Jump to content

Корневище (философия)

Ризома описывающая — это концепция постструктурализма, нелинейную сеть. Он появляется в работах французских теоретиков Делёза и Гваттари , которые использовали этот термин в своей книге «Тысяча плато» для обозначения сетей, которые устанавливают «связи между семиотическими цепочками, организациями власти и обстоятельствами, относящимися к искусству, науке и социальной борьбе». без видимого порядка и последовательности. Корневище — это просто сеть множеств , которые не являются древесными (деревовидными или иерархическими, например, идея гипертекста в теории литературы). [1] со свойствами, подобными решеткам . [2] Делез говорил, что это происходит от его концепции «образа мысли», которую он ранее обсуждал в «Различии и повторении » .

Как способ познания и модель общества

[ редактировать ]

Делёз и Гваттари используют термины « ризома » и «ризоматический» (от древнегреческого ῥίζωμα, rhízōma , «масса корней») для описания сети, которая «соединяет любую точку с любой другой точкой». [3] В «Тысяче плато» они противопоставляют это древовидному (иерархическому, древовидному) использованию концепций, которое работает с дуалистическими категориями и бинарным выбором. В ботанике это не значимое противостояние; Ткани как корневищных, так и надземных растений демонстрируют в основном одинаковую структуру ветвления и деления, но вместо этого различаются по своей внутренней структуре и функциям внутри растения. Корневище работает с плоскими и межвидовыми связями, а древесная модель — с вертикальными и линейными связями. Их использование «орхидеи и осы» взято из биологической концепции мутуализма , в которой два разных вида взаимодействуют вместе, образуя множественность (то есть единство, которое множественно само по себе). Гибридизация и горизонтальный перенос генов в этом смысле также являются ризоматическими.

Вместо того, чтобы нарративизировать историю и культуру, ризома представляет историю и культуру как карту или широкий спектр достопримечательностей и влияний без определенного происхождения или происхождения, поскольку «ризома не имеет ни начала, ни конца; она всегда находится посередине, между вещами, интербытие, интермеццо ». Плоское движение корневища сопротивляется хронологии и организации, вместо этого отдавая предпочтение кочевой системе роста и размножения.

В ризоме «культура распространяется, как поверхность водоема, распространяясь по доступным пространствам или стекая вниз к новым пространствам через трещины и пробелы, разрушая все, что находится на ее пути. Поверхность можно прерывать и перемещать, но эти нарушения оставляют никаких следов, поскольку вода наполнена давлением и способностью всегда искать равновесие и тем самым создавать гладкое пространство». [4]

Принципы

[ редактировать ]

Делёз и Гваттари представляют «Тысячу плато» , обрисовывая концепцию ризомы (цитата из «Тысячи плато »):

  • 1 и 2. Принципы связи и неоднородности: «...любая точка ризомы может быть связана с любой другой и должна быть связана»; [5]
  • 3. Принцип множественности: только когда множественное эффективно рассматривается как субстантивная, «множественность», оно перестает иметь какое-либо отношение к Единому;
  • 4. Принцип обозначения разрыва: корневище может быть сломано, но оно снова зародится на одной из своих старых линий или на новых линиях;
  • 5 и 6. Принципы картографии и декалькомании : корневище не поддается никакой структурной или генеративной модели; это «карта, а не трассировка». В том же разделе они уточняют: «Что отличает карту от начертания, так это то, что она полностью ориентирована на экспериментирование в контакте с реальностью».

Древовидный

[ редактировать ]
Древовидность определяется вертикальной иерархией, а не горизонтальными связями.

Древовидный ( фр . arborescent ) относится к форме и структуре дерева. Философы постмодерна Делез и Гваттари использовали этот термин для характеристики определенного типа мышления, примером которого является западная научная модель, где знание исходит из единого стебля и заканчивается заранее определенными «плодами». Эта концепция предполагает линейное продвижение к истине, которую они осудили как нереальную и отупляющую воображение. Ему противопоставляется «ризоматическое» мышление, которое является открытым, не имеет центральной структуры и постоянно меняется.

Древовидное мышление, по мнению Делеза и Гваттари, отличается настойчивостью в отношении тотализирующих принципов, бинаризма и дуализма . Этот термин, впервые использованный (в западной философии) в «Тысяче плато» (1980), где он противопоставлялся ризоме , происходит от способа генеалогических деревьев построения : однонаправленный прогресс , который усиливает дуалистическую метафизическую концепцию, критикуемую Делёзом.

Корневища, напротив, обозначают горизонтальную и неиерархическую концепцию, в которой все может быть связано с чем-то еще, без какого-либо уважения к конкретным видам : корневища представляют собой гетерогенные связи между вещами. Например, Делёз и Гваттари связали воедино желание и машины , чтобы создать концепцию желающих машин ). Горизонтальный перенос генов также является примером корневищ, противоречащим теории древесного эволюционизма .

Делёз также критикует генеративизм Ноама Хомского , которого он считает прекрасным примером древовидной дуалистической теории. [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Клей, Алиса ван дер (2002). «Повторение ризомы» . Субстанция . 31 (1): 48–55. дои : 10.2307/3685805 . JSTOR   3685805 . Проверено 19 марта 2022 г. Ризоматические скачки чтения — скачки между текстами и внутри них — являются фигурой, часто используемой для объяснения гипертекста. ... [а] перераспределенная «сеть знаний» ... Если читатель/браузер не понимает содержания того, что он читает, а просто интуитивно организует его вокруг критериев, основанных на коллективных и ризоматических «интересах», тогда объект Само исследование становится ризомой (растущей в одном направлении из-за интереса, затем затухающей из-за отсутствия интереса, все время увеличивающейся в множестве из-за других интересов, но нуждающейся в определенной стабильности и накоплении информации).
  2. ^ Гваттари, Феликс (2011) [1979]. Машинное бессознательное: очерки шизоанализа . Полутекст(д) Серия «Иностранные агенты». Перевод Адкинса, Тейлора. Полутекст(е). п. 171. ИСБН  978-1-58435-088-0 . [T] Способы семиотизации аналитической прагматики будут опираться не на деревья, а на ризомы (или решетки).
  3. ^ Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1987) [1980]. Тысяча плато . Перевод Массуми, Брайан. Университет Миннесоты Пресс. п. 21. ISBN  0-8166-1402-4 .
  4. ^ Корневища.нет
  5. ^ Гваттари, Феликс (2011) [1979]. Машинное бессознательное: очерки шизоанализа . Полутекст(д) Серия «Иностранные агенты». Перевод Адкинса, Тейлора. Полутекст(е). п. 171. ИСБН  978-1-58435-088-0 . Любая точка ризомы может быть соединена с любой другой точкой. ... не будет формализован на основе логического или математического метаязыка. ... сможет позволить соединяться семиотическим цепочкам всех видов [помимо лингвистических] ... это будет подразумевать реализацию различных коллективных сборок высказывания.
  6. ^ Делёз, Жиль и Гваттари, Феликс . 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. Плато Милль . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN   0-8264-7694-5 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 177689b1e615ca6a3e2e4b614ce0900d__1711037640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/0d/177689b1e615ca6a3e2e4b614ce0900d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rhizome (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)