редкое шоу

Редкое шоу , пип-шоу или пип-бокс — это выставка картин или предметов (или их комбинации), рассматриваемая через небольшое отверстие или увеличительное стекло . В Европе 17 и 18 веков это был популярный вид развлечения странствующих шоуменов.
История
[ редактировать ]Пип-шоу, [1] также известный как пип-бокс или рари-шоу («шоу раритетов»), восходит к периоду раннего Нового времени (15 век в Европе) и известен в различных культурах.
Согласно итальянской рукописной биографии XV века, позднее опубликованной историком XVIII века Людовико Антонио Муратори (1672–1750), итальянский писатель-гуманист, художник Леон Баттиста Альберти (1404–1472) создал замечательные живописные картины, выставленные внутри шкатулки с небольшим отверстием. . У него было два вида: ночные сцены с луной и звездами и дневные сцены. Предполагается, что эти картины могли быть прозрачными и освещаться поочередно спереди и сзади, а части, нарисованные сзади, вызывали изменения в сцене. Однако было также высказано предположение, что ящик Альберти был одним из первых проекторов изображений ; предшественник волшебного фонаря . [2] [3]
В 17 и 18 веках пип-шоу устраивались на улицах и ярмарках по всей Европе странствующими шоуменами, конкурируя с другими развлечениями, такими как танцующие медведи , жонглеры, фокусники и т. д. [4] Их деревянные шкафы могли иметь несколько смотровых отверстий и содержать наборы картинок, которые можно было установить в положение для просмотра, потянув за соответствующую веревку. Шоу сопровождалось устной декламацией , которая объясняла или драматизировала то, что происходило внутри. Коробки часто украшали внутри, напоминая театральные сцены. [ нужна ссылка ]
Пип-шоу были наиболее популярны в 17 веке в Голландии. [5] 17-го века Некоторые художники голландской живописи , такие как Питер Янссенс Элинга и Сэмюэл Диркс ван Хугстратен, создали своего рода пип-шоу с иллюзией восприятия глубины, манипулируя перспективой вида, видимого внутри, обычно внутри комнаты. Примерно с 1700 года многие из этих «коробок перспективы» или «оптики» имели двояковыпуклые линзы большого диаметра и маленькой диоптрии для преувеличенной перспективы, дающей более сильную иллюзию глубины. На большинстве изображений изображены архитектурные и топографические сюжеты с линейной перспективой. [6] [7] Примерно с 1745 года подобные отпечатки в перспективе стали очень популярны для зографа , в котором использовался тот же принцип с линзой на подставке, а не в коробке. Пип-шоу получили дальнейшее развитие с использованием техник полупрозрачной живописи, перфорации и вырезов, которые создавали специальные эффекты при освещении сзади свечами. Изменение света с передней части изображения на заднюю могло изменить дневную сцену на ночную, во многом подобно растворяющимся видам , которые позже стали популярным типом шоу волшебных фонарей. [6]
В начале 18-го века перспективные коробки (называемые по-японски меган (眼鏡) и вдохновившие искусство Меган-э ) очень ценились в Японии, где их называли голландскими машинами (和蘭眼鏡, Oranda megane, точнее голландские очки). ). [4] Голландцы привезли первое такое устройство в Японию в 1640-х годах в качестве подарка сёгуну , но устройства стали популярными только после того, как их популяризировали китайцы. [8] около 1758 г., [9] после чего они начали оказывать влияние на японских художников. [8] [10]

Китайские пип-шоу XIX века были известны под многими названиями, в том числе ла ян пьен ( китайский : 拉洋片 ; пиньинь : ла ян пиан ; букв. «вытаскивание иностранных карточек с картинками»). Иногда шоумен выступал перед толпой с куклами или картинками за пределами коробки, а затем брал с людей дополнительную плату за просмотр дырок.В Османской Сирии существовала форма пип-шоу под названием сандук аль-аджаиб (صندوق العجائب, «коробка чудес»), которую рассказчик нес на спине. В коробке было шесть отверстий, через которые люди могли видеть сцены, освещенные центральной свечой. Рассказы Сандук аль-аджаиб рассказывали о современных фигурах и событиях или показывали сцены рая и ада. [11]
Другими распространенными темами пип-шоу во всем мире были экзотические виды и животные, сцены классической драмы или маскарада , придворные церемонии, неожиданные превращения (например, ангела в дьявола) и, конечно же, непристойные картинки. [ нужна ссылка ]
Редкие представления были предшественниками игрушечных театров с подвижными сценами и бумажными фигурками, популярных в XIX веке. Их также можно рассматривать как предшественников оптических игрушек , таких как китайские фейерверки , диорамы , стереоскопы и волшебные фонари . [3]
Некоторые пип-шоу дают единственное точное представление о сценическом оформлении и декорациях маскарадов и зрелищ того времени. [3]
См. также
[ редактировать ]- Пип-шоу , эротический эквивалент
- Ранние кинофильмы были представлены в зрительных ящиках, таких как кинетоскоп и мутоскоп .
- Стэнхоуп (оптические украшения)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Вейнанц, «От оптических развлечений Rarekiek 17 и 18 веков до рождения телевидения»
- ^ «Камера-обскура — Энциклопедия» .
- ^ Jump up to: а б с «Пип-шоу – детская игрушка» . britannica.com .
- ^ Jump up to: а б Бальцер, Ричард. «Веб-сайт Дика Бальцера: Пип-шоу» . www.dickbalzer.com .
- ^ «Коробка для пип-шоу — Оксфордский справочник» . oxfordreference.com .
- ^ Jump up to: а б «Пипшоу» . Visual-media.eu .
- ^ Вагенаар; Даллер; Вагенаар-Фишер. Голландские перспективы .
- ^ Jump up to: а б Лейбсон, Дана; Петерсон, Жанетт Фавро (2012). Видение культур в мире раннего Нового времени . Издательство Эшгейт. п. 45. ИСБН 978-1-4094-1189-5 .
- ^ . Фуджи, Сигэру ( 2004 ) трава для глазного яблока . Бунгейша. стр. 81. ИСБН 978-4-8355-4803-6 .
- ^ «Полный текст книги «На пути к студенческому подходу к преподаванию перевода» » . archive.org .
- ^ * Майр, Виктор Х. Живопись и перформанс: декламация китайских картин и ее индийский генезис. Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988.