Ауки (наследный принц)
Ауки (на кечуа : ауки ) — титул наследного принца Империи инков или Тауантинсуйу. В общем, всех детей мужского пола инков называли auquis ; однако конкретный титул применим только к одному из них, выбор которого основывался на критериях, отличных от критериев восточного мира, поскольку принимались во внимание его способности, а не его статус первенца или законного сына. [1]
В более широком смысле, ауки в мифологии инков и в современной андской мифологии — это дух-защитник сообщества, мифический персонаж, живущий в горах и соответствующий душе высоких вершин. В современном языке кечуа этот термин обычно используется во множественном числе авкикуна . [2] : отец
Атрибуции
[ редактировать ]Ауки был сыном Сапан-инки. [3] [2] и Койя (главная жена). Он не всегда был старшим сыном, а скорее тем, кто проявлял большие способности как в государственных функциях, так и в военном искусстве. По словам Педро Сармьенто де Гамбоа , испанского исследователя и историка, так было с Инкой Виракоча и его первым сыном Инкой Урко, которые проявили трусость, спасаясь от вторжения чанка, и были перемещены своим братом Пачакути . Также Амару Инка Юпанки, сын Пачакути, не стал Сапа Инкой из-за своего слабого характера, оставив этот пост своему младшему брату Топа Инке Юпанки . [4] : 58–59, 61, 71 Иным был случай Инки Топа, потому что, когда он умер в Чинчеро, между двумя его сыновьями, Уайна Капак и Капак Уари, произошел спор о престолонаследии, который длился два года. Уайна Капак выиграл спор, казнил свою мачеху Чеки Окло и сослал сводного брата в ссылку. [5] : Введение
По мнению Хуана де Бетансоса, одного из первых испанских летописцев, когда жена первого инки родила только дочерей, выбор нового инки мог также пасть на одного из сыновей Сапа-инки от одной из его второстепенных жен, [6] Мартин де Муруа, монах и летописец, добавляет, что койя попросили усыновить избранного преемника инков. Была проведена церемония легитимации, во время которой Койя посадила принца к себе на колени и причесала ему волосы, превратив его таким образом в своего приемного сына. [7] : 242
Будучи наследным принцем, ауки занимал первое место в Инка Панака (королевской линии), которую ему пришлось покинуть, когда он стал Инкой, чтобы сформировать свою собственную. [8] В некоторых случаях ауки участвовали в совместном правлении Тауантинсую вместе со своим отцом. В знак получения роли соправителя он носил желтую кисточку. Это послужило не только обучению его в государственных делах, но и закреплению его прав на признание инкой после смерти отца, поскольку раскрылись его достоинства и недостатки. [8] Эта система не подразумевала обязательств перед избранным преемником, поскольку решение могло быть отозвано в любое время в зависимости от полномочий, продемонстрированных auqui. [7] : 240 Инка Рока назначил своим соправителем своего сына Яуара Уакака. Принц не только был обучен управлению государством, но и его отец смог убедиться в лидерских качествах будущего Инки. [7] : 244
Также Пачакутек после сорока лет правления решил назвать Топа Инку Юпанки своим преемником и соправителем - последний был сыном койя Мама Анаруакебут, а не первенцем из ста сыновей, которые были у Пачакутека. [7] : 246
Только после завершения похорон умершего Инки Ауки мог носить красную маскапаичу , знак императорской власти, становясь, таким образом, новым Инкой. [7] : 250
Братьев ауки, не ставших инками, звали Фиви Чури (старшие сыновья). [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрнандес Астете, Франциско (212). Преемственность среди инков - Чунгара, Revista de Antropología Chilena - Vol. 44 - (4) страницы 655-667 -Arica [1]
- ^ Jump up to: а б с Комиссия Большой академии языка кечуа (2005 г.). Кечуа - Испанский - Словарь кечуа - Региональное правительство Куско - Куско – Второе издание
- ^ сапан на языке кечуа означает «уникальный», «единственный».
- ^ Сармьенто де Гамбоа, Педро (2015 [1575}). История инков , Лексингтон, ISBN 9781463688653
- ^ Наир, Стелла (2021). Дома с инками Сапа: архитектура, пространство и наследие в Чинчеро, Нью-Йорк, США: University of Texas Press [2]
- ^ Бетансос, Хуан де (2004[1551]). Сумма и повествование инков - под редакцией Марии дель Кармен Мартин Рубио - Ediciones Polifemo - Мадрид, 2004 г. ISBN 84-86547-71-7
- ^ Jump up to: а б с д и Ростворовский, Мария (2001 [1953]). Пачакутек Инка Юпанки - Полное собрание сочинений I - Серия: История Анд, 23 - Институт перуанских исследований IEP
- ^ Jump up to: а б Эрнандес Астете, Франциско (2008), «Панакас и власть в Тауантинсуйо» , Bulletin de l'Institut français d'études andines (на испанском языке), 37 (1): 29–45, doi : 10.4000/bifea.3282 , ISSN 0303-7495
Библиография
[ редактировать ]- Хосе Антонио дель Бусто Дутурбуру Перу Инка , стр. 67-69. Коллекция избранных произведений Хосе Антонио дель Бусто. Лима, Издательская компания El Comercio SA, 2011. ISBN 978-612-306-034-3 , на испанском языке.
- Альберто Тауро дель Пино Иллюстрированная энциклопедия Перу . Третье издание. Том 2, с. 246. Лима, PEISA, 2001. ISBN 9972-40-151-0 , на испанском языке.
- Луис Э. Валькарсель История Древнего Перу , Том II, с. 556. Лима, редакция Хуан Мехия Бака, на испанском языке.