Том Зе
Том Зе | |
---|---|
![]() Том Зе в Сан-Паулу , Бразилия, 2007 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Антонио Хосе Сантана Мартинс |
Рожденный | Ирара , Баия , Бразилия | 11 октября 1936 г.
Источник | Сан-Паулу , Бразилия |
Жанры | |
Род занятий |
|
Годы активности | 1960-е – настоящее время |
Этикетки |
|
Веб-сайт | http://www.tomze.com.br/ |
Антонио Хосе Сантана Мартинс (родился 11 октября 1936 года), профессионально известный как Том Зе ( Португальское произношение: [ˈtõ ˈzɛ] ) — бразильский певец и автор песен, мультиинструменталист и композитор, оказавший влияние на движение Tropicália в Бразилии 1960-х годов. После пика периода Tropicália Зе вошел в относительную безвестность: только в 1990-х годах, когда музыкант и Luaka Bop глава лейбла Дэвид Бирн обнаружил альбом Зе 1975 года Estudando o Samba , а затем выпустил переиздания своей работы, Зе вернулся к выступлениям. и выпуск нового материала.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Том Зе вырос в маленьком городке Ирара, штат Баия, в засушливом регионе Сертан на северо-востоке страны. Позже он утверждал, что его родной город был «догутенберговским » , поскольку информация в основном передавалась посредством устного общения. В детстве он находился под влиянием бразильских музыкантов, таких как Луис Гонзага и Джексон ду Пандейру . [ 1 ] Зе заинтересовался музыкой, слушая радио, и переехал в столицу штата Сальвадор, чтобы получить ученую степень. Позже он переехал в Сан-Паулу и начал там свою карьеру в области популярной музыки.
Карьера
[ редактировать ]Большая часть его ранних работ была связана с его искажёнными впечатлениями от огромного мегаполиса , происходящими из маленького городка на относительно бедном северо-востоке.
Влиятельный на движение Tropicália , Зе внес свой вклад вместе с Каэтано Велозу , Жилберто Хилем , Галом Костой , Os Mutantes и Нара Леао в водораздельный альбом/ манифест Tropicália Tropicália: ou Panis et Circenses (1968). Он также принял участие в серии концертов с музыкантами. После того, как бразильское военное правительство 1960-х годов начало преследовать музыкантов Tropicália, Зе ушел из поля зрения общественности и начал экспериментировать с новыми инструментами и стилями композиции. [ 2 ] В то время как другие крупные деятели «Тропикалии» в последующие десятилетия добились большого коммерческого успеха и успеха у критиков, Зе впал в безвестность в 1970-х и 1980-х годах.
Возрождение
[ редактировать ]В начале 1990-х творчество Зе пережило возрождение, когда американский музыкант Дэвид Бирн обнаружил один из его альбомов, Estudando o Samba (1975), во время визита в Рио-де-Жанейро . Zé был первым артистом, подписавшим контракт с лейблом Luaka Bop , и на данный момент выпустил сборник и два альбома, каждый из которых получил положительные отзывы критиков в Соединенных Штатах. [ 1 ]
В 2011 году он сотрудничал с Javelin над песней «Ogodô, Ano 2000» для Red Hot Organization последнего благотворительного альбома Red Hot+Rio 2 . Альбом является продолжением Red Hot + Rio 1996 года . Доходы от продаж будут пожертвованы на повышение осведомленности и деньги на борьбу со СПИДом, ВИЧ и связанными с ними медицинскими и социальными проблемами.
Стиль
[ редактировать ]Оставаясь верным экспериментальным и дадаистским импульсам Tropicália, Зе известен как своим неортодоксальным подходом к мелодии , так и к инструментам , используя в качестве инструментов различные предметы, такие как пишущая машинка . [ 3 ] Он сотрудничал со многими конкретными поэтами Сан-Паулу, в том числе с Аугусто де Кампосом , и использовал конкретные приемы в своих текстах. В музыкальном плане его творчество сочетает в себе, среди прочего, самбу , босса-нову , бразильскую народную музыку , форро и американский рок-н-ролл . хвалили его Композиторы -авангардисты за использование диссонанса , политональности и необычных размеров . Из-за экспериментального характера многих его композиций Зе сравнивали с такими американскими музыкантами, как Фрэнк Заппа и Капитан Бифхарт . [ 4 ]
Однако одной из его последних попыток было возвращение в Босса-Нова, его Estudando a Bossa – Nordeste Plaza . Зе говорит: "Эта музыка обитала в моей душе на протяжении 50-60 лет. Знакомая и глубокая, но в то же время какая-то внеземная в моем сознании. Она должна была выйти наружу, с ней нужно было разобраться". [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1968: Большая распродажа
- 1970: Том Зе (альбом)
- 1972: Если дело плачет
- 1973: Все глаза
- 1976: Изучение самбы
- 1978: Почта станции Брас
- 1984: Мария отправляет корабли
- 1990: Бразильская классика, Том. 4: Лучшее от Тома Зе - Massive Hits (сборник)
- 1992: Бразильская классика, Том. 5: Хипы традиции
- 1997: Парабело (с Зе Мигелем Вишником )
- 1998: С производственным дефектом
- 1999: Постмодернистские блюда
- 1999: 20 избранных (сборник)
- 2000: Série Dois Momentos (тома 1, 2 и 15) (сборник)
- 2000: Игры с оружием
- 2002: Сантагустин (с Жилберто Ассис)
- 2003: Импренса Кантада
- 2005: Изучение пагоды - в оперетте Segregamulher e Amor
- 2006: Танец-Э-Са
- 2008: Danç-Êh-Sá Ao Vivo (вживую)
- 2008: Изучение Боссы – Нордесте Плаза
- 2009: Научный леденец - Том Зе и Банда Ао Виво
- 2010: Исследования Тома Зе: объяснение вещей, чтобы я мог вас запутать
- 2012: Тропикалия Ликсо Логико
- 2014: Вира Лата в Млечном Пути
- 2016: Эротические колыбельные
- 2017: Без тебя нет
- 2022: Бразильский язык
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Недер, Альваро. «Биография» . Вся музыка . Все медиа-гид . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ Старк, Джефф (26 мая 1999 г.). «Политика плагиата» . Салон.com . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ Бахайна, Анна Мария (сентябрь 1992 г.). «Том Зе» . Европейская джазовая сеть . Архивировано из оригинала 3 августа 2012 года . Проверено 15 марта 2008 .
- ^ Келли, Дженнифер (10 марта 2006 г.). «Встреча с трикстером Тропикалии: интервью Тома Зе» . ПопМатерс . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ Уильямс, Кельвин Леандер (2011). «Интервью с артистами: Том Зе, бунтарь бразильской поп-музыки» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Мэй, Джанкарло. Латинское пение: происхождение, эволюция и главные герои бразильской популярной музыки. 2004. Альтернативная пресса-Новые балансы. Предисловие Серджио Бардотти и послесловие Милтона Насименто.
- Роллефсон, Дж. Гриффит (26 июня 2007 г.). «Дефект изготовления Тома Зе и «эстетика плагиата»: постмодернистский / постколониальный «манифест каннибализма» ». Популярная музыка и общество . 30 (3): 305. дои : 10.1080/03007760600834853 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт (на португальском языке)
- Том Зе на сайте лейбла Luaka Bop
- Дискография Тома Зе на Slipcue.com
- Интервью Тома Зе на ArtistInterviews.eu
- Биография на allmusic.com
- 1936 рождений
- Живые люди
- Бразильцы португальского происхождения
- Бразильские певцы ХХ века
- Бразильские певцы 20-го века
- Люди из Баии
- Бразильские музыканты популярной музыки
- Бразильские мультиинструменталисты
- Художники Луака Боп
- Тропикалия
- Авторы песен латиноамериканской музыки
- Бразильские певцы XXI века
- Бразильские певцы XXI века