Jump to content

Японское кузнечное дело

(Перенаправлено из конструкции японского меча )
Визуальный словарь терминов японского меча

Японское изготовление мечей — это трудоемкий процесс изготовления клинков, разработанный в Японии начиная с шестого века для ковки традиционного клинкового оружия ( нихонто ). [ 1 ] [ 2 ] в том числе катана , вакидзаси , танто , яри , нагината , нагамаки , тачи , нодачи , одачи , кодачи и я (стрела) .

Лезвия японских мечей часто ковались с разными профилями, разной толщиной лезвия и разной степенью заточки . Вакидзаси и танто были не просто уменьшенными катанами , но часто выковывались без гребня ( хира-дзукури ) или других подобных форм, которые очень редко встречались на катане .

Традиционные методы

[ редактировать ]

Производство стали

[ редактировать ]

Сталь, используемая в производстве мечей, известна как тамахаганэ ( 玉鋼:たまはがね ) или «драгоценная сталь» ( тама – шар или драгоценный камень, хагане – сталь). Тамахагане производится из железного песка , источника железной руды, и в основном используется для изготовления самурайских мечей, таких как катана , и некоторых инструментов.

Схема татары и сильфона

Используемый процесс выплавки отличается от современного массового производства стали. сосуд глиняный Построен высотой около 1,1 м (3 фута 7 дюймов), длиной 3 м (10 футов) и шириной 1,1 м (3 фута 7 дюймов). Это известно как татара . После того как глиняная кадка затвердела, ее обжигают до высыхания. Угольный огонь разжигают из мягкого соснового угля . Затем плавильный завод будет ждать, пока огонь достигнет нужной температуры. На этом этапе он направит добавление железного песка, известного как сатецу . В течение следующих 72 часов на него будет наслаиваться еще больше древесного угля и железного песка. Для постоянной работы над этим процессом необходимо четыре-пять человек. уходит около недели На постройку татары и полное превращение железа в сталь . Поскольку древесный уголь не может превысить температуру плавления железа, сталь не может полностью расплавиться, и это позволяет создавать и отделять как высоко-, так и низкоуглеродистые материалы после охлаждения. По завершении татару разбивают, чтобы удалить стальной налет , известный как кера . В конце процесса Татара израсходует около 9,1 т (9,0 длинных тонн; 10,0 коротких тонн) сатецу и 11 т (11 длинных тонн; 12 коротких тонн) древесного угля, оставив около 2,3 т (2,3 длинных тонны; 2,5 коротких тонн) кера , из которых менее тонны тамахагане . можно произвести [ 3 ] Одна партия кера обычно может стоить сотни тысяч долларов, что делает ее во много раз дороже, чем современные стали. [ 4 ]

Японский процесс производства стали в татаре с использованием железного песка начался в провинции Киби в шестом веке и распространился по всей Японии с использованием уникальной японской низкой коробчатой ​​печи, отличающейся от китайского и корейского стилей. Со средних веков, когда размеры печей стали больше, а подземная конструкция усложнилась, появилась возможность производить большое количество стали более высокого качества, а в период Эдо подземная конструкция, метод выдувания и здание было дополнительно усовершенствовано, чтобы завершить процесс производства стали в Татаре с использованием того же метода, что и в современном производстве стали в Татаре . С внедрением западной технологии производства стали в Мэйдзи период производство стали в Татаре пришло в упадок и на некоторое время прекратилось в период Тайсё , но в 1977 году Общество по сохранению японских художественных мечей восстановило производство стали в Татаре в эпоху Сёва и новый тамахаганэ , усовершенствованный Татара сталелитейным заводом . стали доступны для изготовления японских мечей. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

В настоящее время тамахаганэ изготавливается только три или четыре раза в год Обществом по сохранению японских художественных мечей и Hitachi Metals. [ 9 ] зимой в деревянном здании и продается только мастерам-оружейникам.

Тамахагане

Строительство

[ редактировать ]
Различные шаги

Ковка японского клинка обычно занимала много дней или недель и считалась священным искусством, традиционно сопровождавшимся большим набором синтоистских религиозных ритуалов. [ 10 ] Как и во многих сложных проектах, в нем участвовало несколько художников. Был кузнец, который выковывал грубую форму, часто был второй кузнец (ученик), который складывал металл, специалист-полировщик и даже специалист по кромке. Часто были также специалисты по ножнам, рукоятям и цевьям.

Сцены ковки, гравюра из книги периода Эдо (1603–1867), Этнографический музей Невшателя.
Сцена кузнеца, гравюра из книги периода Эдо, Этнографический музей Невшателя.

Стальной блюм, или кера , который производят в Татаре, содержит сталь, содержание углерода в которой сильно различается: от кованого железа до чугуна . Для клинка выбраны три типа стали; используется очень низкоуглеродистая сталь, называемая хочо-тецу Для изготовления сердечника клинка ( сингане ) . Высокоуглеродистая сталь ( тамахагане ) и переплавленный чугун ( чугун или набе-гане ), [ 11 ] соединяются, образуя внешнюю оболочку лезвия ( кавагане ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Лишь около 1/3 кера производит сталь, пригодную для производства мечей. [ 15 ]

Самая известная часть производственного процесса — это складывание стали, при котором мечи изготавливаются путем многократного нагревания, ковки и складывания металла. Процесс складывания металла для повышения прочности и удаления загрязнений в легендах часто приписывают конкретным японским кузнецам. Складывание удаляет примеси и помогает выровнять содержание углерода, а чередующиеся слои сочетают в себе твердость и пластичность, что значительно повышает прочность. [ 16 ] [ 12 ] [ 17 ]

При традиционном японском изготовлении мечей низкоуглеродистое железо сгибают несколько раз для его очистки. В результате получается мягкий металл, который будет использоваться для изготовления сердцевины лезвия. Затем высокоуглеродистую сталь и высокоуглеродистый чугун куют чередующимися слоями. Чугун нагревают, закаливают в воде, а затем разбивают на мелкие кусочки, чтобы освободить его от шлака . Затем сталь куют в одну пластину, сверху складывают куски чугуна, и все это сваривают в единую заготовку, что называется процессом аге-китаэ . Затем заготовку удлиняют, разрезают, сгибают и снова подвергают ковочной сварке. Сталь можно сгибать поперечно (спереди назад) или продольно (из стороны в сторону). Часто для получения желаемого рисунка волокон используются оба направления складывания. [ 17 ] Этот процесс, называемый шита-китаэ , повторяется от 8 до 16 раз. После 20 складываний (2 20 или 1 048 576 отдельных слоев), содержание углерода слишком сильно диффузно. Сталь в этом отношении становится почти однородной, и процесс складывания уже не приносит стали никакой пользы. [ 18 ] В зависимости от количества введенного углерода в результате этого процесса образуется либо очень твердая сталь для кромки ( хагане ), либо чуть менее закаливаемая пружинная сталь ( кавагане ), которая часто используется для боковых и задней части. [ 17 ]

Во время последних нескольких складываний сталь можно выковать в несколько тонких пластин, сложить стопкой и сварить в кирпич. Зерна стали тщательно располагаются между соседними слоями, причем их конфигурация зависит от части лезвия, для изготовления которой будет использоваться сталь. [ 12 ]

Между каждым нагревом и складыванием сталь покрывают смесью глины, воды и соломенной золы, чтобы защитить ее от окисления и науглероживания . Эта глина обеспечивает сильно восстановительную среду . При температуре около 1650 ° F (900 ° C) тепло и вода из глины способствуют образованию слоя вюстита , который представляет собой разновидность оксида железа, образующегося в отсутствие кислорода. В этой восстановительной среде кремний в глине реагирует с вюститом с образованием фаялита , и при температуре около 2190 ° F (1200 ° C) фаялит превращается в жидкость. Эта жидкость действует как флюс , притягивая примеси, и вытягивает примеси, выдавливаясь между слоями. В результате получается очень чистая поверхность, что, в свою очередь, облегчает процесс кузнечной сварки. [ 17 ] [ 13 ] [ 19 ] За счет потери примесей, шлака и железа в виде искр при ковки к концу ковки сталь может уменьшиться всего до 1/10 ее первоначального веса. [ 4 ] Эта практика стала популярной из-за использования сильно загрязненных металлов из-за низкой температуры, возникающей в процессе плавки. Складывание сделало несколько вещей:

  • Это обеспечивало чередование слоев разной твердости . Во время закалки слои с высоким содержанием углерода достигают большей твердости, чем слои со средним содержанием углерода. Твердость высокоуглеродистых сталей в сочетании с пластичностью низкоуглеродистых сталей образует свойство вязкости . [ 16 ] [ 15 ]
  • Это устранило любые пустоты в металле.
  • Он гомогенизировал металл внутри слоев, равномерно распределяя элементы (например, углерод) по отдельным слоям, увеличивая эффективную прочность за счет уменьшения количества потенциальных слабых мест. Математически процесс гомогенизации металла посредством складывания описывается картой пекаря .
  • Он сжигал множество примесей, помогая преодолеть низкое качество необработанной стали.
  • Он создал до 65 000 слоев путем непрерывного обезуглероживания поверхности и введения ее во внутреннюю часть клинка, что придает мечам зернистость (для сравнения см. Рисунок сварки ).

Обычно мечи создавались с текстурой лезвия ( хада ), идущей по лезвию, как текстура на деревянной доске. Прямые волокна назывались масамэ-хада , древесноподобные волокна итаме, мокуме с древесно-каповыми волокнами , а концентрические волнистые волокна (редкая особенность, наблюдаемая почти исключительно в школе Гассан) аясуги-хада . Разница между первыми тремя зернами заключается в том, что дерево разрезают вдоль волокон, под углом и перпендикулярно направлению его роста ( мокумэ-гане ) соответственно, причем этот угол вызывает «растянутый» узор.

Помимо складной стали, высококачественные японские мечи также состоят из различных секций из разных типов стали. В этой технологии изготовления используются разные типы стали в разных частях меча, чтобы подчеркнуть желаемые характеристики в различных частях меча, выходящие за рамки уровня, обеспечиваемого дифференциальной термообработкой . [ 20 ]

Подавляющее большинство современных катан и вакидзаси относятся к типу мару (иногда также называемому муку ), который является самым простым, при этом весь меч состоит из одной стали. Однако благодаря использованию современных сталей меч не становится хрупким, как в прежние времена. Тип кобусе изготавливается из двух сталей: хагане (крайняя сталь) и шингане (сердцевинная сталь). К типам Хонсамай и Сиходзуме добавляют третью сталь, называемую каваганэ (кожаная сталь). Множество различных способов сборки меча варьируются от кузнеца к кузнецу. [ 12 ] Иногда кромочную сталь «вытягивают» (забивают в стержень), сгибают в U-образный желоб, а очень мягкую стальную сердцевину вставляют в более твердую деталь. Затем их сваривают вместе и придают базовую форму меча. К концу процесса два куска стали сплавляются вместе, но сохраняют разницу в твердости. [ 16 ] [ 12 ] Более сложные типы конструкции обычно встречаются только в старинном оружии, при этом подавляющее большинство современного оружия состоит из одной или максимум двух или трех секций.

Другой способ — собрать разные части в блок, сварить его вместе, а затем вытянуть сталь в меч так, чтобы правильная сталь оказалась в нужном месте. [ 17 ] Этот метод часто используется для сложных моделей, позволяющих парировать удар, не опасаясь повредить боковую часть клинка. Чтобы сделать хонсамай или сихозумэ , к внешней стороне лезвия аналогичным образом добавляются кусочки твердой стали. Типы сихозумэ встречаются довольно редко , и сосю но имеют добавленную заднюю опору.

Геометрия (форма и форма)

[ редактировать ]
Ряд типов японских клинков, слева направо: Нагината , Цуруги или кен , Танто , Катана и Тачи.

Основным направлением мечей от периода Кофун до периода Нара был прямой однолезвийный меч, называемый тёкуто , а мечи японского оригинального стиля и китайского стиля были смешанными. Форма поперечного сечения японского меча представляла собой равнобедренный треугольный хира-дзукури , и постепенно появился меч с формой поперечного сечения, называемый кириха-дзукури , у которого только режущая сторона плоского клинка была заточена под острым углом. Мечи до этого периода назывались дзёкото и часто назывались отдельно от японских мечей. [ 21 ]

Предшественник японского меча назывался Варабитето ( ja:Warabitetō ). [ 22 ] [ 23 ] В середине периода Хэйан (794–1185 гг.) самураи усовершенствовали Варабитето и разработали Кенукигата-тати ( ja:毛抜形太刀 ) — ранний японский меч. [ 22 ] Кенукигата-тати , разработанный в первой половине X века, имеет трехмерную форму поперечного сечения удлиненного пятиугольного или шестиугольного клинка, называемого синоги-дзукури , и плавно изогнутый однолезвийный клинок, которые являются типичными особенностями Японские мечи. Если смотреть на меч синоги-дзукури сбоку, находится линия гребня самой толстой части клинка, называемой синоги между режущей кромкой и задней стороной . Этот синоги способствует облегчению и упрочнению клинка и повышению режущей способности. не имеет деревянной рукояти Кэнукигата-тати , а хвостовик ( накаго ), интегрированный с лезвием, захватывается и используется непосредственно. Термин кэнукигата происходит от того факта, что центральная часть хвостовика выдолблена в форме инструмента для выщипывания волос ( кенуки ). [ 24 ] [ 25 ]

В тати, разработанном после кэнукигата-тати , была принята конструкция, в которой рукоять крепится к хвостовику ( накаго ) с помощью штифта, называемого мекуги . В результате меч с тремя основными внешними элементами японских мечей, формой поперечного сечения синоги-дзукури , плавно изогнутым однолезвийным клинком и структурой накаго . был завершен [ 24 ] [ 26 ]

В период Муромати сражения в основном велись пешими, а самураи, вооружённые мечами, сменили тати на лёгкую катану, поскольку многие мобилизованные крестьяне были вооружены копьями и фитильными ружьями. В целом катана имеет форму синогидзукури в поперечном сечении, похожую на тати , но она короче тати и изгиб ее лезвия пологий.

Вакидзаси и танто — более короткие мечи, чем тати и катана , и эти мечи часто выковываются в форме поперечного сечения хира-дзукури или кириха-дзукури . [ 27 ]

Термическая обработка

[ редактировать ]
Катана, показанная под большим углом, чтобы показать ниой, яркую волнистую линию, следующую за хамоном. На вставке показан крупный план ниоя, который выглядит как крапчатая область рядом с ярким закаленным краем. Ниой состоит из ние, которые представляют собой одиночные кристаллы мартенсита, окруженные более темным перлитом.
Искривление катаны при ее охлаждении с разной скоростью

Наличие единого края дает определенные преимущества; во-первых, остальную часть меча можно использовать для укрепления и поддержки лезвия. Японский стиль изготовления мечей в полной мере использует это преимущество. Когда ковка завершена, сталь не закаливается традиционным европейским способом (т.е. равномерно по всему лезвию). Точная гибкость и прочность стали сильно изменяются в зависимости от термообработки . Если сталь быстро остывает, она становится мартенситом , который очень твердый, но хрупкий. Медленнее он становится перлитом , который легко гнётся и не держит кромку. Чтобы максимизировать как режущую кромку, так и устойчивость обуховой части меча, используется метод дифференциальной термообработки. В этом специфическом процессе, называемом дифференциальной закалкой или дифференциальной закалкой , меч перед нагревом покрывается слоями глины, обеспечивая тонкий слой или его отсутствие на кромке меча, обеспечивая быстрое охлаждение для максимального затвердевания края. . На остальную часть лезвия наносится более толстый слой глины, что приводит к более медленному охлаждению. Благодаря этому сталь становится более мягкой и упругой, что позволяет лезвию поглощать удары, не ломаясь. [ 28 ] [ 29 ] Этот процесс иногда ошибочно называют дифференциальным отпуском. [ 20 ] но на самом деле это совершенно другая форма термической обработки.

Чтобы добиться разницы в твердости, сталь охлаждают с разной скоростью, контролируя толщину изолирующего слоя. Тщательно контролируя скорость нагрева и охлаждения различных частей клинка, японские мастера-оружейники смогли создать клинок с более мягким телом и твердой кромкой. [ 30 ] Этот процесс также имеет два побочных эффекта, которые стали характерными для японских мечей: 1) он приводит к искривлению лезвия и 2) он создает видимую границу между твердой и мягкой сталью. При закалке неизолированная кромка сжимается, в результате чего меч сначала изгибается к кромке. Однако кромка не может полностью сжаться до того, как образуется мартенсит, поскольку остальная часть меча остается горячей и находится в термически расширенном состоянии. Из-за изоляции корень меча остается горячим и податливым в течение нескольких секунд, но затем сжимается гораздо сильнее, чем лезвие, заставляя меч отклоняться от края, что помогает кузнецу определить кривизну клинка. Кроме того, различная твердость и методы полировки стали могут привести к образованию хамона 刃紋 (часто переводится как «линия закалки», но лучше переводится как «рисунок закалки»). Хамон представляет собой видимый контур якибы ( закаленной части) и используется как фактор, позволяющий судить о качестве и красоте готового клинка. Различные узоры хамона обусловлены способом нанесения глины. Они также могут служить индикатором стиля изготовления мечей, а иногда и подписью отдельного кузнеца. Различия в прокаливаемости сталей могут усиливаться вблизи хамона, обнажая слои или даже разные части лезвия, например, место пересечения кромки, изготовленной из кромочной стали, и боковин, изготовленных из обшивочной стали. [ 31 ] [ 32 ]

При закалке в воду углерод быстро удаляется с поверхности стали, снижая ее прокаливаемость. Чтобы обеспечить необходимую твердость режущей кромки, предотвратить растрескивание и достичь необходимой глубины мартенсита, перед созданием фаски на кромке меч закаливается. Если толщина покрытия на кромке точно сбалансирована с температурой воды, можно добиться необходимой жесткости без необходимости закалки . Однако в большинстве случаев кромка оказывается слишком твердой, поэтому обычно требуется равномерная закалка всего лезвия в течение короткого времени, чтобы снизить твердость до более подходящего уровня. Идеальная твердость обычно составляет от HRc58 до 60 по шкале твердости Роквелла . Закалка выполняется путем равномерного нагрева всего лезвия примерно до 400 °F (204 °C), что снижает твердость мартенсита и превращает его в форму отпущенного мартенсита . Перлит же не поддается отпуску и не меняет твердость. После термической обработки лезвия кузнец традиционно использовал вытяжной нож ( сен ), чтобы скосить кромку и придать мечу грубую форму перед отправкой лезвия специалисту для заточки и полировки. Полировщик, в свою очередь, определяет окончательную геометрию и кривизну лезвия и вносит необходимые корректировки. [ 31 ]

Металлургия

[ редактировать ]
Оба

Тамахагане , как сырье, представляет собой металл с высокой степенью примесей. Образующееся в процессе цветения губчатое железо начинается как неоднородная смесь кованого железа, сталей и чугуна. Чугун содержит более 2% углерода. Высокоуглеродистая сталь содержит около 1–1,5% углерода, а низкоуглеродистое железо — около 0,2%. Сталь, содержание углерода в которой находится между высоко- и низкоуглеродистой сталью, называется бу-кера , ее часто переплавляют с чугуном, чтобы получить сага-хагане , содержащую примерно 0,7% углерода. Большая часть стали со средним содержанием углерода, кованого железа и переплавленной стали будет продана для изготовления других предметов, таких как инструменты и ножи, а для изготовления мечей используются только лучшие куски высокоуглеродистой стали, низкоуглеродистого железа и чугуна. [ нужна ссылка ]

Различные металлы также наполнены шлаком, фосфором и другими примесями. Отделение различных металлов от блюма традиционно выполнялось путем его разбивания небольшими молотками, брошенными с определенной высоты, а затем исследования трещин в процессе, аналогичном современному ударному испытанию по Шарпи . Характер изломов различен для разных марок стали. В частности, высокоуглеродистая сталь содержит перлит, который придает кристаллам характерный перламутровый блеск. [ 33 ]

В процессе складывания из стали удаляется большая часть примесей, что позволяет постоянно совершенствовать сталь во время ковки. К концу ковки полученная сталь была одним из самых чистых стальных сплавов древнего мира. стали Непрерывный нагрев приводит к обезуглероживанию , поэтому большое количество углерода либо извлекается из стали в виде углекислого газа, либо перераспределяется более равномерно посредством диффузии , оставляя почти эвтектоидный состав (содержащий 0,77–0,8% углерода). [ 34 ] [ 35 ] Краевая сталь обычно имеет состав от эвтектоидного до слегка доэвтектоидного (содержащий содержание углерода ниже эвтектоидного состава), что обеспечивает достаточную прокаливаемость без ущерба для пластичности. [ 36 ] Сталь с обшивкой обычно содержит немного меньше углерода, часто в пределах 0,5%. Однако стальная сердцевина остается почти чистым железом и очень мало реагирует на термообработку. [ 36 ] Сирил Стэнли Смит , профессор истории металлургии из Массачусетского технологического института , провёл анализ четырёх разных мечей, каждый из разных столетий, определив состав поверхности клинков: [ 37 ]

Состав клинка
Эра Карбон (край) Карбон (корпус) Марганец Кремний Фосфор Медь
1940-е годы 1.02% 1.02% 0.37% 0.18% 0.015% 0.21%
1800-е годы 0.62% 1.0% 0.01% 0.07% 0.046% 0.01%
1700-е годы 0.69% 0.43% 0.005% 0.02% 0.075% 0.01%
1500-е годы 0.5% 0.5% 0.005% 0.04% 0.034% 0.01%

В 1993 году Ежи Пясковский провел анализ катаны типа кобусе , разрезав меч пополам и взяв поперечный разрез. Анализ показал содержание углерода в диапазоне от 0,6 до 0,8% углерода на поверхности и 0,2% в ядре. [ 37 ] [ 38 ]

Сталь даже в древних мечах могла иногда изготавливаться из стали, доступной в то время. Из-за своей редкости в древнем мире сталь обычно подвергалась вторичной переработке, поэтому сломанные инструменты, гвозди и кухонная посуда часто служили запасом стали. Даже сталь, добытая у врагов в бою, ценилась за ее использование в кузнечном деле. [ 17 ]

Различные слои этого лезвия очевидны по разнице в содержании углерода, которое у хамона преувеличено, что придает лезвию тонкий вид.

По мнению Смита, различные слои стали становятся видимыми во время полировки по одной или двум причинам: 1) в слоях разное содержание углерода или 2) в них разное содержание шлаковых включений. , не будет Когда изменение происходит за счет самих шлаковых включений, заметного эффекта рядом с хамоном , где якиба встречается с хира . Аналогично не будет заметной разницы в местной твердости отдельных слоев. Разница в шлаковых включениях обычно проявляется в виде слоев, которые несколько изъедены, а соседние слои - нет. В одном из первых металлургических исследований профессор Куни-ити Тавара предполагает, что слои высокошлакового материала могли быть добавлены как по практическим, так и по декоративным причинам. Хотя шлак оказывает ослабляющее воздействие на металл, возможно, были добавлены слои с высоким содержанием шлака, чтобы рассеять вибрацию и ослабить отдачу, что упрощает использование без значительной потери прочности. [ 39 ]

будут отчетливые признаки этого Однако, когда закономерности возникают из-за разницы в содержании углерода, рядом с хамоном , поскольку сталь с более высокой прокаливаемостью станет мартенситом за пределами хамона , а соседние слои превратятся в перлит. Это оставляет отчетливый узор из ярких ниои , которые выглядят как яркие полосы или линии, которые следуют за слоями на небольшом расстоянии от хамона до хиры , придавая хамону тонкий или туманный вид. Узоры, скорее всего, были обнаружены во время операции полировки с использованием метода, аналогичного притирке , без доведения стали до полной полировки, хотя иногда для обеспечения уровня травления также могли использоваться химические реакции с полирующими составами. Различия в твердости в первую очередь проявляются в разнице в микроскопических царапинах, оставленных на поверхности. Более твердый металл создает более мелкие царапины, поэтому он рассеивает отраженный свет, в то время как более мягкий металл имеет более глубокие и длинные царапины, которые кажутся либо блестящими, либо темными в зависимости от угла обзора. [ 39 ]

Металлография

[ редактировать ]
Многослойная сталь образует рисунок древесины при напиливании и полировке лезвия.
Синяя сталь мокумегане с узловатыми узорами на металле.

Металлургия как наука возникла только в начале 20 века. До этого металлография была основным методом изучения металлов. Металлография — это изучение структуры металлов, природы трещин и микроскопических кристаллических образований. Однако ни металлография как наука, ни теория кристаллов металлов возникли почти через столетие после изобретения микроскопа. [ 40 ] Древние мастера-оружейники не знали металлургии и не понимали взаимосвязи между углеродом и железом. Обычно все изучалось методом проб и ошибок, ученичества и, поскольку технология изготовления мечей часто была тщательно охраняемой тайной, некоторого шпионажа. До 14 века узору на клинке как эстетическому качеству уделялось очень мало внимания. Однако японские кузнецы часто гордились своим пониманием внутренней макроструктуры металлов, включая слоистость, текстуру древесины и использование разной стали в разных частях клинка.

В Японию почти все металлы, включая оружие, импортировались с материка до V или VI века, когда технология производства стали была импортирована из Китая, скорее всего, через Корею. [ 41 ] [ 42 ] Тигельная сталь, используемая в китайских мечах, называемая чи-кан (комбинированная сталь), была похожа на шаблонную сварку , и ее края часто приваривались к задней части из мягкого железа, или джоу ти . Пытаясь перепроектировать китайский метод, древние кузнецы уделяли много внимания различным свойствам стали и работали над их объединением для получения композитной стали с внутренней макроструктурой, которая обеспечивала бы аналогичное сочетание твердости и ударной вязкости. Как и всегда методом проб и ошибок, каждый оружейник часто пытался создать внутреннюю структуру, которая превосходила бы мечи его предшественников или даже была лучше, чем их собственные предыдущие разработки. [ 41 ] Более твердые металлы обеспечивали прочность, как «кости» внутри стали, тогда как более мягкий металл обеспечивал пластичность, позволяя мечам сгибаться, прежде чем сломаться. В древние времена японские кузнецы часто демонстрировали эти неоднородности в стали, особенно на таких деталях, как гарда или навершие, создавая грубые, естественные поверхности, позволяя стали ржаветь или протравливая ее кислотой, делая внутреннюю структуру частью целого. эстетика оружия. В более поздние времена этот эффект часто имитировали путем частичного смешивания различных металлов, таких как медь, со сталью, образуя узор мокуме (деревянное ушко), хотя это было непригодно для клинка.

После 14 века японские технологии достигли апогея, и мало что можно было сделать для улучшения механических свойств даже по современным стандартам, поэтому больше внимания стало уделяться узору на клинке как эстетическому качеству. С тех пор прогресс пошел по художественному пути, и мечи стали цениться не только за свою красоту, но и за пригодность в качестве оружия. Примерно в это же время начали появляться декоративные хамоны, состоящие из различных волнистых или зубчатых форм, путем придания формы глине. Вскоре после этого часто стали использоваться намеренно-декоративные методы ковки, такие как забивание вмятин в определенных местах или вытягивание стали долами , что служило для создания рисунка мокуме , когда меч был напилен и отполирован до формы, или путем намеренной ковки в несколько слоев. с высоким содержанием шлака. К 17 веку в эту эпоху стали обычным явлением хамоны с деревьями, цветами, коробочками для таблеток или другими формами. К 19 веку декоративные хамоны часто комбинировались с декоративными техниками складывания для создания целых пейзажей, часто изображающих определенные острова или пейзажи, разбивающиеся волны в океане и туманные горные вершины. [ 43 ]

Украшение

[ редактировать ]
Лезвие старинного японского меча вакидзаси с изображением хоримоно в виде хризантемы.
Часть старинной японской катаны с двумя бороздками бо-хи и линией закалки хамон.

Почти все клинки декорированы, однако не все клинки декорированы на видимой части клинка. Когда лезвие остынет и грязь будет соскоблена, на лезвии нарезаются узоры и канавки. Здесь выполняется одна из самых важных маркировок на мече: маркировка напильником. Их вырезают в хвостовике ( накаго ) или рукоятке клинка во время формования, где позже они будут закрыты цука или рукоятью . Хвостовик ни в коем случае нельзя чистить: это может снизить стоимость меча вдвое или более. Цель состоит в том, чтобы показать, насколько хорошо стареет сталь лезвия. Используются различные типы маркировки файлов, в том числе горизонтальные, наклонные и клетчатые, известные как ити-мондзи , ко-судзикай , судзикай, о-судзикай , катте-агари , синоги-кири-судзикай , така-но-ха и гяку. -така-но-ха . Сетка отметок, образующаяся при движении напильника по диагонали в обе стороны по хвостовику, называется хигаки , тогда как специальные отметки напильника «парадной формы» называются кешо-ясури . Наконец, если лезвие очень старое, возможно, его выбрили, а не напилили. Это называется сенсуки . Будучи декоративными, эти отметки напильником также служат для создания неровной поверхности, которая хорошо врезается в рукоять, надеваемую на нее. Именно это давление по большей части удерживает рукоять на месте, в то время как штифт мэкуги служит второстепенным методом и предохранителем.

Некоторые другие знаки на клинке носят эстетический характер: подписи и посвящения, написанные кандзи , а также гравюры, изображающие богов, драконов или других приемлемых существ, называемых хоримоно . Некоторые из них более практичны. Так называемая «кровяная канавка», или более полная, на самом деле не позволяет крови течь более свободно из порезов, нанесенных мечом. [ 44 ] но цель состоит в том, чтобы уменьшить вес меча, сохранив при этом структурную целостность и прочность. [ 44 ] Канавки бывают широкими ( бо-хи ), парными узкими ( футасудзи-хи ), парными широкими и узкими ( бо-хи ни цурэ-хи ), короткими ( коши-хи ), парными короткими ( гомабуси ), парными длинными со сросшимися кончиками. ( сёбу-хи ), парные длинные с неровными изломами ( куитигай-хи ) и алебардные ( нагината-хи ).

Полировка

[ редактировать ]
Лезвие японского меча, точильный камень и ведро с водой на Фестивале цветения сакуры 2008 года, Центр Сиэтла, Сиэтл, Вашингтон

Когда черновая обработка клинка завершена, оружейник передает его полировщику ( тогиси ), чья работа состоит в том, чтобы усовершенствовать форму клинка и улучшить его эстетическую ценность. Весь процесс занимает значительное время, в некоторых случаях до нескольких недель. Ранние полировщики использовали три типа камня, тогда как современные полировщики обычно используют семь. Современный высокий уровень полировки обычно не выполнялся примерно до 1600 года, поскольку больший упор уделялся функции, а не форме. Процесс полировки почти всегда занимает больше времени, чем даже обработка, и хорошая полировка может значительно улучшить красоту клинка, а плохая может испортить самое лучшее из лезвий. Что еще более важно, неопытные полировщики могут навсегда испортить клинок, сильно нарушив его геометрию или изнашив слишком много стали, и то, и другое эффективно разрушает денежную, историческую, художественную и функциональную ценность меча. [ нужна ссылка ]

Крепления

[ редактировать ]

В японском языке ножны катаны , а часть цевья, часто замысловато называются сая спроектированная как отдельное произведение искусства, особенно в более поздние годы периода Эдо , называлась цуба . Другие аспекты креплений ( косирэ ), такие как менуки (декоративные выпуклости), хабаки (ошейник лезвия и клин ножен), фучи и кашира (ошейник и колпачок ручки), кодзука (небольшая рукоятка универсального ножа), когай (декоративная шпажка). -подобный орудию), лак сая и цука-ито (профессиональная обертка для ручек, также называемая эмаки ) получили аналогичные уровни артистизм.

После того, как лезвие готово, его передают изготовителю креплений, или саяси (буквально «изготовитель ножен», но относится к тем, кто вообще изготавливает фурнитуру). Крепления для мечей различаются по своему характеру в зависимости от эпохи, но имеют одну и ту же общую идею, причем различия заключаются в используемых компонентах и ​​стиле упаковки. Очевидная часть рукояти состоит из металлической или деревянной рукоятки, называемой цука , которую также можно использовать для обозначения всей рукояти. Нарукавник, или цуба , на японских мечах (за исключением некоторых сабель 20-го века, имитирующих сабли западных военно-морских сил) маленький и круглый, сделан из металла и часто очень богато украшен. (См. кошираэ . )

У основания имеется навершие, известное как кашира , а под плетеной оберткой часто имеется украшение, называемое менуки . Бамбуковый колышек, называемый мекуги, продевается через цука и хвостовик лезвия, используя просверленное в нем отверстие, называемое мекуги-ана («отверстие для колышка»). Это надежно фиксирует лезвие в рукояти. Чтобы надежно закрепить лезвие в ножнах, которые оно вскоре получит, на лезвии имеется воротник, или хабаки , который выступает примерно на дюйм за пределы рукоятки и предохраняет лезвие от дребезжания.

Существует два типа ножен, создание каждого из которых требует кропотливой работы. Одним из них является ширасайя , которая обычно делается из дерева и считается «ножами для отдыха», используемыми в качестве ножен для хранения. Другие ножны - более декоративные или боеспособные, которые обычно называются либо дзиндачи-дзукури , если они подвешиваются к оби (поясу) с помощью ремней ( стиль тати ), либо ножнами букэ-дзукури, если их продевают через оби ( в стиле катаны). Другие типы крепления включают кю-гунто , син-гунто и кай-гунто для вооруженных сил двадцатого века.

Современное делопроизводство мечей

[ редактировать ]

Традиционные мечи до сих пор производятся в Японии, а иногда и в других местах; их называют «синсакуто» или «синкэн» (настоящий меч), ​​и они могут быть очень дорогими. Они не считаются репродукциями, поскольку изготовлены традиционными методами и из традиционных материалов. Мастера меча в Японии имеют лицензию; получение этой лицензии требует длительного обучения. За пределами Японии есть пара кузнецов, работающих традиционными или в основном традиционными методами, и время от времени проводятся короткие курсы по японскому делу изготовления мечей. [ 45 ]

очень большое количество некачественных копий катаны и вакидзаси Доступно ; их цены обычно колеблются от 10 до 200 долларов. Эти дешевые лезвия имеют только японскую форму — обычно они изготавливаются на станке, затачиваются на станке и минимально закаляются или подвергаются термической обработке. Узор хамона (если таковой имеется) на лезвии наносится путем протирки, травления или иной маркировки поверхности без какой-либо разницы в твердости или состоянии кромки. [ 46 ] Металл, используемый для изготовления некачественных лезвий, в основном представляет собой дешевую нержавеющую сталь, которая обычно намного тверже и хрупкее, чем настоящая катана. Наконец, дешевые копии японских мечей обычно имеют причудливый дизайн, поскольку они предназначены только для галочки. Репродукция катаны более высокого качества обычно стоит от 200 до примерно 1000 долларов (хотя некоторые из них могут легко превысить 2000 долларов за качественные серийные лезвия, сложенные, часто традиционной конструкции и с надлежащей полировкой). [ 47 ] ), а высококачественные или сделанные на заказ репродукции могут стоить до 15 000–50 000 долларов. [ 48 ] Эти лезвия предназначены для резки и обычно подвергаются термической обработке. Высококачественные репродукции, изготовленные из углеродистой стали, часто имеют разную твердость или закал, как у традиционно изготовленных мечей, и имеют оттенок хамона; на них не будет хада (зерна), поскольку они обычно не изготавливаются из гнутой стали. [ нужна ссылка ]

В репродукциях используется широкий спектр сталей: от углеродистых сталей, таких как 1020, 1040, 1060, 1070, 1095 и 5160, нержавеющих сталей, таких как 400, 420, 440, до высококачественных специальных сталей, таких как L6 и S7. . [ 49 ] Большинство дешевых копий изготавливаются из недорогих нержавеющих сталей, таких как 440A (часто называемых просто «440»). [ 50 ] При нормальной твердости по Роквеллу от 56 до 60 нержавеющая сталь намного тверже, чем задняя часть катаны с дифференциальной закалкой (HR50), и поэтому гораздо более склонна к поломке, особенно при изготовлении длинных клинков. Нержавеющая сталь также намного мягче по краю (традиционная катана обычно имеет толщину более HR60 по краю). Более того, дешевые мечи, предназначенные для украшения стен или подставок для мечей, часто также имеют хвостовик в виде «крысиного хвоста», который представляет собой тонкий металлический болт с резьбой, приваренный к лезвию в области рукояти. Это главное слабое место, и они часто ломаются по сварному шву, в результате чего получается опасный и ненадежный меч. [ 51 ]

Некоторые современные мастера-мечники изготовили высококачественные копии мечей, используя традиционный метод, в том числе один японский мастер-мечник, который начал производство мечей в Таиланде, используя традиционные методы, а также различные американские и китайские производители. Однако они всегда будут отличаться от японских мечей, изготовленных в Японии, поскольку незаконно экспортировать ювелирную сталь тамахаганэ как таковую без предварительного превращения ее в продукцию с добавленной стоимостью. Тем не менее, некоторые производители сделали мечи с дифференциальной закалкой, сложенные традиционным методом, доступные за относительно небольшие деньги (часто от одной до трех тысяч долларов), а несложенные стальные мечи с дифференциальной закалкой - за несколько сотен. [ 52 ] Некоторые практикующие мастера боевых искусств предпочитают современные мечи, будь то этого типа или изготовленные в Японии японскими мастерами, потому что многие из них обслуживают демонстрации боевых искусств, создавая «сверхлегкие» мечи, которыми можно маневрировать относительно быстрее в течение более длительных периодов времени, или мечи. Специально разработан для эффективной резки учебных целей, с более тонкими лезвиями и бритвенными плоскими или полыми заточенными краями.

Известные мастера-мечники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ [1] Развитие противоречий: от периода раннего Нового времени до дискуссионных онлайн-форумов, том 91 журнала Linguistic Insights. Исследования в области языка и коммуникации , автор Манучехр Моштаг Хорасани, издатель Питер Ланг, 2008 г., ISBN   3039117114 , 9783039117116 стр.150]
  2. ^ [2] «Полное руководство идиота по мировой мифологии», «Полное руководство идиота» , авторы Эванс Лансинг Смит, Натан Роберт Браун, издатель Penguin, 2008 г., ISBN   1592577644 , 9781592577644 стр.144
  3. ^ Сказка о Татаре
  4. ^ Jump up to: а б «Международная конференция» . jsme.or.jp. ​Проверено 27 мая 2014 г.
  5. ^ История технологии производства железа и стали в Японии ーВ основном о выплавке железного песка Татаройー. Мицуру Тейт (2005). Тецу-то-Хагане Том. 91. Институт железа и стали Японии.
  6. ^ История Татары. Развитие производства железа в городе Ясуги.
  7. ^ Происхождение и развитие Татары (Изменения в японской технологии производства железа Татара, город Ясуги ).
  8. ^ История и механизм производства татарского железа, Музей японских мечей в Нагое, Мир Тукен.
  9. ^ Тацуо Иноуэ; Наука татары и японского меча ICBTT2002
  10. ^ Ирвин, Грегори. Японский меч: душа самурая. Лондон: Публикации Виктории и Альберта, 2000.
  11. ^ «Терминология японских мечей и соответствующий глоссарий ~ www.samuraisword.com» . Samuraisword.com . Проверено 27 мая 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и «История металлографии» Сирила Смита.
  13. ^ Jump up to: а б "Hitachi Metals>Сказка о татаре>Японские мечи" . hitachi-metals.co.jp . Проверено 27 мая 2014 г.
  14. ^ «Терминология японских мечей и соответствующий глоссарий ~ www.samuraisword.com» . Samuraisword.com . Проверено 27 мая 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б "Hitachi Metals>Сказка о Татаре>О Татаре" . hitachi-metals.co.jp . Проверено 27 мая 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «НОВА | Тайны самурайского меча» . pbs.org . Проверено 27 мая 2014 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж «Японский процесс изготовления мечей ~ www.samuraisword.com» . Samuraisword.com . Проверено 27 мая 2014 г.
  18. ^ История металлографии Сирила Смита - MIT Press, 1960, стр. 53-54
  19. ^ Железо и сталь в древние времена , Вагн Фабрициус Бухвальд - Датское королевское научное общество, 2005 г., стр. 65
  20. ^ Jump up to: а б [3] Глобализация предыстории Японии: язык, гены и цивилизация , том 6 исследований Рутледжа по ранней истории Азии, автор Энн Кумар, издатель Тейлор и Фрэнсис США, 2009 г., ISBN   0710313136 , 9780710313133 стр.23
  21. ^ Казухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр30-31. ISBN   978-4651200408
  22. ^ Jump up to: а б Симомукай, Тацухико (30 июня 2000 г. Обзор изучения истории: Сигаку Кенкю ) .
  23. ^ Джон Т. Куэн (15 января 2014 г.). Военная история Японии: от эпохи самураев до XXI века . Прегер. п. 34. ISBN  978-1-59228-720-8 .
  24. ^ Jump up to: а б Кадзухико Инада (2020), Энциклопедия японских мечей . стр32-33. ISBN   978-4651200408
  25. ^ История , сентябрь 2020 г., стр. 50. ASIN   B08DGRWN98.
  26. ^ Историк . , сентябрь 2020 г., стр   . 36–37
  27. ^ Историк . . 47   , сентябрь 2020 г., стр
  28. ^ [4] , «К мечу: история гладиаторов, мушкетеров, самураев, головорезов и олимпийских чемпионов» , автор Ричард Коэн, издатель Random House Digital, Inc., 2003ISBN 0812969669, 9780812969665 стр.124
  29. ^ [5] Форма меча Тайцзи Цзян с 32 позами , автор Джеймс Древе, издатель Singing Dragon, 2009, ISBN   1848190115 , 9781848190115 стр.10
  30. ^ [6] Авторы «Ремесло японского меча» Леон Капп, Хироко Капп, Ёсиндо Ёшихара, издательство Kodansha International, 1987, ISBN   087011798X , 9780870117985 стр.31
  31. ^ Jump up to: а б История металлографии Сирила Смита - MIT Press, 1960, стр. 40–57.
  32. ^ «НОВА | Тайны самурайского меча» . pbs.org . Проверено 27 мая 2014 г.
  33. ^ "Hitachi Metals>Сказка о татаре>Тама-хагонэ и японский меч" . hitachi-metals.co.jp . Проверено 27 мая 2014 г.
  34. ^ Металлография и микроструктура древних и исторических металлов Дэвида А. Скотта - Фонд Дж. Пола Гетти, 1991 г., стр. 29
  35. ^ «Семинар по японским мечам» . docstoc.com. Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Глава 11 Кинетика. Лекция по термообработке № 14» (PDF) . 28 февраля 2013 года . Проверено 5 июля 2014 г.
  37. ^ Jump up to: а б Меч и тигель: история металлургии европейских мечей до 16 века, Алан Уильямс - Брилл, 2012, стр. 42–43.
  38. ^ «Отображение документов BCIN» . bcin.ca. ​Проверено 27 мая 2014 г.
  39. ^ Jump up to: а б История металлографии Сирила Стэнли Смита - MIT Press, 1960, стр. 46–47.
  40. ^ История металлографии Сирила Стэнли Смита - MIT Press, 1960, стр. xxi - xxvi
  41. ^ Jump up to: а б История металлографии Сирила Стэнли Смита - MIT Press, 1960, стр. 41
  42. ^ Горнодобывающая промышленность Японии за последние двадцать пять лет, 1867-1892 гг. , Цунаширо Вада - директор горного бюро Министерства сельского хозяйства и торговли Японии, 1893 г. Страница 1
  43. ^ История металлографии Сирила Стэнли Смита - MIT Press, 1960, стр. 50-52, 57-61
  44. ^ Jump up to: а б «AG Russell: ваш поставщик ножей и аксессуаров к ним» . agrussell.com . Проверено 27 мая 2014 г.
  45. ^ Базовая японская ковка , интернет-журнал Sword Forum, январь 1999 г.
  46. ^ Американизированные японские мечи , интернет-журнал Sword Forum, январь 1999 г. - Сравнение западных интерпретаций с традиционными японскими клинками.
  47. ^ «Меч на продажу! От мечей дракона до деревянных мечей, азиатских вееров, метательных ножей и многого другого!» . twiggyssamuraitreasures.com . Проверено 5 июля 2014 г.
  48. ^ Самурайский меч, документальный фильм канала Discovery.
  49. ^ «Стали для мечей – Полное руководство» . Средневековый мир мечей . 20 июля 2019 г. Проверено 3 августа 2019 г.
  50. ^ Подходит ли нержавеющая сталь для мечей? , Интернет-журнал Sword Forum, март 1999 г.
  51. ^ «Руководство для начинающих по настоящим японским мечам» . меч-покупатели-guide.com . Проверено 27 мая 2014 г.
  52. ^ «Школа мечей | Узнайте о настоящих мечах | Настоящие японские мечи | Настоящие европейские мечи» . schoolofswords.com. Архивировано из оригинала 11 декабря 2012 г. Проверено 27 мая 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e92e28b57d8893a458faf039c0fa31b__1713891120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/1b/2e92e28b57d8893a458faf039c0fa31b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese swordsmithing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)