Искендернаме
« Искендернаме » ( «Эпос об Александре» ) — стихотворение турецкого поэта Таджеддина Ахмеди (1334–1413), написанное в начале пятнадцатого века. Это первая работа османской историографии и первое исполнение « Романа об Александре» на турецком языке .
Текст начинается с жизни Александра (чья личность переплетается с кораническим персонажем Зу аль-Карнайна ), а затем переходит к описанию правления длинного списка правителей, сменивших его. Переходя к исламской эпохе, длинный раздел описывает правление Мухаммеда , за которым следовали первые четыре халифа, затем халифат Омейядов , а затем халифат Аббасидов . После этого Ахмеди описывает правление монголов, начиная с Чингисхана , а затем Ильханства ( ханства, основанного в юго-западной части Монгольской империи ), их преемников монгольского султаната Джалаиридов и, наконец, османских правителей вплоть до воцарения Мехмед I , правитель своего времени, когда завершил работу. [ 1 ]
Ахмеди был самым плодовитым турецким поэтом своего времени, и тем не менее «Искендернаме» по- прежнему оставался его самым длинным матнави , превышающим 8000 куплетов длину в . Самая длинная рукопись текста из семидесяти пяти известных, TY 921, находящаяся в библиотеке Стамбульского университета , состоит из 8754 куплетов. Ахмеди использует легенду об Александре «как средство для проведения серии бесед по теологии, мистике, философии, медицине, географии, астрономии и другим темам». [ 2 ]
Контекст
[ редактировать ]Ахмеди начал писать свое «Искендернаме» во время правления Баязида I 1389–1402), который предложил Ахмеди сделать перевод «Искендернаме » персидского (годы правления поэта Низами Гянджеви . [ 3 ] Ахмеди превратил этот процесс в свою собственную литературную работу и намеревался использовать его, чтобы донести до Баязида, что его войны не должны вестись против других мусульманских правителей Анатолии , а против христиан. Когда Баязид умер, Ахмеди продолжил работу над текстом и изменил свое намерение посвятить его новому правителю и сыну Баязида, Эмиру Сулейману . Однако Сулейман тоже умер прежде, чем работа была завершена. [ 4 ] Наконец, когда Мехмед I занял османский трон и сумел устранить всех конкурентов в 1412 году, Ахмеди наконец завершил текст, посвятил его ему в том же году и представил ему лично; ему удалось снискать расположение Мехмеда, и он поступил на государственную службу. [ 5 ] Мехмед ценил греко-римскую классическую культуру и положительно относился к тому, как Искендернаме изображали его государство и османов как преемников Александра Великого . [ 6 ]
Османская история
[ редактировать ]Большая часть текста посвящена изложению всемирной истории, причем последняя и самая важная глава (озаглавлена « Теварих-и Мулюк-и âl-i ʿОсман / Дастан ве Теварихи Али Осман / Дастан »; «История правителей Дом Османа и их походы против неверных») на тему истории Османской династии. от Эртугрула (отца Османа I , основателя Османской династии) до восшествия на престол Мехмеда I, подробно описывающего героические поступки и подвиги правителей, всего 334 куплета. [ 7 ]
В своей работе Ахмеди представляет Сулеймана идеальным персидско-исламским королем, но также формулирует свою мирную политику, возникшую в результате его поражения от рук христианских правителей Румелии , как политику своего собственного выбора, а не необходимости. [ 8 ] Точно так же он противопоставляет то, что он считал несправедливостью монголов ( особенно в свете монгольских вторжений в мусульманские земли), с ранними османами, которых Ахмеди восхваляет за их справедливость. [ 2 ]
Жанр
[ редактировать ]« Искендернаме» — самый ранний текст в жанре Александровского романа на турецком языке , а также самое раннее сохранившееся произведение османской историографии, написанное чуть более чем через столетие после Османской империи . рождения [ 8 ] Его также можно назвать хроникой, произведением жанра «Зеркало для князей» или первым примером дестана ( эпоса), используемого в качестве консультативного произведения, то есть нашишатнаме (разновидность книги советов для правителей). [ 4 ]
Влияние
[ редактировать ]Из-за влияния «Искендернаме» Ахмеди его брат Хамзави и другой османско-турецкий поэт, писавший в конце пятнадцатого века, Ахмед Редван , сочинили свое собственное «Искендернаме» . [ 9 ] [ 10 ]
» Ахмеди «Искендернаме также будет включена в более поздние книги по истории Османской империи, включая анонимную «Тварихи Али Осман» (1485 г.) и издание 1561 г. Нешри » «Чиханнума . Он также сразу же стал основным справочником для историков во времена Ахмеди, а затем и в первом веке Османской империи. [ 11 ]
Хотя турецкие писатели XVI века критиковали его как простой перевод «Искандарнаме» Низами , это оригинальное произведение, которое работает в рамках более ранних легенд об Александре, но также изменяет их для передачи своих собственных идей. [ 12 ]
Издания
[ редактировать ]- Ахмеди, Искендер-наме: Обзор, Факсимиле , изд. Исмаил Юнвер (Анкара: Турецкое историческое общество, 1983).
- В настоящее время самое современное критическое издание этой последней главы, включающее транслитерацию, перевод, анализ текстовых вариантов и подробный глоссарий слов, встречающихся в тексте, было опубликовано Кемалем Силаем в 1992 году. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тезкан, Баки (2013). «Память о монголах в ранней османской историографии». В Чипе — Х. Эрдем; Фетвачи, Эмине (ред.). Написание истории при османском дворе: редактирование прошлого, формирование будущего . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 30. ISBN 978-0-253-00857-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Силай, Кемаль (1992). «История Османской династии Ахмеди» (PDF) . Журнал тюркских исследований . 16 : 129–200.
- ^ Фодор, Пал (1984). «Даситан Ахмеди как источник ранней османской истории» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 38 : 41–54.
- ^ Перейти обратно: а б Лоури, Хит В. (2003). Природа раннего Османского государства . Серия SUNY по социальной и экономической истории Ближнего Востока. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 15–17. ISBN 978-0-7914-8726-6 .
- ^ Менгуч, Мурат Джем (06 ноября 2019 г.), «Объединяя прошлое: рассказ Ахмеди об истории Османской империи и два более поздних текста» , Исследования по исламской историографии , Brill, стр. 127–128, doi : 10.1163/9789004415294_006 , ISBN 978-90-04-41529-4 , получено 19 марта 2024 г.
- ^ Нг, Су Фан (2019). Александр Великий от Британии до Юго-Восточной Азии: периферийные империи в глобальном возрождении . Классические присутствия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 60–68. ISBN 978-0-19-877768-7 . OCLC 1054830890 .
- ^ Лоури, Хит В. (2003). Природа раннего Османского государства . Серия SUNY по социальной и экономической истории Ближнего Востока. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 17–32. ISBN 978-0-7914-8726-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Кастрицис, Димитрис Дж. (2007). Сыновья Баязида: построение империи и представительство в Османской гражданской войне 1402-1413 гг . Османская империя и ее наследие. Лейден ; Бостон: Брилл. стр. 33–37. ISBN 978-90-04-15836-8 .
- ^ Голье-Бугасса, Катрин; Дуфикар-Аэртс, Фаустина (2022). «Александр Македонский в средневековой литературе». Литература: Всемирная история, тома 1–4 . Уайли. п. 538.
- ^ Юнвер, Исмаил (1979). «ОТТОМАНСКАЯ ИСТОРИЯ (НУСРЕТ-НЭМЕ-И ОСМАН) РАЗДЕЛ В ИСКЕНДЕР-НЭМЕ АХМЕДА РИДВАНА» . Тюркологический журнал . 8 (1).
- ^ Менгуч, Мурат Джем (06 ноября 2019 г.), «Объединяя прошлое: рассказ Ахмеди об истории Османской империи и два более поздних текста» , Исследования по исламской историографии , Brill, стр. 125–144, doi : 10.1163/9789004415294_006 , ISBN 978-90-04-41529-4 , получено 19 марта 2024 г.
- ^ Силай, Кемаль (1992). «История Османской династии Ахмеди» (PDF) . Журнал тюркских исследований . 16 :130.