Саманидская эпиграфическая посуда
Саманидская эпиграфическая посуда относится к особой категории керамики, изготовленной в Центральной Азии в IX-XI веках. [ 1 ] Керамика отличается каллиграфическими надписями, нанесенными по краю посуды, отличается изысканностью и смелостью каллиграфического стиля. Эпиграфическая посуда Саманидов является первым примером каллиграфического украшения керамики, ее чаще всего можно увидеть на больших тарелках и чашах, используемых для собраний, но также можно найти на кувшинах и кувшинах. [ 2 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]Династия Саманидов имела дехканское иранское происхождение и оправдывала свой приход к власти заявлениями о происхождении от мигранов Бахрама Чобина. [ а ] [ 5 ] [ 3 ] Это заявление было особенно полезно для содействия использованию и развитию персидского языка посредством покровительства поэтов и менестрелей. [ 2 ] Поскольку династия была исламской, этот процесс имел дополнительное значение, поскольку он развеял представление об исламе как привязанном к арабской этнической принадлежности, тем самым открыв его как мировую религию. [ 6 ]
Хотя династия широко известна своей керамикой, ее связи с окружающими и даже предшествующими культурами можно почерпнуть из других продуктов ее визуальной культуры, включая текстиль, серебро и архитектуру. [ 7 ] Саманидский текстиль изготовлен из сасанидского и согдийского шелка с жемчужной каймой и изображениями птиц и других животных, противостоящих друг другу, часто несущих или носящих ожерелья и шарфы. [ 7 ] Серебряные сосуды и архитектура также демонстрируют сасанидское влияние: первые в их методах изготовления и мотивах, а вторые в том, что самое известное сооружение династии, мавзолей в Бухаре , украшено жемчугом внутри, а также представляет собой производную от четырех видимых арок. в зороастрийских храмах огня Сасанидского Ирана. [ 7 ]
Производство
[ редактировать ]Расположение
[ редактировать ]Поскольку эпиграфические изделия Саманидов являются первыми образцами керамики с каллиграфическими надписями, многие ученые связывают влияние со стилем металлических полосок с надписями. [ 2 ] Хотя производство этой керамики основано на методах гончарного дела из иракской люстры и китайской посуды, [ 8 ] украшение с арабской надписью было совершенно новым для гончарного производства того времени. Прослеживание происхождения этого программного обеспечения восходит к Нишапуру , Самарканду и другим городам Саманидов. [ 1 ] [ 9 ] Производство саманидской эпиграфической посуды было широко распространено в этих местах, и эти артефакты довольно широко распространены и сегодня. Их можно найти по всему миру в коллекциях исламского искусства в Метрополитене , Лувре , Британском музее и многих других музеях.
Методы
[ редактировать ]Способ изготовления эпиграфической посуды осуществлялся в несколько этапов. Сначала глину приходилось добывать из местных месторождений. Затем гончар придал глине окончательную форму. Чаще всего это была плоская тарелка или миска с расширяющимися сторонами. Затем блюдо высушивали до твердости кожи, чтобы можно было выполнить детальную работу ножом, прежде чем оно станет сухим до костей. [ 10 ] После полного высыхания можно добавить накладку и каллиграфию. Белая накладка, покрывающая керамику, сделана из разбавленного пигмента белой глины, но наиболее распространенными цветными накладками были черные, фиолетовые или красные, сделанные из марганца или железа . [ 2 ] Каллиграфия добавлялась в основном как декоративный элемент, хотя надписи всегда разборчивы, а иногда декоративные элементы художника могли быть весьма юмористическими. [ 11 ] Наконец, посуду глазуровали и обжигали, обычно при температуре 850-900°С. [ 8 ] Вполне вероятно, что весь процесс выполнялся не одним человеком, а в создании одного блюда внесли свой вклад несколько художников, специализирующихся в разных дисциплинах. [ 12 ]
Использование
[ редактировать ]Предполагается, что саманидские эпиграфические изделия использовались для общественных собраний определенных интеллектуальных интересов, называемых меджлисами . [ 2 ] Большие размеры посуды указывают на то, что керамическая посуда предназначалась для общественного пользования. [ 13 ] как для еды, так и для мытья рук перед едой. [ 14 ] Широкий край пластины украшен моральными темами, выбранными для того, чтобы высокообразованные джентльмены-ученые могли распознать и оценить содержание надписей, отличаясь добродетельными представителями социального класса. [ 2 ] Поскольку их основная функция заключалась в том, чтобы быть контейнерами с едой, разделение еды на тарелке с написанными пословицами служило физическим проявлением обмена добродетельными кодексами поведения. [ 2 ]
Каллиграфия и контент
[ редактировать ]Саманидские изделия с письменностью во многом считаются одними из наиболее значительных направлений Саманидов благодаря не только содержанию надписей (благословений, пословиц и т. д.), но и декоративному куфическому письму, которым они украшены.
Чтобы лучше понять эпиграфические изделия Саманидов, графология (метод анализа почерка) применяется к чашкам и чашам эпохи Саманидов, на которых есть куфические надписи. Для лучшего понимания символического пространства саманидских надписей к этим предметам применяются три основных принципа графологии: штрих, движение и зона. [ 15 ]
Первый принцип, штрих , составляет основу куфического стиля письма на саманидской посуде; он состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных линий. Эти штрихи коррелируют, образуя общую «письменную картину» или характер. Подобно концепции «пропорционального письма» в куфических принципах или «сущности» в науках Саманидов, штрихи необходимы для существования букв. Логическая энциклопедия Авиценны. [ 16 ] излагает три условия для понимания Существенной Универсальности и ее Частностей, подчеркивая роль штрихов в придании значения буквенным формам.
Принцип движения утверждает, что письмо — это динамический и нестатический процесс. В куфическом письме на саманидских предметах движение вправо символизирует «прошлое», влево — «будущее», а вертикальные штрихи обозначают «настоящее». [ 17 ] Масумзаде предполагает, что непрерывный декоративный куфический стиль саманидских изделий, вероятно, содержит неявное значение времени в эпоху Саманидов.
Наконец, принцип «Зоны» интерпретирует вертикальное расположение букв, аналогичное базовым линиям куфического письма. Он делит пространство письма на верхнюю, среднюю и нижнюю зоны, отражая соотношение интеллектуальности, эмоциональности и материальности. [ 17 ]
Содержание этих надписей, выполненных на арабском языке, делится на две основные категории: пословицы и выражения добрых пожеланий. [ 2 ] Маленькая Саманидская чаша из музея Артура М. Саклера (рис. 3) представляет собой множество подобных экземпляров, передающих добрые пожелания: переведенная надпись гласит: «Благословения и процветания ее владельцу». На многих эпиграфических чашах Саманидов написаны схожие общие настроения.
Помимо надписей, передающих добрые пожелания, еще одна чаша из музея Артура М. Саклера (рис. 4) представляет собой пословицу, предписывающую щедрость и добродетельное поведение (включающую две из трех основных тем, присутствующих в эпиграфической керамике Саманидов, согласно теории Панджароглу). В нем говорится: «Щедрость не поглотит богатство до того, как оно будет исчерпано, а жадность не увеличит богатство скупца».
Третья тема пословиц, присутствующая в блюдах эпохи Саманидов, связана с ценностями знаний. Эти пословицы описывают знания как украшение характера и источник заблуждений. [ 2 ] Эпиграфические пластинки с такими пословицами передают послание, гласящее: «Знание — украшение для доблестных, а разум — золотой венец в раю». [ 18 ] среди прочего.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эрлих 2015 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Панджароглу 2002 , с. ?.
- ^ Jump up to: а б Пуршариати 2011 , с. 463.
- ^ Фрай 1975 , с. 136.
- ^ Босворт 1973 , с. 58.
- ^ Михаилидис 2012 , с. 317-318.
- ^ Jump up to: а б с Михаилидис 2012 , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Эрлих 2015 , с. 11.
- ^ Михаилидис 2012 , с. 318.
- ^ Эрлих 2015 , с. 10.
- ^ Волов, Лиза (1966). «Плетеный куф на эпиграфической керамике Саманидов». Арс Ориенталис . 6 : 107–133. JSTOR 4629224 .
- ^ Блэр, Шейла С., изд. (2019). Текст и изображение в средневековом персидском искусстве . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-5578-6 . JSTOR 10.3366/j.ctvxcrp75 . [ нужна страница ]
- ^ Уилкинсон, Чарльз. Нишапур: Керамика раннего исламского периода. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1973.
- ^ Комарофф, Линда (12 декабря 2023 г.). Ужин с султаном: тонкое искусство пиршества (1-е изд.). DelMonico Books/Музей искусств округа Лос-Анджелес. п. 157. ИСБН 9781636810881 .
- ^ Масумзаде, Фарназ (2018). «Символическое пространство письма в декоративном куфике саманидской посуды». Знаковые артефакты в сакральном пространстве . стр. 199–214. дои : 10.1515/9783110619928-009 . ISBN 978-3-11-061992-8 .
- ^ Шанаб, Роберт Элиас Абу (1973). «Трактат Авиценны о логике. Часть первая датского Намех-и Алай (обзор)». Журнал истории философии . 11 (3): 400–402. дои : 10.1353/hph.2008.0696 . Проект МУЗА 227948 ПроКвест 1297368871 .
- ^ Jump up to: а б Пулвер, Макс (1994). Символика почерка . Лондон: Книги Скрипторов. ISBN 978-0-9513700-9-4 .
- ^ «Тарелка с каллиграфическим орнаментом» . Метрополитен-музей . Проверено 8 мая 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Шейла. Исламские надписи. Издательство Нью-Йоркского университета, Нью-Йорк, 1998.
- Босворт, CE (1973). «Наследие правления в раннеисламском Иране и поиск династических связей с прошлым» . Иран . 11 . Тейлор и Фрэнсис: 51–62. дои : 10.2307/4300484 . JSTOR 4300484 .
- Эрлих, Гил (2015). «Саманидская эпиграфическая керамика» . Тель-Авивский университет . дои : 10.13140/RG.2.2.28742.09284 .
- Флуд, Финбарр Б. и Гулру Неджипоглу. Спутник исламского искусства и архитектуры. Уайли-Блэквелл [Выходные данные], Хобокен, 2017 г.
- Фрай, Р.Н. (1975). «Саманиды». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 4: Период от арабского вторжения до сельджуков. Издательство Кембриджского университета.
- Грубе, Эрнст Дж. и Нассер Д. Халили Коллекция исламского искусства. Кобальт и блеск: первые века исламской керамики. том. 9., Nour Foundation совместно с Azimuth Editions и Oxford University Press, Лондон, 1994.
- Масумзаде, Фарназ (2018). «Символическое пространство письма в декоративном куфике саманидской посуды». Знаковые артефакты в сакральном пространстве . стр. 199–214. дои : 10.1515/9783110619928-009 . ISBN 978-3-11-061992-8 .
- Михаилидис, Мелани (2012). «Серебро Саманидов и торговля по Меховому пути». Средневековые встречи . 18 (4–5): 315–338. дои : 10.1163/15700674-12342119 .
- Панчароглу, Оя (2002). «Служение мудрости: Содержание эпиграфической керамики Саманидов». В Кесслере, Рошель Л. (ред.). Исследования исламского и более позднего индийского искусства из Музея Артура М. Саклера, Художественных музеев Гарвардского университета . Художественные музеи Гарвардского университета. стр. 59–75. ISBN 978-1-891771-22-4 .
- Пуршариати, Парвена (2011). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . ИБ Таурис.
- Волов, Лиза (1966). «Плетеный куф на эпиграфической керамике Саманидов». Арс Ориенталис . 6 : 107–133. JSTOR 4629224 .
- Уилкинсон, Чарльз К. и Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). Нишапур: Керамика раннего исламского периода. Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Гринвич, Коннектикут;, 1973.