Jump to content

Искусственная черепная деформация

(Перенаправлено с черепной деформации )
Искусственная черепная деформация
Слева : Портрет князя Юэчжи из Халчаяна , ок. 1 век нашей эры.
Справа : удлиненный череп, раскопанный в Самарканде (600–800 гг. н.э.), Самаркандский музей Афрасиаба.

Искусственная деформация или модификация черепа , уплощение головы или связывание головы — это форма изменения тела , при которой череп человека деформируется намеренно. Это делается путем искажения нормального роста черепа ребенка путем применения силы. Плоские, удлиненные (изготавливаемые путем скрепления двух кусков дерева ), округлые (скрепленные тканью ) и конические формы входят в число тех, которые выбираются или ценятся в различных культурах.

Обычно переделку проводят младенцу , когда череп наиболее податлив. В типичном случае связывание головы начинается примерно через месяц после рождения и продолжается около шести месяцев.

Портрет Алчон-гуннского короля Хингилы , с его чеканки, ок. 450 г. н.э.

Преднамеренная деформация черепа возникла еще до письменной истории ; это обычно практиковалось в ряде культур, которые сильно разделены географически и хронологически, и до сих пор встречается в некоторых регионах, включая Вануату . [1]

Когда-то считалось, что самые ранние предполагаемые примеры включают неандертальцев и прото- неолитического компонента Homo sapiens (9-е тысячелетие до н.э.) из пещеры Шанидар в Ираке . [2] [3] [4] Какое-то время было распространено мнение о том, что череп неандертальца был искусственно деформирован, что представляет собой старейший пример такой практики на десятки тысяч лет. Однако более позднее исследование Чеха, Гроува, Торна и Тринкауса, основанное на новых реконструкциях черепа в 1999 году, поставило под сомнение более ранние результаты и пришло к выводу: «мы больше не считаем, что для этого образца можно сделать вывод об искусственной деформации черепа». [5] Считается, что удлиненные черепа, найденные у неолитических народов Юго-Западной Азии, были результатом искусственной деформации черепа. [2] [6]

Самое раннее письменное упоминание о деформации черепа принадлежит Гиппократу примерно в 400 году до нашей эры. Он описал группу, известную как макроцефалы или длинноголовые, названные в честь их практики черепных модификаций. [7]

Легендарный иранский царь Ростам , изображенный на этой фреске VII века н.э. в Пенджикенте , Согдия , с удлиненным черепом в стиле алчонских гуннов. [8] [9] [10]

В Старом Свете практика черепной деформации была занесена в Бактрию и Согдиану юэчжи - племенем , создавшим Кушанскую империю . Мужчины с такими черепами изображены на различных сохранившихся скульптурах и фризах того времени, например, кушанского князя Халчаяна . [11]

Удлиненный череп молодой женщины, вероятно, аланки.

Королей Алхона обычно узнают по удлиненным черепам, возникшим в результате искусственной деформации черепа. [12] Археолог Кэмерон Петри писал: «Изображения удлиненных голов позволяют предположить, что короли Алчона занимались модификацией черепов, что также практиковалось группами гуннов, появившимися в Европе». Удлиненные черепа отчетливо проявляются на большинстве портретов правителей в чеканке гуннов Алчона и наиболее заметно на чеканке Хингилы . [12] Эти удлиненные черепа, которые они явно демонстрировали с гордостью, отличали их от других народов, например от их предшественников кидаритов . [12] На их монетах эффектные черепа пришли на смену коронам сасанидского типа, которые были распространены в чеканке этого региона. [12] Эта практика известна и у других народов степей, особенно у гуннов , и даже в Европе, где она была введена самими гуннами. [12] [13]

В Причерноморской степи и остальной Европе гунны , в том числе протобулгары , [14] также известно, что они практиковали подобную черепную деформацию, [15] как и люди, известные как аланы . [16] В поздней античности (300–600 гг. н. э.) этот обычай переняли восточногерманские племена , которыми правили гунны, гепиды , остготы , герулы , ругии и бургунды . Среди лангобардов , бургундцев и тюрингов , [17] этот обычай, по-видимому, касался только женщин. [18]

У западногерманских племен искусственные деформации черепа встречаются редко. [19]



Удлиненные черепа трех женщин были обнаружены среди захоронений эпохи викингов в одиннадцатом веке на Готланде, Швеция . [20] Исследователи интерпретировали их присутствие как, возможно, принадлежащее женщинам, которые не были коренными жителями острова и принадлежали к культуре, характеризующейся обширными торговыми отношениями. [21]

Намеренное удлинение черепа, «Тулузская деформация», Франция.

Обычай связывания голов младенцев в Европе в двадцатом веке, хотя и вымер в то время, все еще существовал во Франции, а также встречался в некоторых районах западной России , на Кавказе и в Скандинавии среди саамов . [22] : 46  Причины формирования головы менялись с течением времени: от эстетических до псевдонаучных представлений о способности мозга удерживать определенные типы мыслей в зависимости от его формы. [22] : 51  В районе Тулузы (Франция) эти черепные деформации спорадически сохранялись вплоть до начала ХХ в.; [23] [24] однако тулузские деформации, похоже, не были преднамеренно произведены, как в некоторых более ранних европейских культурах, и, по-видимому, были нежелательным результатом древней медицинской практики среди французского крестьянства, известной как бандо , когда голову ребенка туго заворачивали и набивали набивкой, чтобы защитить это от удара и несчастного случая вскоре после рождения. Фактически, многие из первых современных наблюдателей деформации были зарегистрированы как жалеющие этих крестьянских детей, интеллект которых, по их мнению, был понижен из-за сохранения старых европейских обычаев. [22]

В Америке майя , [25] [26] [27] Инки и некоторые племена коренных жителей Северной Америки соблюдали этот обычай. В Северной Америке эта практика была известна, особенно среди племен чинукан на северо-западе и чокто на юго-востоке. Вопреки распространенному мнению, нет никаких доказательств того, что группа коренных американцев, известная как индейцы плоскоголовые, занималась этой практикой. Другие племена, включая оба юго-восточных племени, такие как чокто. [28] [29] а северо-западные племена, такие как индейцы чехалис и нуксак , практиковали уплощение головы, привязывая голову младенца к колыбели . [ нужна ссылка ]

Практику деформации черепа также практиковали лукайцы Багамских островов и таино Карибского моря. [30]

австронезийский

[ редактировать ]

Висайцы . и народность биколано центральных островов Филиппин широко затылка) в доколониальный период, особенно на островах Самар и Таблас практиковали уплощение лба (а иногда и Другие регионы, где были обнаружены останки с искусственными деформациями черепа, включают Албай , Бутуан , Мариндуке , Себу , Бохол , Суригао и Давао . [31] Доколониальным стандартом красоты среди этих групп были широкие лица и скошенные лбы, при этом идеальные размеры черепа были одинаковой длины и ширины. Устройства, используемые для достижения этой цели, включают в себя гребенчатый набор тонких стержней, известных как тангад , пластины или таблетки, называемые сипит , или мягкие доски, называемые саоп . Их привязывали ко лбу ребенка бинтами и закрепляли сзади. [32]

Впервые они были записаны в 1604 году испанским священником Диего Бобадилья. Он сообщил, что на центральных Филиппинах люди помещали головы детей между двумя досками, чтобы выровнять их черепа по направлению к спине, и что они считали это признаком красоты. Другие исторические источники подтвердили эту практику, дополнительно указав, что она также является практикой, совершаемой дворянством ( тумао ) как знак социального статуса, хотя до сих пор неясно, ограничивалась ли она дворянством. [31]

Людей с приплюснутыми лбами называли тинангад . Люди с неизмененными черепами были известны как ондо , что буквально означает «плотно упакованные» или «чрезмерно набитые», отражая социальное отношение к бесформенным черепам (аналогично различиям бинатакан и пурав в висайской татуировке ). Людей с уплощенным затылком называли пуяками , но неизвестно, был ли пуяк преднамеренным. [32]

Другие практики модификации тела, связанные с филиппинской искусственной деформацией черепа, включают почернение и подпиливание зубов, обширное нанесение татуировок ( баток , которое также было признаком статуса и красоты), пирсинг гениталий , обрезание и затычки для ушей . были зарегистрированы среди меланау Саравака Подобные практики также , минахасцев Сулавеси Суматре и некоторых неисламизированных групп на . [32]

Фридрих Ратцель сообщил в 1896 году, что деформация черепа, как уплощающая его сзади, так и удлиняющая его к макушке, была обнаружена в отдельных случаях на Таити , Самоа , Гавайях и в группе Паумоту , и что чаще всего это происходило на Малликолло в Новые Гебриды (сегодня Малакула , Вануату ), где череп был чрезвычайно сплющен. [33]

Это также практиковалось, по крайней мере, в 1930-е годы на острове Новая Британия в архипелаге Бисмарка в Папуа-Новой Гвинее . [34]

В Африке мангбету удлинили головы. Традиционно головы младенцев плотно обматывали тканью, называемой «лимпомбо», чтобы придать им особый вид. Эта практика начала исчезать в 1950-х годах. [ нужна ссылка ]

На южном японском острове Танегасима , с третьего по седьмой века, группа потенциально связывала черепа младенцев, чтобы сгладить заднюю часть черепа, возможно, как выражение групповой идентичности, чтобы облегчить торговлю товарами из ракушек. [35]

Черепная деформация также практиковалась в период неолита на стоянке Хоутаомуга на северо-востоке Китая . [36] У большинства из них были обнаружены лобно-затылочные модификации, но были обнаружены и другие типы модификаций. Выяснилось, что эта практика практиковалась на протяжении тысячелетий, причем некоторые черепа были намного старше других.

Методы и виды

[ редактировать ]

Деформация обычно начинается сразу после рождения в течение следующих нескольких лет, пока не будет достигнута желаемая форма или пока ребенок не отторгнет аппарат. [22] [ нужна страница ] [3] [37]

Общепризнанной системы классификации деформаций черепа не существует, и многие ученые разработали свои собственные системы классификации, не договорившись о единой системе для всех наблюдаемых форм. [38] Примером индивидуальной системы может служить система Е. В. Жирова, описавшая три основных типа искусственной деформации черепа — круглую, лобно-затылочную и сагиттальную — на примере Европы и Азии в 1940-е годы. [39] : 82 

Мотивации и теории

[ редактировать ]

Согласно одной из современных теорий, деформация черепа, вероятно, имела место для обозначения групповой принадлежности. [38] [40] [41] или чтобы продемонстрировать социальный статус . Подобные мотивы, возможно, сыграли ключевую роль в майя . обществе [40] направлены на создание формы черепа, которая была бы более эстетичной или ассоциировалась бы с желательными культурными атрибутами. Например, в говорящем на языке наахаи районе острова Томман, , и на юге-юго-западе Малакулана (Австралазия) человек с удлиненной головой считается более умным, имеет более высокий статус и ближе к миру духов. . [42]

Исторически существовало множество различных теорий относительно мотивов этих практик.

Литографии черепов Ж. Басира

Также считалось возможным, что практика черепной деформации возникла из-за попытки подражать тем группам населения, для которых удлиненная форма головы была естественным состоянием. Черепа некоторых древних египтян относятся к числу тех, которые часто имеют удлиненную естественную форму, а макроцефалия может быть семейной характеристикой. Например, Риверо и Чуди описывают мумию инков , содержащую плод с удлиненным черепом, описывая ее так:

такое же образование (т. е. отсутствие признаков искусственного давления) головы наблюдается у еще не родившихся детей; и убедительное доказательство этой истины мы получили в виде плода, заключенного во чреве мумии беременной женщины, который мы нашли в пещере Уичай, в двух лигах от Тармы , и который в данный момент находится в нашей коллекции. Профессор Д'Утрепон , известный на кафедре акушерства, уверил нас, что возраст плода составляет семь месяцев. Судя по очень четко выраженному строению черепа, он принадлежит племени уанка . Мы представляем читателю рисунок этого убедительного и интересного доказательства в противовес сторонникам механического действия как единственной и исключительной причины френологической формы перуанской расы. [43]

П. Ф. Беллами делает аналогичное наблюдение о двух удлиненных черепах младенцев, которые были обнаружены и привезены в Англию «капитаном Бланкли» и переданы в музей Общества естествознания Девона и Корнуолла в 1838 году. По словам Беллами, эти черепа принадлежало двум младенцам, девочке и мальчику, «одному из которых было не более нескольких месяцев, а другому не могло быть намного больше года». [44] Он пишет:

По общему контуру этих черепов видно, что они родственны черепам, хранящимся в Музее Хирургического колледжа в Лондоне и носящим название «Титикаканцы». Обычно считается, что черепа взрослых деформированы под воздействием давления; но в противовес этому мнению доктор Грейвс заявил, что «тщательное их изучение убедило его в том, что их особая форма не может быть результатом искусственного давления»; и чтобы подтвердить эту точку зрения, мы можем отметить, что эти особенности у ребенка столь же велики, как и у взрослого, и даже больше у младшего, чем у старшего из двух ныне полученных экземпляров; и это положение значительно усиливается большим относительным длина крупных костей черепа; по направлению плоскости затылочной кости , которая не выдвинута вверх, а занимает место в нижней части черепа; дальнейшим отсутствием следов давления, ни возвышения вершины, ни выступа с обеих сторон; и тем фактом, что не существует ни инструмента, ни механического приспособления, способного вызвать такое изменение формы (какое присутствует в этих черепах), обнаруженное в связи с ними. [45]

Влияние на здоровье

[ редактировать ]

нет . Статистически значимой разницы в емкости черепа между искусственно деформированными черепами и нормальными черепами в перуанских образцах [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тайпале, Эрик (28 января 2022 г.). «Прослеживание истории и последствий модификации черепа для здоровья» . Откройте для себя журнал .
  2. ^ Перейти обратно: а б Мейкледжон, Кристофер; Агеларакис, Анагностис; Аккерманс, Питер А.; Смит, Филип Э.Л.; Солецкий, Роуз (1992). «Искусственная деформация черепа на протонеолите и неолите Ближнего Востока и ее возможное происхождение: данные из четырех мест» . Палеориент . 18 (2): 83–97. дои : 10.3406/палео.1992.4574 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Тринкаус, Эрик (апрель 1982 г.). «Искусственная деформация черепа у неандертальцев Шанидара 1 и 5». Современная антропология . 23 (2): 198–199. дои : 10.1086/202808 . JSTOR   2742361 . S2CID   144182791 .
  4. ^ Агеларакис, А. (1993). «Человеческое население протонеолита в пещере Шанидар: аспекты демографии и палеопатологии». Эволюция человека . 8 (4): 235–253. дои : 10.1007/bf02438114 . S2CID   85239949 .
  5. ^ Чех, Марио; Гроувс, Колин П.; Торн, Алан; Тринкаус, Эрик (1999). «Новая реконструкция черепа Шанидара 5» . Палеориент . 25 (2): 143–146. дои : 10.3406/палео.1999.4692 . JSTOR   41496548 .
  6. ^ К. О. Лоренц (2010) «Формирование головы убайда», в книге Beyond the Ubaid (RA Carter & G. Philip, Eds.), стр. 125-148. [ нужна полная цитата ]
  7. ^ Гиппократ Косский (1923) [ ок. 400 г. до н.э.] Воздух, вода и места, Часть 14, например, Классическая библиотека Леба, Том. 147, стр. 110–111 (WHS Jones, пер.), DOI: 10.4159/DLCL.hippocrates_cos-airs_waters_places.1923, см. [1] . Альтернативно, Адамс 1849 года и последующие английские издания (например, 1891 года), «Подлинные произведения Гиппократа» (Фрэнсис Адамс, перевод), Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Уильям Вуд, в Интернет-архиве классической литературы [MIT] (Дэниел К. Стивенсон, составитель), см. [2] . Альтернативно, английские издания Клифтона 1752 года «Гиппократ о воздухе, воде и ситуации; об эпидемических заболеваниях; и о прогнозах, особенно в острых случаях. К которым добавлено…» Второе издание, стр. 22-23 (Фрэнсис Клифтон, перевод). .), Лондон, Великобритания: Джон Уистон и Бендж. Белый; и Локьера Дэвиса, см. [3] . Доступ ко всем веб-версиям осуществлен 1 августа 2015 г.
  8. ^ Резахани, Ходадад (15 марта 2017 г.). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. п. 124. ИСБН  978-1-4744-0030-5 .
  9. ^ «Возрождение Шелкового пути - журнал археологии» . www.archaeology.org .
  10. ^ Эфталиты: археологический и исторический анализ Айдогды Курбанова, страница 60/цифровая страница 65 - https://refubium.fu-berlin.de/bitstream/handle/fub188/8366/01_Text.pdf
  11. ^ Лебединский, Ярослав (2006). Сумки . Париж: Издания Errance. ISBN  978-2-87772-337-4 . , с. 15
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Баккер, Ханс Т. (12 марта 2020 г.). Алхан: гунны в Южной Азии . Бархуис. стр. 100-1 17, 46 Сноска 11. ISBN  978-94-93194-00-7 .
  13. ^ АЛРАМ, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша» . Нумизматическая хроника . 174 : 274. ISSN   0078-2696 . JSTOR   44710198 .
  14. ^ Энчев, Явор; Недельков, Григорий; Атанасова-Тимева, Надежда; Иорданов, Иордания (2010). «Палеонейрохирургические аспекты протобулгарских искусственных деформаций черепа». Нейрохирургический фокус . 29 (6). Издательская группа журнала нейрохирургии (JNSPG): E3. дои : 10.3171/2010.9.focus10193 . ISSN   1092-0684 . ПМИД   21121717 .
  15. ^ «Аттила и гунны — реконструкция черепа и студийное фото» . Исторический музей Пфальца (на немецком языке).
  16. ^ Бахрах, Бернард С. (1973) История алан на Западе: от их первого появления в источниках классической древности до раннего средневековья , стр. 67-69, Миннеаполис, Миннесота, США: University of Minnesota Press .
  17. ^ Герберт Шютц , Германские королевства в Центральной Европе до Каролингов, 400-750 , П. Ланг, 2000, стр. 62.
  18. ^ Немецкий, Марианна (1993). «Влияние гуннов на скандинавские жертвенные обычаи в 300-500 годах нашей эры» (PDF) . В Альбеке, Торе (ред.). Проблема ритуала: на основе докладов, прочитанных на симпозиуме по религиозным обрядам, проходившем в Або, Финляндия, 13-16 августа 1991 года . Стокгольм Место: [Дистрибьютор] Almqvist и Wiksell Donner Institute. п. 279. ИСБН  951-650-196-6 .
  19. ^ Пани, Дорис и Карин Вильчке-Шротта, «Искусственная деформация черепа в захоронении периода миграции в Шварценбахе, Нижняя Австрия», ViaVIAS , вып. 2, стр. 18–23, Вена, AUT: Венский институт археологических наук.
  20. Андерсон, Соня, Викинги, возможно, использовали модификацию тела как «знак идентификации» , Смитсоновский институт, 8 апреля 2024 г.
  21. У женщин-викингов обнаружены три странные модификации черепа , Arkeonews, 14 апреля 2024 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Эрик Джон Дингуолл, Эрик Джон (1931) «Поздняя искусственная деформация черепа в Европе (гл. 2)», в книге «Искусственная деформация черепа: вклад в изучение этнических увечий», стр. 46–80, Лондон, Великобритания: Бэйл, сыновья. и Даниэльссон, см. «Глава 2» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2014 г. Проверено 20 февраля 2014 г. [ нужна страница ] и [4] [ нужна страница ] , оба по состоянию на 1 августа 2015 г.
  23. ^ Делар, MMJ; Биллет, Дж (1964). «Соображения относительно преднамеренных деформаций черепа» (PDF) . Преподобный Стоматол . 69 : 535–541.
  24. ^ Жано, Ф; Стразиэль, К; Авасу Перейра, да Силва; Кассено, О (1993). «Адаптация архитектуры лица при тулузской деформации». Хирургическая и радиологическая анатомия . 15 (1): 75–6. дои : 10.1007/BF01629867 . ПМИД   8488439 . S2CID   9347535 .
  25. ^ Тислер, Вера (Автономный университет Юкатана) (1999). Формирование головы и украшение зубов у древних майя: археологические и культурные аспекты (PDF) . 64-е собрание Общества американской археологии. Чикаго, Иллинойс, США. стр. 1–6 . Проверено 1 августа 2015 г.
  26. ^ Тислер, Вера (2012). «Изучение модификаций свода черепа в древней Мезоамерике». Журнал антропологических наук . 90 : 1–26.
  27. ^ Тислер, Вера и Рут Бенитес (2001). «Формирование головы и украшение зубов: два биокультурных атрибута культурной интеграции и социальных различий среди древних майя», Американский журнал физической антропологии, Приложение к ежегодному собранию, 32 , стр. 149". {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  28. ^ Эллиот Шоу, 2015, «Религия чокто», в «Обзоре мировых религий», Карлайл, CMA, Великобритания: Департамент религии и этики Университета Камбрии, см. [5] , по состоянию на 1 августа 2015 г.
  29. ^ Хадсон, Чарльз (1976). Юго-восточные индейцы. Университет Теннесси Пресс. п. 31.
  30. ^ Шаффер, туалет; Карр, РС; Дэй, Дж.С.; Пейтман, член парламента (2010). «Захоронения Лукайо-Тайно из пещеры Проповедника, Элеутера, Багамы - Шаффер». Международный журнал остеоархеологии . 22 : 45–69. дои : 10.1002/oa.1180 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Джейми Л. (2013). «Распространение и культурный контекст искусственной модификации черепа на Центральных и Южных Филиппинах». Азиатские перспективы . 52 (1): 28–42. дои : 10.1353/asi.2013.0003 . hdl : 10125/38718 . S2CID   53623866 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 22. ISBN  9789715501354 .
  33. ^ Ратцель, Фридрих (1896). «История человечества» . Макмиллан, Лондон. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 4 октября 2009 г.
  34. ^ Блэквуд, Беатрис и премьер-министр Дэнби. «Исследование искусственной деформации черепа в Новой Британии». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии 85, вып. 1/2 (1955): 173–191.
  35. ^ Норико Сегучи, Джеймс Фрэнсис Лофтус III, Сиори Ёнемото, Мэри-Маргарет Мерфи. Исследование преднамеренной черепной модификации: гибридное двумерное и трехмерное исследование стоянки Хирота, Танегасима, Япония. ПЛОС ОДИН . ПЛОС ОН Онлайн
  36. ^ Чжан, Цюнь, Пэн Лю, Хуэй-Юань Йе, Синъюй Ман, Лисинь Ван, Хун Чжу, Цянь Ван и Цюаньчао Чжан. «Намеренная черепная модификация на месте Хоутаомуга в Цзилине, Китай: самые ранние свидетельства и самая продолжительная практика на месте в эпоху неолита». Американский журнал физической антропологии 169, вып. 4 (2019): 747-756. Резюме онлайн
  37. ^ Антон, Сьюзан К.; Вайнштейн, Карен Дж. (февраль 1999 г.). «Возвращение к искусственной деформации черепа и ископаемым австралийцам». Журнал эволюции человека . 36 (2): 195–209. дои : 10.1006/jhev.1998.0266 . ПМИД   10068066 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Хошауэр, Лиза М.; Буйкстра, Джейн Э.; Гольдштейн, Пол С.; Вебстер, Энн Д. (июнь 1995 г.). «Искусственная деформация черепа на стоянке Омо M10: комплекс Тиуанако из долины Мокегуа, Перу». Латиноамериканская древность . 6 (2): 145–164. дои : 10.2307/972149 . JSTOR   972149 . S2CID   163711418 .
  39. ^ E. V. Zhirov (1941). [ нужна полная цитата ]
  40. ^ Перейти обратно: а б Герстен, Питер К.; Герстен, Энрике (1 сентября 1995 г.). «Намеренная деформация черепа». Нейрохирургия . 37 (3): 374–382. дои : 10.1227/00006123-199509000-00002 . ПМИД   7501099 .
  41. ^ Таббс, Солтер и Оукс, 2006. [ нужна полная цитата ]
  42. ^ Колин Баррас (13 октября 2014 г.). «Почему древние люди изменили форму черепов своих детей» . BBC Земля . Проверено 15 мая 2015 г.
  43. ^ Риверо и Чуди (1852) Перуанские древности ( Перуанские древности ), выпуск 1851/1852.
  44. ^ Беллами, П.Ф. (1842) «Краткий отчет о двух перуанских мумиях в музее Общества естественной истории Девона и Корнуолла, в Анналах и журнале естественной истории, X (октябрь). [6]
  45. ^ П.Ф. Беллами: краткий отчет о двух перуанских мумиях в музее Общества естествознания Девона и Корнуолла. В: Анналы и журнал естественной истории . Бд. 10, № 63, 1842, стр. 95–100.
  46. ^ Мартин Фрисс; Мишель Байлак (2003). «Изучение искусственной деформации черепа с использованием эллиптического анализа Фурье контуров, выровненных по прокрусту». Американский журнал физической антропологии . 122 (1): 11–22. дои : 10.1002/ajpa.10286 . ПМИД   12923900 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тринкаус, Эрик (1982). Шанидарские неандертальцы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Academic Press.
  • Тислер, Вера (2013) Биоархеология искусственных модификаций черепа: новые подходы к форме головы и ее значения в доколумбовой Мезоамерике и за ее пределами [Том. 7, Междисциплинарный вклад Springer в археологию], Берлин, Нью-Йорк, США: Springer Science & Business, ISBN   1461487609 , см. [7] , по состоянию на 1 августа 2015 г.
  • ФитцСиммонс, Эллен; Джек Х. Прост и Шэрон Пенистон (1998) «Лепка головы младенца, культурная практика», Arch. Фам. Мед., 7 (январь/февраль).
  • Адебонохо, ФО (1991). «Формирование головы младенца». Дж. Ам. Мед. доц . 265 (9): 1179. дои : 10.1001/jama.265.9.1179 . ПМИД   1996005 .
  • Хеншен, Ф. (1966) Человеческий череп: история культуры, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Фредерик А. Прегер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ce43edf0f05637c17cac9fe9e4377c5__1716554760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/c5/0ce43edf0f05637c17cac9fe9e4377c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artificial cranial deformation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)