Юкаху
Юкию Багуа Маорокоти | |
---|---|
Бог творения, неба, моря, обильного урожая и мира. | |
Каменное изображение трехконечного земи, найденное в Пуэрто-Рико (ок. 1000–1494 гг. Н.э.). | |
Обитель | Наковальня |
Символ | Трехконечный земи, лягушка, дождь, маниока и производные |
Генеалогия | |
Родители | Атабей (мать) |
Братья и сестры | Гуакар (близнец), |
Дети | Бойнаэль и Маройя |
Юкаху [ 1 ] — также пишется как Юкахугуама Багуа Маорокоти , Юкаджу , Ёкаджу , Ёкаху или Юкию — был мужским духом плодородия в мифологии Таино . [ 2 ] Он был верховным божеством или земи доколумбового которая народа таино вместе со своей матерью Атабей, была его женской копией. [ 3 ] Доминировавшие в Карибском регионе во время Первых путешествий Колумба, народы, связанные с культурой Таино, населяли острова Багамские острова , Большие Антильские острова и Малые Антильские острова . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]Юкаху был верховным божеством народа таино. [ 5 ] «Они называют его Юкаху Багуа Маорокоти» — это самое раннее упоминание о земи, взятое с первой страницы « Описания индейских древностей» Фрая Рамона Пане . [ 6 ] Поскольку у таино не было письменности, это название представляет собой фонетическое написание, записанное испанскими миссионерами Рамоном Пане и Бартоломе де лас Касас . Считается, что эти три имени представляют собой эпитеты Великого Духа. Юкаху означает дух или даритель маниоки. Багуа интерпретируется как означающее одновременно «само море» и «повелитель моря». Имя Маорокоти подразумевает, что он был зачат без вмешательства мужчины. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Позже он был также известен как «Эль Гиганте Дормидо» или «Спящий великан».

У таино был хорошо развит миф о сотворении мира , который в основном передавался через устную традицию. Согласно этому рассказу, вначале был только Атабей , создавший небеса. Однако все еще существовала пустота, в которой преобладало небытие. Небеса бездействовали и любые действия были бессмысленны. Земля и другие космические существа остались бесплодными. Несмотря на то, что в ней царила тьма, сама Атабей не заметила, что эта вселенная неполна. В конце концов она решила создать двух новых божеств, Юкаху и Гуакара , из магии и нематериальных элементов. Атабей теперь была уверена, что ее творение может быть завершено, и оставила его на попечение своих сыновей. Юкаху взял на себя роль божества-творца, став универсальным архитектором и заслужив расположение своей матери. Из своего пребывания на небесах он созерцал и пробуждал Землю от сна. В рамках этого процесса из пещеры появились два новых божества. Бойнаэль и Маройя , управляющие солнцем и луной соответственно, которым было поручено освещать новый мир днем и ночью. Земля больше не будет окутана тьмой. Юкаху был доволен своей работой, но в порыве ревности Гуакар скрылся на небесах, и его больше никогда не видели. Теперь скучно, Юкаху бродил и заметил четыре драгоценных камня, лежавшие в земле, которые он взял и превратил в небесных звездных существ, которые размножались и распространялись по вселенной, где они направляли божеств. После этого он создал животных, предоставил им жилища и научил их жить. Затем Юкаху пришло откровение: он поверил, что его творение должно завершиться чем-то другим. Убежденный, что новое существо не должно быть ни животным, ни божеством, он глубоко задумался над этим. Затем Юкаху открыл трещину в небесах, из которой появился первый человек, которому он даровал душу и назвал Локуо . Этот человек будет бродить по Земле бесконечно, наполненный радостью и благодарением божества за свое творение. Наконец удовлетворенный своим творением, Юкаху оставил мир в руках человечества, чувствуя, что баланс достигнут.

Юкаху стал известен как божество земледелия , а также земи мира и спокойствия, он олицетворял добро. Этому сильно контрастировала богиня Гуабанекс (чаще, но ошибочно известная как Хуракан ), чья жестокая природа считалась ответственной за убеждение других земисов с целью вызвать хаос и которая была связана с более агрессивными карибами . Считалось, что Юкаху имел трон на пике Эль-Юнке , самой большой горе, найденной в тропическом национальном лесном заповеднике Эль-Юнке, где он проживал так же, как греческие боги на горе Олимп . Тайно называли вершину юке , или «Белыми землями», имея в виду густую облачную пелену, которая всегда окружает ее. Этот горный хребет отводит ветер ураганов, сводя к минимуму ущерб, который штормы наносят нижним частям острова. Заметив это, туземцы истолковали это как противостояние Юкаху Гуабанекс и ее соратников по поводу безопасности своих прихожан. Расположенный в северных горах Пуэрто-Рико, регион, где расположен Эль Юнке, первоначально был известен как «Юкию», имя, которое стало ассоциироваться с божеством. После В результате испанской колонизации он стал известен под латиноамериканским вариантом Лукильо , имени, которое до сих пор используется.
Современное использование
[ редактировать ]Религиозный
[ редактировать ]Адаптации традиционной религии таино практикуются рядом групп нео-таино, включая Юкау как часть своих пантеонов. [ 11 ]
Культурный
[ редактировать ]Как и в случае с другими мифологиями, религия таино и дихотомия добра и зла (в данном случае Юкаху/Хуракан) были адаптированы для комиксов, в частности, они занимают центральное место в качестве источника сверхъестественных сверхспособностей в « Эдгардо Миранды Родригеса . Боринкенья» [ 12 ]
В преддверии надвигающегося прохождения ураганов Ирма и Мария над Пуэрто-Рико во время сезона ураганов в Атлантике в 2017 году художественные изображения, изображающие обновленную модель Юкаху (как разумное воплощение Эль-Юнке , отличающегося гуманоидной формой, составленной из лесной растительности), получили широкое распространение в социальные сети как метод поднятия морального духа населения. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фрай Рамон Пане, 1999, стр. 4
- ^ Jump up to: а б Стивенс-Арройо 2006, стр.221.
- ^ Jump up to: а б Роуз 1993, стр.13.
- ^ Роуз 1993, стр.5
- ^ «ТАИНОС: ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО» . Иссуу (на испанском языке). 15 мая 1912 г. с. 368. Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ↑ Фрай Рамон Пане был первым европейским миссионером, прибывшим в Новый Свет, и первым, кто выучил родной язык. Он был первым человеком, изучавшим верования коренных народов, а его рассказ стал первой книгой, написанной европейцем на американской земле.
- ^ Пане 1999 г.
- ^ Стивенс-Арройо, 2006 г.
- ^ Роуз 1993
- ^ «Ежегодный отчет Бюро американской этнологии секретарю Смитсоновского института: Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии» . Интернет-архив . 1895 год . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «ЛОС НУЕВОС ТАЙНОС» . Academic.uprm.edu . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Джонстон, Рич (23 декабря 2016 г.). «Чтение La Borinquena # 1 как Shazam с пуэрто-риканской мифологией» . Крутые новости и слухи . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Унивижн. «Когда придет ураган: узнайте миф об Эль-Юнке и его защитной силе в Пуэрто-Рико» . Univision (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 мая 2018 г. Проверено 11 апреля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фрай Рамон Пане (1999). Хосе Хуан Арром (ред.). Отчет о древностях индейцев . Сьюзан К. Гисуолд (пер.). Дарем, Северная Каролина; Лондон: Duke Univ. Нажимать. ISBN 978-0-8223-2347-1 .
Новое издание с вводным исследованием, примечаниями и приложениями Хосе Хуана Аррома.
- Арройо, Антонио М. Стивенс (2006). Пещера Хагуа: мифологический мир Таино (2-е изд.). Скрэнтон [ua]: Univ. из Скрэнтон Пресс. ISBN 1-58966-112-5 .
- Роуз, Ирвинг (1993). Таинос: взлет и упадок людей, приветствовавших Колумба (новое издание). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05696-6 .
- Американский антрополог . Оригинал: Калифорнийский университет: Американская антропологическая ассоциация. 1909. стр. 354–356.