Войцех Хас
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском языке . (Декабрь 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Войцех Хас | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 5 октября 2000 г. | (75 лет)
Альма-матер | Лодзинская киношкола |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы активности | 1958–1988 |
Войцех Ежи Хас (1 апреля 1925 — 3 октября 2000) — польский кинорежиссер, сценарист и кинопродюсер.
Ранняя жизнь и учеба
[ редактировать ]Войцех Ежи Хас родился в Кракове . Сам Хас был агностиком. [ 1 ] Однако его семья с обеих сторон была римско-католической , хотя он был филосемитом . [ 2 ]
У него были еврейские корни по отцовской линии и католические по материнской линии. [ 3 ] Имя Хас — это голландская , идишская и германизированная еврейская фамилия Хаас (האָז), что на английском языке означает «заяц» .
Во время немецкой оккупации Польши во время войны учился в Краковском колледже бизнеса и торговли, а затем в подпольных классах Краковской академии изящных искусств , пока она не была расформирована в 1943 году. Когда война закончилась, он продолжил обучение в восстановленной Академии изящных искусств. Академия изящных искусств в Кракове. В 1946 году окончил годичный курс киноискусства и начал продюсировать учебные и документальные фильмы на Варшавской студии документальных фильмов , а в 1950-х годах перешёл на работу в ведущую польскую академию кинопроизводства — Национальную киностудию в Лодзи .
Карьера
[ редактировать ]Дебютировал в полнометражном полнометражном фильме «Гармония» ( Harmonia , 1948), а в 1957 году начал снимать полнометражные художественные фильмы. В 1974 году был назначен профессором режиссерского факультета Национальной киношколы в Лодзи. На протяжении своей долгой и плодотворной карьеры он снял такие известные фильмы, как «Рукопись Сарагосы» , «Кукла» и «Санаторий «Песочные часы»» (также известный как «Песочные часы »).
В начале своей карьеры Хас приобрел репутацию индивидуалиста, избегающего политического подтекста в своем искусстве. Он продюсировал свои самые важные фильмы в тот период, когда Польская киношкола была на пике своего развития; однако его работы обладали собственным стилистическим ощущением, независимым от чрезмерно политических тем, доминировавших в преобладающей польской школе. Практически в каждом фильме Хас стремился создать герметичную среду, в которой проблемы и сюжетные линии его главных героев всегда имели второстепенное значение по сравнению с созданным им конкретным миром, характеризующимся скоплением случайных объектов, образующих уникальную визуальную вселенную.
«Если бы Войцех Хас стал художником, он наверняка был бы сюрреалистом », — писал польский критик Александр Яцкевич . «Он перерисовал бы старинные предметы со всем их реальным оснащением и сопоставил их неожиданным образом».
В польской критике творчество Хаса обычно ассоциируется с сюрреалистической живописью. Это подкрепляется поэтикой снов режиссера и использованием предметов, которые также характерны для многих полотен сюрреалистов. За свою карьеру он также создал ряд интимных психологических драм, таких как « Как быть любимым» и «Прощание» , в которых основное внимание уделяется людям с травмами, которым трудно приспособиться к жизни. В своем творчестве его увлекали посторонние люди и люди, неспособные найти свое место в реальности.
В творчестве Хаса по-прежнему очевидны два направления: одно - это его кино психологического анализа, другое - его фильмы визионерской формы, в которых он чаще всего использовал мотив путешествия.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]С 1987 по 1989 год Хас был художественным руководителем киностудии «Рондо» и членом Государственного комитета Польши по кинематографии . В 1989–1990 годах занимал должность декана режиссерского факультета Национальной киношколы. В 1990 году он стал проректором школы и оставался на этой должности шесть лет. Он был управляющим директором и главным консультантом в связанной со школой студии Index Studio .
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Петля ( Петля , 1958)
- Прощание ( Farewells , 1958)
- Однокомнатные жильцы ( 1960 )
- Прощай, прошлое ( Розстание , 1961)
- Золото ( Золото , 1962)
- Как быть , любимым 1962
- Рукопись Сарагосы ( Рукопись, найденная в Сарагосе , 1965)
- Коды ( Шифры , 1966)
- Кукла 1968 ( )
- Санаторий «Песочные часы» ( Sanatorium pod klepsydrą , 1973)
- Write and Fight ( Pismak , 1984)
- Мемуары грешника ( Личный дневник грешника... написанный им самим , 1985)
- без происшествий История , 1986
- Невзгоды Бальтазара Кобера ( Необычайное путешествие Бальтазара Кобера , 1988)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мольдес, Диего, Рукопись, найденная в Сарагосе. Роман Яна Потоцкого адаптирован к фильму Войцеха Ежи Хаса , Ediciones Calamar, Мадрид, 2009. ISBN 84-96235-32-7
- ^ Инсдорф, Аннетт, Намеки: кино Войцеха Хаса , Northwestern University Press, Эванстон, Иллинойс, 2017, стр. 80. ISBN 978-0-8101-3504-8
- ^ Мольдес, Диего, Рукопись, найденная в Сарагосе. Роман Яна Потоцкого, адаптированный для кино Войцехом Ежи Хасом , Ediciones Calamar, Мадрид, 2009. ISBN 84-96235-32-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Войцех Хас на IMDb
- Войцех Ежи заархивировал 23 октября 2013 г. в Wayback Machine на сайте Culture.pl.