную кампанию против Шишмана. Тырново было захвачено после длительной осады , а Шишман бежал в Никополь . Когда этот город пал под властью Баязида, Шишман был схвачен и обезглавлен. Все его земли были аннексированы султаном, и Срацимир, чьи владения в Видине избежали гнева Баязида, был вынужден подтвердить свою вассальную зависимость.
Жестко и эффективно расправившись со своими нелояльными болгарскими вассалами, Баязид затем обратил свое внимание на юг, на Фессалию и Морею, чьи греческие лорды приняли османскую вассальную зависимость в 1380-х годах. Их непрекращающиеся ссоры между собой, особенно с греческими мореанскими магнатами, потребовали вмешательства Баязида. Он созвал собрание всех своих балканских вассалов в Серре в 1394 году, чтобы урегулировать эти и другие нерешенные вопросы. Среди вассалов султана были фессалийская и морейская знать, византийский император Мануил II Палеолог (1391–1425) и сербский принц Лазаревич. На встрече Баязид получил во владение все спорные территории, и все присутствующие должны были подтвердить свой вассальный статус.
Когда позже мореанцы нарушили соглашение Серра с Баязидом, разгневанный османский правитель заблокировал имперского брата морейского деспота Мануэля II в Константинополе, а затем двинулся на юг и аннексировал Фессалию. приняло Афинское герцогство османское господство, когда турецкие войска появились на его границе. Хотя массированный карательный набег Османской империи на Пелопоннес в 1395 году принес много добычи, события на северо-востоке Балкан спасли Морею от дальнейшего прямого нападения в то время.
Пока Баязид был оккупирован в Греции, Мирча Валахский провел серию набегов через Дунай на территорию Османской империи. В ответ силы Баязида, в состав которых входили вассальные сербские войска под предводительством Лазаревича и Краля Марко, в 1395 году нанесли удар по Валахии, но потерпели поражение при Ровине . [ нужна ссылка ] где Марко был убит. Победа спасла Валахию от турецкой оккупации, но Мирча принял вассальную зависимость от Баязида, чтобы предотвратить дальнейшее османское вмешательство. [ нужна ссылка ] Султан утешался своими далеко не победоносными усилиями по присоединению Добруджи и поддержке претендента Влада I (1395–1397 гг.) на валашский престол. Последовали два года гражданской войны, прежде чем Мирча восстановил полный контроль над княжеством.
Никополь
[ редактировать ]
В 1396 году венгерский король Сигизмунд наконец организовал крестовый поход против османов. Армия крестоносцев состояла в основном из венгерских и французских рыцарей, но включала и некоторые валашские войска. Хотя номинально его возглавлял Сигизмунд, ему не хватало сплоченности командования. Крестоносцы переправились через Дунай, прошли через Видин и прибыли в Никополь, где встретились с турками. Упрямые французские рыцари отказались следовать боевым планам Сигизмунда, что привело к их сокрушительному поражению . Поскольку Срацимир позволил крестоносцам пройти через Видин, Баязид вторгся в его земли, взял его в плен и аннексировал его территории. С падением Видина Болгария прекратила свое существование, став первым крупным балканским христианским государством, полностью исчезнувшим в результате прямого османского завоевания.
После Никополя Баязид ограничился набегами на Венгрию, Валахию и Боснию. Он завоевал большую часть Албании и заставил оставшихся северных албанских лордов стать вассалами. Была предпринята новая, вялая осада Константинополя, но снята в 1397 году после того, как император Мануил II, вассал Баязида, согласился, что султан должен утвердить всех будущих византийских императоров. Вскоре после этого Баязид был отозван обратно в Анатолию, чтобы разобраться с продолжающимися проблемами с турецкими соперниками Османской империи, и больше не вернулся на Балканы.
Анкара, 1402 г.
[ редактировать ]
Баязид взял с собой армию, состоящую в основном из балканских вассальных войск, включая сербов во главе с Лазаревичем. Вскоре он столкнулся с вторжением в Анатолию правителя Центральной Азии Тимура Ленка. Около 1400 года Тимур вошел на Ближний Восток. Тимур Ленк разграбил несколько деревень в восточной Анатолии и начал конфликт с Османской империей. В августе 1400 года Тимур и его орда сожгли дотла город Сивас и двинулись на материк. Их армии встретились за пределами Анкары, в битве при Анкаре в 1402 году. Османы были разбиты, а Баязид попал в плен, а затем умер в плену. Среди оставшихся в живых сыновей Баязида вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся с 1402 по 1413 год. Эта борьба, известная в истории Османской империи как Междуцарствие, временно остановила активную экспансию Османской империи на Балканах.
Османское Междуцарствие (1402–1413)
[ редактировать ]После поражения в Анкаре наступило время полного хаоса в Империи. Монголы свободно бродили по Анатолии, и политическая власть султана была сломлена. После того, как Баязид был схвачен, его оставшиеся сыновья Сулейман Челеби, Иса Челеби, Мехмед Челеби и Муса Челеби воевали друг с другом в так называемом Османском междуцарствии .
Османское Междуцарствие принесло краткий период полунезависимости вассальным христианским балканским государствам. Сулейман, один из сыновей покойного султана, владел османской столицей Эдирне и провозгласил себя правителем, но братья отказались его признать. Затем он заключил союзы с Византией , которой были возвращены Салоники , и с Венецией в 1403 году, чтобы укрепить свои позиции. Однако властный характер Сулеймана настроил против него его балканских вассалов. В 1410 году он потерпел поражение и был убит своим братом Мусой, который завоевал Османские Балканы при поддержке византийского императора Мануила II, сербского деспота Стефана Лазаревича, валашского воеводы Мирчи и сыновей двух последних болгарских правителей. Затем Мусе противостоял его младший брат Мехмед, который освободился от монгольского вассалитета и владел Османской Анатолией, за единоличный контроль над османским троном.
Обеспокоенный растущей независимостью своих балканских христианских вассалов, Муса обратился против них. К сожалению, он оттолкнул исламскую бюрократию и торговый класс на своих балканских землях, постоянно отдавая предпочтение низшим социальным элементам, чтобы получить широкую народную поддержку. Встревоженные балканские христианские вассальные правители обратились к Мехмеду, как и главные османские военные, религиозные и торговые лидеры. В 1412 году Мехмед вторгся на Балканы, взял Софию и Ниш и объединил свои силы с сербами Лазаревичами. В следующем году Мехмед решительно победил Мусу под Софией. Муса был убит, и Мехмед I (1413–1421 гг.) стал единоличным правителем воссоединенного Османского государства.
Мехмед I (1413–1421)
[ редактировать ]Когда Мехмед Челеби стал победителем в 1413 году, он короновался в Эдирне (Адрианополе) как Мехмед I. Его обязанностью было вернуть Османской империи ее былую славу. Империя сильно пострадала от междуцарствия; монголы все еще находились на востоке, хотя Тимур умер в 1405 году; многие христианские королевства на Балканах вырвались из-под контроля Османской империи; и земля, особенно Анатолия, сильно пострадала от войны.
Мехмед перенес столицу из Бурсы в Адрианополь. Он столкнулся с деликатной политической ситуацией на Балканах. Его болгарские , сербские , валашские и византийские вассалы были практически независимы. Албанские племена объединялись в единое государство, а Босния оставалась полностью независимой, как и Молдавия . Венгрия сохраняла территориальные амбиции на Балканах, а Венеция владела многочисленными балканскими прибрежными владениями. До смерти Баязида османский контроль над Балканами казался несомненным. В конце междуцарствия эта уверенность оказалась под вопросом.
Мехмед обычно прибегал к дипломатии, а не к воинственности, чтобы справиться с ситуацией. Хотя он действительно проводил набеги на соседние европейские земли, которые вернули большую часть Албании под контроль Османской империи и вынудили боснийского короля Бана Твртко II Котроманича (1404–09, 1421–45), а также многих боснийских региональных дворян принять формальное вассальное подчинение Османской империи. Мехмед вел только одну настоящую войну с европейцами — короткий и нерешительный конфликт с Венецией.
У нового султана были серьезные внутренние проблемы. Прежняя политика Мусы вызвала недовольство среди низших классов Османских Балкан. вспыхнуло народное восстание мусульман и христиан В 1416 году в Добрудже , возглавляемое бывшим доверенным лицом Мусы, учёным-мистиком Шейхом Бедреддином , и поддержанное валашским воеводой Мирчей I. Бедреддин проповедовал такие концепции, как слияние ислама, христианства и иудаизма в единую веру и улучшение социального положения свободных крестьян и кочевников за счет османских бюрократических и профессиональных классов. Мехмед подавил восстание, и Бедреддин умер. Затем Мирча оккупировал Добруджу, но Мехмед отвоевал этот регион еще в 1419 году, захватив дунайский форт Джурджу и вернув Валахию обратно в вассальную зависимость.
Мехмед провел остаток своего правления, реорганизовывая османские государственные структуры, разрушенные междуцарствием. Когда Мехмед умер в 1421 году, султаном стал один из его сыновей, Мурад .
Мурад II (1421–1451)
[ редактировать ]Мурад II провел свои первые годы на троне, уничтожая соперников и восстания, в первую очередь восстания сербов . Дома у него тоже были проблемы. Он подчинил повстанцев своего дяди Мустафы Челеби и брата Кучука Мустафы .
Константинополь, 1422 г.
[ редактировать ]В 1422 году Мурад II осадил Константинополь на несколько месяцев и снял его только после того, как заставил византийского императора Мануила II Палеолога заплатить дополнительную дань.
первая регулярная война против Венеции началась В 1422 году с осады Фессалоники (1422–1430) . Участие Византии в войне закончилось передачей города Венецианской республике в 1423 году, что положило конец осаде Константинополя Мурадом. Салоники продолжали находиться в осаде до 1430 года, когда город был разграблен турками.
Салоники, 1430 г.
[ редактировать ]По просьбе его жителей венецианские войска взяли под свой контроль город Салоники ( Салоники ). Османская армия, осаждавшая город, ничего не знала о передаче власти, а несколько венецианских солдат были убиты османскими войсками, полагая, что они греки. Мурад II был в мирных отношениях с Венецией, поэтому венецианцы сочли этот акт неприемлемым и объявили полную войну.
Мурад действовал быстро, осадив Константинополь и отправив свои войска в Салоники. Венецианцы получили подкрепление с моря, но когда османы штурмовали город, исход был предрешен, и венецианцы бежали на свои корабли. Но когда турки вошли и начали грабить город, венецианский флот начал бомбардировку города с моря. Османы бежали, и флот смог сдерживать османов, пока не прибыли новые венецианские подкрепления, чтобы вернуть город. Исход битвы при Салониках стал для Мурада неудачей. Сербия и Венгрия вступили в союз с Венецией . Папа Мартин V призвал другие христианские государства присоединиться к войне против османов, хотя только Австрия посылала войска на Балканы.
Война на Балканах началась, когда османская армия двинулась, чтобы вернуть себе Валахию , которую османы проиграли Мирче I Валахии во время Междуцарствия и которая теперь была вассальным государством Венгрии . Когда османская армия вошла в Валахию, сербы начали атаковать Болгарию , и в то же время, по настоянию Папы, анатолийский эмират Караманид атаковал Империю с тыла. Мураду пришлось разделить свою армию. Основные силы пошли на защиту Софии , а резервы пришлось отозвать в Анатолию . Оставшиеся войска в Валахии были разгромлены венгерской армией, которая теперь двигалась на юг, в Болгарию, где сербская и османская армии сражались друг с другом. Сербы потерпели поражение, и османы повернулись лицом к венграм, которые бежали обратно в Валахию, когда поняли, что не могут атаковать османов с тыла. Мурад укрепил свои границы с Сербией и Венгрией, но не пытался вернуть себе Валахию. Вместо этого он отправил свои армии в Анатолию, где они победили Карамана в 1428 году.
В 1430 году большой османский флот неожиданно напал на Салоники. Венецианцы подписали мирный договор в 1432 году. По договору османы получили город Салоники и прилегающие земли. Война Сербии и Венгрии против Османской империи зашла в тупик в 1441 году, когда Священная Римская империя , Польша, Албания и эмираты Джандариды и Караманиды (в нарушение мирного договора) вмешались против османов. Ниш и София пали перед христианами в 1443 году. В 1444 году Империя потерпела крупное поражение в битве при Яловазе . 12 июля 1444 года Мурад подписал договор, по которому Валахия и болгарская область Варна отошли к Венгрии, а западная Болгария (включая Софию) — к Сербии. Это вынудило Мурада отречься от престола в пользу своего двенадцатилетнего сына Мехмеда . Позже в том же году христиане нарушили мирный договор и снова атаковали.
Варна, 1444 г.
[ редактировать ]10 ноября 1444 года Мурад разбил польско - венгерскую армию Владислава III Польши под предводительством Яноша Хуньяди в битве при Варне .
Мурад был восстановлен в должности с помощью янычар в 1446 году. В 1448 году был подписан еще один мирный договор, дающий империи Валахию и Болгарию , а также часть Албании . После того, как балканский фронт был обеспечен, Мурад повернул на восток и разгромил сына Тимура Ленка, Шахрукха , а также эмираты Чандар и Караман в Анатолии.
Косово, 1448 г.
[ редактировать ]В 1448 году Иоанн Хуньяди увидел подходящий момент, чтобы возглавить кампанию против Османской империи. После поражения Варны (1444 г.) он собрал еще одну армию для нападения на османов. Его стратегия основывалась на возможном восстании балканского народа и внезапном нападении, а также на предположении уничтожить основные силы османов в одном сражении. Хуньяди был совершенно нескромен и вел свои войска, не оставляя никакого эскорта.
Мурад умер зимой 1450–1451 годов в Эдирне . Некоторые утверждают, что он был ранен в бою с Скандербега албанскими партизанами .
Мехмед II (1451–1481)
[ редактировать ]
Мехмед II (по прозвищу Фатих -Завоеватель) снова взошел на османский престол после смерти Мурада в 1451 году. Но путем завоевания и аннексии эмирата Караманидов (май – июнь 1451 года) и возобновления мирных договоров с Венецией (10 сентября) и Венгрия (20 ноября) Мехмед II доказал свои навыки как на военном, так и на политическом фронте и вскоре был принят дворянством. османского двора.
Повзрослев и гораздо мудрее, он сделал захват Константинополя своим главным приоритетом, полагая, что это укрепит его власть над высшими военными и административными чиновниками, которые доставляли ему такие проблемы во время его предыдущего правления. В основе его решения лежат веские причины. Пока Константинополь оставался в руках христиан, его враги могли использовать его либо как потенциальную базу для раскола империи в ее центре, либо как предлог для продолжающихся военных усилий христианского Запада. Местоположение Константинополя также делало его естественным «посредником» как в наземной, так и в морской торговле между восточным Средиземноморьем и Центральной Азией, обладание которым могло бы обеспечить огромное богатство. Не менее важно и то, что Константинополь был легендарным имперским городом, и его захват и владение придали бы неисчислимый престиж его завоевателю, которого мусульмане считали бы героем, а мусульмане и христиане - великим и могущественным императором.
Мехмед провел два года, готовясь к покушению на византийскую столицу. Он построил флот, чтобы отрезать город от внешней помощи с моря; он приобрел арсенал крупных пушек у венгерского оружейника Урбана; он перекрыл Босфор к северу от города, возведя на его европейском берегу мощную крепость, чтобы предотвратить прибытие помощи из Черного моря; и он тщательно сконцентрировал во Фракии все имеющиеся в его землях воинские части. Торговое соглашение с Венецией не позволило венецианцам вмешаться на стороне Византии, а остальная часть Западной Европы невольно сотрудничала с планами Мехмеда, полностью поглощенная междоусобными войнами и политическим соперничеством.
Константинополь, 1453 г.
[ редактировать ]Когда в 1451 году обанкротившиеся византийцы попросили Мехмеда удвоить дань за удержание османского претендента на престол, он использовал эту просьбу как предлог для аннулирования всех договоров с Византийской империей . Тем не менее, когда в 1452 году он предложил осадить Константинополь, большая часть дивана , и особенно визирь великий Чандарлы Халил-паша , были против этого и критиковали султана за слишком опрометчивость и самоуверенность в своих силах. 15 апреля 1452 года Мехмед приказал начать подготовку к осаде Константинополя .
В апреле 1453 года Мехмед осадил Константинополь . Хотя защитники города во главе с Джованни Джустиниани под властью императора Константина XI Палеолога (1448–1453 гг.) оказали героическую оборону, без помощи извне их усилия были обречены. Ранее неприступные наземные стены были прорваны после двух месяцев постоянных обстрелов тяжелой артиллерии Мехмеда. В предрассветные часы 29 мая 1453 года Мехмед приказал начать полномасштабный штурм разрушенных валов. После короткой, но жестокой рукопашной схватки у стен, в которой Джустиниани был тяжело ранен, а также османских войск, прорвавших стены через оставленную открытой дверь иллюминатора для вылазки, османские войска смогли прорвать стены и разгромить защитников. Согласно христианским источникам, император Константин погиб, храбро ворвавшись в приближающиеся османские войска, и больше его никто не видел. Однако, согласно османским источникам, таким как Турсун-бек, он сбросил мантию и попытался бежать, прежде чем его зарезал раненый османский солдат. Османская армия прорвалась и захватила город. Константинополь , на протяжении тысячелетия считавшийся многими европейцами божественной столицей христианской Римской империи, пал под властью Мехмеда и был преобразован в то, что многие мусульмане считали божественной столицей исламской Османской империи. Имперское наследие легендарного города продолжало жить. После завоевания султан приказал убить своего великого визиря Чандарлы Халил-пашу . Следующие четыре его гранвизиря были девширме по происхождению. В период роста империи турки редко назначались на высокие должности.
Завоевание Константинополя 29 мая 1453 года ( Мехмедом Завоевателем Фатих Султан Мехмед Хан Гази) | |||
---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Фатиха Султана Мехмеда Сухопутный транспорт Османского флота из Галаты в Золотой Рог работы Фаусто Зонаро (1854–1929) . | Въезд Мехмеда II в Константинополь Жан -Жозефа Бенжамена-Констана (1845–1902) . | Константинополя Завоевание Фаусто Зонаро (1854–1929) . |
Завоеватель (Фатих Султан Мехмед), картина Джентиле Беллини, 1479 г. (70 х 52; Национальная галерея , Лондон ). |
После захвата Константинополя Мехмед построил дворец Топкапы в 1462 году и перенес туда османскую столицу из Адрианополя. Мехмед называл себя « Кайзер-и-Рум », или «Римский Цезарь», и создавал государство по образцу старой Византийской империи, считая себя преемником римского престола. Позже, когда он вторгся в Отранто , его целью было захватить Рим и воссоединить Римскую империю впервые с 751 года. Собор Святой Софии Юстиниана был преобразован в императорскую мечеть, как и многие другие церкви и монастыри. Права жителей-немусульман были защищены для обеспечения непрерывности и стабильности коммерческой деятельности. Так и не оправившись полностью от разграбления 1204 года и страдая от двух столетий почти бедности Византии, Константинополь ко времени завоевания Мехмеда представлял собой лишь пустую оболочку своего прежнего «я». Его население сократилось, а большая часть собственности была либо заброшена, либо находилась в аварийном состоянии. Султан немедленно начал заселять город. Гражданская и частная собственность предлагалась общественности, чтобы привлечь столь необходимых квалифицированных ремесленников, ремесленников и торговцев всех религий и национальностей обратно в город. Недавно завоеванный Константинополь быстро превратился в многонациональный, многокультурный и шумный экономический, политический и культурный центр Османского государства. [ нужна ссылка ] чьи далекие границы гарантировали ему мир, безопасность и процветание.
Галерея
[ редактировать ]-
Осман I
-
Орхан
-
Мурад I
-
Баязид I
-
Мехмед I
-
Мурад II
-
Мехмед II
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин, обычно означающий «воин, сражающийся во имя ислама», но имевший множество различных значений для первых османов, не все из которых были строго религиозными. Об этом см. раздел выше «Сектор Газа и Гази в ранней истории Османской империи» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мерфи, Роудс (2008). Изучение османского суверенитета: традиции, имидж и практика в османском императорском дворе, 1400–1800 гг . Лондон: Континуум. п. 41. ИСБН 978-1-84725-220-3 .
- ^ Мерфи, Роудс (2008). Изучение османского суверенитета: традиции, имидж и практика в османском императорском дворе, 1400–1800 гг . Лондон: Континуум. стр. 41–3. ISBN 978-1-84725-220-3 .
- ^ Атчил, Абдуррахман (2017). Ученые и султаны в Османской империи раннего Нового времени . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 212.
Завоевание Константинополя (Стамбула) в 1453 году можно считать переломным моментом для османской власти, идеологии и управления, которое обычно характеризуют как переход от княжества к империи.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 120.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. xii.
До сих пор не известно ни одного подлинного письменного документа времен Османа , а из четырнадцатого века их вообще не так много.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 93.
- ^ Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Основные книги. п. 6. ISBN 978-0-465-02396-7 .
Современные историки пытаются отделить исторические факты от мифов, содержащихся в более поздних рассказах, в которых османские летописцы объясняют происхождение династии.
- ^ Имбер, Колин (1991). Элизабет Захариаду (ред.). Османский эмират (1300-1389) . Ретимно: Издательство Критского университета . п. 75.
Почти все традиционные сказки об Османе Гази вымышлены. Лучшее, что может сделать современный историк, — это откровенно признать, что самая ранняя история Османской империи — это черная дыра. Любая попытка заполнить эту дыру приведет просто к появлению новых басен.
- ^ i̇Nalcik, Халил (1973). Османская империя Классический век, 1300-1600 гг . Вайденфельд и Николсон. п. 6. ISBN 9780297994909 .
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 6–7.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 125–6.
- ^ Кафадар, Джемаль (2007). «Свой Рим: культурная география и идентичность в землях рома». Мукарнас . 24 : 8.
- ^ Мерфи, Роудс (2008). Изучение османского суверенитета: традиции, имидж и практика в османском императорском дворе, 1400–1800 гг . Лондон: Континуум. п. 43. ИСБН 978-1-84725-220-3 .
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 130.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 60.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 122.
Османская историческая традиция утверждает, за некоторыми исключениями, что племя, которое позже представляло собой ядро самой ранней базы власти Османа, пришло в Малую Азию в поколении его деда после завоевания Чингизидов в Центральной Азии. Это имеет хронологический и исторический смысл, но в остальном детали их истории, включая личность деда, слишком мифологичны, чтобы их можно было принимать как должное.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 122.
То, что они происходили из кайской ветви конфедерации огузов, кажется творческим «новым открытием» в генеалогической выдумке пятнадцатого века. Его нет не только у Ахмеди, но и, что более важно, в повествовании Яхши Факих-Ашикпашазаде, которое дает свою собственную версию сложного генеалогического генеалогического древа, восходящего к Ною. Если бы существовали особенно значительные претензии к линии Кайы, трудно представить, чтобы Яхши Факих не услышал об этом.
- Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. п. 10.
На самом деле, как ни старайся, источники просто не позволяют восстановить генеалогическое древо, связывающее предков Османа с Кайы племени Огузов.
- Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. п. 10.
- ^ Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. стр. 20–1.
- ^ Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. стр. 23–5.
- ^ Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. п. 33.
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. п. 59.
- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 127.
- ^ Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Основные книги. стр. 9–10.
- ^ Виттек, Пол (1938). Возвышение Османской империи . Королевское азиатское общество.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. xi-xii.
- ^ Агостон, Габор (2009). «Газа (Газа)». В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . п. 231.
В последнее время слово газа понимается на Западе как означающее «Священную войну против неверных» и как относящееся к религиозно вдохновленным военным действиям, предпринятым первыми османами против своих христианских соседей. Однако, несмотря на то, что этот термин широко используется таким образом, его значение стало широко оспариваться учеными. Ранняя военная деятельность Османской империи, называемая газой, теперь считается гораздо более изменчивой, иногда подразумевая действия, которые были не чем иным, как набегами, иногда подразумевая преднамеренную священную войну, но чаще всего сочетающую в себе смесь этих элементов.
- ^ Агостон, Габор (2009). «Газа (Газа)». В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . п. 231.
Среди ближайших товарищей и соратников первых двух османских правителей, Османа Гази (ум. 1324) и Орхана I (годы правления 1324–1362), было несколько православных греков-христиан и недавних христиан, принявших ислам.
- ^ Jump up to: а б Агостон, Габор (2009). «Газа (Газа)». В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . стр. 231–2.
- ^ Шамилоглу, Ули (2004). «Возвышение Османской империи: Черная смерть в средневековой Анатолии и ее влияние на турецкую цивилизацию». В Явари Негин; Лоуренс Г. Поттер; Жан-Марк Ран Оппенгейм (ред.). Взгляды с края: очерки в честь Ричарда В. Буллиета . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 270–2. ISBN 0-23113472-Х .
- ^ Jump up to: а б Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. стр. 72–3.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 121.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 131–2.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 136.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 111–3.
- ^ Jump up to: а б Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 142–3.
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. стр. 90–1.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 146.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 148.
- ^ Линднер, Руди Пол (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Издательство Университета Индианы. стр. 29–30.
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 262–4.
- ^ Агостон, Габор (2014). «Огнестрельное оружие и военная адаптация: османы и европейская военная революция, 1450–1800». Журнал всемирной истории . 25 : 88–94. дои : 10.1353/jwh.2014.0005 . S2CID 143042353 .
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 93–4.
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. стр. 15–25.
- ^ Кермели, Евгения (2009). «Осман I». В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . п. 444.
Достоверной информации об Османе недостаточно. Дата его рождения неизвестна, а его символическое значение как отца династии способствовало развитию мифических сказаний о жизни и происхождении правителя, однако историки сходятся во мнении, что до 1300 года Осман был просто одним из многих вождей туркменских племен, действовавших в Район Сакарья.
- Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 23. ISBN 0-933070-12-8 .
Хронологию деятельности Османа до 1302 года точно определить невозможно.
- Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 23. ISBN 0-933070-12-8 .
- ^ Финкель, Кэролайн. Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . п. 2.
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 8.
- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 129.
О [военных предприятиях] мы ничего не знаем с уверенностью до битвы при Бафее, триумфальной конфронтации Османа с византийскими войсками в 1301 (или 1302 году), которая является первым поддающимся датированию инцидентом в его жизни.
- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 129.
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 8.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 128–9.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 126.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 127.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 128.
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 16.
- ^ Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 9.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 138.
- ^ «В 1363 году столица Османской империи переехала из Бурсы в Эдирне, хотя Бурса сохранила свое духовное и экономическое значение». Столица Османской империи Бурса . Официальный сайт Министерства культуры и туризма Турецкой Республики. Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Файн (1994), стр. 409–11.
- ^ Дэниел Уэйли; Питер Денли (2013). Позднесредневековая Европа: 1250-1520 гг . Рутледж. п. 255. ИСБН 978-1-317-89018-8 .
Исход самой битвы оказался безрезультатным.
- ^ Изабель Дьерауэр (16 мая 2013 г.). Модель неравновесия, поляризации и кризиса: теория международных отношений, объясняющая конфликт . Университетское издательство Америки. п. 88. ИСБН 978-0-7618-6106-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Агостон, Габор; Брюс Мастерс, ред. (2009). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-6259-1 .
- Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Основные книги. ISBN 978-0-465-02396-7 .
- Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300–1650: Структура власти (второе изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-1370-1406-1 .
- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20600-7 .
- Кафадар, Джемаль (2007). «Свой Рим: культурная география и идентичность в землях Рома» . Мукарнас . 24 :7–25. дои : 10.1163/22118993-90000108 .
- Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-933070-12-8 .
- Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . Олбани: SUNY Press. ISBN 0-7914-5636-6 .
- Мерфи, Роудс (2008). Изучение османского суверенитета: традиции, имидж и практика в османском императорском дворе, 1400–1800 гг . Лондон: Континуум. ISBN 978-1-84725-220-3 .
- Шамилоглу, Ули (2004). «Возвышение Османской империи: Черная смерть в средневековой Анатолии и ее влияние на турецкую цивилизацию». В Явари Негин; Лоуренс Г. Поттер; Жан-Марк Ран Оппенгейм (ред.). Взгляды с края: очерки в честь Ричарда В. Буллиета . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-23113472-Х .
- Виттек, Пол (1938). Возвышение Османской империи . Королевское азиатское общество.
- Захариаду, Элизабет, изд. (1991). Османский эмират (1300-1389) . Ретимно: Издательство Критского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Опросы
[ редактировать ]- Ховард, Дуглас А. (2017). История Османской империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-72730-3 .
- Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-02396-7 .
- Имбер, Колин (2009). Османская империя, 1300-1650: Структура власти (2-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-57451-9 .
Образование государства
[ редактировать ]- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20600-7 .
- Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-5636-6 .