Котошская религиозная традиция
Географический диапазон | Уануко , Перу |
---|---|
Период | Начальный период |
Даты | в. 1800–900 гг. до н.э. |
Тип сайта | Котош |
Предшественник | Норте-Чико |
С последующим | Чавин |
— Религиозная традиция Котош это термин, используемый археологами для обозначения ритуальных зданий, которые были построены в горных водоемах Перуанских Анд между примерно 3000 и ок. 1800 г. до н.э., во время Андского докерамического или позднеархаического периода истории Анд . [ 1 ]
Археологи выявили и раскопали ряд таких ритуальных центров; Первым из них, который был обнаружен, был Котош , хотя с тех пор были найдены и другие примеры в Шиллакото, Вайрайжирке, Уарикото, Ла-Гальгаде , Пируру , [ 2 ] среди других. Все эти места расположены в высокогорных зонах, расположенных ниже Пуны , и тем не менее их разделяют значительные расстояния. Несмотря на это, все эти случаи горной докерамической общественной архитектуры удивительно схожи. [ 3 ]
Традиция Котош демонстрирует многочисленные связи с культурой Чавин , которая впоследствии возникла на большинстве этих мест.
Археологический контекст
[ редактировать ]Три культурные фазы, предшествовавшие культуре Чавин, были идентифицированы в Котоше и других связанных с ним местах.
Мито период
[ редактировать ]Традиция Мито была самой ранней. Это была докерамическая традиция. В этот период Храм Скрещенных рук впервые был построен . Для иконографии храма Котош характерно изображение скрещенных рук. [ 4 ]
Период Вайражирки
[ редактировать ]Именно тогда появилась первая керамика.
Котошский период
[ редактировать ]Период Котош сильно сохранил традиции предыдущего периода Вайраджирка, включая керамическую традицию. Культурный слой периода Котош располагался непосредственно под слоем культуры Чавин.
Некоторые элементы котоша демонстрируют связь с культурой Чавин. Например; стремена, простые штампованные коромысла и криволинейные керамические конструкции. Есть также сходство черной краски с красной керамикой. Котошская черная полированная резная керамика похожа на классическую чавинскую керамику. [ 5 ] [ 6 ]
Котош
[ редактировать ]«Типовое место» религиозной традиции Котош находится в Котоше, примерно в 5 километрах от современного города Уануко в Перу . [ 1 ] [ 7 ] Расположенный на восточной стороне Анд , географически известной как Сеха-де-Монтанья , он расположен на 76°16'30" долготы и 9°56' южной широты. [ 7 ] Расположенный на одной из нижних террас этого горного региона, он был построен на правом берегу Игераса . [ 7 ] Назван «Котошем» местными носителями языка уальлага кечуа ; этот термин означает «куча камней», имея в виду два каменных кургана на этом месте. [ 7 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]Первым археологом, исследовавшим это место в Котоше, был Хулио К. Тельо , «отец перуанской археологии», который посетил его в 1935 году в рамках своего более широкого общего исследования бассейна Уальлага. Хотя он не проводил никаких раскопок на этом месте, он собрал черепки керамики с поверхности. [ 7 ] Два года спустя, в 1937 году, это место посетил Дональд Коллиер из Полевого музея естественной истории , хотя он снова не провел обширного исследования. [ 7 ]
В 1958 году это место посетил японский археолог Сейити Идзуми в сопровождении Хулио Эспехо Нуньеса из Национального музея археологии, антропологии и истории Перу и профессора Луиса Г. Лумбераса из Университета Сан-Кристобаль Уаманга . [ 7 ] После этого визита Изуми возглавил команду Токийского университета (Япония) на раскопках этого места с 1 июля по 3 октября 1960 года. [ 7 ] в рамках их более широкой Андской исследовательской программы, которая продолжалась с 1958 года. [ 8 ] Их результаты были затем опубликованы на английском языке в 1963 году. [ 9 ]
С Гальгадой
[ редактировать ]Еще одним ярким примером центра религиозных традиций котош был центр в Ла-Гальгаде, расположенный на восточном берегу реки Таблачака , главного притока реки Санта . [ 10 ] [ 11 ] Участок расположен на 8°28' южной широты и 78°9' западной долготы, на территории нынешней провинции Палласка в Перу. [ 11 ] Расположенный в горном регионе Анд, он находится на относительно небольшой высоте - 1100 метров над уровнем моря. [ 11 ] Археологи, проводившие раскопки на этом месте в конце 1970-х и начале 1980-х годов, решили назвать памятник «Ла-Гальгада» в честь ближайшего города, шахтерского поселения примерно в 2 километрах к северу, хотя местные жители вместо этого называли его «Сан-Гальгада». Педро». [ 10 ]
Территория вокруг Ла-Гальгады впервые была занята около 3000 г. до н. э. сельскохозяйственными общинами, которые построили небольшие палаты, отличные от их домов, предположительно для проведения церемониальных действий. [ 10 ] Из археологических данных становится ясно, что они тратили больше усилий на строительство различных церемониальных и погребальных памятников, чем на строительство домов для себя — подход, свойственный большинству досовременных обществ по всему миру. [ 12 ] Археологические исследования установили, что в докерамический период по всему каньону Таблачака выросло по крайней мере 11 поселений, сосредоточенных по обе стороны реки на протяжении как минимум 8 км недалеко от современной деревни Ла-Гальгада. [ 13 ] Это побудило одного из руководителей раскопок Теренса Гридера прокомментировать, что место Ла-Гальгада следует рассматривать как «одну из самых важных церемониальных и погребальных зон в более крупном, густонаселенном районе, который с точки зрения докерамики следует считать практически столичный центр». [ 14 ]
Архитектура
[ редактировать ]На месте проведения церемоний Ла-Гальгада наиболее выдающимися архитектурными особенностями были Северный и Южный курганы. [ 15 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]К 1960-м годам Ла-Гальгада превратилась в оживленный шахтерский город, и это место оказалось под угрозой со стороны мародеров, которые хотели раскопать это место в поисках ценных артефактов. Однако губернатор города Теодоро Э. Лопес Треллес признал важность этого места из-за его археологической ценности и принял меры по защите его от грабителей. В 1969 году он провел экскурсию по этому месту Теренсу Гридеру из Техасского университета в Остине , который тогда участвовал в раскопках в Паташе и был настолько заинтересован, что решил исследовать это место после кульминации Паташа. проект. [ 16 ]
В 1976 году Гридер и его коллега-археолог Альберто Буэно Мендоса вернулись на это место и, осознав, что это место было докерамическим по дате - гораздо старше, чем они подозревали ранее, - начали собирать средства для раскопок. Это началось в 1978 году и продолжалось до 1985 года. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мозли 2001 . п. 109.
- ^ Бургер 1992 . п. 45.
- ^ Искусство и археология Древнего Перу. Архивировано 23 апреля 2015 г. на archive.today utexas.edu.
- ^ Котош Храм скрещенных рук
- ^ Идзуми и Соно, 1963, с. 155
- ^ Сейичи ИЗУМИ, Педро Х. КУКУЛИЗА, Чиаки КАНО, ВВЕДЕНИЕ, Бюллетень № 3: РАСКОПКИ В ШИЛЛАКОТО, УАНУКО, ПЕРУ. Архивировано 13 января 2003 г. в Wayback Machine , Университетском музее Токийского университета, 1972 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Изуми и Соно, 1963 год . п. 1.
- ^ Изуми и Соно 1963 . пи
- ^ Изуми и Соно 1963 .
- ^ Jump up to: а б с Гридер и др. 1988 . п. 1.
- ^ Jump up to: а б с Гридер и др. 1988 . п. 4.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 19.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 9.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 11.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 24.
- ^ Jump up to: а б Гридер и др. 1988 . п. VII.
Библиография
[ редактировать ]Обзоры
[ редактировать ]- Бургер, Ричард Л. (1992). Чавин и истоки Андской цивилизации . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27816-1 .
- Мозли, Майкл Э. (2001). Инки и их предки (второе издание) . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28277-9 .
Отчеты о раскопках
[ редактировать ]- Гридер, Теренс; Буэно Мендоса, Альберто; Эрл Смит, К.; Малина, Роберт М. (1988). Ла-Гальгада, Перу: докерамическая культура в переходный период . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-74647-4 .
- Идзуми, Сэйичи; Соно, Тошихико (1963). Анды 2: Раскопки в Коташе, Перу, 1960. Сёдзо Масуда (переводчик), Токио: Kadokawa Publishing Co.