Каденция-липсо
Каденция-липсо | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Начало 1970-х, Доминика , Гваделупа. |
Производные формы | |
Жанры фьюжн | |
Музыка Доминики | ||
Общие темы | ||
---|---|---|
Похожие статьи | ||
Жанры | ||
СМИ и производительность | ||
| ||
Националистические и патриотические песни | ||
| ||
Региональная музыка | ||
| ||
Музыка Гваделупы | ||
Общие темы | ||
---|---|---|
Похожие статьи | ||
Жанры | ||
Националистические и патриотические песни | ||
| ||
Региональная музыка | ||
| ||
Каденс-липсо — это смесь каденции рампы из Гаити и калипсо из Тринидада и Тобаго , которая также распространилась на другие англоязычные страны Карибского бассейна. Созданный в 1970-х годах доминиканской группой Exile One , он распространился и стал популярным в танцевальных клубах по всему креольскому миру и Африке, а также на Французских Антильских островах . [1] [2] [3]
Гордон Хендерсон — лидер и основатель Exile One, а также тот, кто придумал термин каденция-липсо . [2] [4]
История
[ редактировать ]Современная музыка Доминики, то есть музыка, которую исполняли танцевальные коллективы 1950-х годов, сыграла очень важную роль в национальной жизни Доминики . Музыкальный ландшафт Доминики претерпел множество изменений за прошедший период с 1950 года. В сороковые и пятидесятые годы существовали такие группы, как братья Казимир из Розо . Группа Swinging Stars возникла в конце пятидесятых годов. Их музыка представляла собой танцевальную версию многих видов карибской и латиноамериканской популярной музыки.
К началу 1960-х годов калипсо и тринидадский стилпэн стали самыми популярными музыкальными стилями на Доминике, заменив традиционную карнавальную музыку, такую как chanté mas и lapo kabwit, особенно в столице Розо. Многие традиционные карнавальные песни исполнялись в новом ритме калипсо. калипсонианцев и монархов калипсо Появились и стали чрезвычайно популярными соревнования . Именно в 1960-х годах началась тенденция к использованию оригинальной музыки, традиционной музыки и песен Доминики. Вероятно, лучше всего это иллюстрируется музыкой Gaylords и, в меньшей степени, De Boys и Dem. Гейлордс выпустил ряд хитов, таких как «DouvanJou», «Ti Mako», песни на доминиканском креольском французском языке , а также мощные националистические песни на английском языке, такие как «Lovely Dominica» и «Pray for the Blackman». Эти песни были исполнены в ритмах калипсо, а позже и в новом ритме регги , пришедшем с Ямайки.
Среди первых звезд звукозаписи этой эпохи были Swinging Busters, The Gaylords , De Boys an Dem и Los Caballeros , а хоральные группы также приобрели поклонников, особенно Лаженн Этваль, Сифле Монтаньи и фолк-певцы Доминики . Этим ранним популярным музыкантам способствовало распространение радиовещания , начиная с WIDBS, а затем Radio Dominica. [5] Распространению музыки способствовало появление радио, сначала WIDBS, а затем Radio Dominica.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов влияние рока , соула и фанка из США отразилось в современной танцевальной музыке Доминиканской Республики. Появились новые группы, состоящие в основном из учащихся старших классов. Такие группы, как Every Mother's Child, Woodenstool и Strength Four, специализировались на роке и фанке. Латиноамериканская рок-музыка Карлоса Сантаны и афро-роковая музыка Осибисы оказали сильное влияние на наши молодые группы и были очень популярны в танцевальных залах.
Эпоха Каденса
[ редактировать ]В начале 1960-х годов гаитянские музыканты познакомили страны Карибского бассейна, в частности Доминику и Французские Антильские острова ( Гваделупа и Мартиника ) , с каденцией рампа или безе , сложной формой музыки, которая быстро охватила острова и помогла объединить все бывшие французские колонии Карибского бассейна. Карибского бассейна, объединив их культурные влияния. [6]
доминиканская группа Kadans Exile One В начале 1970-х годов на острове Гваделупа родилась . Его участниками были первоклассные доминиканские музыканты из таких групп, как Woodenstool, Voltance и De Boys and Dem. Тринидадское калипсо и гаитянский кадан или безе были двумя доминирующими музыкальными стилями Доминики, поэтому Exile One, в котором использовались калипсо, регги и в основном кадан или безе, называл свою музыку Cadence-lypso, однако репертуар большей части групп был каданс.
В связи с популярностью Exile One произошел настоящий взрыв каданс-групп из Доминики — Grammacks , Liquid Ice, Midnight Groovers, Black Does, Black Machine, Mantra, Belles Combo, Milestone, Wafrikai, Black roots, Black Blood, Naked Feet. и Маммут среди других. Среди ведущих вокалистов того периода - Гордон Хендерсон, Джефф Джозеф, Марсель «Чабби» Марк, Энтони Гасси, Майк Моро, Тони Валмонд, Линфорд Джон, Билл Томас, SinkyRabess и Джанет Азуз и другие. Группы Dominica kadans стали популярны на Мартинике, Гваделупе, Гаити и других островах Карибского бассейна, Латинской Америки и Африки.
Музыка Сантаны и Осибисы также повлияла на эту новую форму, о чем свидетельствует использование гитар, клавишных, валторн и перкуссии. В то время в обществе тоже царило националистическое брожение. Движения «Власть черных» и «Растафарианство» с их черной гордостью, проафриканскими и антиколониальными идеологическими позициями оказали огромное влияние на молодых музыкантов. Это отразилось в музыке в таких названиях групп, как Wafrikai, Black Machine, Black Roots, Black Doesn и Black Blood, что является четким отождествлением с чернотой, с Африкой. Это отразилось в мелодии, в использовании некоторых инструментов, таких как клавишные, гитары и валторны. Это также отразилось в лирическом содержании, позитивном, националистическом и социальном комментарии каденции-липсо. [1] Cadence-lypso отражала и излучала националистические настроения семидесятых.
Был ряд других важных аспектов каденционно-липсовой музыки, которые повлияли на нашу культуру и общество, а также на будущее направление современной музыки Доминики. Каденс-липсо использовала креольский язык в качестве основного средства выражения, снова впитывая наши языковые традиции и наши народные песенные традиции. В музыке широко использовались устные традиции, такие как пословицы. Каденс-музыка была популярна среди молодых и старых и объединяла поколения. Для молодежи эта музыка, которая прославила Доминику за рубежом, также служила платформой протеста против пороков общества и повышения сознательности. Эта музыка была популярна среди старшего поколения из-за ее сходства или родства с ритмами музыки цзин-пин и использования креольского языка.
В 1980-е годы популярность каденса-липсо значительно снизилась. Некоторые доминиканские исполнители остались знаменитыми, например Офелия , и стали первой певицей кадана Доминики, получившей статус международной звезды. Ее иногда называют «певицей Доминики», «первой леди креольского языка» и «великой дамой антильской музыки». Она много гастролировала по Франции, а ее концерты транслировались на большую часть франкоязычного мира. [7] Ее первой записью была «Ay Dominique», «оплакивание Доминики, пережившей политические проблемы в 1970-х годах». Когда пластинка была выпущена, она сразу же стала хитом в Гваделупе и Мартинике, хотя это было ближе к концу доминирования доминиканской музыки во Французской Вест-Индии.
В последнее время начались усилия по оживлению каденции-липсо и креольской музыки в целом посредством проведения Всемирного фестиваля креольской музыки здесь, в Доминике. Этот фестиваль привлекает ведущие группы франко-креольского мира и Африки. Exile One, Jeff Joseph//new Generation Grammacks, Энтони Гасси и Тони Валмонд/Liquid Ice выпустили ряд альбомов, а также обновленные винтажные хиты 1970-х годов.
Источник
[ редактировать ]Самой влиятельной фигурой в развитии Cadence-lypso была доминиканская группа Exile One (базирующаяся на острове Гваделупа ), которая объединила музыку калипсо из англоязычных стран Карибского бассейна и каденцию рампа Гаити с влиянием доминиканской традиционной музыки. [1] [2] [3]
Каденс-липсо произошел от калипсо из Тринидада и каденса рампы из Гаити, с влиянием цзин-пин , традиционной доминиканской музыки. [8]
Cadence-lypso развивалась под влиянием доминиканских и карибских/ латиноамериканских ритмов , а также рок -гитар, вокала в стиле соул и стилей фанк- бас и валторны — музыки из США. К концу 1970-х годов Гордон Хендерсон определил Cadence-lypso как « синтез карибских и африканских музыкальных образцов, объединяющий традиционное и современное». [1] Он был выдвинут в 1970-х годах группами из Доминики и стал первым стилем доминиканской музыки, получившим международное признание.
Помимо Exile One, среди других групп были Grammacks , Black Roots , Black Machine , Naked Feet , Belles Combo , Mantra, Black Making , Liquid Ice , Wafrikai , Midnight Groovers , Bill-O-Men и Milestone, а среди самых известных певцов были Билл Томас, Чабби Марк , Гордон Хендерсон, Линфорд Джон , Джанет Азуз , Синки Рабесс , Тони Вэлмонд , Джефф Джозеф , Майк Моро и Энтони Гасси . Офелия Мари — популярная исполнительница каденции-липсо 1980-х годов.
Каденс-липсо находился под влиянием националистического движения, которое поддерживало растафари и черную силу . Многие группы исполняли песни с ярко выраженной идеологической направленностью, а большая часть репертуара была на народном креольском языке.
Женщины в Каденсе
[ редактировать ]Каденс с момента своего зарождения и на протяжении всего времени классически был жанром, в котором доминировали мужчины. Офелия Мари — популярная певица каденции-липсо из Доминики 1980-х годов. Ее иногда называют «певицей Доминики», «первой леди креольского языка » и «великой дамой антильской музыки».
Офелия появилась и стала первой певицей кадана Доминики, получившей статус международной звезды. Ее считают «крестной матерью Каденс», она много гастролировала по Франции, а ее концерты транслировались на большую часть франкоязычного мира. [9] Ее первой записью была «Ay Dominique», «оплакивание Доминики, пережившей политические проблемы в 1970-х годах». Песня стала популярным гимном среди доминиканцев, и она начала записываться с Гордоном Хендерсоном , поставив себя в авангарде каденции-липсо. Вклад Офелии в развитие региональной музыки, особенно каденции, хорошо известен с тех пор, как она ворвалась на музыкальную сцену в 1979 году со своим популярным хитом "Aie Dominique", а затем "Chante d'amour". [1]
Она часто пела о женских проблемах, что было редкостью в то время, и была одной из первых женщин, певших в Театре Нуар , Цирке д'Ивер и Театре де ла Ренессанс . Она была первой нефранцузкой, получившей премию «Золотые Маракасы» от Société Pernod , а также была удостоена Международного года женщин в 1985 году, Почетной премии Сиссеру (вторая по величине награда в Доминике), Пожизненной премии в 2005 году и Премия Golden Drum Award в 1984 году. В 2005 году Офелия провела пятую церемонию вручения премии Dynamith d'Or Caribbean Music Awards . [7] Она вдохновила CHS на создание «Charmed Simplicity» «BIG UP» компании CHS.
Соревнования NCCU по каденции-липсо
[ редактировать ]NCCU запустил шоу/конкурс Cadence-lypso 20 июня 2012 года в 10:00 в своем головном офисе в Розо . Г-н Лерой Чарльз , промоутер NCCU Cadence-lypso Show, рассказал об истории Cadence-lypso и похвалил NCCU за шаг по сохранению . местной музыки Доминики [10]
Президент NCCU г-н Декстер Дюкре заявил, что NCCU взял на себя эту инициативу, чтобы вернуть Доминике и сохранить форму искусства Cadence. Пятнадцать человек и групп будут выбраны для участия в шоу в Ньютаун-Саванне . Победитель получит привлекательный приз в размере 15 000 долларов США. С вдохновляющими обращениями выступила также достопочтенная Юстина Чарльз , министр культуры, молодежи и спорта. Достопочтенный Ян Дуглас , министр туризма и юридических вопросов и главный специалист по культуре, г-н Рэймонд Лоуренс . Все они подтвердили поддержку шоу. Различные медиа-дома также присутствовали в качестве партнеров в этом проекте Cadence Show. Шоу проходило в Newtown Savannah, и его посетили любители Cadence, которые танцевали и веселились под заразительную музыку, состоящую из старой школы и новых слияний ритма Cadence-lypso. Шоу было организовано NCCU в рамках усилий по возрождению Cadence и помощи в развитии и выявлении молодых талантов в рамках Международного года кооперативов 2012.
См. также
[ редактировать ]- Карибская музыка
- Калипсо музыка
- Каденс рампа (каденция)
- Музыка Доминики
- Музыка Гваделупы
- Всемирный фестиваль креольской музыки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Рабесс, Грегори (2014). «Каденс-Липсо» . В Джоне Шепарде, Дэвиде Хорне (ред.). Энциклопедия Блумсбери популярной музыки мира . Том. 9. Издательство Блумсбери. стр. 96–9. ISBN 9781441132253 . Жанры: Карибский бассейн и Латинская Америка.
- ^ Jump up to: а б с Гильбо, Жоселин (1993). Зук: Мировая музыка в Вест-Индии . Издательство Чикагского университета. п. 50 . ISBN 9780226310428 .
- ^ Jump up to: а б Краск, Пол (2008). Доминика . Брэдт Путеводители. п. 15. ISBN 9781841622170 . Архивировано из оригинала 17 мая 2015 г. Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Малена Кусс, изд. (2007). Музыка в Латинской Америке и Карибском бассейне: энциклопедическая история . Том. 2. Техасский университет. п. 305. ИСБН 9780292784987 . Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 г. Проверено 29 октября 2016 г. Представление Карибского опыта.
- ^ «Современная музыка в Доминике: 1950–2000» . Отдел культуры . Архивировано из оригинала 10 марта 2006 г. Проверено 3 декабря 2005 г.
- ^ Доминик Жанвье, введение на обложке альбома Немура 1980 года, долгая жизнь Немура
- ^ Jump up to: а б «Доминиканец» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 г. Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Жоселин Гильбо (24 ноября 1993 г.). Зук: мировая музыка в Вест-Индии - стр. 92 . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226310428 . Архивировано из оригинала 27 июня 2014 года . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ > "Офелия Мари - Гипнотик" . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ "nccu-cadence-lypso-соревнование" . dominicanewsonlineaccessdate=3 декабря 2005 г. 2 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 г. Проверено 29 ноября 2014 г.