Гермианиды
Жара | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1300–1429 | |||||||||
Капитал | Кутахья | ||||||||
Общие языки | Староанатолийский турецкий | ||||||||
Религия | мусульманин | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Джентльмен | |||||||||
• 1300–1340 | Джейкоб I | ||||||||
• 1340–1361 | Мехмед | ||||||||
• 1361–1387 | Сулейман | ||||||||
• 1387–1429 | Джейкоб II | ||||||||
Историческая эпоха | Позднее Средневековье | ||||||||
• Учредил | 1300 | ||||||||
• Упразднено | 1429 | ||||||||
|
История Турции |
---|
Хронология |
Портал Турции |
Гермияниды основанным ( древнеанатолийский турецкий : كرميان ; турецкий : Germiyanoğulları Beyliği или Germiyan Beyliği ) были выдающимся анатолийским бейликом, турецкими племенами огузов. [ 1 ] (вероятно, племя Афшар ) [ 2 ] после упадка Султаната Рум . Хотя бейлик всегда упоминался как этнически туркменский или огузский тюрк, его население состояло из турок и -езидов курдов , привезенных сельджуками с востока Малатьи в западную Анатолию в качестве ополчения, охраняющего от угрожающих турецких соплеменников. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Происхождение
По мнению историков Агостона и Мастерса, Гермияногуллары были туркменами , иммигрировавшими на запад из-за давления монголов во второй половине 13 века. [ 8 ] Гермияниды принадлежали к афшарской ветви тюрков-огузов . [ 9 ] Гермианиды, вероятно, пришли из Кермана или провинции Фарс и, возможно, направились на запад вместе с хорезмшахами . После смерти Джалал ад-Дина Мингбурну они Малатьи некоторое время оставались в районе , затем перебрались в Кютахью , где основали бейлик . [ 9 ]
По мнению историка Петри, Гермияниды были тюрко-курдской династией. [ 6 ] Однако историк культуры Джемаль Кафадар утверждает, что этнический состав династии слишком сложен для простой и прямой интерпретации. [ 10 ]
История
Фон
В XI веке большая часть Западной Азии находилась под властью Сельджуков . Ветвь династии Сельджуков образовала Султанат Рум , исламское государство в Анатолии , расцвет которого пришелся на конец XII века и по 1237 год. [ 11 ] Гермиан впервые появился в 1239 году во время правления Кайхусрава II в султанате Рум. Музаффар ад-Дин, дед Якуба I по отцовской линии, [ 12 ] ему было поручено подавить восстание Бабы Ишака в окрестностях Малатьи . [ 13 ] Кайхусрав II потерпел крупное поражение от Монгольской империи в битве при Кёсе-Даге в 1243 году, что привело к вассализации Рума, который был вынужден платить крупный ежегодный налог. С разделом Монгольской империи Анатолия попала под влияние Ильханства , которое основал Хулагу-хан ( годы правления 1256–1265 ). вызванного анатолийской кампанией мамлюкского султана Байбарса Египта Во время хаоса , в 1277 году, Ала ад-Дин Сиявуш, широко известный как Джимри , который был претендентом на наследство Сельджуков, восстал против монголов. [ 11 ] Хусам ад-Дин, член Гермианидов, [ а ] против Джимри и Мехмеда Караманских сражался в Западной Анатолии. [ 13 ] Хотя Джимри и Мехмед были устранены, присутствие Караманидов в Анатолии сохранялось, что сигнализировало о дальнейшем расколе в регионе, что было симптомом падения Сельджуков. [ 11 ]
Яков I (ок. 1300 – ок. 1340)
Гермианцы попытались провозгласить независимость от Султаната Рум, когда Месуд II стал султаном после казни своего отца Кайхусрава III монголами в 1283 году. Конфликт между Гермианидами и сельджуками затих после смерти Месуда II, и Якуб согласился стать вассалом нового правителя Кайкубада III . В то время владения Якуба простирались на восток до Анкары . Его владения включали Денизли и Карахисар , по словам Никифора Григоры , и Триполис на Меандре , по словам Георгия Пахимера . [ 13 ]
Современный историк аль-Умари описал Якуба как самого могущественного турецкого эмира , который был сюзереном многих своих соседей, а Византийская империя платила ему 100 000 золотых каждый год. [ 13 ] Аль-Умари далее передал наблюдения путешественников Хайдара аль-Уряна и Балабана о том, что владения Якуба включали около 700 поселений. Он владел 40 000 кавалеристов и во время войны мог собрать 200 000 солдат, хотя историк Варлык считает это число преувеличенным. [ 14 ]
Якуб в конечном итоге завоевал регионы Симав и Кула , которые позже были возвращены Каталонской компанией . Точно так же Филадельфия (позже известная как Алашехир), которую он ранее захватил, была потеряна каталонцами весной 1304 года, но город начал платить ему джизью . к 1314 году [ 13 ] Якуб имел враждебные отношения с Османским государством и спровоцировал татар племени Чавдар возле Караджахисара напасть на них в 1313 году. После устранения Хамидидов и Эшрефидов в 1325 году нищих Тимурташ , ильханидский губернатор Анатолии, попытался принять власть над правителями Западной Анатолии и захватить территорию Гермиана, Филадельфилы, Денизли и Ментеше. Зять Якуба, который был правителем Афьонкарахисара , бежал в Кютахью от Эретны , который был офицером Тимурташа, которому было поручено захватить город. Когда Якуб собирался вступить в битву с Эретной, последняя была отозвана Тимурташем в 1327 году. [ 14 ]
Регион при Якубе был экономически благополучным. [ 13 ] и увидел рост литературного и научного покровительства. [ 15 ] . Внук Руми Улу Ариф Челеби посетил этот регион к 1312 году и сохранил духовную власть над Якубом [ 14 ]
В конце своего правления Якуб отчеканил монету одного типа. [ 16 ] Безымянная монета, отчеканенная в 1307 году с упоминанием титула Хан-и Гермиян, отождествляется с Якубом I. В надписях замка Сандыклы , которые позже были перенесены в близлежащий фонтан, он упоминается как Султан аль-Гермияния Челеби аль-Азам. Аззамаллаху Кадреху . Якуб владел вакфом (благотворительным пожертвованием) для мевлевихане (места собрания ордена Мевлеви ) Карахисара. По словам Исмаила Хакки Узунчаршылы , он, возможно, владел еще одним вакфом в завии деревни Хаджим недалеко от Ушака , который датируется 1321 годом. Однако там отец владельца был записан как Мехмед. [ 17 ]
Известно, что Якуб обменивался письмами с мамлюкским султанатом в 1340 году; это последние известные записи о его жизни, точный год его смерти неизвестен. [ 14 ] По словам путешественника 17-го века Эвлия Челеби , написавшего через три столетия после смерти Якуба, он был похоронен на холме Хыдырлык недалеко от Кютахьи. [ 15 ]
Мехмед (ок. 1340–1361) и Сулейман (1361–1387)
Мехмед по прозвищу Чахшадан отбил у Каталонской компании Кулу и Ангир. [ 14 ] Сулейман был старшим сыном Мехмеда Чахшадана, второго бея Гермиана. Он взошел на престол после смерти своего отца. [ 14 ] Правление Сулейман-шаха изначально было мирным. Однако, когда Хусам ад-Дин Ильяс Хамид укрылся при своем дворе от Ала ад-Дина Карамана, Сулейман Шах помог Хамидидам вернуть свои земли, утраченные Караманидами. Это положило начало соперничеству между Ала ад-Дином и Сулейман Шахом. [ 18 ]
Сулейман-шах искал новых союзов в качестве защиты от соседних Караманидов и постоянно расширяющейся османской империи . Он устроил брак между своей дочерью Девлетшах Хатун и Мурада I сыном Баязидом . Мурад I принял предложение, надеясь расширить влияние Османской империи на Анатолию. Он послал кади Бурсы Аксунгур - Мехмеда Эфенди, эмира-и алема агу, а также их супруг, Чавушбаши Демирхана, и няню Баязида в Кютахью , чтобы официально попросить о браке с дочерью Сулеймана. Сулейман Шах отправил в столицу Османской империи исламского ученого Исхака Факиха, который вернулся с подарком от османов, включая знаменитый Гермианский атлас , одежду Денизли , серебро и золото. Более того, Сулейман отдал , Симав , Эгригоз и Тавшанлы османам в качестве приданого Кютахью . [ 19 ] [ 13 ] Помимо этих городов, многие более мелкие поселения были аннексированы отрядом в 2–3 000 османских солдат, сопровождавших свадебный кортеж. [ 20 ] [ б ] Точная причина, по которой он оставил столицу османам, является предметом споров. Османские летописцы объяснили это соперничеством между Караманом и Гермианом и предпочтением последнего защиты Османской империи. Свадьба состоялась в 1381 году в Кютахье. [ 21 ] после чего Баязид стал правителем Кютахьи, а Сулейман-шаху пришлось отступить в Кулу . [ 22 ] Сулейман умер в начале 1387 года, незадолго до апреля. [ 23 ] и был похоронен в медресе Гюрхане. [ 24 ]
Якоб II (1387–1429)
Молодость и первое правление (1387–1390)
Родителями Якуба были Сулейман-шах и дочь Умура , правителя Айдинидов в Западной Анатолии. [ 25 ] Якуб был вали (правителем) Ушака и Шухута во время правления своего отца. [ 26 ] Он унаследовал трон, когда его отец умер в 1387 году, и поддерживал мир в королевстве до 1390 года. Он поддерживал Османский султанат в битве на Косово вместе с бейликами Кастамону, Саруханом , Айдыном, Ментеше и Хамидом . Однако, когда османский султан Мурад I погиб в бою и ему наследовал его сын Баязид I, Якуб, а также Кади Бурхан ад-Дин и главы Сарухана, Хамида и Ментеше встали на сторону Караманидов в войне против Османы в надежде вернуть себе свою землю. Пока Караман захватил Бейшехир , Якуб начал захватывать некоторые из бывших владений Гермияна, которые его отец отдал османам как часть приданого Девлетшах Хатун.
Прежде чем вернуться в Анатолию с Балкан , Баязид сначала обеспечил стабильность в последнем регионе, заключив мир с Сербией и разрешив внутренние конфликты внутри Византийской империи в свою пользу. Напуганный захватом Баязидом Сарухана, Айдына и Ментеше, Якуб попытался вернуться к хорошим отношениям с ним с помощью различных подарков, но, тем не менее, был заключен в тюрьму и содержался в замке Ипсала . В 1390 году все царство Гермиан перешло под контроль Османской империи, и Якуб больше не был его правителем. [ 27 ] Сари Тимурташ-паша был назначен бейлербеем (губернатором) Анатолии Эялет . [ 28 ]
Восстановление правления
Якуб искал защиты у Тимура ( годы правления 1370–1405 ) в 1399 году, сбежав из тюрьмы и переодевшись в Сирию через Средиземное море предположительно в том же году. [ 13 ] Он объединился с Тимуром против османов с гарантией восстановления его правления и сражался за него в битве при Анкаре в 1402 году. Бывшие войска Гермияна, Айдына и Ментеше первоначально находились под командованием Баязида, но перешли на другую сторону, когда он стало ясно, что их лидеры перешли на сторону Тимура. Якуб узнал султана во время стычки и взял его в плен. Османы в конечном итоге потерпели поражение, и Тимур вернул Якубу бывшие германские владения. Тимур пробыл в Кютахье некоторое время, обложив жителей единовременным налогом и конфисковав казну Сари Тимурташ-паши. [ 29 ]
Второе и третье правление (1402–1411, 1414–1429)
Во время Османского междуцарствия (1402–1413) Якуб объединился с будущим османским султаном Мехмедом Челеби ( годы правления 1413–1421 ), одним из сыновей Баязида, против своих братьев. В результате отношения Гермияна и Карамана постепенно переросли во враждебность, поскольку последовало соперничество последнего с османами. Это переросло в войну между ними в сентябре 1410 года, и в следующем году Кютахья пал перед Мехмедом II Караманским ( годы правления 1398–99, 1402–20 ), что фактически положило конец второму правлению Якуба. [ 30 ] Мехмед II далее осадил Бурсу в течение 31 дня в 1413 году и поджег город, что побудило Мехмеда Челеби быстро вернуться в Анатолию после победы над своим братом Мусой Челеби в Румелии . Когда останки Мусы были доставлены в Бурсу, что стало сигналом о поражении, Мехмед II Караманский поспешно отступил и покинул территории, которые он отвоевал у Гермияна. Мехмед Челеби восстановил власть Якуба в Гермиане в 1414 году. Якуб размещал и снабжал османскую армию во время следующих кампаний против Карамана. Его правление до 1421 года было в основном свободным от угроз. [ 31 ]
Когда на османский престол взошел сын Мехмеда Челеби Мурад II , отношения Якуба с османами приняли новый оборот. Младший брат Мурада и Хамида губернатор Мустафа Челеби спонсировался Якубом, Караманом и туркменским племенем Тургудлу как претендент на османский престол. Мустафа осадил Изник, получил контроль над ним и объявил себя правителем, воспользовавшись вкладом Мурада в осаду Константинополя (1422 г.) . Однако местные османские стражи не позволили Мустафе покинуть город по приказу султана. [ 32 ] Мурад быстро вернул себе контроль над городом и казнил Мустафу. Затем Якуб вернулся к дружескому общению с Мурадом, понимая, что у него нет другого выбора, чтобы выжить. Несмотря на то, что Айдын и Ментеше уже находились под прямым контролем Османской империи, Мурад не пытался утвердить свой суверенитет в Гермиане. К тому времени он оказался в подчинении османов с их постоянным военным присутствием в регионе. Точно так же Якуб завещал свои владения Мураду, так как у него не было сыновей и он не хотел передавать власть детям своей сестры, сводным дядям Мурада II. [ 33 ] В 1428 году, в преклонном возрасте, он отправился в Бурсу и почтил могилы Османа I и Орхана . [ 33 ] Позже Мурад приветствовал его на пышной церемонии в Эдирне и официально заявил там о своей воле. Через некоторое время после возвращения в Гермиян он заболел и умер в январе 1429 года. [ 34 ] Мурад аннексировал Гермиян по просьбе Якуба, что положило конец истории Гермиана. [ 33 ]
Культура
Архитектура
Архитектурное наследие Якуба включало Якуб Челеби Кюллие (строительный комплекс) в Кютахье. Он был построен в 1411–1412 годах и состоит из имарета , мечети , тюрбе (гробницы), медресе (школы) и библиотеки. После пяти месяцев работы караманидская оккупация вынудила имарет закрыться на два с половиной года. В 1414 году, когда регион был возвращен османским султаном Мехмедом I от имени Якуба, здание вернулось в эксплуатацию, а к зданию были добавлены надписи ( вакфие ) размером 2 на 3,70 метра, подробно описывающие его историю. Надписи указывают на то, что имарет принадлежал Мехмеду I. Позже он был разрушен, а здание было восстановлено в первоначальном виде попечителем вакуфа (пожертвования) Исхаком Факихом бин Халилом в 1440–1441 годах. В 1803 году османский губернатор Анатолии Гурджу Осман-паша заказал ремонт и объединил имарет и мечеть. В гробнице находятся саркофаги Якуба II и его жены Паши Кериме Хатун, украшенные энкаустической плиткой. . Здание было снова отреставрировано в 1999 году и вновь открыто как Музей энкаустической плитки. [ 35 ]
Литература
Сулейман-шаха описывали как щедрого правителя, и при нем было создано множество литературных произведений. Сулейман поручил шейху-оглу Мустафе , который был нишанджи , дефтердаром и казначеем при дворе Сулеймана, перевести несколько персидских произведений на турецкий язык , Хабус-наме (хранится в Египетской национальной библиотеке и архивах). [ 36 ] ) и Марзбан-наме . Шейх-оглу также является автором прозы «Канз аль-кубарах » и стихотворного романа « Хуршиднаме» , посвященного Сулейман-шаху. Рукописи этих произведений хранятся в Стамбуле , Лондоне и Париже . [ 13 ] Поэт Ахмеди сначала посвятил свое Искендернаме Сулейман-шаху, но после его смерти добавил часть об османах и сыне Баязида I Сулеймане Челеби , завершив работу в феврале 1390 года. [ 24 ]
Дворец Гермианидов стал центром науки и литературы во время правления Якуба II. Поэт Шейхи Синан был известен как мусаиб (соотечественник) Якуба. Персидский « труд Табирнаме» был переведен на турецкий язык Ахмед -и Даем по приказу Якуба II. [ 37 ]
Примечания
- ↑ Хусам ад-Дин был братом Якуба I, согласно Исмаилу Хакки Узунчаршыли. [ 12 ]
- ^ Эти поселения были:
- В нахии Кютахья: Кызылджа-виран, Сейди-кёй, Эриклю, Шейх-Омер, Ине-гази, Эльма-агаджи, Кара-агач, Суле-оглу, Тимурджю-виран, Ходжа-оглу, Чомар и мусорли.
- Йонджалы: Кара-агач, Уч-агаджи, Селе-оглу;
- Сазанос: Хисарская рожь, Агар;
- Тавшанлы: Опустошенный ямой;
- Алтынташ: Виранджик, Чакыр-сазы, Тот, кого ты любишь;
- Симав: Енисе, Кара-абдал;
- Кула: Акча-ин, Балчиклу;
- Аслан-апа: Безухий и Горловой. [ 20 ]
Ссылки
- ^ Иналчик, Халил (1993). Ближний Восток и Балканы под властью Османской империи: очерки экономики и общества . Блумингтон: Турецкие исследования Университета Индианы. п. 97. ИСБН 9781878318046 .
- ^ Лейзер, Гэри; Копрулу, Фуат (1992). Истоки Османской империи . стр. 37. ISBN 9781438410432 .
- ^ Дукас, Гарри Дж. Магулиас, Дукас, 1975, Упадок и падение Византии перед турками-османами , с. 265, Издательство государственного университета Уэйна, Университет Вирджинии ISBN 0-8143-1540-2 , ISBN 978-0-8143-1540-8 . Гермианцы, вероятно, были курдскими и турецкими полукровками, пришедшими с востока от Малатьи.
- ^ Питер Малкольм Холт, 1986, Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с одиннадцатого века до 1517 года , с. 176, Лонгман, Мичиганский университет, ISBN 0-582-49303-X , 9780582493032 Второе из восточных княжеств, Гермиан, возникло из группы, вероятно, смешанного курдского и турецкого происхождения.
- ^ Мариос Филиппидес , Biblioteca apostolica vaticana - 1990, Византия, Европа и ранние османские султаны, 1373-1513: анонимная греческая хроника семнадцатого века , с. 6, А.Д. Карацас, Мичиганский университет, ISBN 0-89241-430-8 , ISBN 978-0-89241-430-7 , Рядом с византийскими границами во Фригии эмират Гермиан был образован смешанным населением турок и курдов, пришедших с востока Малатьи.
- ^ Перейти обратно: а б Карл Ф. Петри, 1998, Кембриджская история Египта , Том. 1, с. 527, Издательство Кембриджского университета ISBN 0-521-63313-3 , ISBN 978-0-521-63313-0 , анатолийская тюрко-курдская династия со столицей в Кютахье.
- ^ Брюнессен, Мартин ван (1992). Ага, Шейх и государство: Социальные и политические структуры Курдистана . Академик Блумсбери. п. 161. ИСБН 978-1-85649-018-4 .
- ^ Габор Агостон-Брюс Мастерс, Энциклопедия Османской империи , стр. 41 ISBN 978-0-8160-6259-1
- ^ Перейти обратно: а б Мехмет Фуат Кёпрюлю , (1937), Истоки Османской империи , с. 37
- ^ Кафадар 2007 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с Павлин 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Узунчаршылы 1969 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Меликов 1965 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Будучи 1996 , с. 33–35.
- ^ Перейти обратно: а б Актив 2013 , с. 279.
- ^ Фосс 2022 , с. 210.
- ^ Узунчаршылы 1969 , стр. 43–44.
- ^ Узунчаршылы 1969 , с. 45.
- ^ Будучи 1974 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Будучи 1974 , с. 61–63.
- ^ Будучи 1974 , стр. 59–60.
- ^ Будучи 1974 , с. 65.
- ^ Будучи 1974 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Узунчаршылы 1969 , с. 46.
- ^ Будучи 1974 , с. 67.
- ^ Узунчаршылы 1969 , с. 47.
- ^ Будучи 1974 , стр. 68–69.
- ^ Будучи 1974 , с. 72.
- ^ Будучи 1974 , стр. 71–72.
- ^ Будучи 1974 , с. 75.
- ^ Будучи 1974 , стр. 75–76.
- ^ Будучи 1974 , стр. 76–77.
- ^ Перейти обратно: а б с Будучи 1974 , с. 78–79.
- ^ Узунчаршылы 1969 , с. 51.
- ^ Билечик 2013 , стр. 279–280.
- ^ Садеттин Булуч (1969). «Перевод имени Кабус на древнеанатолийский турецкий язык». Беллетен (на турецком языке). Ассоциация турецкого языка . п. 195.
- ^ Будучи 1996 , с. 35.
Библиография
- Билечик, Гюльберк (2013). «Социальный комплекс Якуба Челеби» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 43 (Векалет – Юси) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 279–280. ISBN 978-975-389-754-9 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета .
- Фосс, Клайв (2022). Начало Османской империи . Оксфордские исследования в Византии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198865438 .
- Кафадар, Джемаль (2007). «Собственный Рим: размышления о культурной географии и идентичности в землях рома». Мукарнас . 24 . Брилл: 7–25.
- (ограниченный предварительный просмотр) Мехмет Фуат Кёпрюлю (1992). Происхождение Османской империи . Перевод Гэри Лейзера. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0819-1 .
- Меликов, И. (1965). «Гермиян-Ог̲х̲уллари̊̊ » В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469475 .
- Пикок, Эндрю Кристиан Спенсер (2000). «Салджуки iii. Салджуки Рома» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 2 марта 2024 г.
- Узунчаршылы, Исмаил Хакки (1969). Анатолийские бейлики и Аккоюнлу, государства Каракоюнлу [ Анатолийские бейлики и Аккоюнлу, государства Каракоюнлу ] (на турецком языке). Пресса Турецкого исторического общества. ISBN 9751624576 . OCLC 563553149 . Проверено 8 января 2024 г.
- Варлык, Мустафа Четин (1974). История Гермиян-огуллары (1300-1429) (на турецком языке). Анкара: Издательство Университета Ататюрка. ОСЛК 6807984 . Проверено 8 января 2024 г.
- Варлык, Мустафа Четин (1996). «Гермияногуллары» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 14 (Гелиболу – Хаддесена) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 33–35. ISBN 978-975-389-441-8 .
- Варлык, Мустафа Четин (2013). «Якуб-бей» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 43 (Векалет – Юси) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 278–279. ISBN 978-975-389-754-9 .