Бэти (игра)
Батей — это название особой площади , вокруг которой карибские таино построили свои поселения. Обычно это была прямоугольная площадка, окруженная камнями с вырезанными символами ( петроглифами ).
Батей - это место, где проходили батейские мероприятия (например, церемонии, игра с мячом и т. Д.). Церемония бати (также известная как бату ) в некоторых исторических источниках может рассматриваться как скорее судебное состязание, чем игра. Поскольку исторические отчеты об игре и кортах исходят от европейских исследователей (в основном испанских) , истинная природа, история и функции бати до сих пор оспариваются. Соседние племена могли использовать спички для разрешения разногласий без войны.
Распределение
[ редактировать ]Бати встречаются на Терксе, Кайкосе, острове Санта-Крус, Доминиканской Республике, Багамских островах, восточной Кубе, Гаити, а «наибольшее количество известных площадок для игры в мяч можно найти в Пуэрто-Рико и на Виргинских островах США». [1]
Происхождение Бэти
[ редактировать ]Нет единого мнения относительно того, была ли игра с мячом в Карибском бассейне разработана независимо в разных регионах Нового Света или она распространилась из одного или нескольких мест. Большие кладбища, расположенные в центре саладоидных деревень, служили площадями, подобными тем, которые можно увидеть в равнинных общинах Южной Америки . [2]
Церемониальное и религиозное значение более поздней игры с мячом, по-видимому, указывает на связь с мезоамериканской игрой с мячом . [3] Утверждалось, что в бэйти игра карибская с мячом представляет собой упрощенную версию игры майя пок та пок , характерную для культуры и религии таино. Возможно, что путь распространения игры пок-та-пок и других элементов культуры майя был не прямым от Юкатана до Карибского бассейна , а опосредованным, через Южную Америку, поскольку отомако в Южной Америке также играл в аналогичную игру. [3]
Этнограф Ральф Билс сообщил в начале 1930-х годов, что племя акакси из западной Мексики играло в игру с мячом под названием « вати [или] бати » на «небольшой, очень плоской площади со стенами по бокам». [4]

Большая часть документированной информации об игре с мячом, характерной для Карибских островов, взята из исторических отчетов Гонсало Фернандеса де Овьедо-и-Вальдеса и Бартоломе де лас Касаса (см. Рисунок справа). Местное название площадки для игры в мяч и игры было Бэти . [5] По описанию Овьедо мячи напоминают резину или какую-то смолу с резиноподобными свойствами; во всех источниках делается какое-то упоминание о незнакомой прыгучести мячей. [5]
участвовали В игре две команды, каждая из которых состояла от десяти до тридцати игроков. [3] Обычно в состав команд входили только мужчины, но иногда в игру играли и женщины. Овьедо отметил, что иногда мужчины и женщины играют в смешанных командах: мужчины и женщины друг против друга, а замужние женщины против незамужних девственниц. [5] Замужние женщины носили платок, обернутый вокруг тела, а мужчины и девственницы ходили обнаженными. [5] Археологи отметили связь между площадками для игры в мяч и каменными «локтями» и «шейными» воротниками, известными в Пуэрто-Рико вокруг площадок для игры в мяч. Функция этих ошейников не очевидна и не подробно описана в исторических отчетах. из карибского Ошейники камня и мексиканские игроки в игры с мячом носили каменные хомуты, которые мезоамериканские в качестве церемониальных поясов, похожи. [3]
Фальтас (ошибки или сбои) допускались, когда мяч останавливался на земле или был выброшен за пределы поля (за пределы каменных ограничительных знаков). [3] Удар по мячу можно было производить только через плечо, локоть, голову, бедра, ягодицы или колени, но не руками. Лас Касас отметил, что, когда женщины играли в игру, они использовали не бедра или плечи, а колени. [3] Очки зарабатывались, когда мяч не был возвращен в результате игры без ошибок (аналогично зарабатыванию очков в сегодняшнем волейболе ). Игра продолжалась до тех пор, пока сторона не набрала заранее определенное количество очков. Часто игроки и руководители делали ставки на возможный исход игры. Эти ставки были выплачены после завершения игры. [5]
Петроглифы на площадке для игры в мяч
[ редактировать ]
Петроглифы были найдены на речных валунах, стенах пещер и каменных убежищах, а также на вертикальных каменных плитах, очерчивающих площадки для игры в мяч. К сожалению, многие из этих артефактов были украдены коллекционерами или грабителями. [6] Выделяют два основных типа петроглифов: 1) геометрические рисунки и 2) изображения, изображающие человеческие или животные формы (особенно «спеленанного младенца»). Роуз описала петроглифы как «человеческие тела и головы, лица и геометрические узоры, некоторые из которых напоминают солнце и луну». [6]
Наиболее распространенными геометрическими узорами являются концентрические круги, спирали и двойные спирали (по часовой стрелке и против часовой стрелки с тремя-пятью кольцами), одинарные и двойные крючки, два треугольника, сложенные вместе, напоминающие крылья бабочки, символы в форме подковы и ряд ямок, свободно сгруппированных вместе. [6] Встречаются также многолучевые солярные эмблемы, ящерицы, игуаны, птицы, анимистические головы с лучами, исходящими из шеи, маскообразные «лица» и множество других голов или лиц (человеческих и животных, начиная от простых кругов с тремя ямками). или кольца для глаз и рта до стилизованных петель, напоминающих лепестки или перья). Эти петроглифы можно напрямую сравнить по дизайну и стилю с петроглифами северо-запада Бразилии и Венесуэлы . [6]
Другим наиболее распространенным изображением в петроглифах являются ухмыляющиеся или гримасничающие крупноушастые, преимущественно зооморфные «запеленутые младенцы». Хотя они кажутся нам «спеленатыми младенцами», на самом деле они представляют собой предков, которых после смерти заворачивали в гамаки. Изображения имеют безногие, округлые тела, похожие на мешки внизу. Их уши часто чрезмерно большие и расположены в разных положениях и формах. [6]
В Пуэрто-Рико «младенческий» тип и геометрический/криволинейный тип, как правило, занимают отдельные деревенские участки. Текущие археологические данные не позволяют сделать окончательный вывод относительно того, относятся ли рисунки к двум разным периодам времени (спиральные группы в основном находятся в горных районах, где младенческий тип встречается гораздо реже), или же рисунки представляют собой разницу в религиозной символике . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 г. Проверено 26 июня 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Сигел, Питер. «Спорные места и места состязаний: эволюция социальной власти и церемониального пространства в доисторическом Пуэрто-Рико». Латиноамериканская древность . Том. 10, № 3 (сентябрь 1999 г.), стр. 209–238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Алегрия, Рикардо. «Игра с мячом, в которую играют аборигены Антильских островов». Американская древность . Том. 16, № 4 (апрель 1951 г.), стр. 348–352.
- ^ Келли, Дж. Чарльз. «Известные археологические площадки для игры в мяч в Дюранже и Сакатекасе, Мексика» в Верноне Скарборо, Дэвид Р. Уилкокс (ред.), Мезоамериканская игра в мяч . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-1360-0 , 1991, с. 98. Келли цитирует Билса: Билс, Ральф Дж. Аксасе, горное племя Дуранго и Синалоа (ибероамериканский 6), University of California Press, Беркли: 1933.
- ^ Jump up to: а б с д и Алегрия, Рикардо. «Площадки для игры в мяч и церемониальные площади в Вест-Индии». Публикации Йельского университета по антропологии. № 79. Факультет антропологии Йельского университета: 1983.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрассетто, Моника Флаэрти. « Предварительный отчет о петроглифах в Пуэрто-Рико ». Американская древность . Том. 25, № 3 (апрель 1960 г.), стр. 381–391.