Дети Льюльяйльяко
Дети Льюльяйльяко [ 1 ] ( Испанский: [(ɟ)ʝuʝajˈʝako] ), также известные как Мумии Льюльяйльяко , — три инков детские мумии , обнаруженные 16 марта 1999 года Йоханом Рейнхардом и его археологической командой возле вершины Льюльяйльяко высотой 6739 м (22 110 футов). , стратовулкана [ 2 ] на границе Аргентины и Чили . Детей принесли в жертву во время религиозного ритуала инков, который состоялся около 1500 года. В ходе этого ритуала троих детей накачивали кокой и алкоголем. [ 3 ] затем поместили в небольшую камеру на глубине 1,5 метра (5 футов) под землю, где их оставили умирать. [ 4 ] Археологи считают их одними из наиболее хорошо сохранившихся мумий в мире. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
20 июня 2001 года Национальная комиссия музеев, памятников и исторических мест Аргентины объявила «Дети Льюльяйльяко» национальной исторической собственностью Аргентины. [ 1 ] С 2007 года мумии находятся на выставке в Музее высотной археологии в аргентинском городе Сальта .
Фон
[ редактировать ]Империя инков ( кечуа : Тавантинсуйу , «Четыре региона») была крупнейшей известной империей в доколумбовой Америке . [ 8 ] и, возможно, самая большая империя в мире в начале 16 века. [ 9 ] Империя возникла в районе города Куско , высоко в Андах на территории современного Перу , в 13 веке. Цивилизация инков не расширялась географически до середины 15 века. Однако, начиная с правления Пачакути в 1438 году, инки распространились по всей Южной Америке вдоль гор Анд, по пути покоряя местные народы и менее чем за столетие консолидировав огромную земельную империю. Империя инков достигла своего максимального географического размера примерно в 1530 году, а затем начала быстрый упадок под давлением эпидемии, кульминацией которой стало падение Куско в 1533 году, а также казнь императора Атауальпы. [ 10 ] победив испанцев.
Жертвоприношение детей, называемое капакоча или капак хуча , было важной частью религии инков и часто использовалось в ознаменование важных событий, таких как смерть Сапа Инки . Человеческие жертвоприношения также использовались как подношение богам во времена голода и как способ попросить защиты. Жертвоприношение могло происходить только с прямого одобрения императора инков. [ 11 ] Детей отбирали со всей обширной империи инков и отбирали в первую очередь на основе их «физического совершенства». Дети, выбранные для жертвоприношения, обычно были «сыновьями и дочерьми дворян и местных правителей». [ 11 ] Затем их отвезли за сотни или тысячи миль в столицу Куско, где они стали объектом важных ритуалов очищения. Оттуда детей отправляли на высокие горные вершины по всей империи для принесения в жертву. Согласно традиционному верованию инков, дети, принесенные в жертву, на самом деле не умирают, а вместо этого наблюдают за землей со своих насестов на вершинах гор вместе со своими предками. [ 12 ] Инки считали большой честью умереть в качестве жертвоприношения. [ 13 ]
По мнению испанского летописца Педро Сьеса де Леона , посетившего Куско в 1550 году, избранные Девы бога Солнца, в задачу которых входило ткать и красить шерстяные ткани для службы в храме близ Куско и готовить чичу , также могли быть похоронены заживо. (приносились в жертву), если они нарушили свое безбрачие, вступив в половой акт с мужчиной. [ 14 ] [ 15 ] Испанский историк Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что ко времени правления Инки Юпанки эти женщины использовались в качестве его наложниц. [ 16 ]
Другие хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумия Хуанита , были найдены на вершинах гор в Андах . [ 5 ]
Место захоронения
[ редактировать ]Льюльяйльяко — стратовулкан высотой 6739 метров (22 110 футов). [ 2 ] Он расположен в горах Анд на современной границе, разделяющей Чили и Аргентину . На момент открытия место захоронения было покрыто землей и камнями толщиной 1,5 метра (5 футов). [ 5 ] Место, где были найдены мумии, было названо «самым высоким археологическим объектом в мире».
Льюльяйльяко находится в пустыне Атакама , самой сухой неполярной пустыне на Земле. [ 17 ] Чрезвычайная сухость воздуха является основной причиной отличной сохранности мумий на протяжении 500 лет. [ 18 ] Известно, что сухость и низкие температуры значительно снижают скорость разложения человеческих останков. [ 19 ] поэтому экстремальные условия окружающей среды на вершине Льюльяйльяко очень способствуют сохранению. [ 20 ]
повторное открытие
[ редактировать ]В 1999 году Йохан Рейнхард и его команда исследователей отправились в высокие Анды на поиски мест ритуальных жертвоприношений инков. Через три дня после начала поисков команда Рейнхарда обнаружила могилу, в которой находились трое мумифицированных детей: две девочки и один мальчик. Также было найдено несколько статуй из золота, ракушек и серебра, текстиля и керамики. В труп младшей девочки после ее смерти ударила молния , в результате чего ее тело получило ожоги, особенно лицо и плечо. Две другие мумии не пострадали. Среди множества вещей, найденных в могилах, были статуи из драгоценных металлов и текстиля. [ 5 ] [ 21 ]
Несколько раз экспедиция была близка к провалу. После долгого процесса акклиматизации, включавшего месяц исследования близлежащей невысокой горы, команда, наконец, подошла к вершине Льюльяйльяко, разбив несколько лагерей на протяжении всего восхождения. На протяжении всей экспедиции исследователи выдерживали сильный ветер скоростью более 110 километров в час (68 миль в час) и экстремальные температуры, в какой-то момент опустившиеся до -40 °C (-40 °F). В их последнем лагере, на высоте 6600 метров (21700 футов), разразился шторм, который длился четыре дня. [ 22 ] По словам Рейнхарда, команда «[собиралась] сдаться», когда заметила на участке искусственный слой, указывающий на то, что им следует продолжить расследование. Исследователи проследовали по искусственному слою, который в конечном итоге привел их к захоронению одной из мумий. [ 5 ]
Мумии
[ редактировать ]На месте захоронения Льюльяйльяко были найдены три мумии: ла донселла (девица), ла нинья дель райо (девушка-молния) и Эль-Ниньо (мальчик). На вершине горы им разрешили уснуть, а затем поместили в небольшую гробницу на глубине 1,5 метра (4,9 фута) под землю, где их оставили умирать. [ 6 ] [ 20 ] Кроме того, перед закланием их кормили диетой с высоким содержанием белка. [ нужна ссылка ]
На момент обнаружения мумии находились в исключительном состоянии. Рейнхард сказал, что эти мумии «кажется, являются наиболее хорошо сохранившимися мумиями инков, когда-либо найденными», а также отметил, что руки прекрасно сохранились, вплоть до отдельных волосков. Внутренние органы остались целы, а в одном из сердец все еще содержалась замороженная кровь. Поскольку мумии замерзали до того, как могло произойти обезвоживание, высыхания и сморщивания органов, типичного для обнаженных человеческих останков, никогда не происходило. [ 5 ]
дева
[ редактировать ]Самую старую мумию, девочку лет пятнадцати, назвали la doncella . Она стала широко известна как «Дева из Льюльяйльяко». При обследовании в легких была обнаружена бактериальная инфекция. На ней было платье с искусно заплетенными волосами и головной убор, украшенный перьями. [ 23 ] Она умерла во сне. [ 21 ] [ 24 ] [ 25 ]
Считается, что Ла Дончелла была аклой , или Солнечной Девой – она была девственницей, избранной и освященной примерно в возрасте десяти лет, чтобы жить с другими девочками и женщинами, которые впоследствии станут королевскими женами, жрицами и жертвоприношениями. Практика ритуального жертвоприношения в обществе инков была призвана обеспечить здоровье, богатый урожай и благоприятную погоду. [ 26 ]
Девушка-молния
[ редактировать ]Ла Нинья дель Райо было около шести лет, когда ее принесли в жертву. [ 24 ] Ее лицо, одно ухо и часть плеча были повреждены ударом молнии, произошедшим после ее смерти. [ 5 ] Ее голова была высоко поднята и она смотрела на юго-запад. На ней было традиционное светло-коричневое платье асу , а ее голова и часть тела были обернуты толстым шерстяным одеялом. Кроме того, все ее тело было завернуто в еще одно одеяло, на этот раз вышитое красным и желтым. Ее череп, кажется, был намеренно удлинен . [ 27 ]
С Ла-Нинья-дель-Райо, похоже, обращались менее грубо, чем с Эль-Ниньо , но без той заботы, с которой с Ла-донсельей . обращались [ 28 ]
Мальчик
[ редактировать ]Тело Эль-Ниньо , которому было четыре-пять лет, когда его принесли в жертву, [ 29 ] был туго забинтован, так как у него были вывихнуты некоторые ребра и таз . Судя по всему, он умер от стресса, поскольку на его одежде были обнаружены рвота и кровь. также было обнаружено заражение гнидами . В его волосах [ 30 ] Он был единственным ребенком, которого связали. Лежа в позе эмбриона, он был одет в серую тунику, серебряный браслет и кожаные туфли и был завернут в красно-коричневое одеяло. [ 31 ] Череп Эль-Ниньо был слегка удлиненным , как и череп Ла-Нинья-дель-Райо . [ 27 ] Из-за того, как он был связан, предполагается, что он умер от удушья . [ нужна ссылка ]
Эль-Ниньо был похоронен вместе с коллекцией небольших предметов, некоторые из которых изображали красиво одетых мужчин, управляющих караванами лам. Голова его была обмотана шерстяной перевязью; пращи использовались мужчинами в ритуальных действиях для запуска камней в лагуны в конце засушливого сезона, чтобы ускорить наступление дождей. [ 27 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Согласно биохимическому анализу волос Ла Донселлы детей накачали алкоголем и кокой , перед началом жертвенного ритуала . Ла Донселла был отравлен листьями коки и кукурузным пивом, известным как чича . Хотя все три жертвоприношения потребляли значительные количества этих веществ до ритуала, анализ образцов волос показывает, что ла донселла потребляла значительно больше коки и алкоголя, чем Эль-Ниньо или Ла-Нинья-дель-Райо . [ 28 ] В ее волосах содержалась самая высокая концентрация коки, когда-либо обнаруженная в человеческих останках в Андах. [ 32 ]
Выставка
[ редактировать ]Мумии остаются выставленными в Музее высокогорной археологии , музее, полностью посвященном демонстрации мумий, в Сальте , Аргентина. Территория, на которой сейчас находится город Сальта, была частью Империи инков в конце 1400-х и начале 1500-х годов, а затем была завоевана испанскими конкистадорами в конце 1500-х годов. Чтобы предотвратить ухудшение состояния, климатическая система с компьютерным управлением поддерживает условия окружающей среды, аналогичные тем, которые существуют в Льюльяйльяко. Если землетрясение или другая чрезвычайная ситуация приведет к отключению электроэнергии, самолет губернатора провинции будет использован для перевозки мумий в другое место, где их можно будет «снова подключить к сети». Музей открыл свои двери для широкой публики в начале сентября 2007 года. [ 12 ]
До строительства музейной экспозиции мумии находились под охраной Католического университета Сальты . [ 31 ] Чтобы разработать способ показать мумии публике, сохраняя при этом их идеальную сохранность, потребовалось восемь лет исследований. [ 12 ]
Споры
[ редактировать ]Мумии были предметом споров, особенно в отношении прав коренных народов . Некоторые коренные народы выступают против эксгумации и демонстрации тел. [ 22 ]
Рохелио Гуануко, лидер Ассоциации коренных народов Аргентины (AIRA), назвал выставку «оскорблением наших близких», заявив, что «Льюльяйльяко продолжает оставаться для нас священным. Им никогда не следовало осквернять это святилище, и им не следует выставляйте наших детей на выставку, как в цирк». [ 33 ] Фермин Толаба, руководитель Лулеса , сказал, что мумии «должны были остаться на их территории» и что «теперь, когда [мумии] уже эксгумированы, [музею] придется их вернуть. Музей зарабатывает на этом деньги, взимая плату за вход за то, что ему не принадлежит». [ 31 ]
Считается, что в высокогорном регионе Анд, откуда были вывезены мумии, находится по меньшей мере 40 других подобных ритуальных захоронений. Однако, по словам Габриэля Мирмонта, дизайнера и директора Музея высотной археологии, в котором проходит выставка, демонстрирующая мумии, чтобы «иметь хорошие отношения с индийским народом», мумии больше не будут вывозиться из этого района. [ 12 ]
Однако другие коренные жители поддержали исследование . Третий Всемирный конгресс языка кечуа в конце 2004 года собрал 300 представителей андских стран. По итогам конгресс принял резолюцию «Конгресс одобряет поддержку расследований в отношении детей Льюльяйльяко (Сальта, Аргентина) и распространение таких расследований для признания величие и эволюция наших предков от их истоков до наших дней». [ 34 ]
Некоторые лидеры коренных народов также выразили обеспокоенность тем, что коренные народы не получат возможных экономических выгод от демонстрации мумий. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Три мумии под названием «Дети Льюльяйльяко» » (на испанском языке). Национальная комиссия по памятникам, местам и историческим ценностям. 2 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. . Проверено 28 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Льюльяйльяко» . Глобальная программа вулканизма . Смитсоновский институт .
- ^ «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Национальное географическое общество . 29 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 г. Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Раскрыты последние моменты жизни мумий детей-инков» . Живая наука . 29 июля 2013 года . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сойер, Кэти (7 апреля 1999 г.). «Раскопанные мумии детей инков» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года . Проверено 21 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Альфас, Изабель (29 июля 2013 г.). «Раскрыты тайные последние мгновения 500-летних мумифицированных детей инков» . Новости мира природы . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Морель, Ребекка (30 июля 2013 г.). «Мумии инков: жертв жертвоприношений детей кормили наркотиками и алкоголем» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 9 июня 2017 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ Шварц, Гленн М.; Николс, Джон Дж. (2010). После коллапса: возрождение сложных обществ . Издательство Университета Аризоны. ISBN 978-0-8165-2936-0 .
- ^ Мозли, Майкл Э. (2001), Инки и их предки , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 7.
- ^ «Хронология цивилизации инков» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Jump up to: а б Черути, Мария (5 апреля 2015 г.). «Замороженные мумии из святилищ на вершинах Анд: биоархеология и этноистория человеческих жертвоприношений инков» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 439428. doi : 10.1155/2015/439428 . ПМЦ 4543117 . ПМИД 26345378 .
- ^ Jump up to: а б с д Грейди, Дениз (11 сентября 2011 г.). «В Аргентине музей представляет давно замороженную девушку» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Майкл А. Малпасс (2009). Повседневная жизнь в Империи инков, 2-е издание . АВС-КЛИО. п. 98. ИСБН 978-0-313-35549-3 .
- ^ Педро Сьеса де Леон, Вторая часть Хроник Перу ( Хроники Перу ), глава VII, перевод: Клементс Р. Маркхэм, Общество Хаклюйт: Лондон 1883, стр. 85 ОСЛК 706928387
- ^ Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Нэшнл Географик . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Педро Сармьенто де Гамбоа (2006). «XXXI». В Клементсе Р. Маркхэме (ред.). История инков (История инков) . Лондон: Общество Хаклюта (подготовлено для проекта Гутенберг).
- ^ Весилинд, Прийт Дж. (август 2003 г.). «Самое сухое место на Земле» . Журнал «Нэшнл Географик» . Архивировано из оригинала 26 марта 2018 года . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Брамбл, Мелоди (15 августа 2013 г.). «Исследователь помогает разгадать тайну трёх детей инков» . США сегодня . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Бергер, Мишель (31 октября 2013 г.). «От плоти до костей: роль погоды в разложении тела» . Погодный канал . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 1 августа 2013 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Секретариат культуры Сальты, Аргентина – Происхождение и миссия . Музей высокогорной археологии Сальты (16 декабря 2007 г.). Проверено 14 декабря 2010 г. Архивировано 15 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Лаенс, Ивонн Жанно (10 сентября 2012 г.). «Выставка «Мамочка ребенка» вызвала споры в Аргентине» . Глобальный пресс-журнал . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Уилсон, Эндрю С.; Браун, Эмма Л.; Вилла, Кьяра; Линнеруп, Нильс; Хили, Эндрю; Черути, Мария Констанца; Рейнхард, Йохан; Превильяно, Карлос Х.; Араоз, Факундо Ариас; Гонсалес Диес, Жозефина; Тейлор, Тимоти (13 августа 2013 г.). «Археологические, радиологические и биологические данные дают представление о жертвоприношениях детей инков» . Труды Национальной академии наук . 110 (33): 13322–13327. дои : 10.1073/pnas.1305117110 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 3746857 . ПМИД 23898165 .
- ^ Jump up to: а б Милнер Холлс, Келли (2007). Тайны мумий-детей . Паб Дарби Крик. стр. 72 . ISBN 978-1581960594 .
- ^ Уэйд, Лиззи (29 июля 2013 г.). « Деву Льюльяйльяко, возможно, перед принесением в жертву накачали наркотиками» . Научный журнал.
- ^ Костин, Кэти Линн (1998), «Домохозяйки, избранные женщины, квалифицированные мужчины: производство ткани и социальная идентичность в поздних доисторических Андах», Археологические документы Американской антропологической ассоциации, том. 8, № 1, с. 134.
- ^ Jump up to: а б с «Дети Льюльяйльяко» (на испанском языке). Министр культуры Сальты, Аргентина. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 9 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кастро, Джозеф (29 июля 2013 г.). «Раскрыты последние моменты жизни мумий детей-инков» . Живая наука . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ «Раскрыты последние моменты жизни мумий детей-инков» . Живая наука . 29 июля 2013 г.
- ^ «Детские мумии дают «мрачные» доказательства» . Метро . Лондон. 2 октября 2007 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Тревиньо, Мариса (20 марта 2012 г.). «Выставка «Мамочка ребенка» вызвала споры в Аргентине» . Латина Листа . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Хайден, Эрика Чек (29 июля 2013 г.). «Мумии детей инков свидетельствуют о жертвенных ритуалах» . Природа . дои : 10.1038/nature.2013.13461 . S2CID 211730648 . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Гони, Уки (21 сентября 2005 г.). «Протест против детских мумий» . Хранитель . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Рейнхард, Йохан: Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Национальное географическое общество, Вашингтон, округ Колумбия, 2005. стр. 337–338.
- ^ Бетанкур, Идангель (22 ноября 2010 г.). «МААМ: музей трупа этики» (на испанском языке). Прыгай бесплатно. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 28 августа 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рейнхард, Йохан: Ледяная дева: мумии инков, горные боги и священные места в Андах . Национальное географическое общество, Вашингтон, округ Колумбия, 2005 г.
- Рейнхард, Йохан и Серути, Мария Констанца: «Ритуалы инков и священные горы: исследование самых высоких археологических памятников мира» Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 2010.
- Рейнхард, Йохан и Черути, Мария Констанца: Археологические исследования вулкана Льюльяйльяко: высокогорный церемониальный комплекс инков . Сальта: EUCASA, 2000.
- Рейнхард, Йохан и Черути, Мария Констанца: «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения среди инков». Археоастрономия 19: 1–43, 2006.
- Черути, Мария Констанца: Льюльяйльяко: жертвоприношения и подношения в высокогорном святилище инков . Сальта: EUCASA, 2003.
- Рейнхард, Йохан: «Льюльяйльяко: исследование самого высокого археологического памятника в мире». Журнал литературы латиноамериканских индейцев 9 (1): 31–54, 1993.
- Беоркья, Антонио: «Местное кладбище вулкана Льюльяйльяко». Журнал Высокогорного археологического исследовательского центра 2: 36–42, 1975, Сан-Хуан.
- Превильяно, Карлос, Констанца Черути , Йохан Рейнхард, Факундо Ариас и Хосефина Гонсалес: «Радиологическая оценка мумий Льюльяйльяко». Американский журнал рентгенологии 181: 1473–1479, 2003.
- Уилсон, Эндрю; Тейлор, Тимоти; Черути, Констанца; Рейнхард, Йохан; Чавес, Хосе Антонио; Граймс, Воган; Вольфрам-Майер-Огенштейн; Картмелл, Ларри; Стерн, Бен; Ричардс, Майкл; Воробей, Михаил; Барнс, Ян; Гилберт, Томас (2007). «Стабильный изотоп и ДНК-доказательства ритуальных последовательностей жертвоприношения детей инков» . Труды Национальной академии наук . 104 (42): 16456–16461. Бибкод : 2007PNAS..10416456W . дои : 10.1073/pnas.0704276104 . ПМК 2034262 . ПМИД 17923675 .
- Полное описание, история, топоним и маршруты Льюльяйльяко в Andeshandbook.
- Музей высокогорной археологии (на испанском языке)
- «Льюльяйльяко» . SummitPost.org .