Jump to content

Фантасмагория

Интерпретация «Фантасмагории» Робертсона из «Оптики» Ф. Мариона (1867)

Фантасмагория ( американское произношение ), альтернативно, фантасмагория и / или фантасмагория , была формой ужасов театра , в которой (среди других техник) использовался один или несколько волшебных фонарей для проецирования пугающих изображений - таких как скелеты, демоны и призраки - на стены, дым или полупрозрачные экраны, обычно использующие обратную проекцию, чтобы фонарь не попадал в поле зрения. Использовались мобильные или портативные проекторы, позволяющие проецируемому изображению перемещаться и менять размер на экране, а несколько проекционных устройств позволяли быстро переключаться между разными изображениями. Во многих шоу ключевыми элементами также были использование жутких декораций, полной темноты, (само)наводящих на размышления словесных представлений и звуковых эффектов. В некоторых шоу добавлялись различные сенсорные стимулы, включая запахи и электрошок. Такие элементы, как голодание, усталость (поздние выступления) и наркотики, были упомянуты как методы, обеспечивающие большую уверенность зрителей в том, что они видят. Шоу начались под видом настоящих сеансов в Германии в конце 18 века и завоевали популярность в большей части Европы (включая Великобританию) на протяжении 19 века.

Слово «фантасмагория» также часто используется для обозначения меняющихся последовательностей или комбинаций фантастических, причудливых или воображаемых образов. [1]

Этимология

[ редактировать ]

От французского фантасмагория , от древнегреческого φάντασμα ( phántasma , «призрак») + возможно либо αγορά ( агора , «собрание, собрание») + суффикс -ia, либо ἀγορεύω ( agoreúō , «говорить публично»).

Поль Филидор (также известный как просто «Филидор») объявил о своем шоу призраков и вызове теней известных людей как «Фантасмагория» в парижском периодическом журнале Affiches, annonces et avis divers от 16 декабря 1792 года. Примерно двумя неделями ранее этот термин появился — так называлось письмо некоего «АЛМ», опубликованное в журнале «Энциклопедия» . В письме также рекламировалось шоу Филидора. [2] Филидор ранее рекламировал свое шоу как «Фантасмораси» в Вене в марте 1790 года. [3]

Английский вариант «Фантасмагория» был представлен как название выставки оптических иллюзий и механических произведений искусства М. Де Филипсталя в Лондоне в 1801 году. [4] Считается, что де Филипсталь и Филидор были одним и тем же человеком.

Прелюдия (до 1750 г.)

[ редактировать ]
Рисунок Джованни Фонтаны ок. 1420 г. Фигура с фонарем, изображающая крылатого демона.

Считается, что некоторые древние явления богов и духов были вызваны в воображении с помощью (вогнутых) зеркал. [5] Камера-обскура , или проекция волшебного фонаря. К 16 веку некромантские церемонии и вызов призрачных явлений шарлатанскими «магами» и «ведьмами» казались обычным явлением. [6]

В версии Magia Naturalis описал , 1589 года Джамбаттиста делла Порта как пугать людей проецируемым изображением. Изображение всего, что могло бы напугать смотрящего, должно быть помещено перед отверстием камеры-обскуры и окружено несколькими факелами. Изображение должно быть проецировано на лист, висящий в центре зарождающейся темной камеры, где зрители не заметят лист, а только увидят проецируемое изображение, висящее в воздухе. [7]

В этой книге 1613 года Opticorum Libri Six: [8] Бельгийский математик-иезуит, физик и архитектор Франсуа д'Агилон описал, как некоторые шарлатаны выманивали у людей деньги, утверждая, что они знают некромантию и могут вызвать призраков дьявола из ада и показать их зрителям в темной комнате. Изображение ассистента в маске дьявола проецировалось через объектив в темную комнату, пугая необразованных зрителей. [9]

Самыми ранними изображениями, которые, как известно, проецировались с помощью фонарей, были изображения Смерти, ада или монстров:

  • На рисунке Джованни Фонтаны 1420 года был изображен фонарь, излучающий крылатую женщину-демона.
  • Афанасий Кирхер в своем издании Ars Magna Lucis et Umbrae 1646 года предупреждал , что нечестивцы могут злоупотреблять его стенографической системой зеркальной проекции, рисуя на зеркале изображение дьявола и проецируя его в темное место, чтобы заставить людей совершать злые дела. [10] Его ученик Гаспар Шотт позже превратил это в идею о том, что можно легко удержать безбожников от совершения многих грехов, если нарисовать на зеркале изображение дьявола и бросить его в темное место. [11]
    Эскизы Гюйгенса 1659 года для проекции Смерти, отрывающей ему голову.
  • В 1659 году голландский изобретатель Христиан Гюйгенс нарисовал несколько фаз Смерти, сняв череп с шеи и снова поставив его на место, - эскизы, предназначенные для проецирования с помощью «выпуклых линз и лампы». [12] Эта лампа позже стала известна как волшебный фонарь, а эскизы составляют старейшую из известных дошедших до нас документов об этом изобретении.
  • Один из знакомых Христиана Гюйгенса писал ему в 1660 году: «Добрый Кирхер всегда проделывает фокусы с магнитом на галерее Римской коллегии ; если бы он знал об изобретении Фонаря, он наверняка напугал бы кардиналов призраками. " [13]
  • Выставка фонарей Томаса Расмуссена Вальгенстена в 1664 году побудила Пьера Пети назвать устройство «laterne de peur» (фонарь страха). В 1670 году Вальгенстен спроектировал образ Смерти при дворе короля Дании Фридриха III . [14]
  • В 1668 году Роберт Гук писал о типе установки волшебных фонарей: «Она производит эффекты не только очень восхитительные, но и для тех, кто не знает этого устройства, очень чудесные; так что зрители, не очень хорошо разбирающиеся в оптике, должны видеть различные явления и исчезновения, движения, изменения и действия, которые можно представить таким образом, с готовностью поверят в их сверхъестественность и чудесность». [15]
  • Во втором издании книги Кирхера Art Magna Lucis et Umbrae 1671 года . [16] волшебный фонарь был проиллюстрирован проекциями Смерти и человека в чистилище или адском огне. Кирхер предположил в своей книге, что аудитория была бы более удивлена ​​внезапным появлением изображений, если бы фонарь был спрятан в отдельной комнате, поэтому аудитория не знала бы причины их появления. [17] Согласно легенде, Кирхер ночью тайно использовал фонарь, чтобы проецировать образ Смерти на окна отступников, чтобы напугать их обратно в церковь. [18] но это, вероятно, основано на предложении Гаспара Шотта (см. выше).
  • В 1672 году французский врач и нумизмат Шарль Патен был очень впечатлен шоу фонарей, которое устроил для него в Нюрнберге «месье Грюндлер» (Гриндель): «Он даже тени шевелит в свое удовольствие, без помощи подземного мира. (.. .) Мое уважение к его знаниям не могло предотвратить моего испуга, я верил, что нет на свете большего волшебника, чем он. Я испытал рай, я испытал ад, я испытал призраки. У меня есть некоторое постоянство, но я бы охотно отдал. одну половину, чтобы спасти другую». После этих видений Гриндель показал в этом спектакле и другие сюжеты, в том числе птиц, дворец, деревенскую свадьбу и мифические сцены. [19] Подробное описание раннего шоу фонарей, сделанное Патином, кажется, самым старым из всех, содержащих не только пугающие картинки.

Хотя сохранившиеся слайды и описания шоу фонарей последующих десятилетий включали множество сюжетов, страшные картинки оставались популярными. [14]

Конец 18 века

[ редактировать ]

В последние десятилетия XVIII века пришла эпоха романтизма и готического романа . Была одержимость сильными эмоциями (включая страх), иррациональным, причудливым и сверхъестественным. Популярный интерес к таким темам объяснил появление, а точнее, успех фантасмагории в будущих постановках. [20]

Волшебный фонарь был хорошим средством для воплощения фантазий, поскольку его образы не были такими осязаемыми, как в других средствах массовой информации. Поскольку считалось, что демоны бестелесны, волшебный фонарь мог создавать очень подходящие изображения. [21]

Иллюстрация проекции скрытого волшебного фонаря на дым в « Новых физико-математических воссозданиях» Гайо (1770 г.)

Когда фокусники начали использовать волшебный фонарь в представлениях, были придуманы специальные эффекты. Французский врач, изобретатель и производитель колдовских аппаратов и научных инструментов Эдме-Жиль Гюйо описал несколько методов в своей книге 1770 года « Новые воссоздания физики и математики» , включая проекцию призраков на дым. [22]

Иоганн Георг Шрепфер

[ редактировать ]

В начале 1770-х годов в Лейпциге , Германия, владелец кофейни, шарлатан, некромант и лидер независимой масонской ложи Иоганн Георг Шрепфер (или Шрёпфер) проводил для своей масонской ложи сеансы по поднятию призраков и некромантские эксперименты. В качестве типичной некромантской деятельности он требовал, чтобы его последователи оставались сидеть за столом, иначе им грозила ужасная опасность.

Он использовал смесь масонской, католической и каббалистической символики, включая черепа, меловой круг на полу, святую воду, благовония и распятия. Говорят, что духи, которых он поднимал, были ясно видимы, парили в воздухе, дымились и иногда ужасно кричали. Кульминацией его карьеры стал придворный сеанс в Дрезденском дворце в начале лета 1774 года. Это событие было достаточно впечатляющим, чтобы его описывали более века спустя в Германии и Великобритании.

Сообщается, что Шрепфер на протяжении многих лет вызывал призраки Фридриха III, курфюрста Саксонии , обезглавленных датских «предателей» Иоганна Фридриха Струэнзее и Эневольда Брандта с головами в руках, а также последнего Великого Магистра тамплиеров Жака де Моле . Во время сеанса в Дрездене Шрепфер приказал духу Де Моле передать письмо товарищу во Франкфурте. Де Моле подчинился и вернулся через полчаса с ответом, подписанным во Франкфурте товарищем. Появился еще один дух, охваченный пламенем, умоляющий Шрепфера не мучить его так. [23]

Сообщается, что ранним утром 8 октября 1774 года Шрепфер покончил жизнь самоубийством из пистолета в парке в присутствии пяти друзей. Согласно легенде, он стал жертвой заблуждений относительно своих некромантских способностей и был убежден, что впоследствии сможет воскресить себя. Однако есть несколько признаков того, что он действительно мог быть убит. [24]

Большинство зрителей сеансов Шрепфера были убеждены, что увиденные ими явления были реальными. Никаких явных доказательств обмана, похоже, так и не было найдено, но критики высказали несколько подозрений. Техники, которые Шрепфер, как сообщается, использовал для своих сложных эффектов, включали актеров, выступающих в роли призраков, чревовещание , скрытые переговорные трубы, звуки стеклянной гармошки , ароматический дым, проекции камеры-обскуры и / или проекции волшебного фонаря на дым, проекции вогнутых зеркал и постановочный гром. [25]

Шрепфер дружил с фармацевтом и масоном Иоганном Генрихом Линком Младшим и регулярно проводил собрания ложи в садовом домике Линка. Линк мог помогать Шрепферу с лекарствами и химикатами, а также знал о работе оптических и акустических устройств. У Линка был волшебный фонарь, украшенный распятием и черепом с крыльями. [26]

Вскоре после смерти Шрепфера произошел бум публикаций, критикующих или защищающих его предполагаемые способности вызывать призраков, что расширило известность Шрепфера по всей Европе. Несколько публикаций включали объяснения техник, которые он мог использовать для вызова призраков, что вдохновило нескольких человек воссоздать сеансы Шрепфера. Кристлиб Бенедикт Функ, профессор физики Лейпцигского университета, возможно, был первым, кто публично воссоздал такие вызывающие призраки демонстрации; однако власти университета приказали ему остановиться. [27]

Физик Филидор

[ редактировать ]

Фокусник-«физик» Филидор, также известный как «Поль Филидорт» и, вероятно, тот же, что и Поль де Филипсталь, создал в 1790 году то, что, возможно, было первым настоящим шоу-фантасмагорией. После мошенничества и изгнания из Пруссии Филидор начал рекламировать свои некромантские шоу как искусство, показывающее, как шарлатаны обманывают свою аудиторию. [28] Его улучшенное шоу, возможно, с использованием недавно изобретенной лампы Арганда . [29] Шрёпфера и Калиостро »). имел успех в Вене с 1790 по 1792 год. Филидор рекламировал эти шоу как «Schröpferischen, und Cagliostoischen Geist-Ehungungen» (« Призрачные явления в стиле [30] и как «Фантасмораси». [3]

Считается, что известный немецкий шоумен Иоганн Карл Энслен (1759–1848) приобрел оборудование Филидора, когда Филидор покинул Вену в 1792 году. Он представил свои собственные шоу-фантасмагории в Берлине, а король Пруссии присутствовал на шоу 23 июня 1796 года. Энслен переместил фонарь для создания иллюзии движущихся призраков и использование нескольких фонарей для эффектов трансформации. Были и другие шоумены, которые пошли по стопам Филидора, в том числе «физик» фон Хальбриттер, который даже адаптировал название шоу Филидора как «Phantasmorasie – Die natürliche Geister-Erscheinung nach der Schröpferischen Erfindung». [27]

С декабря 1792 по июль 1793 года «Поль Филидорт» представлял в Париже свою «Фантасмагорию». [27] [31] вероятно, впервые использую этот термин. Предполагается, что Этьен-Гаспар Робертсон посетил одно из этих шоу и был вдохновлен несколько лет спустя представить свои собственные шоу «Фантасмагория». [32]

В октябре 1801 года в лондонском театре «Лицеум» на Стрэнде открылась постановка-фантасмагория Поля де Филипсталя , где она стала хитом.

Робертсон

[ редактировать ]
Фантасмагория Роберта в Дворе Капуцинов в 1797 году.

Этьен-Гаспар «Робертсон» Робер , бельгийский изобретатель и физик из Льежа , стал самым известным шоуменом-фантасмагорией. Ему приписывают создание слова «фантаскоп» , и этим термином он называл все свои волшебные фонарики. [33] Фантаскоп не был волшебным фонарем, который можно было держать в руке, вместо этого требовалось, чтобы кто-то стоял рядом с ним и физически перемещал весь фантаскоп ближе или дальше к экрану. [33] Во время своих выступлений он часто отключал все источники света, чтобы на несколько минут погрузить публику в полную темноту. [33] Робертсон также запирал двери театра, чтобы никто из зрителей не мог покинуть спектакль после его начала. [33] Он также был известен тем, что включил в свое шоу несколько звуковых эффектов, таких как раскаты грома, звон колоколов и призывы призраков. Робертсон пропускал свои предметные стекла через слой дыма, пока они находились в его фантазоскопе, чтобы создать изображение, которое выглядело не в фокусе. [33] Наряду с дымом он также очень быстро перемещал большую часть своих стеклянных слайдов через фантазскоп, чтобы создать иллюзию того, что изображения на самом деле движутся на экране. [33]

Первая «Фантасмагория» Робертсона была представлена ​​в 1797 году в Павильоне де л'Эчикье в Париже . [34] Мрачная атмосфера послереволюционного города идеально подходила для готической феерии Робертсона, наполненной изысканными творениями и декором в стиле Рэдклиффа .

Обнаружив, что он может поставить волшебный фонарь на колеса, чтобы создать либо движущееся изображение, либо изображение, которое увеличивается и уменьшается в размерах, Робертсон перенес свое шоу. Он разместил свои развлечения на заброшенной кухне монастыря капуцинов (которую он украсил так, чтобы она напоминала подземную часовню) недалеко от Вандомской площади . Он инсценировал призраки, используя несколько фонарей, специальные звуковые эффекты и жуткую атмосферу гробницы. Это шоу длилось шесть лет, главным образом из-за обращения сверхъестественного к парижанам, переживавшим потрясения в результате Французской революции . Робертсон в основном использовал изображения, окруженные черным, чтобы создать иллюзию свободно парящих призраков. Он также использовал несколько проекторов, установленных в разных местах по всему залу, чтобы разместить призраков в разных местах. Например, в одном из его первых представлений-фантасмагорий было изображено залитое молниями небо, в котором призраки и скелеты удалялись и приближались к публике. Чтобы усилить ужас, Робертсон и его помощники иногда озвучивали призраков. [20] Часто зрители забывали, что это фокусы, и приходили в полный ужас:

Я довольствуюсь лишь тем, что мои зрители, дрожа и содрогаясь, поднимают руки или закрывают глаза из страха перед мчащимися к ним призраками и чертями .

Этьен-Гаспар Робер

Фактически, многие люди были настолько убеждены в реальности его шоу, что полиция временно приостановила разбирательство, полагая, что Робертсон способен вернуть Людовика XVI к жизни. [20]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Фантасмагория приехала в Соединенные Штаты в мае 1803 года в саду Маунт-Вернон в Нью-Йорке. Подобно тому, как Французская революция вызвала интерес к фантасмагории во Франции, расширение границ в Соединенных Штатах создало атмосферу неуверенности и страха, которая была идеальной для шоу-фантасмагории. [20] В течение следующих нескольких лет многие другие создавали шоу-фантасмагории в Соединенных Штатах, в том числе Мартин Оби, один из бывших помощников Робертсона.

Дальнейшая история

[ редактировать ]

Томас Янг предложил систему, которая могла бы удерживать проецируемое изображение в фокусе для фонаря на небольшой тележке со стержнями, регулирующими положение линзы, когда тележку катили ближе или дальше от экрана. [35]

Джон Эвелин Барлас был английским поэтом, написавшим для нескольких шоу-фантасмагорий в конце 1880-х годов. Он использовал псевдоним Эвелин Дуглас для большинства произведений, написанных для фантасмагории. [36] Он написал несколько разных работ, большинство из которых посвящено идее снов и кошмаров. Некоторые из его работ включают Dreamland, A Dream of China и Dream Music . [36] Его работы известны тем, что включают экстравагантные описания обстановки с использованием нескольких цветов. В большей части работ Барласа также упоминается пламя и огонь. Пламя призвано олицетворять горение эмоций, пронизывающее стихи Барласа, и хорошо вписывается в сферу фантасмагории.

К 1840-м годам фантасмагория уже вышла из моды, хотя использование проекций все еще применялось, только в разных сферах:

... хотя фантасмагория была по сути живой формой развлечения, в этих шоу также использовались проекторы способами, которые предвосхитили движения кинокамеры 20-го века - «масштабирование», «растворение», «отслеживающий кадр» и наложение.

В других СМИ

[ редактировать ]

До появления фантасмагории интерес к фантастике проявлялся в историях о привидениях. Это можно увидеть во многих примерах историй о привидениях, напечатанных в 18 веке, включая призрак адмирала Вернона; Это полностью правдивое и конкретное повествование о том, как воинственное привидение явилось на прошлой неделе автору, одетое во все багряное, и беседовало с ним о нынешнем положении дел (1758 г.). В этой сказке реакция автора на увиденное им привидение во многом аналогична реакции зрителей на представлениях-фантасмагориях. Он говорит, что он «поражен громом», и что «изумление охватило меня. Кости мои задрожали внутри меня. Плоть моя задрожала надо мной. Губы мои задрожали. Рот открылся. и я замер от ужаса». [37]

Французские художники того времени, в том числе Энгр и Жироде , черпали идеи для картин из фантасмагории, и ее влияние распространилось вплоть до Дж. М. В. Тернера . [38]

Вальтер Беньямин был очарован фантасмагорией и использовал ее как термин для описания опыта аркад в Париже . В своих эссе он связывал фантасмагорию с товарной культурой и ее опытом материальных и интеллектуальных продуктов. Таким образом, Беньямин расширил высказывание Маркса о фантасмагорической силе товара. [39]

Ранние фильмы-трюки, разработанные Жоржем Мельесом, наиболее явно соответствуют ранним формам фантасмагории. Фильмы-трюки включают трансформации, наложения, исчезновения, обратную проекцию, а также частое появление призраков и очевидное обезглавливание. [40] Современные фильмы ужасов часто используют многие приемы и мотивы стоп-трюков, и говорят, что фантасмагория сохранилась в этой новой форме.

Мария Джейн Джусбери выпустила том под названием «Фантасмагория, или Очерки жизни и литературы» , опубликованный издательством Hurst Robinson & Co в 1825 году. Он состоит из ряда эссе на различные темы вместе со стихами. Вся книга посвящена Уильяму Вордсворту.

«Фантасмагория» — это также название стихотворения Льюиса Кэрролла в семи песнях , опубликованного издательством Macmillan & Sons в Лондоне в 1869 году, о котором Кэрролл мог многое сказать. Он предпочел, чтобы название тома было расположено в конце, сказав в переписке с Макмилланом: «Он живописен и фантастичен — но это единственное, что мне нравится…» Он также хотел, чтобы том стоил дешевле, думая, что что 6 шиллингов — это примерно на 1 шиллинг слишком много, чтобы взимать плату. [41]

Влияние «Фантасмагории» на Дисней можно обнаружить в бесчисленных эффектах на тематических территориях и в аттракционах в тематических парках, но, вероятно, наиболее запоминающимися являются практические и проекционные эффекты « Особняка с привидениями» Диснейленде , Мире Уолта Диснея и Токийском Диснейленде) и «Фантоме». Manor (в парижском Диснейленде), а также живые шоу, такие как Fantasmic Диснейленде и Disney's Hollywood Studios ), в которых демонстрируются кино/видеопроекции на водных экранах.

Серия фотографий, сделанных в период с 1977 по 1987 год фотографом и моделью Синди Шерман, описывается как изображающая фантасмагорию женского тела. Ее фотографии включают ее в качестве модели, а развитие серии в целом представляет фантасмагорическое пространство, проецируемое как на женское тело, так и в него. [42]

Видеоигра ужасов выживания 1995 года «Фантасмагория» частично основана на этих выступлениях. В игре показано несколько флэшбэков к вымышленным фантасмагориям в исполнении фокусника Золтана «Карно» Карноваша. Однако, в отличие от реальных шоу, его шоу гораздо более наглядны и жестоки по своей природе и включают в себя настоящих демонов, а не предполагаемых.

В наше время

[ редактировать ]

Несколько современных театральных трупп в США и Великобритании устраивают проекционные шоу-фантасмагории, особенно на Хэллоуин .

С 15 февраля по 1 мая 2006 года галерея Тейт Британия поставила «Фантасмагорию» в рамках своего шоу «Готические кошмары: Фюзели , Блейк и романтическое воображение». Он воссоздал содержание презентаций XVIII и XIX веков и успешно пробудил в них вкус к ужасам и фэнтези. [43]

В 2006 году Дэвид Дж. Джонс обнаружил точное место проведения шоу Робертсона в монастыре капуцинов. [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение ФАНТАСМАГОРИИ» . www.merriam-webster.com .
  2. ^ Энциклопедический журнал . 03.12.1792.
  3. ^ Перейти обратно: а б Афиша Филидора Фантасмораси . 1792-03
  4. Поля де Филипстала «Фантасмагория» 1801 года. Афиша
  5. ^ «Описания Волшебного фонаря, Растворяющихся взглядов, Кислородно-водородного микроскопа и т. д.» . 1866.
  6. ^ Раффлс, Том (27 сентября 2004 г.). Призрачные образы: Кино загробной жизни . МакФарланд. стр. 15–17. ISBN  9780786420056 .
  7. ^ «Природная магия» . 1658.
  8. ^ д'Агилон, Франсуа (1613). Шесть книг оптики, полезных философам и математикам (на латыни). Антверпен: Из мастерской Плантениана, у вдовы и детей Дж. Морети. п. 47 .
  9. ^ Маннони, Лоран (2000). Великое искусство света и тени . Эксетерский университет Press. п. 10. ISBN  9780859895675 .
  10. ^ Горман, Майкл Джон (2007). Внутри камеры-обскуры (PDF) . п. 49.
  11. ^ Шотт, Каспар (1677). «Magia optica – Каспар Шотт» . Проверено 9 января 2018 г.
  12. ^ Гюйгенс, Христиан. «Для изображений посредством выпуклых стекол в лампе» (на французском языке).
  13. ^ письмо Пьера Гизони Христиану Гюйгенсу (на французском языке). 1660-03-25.
  14. ^ Перейти обратно: а б Росселл, Деак (2002). «Волшебный фонарь» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ «Философские труды Лондонского королевского общества из их…» 1809 г. Проверено 9 января 2018 г.
  16. ^ Кирхер, Афанасий (1671). Великое искусство света и тени (на латыни). Университет Сантьяго-де-Компостела стр. 767–769. ISBN  9788481218428 . Проверено 19 августа 2010 г.
  17. ^ Кирхер, Афанасий; Рендел, Матс. «О постройке Волшебного фонаря, или Волшебной лампы» .
  18. ^ «Чудо волшебного фонаря» . www.luikerwaal.com .
  19. ^ Скейт, Чарльз (1674). Исторические и любопытные туристические связи (на французском языке).
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Барбер, Теодор X (1989). Фантасмагорические чудеса: Шоу призраков волшебного фонаря в истории американского кино девятнадцатого века 3,2 . стр. 73–86.
  21. ^ Вермейр, Коэн. Магия волшебного фонаря (PDF) .
  22. ^ «Новые физические и математические воссоздания, содержащие самые любопытные вещи, которые были придуманы в этом жанре и которые открываются ежедневно, к которым мы добавили их причины, их следствия, способ их построения и развлечение, которое мы можем извлечь из это удивлять и приятно удивлять . 21 июля 2010 г. Проверено 9 января 2018 г.
  23. ^ Геффарт, Ренко (2007). Масонский некромант: изменение идентичности в жизни Иоганна Георга Шрепфера . БРИЛЛ. стр. 181–195. ISBN  978-9004162570 .
  24. ^ Отто Вернер Фёрстер: Смерть провидца-призрака. Иоганн Георг Шрепфер. Замалчиваемое саксонское государственное дело, 1774 год. Taurus Verlag Leipzig, 2011 год.
  25. ^ Росселл, Дьяк. Волшебный фонарь .
  26. ^ Фёрстер, Отто Вернер (2011). Шрепфер и лейпцигский фармацевт-лев Иоганн Генрих Линк (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Росселл, Деак (2001). Немецкие истоки шоу «Фантасмагория» XIX века .
  28. ^ Сейфрид, Генрих Вильгельм (1789). Хроника Берлина или Берлинские диковинки - Том 5 (на немецком языке).
  29. ^ Грау, Оливер . Помните Фантасмагорию! глава из MediaArtHistories , MIT Press/Leonardo Books, 2007, стр. 144
  30. о духовных явлениях Филидора Каппинга и Калиосто , 1790 г. Флаер
  31. ^ Плакаты, объявления и прочие уведомления . 1793-07-23
  32. ^ Мервин Херд, Фантасмагория (2006), с. 87.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Барбер, Теодор (1989). Фантасмагорические чудеса: Шоу призраков волшебного фонаря в Америке девятнадцатого века . Онлайн: Издательство Университета Индианы. стр. 73–75.
  34. ^ Касл, Терри. «Фантасмагория и метафорика современной мечтательности». Женский термометр. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1995. 140–167. Распечатать.
  35. ^ Брюстер, Дэвид (1843). Письмо о естественной магии . Харпер и братья. стр. 160–161 . Томас молодой фантасмагория.
  36. ^ Перейти обратно: а б Дуглас, Эвелин (1887). Фантасмагория . Челмсфорд: Дж. Х. Кларк. п. 65.
  37. ^ «Призрак адмирала Вернона; это полный правдивый и конкретный отчет о том, как воинственное привидение появилось на прошлой неделе автору, одетое во все багряное, и беседовал с ним о нынешнем положении дел» Напечатано для Э. Смита, Холборна (1758 г.) ): 1–8. Распечатать».
  38. ^ Майкл Чарльзуорт, Пейзаж и видение в Великобритании и Франции XIX века (Эшгейт, 2008), Глава вторая, «Призраки и видения».
  39. ^ Коэн, Маргарет. «Фантасмагория Уолтера Бенджамина». Новая немецкая критика 48 (1989): 87–107. Распечатать.
  40. ^ «Обзор кинофильмов Эдисона по жанрам» . Библиотека Конгресса . Библиотека Конгресса, 13 января 1999 г. Интернет.
  41. ^ Коэн, Мортон Н. «Льюис Кэрролл и Дом Макмиллана». Издательство Кембриджского университета 7 (1979): 31–70. Распечатать.
  42. ^ Малви, Лора. «Фантасмагория женского тела: работа Синди Шерман». Обзор новых левых I.188 (июль – август 1991 г.): 137–150. Веб.
  43. ^ «Готические кошмары: Фюзели, Блейк и романтическое воображение – выставка в галерее Тейт Британия» .
  44. ^ Дж. Джонс, Дэвид (2011). Готические машинные текстуальности, докинематографические медиа и кино в популярной визуальной культуре, 1670–1910 гг . Издательство Уэльского университета. ISBN  978-0-7083-2407-3 . OCLC   1113318517 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Касл, Терри (1995). Женский термометр: культура XVIII века и изобретение сверхъестественного . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-508097-1 .
  • Грау, Оливер (2007). «Помните Фантасмагорию! Иллюзионная политика восемнадцатого века и ее мультимедийная загробная жизнь», Оливер Грау (ред.): Истории медиа-искусства , MIT Press/Leonardo Books, 2007.
  • Гюйо, Эдм-Жиль (1755). Новые физические и математические развлечения , переведенные доктором У. Хупером в Лондоне (1-е изд. 1755 г.)
  • «Робертсон» ( Робер, Этьен-Гаспар ) (1830–34). Оздоровительные, научные и анекдотические воспоминания физика-воздухоплавателя .
  • Дэвид Дж. Джонс (2011). «Готическая машина: текстуальность, докинематографические медиа и кино в популярной визуальной культуре, 1670–1910», Кардифф: University of Wales Press. ISBN   978-0708324073
  • Дэвид Дж. Джонс (2014). «Сексуальность и готический волшебный фонарь, желание, эротизм и литературные образы от Байрона до Брэма Стокера», Пэлгрейв Макмиллан, ISBN   9781137298911 .
  • Дуглас, Эвелин. Фантасмагория . 1-е изд. Том. 1. Челмсфорд: Дж. Х. Кларк, 1887. Печать.
  • Барбер, Теодор. Фантасмагорические чудеса: Шоу призраков волшебного фонаря в Америке девятнадцатого века . 2-е изд. Том. 3. Np: Индиана, UP, 1989. Печать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5a86e63a6a6f16859be3aad2dc787b0__1720047060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/b0/c5a86e63a6a6f16859be3aad2dc787b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phantasmagoria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)