Западная Чжоу
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Октябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
История Китая |
---|
![]() |
Западная Чжоу ( китайский : 西州 ; пиньинь : Сичжоу ; ок. 1046 г.) [ 1 ] — 771 г. до н. э.) — период китайской истории, примерно соответствующий первой половине династии Чжоу . Это началось, когда король Чжоу У сверг династию Шан в битве при Муе , и закончилось в 771 году до нашей эры, когда скотоводы Цюаньжун разграбили столицу Чжоу в Хаоцзин и убили короля Чжоу Ю. Ярлык «Западный» для этого периода относится к расположению королевских столиц Чжоу, которые были сосредоточены в долине реки Вэй недалеко от современного Сианя .
Раннее государство Чжоу [ а ] находился на подъеме около 75 лет; после этого он постепенно утратил силу. Бывшие земли Шан были разделены на наследственные феодальные владения , которые со временем становились все более независимыми от короля Чжоу. Двор Чжоу был изгнан из долины реки Вэй в 771 г. до н.э.: это ознаменовало начало периода Восточного Чжоу , когда политическая власть фактически принадлежала номинальным вассалам короля.
Источники
[ редактировать ]Западная Чжоу известна по археологическим находкам, в том числе по значительным надписям, в основном на бронзовых ритуальных сосудах. В отличие от более ранних периодов, это прямое свидетельство можно с пользой сравнить с текстами, передаваемыми через рукописную традицию. К ним относятся некоторые классические произведения Конфуция , самые старые части которых, как полагают, относятся к этому периоду. Тексты периода Воюющих царств и династии Хань содержат более полное описание, хотя и далеки от первоначальных событий. [ 2 ]
Археология
[ редактировать ]Ритуальные бронзовые изделия Чжоу собирались со времен династии Сун и сейчас разбросаны по коллекциям по всему миру. Научные раскопки начались в центральной части долины реки Вэй и в районах Лояна в 1930-х годах, а с 1980-х годов расширились до более широкой территории. [ 3 ] Бронзовые сосуды являются ключевым маркером памятников Западной Чжоу, включая здания, мастерские, городские стены и захоронения. [ 4 ] Элитные захоронения обычно содержат наборы сосудов, датировать которые можно по известным вариациям стилей, а также палеографии и содержанию надписей. [ 5 ] были найдены сотни кладов бронзы В Шэньси , датируемых падением западной столицы в 771 году до нашей эры. Клад обычно содержит ценные сосуды, накопленные семьей за три столетия и тщательно закопанные, чтобы скрыть их от захватчиков. [ 6 ]
Надписи
[ редактировать ]Чжоу создал тысячи надписей, в основном на бронзовых ритуальных сосудах, часто значительно длиннее, чем в Позднем Шане. [ 7 ] Сосуд обычно отливали для какого-либо члена элиты Чжоу, фиксируя соответствующее событие или честь, оказанную владельцу королем. В последнем случае надпись могла включать повествование о церемонии и сообщать речь участников. [ 8 ] Они дают богатое представление об управлении Чжоу и высших уровнях общества Чжоу. [ 9 ]
Многие надписи содержат детали, которые можно сравнить с более поздними историями. Более сотни из них посвящены королевскому назначению на какую-либо государственную должность. [ 9 ] Более 50 из них описывают военные кампании. [ 10 ] Естественно, картина неполная, поскольку очень немногие записи касаются военных поражений или неудач правительства. [ 11 ]
Надписи обычно содержат некоторую информацию о датировке, но не имя нынешнего короля. Ученые разработали ряд критериев, позволяющих сузить сферу применения надписи, включая стиль сосуда, форму символов и детали текста. [ 12 ]
Классика
[ редактировать ]Считается, что самые ранние полученные тексты, включая части « Книги од» и « Книги документов» , относятся к периоду Западной Чжоу. [ 9 ]
Книга од представляет собой сборник песен, традиционно разделенных на 160 государственных песен, 105 придворных песен (мажорных и минорных) и 40 гимнов (Чжоу, Лу и Сун), написанных на мелодии, которые с тех пор были утеряны. [ 13 ] Большинство специалистов сходятся во мнении, что Гимны Чжоу восходят к Западному Чжоу, за которым следуют Придворные песни и Государственные арии. [ 14 ] Говорят, что ары были собраны со всех владений Западной Чжоу, но их последовательность и элегантность позволяют предположить, что они были отполированы литераторами двора Чжоу. [ 15 ]
Книга документов представляет собой собрание официальных речей, охватывающих два тысячелетия, от легендарных Трех Государей и Пяти Императоров до периода Весны и Осени . [ 16 ] Большинство ученых согласны с тем, что главы «Старого сценария» являются подделками после Хань, но многие из оставшихся глав «Современного сценария» были написаны намного позже периодов, которые они якобы представляют. [ 17 ] В пяти главах «объявления» (или «прокламации») используется наиболее архаичный язык, похожий на язык бронзовых надписей, и считается, что они были записаны близко к событиям раннего правления Западной Чжоу, которые они описывают. [ 18 ] Действие еще четырех глав: «Древесина катальпы», «Многие офицеры», «Не расслабляйтесь» и «Множество регионов» происходит в тот же период, но их язык предполагает, что они были написаны в конце периода Западной Чжоу. [ 19 ] Предисловия, написанные для каждой главы и связывающие документы в единое целое, предположительно были написаны в период Западной Хань. [ 20 ]
Ранние истории
[ редактировать ]Тексты, переданные периода Воюющих царств, относятся к традициям периода Западной Чжоу. [ 21 ] Глава «Беседы Чжоу» Гоюй включает речи, которые, как утверждается, были написаны со времен короля Му. Цзо Чжуань в первую очередь посвящен периоду весны и осени , но содержит много ссылок на события предшествующего периода Западной Чжоу. [ 9 ]
« Бамбуковые летописи» содержат множество интересных подробностей, часто отличающихся от других источников, но история их передачи представляет множество проблем. [ 21 ] Оригинальный текст представлял собой хронику государства Вэй, похороненную в царской гробнице в начале III века до нашей эры и обнаруженную в конце III века нашей эры, но утерянную до прихода династии Сун . Сегодня существуют две версии: «древний текст», составленный из цитат из других произведений, и более полный «нынешний текст», который Цянь Дасинь назвал подделкой, но некоторые ученые считают, что он содержит подлинный материал. [ 22 ]
Стандартный отчет можно найти в «Основных анналах Чжоу», главе 4 « Исторических записей», составленных династии Хань историком Сыма Цяном . [ 21 ]
История
[ редактировать ]
Большинство ученых делят Западную Чжоу на ранний, средний и поздний периоды, что также примерно соответствует стилистическим изменениям в бронзовых сосудах. [ 25 ] [ 26 ] Ханьский историк Сыма Цянь чувствовал себя неспособным расширить свою хронологическую таблицу за пределы 841 г. до н.э., первого года Регентства Гунхэ , и до сих пор не существует общепринятой хронологии китайской истории до этого момента. [ 27 ] [ 28 ] В Кембриджской истории Древнего Китая использовались даты, определенные Эдвардом Л. Шонесси на основе «текущего текста» «Бамбуковые летописи » и бронзовых надписей. [ 29 ] В 2000 году в рамках проекта «Хронология Ся-Шан-Чжоу» был составлен график дат на основе полученных текстов, бронзовых надписей, радиоуглеродного датирования и астрономических событий. [ 30 ] Однако несколько бронзовых надписей, обнаруженных с тех пор, не соответствуют датам проекта. [ 31 ]
Период | Имя правителя | Царствование (все даты до н.э.) | ||
---|---|---|---|---|
Посмертный | Персональный | Шонесси [ 32 ] | Проект XSZ [ 33 ] [ 34 ] | |
До завоевания | Король Вэнь | Чанг ( Чанг ) | 1099–1050 [ б ] | |
Король Ву | Фа ( письмо ) | 1049–1043 [ б ] | 1046–1043 | |
Рано | ||||
Король Ченг | Song (誦Песня | 1042–1006 | 1042–1021 | |
Король Канг | Чжао ( 钊 ) | 1005–978 | 1020–996 | |
Король Чжао † | Ся ( недостаток ) | 977–957 | 995–977 | |
Середина | Король Му | Мужчина ( полный ) | 956–918 | 976–922 |
Кинг Гонг | Йиху ( 焄戈 ) | 917–900 | 922–900 | |
Король Йих | Цзянь ( 囏 ) | 899–873 | 899–892 | |
Король Сяо | Пифанг ( Пифанг ) | 872–866 | 891–886 | |
Король Йи | Се ( 箮 ) | 865–858 | 885–878 | |
Поздно | Король Ли | Ху ( Ху ) | 857–842 | 877–841 |
Гонхэ Регентство | 841–828 | 841–828 | ||
Король Сюань | Цзин ( тихо ) | 827–782 | 827–782 | |
Король Ты † | Gongnie (宮涅Гонгни | 782–771 | 781–771 |
Завоевание Шана
[ редактировать ]
Происхождение Чжоу неясно. Археология долины Вэй до завоевания разнообразна и сложна, но никакой материальной культуры, сравнимой с династической Чжоу, обнаружено не было. [ 37 ] Археологи, ищущие додинастический Чжоу, сосредоточили свое внимание на районе Цишань , который упоминается в ранних текстах и был ключевым ритуальным центром Западного Чжоу. В этой области найдены два разных типа керамики, и археологи расходятся во мнениях относительно того, какая группа людей или их смесь создала Чжоу. [ 38 ] Вполне вероятно, что несколько групп со всей провинции Шэньси объединились, чтобы завоевать Шан. [ 39 ]
Завоевание отражено в материальных записях внезапным появлением по всему бассейну реки Вэй захоронений в стиле Шан и сложных бронзовых сосудов всех типов, произведенных Шан, из которых Чжоу, очевидно, приобрел опытных мастеров, писцов и богатые ресурсы. . [ 40 ] [ 41 ] Они также расширили практику позднего Шана по надписям на бронзовых сосудах, создав длинные тексты, в которых отражаются достижения их владельцев и почести, оказанные им королем. Надписи также показывают, что Чжоу переняли ритуал предков Шан. Такое принятие особенностей Шана предполагает попытку узаконить правление Чжоу. [ 41 ] [ 42 ] Однако Чжоу не принимали человеческие жертвоприношения, которые были столь распространены в Позднем Шане, и даже не упоминали о них ни в одном из своих текстов. [ 43 ]
Сковорода Ши Цян , часть семейного тайника , найденного в западной части Шэньси, была отлита во времена правления короля Гуна последним из семьи писцов, происходящих от писца, привезенного в Шэньси после завоевания. [ 44 ] Длинная надпись, резюмирующая историю Чжоу и семьи Вэй ( 微 ), начинается так: [ 45 ]
Созвучен древности был король Вэнь! (Он) первым принес гармонию в правительство. Господь Всевышний ниспослал прекрасную добродетель и великую безопасность. Распространившись на верхние и нижние штаты, он присоединился к десяти тысячам штатов.
Захватом и контролем был король Ву! (Он) действовал и вел кампанию через четыре квартала, проникая в Инь [= Шан] и управляя его народом. Вечно бесстрашный перед Ди (Далекими), о, он напал на миньонов И.
Более длинные отчеты встречаются в более поздних источниках. И « Исторические записи» , и «Бамбуковые летописи» описывают кампании короля Вэня на юге Шаньси. [ 46 ] Король Вэнь перенес столицу Чжоу из Ции в Фэн , а его сын, король У , сделал дальнейший переезд в Хао через реку Фэн. [ 47 ] Король У распространил походы своего отца на Шан, победив их в решающей битве при Муе , которая также описана в песне «Великая яркость» Классика поэзии . [ 48 ] По данным И Чжоу Шу , армия Чжоу провела в этом районе два месяца, подавляя сопротивление, прежде чем вернуться в долину Вэй. Король Вэнь оставил двух или трех своих братьев (в зависимости от источника) контролировать бывшие владения Шан, номинально управляемые У Гэном , сыном последнего короля Шан. [ 49 ]
Гражданская война и экспансия
[ редактировать ]
Король У умер через два или три года после завоевания, что спровоцировало кризис молодого государства. Согласно традиционным историям, один из братьев короля Ву, герцог Чжоу, объявил себя регентом сына короля Ву, будущего короля Чэна . [ 52 ] Более поздние ученые-конфуцианцы, прославлявшие герцога Чжоу, описывали молодого короля как младенца на руках матери, но другие данные указывают на то, что в то время он был молодым человеком. [ 53 ] [ 54 ] Некоторые авторы предполагают, что герцог назначил себя королем, и в главе «Объявление Кангу» Книги документов он, кажется, говорит как король. [ 55 ] [ 56 ]
У Гэн и братья короля Ву, которым было поручено контролировать его, восстали против нового режима. Герцог Чжоу и его сводный брат герцог Шао организовали еще один восточный поход. Через три года они вернули себе утраченные территории и расширили свои владения на территорию, простирающуюся до Шаньдуна. [ 52 ]
Победоносный триумвират герцога Чжоу, герцога Шао и короля Чэна затем укрепил свой контроль над этой расширенной территорией. Они построили восточную столицу в Чэнчжоу (современный Лоян ) и начали основывать колонии или государства в стратегических точках своих владений. [ 57 ] Наиболее важные были переданы членам правящей семьи Цзи ( 姬 ). Эти колонии числятся в Цзоочжуане , и некоторые из них подтверждены археологическими находками. [ 58 ] Надпись на Май -цзуне повествует о церемонии, во время которой король Чэн назначил сына герцога Чжоу правителем Сина . [ 59 ]
Короли Ченг и Кан организовали многочисленные военные кампании для расширения своих владений. Сяо Юйдин повествует о победе над Гуйфаном, предположительно в районе Ордоса, в конце правления короля Канга. [ 59 ] Эта фаза экспансии завершилась катастрофической южной кампанией в районе реки Хан , в которой король Чжао потерял свои армии и свою жизнь. [ 60 ]
Средний период
[ редактировать ]
Во время правления короля Му государство Чжоу перешло к обороне, особенно на востоке. В «Бамбуковых анналах» зафиксирована кампания против Сюй Жуна , которого пришлось оттеснить из восточной столицы. Надпись на Дунгуе посвящена поражению, нанесенному Чжоу Дуни возле Ина, колонии, основанной одним из братьев короля Чэна для охраны южных подступов к столице. [ 61 ] [ 62 ]
С течением поколений семейные отношения между королем и правителями колоний также стали более отдаленными. [ 63 ] Вместо этого в государстве Чжоу возникла бюрократия и формализовались отношения между элитами. [ 64 ] Произошли реформы армии, официальных званий и распределения земли. [ 65 ] Резкое изменение стиля и типов бронзовых ритуальных сосудов, ранее основанных на моделях позднего Шан, также предполагает изменение ритуальной практики в это время. [ 64 ] [ 66 ]
О периоде правления следующих четырех королей: Гун, Йи, Сяо и Йи имеется очень мало исторической информации. [ 67 ] Королям Западной Чжоу обычно наследовали их старшие сыновья. Однако Сыма Цянь заявляет без объяснения причин, что королю Йи наследовал его дядя, который стал королем Сяо, и что после смерти Сяо «многие лорды восстановили» сына короля Йи, короля Йи. В бронзовых надписях того времени используются два разных королевских календаря, а в «Бамбуковых летописях» упоминается, что король Йи покинул столицу. [ 68 ] [ 69 ] Некоторые авторы предполагают, что король Йи был изгнан своим дядей, и какое-то время они были соперниками, но что именно произошло, сейчас неясно. Преемственность уже была представлена как линейная последовательность королей в Лайпане , сложившаяся во время правления внука короля И. [ 70 ] [ с ]
И Сыма Цянь, и « Бамбуковые летописи» утверждают, что король И сварил герцога Ци (в восточном Шаньдуне) в котле. Бронзовая надпись подтверждает нападение Чжоу на Ци в это время. Этот инцидент, произошедший в государстве, первоначально основанном одним из генералов короля Ву, указывает на ослабление авторитета короля Чжоу. [ 71 ] [ 72 ] Вскоре после этого Чжоу подверглись нападению Чу , который дошел до реки Ло, прежде чем был отброшен в контратаке, описанной в «Юй Дин» и «Юй Гуй» . [ 73 ]
Поздний период
[ редактировать ]
Король Ли предпринял оборонительные кампании на востоке и северо-западе. Все полученные тексты представляют его в негативном свете и свидетельствуют о том, что он был изгнан из столицы в ссылку в долину реки Фен . Источники расходятся во мнениях относительно того, было ли это восстанием крестьянства или дворянства, но сходятся во мнении, что малолетнего сына короля едва удалось спасти от толпы. [ 75 ] Бамбуковые летописи , подтвержденные бронзовыми надписями, сообщают, что контроль над государством перешел к лорду Хэ, учредив Регентство Гунхэ . Убеждение Сыма Цяня в том, что это было совместное регентство, было основано на неправильном толковании названия. [ 76 ]
Когда король Ли умер в изгнании, его сын стал королём Сюанем . Как полученные тексты, так и бронзовые надписи предполагают, что король Сюань действовал быстро, чтобы обезопасить государство. На пятом курсе он приказал провести кампанию против Сяньюня на западе, а затем назначил успешного генерала командовать восточными территориями. [ 77 ] Согласно «Бамбуковым анналам» , в следующем году он приказал провести кампанию против Хуайи. Бронзовые надписи фиксируют победы в этой и других кампаниях против Сяньюнь. [ 78 ] Он усилил юг, перенеся поселения из долины Вэй в бассейн Наньян и стремился улучшить отношения с отдаленными государствами Чжоу на северо-востоке и востоке. [ 79 ] В то же время королю также приходилось бороться с борьбой за престолонаследие в некоторых старых государствах Чжоу. [ 78 ]
Согласно полученным текстам, правление короля Ю началось со зловещих предзнаменований. [ 80 ] Тексты, а также некоторые Малые придворные песни намекают на фракционную борьбу внутри двора Чжоу. [ 81 ] На 11-м году его правления Цюаньжун атаковал с запада, убив короля и заставив элиту Чжоу бежать из долины Вэй в восточную столицу, положив конец эпохе Западного Чжоу. Хотя королевская власть Чжоу уже более века приходила в упадок, это драматическое событие представляет собой удобную веху. Чжоу продолжали оккупировать восточную столицу еще пять столетий, их власть над основанными ими государствами становилась все более номинальной. [ 82 ]
Правительство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Общество
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ «...эти ранние государства наиболее известны из археологии и истории тем, что ими управляли династические дома, такие как Шан (1554–1046 до н.э.) и Западный Чжоу (1045–771 до н.э.). Следовательно, они могут быть называемые ранними «королевскими государствами». [ 1 ]
- ^ Перейти обратно: а б Шонесси датирует завоевание Шанга Чжоу 1045 годом до нашей эры. Более ранние даты представляют собой додинастический период Чжоу. [ 35 ]
- ↑ Фалькенхаузен отмечает, что Лай пань упускает из виду еще одно нарушение — Регентство Гунхэ , которое могло произойти на памяти живущих. [ 70 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ли (2013) , с. 6.
- ^ Ли (2006) , стр. 87–88.
- ^ Ли (2018) , с. 88.
- ^ Роусон (1999) , с. 352.
- ^ Роусон (1999) , стр. 358–360.
- ^ Роусон (1999) , стр. 371, 373.
- ^ Роусон (1999) , с. 364.
- ^ Роусон (1999) , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ли (2018) , с. 89.
- ^ Шонесси (1992) , стр. 176–177.
- ^ Шонесси (1992) , с. 176.
- ^ Роусон (1999) , стр. 364–365.
- ^ Нилан (2001) , стр. 100–100. 72–73, 78.
- ^ Нилан (2001) , с. 87.
- ^ Нилан (2001) , стр. 100–100. 82–83.
- ^ Нилан (2001) , с. 121.
- ^ Нилан (2001) , стр. 100–100. 132–135.
- ^ Нилан (2001) , стр. 100–100. 133, 138–139.
- ^ Нилан (2001) , с. 133.
- ^ Нилан (2001) , стр. 100–100. 158–159.
- ^ Перейти обратно: а б с Шонесси (1999b) , с. 296.
- ^ Уилкинсон (2013) , с. 614.
- ^ Ли (2018) , с. 94.
- ^ Фалькенхаузен (2006b) , стр. 278–279.
- ^ Ли (2018) , с. 85.
- ^ Шонесси (1992) , с. 26.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 21.
- ^ Ли (2002) , стр. 16–17.
- ^ Шонесси (1999a) , стр. 22–23.
- ^ Ли (2002) , стр. 17–18.
- ^ Шонесси (2023) , стр. 354–369.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 25.
- ^ Группа XSZCP (2000) , с. 88.
- ^ Ли (2002) , с. 18.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 23.
- ^ Шонесси (1992) , стр. 1–4.
- ^ Роусон (1999) , стр. 375–376.
- ^ Роусон (1999) , стр. 376–381.
- ^ Роусон (1999) , с. 382.
- ^ Роусон (1999) , с. 385.
- ^ Перейти обратно: а б Бэгли (2018) , с. 74.
- ^ Роусон (1999) , с. 387.
- ^ Бэгли (2018) , стр. 75–76.
- ^ Шонесси (1992) , с. 1.
- ^ Шонесси (1992) , с. 3.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 307.
- ^ Ли (2013) , стр. 120, 123.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 309.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 310.
- ^ Ли (2013) , с. 122, Карта 6.2.
- ^ Ли (2006) , стр. 42, 59, 302, 320, 333.
- ^ Перейти обратно: а б Шонесси (1999b) , с. 311.
- ^ Ли (2018) , стр. 91–92.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 311, н. 44.
- ^ Ли (2018) , с. 91.
- ^ Фалькенхаузен (2006a) , с. 269.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 311–313.
- ^ Ли (2018) , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Шонесси (1999b) , стр. 320, 322.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 322–323.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 323–325.
- ^ Шонесси (1992) , стр. 177, 179–181.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 323.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2018) , с. 93.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 325–328.
- ^ Роусон (1999) , с. 414.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 328.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 329.
- ^ Ли (2006) , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Фалькенхаузен (2006b) , с. 269.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 329–330.
- ^ Ли (2006) , стр. 97–99.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 331.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 343.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 342–343.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 344–345.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 345–346.
- ^ Перейти обратно: а б Шонесси (1999b) , с. 347.
- ^ Ли (2018) , с. 95.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 348–349.
- ^ Ли (2006) , с. 231.
- ^ Шонесси (1999b) , стр. 350–351.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бэгли, Роберт (2018), «Бронзовый век до династии Чжоу», Голдин, Пол Р. (редактор), Справочник Рутледжа по ранней китайской истории , Routledge, стр. 61–83, ISBN 978-1-138-77591-6 .
- Фалькенхаузен, Лотар фон (2006a), Китайское общество в эпоху Конфуция (1000–250 до н. э.): археологические свидетельства , Лос-Анджелес: Институт археологии Котсена, University of California Press, ISBN 978-1-931745-31-4 .
- ——— (2006b), «Написанные бронзы из Янцзякуня: новые данные о социальной структуре и историческом сознании в Китае позднего Западного Чжоу (ок. 800 г. до н.э.)» (PDF) , Proceedings of the British Academy , 139 : 239–295.
- Керн, Мартин (2009), «Бронзовые надписи, Шицзин и Шаншу : эволюция жертвоприношений предков во время Западного Чжоу», в Лагервее, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия, Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) , Брилл, стр. 143–200, doi : 10.1163/ej.9789004168350.i-1312.23 , ISBN 978-90-04-17208-1 .
- Ли, Юн Куэн (2002), «Построение хронологии ранней китайской истории», Asian Perspectives , 41 (1): 15–42, doi : 10.1353/asi.2002.0006 , hdl : 10125/17161 , S2CID 67818363 .
- Ли, Фэн (2006), Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу 1045–771 до н.э. , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-85272-2 .
- ——— (2013), Ранний Китай: социальная и культурная история , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-89552-1 .
- ——— (2018), «Государство Западная Чжоу», Голдин, Пол Р. (редактор), Справочник Рутледжа по ранней китайской истории , Routledge, стр. 84–107, ISBN 978-1-138-77591-6 .
- Нилан, Майкл (2001), Пять «конфуцианских» классиков , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-08185-5 .
- Роусон, Джессика (1999), «Археология Западной Чжоу», в Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 352–449, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1992), Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями , University of California Press, ISBN 978-0-520-07028-8 .
- ——— (1999a), «Календарь и хронология», в Loewe, Michael; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 19–29, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ——— (1999b), «История Западной Чжоу», Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 292–351, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ——— (2001–2002), «Новые источники истории Западной Чжоу: недавние открытия бронзовых сосудов с надписями», Early China , 26/27: 73–98, doi : 10.1017/S0362502800007240 .
- ——— (2017), «Новейшие источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями, 2000–2010», в Шонесси, Эдвард Л. (редактор), « Отпечатки родства: исследования недавно обнаруженных бронзовых надписей из Древнего Китая» , китайский язык Университет Гонконга Press, стр. 133–188.
- ——— (2023), « Отчет о проекте Ся Шан Чжоу Дуандай Гунчэн Баогао и его хронология династии Западная Чжоу», Early China , 46 : 351–371, doi : 10.1017/eac.2024.2 .
- Уилкинсон, Эндимион (2013), История Китая: новое руководство , Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-06715-8 .
- XSZCP Group (2000), Ся Шан Чжоу duàndai gōngchéng 1996–2000 гг. Отчет о достижениях проекта знакомств Ся, Шан и Чжоу с 1996 по 2000 год: упрощенная версия [ Отчет проекта хронологии Ся-Шан-Чжоу за 1996–2000 годы (сокращенный) ], Пекин: Шицзе тушу, ISBN 978-7-5062-4138-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чинн, Анн-пинг (2007), Подлинный Конфуций , Скрибнер, ISBN 978-0-7432-4618-7 .
- Хакер, Чарльз О. (1978), Китай до 1850 года: краткая история , Stanford University Press, ISBN 0-8047-0958-0 .
- Ли, Фэн (2003), « Феодализм и Западный Чжоуский Китай: критика», Гарвардский журнал азиатских исследований , 63 (1): 115–144, doi : 10.2307/25066693 , JSTOR 25066693 .