Ла-Гальгада (археологический памятник)
Археологический памятник Ла-Гальгада в Перу является примером церемониального памятника, построенного в рамках религиозной традиции Котош в докерамический или поздний архаический период истории Анд . Сам участок расположен на восточном берегу реки Таблачака , главного притока реки Санта . [ 1 ] [ 2 ] Объект расположен в округе Таука на территории нынешней провинции Палласка Республики Перу . [ 2 ]
Расположенный в горном регионе Анд, он находится на относительно небольшой высоте - 1100 метров над уровнем моря. [ 2 ] Археологи, проводившие раскопки на этом месте в конце 1970-х и начале 1980-х годов, решили назвать памятник «Ла-Гальгада» в честь ближайшего города, шахтерского поселения примерно в 2 километрах к северу, хотя местные жители вместо этого называли его «Сан-Гальгада». Педро». [ 1 ]
Докерамический период был временем перемен в Андском регионе: общины стали более оседлыми и начали строить монументальную архитектуру как в равнинных, так и в горных регионах.
Историческая справка
[ редактировать ]Андский докерамический период
[ редактировать ]За каменным периодом последовало то, что археологи назвали докерамическим периодом или, альтернативно, поздним архаическим периодом, и он характеризуется увеличением социальной сложности, ростом численности населения и строительством монументальных церемониальных центров по всему Андскому региону. [ 3 ] Именно последняя из этих особенностей остается наиболее очевидной характеристикой докерамического периода среди археологов и указывает на то, что к этому времени андское общество было достаточно развито, чтобы оно могло организовывать крупные строительные проекты, предполагающие управление трудом. [ 4 ] В докерамический период также наблюдался рост населения Андского региона, при этом многие люди могли частично мигрировать, проводя большую часть своего года в сельской местности, но на определенное время переезжая в монументальные церемониальные центры, которые считались особое значение. [ 5 ] В докерамический период также наблюдалось изменение климата в Андском регионе, поскольку кульминация ледникового периода привела к окончанию таяния ледников, которое происходило на протяжении всего литического периода, и, как следствие, уровень моря на западном побережье Южной Америки стабилизировалась. [ 3 ]
Несмотря на эти изменения, многие элементы андского общества остались такими же, какими они были в предыдущие тысячелетия; например, как следует из названия, докерамический период также был периодом, когда андское общество еще не разработало керамическую технологию и, следовательно, не имело керамики, которую можно было бы использовать для приготовления пищи или хранения. [ 4 ] Точно так же андские сообщества в докерамический период не развили сельское хозяйство или одомашнили флору и фауну, вместо этого они получали большую часть своей пищи из того, что они могли охотиться или собирать в дикой природе, как это делали их предшественники в каменный период, хотя есть свидетельства того, что некоторые дикие растения начали намеренно культивировать. [ 3 ]
Местность
[ редактировать ]Территория вокруг Ла-Гальгады впервые была занята около 3000 г. до н.э. сельскохозяйственными общинами, которые построили небольшие палаты, отличные от их домов, предположительно для проведения церемониальных действий. [ 1 ] Из археологических данных становится ясно, что они тратили больше усилий на строительство различных церемониальных и погребальных памятников, чем на строительство домов для себя — подход, свойственный большинству досовременных обществ по всему миру. [ 6 ] Археологические исследования установили, что в докерамический период по всему каньону Таблачака выросло по крайней мере 11 поселений, сосредоточенных по обе стороны реки на протяжении как минимум 8 км недалеко от современной деревни Ла-Гальгада. [ 7 ] Это побудило одного из руководителей раскопок Теренса Гридера прокомментировать, что место Ла-Гальгада следует рассматривать как «одну из самых важных церемониальных и погребальных зон в более крупном, густонаселенном районе, который с точки зрения докерамики следует считать практически столичный центр». [ 8 ]
Архитектура
[ редактировать ]На месте проведения церемоний Ла-Гальгада наиболее выдающимися архитектурными особенностями были Северный и Южный курганы. [ 9 ]
Захоронения
[ редактировать ]Еще одной особенностью Ла-Гальгады было ее использование в качестве морга для захоронения мертвых. Археологи, исследовавшие это место, отметили, что в практике захоронения людей на этом месте существовали как продолжение, так и вариации, причем наибольшие различия заключались в положении захоронений и способах их подготовки, в то время как в типе захоронений наблюдалась наибольшая преемственность. ткани и подношения, оставленные вместе с телами. [ 10 ]
Погребальная камера Ф-12:Б-2
[ редактировать ]В погребальной камере, обозначенной археологической группой как F-12:B-2, были похоронены мужчина и две женщины, все старше 50 лет, каждая в сильно согнутом положении со скрещенными на груди руками. и расположен на левом боку. [ 10 ] В этом положении их тела были связаны хлопковыми шнурами; для мужчин он состоял из темно-коричневого хлопкового шнура диаметром 1,3 мм, который был необычно скручен в форме буквы Z, а не сложен, что подразумевало какое-то особое значение. С другой стороны, хлопок, использованный для связывания женских трупов, был S-образным, Z-образным и желтого цвета и обвязывался вокруг них 20–25 раз. [ 10 ]
Вокруг тел, особенно вокруг туловища и бедер, были заправлены пучки человеческих волос. Вполне возможно, что эти пучки принадлежали самим трупам, у которых на голове не было волос, а вместо этого они носили шляпы, которые выглядели «самодельными» по дизайну, как если бы изначально они были сумками и корзиной. [ 10 ] Отметив этнографические свидетельства того, что ряд коренных народов Анд верили, что человеческая душа особенно присутствует в волосах, археолог Теренс Гридер предположил возможность того, что докерамическая практика набивки человеческих волос в одежду трупов могла представлять собой «способ держите духовно жизненно важные волосы в контакте с телом». [ 10 ]
Еще одним предметом, найденным среди двух тел, была ткань из коры , универсальный материал, изготовленный из коры некоторых деревьев. Труп мужчины был широко покрыт темно-коричневыми полосками коры шириной около 3–4 см, которые находились внутри веревок, но снаружи пучков волос, тогда как у одной из двух женщин тоже были такие же полоски, но меньше, чем у мужчины. [ 11 ] Гридер подозревал, что этот материал был включен потому, что те, кто хоронил мертвых, думали, что ткань из коры обладает «духовной силой». [ 11 ] широко распространенное убеждение, распространенное в доколумбовой Америке . [ 12 ]
Археологические исследования
[ редактировать ]К 1960-м годам Ла-Гальгада превратилась в оживленный шахтерский город, и это место оказалось под угрозой со стороны мародеров, которые хотели раскопать это место в поисках ценных артефактов. Однако губернатор города Теодоро Э. Лопес Треллес признал важность этого места из-за его археологической ценности и принял меры по защите его от грабителей. В 1969 году он провел экскурсию по этому месту Теренсу Гридеру из Техасского университета , который тогда участвовал в раскопках в Паташе и был настолько заинтересован, что решил провести исследование на этом месте после кульминации проекта Паташ. [ 13 ] В 1976 году Гридер и его коллега-археолог Альберто Буэно Мендоса вернулись на это место и, осознав, что это место было докерамическим по дате - гораздо старше, чем они подозревали ранее, - начали собирать средства для раскопок. Это началось в 1978 году и продолжалось до 1985 года. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гридер и др. 1988 . п. 1.
- ^ Jump up to: а б с Гридер и др. 1988 . п. 4.
- ^ Jump up to: а б с Мозли 2001 . п. 107.
- ^ Jump up to: а б Бургер 1992 года . п. 27.
- ^ Мозли 2001 . п. 114.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 19.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 9.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 11.
- ^ Гридер и др. 1988 . п. 24.
- ^ Jump up to: а б с д и Гридер и др. 1988 . п. 76.
- ^ Jump up to: а б Гридер и др. 1988 . п. 78.
- ^ Гридер 1982 . стр. 81-92.
- ^ Jump up to: а б Гридер и др. 1988 . п. VII.
Библиография
[ редактировать ]- Бургер, Ричард Л. (1992). Чавин и истоки Андской цивилизации . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27816-1 .
- Гридер, Теренс (1982). Истоки доколумбового искусства . Остин: Издательство Техасского университета.
- Гридер, Теренс; Буэно Мендоса, Альберто; Эрл Смит, К.; Малина, Роберт М. (1988). Ла-Гальгада, Перу: докерамическая культура в переходный период . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-74647-4 .
- Мозли, Майкл Э. (2001). Инки и их предки (второе издание) . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28277-9 .
8 ° 28'15 "ю.ш. 78 ° 09'19" з.д. / 8,470840 ° ю.ш. 78,155291 ° з.д.