Jump to content

Чокекирао

Координаты : 13 ° 23'34 "ю.ш. 72 ° 52'26" з.д.  /  13,39278 ° ю.ш. 72,87389 ° з.д.  / -13,39278; -72,87389
Чокекирао
Цитадель Чокекирао.
Чокекирао находится в Перу.
Чокекирао
Показано в Перу
Расположение Моллепата , провинция Анта , регион Куско , Перу
Область Анды
Координаты 13 ° 23'34 "ю.ш. 72 ° 52'26" з.д.  /  13,39278 ° ю.ш. 72,87389 ° з.д.  / -13,39278; -72,87389
Тип Урегулирование
Область 18 км 2 (6,9 квадратных миль)
История
Основан 1536
Заброшенный 1572
Культуры Все еще
Основные постройки Чокекирао
Усеченная вершина холма в Чокекирао
Террасы в Чокекирао
Белокаменная женщина на террасах Чокекирао
Белокаменная лама на террасах Чокекирао

Чокекирао (возможно, из металла кечуа чуки , кроватка кирав , детская кроватка) [1] [2] [3] [4] Это поселение инков на юге Перу , похожее по структуре и архитектуре на Мачу-Пикчу . Руины представляют собой здания и террасы на уровнях выше и ниже Сунчью Пата, усеченной вершины холма. Вершина холма была в древности выровнена и окружена камнями, образуя платформу размером 30 на 50 метров.

Чокекирао на высоте 3050 метров (10 010 футов) [5] находится в отрогах горного хребта Вилкабамба в районе Моллепата провинции Анта региона Куско . Комплекс занимает площадь 1800 га, из которых 30–40% раскопано. [6] С участка открывается вид на каньон реки Апуримак , высота которого составляет 1450 метров (4760 футов).

До этого места можно добраться за два дня пешком из-за пределов Куско . [6] Чокекирао возглавил престижный список лучших регионов для путешествий 2017 года по версии Lonely Planet. [7]

Чокекирао — поселение 15-16 веков, связанное с Империей инков, или, точнее, Тауантинсуйо . [8] У сайта было два основных этапа роста. Это можно было бы объяснить, если бы Пачакути основал Чокекирао, а его сын, Тупак Инка Юпанки , реконструировал и расширил его после того, как стал Сапа Инкой . [9] Чокекирао расположен на территории, которая считается поместьем Пачакути; который включает территории вокруг рек Амайбамба, Урубамба , Вилкабамба, Виктос и Апуримак.

Другими местами в этой области являются Сайхуите , Мачу-Пикчу , Чачабамба (Чачапампа) , Чокесуйсуй (Чукисуюй) и Гуаманмарка (Ваманмарка) ; все они имеют схожие архитектурные стили с Чокекирао. [10] Архитектурный стиль некоторых важных элементов, по-видимому, соответствует дизайну Чачапойи , что позволяет предположить, что в строительстве, вероятно, участвовали рабочие Чачапойи. Это говорит о том, что строительство, вероятно, заказал Тупак Инка. Колониальные документы также предполагают, что Тупак Инка правил Чокекирао, поскольку его правнук Тупа Сайри претендовал на владение этим местом и соседними землями во время испанской колонизации. [11]

Это был один из последних бастионов сопротивления и убежища Сына Солнца («Инки») Манко Инки Юпанки , который бежал из Куско после того, как его осада города провалилась в 1535 году.

По данным Перуанского бюро туризма, «Чокекирао, вероятно, был одним из контрольно-пропускных пунктов в Вилькабамбе , а также административным центром, выполнявшим политические, социальные и экономические функции. Его городской дизайн следовал символическим образцам имперской столицы с ритуальными места, посвященные Инти (богу солнца инков) и предкам, земле, воде и другим божествам, с особняками для администраторов и домами для ремесленников, складами, большими общежитиями или калланками и сельскохозяйственными террасами, принадлежащими инкам или местным жителям. Церемониальная площадка простирается на 700 метров и опускается на 65 метров от возвышенностей до главной площади». [5] Город также играл важную роль в качестве связующего звена между джунглями Амазонки и городом Куско .

Открытие

[ редактировать ]

По словам Итана Тодрас-Уайтхилла из New York Times, первым посетителем Чокекирао, не являющимся инками, был исследователь Хуан Ариас Диас в 1710 году. [12] Первая письменная ссылка на сайт в 1768 году была сделана Косме Буэно [ es ] , но в то время была проигнорирована.

Префект провинции Апуримак Дж. Дж. Нуньес призвал Хирама Бингама посетить «Колыбель золота», чтобы обнаружить сокровища инков. Бингэм был делегатом Первого Панамериканского научного конгресса 1908 года и в то время находился в Куско. Бингем решил посетить Чокекирао в 1909 году, чтобы определить, была ли это Вилькапампа , столица последних четырех инков. Он нашел три группы зданий, мумифицированные тела и места, где при поисках сокровищ использовался динамит. Среди посетителей, записавших их имена, были граф де Сартиж, Хосе Мария Техада и Марселино Леон (1834 г.), Хосе Бениньо Саманес, Хуан Мануэль Ривас Плата и Мариана Сиснерос (1861 г.), а также трое Альманса, Пио Могровехо и их работники по поиску сокровищ (1885 г.). Однако Бингэм решил, что это всего лишь пограничная крепость, и это побудило его искать дальше. [13]

Расположение и планировка

[ редактировать ]

Чокекирао расположен на высоте 3000 м над уровнем моря на юго-западном отроге ледникового пика над рекой Апуримак . [14] Регион характеризуется горным рельефом и покрыт амазонской флорой и фауной. [15] Он находится в 98 км к западу от Куско, в хребте Вилькабамба. Комплекс охватывает 6 км. 2 . [16] Архитектурно он похож на Мачу-Пикчу. Основные постройки, такие как храмы, уака , элитные резиденции и системы фонтанов и бань, сосредоточены вокруг двух площадей вдоль гребня хребта, протяженность которых составляет около 2 км. 2 и следуйте городскому дизайну инков. Также есть скопление обычных зданий, сгруппированных вдали от площади. Раскопки и предметы на поверхности позволяют предположить, что они, вероятно, использовались для мастерских и приготовления пищи. [17] Большинство зданий хорошо сохранились и хорошо отреставрированы; восстановление продолжается.

Рельеф вокруг участка был сильно изменен. Центральная часть участка была искусственно выровнена, а окружающие склоны холмов были террасированы, чтобы обеспечить возделывание земли и создание небольших жилых территорий. [15] Типичные террасы инков образуют самые большие конструкции на территории.

Многие церемониальные сооружения связаны с водой. Есть два необычных храма - вака, которые лежат на несколько сотен метров ниже двух площадей. Это тщательно продуманные ступенчатые террасы, спускающиеся по крутому склону, вокруг воды. [18] На этом месте также находится ряд церемониальных сооружений, таких как большой усну, построенный на усеченном холме, Гигантская лестница и акведук, обеспечивающий водой водные святилища. [19]

Археологический комплекс Чокекирао разделен на 12 секторов. Хотя содержимое каждого сектора различно, террасы, используемые для различных целей, являются общими повсюду. Похоже, что большинство построек здесь служили либо церемониальным целям, резиденциями жрецов, либо использовались для хранения продуктов питания.

  • Сектор I — самая высокая и северная часть территории. Есть пять зданий, построенных на террасах разного уровня, храм и площадь, а также меньшая площадь в самой верхней части сектора. Два здания выглядят как куллькас (склады). Три длинных здания, называемых калланками, вероятно, служили резиденциями священников. [20]
  • большинство куллканпат Сектор II — это место, где расположено , или хранилищ. В одной части этого сектора расположены 16 церемониальных платформ, между которыми проходят каналы, ответвляющиеся от основного водного пути. [21]
  • Сектор III находится между Ханан (высокой) зоной и Урином (низкой) зоной комплекса и содержит то, что, как полагают, является Хаукайпатой (Хокайпата) , или главной площадью. По периметру площади расположены одноэтажные и двухэтажные здания. На севере находится Сунтурваси и одноуровневая калланка, вероятно, используемая для церемоний. [21] На востоке расположены двухэтажные здания. Главная площадь обсуждается более подробно в разделе « Церемониальный центр» на этой странице.
  • Сектор IV расположен в южной части комплекса, известной как зона урина . Стены главного здания здесь, вероятно, имели церемониальное назначение, поскольку одна из них известна как «стена подношений предкам». [21]
  • В секторе V находится усну , холм, выровненный на вершине и образующий овальную платформу, используемую для церемоний. [21] Небольшая стена окружает холм. С платформы можно увидеть главную площадь сектора III, заснеженные горы и реку Апуримак.
  • В секторе VI, к югу от усну в районе урин , находится Васи Канча («двор дома»), также известный как жилище священников. Здесь есть четыре террасы, которые использовались как церемониальные помещения. [22] Стены террас имеют зигзагообразный рисунок.
  • В сектор VII можно попасть с главной площади по тропинке. Эта зона, расположенная на восточной стороне Чокекирао, содержит террасы возделывания, которые имеют значительно большую амплитуду, чем все остальные на территории комплекса.
  • Сектор VIII, на западной стороне комплекса, имеет 80 террас для возделывания, разделенных на участки водными каналами, стекающими с главной площади. В этой зоне находится знаменитая «Ллама дель Соль». [23]
  • Сектор IX содержит общие жилые помещения для групп людей, например рабочих или семей. Здания построены на искусственных платформах круглой и прямоугольной формы, соединенных между собой лестницами и узкими переулками.
  • Сектор X, называемый Парактепата , имеет 18 террасных платформ, вдоль которых параллельно лестнице проходят ирригационные каналы. [24]
  • В секторе XI имеется 80 террас, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур, называемых пхакчаюк («та, что с водопадом»), которые являются самыми обширными во всем комплексе. [24] Здесь также можно найти небольшие четырехугольные двухуровневые ограждения, используемые как для церемоний, так и для проживания. Снаружи есть три фонтана с водой, которые используются для питья и снабжения ирригационных каналов.
  • Сектор XII находится в трех часах ходьбы (пешком) от верхней части комплекса. Здесь имеется 57 платформ с постоянными оросительными системами. На самых верхних террасах расположены церемониальные постройки и бассейн с водой, питаемой родником. В полукруглых оградах найдены керамические черепки, каменные орудия и остатки костей. [24]

Церемониальный центр

[ редактировать ]

Церемониальный центр Чокекирао имеет много общих черт с другими церемониальными центрами и местами паломничества инков, такими как Исла-дель-Соль, Кеспиванка ( Киспи Ванка , дворец Уайна Капак ), Мачу-Пикчу/ Лактапата , Типон и Сайвите. Длинный и опасный маршрут от Куско до Чокекирао, вероятно, проходил мимо Мачу-Пикчу и вел к пику Мачу-Пикчу. Из Льяктапаты путь продолжился вниз в долину Моллепата, пересек перевал Янамиа на высоте 4670 м и продолжился через Рио-Бланко, наконец достигнув Чокекирао сверху после примерно 7-10-дневного пути. [25]

Церемониальный центр состоит из главной платформы и нижней площади. Выложенные камнем каналы доставляли церемониальную воду, или чича, к святыням и баням по всему месту. Основная платформа, уникальная по своим размерам и известности, ограничивала церемониальную деятельность членами королевской семьи и министерского класса. Это кажется таковым из-за доказательств того, что единственный вход на платформу был через двойной дверной проем, который служил для контроля доступа в священное пространство. [25] Другие особенности церемониального центра включают структуры, которые отмечают направление определенных солнечных событий, например, когда восходит и заходит солнце во время июньского и декабрьского солнцестояния.

Расположенная на главной платформе Гигантская лестница открывается на рассвете декабрьского солнцестояния. Это сооружение длиной 25 метров и шириной 4,4 метра, судя по всему, выполняло чисто церемониальную функцию, поскольку на полпути вниз по склону лестница резко обрывается и ни к чему не ведет. Большие валуны, лежащие на подступенках лестницы, полностью освещаются, когда восходит солнце декабрьского солнцестояния. Гэри Р. Зиглер и Дж. МакКим Малвилл предположили, что, когда валуны освещаются, вака активируется своим солнечным камакеном - случай, аналогичный тому, когда освещается большой камень Торреона в Мачу-Пикчу. [25]

На нижней площади была обнаружена группа сооружений, которые, по-видимому, представляли собой водные святилища и бани. Это мнение основано на их сильном сходстве с сооружениями в секторе II Лактапаты, а также на том, что к этой части площади ведут многочисленные водные каналы. [25] В целом создается впечатление, что это место, как и Мачу-Пикчу, было выбрано из-за его священного географического положения и было спроектировано для облегчения ритуальной и церемониальной деятельности.

Подотрасли

[ редактировать ]

Территория вокруг Чокекирао содержит несколько подсекторов, которые были связаны с культурой инков, процветавшей в Чокекирао, что позволяет предположить, что эти подсекторы, скорее всего, являются частью этого места. Дизайн, стиль строительства и культурные параллели подтверждают, что эти сектора были тесно переплетены с Чокекиаро и инками в какой-то момент своей истории. Отсутствие жилых помещений в этих секторах позволяет предположить, что это, вероятно, были сельскохозяйственные аванпосты из Чокекирао, а не независимый участок. [26] Из-за различий в стилях проектирования и строительства считается, что эти сектора строились в три разных этапа. [27] Как и художественный стиль Чокекирао, этот подсектор также содержит множество произведений искусства верблюдов и церемониальных пхакча , которые тесно связаны с инками, особенно с правительством Пачакути. [28]

Материалы

[ редактировать ]

Все каменные материалы, использованные для строительства объекта и прилегающих секторов, были добыты в местных карьерах. [29] Из-за метаморфической породы в карьерах Чокекирао невозможно было получить превосходную каменную кладку, подобную той, что в Мачу-Пикчу. Вместо этого входы и углы были оформлены из кварцита , а стены сделаны из тесаного камня, оштукатурены глиной, а затем окрашены в светло-оранжевый цвет. [30]

Искусство

[ редактировать ]

Большая часть наскальных рисунков в Чокекирао находится на террасной территории, где велась культивация. Археологи задокументировали двадцать пять полунатуралистических фигур на террасах сектора VIII Чокекирао. Породы, использованные для строительства стен, представляют собой темный сланец , а изображения верблюдовых — из белого калькокуарцита , песчаника из кварца и карбоната. [31] Мотивы верблюжьих варьируются от максимальной высоты 1,94 м до минимальной 1,25 м. [32] В 2004 году археолог Зенобио Валенсия из Университета Сан-Антонио-Абад в Куско нашел несколько фигурок верблюдов, сделанных из белых камней, в группе террас в одном секторе археологического памятника. [8]

Например, одно недавнее открытие обнаружило сцену, выложенную на каменных террасах из белого кварцита, изображающую нескольких лам, нагруженных грузом, стоящих рядом со своими проводниками. На самой верхней стене террасы присутствует зигзагообразный узор из того же кварцита. Этот стиль дизайна уникален для Чачапойи и не встречается на других объектах строительства инков, что указывает на то, что рабочие из Чачапойи, возможно, участвовали в строительстве Чокекирао. [33]

В настоящее время единственный способ добраться до Чокекирао — это тяжелый поход. Общая тропа начинается в деревне Сан-Педро-де-Качора. [34] Это примерно в 4 часах езды от Куско по маршруту Куско-Абанкай. Другая точка доступа находится из деревни Уанипака, перекресток которой находится на том же маршруте Куско-Абанкай, в 4–5 км от перекрестка Качора. Уанипака предлагает тропу длиной 15 км, что на половину меньше, чем тропа Качора (31 км). В 2013 году более 5000 человек отправились в Чокекирао. Из Чокекирао можно продолжить поход к Мачу-Пикчу. Большинство походов рассчитаны на 7-11 дней и включают в себя перевал Янама, высота которого составляет 4668 м, и это самая высокая точка маршрута.

Строительство канатной дороги до Чокекирао было объявлено приоритетным правительством региона Апуримак , которому предназначено получить 220 миллионов перуанских солей (82,7 миллиона долларов США) для финансирования проекта. Это сократит двухдневный поход до 15-минутной поездки на канатной дороге. [35] Карлос Каналес, президент Национальной палаты туризма (Канатур), считает, что в первый год работы канатная дорога Чокекирао примет 200 тысяч туристов, что принесет доход в 4 миллиона долларов США, при этом средний посетитель заплатит 20 долларов США за билет. [36]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Diccionario Quechua - Español - Quechua, Academía Mayor de la Lengua Quechua, Правительство региона Куско, Куско, 2005 (кечуа-испанский словарь) (система из 5 гласных)
  2. ^ Ссылка Бертонио
  3. ^ Теофило Лайме Аджакопа, Словарь английского языка, Ла-Пас, 2007 (англо-испанский словарь)
  4. ^ Ли 1997
  5. ^ Перейти обратно: а б Чокекирао, Управление по туризму Перу, 2011 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Тропа в Чокекирао, газета El Comercio, Лима, Перу, 13 мая 2009 г., [испанский] Архивировано 16 апреля 2013 г., на archive.today.
  7. ^ «Перу: Чокекирао возглавил список лучших путешествий 2017 года по версии Lonely Planet» .
  8. ^ Перейти обратно: а б Эчеваррия Лопес 2009, стр.213.
  9. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.83.
  10. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.82.
  11. ^ Зиглер 2011, стр. 162-163.
  12. ^ Итан Тодрас-Уайтхилл в New York Times
  13. ^ Бингхэм, Хирам (1952). Затерянный город инков . Вайденфельд и Николсон. стр. 112–132 . ISBN  9781842125854 .
  14. ^ Зиглер 2011, стр. 162–163.
  15. ^ Перейти обратно: а б Эчеваррия Лопес 2009, стр.214.
  16. ^ Зиглер 2011, стр.162.
  17. ^ Зиглер 2011, стр. 163-164.
  18. ^ Зиглер 2011, с. 164.
  19. ^ Зиглер 2011, с. 162.
  20. ^ Бурга, Мануэль (2008). п. 103-104.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Бурга, Мануэль. (2008). п. 104.
  22. ^ Бурга, Мануэль. (2008). п. 104-105.
  23. ^ Бурга, Мануэль. (2008). п. 105.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Бурга, Мануэль. (2008). п. 106.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Зиглер 2011, стр. 167.
  26. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.81-82.
  27. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.77.
  28. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.81-82.
  29. ^ Эчеваррия Лопес 2008, стр.72
  30. ^ Зиглер 2011, стр. 164-165.
  31. ^ Эчеваррия Лопес 2009, стр. 214-215.
  32. ^ Эчеваррия Лопес 2009, стр.216.
  33. ^ Зиглер 2011, стр.165.
  34. ^ Треккинг к Мачу-Пикчу, Horizon Guides, 2017.
  35. ^ Салазар, Карла. «Трамвай планируется построить в «городе-побратиме» Мачу-Пикчу » . АП Путешествие . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 31 августа 2013 г.
  36. ^ «В 2018 году Чокекирао примет 600 тысяч путешественников с помощью канатной дороги» . Коммерция . Проверено 7 декабря 2012 г.
  • Бурга, Мануэль (2008). Чокекирао; символ Андского сопротивления (история, антропология и лингвистика) . Лима: Национальный университет Сан-Маркоса. стр. 103–106. ISBN  978-9972-46-390-7 .
  • Эчеваррия Лопес, Гори Туми; Зенобио Валенсия Гарсия (2009). «Ламы из Чокекирао: имперское наскальное искусство Куско XV века». Исследование наскального искусства . 26 (2): 213–223.
  • Эчеваррия Лопес, Гори Туми; Зенобио Валенсия Гарсия (2008). «Архитектурный и археологический контекст Сектора VIII, <<Лас-Лламас>>, Анденес Чокекирао» Социальные исследования (20): 63–83.
  • Зиглер, Гэри Р. и Дж. МакКим Малвилл. Чокекирао, Мачу-Пикчу инков Топа: королевское поместье и церемониальный центр | журнал = Труды Международного астрономического союза. 2011, № 278, стр. 162–168.
  • Зиглер, Гэри Р. и Дж. Макким Малвилл. (2013). Священные сестры Мачу-Пикчу; Чокекирао и Льяктапата; Астрономия, символизм и сакральная география в сердце страны инков. Johnson Books, Боулдер.
  • Зиглер, Гэри Р. За пределами Мачу-Пикчу; Затерянный город в облаках, Peruvian Times. https://www.peruviantimes.com/06/beyond-machu-picchu-choquequirao-lost-city-in-the-clouds/23519/
  • Ли, Винсент Р. (1997). Инка Чокек'ирав: новая работа на давно известном месте. Кортес, Колорадо: Публикации Sixpac Manco.
  • Чокекирао, Управление по туризму Перу, 2011 г.
  • Тропа в Чокекирао, газета El Comercio, Лима, Перу, 13 мая 2009 г., [испанский]
  • Путеводитель по Куско, 5 сентября 2011 г., [испанский]
  • Другая статья Мачу-Пикчу о Чокекирао ( The New York Times , 3 июня 2007 г.)
  • Джонс, Пол. Захватывающие новости о канатной дороге Чокекирао. Полностью Латинская Америка. SA Проверено 7 декабря 2012 г.
  • Салазар, Карла. Трамвай планируется построить в «городе-побратиме» Мачу-Пикчу. АП Путешествие. Ассошиэйтед Пресс. Проверено 31 августа 2013 г.
  • В 2018 году Чокекирао примет 600 тысяч путешественников с помощью канатной дороги. Коммерция . Проверено 7 декабря 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3b40daf786151dfbbee94d20a4532e8__1721542560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/e8/d3b40daf786151dfbbee94d20a4532e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Choquequirao - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)