Санаторий «Песочные часы»
Санаторий «Песочные часы» | |
---|---|
Польский | Санаторий под песочными часами |
Режиссер | Войцех Ежи Хас |
Автор сценария | Войцех Ежи Хас |
На основе | Санаторий «Под знаком песочных часов» Шульц Бруно |
В главных ролях | Ян Новицкий Тадеуш Кондрат Мечислав Войт Галина Ковальска Густав Холоубек |
Кинематография | Витольд Собоциньский |
Под редакцией | Янина Недзвецка |
Музыка | Ежи Максимюк |
Производство компания | Силезийская кинокоманда |
Распространено | Польский фильм |
Даты выпуска |
|
Время работы | 119 минут |
Страна | Польша |
Языки | Польский идиш |
Санаторий «Песочные часы» ( польский : Sanatorium pod klepsydrą ) — польский сюрреалистический фильм 1973 года режиссёра Войцеха Ежи Хаса в главных ролях с Яном Новицким , Тадеушем Кондратом, Мечиславом Войтом, Галиной Ковальской и Густавом Голубеком . он также известен как «Песочные часы» В англоязычных странах . История рассказывает о молодом еврее , который навещает своего отца в мистическом санатории, где время ведет себя ненормально. Фильм является экранизацией Бруно Шульца сборника рассказов «Санаторий под знаком песочных часов» . Он получил приз жюри на Каннском кинофестивале 1973 года .
Сюжет
[ редактировать ]Джозеф ( Ян Новицкий ) путешествует по сказочному миру, садясь на полуразрушенный поезд, чтобы навестить своего умирающего отца Джейкоба в санатории . Когда он прибывает в больницу, он обнаруживает, что все учреждение находится в руинах, и кажется, что никто не отвечает за пациентов и даже не заботится о них. Кажется, что время ведет себя непредсказуемо, реанимируя прошлое в тщательно продуманном искусственном капризе.
Хотя Иосифа всегда изображают взрослым, его поведение и окружающие люди часто изображают его ребенком. Он дружит с Рудольфом, мальчиком, у которого есть альбом почтовых марок. Названия марок вызывают у Джозефа множество ассоциаций и приключений. Среди многих событий в этой визуально мощной фантасмагории можно отметить возвращение Джозефа в детские эпизоды со своим дико эксцентричным отцом (который живет с птицами на чердаке), арест таинственным отрядом солдат за сон, который подвергся резкой критике в высших кругах. , размышляя о девушке, о которой он мечтал в детстве, и управляя группой исторических восковых манекенов. На протяжении всего своего странного путешествия зловещий слепой проводник поезда появляется снова, как фигура смерти.
Хас также добавляет ряд размышлений о Холокосте , которых не было в оригинальных текстах, читая прозу Шульца через призму смерти автора во время Второй мировой войны и кончины описанного им мира.
Бросать
[ редактировать ]- Ян Новицкий, как Юзеф
- Тадеуш Кондрат — Якуб, отец Юзефа
- Ирена Орска — мать Юзефа
- Халина Ковальска в роли Аделы
- Густав Холоубек, как доктор. Готард
- Мечислав Войт — проводник поезда
- Божена Адамек в роли Бьянки
- Людвик Бенуа в роли Шломы
- Генрих Буколовский, лучший пожарный
- Северин Далецкий в роли клерка Теодора
- Ежи Пшибыльский — Mr. де В.
- Юлиан Ябчинский как сановник
- Виктор Садецкий в роли сановника
- Янина Соколовска — медсестра
- Войцех Станделло — еврей
- Тадеуш Шмидт — офицер
- Шимон Шурмей в роли еврея, читающего стихи из Экклезиаста ложные
- Павел Унруг - орнитолог
- Филип Зильбер в роли Рудольфа
- Ежи Трела в роли шута
Производство
[ редактировать ]Санаторий «Песочные часы» — это не только адаптация « Санатория под знаком песочных часов» , но также включает в себя отрывки из других произведений Бруно Шульца . По поводу возможности экранизации книги Шульца режиссер Войцех Ежи Хас сказал: «Поэтическая проза Шульца была чтением моей ранней юности. Она повлияла на мои фильмы. Именно поэтому реализация « Санатория «Песочные часы» была необходима для меня» . Моей целью было не буквально адаптировать произведение, а, скорее, отдать должное тому, что мы называем поэтикой произведения: его уникальному, изолированному миру, его атмосфере, цветам и формам». [ 1 ] начала века Временной период фильма представляет собой смесь элементов из Галиции , где вырос Шульц, и собственных воспоминаний Хаса об этом же регионе до Второй мировой войны. [ 1 ] Продюсером фильма выступила компания Zespół Filmowy Silesia. Основные съемки проходили на студии Wytwórnia Filmów Fabularnych в Лодзи . [ 2 ]
Выпускать
[ редактировать ]Несмотря на то, что законченный фильм был крупным, польские власти встретили сопротивление. Разрушенный санаторий не только интерпретировался как параллель плохому состоянию многих учреждений и усадеб в современной Польше; Хас также решил подчеркнуть еврейские аспекты исходного материала, и это произошло вскоре после антисемитской кампании, развязанной правительством в 1968 году, которая побудила около 30 000 польских евреев покинуть страну. Власти запрещают представить «Санаторий «Песочные часы»» на Каннский кинофестиваль 1973 года , но режиссеру удалось переправить копию за границу, чтобы фильм можно было показать на фестивале. [ 1 ] Каннское жюри во главе с актрисой Ингрид Бергман удостоило фильм Приза жюри . [ 3 ] [ 4 ] Польская премьера состоялась 11 декабря 1973 года. [ 2 ] Этот фильм входит в число 21 классических польских фильмов, отреставрированных в цифровом формате, выбранных для премии «Мартин Скорсезе представляет: шедевры польского кино». [ 5 ] [ 6 ] и был выпущен на Blu-ray в соответствующем бокс-сете Milestone Cinema. [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Когда «Санаторий «Песочные часы»» был выпущен в Польше, он встретил неоднозначные отзывы критиков и в основном подвергся критике со стороны литературоведов . Артур Сандауэр отметил, что книга стала отличным материалом для фильма, однако категорически отверг экранизацию Хаса, поскольку, по его мнению, она превратила рассказ Шульца «космических размеров» в «гротескный фольклор ». [ 8 ] Ежи Ястржебский высказал мнение, что фильм Хаса вызывает «чувство явной недостаточности». [ 9 ] Фильм получил положительные отзывы Конрада Эберхарда и Адама Гарбича, которые заявили, что в намерения режиссера входило не буквально адаптировать прозу Шульца, а, скорее, передать ее эсхатологический климат. [ 10 ]
Во Франции фильм был очень положительно принят кинокритиками, такими как Франсуа Мурен, писавший для L'Humanité , хваливший его за костюмы, декорации и декорации, кинематографию, а также игру актеров. [ 11 ] Жак Сиклье, пишущий для Le Monde, заявил, что зритель, смотрящий фильм, испытывает «эмоциональный и захватывающий дух шок». [ 11 ] Ришар Бегин описал «проницаемую атмосферу мимолетности и мертвенности» фильма, созданную доминирующими кадрами руин. [ 12 ]
Фильм также получил признание в Великобритании и США. Фелим О'Нил из The Guardian назвал фильм Хаса «еще одной психоделической классикой». [ 13 ] а Майкл Уилмингтон из Chicago Tribune дал фильму 3,5 звезды из 4, комментируя великолепную и сюрреалистическую адаптацию литературного произведения Шульца. [ 14 ]
По результатам опроса 2015 года, проведенного Польским музеем кинематографии в Лодзи , «Санаторий «Песочные часы»» занял пятое место среди величайших польских фильмов всех времен. [ 15 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- Приз жюри Каннского фестиваля 1973 года.
- Номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля 1973 года.
- Приз за лучшую сценографию на Гданьском кинофестивале 1974 года: Анджей Плоцкий и Ежи Скаржиньский. [ 2 ]
Темы
[ редактировать ]В статье Витольда Кидача исследуется сложная структура фильма: «(Фильм) построен по принципу трехчастной композиции. Композиционная застежка, связывающая материал средних эпизодов с обеих сторон в одно связное целое, является мотивом проводник-гид, появляющийся в начале и в конце фильма, напротив, средняя часть наполнена мечтой Юзефа, которая является не чем иным, как повторным переживанием детства, и реальностью города. где находится санаторий». [ 16 ] Элементы всех рассказов из сборника Шульца переплелись в фильме Хаса, в финале которого символически сливаются характеры дирижера и Юзефа; Джозеф слепнет, обретая мудрость и учась видеть «вещи и вещи, невидимые обычному, среднестатистическому человеку». [ 16 ]
Конрад Эберхардт отметил, что фильм Хаса придает рассказам Шульца более трагический тон, поскольку вплетает в них тему Холокоста. Этот мотив узнаваем только в одной сцене, когда Юзеф наблюдает через окно подвала за толпой людей, в панике бегущих со всем своим имуществом. Однако уже первая сцена фильма, в которой среди пассажиров поезда появляется узник на лагерной койке, передает зрителю опыт Холокоста. [ 17 ]
В своем монографическом анализе фильма Малгожата Якубовская подчеркнула роль лабиринтной структуры в фильме Хаса. Интерпретируя «Санаторий «Песочные часы» через призму Жиля Делёза и Феликса Гваттари теории корневищ фильма , Якубовская заметила, что не только нелинейное повествование , но и наличие в киномире побегов, плюща и папоротников, пышно растущих в разных направлениях, доказывает Художественное воплощение идеи ризомы авангарда . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ходж, Ник (7 августа 2010 г.). «Войцех Хас и толкование снов» . Краковская почта . Lifeboat Ltd. Архивировано из оригинала г. 02 июня 2024 Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Санаторий под клепсидрой» . Filmpolski.pl (на польском языке) . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Присяжные 1973» . фестиваль-канны.com . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Санаторий под клепсидрой» . фестиваль-канны.com . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ Мартин Скорсезе представляет: Шедевры польского кино
- ^ Мартин Скорсезе представляет 21 шедевр
- ^ ЭТАПНЫЕ ФИЛЬМЫ. МАРТИН СКОРСЕЗЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ШЕДЕВРЫ ПОЛЬСКОГО КИНО, ТОМ 3 , mistonefilms.com
- ^ Сандауэр, А. (1973). Охотился ли Норвид на медведей? . Диалог. стр. 137–139.
- ^ Любельский Т. (2010). Санаторий под песочными часами . Кино. стр. 51–53.
- ^ Гарбич А. (1975). Отзыв о Песочные часы (Санаторий под Клепсидрой) . Фильм Ежеквартально. стр. 59–62.
- ^ Jump up to: а б Неу Дж. (2017). Экран письма: кинематографические адаптации Войцеха Й. Хаса в качестве операторов чтения текстов Жана Потоцкого, Болеслава Пруса и Бруно Шульца . Пуатье: Университет Пуатье.
- ^ Бегин Р. (2007). […] времени, которое уже отслужило . Протей», 35 (2). п. 27.
- ^ «Превью фильма: Войцех Хас, Лондон» . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Уилмингтон М. (1998). «Взвод» Оливера Стоуна все еще шокирует после всех этих лет . Чикаго Трибьюн.
- ^ «Польша – Лучшие фильмы по мнению всех респондентов» . Музей кинематографии в Лодзи (на польском языке). 28 декабря 2015 г. Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кидач, Витольд (1975). « Санаторий под Клепсидро» — проза Шульца и видение Хаса. Тексты песен . 2 : 149.
- ^ Эберхардт, Конрад (1973). «Сны перед потопом». Кино . 12 :12–19.
- ^ Якубовская, Малгожата (2010). Лаборатория времени: Санаторий под песочными часами Войцеха Ежи Хаса (на польском языке). Лодзь: Издательство PWSFTviT.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Очерк фильма: Путешествие в подземный мир
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Санаторий «Песочные часы» на IMDb
- Санаторий «Песочные часы» на Culture.pl
- фильмы 1973 года
- Фильмы 1970-х годов на польском языке
- Фильмы режиссера Войцеха Хаса
- Фильмы по произведениям Бруно Шульца
- Фильмы по польским романам
- Фильмы по мотивам короткометражных игр
- Фильмы, снятые в Польше.
- Фильмы о манекенах
- Сюрреалистические фильмы
- Научно-фантастические драмы 1970-х годов
- Польские научно-фантастические драмы
- Драматические фильмы 1973 года
- Научно-фантастические фильмы 1973 года