Саксайуаман
К Священному | |
Расположение | Куско , регион Куско , Перу |
---|---|
Координаты | 13 ° 30'28 "ю.ш. 71 ° 58'56" з.д. / 13,50778 ° ю.ш. 71,98222 ° з.д. |
Тип | Фортификация |
Часть | Куско |
История | |
Культуры | Все еще Империя |
Часть | Город Куско |
Критерии | Культурный: iii, iv |
Ссылка | 273 |
Надпись | 1983 г. (7-я сессия ) |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Саксайуаман , часто пишется Саксауаман или Саксайваман. [1] [2] [3] (от кечуа Saqsaywaman (pukara) '(крепость) королевского сокола или ястреба '), [4] [5] — цитадель на северной окраине города Куско , Перу, исторической столицы империи инков . Участок находится на высоте 3701 м (12 142 фута).
Комплекс был построен инками в 15 веке, в частности, при Сапе Инке Пачакути и его преемниках. [6] На участке были построены сухие каменные стены из огромных камней, при этом рабочие аккуратно разрезали валуны, чтобы плотно соединить их друг с другом без раствора .
В 1983 году Куско и Саксайуаман вместе были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО для международного признания и защиты. [7] Сейчас это место постоянно исследуют туристы. [8]
Описание
[ редактировать ]Расположенный на крутом холме с видом на город, укрепленный комплекс имеет широкий вид на долину на юго-востоке. Археологические исследования поверхностных коллекций керамики в Саксайуамане показывают, что самое раннее заселение вершины холма датируется примерно 900 годом нашей эры. [9]
Согласно устной истории инков, Тупак Инка
«Вспомнил, что его отец Пачакути называл город Куско городом-львом. Он говорил, что хвост — это место, где соединяются две реки, протекающие через него, что тело — это большая площадь и дома вокруг нее, а головы не хватает». ."
Инка решил, что «лучше всего будет построить крепость на высоком плато к северу от города». [10] : 105
В 15 веке императорские инки расширили это поселение, построив сухие каменные стены из огромных камней. Испанский летописец Педро Сьеса де Леон писал в 1553 году:
Инка приказал, чтобы провинции предоставили 20 000 человек, а деревни прислали необходимую провизию. Если кто-то заболевал, его место должен был заменить другой работник, и он должен был вернуться в свой дом. Но этих индейцев не держали постоянно в работе. Они трудились ограниченное время, а затем их сменяли другие, так что они не чувствовали спроса на свои услуги. Было 4000 рабочих, в обязанности которых входило добывать и вывозить камни; 6000 человек доставили их на большие тросы из кожи и кабуи[202] на работы. Остальные вскрыли землю и подготовили фундамент, некоторым было приказано вырезать столбы и балки для деревянных работ. Для большего удобства эти рабочие строили свои жилища-хижины по отдельности от каждого рода недалеко от места, где шли работы. По сей день можно увидеть большую часть стен этого жилища. Для надзора были поставлены надзиратели, а также были великие мастера строительного искусства, получившие хорошее обучение. Таким образом, на самой высокой части холма к северу от города, на расстоянии немногим более чем на расстоянии выстрела из аркебузы, была построена крепость, которую туземцы называли Домом Солнца, а мы - Крепостью.
Живой камень был выкопан для фундамента, который был заготовлен с такой прочностью, что он прослужит столько же, сколько и сам мир. По моим оценкам, вал имел длину 330 шагов[203] и ширину 200. Стены его были настолько крепки, что никакая артиллерия не могла их пробить. Главный вход представлял собой вещь, достойную внимания, чтобы увидеть, насколько хорошо он был построен и как стены были расположены так, что одна возвышалась над другой. И в этих стенах были камни, такие большие и могучие, что утомляло воображение представить, как их можно было перенести и разместить и кто мог иметь достаточную силу, чтобы придать им форму, видя, что у этих людей так мало инструментов. Некоторые из этих камней имеют ширину двенадцать футов и длину более двадцати, другие толще быка.[204] Все камни уложены и соединены с такой тонкостью, что между двумя из них невозможно вставить риал.
Я дважды ходил посмотреть на это здание. В одном случае меня сопровождал Томас Васкес,[205] завоеватель, а в другой раз я нашел там Эрнандо де Гусмана, присутствовавшего при осаде,[206] и Хуана де ла Хайю[207]. Те, кто это читает, должны поверить, что я не рассказываю ничего такого, чего не видел. Прогуливаясь, наблюдая за тем, что можно было увидеть, я увидел недалеко от крепости камень размером в 260 моих ладоней в окружности и такой высоты, что казалось, что он находится в своем первоначальном положении. Все индейцы говорят, что камень в этом месте устал, и они не смогли сдвинуть его дальше.[208] Конечно, если бы я сам не видел, что камень был высечен и обработан, я бы не поверил, как бы много это ни утверждалось, что силы человека хватило бы, чтобы привести его туда, где он находится сейчас. Там оно остается как свидетельство того, что это были за люди, задумавшие столь хорошее дело. Испанцы настолько разграбили и разрушили его, что мне было бы жаль, если бы я был виновен в вине тех, кто находился у власти, которые допустили такое разрушение столь великолепного произведения. Они не предусмотрели время, ибо лучше было бы сохранить здание и поставить над ним охрану.[209]
Внутри крепости было много построек, некоторые маленькие, расположенные одно над другим, а другие, большие, находились под землей. Они построили два блока зданий, один больше другого, широкие и настолько хорошо построенные, что я не знаю, как можно преувеличить искусство, с которым камни уложены и обработаны; а говорят, что подземные сооружения еще лучше. Мне рассказывали и другие вещи, которые я не повторяю, поскольку не уверен в их точности. Строительство этой крепости было заложено во времена Инки Юпанки. Над ним много работал его сын, Тупак Инка, а также Уайна Капак и Уаскар, и хотя оно до сих пор достойно восхищения, раньше оно было без сравнения грандиознее. Когда испанцы вошли в Куско, индейцы Кискиза уже собрали огромные сокровища; но некоторые все же были найдены, и полагают, что поблизости их очень много. Было бы хорошо отдать приказ о сохранении того, что осталось от этой крепости и крепости Уарку,[210] как памятников величия этого народа и даже ради пользы, поскольку их можно было бы сделать пригодными для использования за столь небольшие деньги. расходы. [11]
Устроив засаду на Атауальпу во время испанского завоевания Перу, Франсиско Писарро послал Мартина Буэно и двух других испанцев помочь перевезти золото и серебро из храма Кориканча в Куско в Кахамарку, где базировались испанцы. [12] : 228–230 Они обнаружили Храм Солнца, «покрытый золотыми пластинами», которые испанцы предположительно приказали убрать в качестве платы Атауальпы выкуп за . Семьсот пластин были сняты и добавлены к двумстам грузам золота, перевезенным обратно в Кахамарку.
После того, как Франсиско Писарро наконец вошел в Куско, Педро Писарро описал то, что они обнаружили:
«На вершине холма у них [инков] был очень сильный форт, окруженный каменными стенами и имевший две очень высокие круглые башни. А в нижней части этой стены были камни настолько большие и толстые, что казалось невозможным, чтобы человеческие руки могли бы установить их на место... они были так близко друг к другу и так хорошо подогнаны, что острие булавки не могло быть вставлено в одно из сочленений. Вся крепость была построена террасами и плоскими пространствами. ." Многочисленные комнаты были «наполнены оружием, копьями, стрелами, дротиками, дубинками, баклерами и большими продолговатыми щитами... было много морионов ... были также... некоторые носилки, на которых лорды путешествовали, как в носилках. " [13] : 45 Педро Писарро подробно описал складские помещения, находившиеся на территории комплекса и заполненные военной техникой. [14]
Большая площадь, способная вместить тысячи людей, была предназначена для общественных церемониальных мероприятий. Некоторые из крупных сооружений на этом месте, возможно, также использовались во время ритуалов. Отношения, аналогичные отношениям между Куско и Саксайуаманом, были воспроизведены инками в их далекой колонии, где развивался Сантьяго, Чили . Крепость инков, известная как Чена, возникла раньше испанского колониального города. Это было церемониальное ритуальное место, известное как Уака де Чена . [15]
Самая известная зона Саксайуамана включает в себя большую площадь и прилегающие к ней три массивные террасные стены. Камни, использованные при строительстве этих террас, являются одними из самых крупных, которые использовались в любом здании в доиспанской Америке. Они демонстрируют точность кроя и подгонки, не имеющую себе равных в Америке. [16] Камни расположены так близко друг к другу, что между многими камнями не помещается ни один лист бумаги. Считается, что эта точность в сочетании с закругленными углами блоков, разнообразием их взаимосвязанных форм и наклоном стен внутрь помогла руинам пережить разрушительные землетрясения в Куско. Самая длинная из трех стен составляет около 400 метров. Их рост около 6 метров. Предполагаемый объем камня – более 6000 кубических метров. Оценки веса крупнейшего блока известняка варьируются от 128 тонн до почти 200 тонн. Эти камни были перенесены примерно на 35 км (22 мили) от Румиколки . [17] [18]
После осады Куско испанцы начали использовать Саксайуаман как источник камней для строительства испанского Куско; за несколько лет они разобрали и снесли большую часть комплекса. Это место было разрушено блок за блоком, чтобы спасти материалы для строительства новых испанских правительственных и религиозных зданий колониального города, а также домов самых богатых испанцев. По словам Гарсиласо де ла Вега (1966:471 [1609: Часть 1, Кн. Кн. 7, Гл. 29]):
«Чтобы избавить себя от затрат, усилий и задержек, с которыми индейцы работали над камнем, они снесли всю гладкую кладку стен. Действительно, в городе нет дома, который не был бы построен из этого камня или, по крайней мере, дома, построенные испанцами».
Сегодня на этом месте остались только камни, которые были слишком большими, чтобы их можно было легко переместить. [16]
13 марта 2008 года археологи обнаружили дополнительные руины на окраине Саксайуамана. Было высказано предположение, что это место было впервые застроено в период Киллке , предшествовавший эпохе инков. Несмотря на церемониальный характер, точная функция остается неизвестной. [19]
В январе 2010 года некоторые части объекта были повреждены во время сильных дождей в регионе. [20]
Теории о строительстве мегалитических стен
[ редактировать ]Винс Ли — писатель, архитектор и исследователь, который консультировался по различным древним местам, где перемещались большие мегалиты. Он предположил, что блоки ставили на место, сначала вырезая их, а затем опуская на место. Для этого потребовалось бы заранее выполнить точную резьбу, чтобы создать плотные соединения, которые можно было бы разместить в подготовленных карманах, существующих в стене. Затем их буксировали по пандусу и над стеной, где их помещали на стопку бревен. Затем бревна снимали по одному, чтобы осторожно опустить камни на место. Был проведен эксперимент, чтобы увидеть, сработает ли это в небольших масштабах; это привело к ограниченному успеху. Если бы им не удалось получить плотные соединения с первого раза, инки также смогли бы поднять камни обратно, чтобы исправить свои ошибки. Они не смогли добиться такой же точности, как инки, но предположили, что, попрактиковавшись, они могли бы создавать более точные соединения и делать это с камнями большего размера.
Они также провели несколько экспериментов в близлежащем Ольянтайтамбо по буксировке мегалитических камней. Это также привело к ограниченному успеху. Они провели один эксперимент, в котором пытались спустить с горы камень массой 1 тонну. Они потеряли контроль над этим камнем, и он сам покатился вниз. Вероятно, инки поступали не так, поскольку они хотели контролировать транспортировку, и это могло привести к множеству несчастных случаев. Они пришли к выводу, что, хотя гравитация на их стороне, им нужно тренироваться, чтобы сохранять контроль над спуском. Они также провели эксперимент, буксируя по булыжнику мегалит весом около 10 тонн. За мегалитом стояло около 12 человек, которые толкали его, а более 100 человек тянули за несколько веревок, чтобы буксировать его. Им удалось отбуксировать его довольно быстро. Древние инки построили крупную дорожную систему , включавшую 25 000 км дорог. Некоторые из этих дорог были украшены каменными брусчатками. [21] [22] Дополнительные эксперименты были проведены в других местах по перемещению больших мегалитов, некоторые из которых перечислены здесь ; этих экспериментов было недостаточно для повторения успешных усилий, свидетелем которых Педро Сьеса де Леон утверждал в 16 веке, а самые крупные мегалиты, существовавшие в настоящее время, более чем вдвое превышали его оценки крупнейших мегалиты в свое время. [23]
Современное использование
[ редактировать ]Перуанцы продолжают праздновать Инти Райми , ежегодный праздник инков зимнего солнцестояния и Нового года. [24] Он проводится недалеко от Саксайуамана 24 июня. Еще один важный фестиваль — Варачикуй , который проводится здесь ежегодно в третье воскресенье сентября. [25]
Некоторые жители Куско используют большое поле в стенах комплекса для пробежек, тай-чи и других спортивных занятий.
-
Саксайуаман в 1877 году, автор Эфраим Джордж Сквайер. [26]
-
Саксайуаман в 1877 году, автор Эфраим Джордж Сквайер. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как произносить название этих удивительных руин над Куско» . Фертур Тревел . 2 ноября 2016 г. Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Информация о Куско - К Святому Сердцу
- ^ Словарь английского языка, Академия английского языка, Региональное правительство Куско, Куско
- ^ Серрон-Паломино, Родольфо (1 января 2011 г.), «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ <X> В АНДИЙСКОЙ ТОПОНИМИИ» , О языке только для странностей , El Colegio de México, стр. 613–646, doi : 10.2307/j.ctv6jmwp4.8 , получено 31 марта 2024 г.
- ^ Диего Гонсалес Ольгин. Словарь общего Ленгва всего Перва называется Ленгва Ккичуа или Инка . Лима, типография Франсиско дель Канто, 1608 г. с. 26 и далее: Крепость инков в Куско называлась Чачча уаман, а Чаччай уаман означает «Величайший золотой орел», а не удовлетворенный сокол, как это обычно интерпретируется. п. 75: Чакча уаман пукара. Замок Вн Инга в Куско. Чаччай уаман, или анка. Беркут самый крупный.
- ^ Энциклопедия всемирной истории: Саксайуаман
- ^ «Город Куско – объект Всемирного наследия» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Крепость Саксайуаман» . Билет Мачу-Пикчу . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ WorldByIsa: Чем заняться в Куско
- ^ де Гамбоа, PS, (2015), История инков , Лексингтон, ISBN 9781463688653
- ^ "Хроники Перу, часть II Педро Сьеса де Леон, 1553 г., глава 51, стр. 161-5 (переведено и опубликовано посмертно). Перевод Клементса Р. Маркхэма, 1883 г."
- ^ Леон, П., 1998, Открытие и завоевание Перу, Хроники встречи в Новом Свете, отредактированные и переведенные Куком и Куком, Дарем: Duke University Press, ISBN 9780822321460
- ^ Пиццаро, П., 1571, Сообщение об открытии и завоевании королевств Перу, Том. 1–2, Нью-Йорк: Общество Кортесов, RareBooksClub.com, ISBN 9781235937859
- ^ Писарро 1921: 272–273
- ^ Стеберг Рубен, «Крепость Чена и ее связь с оккупацией инков центрального Чили». Периодическая публикация № 23, Национальный музей естественной истории, Сантьяго, Чили, 1976 год.
- ^ Перейти обратно: а б Брайан С. Бауэр (2010). Древний Куско: сердце инков . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-79202-9 .
- ^ Семьдесят чудес древнего мира , изд. Крис Скарр, 1999, стр. 220–23.
- ^ Reader's Digest : «Тайны древней Америки: Новый мир до Колумба», 1986, стр. 220–21.
- ^ «Древний храм раскопан недалеко от столицы инков» , NBC, 14 марта 2008 г., дата обращения 2 января 2022 г.
- ^ «Сильный дождь в Перу» , BBC News , 26 января 2010 г.
- ^ «Семьдесят чудес древнего мира» под редакцией Криса Скарра, 1999 г., стр. 249-251
- ^ Исторический канал «Мега-двигатели: древние загадочные ходы»
- ^ "Хроники Перу, часть II Педро Сьеса де Леон, 1553 г., глава 51, стр. 161-5 (переведено и опубликовано посмертно). Перевод Клементса Р. Маркхэма, 1883 г."
- ^ «Стоунхендж и Куско, два места, объединенные культом Солнца» . Авангард . 20 июня 2017 г.
- ^ mincetur.gob.pe "Fiesta del Warachikuy" (на испанском языке), по состоянию на 26 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эфраим Джордж Сквайер (1877). Перу; случаи путешествий и исследований на земле инков . Харпер и братья . п. 471, 477.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья BBC Новые открытия в Саксайуамане
- Величайшие загадки мира: Тайна Саксайуамана