Yuezhi
Общая численность населения | |
---|---|
По данным Шиджи , глава 123. [ 8 ] Глава 96A Hansshu : 100 000 домохозяйств, 400 000 человек с 100 000 человек, способные носить оружие. [ 9 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Западный Китай | (до 2-го века до нашей эры) [ 8 ] |
Центральная Азия | (2-й век BC-1-й век н.э.) |
Северная Индия | (1-й век до н.э. |
Языки | |
Бактриан [ 10 ] (В бактрии в 1 веке нашей эры) | |
Религия | |
буддизм индуизм [ 11 ] Джайнизм [ 12 ] Шаманизм Зороастризм Маниф Кушан божества |
Юэжи [ А ] Были ли древние люди, впервые описанные в китайских историях как кочевые скотоводы, живущие в засушливых лугах в западной части современной китайской провинции Гансу , в течение 1 -го тысячелетия до н.э. После серьезного поражения от рук Xiongnu в 176 г. до н.э. Юэжи разделился на две группы, мигрирующие в разных направлениях: Большой Юэжи [ B ] и меньший Юэжи . [ C ] Это начало сложный эффект домино, который излучался во всех направлениях и, в процессе, установил курс истории для большей части Азии на протяжении веков. [ 13 ]
Большой Юэжи первоначально мигрировал на северо -западе в долину Или (на современных границах Китая и Казахстана), где, как сообщается, они перемещены элементы сака . Они были изгнаны из долины Или Вусун и мигрировали на юг в Согдию , а затем поселились в Бактрии . Следовательно, Большой Юэжи часто идентифицируется с народами, упомянутыми в классических европейских источниках, как охватывающие греко-бактристское королевство , как и Тохаруи [ D ] и ASII . [ E ] В течение 1 -го века до н.э. одно из пяти основных племен Большого Южхи в Бактрии, Кушанас , [ f ] начал устанавливать другие племена и соседние народы. Последующая империя Кушан в 3 -м веке нашей эры, простиралась от Турфана в бассейне Тарима на севере до Паталипутры на Гангской равнине Индии , на своем пике на юге. Кушаны сыграли важную роль в развитии торговли на шелковом пути и внедрении буддизма в Китай .
Меньший Юэжи мигрировал на юг к краю тибетского плато . Сообщается, что некоторые поселились среди жителей Цянь в Цинхаи и участвовали в восстании провинции Лян (184–221 гг. Н.э.) против династии Восточной Хань . что другая группа Южхи основала городской штат Кумюа Говорят , (ныне известный как Кумул и Хами ) в Восточном Тариме. возможно, стала частью народа Цзя Шаньси Четвертая группа меньших Южхи , , который установил более позднее состояние Чжао 4 -го века (хотя это остается спорным).
Многие ученые считают, что южхи были индоевропейским народом. [ 14 ] [ 15 ] Хотя некоторые ученые связывают их с артефактами вымерших культур в бассейне Тарима, таких как мумии Тарима и тексты, записывающие тохарные языки , нет никаких доказательств какой -либо такой связи. [ 16 ]
До 221 г. до н.э. |
Юэжхи сильны вблизи Дунхуанга, недалеко от западного конца коридора Гекси , и контролируют нефриткую торговлю из бассейна Тарима . Где -то запад - это Вусун , [ 18 ] и дальше на восток возле плато Ордос находятся Сюнгу или их предшественники. |
---|---|
215 г. до н.э. | Сионну побеждены династией Цинь и отступают на север в монгольское плато . |
207 г. до н.э. | Xiongnu начинает кампанию рейдов против Южхи. |
О 176 г. до н.э. | Xiongnu наносит серьезное поражение на Южхи. |
173 до н.э. | Юэжи побеждает Вусун . |
165 г. до н.э. | Большинство Южжи начинают мигрировать на запад в долину Или ; Эта фракция известна позже как «великий юж». Большая часть другой фракции, известной как «меньший южхи», поселяется на Тибетском плато и в бассейне Тарима. |
132 г. до н.э. | Вусун атакует великого Южхи, заставляя их на юг от долины Или. |
132–130 до н.э. | Великий Юэжи мигрирует на запад, затем на юг и поселится на северо-западной бактрии . |
128 г. до н.э. | Китайский посланник по имени Чжан Цянь достигает великого Южи. |
О 30 г. н.э. | Одно из пяти племен, входящих в великие племена Южхи, Кушана, становятся доминирующими и формируют основу империи Кушан . |
Самые ранние ссылки в китайских текстах
[ редактировать ]
В трех текстах предварительных текстов упоминаются народы, которые, кажется, являются Южхи, хотя и под немного разными именами. [ 19 ]
- Философский тракт Гуанзи (73, 78, 80 и 81) упоминает кочевых скотоводов, известных как Южхи [ G ] или niúzhī , [ H ] кто поставлял Джейд китайцам. [ 20 ] [ 19 ] ( что Гуанзи составлены около 26 г. до н.э., основанные на старых текстах, в том числе некоторые из эпохи штата Ци 11 -го по 3 века до н.э. большинство ученых больше не приписывают свое основное автор В настоящее время, как правило, считается , В 7 веке до н.э. [ 21 ] ) Экспорт нефрита из бассейна Тарима, по крайней мере, с конца 2 тысячелетия до н.э., хорошо документирован археологически. Например, сотни нефритовых произведений, обнаруженных в гробнице Фу Хао ( ок. 1200 г. до н.э. ), возникли из района Хотан , на южном ободе бассейна Тарима. [ 22 ] Согласно Гуанзи , юзхи/ниужи, в отличие от соседнего Xiongnu , не вступал в конфликт с близлежащими китайскими государствами.
- Эпический роман « Сказка о царе Му», сын Небес (начало 4 -го века до нашей эры) также упоминает равнину Южи [ я ] к северо -западу от земель Чжоу. [ 19 ]
- Глава 59 Yi Zhou Shu (вероятно, датируемый 4 -го по 1 век до н.э.) относится к Yúzhī [ J ] Люди, живущие на северо -западе домена Чжоу и предлагают лошадей в качестве дани. Позднее приложение содержит имя Юди , [ k ] которое может быть неправильным написанием имени Yuèzhī [ L ] Найден в более поздних текстах. [ 19 ]
В 1 -м веке до нашей эры Сима Цянь - широко считается основателем китайской историографии - описывает, как династия Цинь (221–206 г. до н.э.) купила нефритовую и высоко ценную военные лошади у людей, которых Сима Цянь назвал Вужхи , [ м ] Во главе с человеком по имени Ло. Вужи , который они затем обменял эти товары на китайский шелк продали другим соседям. [ 23 ] [ 24 ] Это, вероятно, первая ссылка на Южхи как линчпин в торговле на шелковой дороге , [ 25 ] который в 3 -м веке до нашей эры начал связывать китайские государства с Центральной Азией и, в конечном итоге, на Ближнем Востоке, Средиземноморье и Европе.
Отчет Чжан Цянь
[ редактировать ]Самый ранний подробный отчет о Юэжи находится в главе 123 записей великого историка Симой Цянь , описывающей миссию Чжан Цянь в конце 2 -го века до нашей эры. По сути, тот же текст появляется в главе 61 Книги Хань , хотя Сима Цянь добавляла случайные слова и фразы, чтобы прояснить значение. [ 26 ]
Оба текста используют имя Yuèzhī , [ n ] состоит из персонажей, означающих «луна» и «клан» соответственно. [ 19 ] Несколько различных румляций этого китайского названия появились в печати. Иранолог HW Bailey предпочитал üe-ṭşi . [ 27 ] Другое современное китайское произношение названия - Ròuzhī , основываясь на тезисе, что символ 月 в названии - это ошибка писца для 肉 ; Однако Тьерри считает этот тезис «полностью неправильным». [ 19 ]
Yuezhi и Xiongnu
[ редактировать ]Отчет начинается с того, что Юэжи занимает пастбища к северо -западу Китая в начале 2 -го века до нашей эры:
Великий Юэжи был кочевой ордой. Они переехали на следование за своим скотом и имели такие же обычаи, как и в Сюнгу. Поскольку их солдаты насчитывали более ста тысяч, они были сильны и презирали Сионну. В прошлом они жили в регионе между Дунхуангом и Килиан .
- Книга Хана , 61
Площадь между горами Килиан и Данхуангом находится в западной части современной китайской провинции Гансу , но в этой области еще не было обнаружено никаких археологических остатков. [ 16 ] Некоторые ученые утверждают, что «Дунхуанг» должен быть Данхон , гора в Тиане Шан , и что Килиан должен интерпретироваться как название Тянь Шан. Таким образом, они поместили оригинальную родину Юэжи на 1000 км дальше на северо -запад на лугах к северу от Тянь Шан (в северной части современного Синьцзян ). [ 16 ] [ 28 ] Другие авторы предполагают, что область, идентифицированная Симой Цянь, была просто основной областью империи, охватывающей западную часть монгольской равнины, верхних границ Желтой реки , бассейна Тарима и, возможно, большей части Центральной Азии, включая горы Алдей, горы, горы Алдей, горы, горы Алдей, горы, в том числе Алтайские горы , горы Алдей Место захоронения Пейдрика плато Укек . [ 29 ]
К концу 3 -го века Сюйну монарх Туман даже послал своего старшего сына в качестве заложника в Южхи. Юэжхи часто нападали на своего соседа, чтобы приобрести рабов и пастбища. Вусун изначально жил вместе с Южхи в регионе между Дунхуангом и горой Килиан. Юэжи напал на Вусунс, убил их монарха Нандуми и взял его территорию. Сын Нандуми, Кунмо бежал в Сионну и был воспитан монархом Сюнгу.

Постепенно Xiongnu стал сильнее, и война началась с Южхи. В соответствии с китайскими отчетами было не менее четырех войн. Первая война началась во время правления монарха Сюнну Тумана (который умер в 209 году до нашей эры), который внезапно напал на Юэжи. Юэжи хотел убить Моду, сын царя Сюнгу Тумана, держась за заложникам, но Моду украл у них хорошую лошадь и сумел сбежать в свою страну. Впоследствии он убил своего отца и стал правителем Xiongnu. [ 32 ] Похоже, что Xiongnu не победил Южхи в этой первой войне. Вторая война состоялась в 7 -м году эпохи Моду (203 г. до н.э.). В этой войне большая территория территории, изначально принадлежащая Юэжи, была захвачена Сионну, и гегемония Юэжи начала дрожать. Третья война, вероятно, была в 176 г. до н.э. (или незадолго до этого), и Юэжи был сильно побежден.
Незадолго до 176 г. до н.э., во главе с одним из вождей племен Моду, Сионну вторгся в территорию Юэжи в регионе Гансу и одержал сокрушительную победу. [ 33 ] [ 34 ] Моду хвастался в письме (174 г. до н.э.) в Император Хана [ 35 ] Это из -за «превосходства его боевых людей и силы его лошадей» ему удалось уничтожить Юэжи, убивать или заставлять подчинить каждое число племени ». Сын Моду, Лаошанг Чаню (управляемый 174–166 гг. До н.э.), впоследствии убил короля Юэжи и, в соответствии с кочевыми традициями, «сделал питьевую чашку из своего черепа». ( Шиджи 123. [ 8 ] ) Жена убитого короля стала новым монархом Большого Южи. [ 36 ] [ 37 ]
Тем не менее, примерно в 173 г. до н.э., Вусун, по -видимому, был побежден Юэжи, который убил короля Вусун [ O ] известен как Нандуми. [ P ] [ 33 ] [ 38 ]
Исход великого желтого
[ редактировать ]После их поражения Xiongnu Юэжи разделился на две группы. Меньший или маленький южхи [ Q ] Переехали в «Южные горы», которые, как полагают, были горы Килиана на краю тибетского плато , чтобы жить с Цянь . [ 39 ]
Так называемый больший или великий южхи [ r ] начал мигрировать северо-запад примерно в 165 г. до н.э., [ 40 ] Сначала поселились в долине Или , непосредственно к северу от гор Тянь Шан , где они победили Саи (Сакас): «Юэжи напал на короля Саи, который перешел на значительное расстояние до юга, и тогда Юэжи занимал свои земли» ( Книга Хана 61 4B). Это было «первое исторически записанное движение людей, происходящих на высоких плато Азии». [ 41 ]
В 132 году до н.э. Вусун , в союзе с Сионунью и не мести от более раннего конфликта, снова сумел сместить Юэжи из долины Или, заставив их двигаться на юго-запад. [ 33 ] Юэжи прошел через соседнюю городскую цивилизацию Дейуаня (в Фергане ) и поселился на северном берегу Оксуса , в регионе Северной Бактрии или Трансианы (современный Таджикистан и Узбекистан ).
Визит Чжан Цянь
[ редактировать ]
Юэжи посещали в Трансиане китайской миссией во главе с Чжан Цянь в 126 г. до н.э. [ 42 ] который искал оскорбительный союз с Южхи против Сионну. Его просьбу о альянсе была отклонена Юэжи, который теперь имел мирную жизнь в Трансиане и не интересовался местью. Чжан Цянь, который провел год в Трансиане и Бактрии , написал подробный отчет в Шиджи , дает значительное представление о ситуации в Центральной Азии . который в то время [ 43 ]
Чжан Цянь также сообщил:
Великий Юэжи проживает 2000 или 3000 Li [832–1,247 километров] к западу от Дейуана , к северу от реки GUI [ Oxus ]. Они граничат на юге Даксией [ Бактрией ], на западе Анги [ Партия ], и на севере Кангджу [за пределами среднего Джаксарта /Сира Дарья]. Они - нация кочевников , перемещающихся с места на место со своими стадами, а их обычаи похожи на таможенные. У них около 100 000 или 200 000 воинов Арчера.
- Шиджи , 123 [ 8 ]
В обширном анализе физических типов и культур Центральной Азии Чжан Цянь сообщает:
Несмотря на то, что государства с Дейуанского запада до Анги (Партия) говорят довольно разные языки, их обычаи, как правило, похожи, а их языки взаимовыгодны. Мужчины имеют глубокие глаза и обильные бороды и усы. Они умелые в коммерции и будут торговаться на долю цента. Женщины придерживаются больших уважений, и мужчины принимают решения по совету своих женщин.
- Шиджи , 123 [ 44 ]

Чжан Цянь также описал остатки греко-бактриского королевства на другой стороне реки Окссус (китайский графический интерфейс ) как ряд автономных городских государств под юэжхи-сузереной: [ 45 ]
Daxia расположена более 2000 Li к юго -западу от Дейуана, к югу от реки Ги. Его люди культивируют землю и имеют города и дома. Их обычаи похожи на таможни Та-Юань. У него нет большого правителя, но только несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди бедны в использовании оружия и боятся битвы, но они умны в торговле. После того, как Великий Юэжи переехал на запад и напал на земли, вся страна попала под их влияние. Население страны большое, насчитывая около 1 000 000 или более человек. Столица называется городом Ланши и имеет рынок, где все виды товаров покупаются и продаются.
- Шиджи , 123 [ 46 ]
Позже китайские аккаунты
[ редактировать ]Следующее упоминание о Юэжи в китайских источниках встречается в главе 96A Книги Хань (завершено в 111 г. н.э.), касающейся начала 1 -го века до нашей эры. В это время юэжхи описываются как занимают всю бактрию, организованную в пять основных племен или Xīhóu [ s ] . [ 47 ] Эти племена были известны китайцам как:
- Xiūmì (休密) в западном вахане и Zibak ;
- Guìshuāng (貴霜) в Бадаххане и прилегающих территориях к северу от Оксуса ;
- Shuāngmí (Shuangmi) в регионе Shughnan или Chitral . [ 48 ]
- Xīdùn (肸頓) в области Балха и;
- Dbmì () региона . [ 49 ]
Книга позднего Хана (5 века н.э.) также записывает визит посланников Юэжи в китайскую столицу в 2 до н.э., которые дали устные учения на буддийских сутрах студенту, предполагая, что некоторые юэжи уже следовали за буддийской верой в течение 1 -го века. BC (Baldev Kumar 1973).
Глава 88 Книги более поздней Хань полагается на доклад Бан Юнга , основанный на кампаниях его отца Бан Чао в конце 1 -го века нашей эры. В нем сообщается, что одному из пяти племен Юэжи, Гишуанга , сумел взять под контроль племенную конфедерацию: [ 53 ]
Спустя более ста лет Xihou of Guishuang, названный Qiujiu Que [ T ] атаковал и истребил четыре других Xihou . Он заставил себя королем королевства по имени Гишуанг (Кушан). Он вторгся в Аки ( Партия ) и взял Гаофу [ u ] область. Он также победил все королевства Пуда [ v ] И джибин. [ В ] Qiujiu Que (Kujula Kadphises) было более восьмидесяти лет, когда он умер. Его сын Ян Гаожэн [ x ] ( Вима Такто ), стал королем на его месте. Он вернулся и победил Тяньчжу (Северо -Западная Индия) и установил генерал для контроля и возглавления его. Затем Юэжи стал чрезвычайно богатым. Все королевства называют [их царя] Королем Гишуанга (Кушан), но Хан называют их своим первоначальным именем, да Юэжи.
Чжан Шуджи Более поздняя китайская аннотация в Шиджи (цитируя Ван Чжэнь 萬震 в Нанчжжуджи 南州志 [«Странные вещи из южного региона»], ныне упущенный текст 3-го века из Королевства Ву ), описывает кушаны как живые в В той же общей области к северу от Индии, в городах греко-римского стиля и с изысканным ручной работы. Цитаты сомнительны, так как Ван Чжэнь, вероятно, никогда не посещал королевство Юэжи по шелковой дороге , хотя он мог бы собрать свою информацию из торговых портов на юге прибрежных. [ 56 ] Китайские источники продолжали использовать название Yuezhi, и редко использовал кушан (или guishuang ) в качестве общего термина:
Великий Юэжхи расположены примерно в семи тысячах Ли [2910 км] к северу от Индии. Их земля находится на большой высоте; Климат сухой; Регион отдален. Царь государства называет себя «Сын Небес». В этой стране так много лошадей, что число часто достигает нескольких сотен тысяч. Городские макеты и дворцы очень похожи на территорию Дакина [Римская империя]. Кожа людей там красновато -белая. Люди умелые в лошадином стрельбе из лука. Местные продукты, раритеты, сокровища, одежда и обивка очень хороши, и даже Индия не может сравниться с ней.
- Ван Жен (3 -й век н.э.) [ 57 ]
Зрение
[ редактировать ]Народ Центральной Азии, которые называли себя Кушана , были среди завоевателей греко-бактрийского королевства во время 2-го века до нашей эры, [ 62 ] и считается, что, как считается, возникли как династический клан или племя Юэжи. [ 63 ] [ 64 ] Площадь бактрии, которую они поселили, стала известной как Тохаристан . Поскольку некоторые жители Бактрии стали известны как Тухара (санскрит) или Тохаруи (τοχάριοι; греческий), эти имена позже стали связаны с Юэжи.
Кушана говорил бактриан , восточный иранский язык . [ 65 ]
Бактрия
[ редактировать ]веке до нашей эры бактрия была завоевана греками под руководством Александра Великого и с тех пор урегулирована эллинистической цивилизацией селецидов В 3 -м .
Получающееся греко-бактриское королевство длилось до 2-го века до нашей эры. Район попал под давление со стороны различных кочевых народов, а греческий город Александрия на Оксу, очевидно, был сожжен до земли примерно в 145 г. до н.э. [ 66 ] Последний греко-бактрийский король, Гелиокл I , отступил и перенес свою столицу в Кабул-Вэлли. Примерно в 140–130 г. до н.э. греко-бактриское государство было завоевано кочевниками и распущенными. Греческий географ Страбон упоминает об этом событии в своем рассказе о племенах Центральной Азии, которые он назвал « скифами »: [ 67 ]
Все, или самая большая часть из них, кочевники. Самыми известными племенами являются те, кто лишил греков бактрианы : ASII, Пасиани, Тохари и Сакараули, которые приехали из страны на другой стороне Jaxartes [ Syr Darya], напротив Sacae и Sogdiani .
Письмо в 1-м веке до н.э. римский историк Помпейус Трогус приписал разрушение греко-бактриского государства сакараусам и азиани "царей Тохари". [ 67 ] И Помпей, и римский историк Джастин (2 -й век нашей эры) записывают, что парффический царь Артабанус II был смертельно ранен во время войны против Tochari в 124 году до нашей эры. [ 69 ] Было предложено несколько отношений между этими племенами и названными в китайских источниках, но остаются спорными. [ 67 ]
После того, как они поселились в Бактрии, Юэжи в некоторой степени стал эллинизированным -как показано в их принятии греческого алфавита и некоторых оставшихся монет, чутья в стиле греко-бактрийских королей с текстом на греческом языке. [ 70 ]
Навесные ковры
[ редактировать ]По словам Сергея Ятсенко, ковры с яркими вышитыми сценами, обнаруженными в Нуин-Оле , были сделаны Юэжи в бактрии и были получены Сюнгу посредством коммерческого обмена или притоков, так как юэжский время после их поражения. Вышитые ковры были одними из самых ценных предметов роскоши для Xiongnu. Считается, что фигуры, изображенные на коврах, отражают одежду и обычаи юэжхи, когда они находились в бактрии в 1-м веке до н.э.-1 века. [ 71 ]
Тилли Тепе
[ редактировать ]
Могилы Тиллиа Тепе , в комплекте с многочисленными артефактами, датируемыми периодом между 1-м веком до н.э. и 1-м веком н.э., вероятно, принадлежали Юэжису/Ранним Кушанам после падения греко -бактрийского королевства и перед подъемом Кушана Империя . [ 72 ] Они соответствуют временю, когда Юэжи еще не столкнулись с буддизмом. [ 72 ]
В индуистском
[ редактировать ]Площадь индуистского куша ( Paropamisadae ) управлялась западным индо-Гриком Королем до правления Гермаей (царствовано в. 90 г. до н.э. до н.э. до н.э.). После этой даты в этом районе не известно, что короли Индо-Грика не известны. Согласно Bopearachchi , никакие следы индо-сицифанской оккупации (ни монеты крупных индо-ссифанских правителей, таких как Maues или Azes I ) не были обнаружены в Паропамисаде и Западной Гандхаре . Индуистский куш, возможно, был включен в Южхи, [ Оригинальное исследование? ] в котором к тому времени доминировал Греко-Бактрия почти два столетия.
Как и в Бактрии с копированием греко-бактрийской чеканки, Юэжхи скопировали монету Гермеа в обширном масштабе, примерно до 40 г. н.э., когда дизайн смешивается в монету Kushan King Kujula Kadphises . Такие монеты могут предоставить самые ранние известные имена Юэжи Ябгу (незначительный королевский заголовок, похожий на Принц), а именно Sapadbizes [ Оригинальное исследование? ] и/или Agesiles , которые оба жили или около 20 до н.э.
Kushan Empire
[ редактировать ]
Обв.: Бюст Иераи, с греческой королевской повязкой.
Преподобный: Король, установленный лошадью, увенчанный венком греческой богиней победы Найк . Греческая легенда: Tvpannovotoς Hλov - σλnλb - koþþanoy "Tyrant Heraios, Sanav (это означает неизвестно), кушанс"
После этого момента они расширили свой контроль над северо -западным районом индийского субконтинента, основав империю Кушана , которая должна была управлять регионом в течение нескольких веков. [ 73 ] [ 64 ] [ 74 ] Несмотря на изменение имени, большинство китайских авторов продолжали называть Кушанас как Южи.
Кушаны расширились на восток в течение 1 -го века нашей эры. Первый император Кушана, Куджула Кадфиз , якобы связал себя с королем Гермаей на его монетах. [ Цитация необходима ]
Кушаны интегрировали буддизм в пантеон многих божеств и стали великими промоутерами буддизма махаяны , и их взаимодействие с греческой цивилизацией помогло процветать гандхарская культура и греко-буддизм .
В течение 1 -го и 2 -го веков империя Кушан расширила военную роль на севере и заняла районы бассейна Тарима , поставив их в центр прибыльной торговли Центральной Азии с Римской империей . Кушаны сотрудничали в военном отношении с китайцами против своих взаимных врагов. Это включало кампанию с китайским генералом Бан Чао против согдийцев в 84 году нашей эры, когда последний пытался поддержать восстание короля Кашгара . Примерно в 85 году нашей эры, [ Цитация необходима ] Кушаны также помогали китайцам в нападении на Турпан , к востоку от бассейна Тарима.

После военной поддержки, предоставленной Хану, Император Кушана запросил брачный союз с принцессой Хань и отправил подарки в китайский суд в ожидании, что это произойдет. После того, как суд Хань отказался, армия Кушана 70 000 сильных поступила на Бан Чао в 86 году нашей эры. Армия, очевидно, была исчерпана к тому времени, когда она достигла своей цели и была побеждена китайскими силами. Кушаны отступили, а затем отдали дань уважения китайскому императору Ханю (89–106).
Примерно в 120 году нашей эры войска Кушана установили Ченпана - принца, которого послали в качестве заложника и стали фаворитом императора Кушана - на престоле Кашгара , расширяя их силу и влияние в бассейне Тарима . [ 75 ] Там они представили сценарий Брахми , индийский пракритский язык для администрации и греко-буддистское искусство , которое превратилось в порезанское искусство .

После этой территориальной экспансии Кушаны ввели буддизм в Северную и Северо -Восточную Азию, как прямыми миссионерскими усилиями, так и переводом буддийских писаний на китайцы. [ 76 ] Миссионеры Lokaksema ( . род и Кушана переводчики майора были Они отправились в Китай и установили бюро перевода, тем самым находясь в центре передачи буддизма шелковой дороги . [ Цитация необходима ]
В записях трех королевств (глава 3) было записано, что в 229 году н.э. «Король да Юэжи [Кушанас], Бодио 波調 ( Васудева I ) послал своему посланнику, чтобы представить дань, и Его Величество (Император Цао Руи ) предоставил ему титул короля да Юэжи интимный с Вей (CH: 親魏大月氏王, Qīn Wèi Dà Yuèzhī wáng ) ».
Вскоре после этого военная сила Кушан начала снижаться. Соперника Сасанианская империя Персии расширила свое владение на бактрию во время правления Ардашира I около 230 г. н.э. Сасаняне также занимали соседние Согдии на 260 г. н.э. и превратили его в сатрапию . [ 77 ]
В течение 3 -го и 4 -го веков империя Кушан была разделена и завоевана сасанянами, племенами гефталитов с севера, [ 78 ] и империи Гупта и Яудхей из Индии.
Более поздние ссылки на меньший южхи
[ редактировать ]
Сяо Юэжи ссылается на менее милитаризированный Юэжи, который поселился в северном Китае (после миграции Большого Юэжи). [ 79 ] Термин используется народами в таких разнообразных местах, как Тибет , Цинхай , Шаньси и Таримский бассейн.
некоторые из меньших Юэжи поселились среди жителей Цянь Хуанчжонга По словам археолога София-Катрина Псарраса , , Цинхай . [ 80 ] Говорят, что Юэжи и Цянь были среди членов вспомогательного варваров из Хуанчжонга, которые приживали против династии Хань, в восстании Лянчжоу (184–221 гг. [ 81 ] Людихуху (397–439), были теоретизированы современными исследователями , , которые основали северную династию Лян чтобы они были потомками Малого Юэжи, который смешался с Цянь. [ 82 ] [ 83 ]
Говорят, что элементы меньшего Юэжи были частью народа Цзя , которые возникли из округа Юш в Шаньси. [ 84 ] Другие теории более сильно связывают Цзе с Сионнью, Кангджу или токарскими, говорящими на народах Тарима. Во главе с Ши Ле (император Мин из более позднего Чжао) народ Цзе основал более позднюю династию Чжао (319–351). Позднее популяции Jie были убиты мин недолговечной династии Ран Вей во время войны в Вей-Вей-Лейтер Чжао .
В Тибете GAR . или MGAR - название клана, связанное с кузнецами - возможно, произошло от меньшего Юэжи, который пересел в Цянь в 162 году до нашей эры [ 85 ]
Китайский монах по имени Гао Джухуи, который отправился в бассейн Тарима в 10-м веке, назвал Zhongyun (仲雲; Wade-Giles Tchong-Yun ) потомками меньшего Юэжи. [ 86 ] Это был городской штат Кумюа (также Cimuda или Cunuda ), к югу от Лоп -Нур в восточной части Тарима. [ 27 ] (После последующего урегулирования людей, говорящих на Уйгуре в этом районе, Cumuḍa стал известен как Чунгул , Ксунгул и Кумул . Под последующим влиянием Хань Китая он стал известен как Хами .)
Какова бы ни была их судьба, Сяо Юэжи прекратил идентифицировать себя по таким имени и, по -видимому, подчинялся другими этническими группами, включая тибетцев , уйгуров и Хан .
Предлагаемые ссылки на другие группы
[ редактировать ]Отношения между Южхи и другими народами Центральной Азии неясны. Основываясь на заявленных сходствах имен, разные ученые связали их с несколькими группами, но ни одна из этих идентификаций не широко распространена. [ 89 ]
Мэллори и Мэйр предполагают, что Южхи и Вусун были среди кочевых народов, по крайней мере, некоторые из которых говорили иранские языки , которые переехали в северный Синьцзян из центральной азиатской степи во втором тысячелетии до н.э. [ 90 ]
Такие ученые, как Эдвин Пуллиблэнк , Йозеф Маркварт и Ласло Тордай , предполагают, что имя Iatioi - народ Центральной Азии, упомянутый Птолемеем в географии (150 г. н.э.) - может также быть попыткой представить Юэжи. [ 91 ]
Была лишь ограниченная научная поддержка теории, разработанной В.Б. Хеннингом , который предположил, что Юэжи произошел от гути (или гуть) и связанного, но малоизвестного племени, известного как Тукри , которые были родными в горах Загрос ( Современный Иран и Ирак), в середине 3-го тысячелетия до н.э. В дополнение к фонологическому сходству между этими именами и *ŋʷjat-kje и Tukhāra, Хеннинг указал, что гути мог мигрировать из Загро в Гансу , [ 92 ] К тому времени, когда Юэжи вошел в исторический отчет в Китае, в течение 1 -го тысячелетия до н.э. Тем не менее, единственное материальное доказательство, представленное Хеннингом, а именно сходная керамическая посуда, как правило, считается далеко не окончательным. [ 57 ]
Предлагаемые ссылки с Aorsi , as , gete , Goths , Gushi , Massagetae , [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] и другие группы также получили небольшую поддержку. [ 89 ]
Юэжи-тохарская гипотеза
[ редактировать ]Когда рукописи, датируемые 6-м по 8 веков, в северном бассейне, написанных на двух до сих пор неизвестных индоевропейских языков, лингвист-лингвист в начале 20-го века Фридрих В.К. Мюллер идентифицировал их с загадочным « TwγRY (« на γARI »). Используется для перевода индийских буддийских санскритских текстов и упоминается в качестве источника старой тюркской ( уйгур ) рукописи. [ 96 ] [ 97 ] Затем Мюллер предложил подключить имя «Toγari» (тогар/токар) с Тохаруя народом Тохаристана (сами, связанным с Юэжхи), описанным в ранних греческих историях. [ 96 ] [ 97 ] Таким образом, он назвал недавно обнаруженные языки как « тохарианские », что стало общим названием как языков рукописей Тарима, так и для людей, которые их производили. [ 65 ] [ 98 ] Большинство историков отвергали идентификацию тохарианцев Тарима с то -то -такхарои бактрии, главным образом потому, что они не известны, что говорили на каких -либо языках, кроме бактриана, довольно разнородного восточного иранского языка . [ 10 ] [ 99 ] Другие ученые предполагают, что юэжхи/ кушаны, возможно, ранее говорили о тохарне, прежде чем перейти на бактриан по прибытии в Бактрию, пример вторжения или колонизации элиты, принятия местного языка (как также видно для греков , турков или арабов на их Последовательные поселения в бактрии). [ 100 ] [ 101 ] Однако, в то время как Tocharian содержит некоторые кредитные слова от бактриана, на бактриане нет следов. [ 65 ]
Еще один возможный эндоним Юэжи был выдвинут Х.В. Бейли , который утверждал, что их назвали в 9 -м и 10 -м веке Хотан Сака иранские тексты, как Гара . По словам Бейли, Ту Гара («Великий Гара») были великим Южхи. [ 27 ] Это согласуется с древнегреческим τόχαροι tokharoi (латинизированным тохари ) в отношении фракции кушан, которые завоевали бактрию, а также тибетского языка название Гар (или Mgar ), для членов меньшего Юэжи, которые поселились в Тибетском Империя .
Хакан Айден, доцент профессора Фулфут Университет. ПЕРЕРЕССИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ , Странни с изменениями Ararkist 月氏 [ и ] и месяц филиал [ С ] а также различные другие иностранные транскрипции и тохарный этноним арси . [ 102 ] Aydemir suggests that * Arki ~ * Yarki is etymologically Indo-European . [ 103 ]
Кочевые артефакты в Гансу и Нинсии (5-4 века до нашей эры)
[ редактировать ]Многочисленные кочевые артефакты связаны с районами южной Нингсии и юго-восточного Гансу в период 5-4 века до нашей эры. Они очень похожи на произведения кочевой культуры Ордоса дальше на восток и отражают сильные скифские влияния. [ 104 ] Некоторые из этих артефактов были синизированы соседним государством Цинь в Китае, вероятно, также для кочевого потребления. [ 104 ] Котовые фигуры с длинными носами, ездящими на верблюдах, также регулярно появляются в южной нингсии с 4 -го века до нашей эры. [ 104 ] В частности, культура Шадзина (700–100 гг. До н.э.) Гансу была предложена в качестве кандидата на происхождение Юэжи. [ 105 ]
-
Кочевая фигура, обычно с длинным носом, на бактрийском верблюде. Южная Нинсия , 4 века до н.э. [ 106 ] [ 104 ]
-
Бронзовое украшение лошади ( культура Шадзина 700-100 г. до н.э.)
Ширензигу культура
[ редактировать ]
еще одна область происхождения на северо-восточной границе бассейна Тарима Глядя на археологические и генетические доказательства, также была предложена : археологические сайты Yuegongtai-Xiheigou (岳公台-西黑沟), соответствующие культуре Ширензигу и культуре Баркола в Округ Баркол Синьцзян . Это позиционировало бы Юэжи между культурой субитов на их западе, культурой Янбулака на их востоке, последствиями культуры Химуркека на севере и широкой пустынной районом на юге, примерно в тысячах километров от центральных равнин Китая. [ 109 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Часть серии на |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
- Иранцы в Китае
- Доисламский период Афганистана
- Индо-парфянское королевство
- Индо-сасанид
- Гефталит
- История центральной степи
- История Китая
- История Афганистана
- История Индии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайский : 月 氏 ; Пинин : yuèzhī, ròuzhī или rùzhī ; Wade-Giles : Yüeh 4 -Chih 1 , Твой 4 -Chih 1 золото 4 -Chih 1
- ^ Да Южхи
- ^ Xiǎo yuèzhī
- ^ Греческий τοχάροι ; Санскрит Тухара
- ^ Ar asioi
- ^ Китайский : Кушан ;
- ^ 禺氏 ( старый китайский : *ŋʷjo-kje)
- ^ Niu's ( OC : *ŋʷjə-kje)
- ^ 禺知 (OC: *ŋʷjo-kje)
- ^ 禺氏 (OC: *ŋʷjo-kje)
- ^ Yuedi (oc: *ŋʷjat-tij)
- ^ Yuezhi (oc: *ŋʷjat-kje)
- ^ 烏氏 (OC: *ʔa-kje)
- ^ Yuezhi (oc: *ŋʷjat-kje)
- ^ Кунми Китайский : Кунми или Кунмо Китайский : Кунми
- ^ Китайский : Трудно проиграть
- ^ Xiao yuezhi
- ^ Да Южхи , Дейуши
- ^ Ch: 翖侯, "Союзный принц"
- ^ Ch: Kujula Kadphises
- ^ CH: Гао, Кабул
- ^ Ch: Puda
- ^ Ch: 罽賓, капиша - гандхара
- ^ CH: Ян Гаожэн
- ^ Старый Ченнеле * ock-g Jeans [Ton é) · 8.
- ^ Позже хан-китайский * ŋyat-tś
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Беттс, Элисон; Викзиан, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа, но (19 декабря 2019 г.). Культуры древнего Синьцзяна, Западный Китай: перекресток шелковых дорог Archaeopreshing Ltd. П. 104. ISBN 978-1-78969-407-9 Полем
В Noin-ula (Noyon Uul), Монголия, замечательные элитные могилы Сюонгну раскрыли текстиль, который связан с изобразительной традицией юэжхи: декоративные лица очень похожи на портреты Халхайского , в то время как местные украшения имеют интегрированные элементы Graeco-Roman дизайн. Эти артефакты, скорее всего, были изготовлены в бактрии
- ^ Франкфурт, Генри-Поль (1 января 2020 года). «На некоторых новых останках и индексах эллинизма в искусстве между бактрианом и Гандхарой (130 г. до н.э. Журнал Savants 26–27, рис . :
- ^ Jump up to: а беременный Рассматривается как Юэжи-сака или просто южхи в Polos'mak, Natalia v.; Францифорт, Анри-Поль; Цепова, Ольга (2015). «Nouvelles découvertes de tentures polychromes brodées du début de notre ère dans les" tumuli "№ 20 № 31 de noin-ula (république de mongolie)" . Arts Asiatiques . 70 : 3–32. doi : 10.3406/arasi.2015.1881 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26358181 .
С.3: «Эти гобелены, по-видимому, были изготовлены в Бактрии или в Гандхаре во время правления Сака-Южи, когда эти страны были связаны с Парфянской империей и« эллинированным Востоком ». Они представляют группы мужчин, воинов высоких Статус, и короли и/ или князья, выполняющие ритуалы питья, борьбы или участия в религиозной церемонии, процессия, ведущая к алтарю с огнем, сжигающим его, и двое мужчин, занятых в ритуале ».
- ^ Jump up to: а беременный Неру, Лолита (14 декабря 2020 года). "Халхаян" . Энциклопедия Ираника онлайн . Брилль
О « Халшайан », месте поселения и дворца кочевника Юэжи »:« Репрезентации фигур с лицами, близко сродни с правящими кланом в Халхаяне (табличка I), были обнаружены в последнее время на шерстяных фрагментах, извлеченных из Участок захоронения кочевника возле озера Бакал в Сибири, Нуин Ула, дополняющий более ранние открытия на том же месте), кусочки, датируемые временем контроля над бактрией Юэжи/Кушана. -Восточный Синьцзян ( Сампула ), примерно такой же даты, изготовленной, вероятно, в Бактрии, как, вероятно, также были примерами от Нуин Ула ».
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Jump up to: а беременный Полосмак, Наталья В. (2012). «История вышита в шерсть» . Наука из первых рук . 31 (N1).
- ^ Jump up to: а беременный Полосмак, Наталья В. (2010). «Мы пили Сому, мы стали бессмертными…» . Наука из первых рук . 26 (N2).
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Watson 1993 , p. 234.
- ^ Hulsewé, AFP и Loewe, Человек Китай в Центральной Азии: ранняя стадия: 125 BC-AD 23: аннотированный перевод главах 61 и 96 истории бывшей династии Хань . Лейден. EJ Birll. 1979. ISBN 90-04-05884-2 , стр. 119-120.
- ^ Jump up to: а беременный Хансен 2012 , с.
- ^ Bopearachchi 2007 , p. 45
- ^ Винк, Андре (1997). Аль-Хинд, создание индоисламского мира: славянские короли и исламское завоевание, 11–13 веков . Издательство Оксфордского университета. п. 57. ISBN 90-04-10236-1 .
- ^ Дин, Риаз (2022). Каменная башня: Птолемей, Шелковая дорога и 2000-летняя загадка . Дели: Пингвин Викинг. С. 73–81 (гл.7, миграция Юэжи). ISBN 978-0670093625 .
- ^ Narain 1990 , pp. 152–155 "[w] E должен идентифицировать их [тохарианцы] с юэ-чи-чихами китайских источников ... [C] Onsensus из научного мнения идентифицирует юэ-чиха с токхарианцами ... [T] он индоевропейский этнический происхождение yuehchih = токхарианцы общепринято ... yueh-chih = tokharian People ... Yueh-chih = Tokharians ... "
- ^ Roux 1997 , p. 90 «Они, по почти единодушным мнениям, индоевропейцы, вероятно, самые восточные из тех, кто занимал степи».
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Mallory & Mair 2000 , с. 283–284.
- ^ На основе Бенджамина (2007), за исключением случаев, когда указано иное.
- ^ Ланхай, Вэй; Хуэй, Ли; Венкан, Сюй (2015). «Отдельные происхождения тохарианцев и южхи» . Тохарские тексты в контексте: Международная конференция по тохарным рукописям и шелковой дорожной культуре, 25-29 июня 2013 года . Компен. п. 284. ISBN 978-3-944312-26-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Thierry 2005 .
- ^ "Les Saces", IAROSLAV LEBEDYNSKY, ISBN 2-87772-337-2 , p. 59
- ^ Лю Цзянгу (2004). Отличивание и исправление поддельной классики . Xi'an: народная пресса Шэньси. ISBN 7-224-05725-8 . С. 115–127
- ^ Liu 2001a , p. 265
- ^ Бенджамин 2007 , с. 32
- ^ Лю 2010 , с. 3-4.
- ^ Liu 2001a , p. 273
- ^ Loewe, Michael An (1979). "Введение". В Халсеве Энтони Франсуа Паулюс (ред.). Китай в Центральной Азии: ранняя стадия: 125 г. до н.э. - 23 года; Аннотированный перевод главах 61 и 96 истории бывшей династии Хань . Брилль С. 1–70. ISBN 978-90-04-05884-2 Полем С. 23–24.
- ^ Jump up to: а беременный в HW Bailey, Indo-Scythian Research: Быть хотанными текстами (том 7). Кембридж, издательство Кембриджского университета , с. 6–7, 16, 101, 116, 121, 133.
- ^ Jump up to: а беременный Liu 2001a , pp. 267-268.
- м , и и будь подтвержден ; 169–172
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Jump up to: а беременный Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 года). «На нескольких остатках и новых индексах эллинизма в искусстве между бактрианом и Гандхарой (130 г. до н.э.) приблизительно)» . Журнал Savants : 26–27, рис.
- ^ Mallory & Mair 2000 , p. 94
- ^ Jump up to: а беременный в Бенджамин, Крейг (октябрь 2003 г.). "Миграция Юэжи и Согдия " Transoxiana webfffestschrift 1 (ēran ud anērān). Трансксиана Получено 29 мая
- ^ Беквит 2009 , с. 380–383.
- ^ Зуэв, Ю. А. (2002). Ранние Тюрки: очерки об истории и идеологии . Алматы. п. 15.
... Маодун с гордостью сообщил императору Хан :. Полем Полем Из -за пользы неба командиры и солдаты были в состоянии звука, а лошади были сильны, что позволило мне уничтожить Ухджи, которые были истреблены или сданы.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Книга Хана, вып. 61
- ^ Mair, Victor H. , ed. (1998). Бронзовый век и ранний железный век народов Восточной Центральной Азии . Тол. 2. Институт изучения Человека в сотрудничестве с музеем Пенсильванского университета. п. 777. ISBN 978-0-941694-63-6 Полем
Среди Большого Юэжи кажется, что женщина была назначена правящей королевой, по крайней мере, в одном случае. «Чжан Цянь Чжуань» 張騫傳 (Биография Чжан Цянь) в истории записей Хана , что после того, как король Большого Юэжи был убит Сюонгу, его жена была назначена королевой.
- ^ Беквит 2009 , с. 6–7.
- P This Isobe, Rebazer & 194 , 170.
- ^ Чаваннес (1907) «Западные страны, по словам Хан Хан Чоу ». T'olng Pao , Ser.2: 8, p. 189, н. 1
- ^ Великий, Рене (1970). Империя электростанций . Рутгерс Университет Пресс. стр. 27-28 . ISBN 0-8135-1304-9 .
- ^ Silk Road, Северный Китай , C. Michael Hogan, мегалитический портал, A. Burnham, ed.
- ^ Уотсон 1993 , с. 233–236.
- ^ Уотсон 1993 , с. 245
- P This Isobe, Rebazer & 194 , 175.
- ^ Уотсон 1993 , с. 235.
- ^ Narain 1990 , p. 158
- ^ Сагар, Кришна Чандра (1992). Иностранное влияние на древнюю Индию . Северный книжный центр. ISBN 978-81-7211-028-4 .
- ^ Hill (2004), с. 29, 318–350
- ^ Халшайан - Энциклопедия Ираника . п. Рисунок 1.
- ^ Роуленд, Бенджамин (1971). «Греко-бактрианское искусство и гандхара: Халхаян и Гандхара Бодхисаттвы». Архив азиатского искусства . 25 : 29–35. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111029 .
- ^ Франц, зеленый (2022). из Оузубетана Великолепные Париж: свежие издания. п. 56. ISBN 978-8412527858 .
- ^ Narain 1990 , p. 159
- ^ Hill 2009 , с. 28–29.
- ^ Более ста лет спустя Кушан Сюйкуциу напал и уничтожил шестью и зарекомендовал себя как король, а страна была названа королем Кушаном. Вторгайтесь в покой с миром и возьмите на высокую позицию. Он также уничтожил Пуду и Фубина, и у всех них были свои страны. Цю Джу умер в возрасте более 80 лет, а Зи Ян Гаопен стал королем. Он снова уничтожил Тяньчжу и поместил одного генерала. С тех пор Юэжи был самым богатым и процветающим, и все страны называют это королем Кушан. Династия Хань была основана на своем первоначальном названии, и она называлась Великим Облаком Южхи. Ханшу , 96
- ^ Ю Тайшан (2 -е издание 2003). Комплексная история западных регионов . Чжэнчжоу: Чжунчжоу Гуджи Пресс. ISBN 7-5348-1266-6
- ^ Jump up to: а беременный Примечания к разделу 13 , западные регионы в соответствии с Hou Hansshu , пер. Джон Хилл.
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Беттс, Элисон; Викзиан, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа, но (19 декабря 2019 г.). Культуры древнего Синьцзяна, Западный Китай: перекресток шелковых дорог Archaeopreshing Ltd. П. 104. ISBN 978-1-78969-407-9 .
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Миллвард, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета, Нью -Йорк. п. 15. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- ^ Рунион, Мередит Л. (2007). История Афганистана . Westport: Greenwood Press. п. 46 ISBN 978-0-313-33798-7 Полем
Народ Южхи завоевал бактрию во втором веке до нашей эры и разделил страну на пять вождей, одна из которых станет империей Кушан. Признавая важность объединения, эти пять племен объединены под одним доминирующим племенем Кушан, и первичные правители произошли от Юэжи.
- ^ Jump up to: а беременный Liu 2001b , p. 156
- ^ Jump up to: а беременный в Краузе, Тодд Б.; Слокум, Джонатан. «Tocharian Online: серия введение» . Техасский университет в Остине . Получено 21 ноября 2016 года .
- ^ Бернард 1994 , с. 100
- ^ Jump up to: а беременный в Эник, Коту, ты: 199 , 174.
- ^ Strabo , 11-8-1 .
- ^ Великий, Рене (1970). Империя электростанций . Рутгерс Университет Пресс. п. 31 ISBN 0-8135-1304-9 Полем
Казалось бы, это доказывает, что юэх-чи китайской истории-если они соответствуют, как предполагалось, с тохарои греческой истории-с того времени были установлены в Бактрии, стране которой они позже сделали «Тохаристан».
- ^ Narain 1990 , p. 161.
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10
- ^ Jump up to: а беременный Шринивасан, Дорис (30 апреля 2007 г.). На пороге эпохи: искусство в мире до куханы . Брилль п. 16. ISBN 978-90-474-2049-1 .
- ^ Рунион, Мередит Л. (2007). История Афганистана . Westport: Greenwood Press. п. 46 ISBN 978-0-313-33798-7 Полем
Народ Юэжи завоевал бактрию во втором веке до нашей эры и разделил страну на пять вождей, одна из которых станет империей Кушан. Признавая важность объединения, эти пять племен объединены под одним доминирующим племенем Кушан, и первичные правители произошли от Юэжи.
- ^ Беквит 2009 , с. 84–85.
- ^ Hill 2009 , с. 14, 43.
- ^ Ронг, Синьцзян (2004). «Земельный маршрут или морской маршрут? Комментарий по изучению путей передачи и областей, в которых буддизм был распространен в период Хань» (PDF) . Китайско-платонические документы . 144 Перевод Чжоу, Xiuqin: 26–27.
- ^ Марк Дж. Дрезден (1981), «Вступительная записка», в Guitty Azarpay, Sogdian Painting: изобразительный эпос в восточном искусстве , Беркли, Лос -Анджелес, Лондон: Университет Калифорнийской Прессы, с. 5, ISBN 0-520-03765-0 .
- ^ «Афганистан: правление Центральной Азии и Сассаниан, около 150 г. до н.э. 700 г. н.э.» Соединенные Штаты: Библиотека Страновых исследований Конгресса . 1997 . Получено 2016-09-16 .
- ^ Роман, Джулиан (2018). Восстание династии Тан: воссоединение Китая и военный ответ на скопи кочевников (581-626 гг . Ручка и меч. С. 237–238. ISBN 978-1-4738-8779-4 .
- . Материальная культура , Нью -Йорк, с 31,
- ^ Халун, Густав (1949). «Восстание Лян-Чоу 184–221 г. н.э.» (PDF) . Азия майор . Новая серия. 1 (1): 119–132. [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ ) Чжоу , ( Йилиан г. июнь 1997 9787301031919 .
- ^ 2010 г. ) ( Чангру , декабрь Тан 9787100074513 .
- ^ Хо, Стивен Г. (2006). Пекин - краткая история . Routledge. п. 201. ISBN 978-1-134-15033-5 .
- ^ Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Центральной Азии, набор 4-объема . Bloomsbury Publishing. п. RA1-352. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Ouyang xiu & xin wudai shi, 1974, Новые анналы «Пять династий» , Пекин, издательство Чжонхуа, с. 918 - цитируется: Евразийская история, 2008–09, Южхи и Дунхуанг (月氏与敦煌 月氏与敦煌) (18 марта 2017 г.).
- ^ Ятсенко, Сергей А. (2012). «Yuezhi на бактрийской вышивке из текстиля, найденном в Noyon Uul, Mongolia» (PDF) . Шелковый путь . 10 : 45–46.
- ^ Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 года). «На нескольких остатках и новых индексах эллинизма в искусстве между бактрианом и Гандхарой (130 г. до н.э.) приблизительно)» . Журнал Des Savants : 26–27, рис.
- ^ Jump up to: а беременный Mallory & Mair 2000 , с. 98–99, 281–283.
- ^ Mallory & Mair 2000 , p. 318
- ^ Jhutti, Sundeep S. (2003). «Гетес» (PDF) . Китайско-платонические документы . 127 : 15–17.
- ^ Хеннинг, WB (1978) "Первые индоевропейцы в истории"
- ^ Jhutti 2003 , p. 22
- ^ Ким, Хён Джин (2013-04-18). Хунс, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. п. 201. ISBN 978-1-107-06722-6 .
- P This Isobe, Rebazer & 194 , 171.
- ^ Jump up to: а беременный Манко Намба Уолтер (октябрь 1998 г.). . (PDF ) Китайско-платонические документы (85).
- ^ Jump up to: а беременный «Введение в Tocharian» . lrc.la.utexas.edu .
- ^ Адамс, Дуглас Q. (1988). Тохарская историческая фонология и морфология . Американское восточное общество. С. 2–4. ISBN 978-0-940490-71-0 .
- ^ Mallory & Adams 1997 , p. 590.
- ^ Narain 1990 , p. 153
- ^ Беквит 2009 , с. 5, сноска 16, а также стр. 380–383 в Приложении B, но также см. Hitch 2010 , p. 655: «Он приравнивает токхарианцев к юшхи и wusun к Асвинам, как будто это установленные факты, и относится к его аргументам в Приложении B., но эти идентификации остаются спорными, а не установленными для большинства ученых».
- ^ Aydemir 2019 , с. 273
- ^ Aydemir 2019 , с. 263 «На основании различных топонимических доказательств * Арки и * Ярки, кажется, являются самыми старыми реконструктивными формами. Однако на данный момент не совсем ясно, какая из них является основной формой. Чтобы знать это, мы сначала должны знать Этимология имени.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Бункер, Эмма С. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степи: Юджин В. Тоу и другие известные Нью -Йоркские коллекции . Метрополитен Музей искусств. С. 24–25.
- ^ Komissarov, SA (2017). «Культура Шадзина (Гансу, Китай): основные места и проблемы хронологии» . Paeas.ru .
Шадзинская культура раннего железного века. Сайты этой культуры были обнаружены в центральной части провинции Гансу (Китай). Семь больших мест захоронения и почти одинаковое количество укрепленных поселений (со стенами, сделанные из уплотнения, были раскопаны. Окрашенная керамика, связанная с местной традицией неолитического бранзового века, была обнаружена на ранних участках, но скифайские артефакты составляют ядро этой культуры. Это позволяет прояснить хронологические пределы культуры как 900-400 до н.э., но, вероятно, с более поздними конкретными датами. Были сделаны различные предложения по этническому происхождению «народа Шадзина», которые могут иметь некоторые связи с тохарским говорящим Юэжи, прото-тибетическим Цяном и Ронгом, или даже с иранскими Вусунами. Культура Шадзина могла возникнуть из -за взаимодействия всех этих (или близких) этнических и культурных компонентов.
- ^ Бункер, Эмма С. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степи: Юджин В. Тоу и другие известные Нью -Йоркские коллекции . Метрополитен Музей искусств. С. 120–121, пункт 92.
- ^ Бункер, Эмма С. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степи: Юджин В. Тоу и другие известные Нью -Йоркские коллекции . Метрополитен Музей искусств. п. 45, пункт 7.
- ^ Бункер, Эмма С. (2002). Кочевое искусство восточных евразийских степи: Юджин В. Тоу и другие известные Нью -Йоркские коллекции . Метрополитен Музей искусств. п. 122, пункт 94.
- ^ Лан-хай Вэй, Райан; Li, Hui (2013). «Отдельные истоки тохарианцев и южхи: результаты последних достижений в области археологии и генетики» . Международная конференция по тохарским рукописям и культуре Silk Road: Университет Вены, Вена. 26–28 июня 2013 г.
Работы цитируются
[ редактировать ]- Aydemir, Hakan (2019). «Реконструкция имени Yuezhi 月氏 / 月支» . Международный журнал старых исследований Уйгура (1/2): 249–282.
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: история центральной Евразии от бронзового века до настоящего . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА . ISBN 978-1-4008-2994-1 .
- Бенджамин, Крейг (2007). Yuezhi: происхождение, миграция и завоевание северной бактрии . Бреполс. ISBN 978-2-503-52429-0 .
- Бернард П. (1994). «Греческие королевства Центральной Азии». В Харматте, Янос (ред.). История цивилизаций Центральной Азии, том II. Разработка сидячих и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. до 250 г. н.э. (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. С. 96–126. ISBN 978-92-3-102846-5 .
- Bopearachchi, Osmund (2007). «Некоторые наблюдения за хронологией ранних кушанов». В Гиселен, Рика (ред.). От индо-Гриков до сасанидов: данные для истории и исторической географии . Полет. XVII. Bures-Sur-Yvette: группа для изучения ближневосточной цивилизации. ISBN 978-2-9521376-1-4 .
- Дорн'ейх, Крис М. (2008). Китайские источники по истории Ниуси-Вуси-Аси (Ой) -риси (Ка) -арси-Арши-Ружи и их династия Куэйшуан-Кушан. Шиджи 110/Hansshu 94a: Xiongnu: Синопсис китайского оригинального текста и несколько западных переводов с существующими аннотациями . Берлин. Читать или скачать. Перейти к: [1]
- Enoki, K.; Кошеленко, GA [на русском языке] ; Хайдари, З. (1 января 1994 г.). «Юих-чих и их миграция». В Харматте, Янос (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие сидячих и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. до 250 г. н.э. (PDF) . Париж: ЮНЕСКО . С. 171–191. ISBN 978-92-3-102846-5 .
- Хэнкс, Брайан К.; Линдафф, Катерин М. (2009). Социальная сложность в доисторической Евразии: памятники, металлы и мобильность . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-51712-6 .
- Хансен, Валери (2012). Шелковый путь: новая история . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-993921-3 .
- Хо, Стивен Г. (2006). Пекин - краткая история . Routledge. ISBN 978-1-134-15032-8 .
- Хилл, Джон Э. (2003). Народы Запада от Вейлуэ - Ю Хуаном : китайский аккаунт третьего века, состоящий между 239 и 265 г. н.э. Черновик аннотированный английский перевод
- ——— (2009). Через нефритовые ворота в Рим: исследование шелковых маршрутов во время более поздней династии Хань, с 1 по 2 столетия нашей эры . Чарльстон С.С.: Bookurge. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Хитч, Даг (2010). «Империи Шелкового пути: история центральной Евразии от бронзового века до настоящего» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 654–658. Bibcode : 2010ijnar..39..207p . doi : 10.1111/j.1095-9270.2009.00260_11.x . Архивировано из оригинала (PDF) 2013-12-26 . Получено 2015-01-02 .
- Лю, Xinru (2001a). «Миграция и урегулирование Юэжи-Кушан. Взаимодействие и взаимозависимость кочевых и сидячих обществ». Журнал мировой истории . 12 (2): 261–292. doi : 10.1353/jwh.2001.0034 . JSTOR 20078910 . S2CID 162211306 .
- ——— (2001b). «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии». В Адасе, Майкл (ред.). Сельскохозяйственные и пастырские общества в древней и классической истории . Филадельфия П.А.: издательство Темпл Университет. С. 151–179. ISBN 978-1-56639-832-9 .
- ——— (2010). Шелковый путь в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516174-8 .
- Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история древнего Китая: от происхождения цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. С. 87–88 . ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Мэллори, JP ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-884964-98-5 .
- ———;; ——— (2006). Оксфордское введение в протооиндоевропейский и прото-индоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Мэллори, JP; Mair, Victor H. (2000). Тарим -мумии: древний Китай и тайна самых ранних народов с Запада . Лондон: Темза и Хадсон. ISBN 978-0-500-05101-6 .
- Нарайн, А.К. (1990). «Индоевропейцы в Центральной Азии». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней внутренней Азии . Тол. 1. Кембриджский университет издательство . С. 151–177. doi : 10.1017/chol9780521243049.007 . ISBN 978-1-139-05489-8 .
- Ricket, WA (1998). Гуанзи: Политические, экономические и философские очерки из раннего Китая , вып. 2. Принстон: издательство Принстонского университета
- Ру, Жан-Поль (1997). Центральная Азия, История и цивилизация [ Центральная Азия: история и цивилизация ] (на французском языке). Файард . ISBN 978-2-213-59894-9 .
- Тьерри, Франсуа (2005). «Yuezhi и Kouchans, ловушки и опасности китайских источников» . В Бопераччи, Осмунд; Буссак, Мари-Франсуаз (ред.). Афганистан, бывший перекресток между Востоком и Западом . Turnhout: Brepols. стр. 421–539. ISBN 978-2-503-51681-3 .
- Уотсон, Бертон (1993). . Пересмотренное изд Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-08166-5 . ISBN 978-0-231-08167-2 (pbk.) Перевод с шиита Сима Qan
- Запад, Барбара А. (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании Infobase Publishing ISBN 978-1-4381-1913-7 Полем Получено 2015-05-29 .
- Яп, Джозеф П. (2009). Войны с Xiongnu, перевод из главах 2 и 4 Zizhi Tongjian, Authorhouse. ISBN 978-1-4490-0604-4
- Zürcher, E. (1969). «Юех-чиха и Каника в китайских источниках». В Башаме, Артур Ллевеллин (ред.). Документы на дату Канишки . Брилль С. 346–390. ISBN 978-90-04-00151-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Раздел 13 - Королевство да Юэжи» , западные регионы в соответствии с Hou Hansshu , транс. Джон Хилл
- Примечания к разделу 13 - Лингвистический анализ связи между Южхи и Кушаном
- Элиот, Чарльз Нортон Эдгкус (1911). " Британская Тол. 28 (11 -е изд.). стр. 944–945.
- Монголия: Xiongnu и Yuezhi - Обзор истории Xiongnu и их войн с Yuezhi
- «Миграция Южхи и Согдия» , Крейг Бенджамин.
- «После Александра: Центральная Азия до ислама» - миграция кочевника в Центральной Азии, Касим Абдуллаев
- «Индия и Китай: за пределами и внутри» , Локеш Чандра
- Гуанзи -онлайн-текст из национального университета Sun Yat-Sen
- «Доказательства того, что западно-восточное население жило в бассейне Тарима еще в раннем бронзовом веке» , Li et al. BMC Biology 2010, 8:15.