Jump to content

Сияваш

(Перенаправлено с Сияваша )
Изображение героя Сияваша: персидская миниатюра из иллюминированной Шахнаме шаха Тахмаспа

Сияваш ( персидский : سیاوش ), [ а ] также пишется Сиявос или Сиаваш ( سياووش ), является важной фигурой в Шахнаме . Он представлен Фердоуси как сын Кая Кавуса , который правил как шах в первые дни Великого Ирана более столетия. Его имя означает «тот, у кого черные жеребцы». [ 1 ] в честь своего коня Шабранга Бехзада ( شبرنگ بهزاد , букв. « чистокровный ночной окраски » ), который сопровождает его во время испытания праведности.

Из-за рождения от неаристократической матери Сияваш отправляется отцом в Забулистан , где его воспитывает святой воин Ростам , чтобы он хорошо разбирался в военном искусстве. Он возвращается высококвалифицированным и красивым молодым человеком, и ему предоставляется доступ к королевскому двору как принцу и новому правителю Ктесифона . Вскоре после этого он встречает свою мачеху Судабе , которая испытывает к нему жгучую страсть и начинает придумывать уловки, чтобы вовлечь его в половой акт. Однако Сияваш неоднократно отвергает ее ухаживания, а также отвергает ее предложение убить своего отца, чтобы они могли править вместе. Опасаясь, что он может сообщить шаху и казнить ее, Судабе ложно обвиняет Сияваша в изнасиловании ее. Услышав его мольбу, шах заставляет его проявить себя, проехав через колоссальную гору огня. Сияваш преодолевает это испытание и признается невиновным, но его отношения с отцом все еще остывают; Кавус решает не наказывать Судабе из-за своей любви к ней, а также не хочет рисковать и рассердить ее отца, который является правителем страны. Хамаваран и, таким образом, мощный восточный союзник иранской нации. Не найдя альтернативы, Сияваш отправляется в добровольное изгнание в Туран и ищет убежища под властью тиранического царя региона Афрасиаба , который на протяжении многих лет разжигал враждебные действия с Кавусом. Там он женится на принцессе Фарангис , но позже его убивают туранцы , объявляющие войну Ирану. Огорченный Ростам обвиняет Судабе в смерти Сияваша, вытаскивает ее из дворца и публично казнит. Тем временем жене Сияваша удается бежать в Иран, где ее сын Кей Хосров становится следующим шахом. Хосров возглавляет иранскую кампанию против туранской армии и мстит Афрасиабу за смерть своего отца.

В иранской литературе Сияваш широко рассматривается как символ невиновности. Его защита собственного целомудрия, добровольное изгнание, постоянство в любви к жене и окончательная казнь от рук приемных хозяев на протяжении тысячелетий переплетались с иранской мифологией. Его имя также связано с мифическим ростом растений .

Повествование

[ редактировать ]
Убийство Сияваша

Рождение и молодость

[ редактировать ]

Иранские рыцари обнаруживают красивую молодую женщину во время охоты, любимого времяпрепровождения армейской иерархии. Они не могут решить, кому следует владеть ею для собственного удовольствия, и между ними вспыхивает крупный спор. Наконец, они решают отвезти ее к шаху Кею Кавусу на его решение, но шах решает оставить ее своей наложницей , и Сияваш является результатом их союза. Однако, поскольку мать Сияваша не аристократка, шах решает отправить его к Ростаму , главному герою иранской мифологии, для обучения военному искусству.

Ростам обучает молодого сияваша искусству верховой езды, стрельбе из лука, охоте, поведению и правдивой речи, что является основой ахеменской системы образования, что неоднократно отражено в «Шахнаме». После нескольких лет обучения Сиаваш просит разрешения Ростама вернуться во двор Кая Кавуса, чтобы он мог доказать свою ценность как молодой принц.

Королевское назначение

[ редактировать ]

Поначалу Сиаваша хорошо принимают при дворе. Дамы теряют сознание от его юношеской красоты, а мужчины впечатлены его мастерством в искусстве. Шах даже назначает его правителем Ктесифона , древней столицы парфян ( ныне расположенной недалеко от Багдада). У королевы Судабе возникает мгновенное и всепоглощающее сексуальное желание к молодому принцу, и она начинает серию планов, чтобы соблазнить его войти в ее покои. Она хвалит Сиаваша перед судом и предлагает ему «навестить своих сестер» и поближе познакомиться с ними. Сиаваша это предложение не впечатлило, и он подозревает, что у него есть скрытый мотив. Шах, хорошо осведомленный о связях своей королевы (она дочь шаха Хамаварана), настаивает, чтобы Сиаваш слушал свою «мать» и навещал своих сестер. В своих покоях королева устраивает Сиавашу пышный прием. Он восседает на троне, зал осыпают дорогими духами, а дамы поют и танцуют для его удовольствия.

Шах решает, что Сиаваш должен жениться на одной из женщин, и приказывает ему немедленно выбрать одну, но Сиаваш отказывается сделать это, предчувствуя планы своего отца о политическом союзе под видом брака. Королева больше не может контролировать свое желание Сиаваша. Она предлагает убить своего мужа, шаха Ирана, чтобы они с Сиавашем могли править вместе, но он категорически отказывается иметь с ней что-либо общее. Королева Судабе понимает, что Сиаваш может раскрыть свои планы мужу, что приведет к ее верной смерти.

Сияваша вытаскивают из постели и убивают [ 2 ]

Она приказывает одной из состоящих у нее на службе ведьм найти два абортированных плода и положить их на блюдо. Затем она бежит к шаху, разрывая на себе одежды, крича, причитая и плача. Шах глубоко встревожен видом своей жены, окровавленной и разорванной. Королева обвиняет Сиаваша в изнасиловании ее. Она предоставляет абортированные плоды как доказательство его насилия по отношению к «беременной» королеве.

Шах опустошен этой новостью, но прислушивается к заявлению Сиаваша о невиновности. Сначала он нюхает одежду Сиаваша и не находит на ней никаких следов соблазнения или духов. Затем он нюхает мантию королевы и обнаруживает, что она пропитана самым изысканным ароматом: верный признак соблазнения. Тем не менее он заключает Сиаваша в тюрьму и приказывает использовать сотни вьючных животных для перевозки дров. Перед дворцом поджигают гигантскую гору огня, и Сиавашу приказывают проехать сквозь пламя. Если он невиновен, то выйдет невредимым, а если виновен, то обязательно погибнет. Сиаваш, вооруженный как катафракт , покрытый (священной, но легковоспламеняющейся) камфарой и одетый в белую накидку, символ невинности, садится на своего верного черного коня и бросается прямо в огромный костер. Двор затаил дыхание, когда он исчезает в огне, но вскоре после этого белый рыцарь и его доблестный черный боевой конь выходят из огня невредимыми и победителями.

Кей Кавус, шах, приказывает немедленно казнить королеву за то, что она опозорила его имя и королевство. Мудрый и трезвый, как всегда, Сиаваш умоляет о помиловании. Он знает, что шах любит свою жену и скоро пожалеет о ее кончине. Вскоре после этого непостоянный шах мог даже обвинить Сиаваша в организации всего фиаско. Шаху напоминают о королевских связях королевы и важности его договора с шахом Хамаварана. Он смягчается, прощает жену, и при дворе временно восстанавливается мир.

Война между Ираном и Тураном

[ редактировать ]
Сияваш сталкивается с Афрасиабом через реку Джихун. [ 3 ] из Мастера джайнской Шахнамы, 15 век, Султанат Индия.

Вторая часть «Эпоса о Сиаваше» посвящена его разлуке с родиной, несправедливому обращению с ним со стороны собственного отца Кея Кавуса и его окончательной казни.

Афрасиаб, тиранический правитель Турана, мифической земли к северу от Ирана, снова объявляет войну иранцам. Кей Кавус решает подать пример союзникам Афрасиаба в городе Балх и планирует вторгнуться в него, но Ростам, главный герой Шахнаме, отговаривает его от личного присутствия на поле битвы. Сиаваш добровольно идет на службу, и его немедленно отправляют в Балх, на верную войну.

На туранской стороне Гарсиваз , правитель булгар, объединяет силы с татарами под командованием Бармана . Напряженная битва приводит к сокрушительному поражению туранцев, захваченных Сиявашем. Обеспокоенный во сне дурными предзнаменованиями, Афрасиаб мечтает о своем поражении и, услышав новости из Балха, посылает лошадей, доспехи и мечи с просьбой о мире. Гарсиваз представляет Афрасиаба на мирных переговорах. Сиаваш соглашается оставить сотню заложников и вернуть земли, отнятые у Ирана туранцами в обмен на мир. Города Самарканд , Бухара , Хадж и Пенджаб возвращаются под власть Ирана, а заложники взяты под стражу Сиавашем.

Иранский шах возмущен поведением Сиаваша, поскольку он надеялся, что Афрасиаб будет убит в бою. В разгар своей ярости он пишет Сиавашу письмо и приказывает ему вернуться домой, одновременно назначая Тооса новым командующим иранскими войсками. Он также требует передачи заложников для казни. Письмо противоречит всему, чему Сиаваша научил Ростам. Нарушение мирного договора, объявление войны и убийство заложников вызывают у него отвращение. Сиаваш знает, что он неспособен на эти тиранические действия, которых требует шах, и не видит другого выбора, кроме как покинуть свою родину и искать убежища в Туране.

Самоизгнание и смерть в Туране

[ редактировать ]
В иранском фольклоре говорится, что кроваво-красные цветы Fritillaria Imperialis склоняют головы и оплакивают невиновного и замученного Сияваша, и это может быть идентичностью растения Хуне Асьявушан («кровь Сияваша»).

Несмотря на изгнание, Сиаваш полон решимости найти для себя новую жизнь на земле Туран. Афрасиаб, туранский император, тепло принимает его, а Пиран, великий визирь, утешает его в первые несколько дней в чужой стране. В конце концов, Сиаваш влюбляется и женится на Феригеес («Кудрявые локоны»), дочери Императора, тем самым закрепляя свою новую привязанность к жизни при Туранском дворе. Обрадованный свадьбой, Афрасиаб дарует уезд Хотан (ныне Синьцзян жениху и невесте , Китай). Сиаваш приступает к созданию нового города, названного Сиавашгирд, или «круглым городом Сиаваша», и замка Гонг («Гигантский»). Однако внезапное возвышение Сиаваша при туранском дворе вызывает сильную зависть среди некоторых рыцарей и сановников, которые задаются вопросом, почему дочь императора была отдана принцу Ирана, иностранцу и их заклятому врагу. Гарсиваз, самый главный среди недовольных, отправляет Афрасиабу секретные послания, объявляя Сиаваша «предателем» ввиду его «письмов», которые были отправлены его отцу в Иран, шаху Кею Кавусу. Он также убеждает Сияваша, что Афрасиаб замышляет против него заговор и скоро вторгнется. Хотану вернуть дарованную ему землю.

Вскоре импульсивный и эгоистичный Туранский император мобилизуется против Сиаваша и побеждает его небольшую армию. Однако Сиавашу удается помочь своей жене Феригеес сбежать вместе с Пираном, который гарантирует, что Феригеес достигнет Ирана, где ее сын Кей Хосров вырастет и станет мудрым шахом, который в конечном итоге восстановит порядок.

Сиаваша приводят к Афрасиабу, который приказывает казнить его через обезглавливание. Пиран умоляет Императора не совершать ужасную ошибку, убивая невинных: «Не делай себя флагом на этой Земле». Вспыльчивый Афрасиаб игнорирует предупреждение, и казнь проводится быстро. Когда кровь Сияваша достигает земли, на том же месте вырастает растение, которое позже будет названо «Хунэ Асявушан», или «кровь Сияваша». Эта строка в эпосе связывает историю с ранними связями между именем «Сиаваш» и его ролью духа растительного роста.

Наследие

[ редактировать ]

Известие о его казни вызывает бурю негодования в Иране, и по сей день в Ширазе до сих пор отмечается день Савушуна. Его трагическая смерть, описанная в « Шахнаме», вдохновила сотни стихов, эссе, песен и рассказов в иранской литературе, в том числе Симина Данешвара новаторский роман «Савушун », который отличается тем, что является первым романом, написанным на персидском языке женщина-автор.

В среднеазиатском зороастризме

[ редактировать ]

До исламизации Средней Азии жители Хорезма и Согдианы совершали жертвоприношения и другие ритуалы, посвященные Сиявашу. По словам историка Толстова , «Сияваш почитался также как среднеазиатский бог умирающей и оживающей растительности ». [ 4 ] [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ КАЯНИАН vi. Сиаууаршан, Сиявахш, Сиаваш , Иранская энциклопедия
  2. ^ Султанат Дели. «Сияваша вытаскивают из постели и убивают» . Шахнама .
  3. ^ Султанат Дели. «Сияваш сталкивается с Афрасиабом через реку Джихун» . Шахнама .
  4. ^ С.П. Толстов. «По следам древнехорезмийской цивилизации», Издательство Академии Наук СССР, 1948. (In Russian)
  5. ^ Живков, Борис (2015). «Идеология девятого и десятого веков: трудное примирение степных традиций с иудейским монотеизмом». Хазария в девятом и десятом веках . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 74–75. дои : 10.1163/9789004294486_003 .

Источники и ссылки

[ редактировать ]
  • Фирдоуси, Аболкасем; Дэвис, Дик (2005). «Сказание о Саяваше». Обзор Новой Англии . 26 (4): 21–69. JSTOR   40244746 .
  • Аболкасем Фердоуси, Дик Дэвис пер. (2006), Шахнаме: Персидская книга царей ISBN   0-670-03485-1 , современный английский перевод (сокращенный), текущий стандарт
  • Уорнер, Артур и Эдмонд Уорнеры, (переводчики) Шахнама Фирдоуси, 9 томов. (Лондон: Киган Пол, 1905–1925) (полный перевод стихов на английский язык)
  • Ширзад Агаи , Нам-э касан ва джаи-ха дар Шахнама-йе Фердоуси (Личности и места в Шахнаме Фердоуси ), Нючёпинг, Швеция, 1993. ISBN   91-630-1959-0 )
  • Джалал Халеги Мотлах, редактор журнала «Шахнаме» , будет опубликован в 8 томах (около 500 страниц каждый), состоящих из шести томов текста и двух томов пояснительных примечаний. См.: Центр иранских исследований Колумбийского университета .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dcb173a2daadf3f9baa7b04cded1a0b1__1711271400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/b1/dcb173a2daadf3f9baa7b04cded1a0b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Siyâvash - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)