Мурамаса
Мурамаса ( 村正 , родился до 1501 года) , широко известный как Сэнго Мурамаса ( 千子村正 ) , был известным кузнецом , основавшим школу Мурамаса и жившим в период Муромати (14-16 века) в Куване, провинция Исэ , Япония. (нынешний Кувана, Миэ ). [ 1 ]
Несмотря на свою первоначальную репутацию прекрасных клинков, которые предпочитал сёгун Токугава Иэясу и его вассалы, катаны , изготовленные Мурамаса, постепенно стали символом движения против Токугавы . Более того, в преданиях и популярной культуре 18 века мечи считались ёто ( 妖刀 , «злая катана») .
Работа
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Как и его уникальная репутация, Мурамаса известен некоторыми довольно необычными особенностями в своей работе. Эти атрибуты часто называют терминами с префиксом «Мурамаса».
- Мурамаса-ба ( 村正刃 , «край, похожий на Мурамаса») волнообразной формы — Первой его характерной чертой является частое использование хамона . Хамон , Мурамасы относится к категории гуноме-мидаре то есть образует хаотичные волнообразные формы. Мурамаса В частности, гуноме-мидаре имеет очень длинные и неглубокие впадины между группами форм гуноме . [ 2 ] Кроме того, узор переда и спинки часто хорошо совпадают. [ 2 ] Что касается хатараки , или металлургических узоров, созданных посредством дифференциального нагрева и процесса закалки, его хамон имеет чрезвычайно четкую огранку с определенными ниои. Хамон Мурамасы также известен как почти точная симметричная копия друг друга, что считается чрезвычайно сложным и трудным в процессе создания хамона.
- Мурамаса-накаго ( 村正中心 , «хвостик Мурамаса») в форме рыбьего брюшка (танагобара) — Другая легко узнаваемая особенность, которую можно увидеть на клинках Мурамаса, — это форма накаго . [ 3 ] [ 2 ] Хаяси Сигэхидэ ( 林重秀 ) в 19 веке часто имитировал этот стиль. [ 2 ]
Известные работы
[ редактировать ]Хотя школа Мурамаса чрезвычайно известна в массовой культуре, ни один из их мечей не считается национальным достоянием или важным культурным достоянием .

Мёхо Мурамаса ( 妙法村正 , «Мурамаса Возвышенной Дхармы ») — единственный меч, официально признанный важным произведением искусства . [ 4 ] Катана , длина 66,4 см, кривизна 1,5 см, ширина дна 2,8 см, синоги-дзукури , иори-муне и тю-киссаки ноби. [ 4 ] (см. также Словарь японских мечей ). На лицевой стороне находится знак Мурамасы и знак мантры Мёхо Ренге Кё ( 妙法蓮華経 ) (мантра из Наму Мёхо Ренге Кё или Лотосовой Сутры буддизма Нитирэн ). [ 4 ] На оборотной стороне находится знак года: 13-й день 10-го месяца Эйсё 10 , то есть 10 ноября 1513 года. [ 4 ] Весьма вероятно, что дата была выбрана потому, что первосвященник Ничирен умер в 13-й день 10-го месяца Коан 5 (1282 г.). [ 4 ] Обе стороны содержат красивые гравюры Курикары ( мифологического меча Фудо Мё-о , наделенного силой горящего дракона). [ 4 ] Стиль гравюр похож на стиль гравюр Хейандзё Нагаёси, поэтому некоторые учёные предполагают, что Мурамаса учился у Нагаёси. [ 4 ] Он также покрыт серебром и украшен иероглифами Набешин ( 鍋信 ) , что позволяет предположить, что меч когда-то принадлежал Набэсиме Кацусигэ (1580–1657), первому правителю даймё Домена Сага . [ 4 ] Позже этот меч был передан сыну Кацусиге Набэсиме Мотосиге , первому правителю домена Оги , и унаследован его преемниками. [ 4 ]
Ученики Мурамасы тоже изготавливали отличное оружие. Фудзивара Масазанэ, ученик Мурамаса, выковал Тонбокири , [ 5 ] одно из Трех Великих Копий Японии . Масазанэ также выковал меч под названием Иношиси-гири ( 猪切 , «убийца кабана»), название которого произошло от легенды о том, что Сакаи Тадацугу убил этим мечом дикого кабана, сопровождая Иэясу на охоте. [ 6 ]
В истории
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Точное происхождение школы Мурамаса неизвестно. Самый старый из сохранившихся мечей, оснащенный как именем Мурамаса, так и знаком даты, показывает год Бунки 1 (1501). [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] Ученые, однако, утверждают, что несколько мечей, подписанных Мурамасой (но без знаков года), в свете их стилей немного старше 1501 года. [ 4 ] [ 7 ] Принято считать, что школа Мурамасы охватывала как минимум три поколения. [ 4 ] Трудно сказать, когда исчезла школа, но на некоторых мечах Мурамаса есть знак года Канбун (1661–1673). [ 7 ]
Лорес в конце периода Муромати (начало 16 века – 1573 г.) утверждал, что Мурамаса I был учеником Масамунэ (ок. 1300 г.), величайшего мастера меча в истории Японии, и семьи Хонами (семейная династия полировщиков мечей и знатоков меча). отметил, что его флоруит относится к эпохе Дзёдзи (1362–1368). [ 9 ] Однако ученые от периода Адзути-Момояма (1573–1600) до наших дней отвергли отношения Масамунэ и Мурамасы как фантазию, поскольку все существующие мечи Мурамасы слишком новы, чтобы поддерживать эту теорию. [ 9 ] Другая теория гласит, что Мурамаса I был учеником Хэйандзё Нагаёси, выдающегося киотского мастера-мечника, известного своими копьями и гравюрами. [ 4 ] [ 10 ] Школа Масасигэ ( 正重 ) , известная ветвь школы Мурамаса, записывает, что Масасигэ I умер в 1456 году, поэтому Мурамаса I действовал до 1456 года, если верить данным. [ 7 ]
Сэнго ( 千子 ) , эпитет Мурамаса, также овеян мифами. Распространенное поверье гласит, что Мурамаса I родился в месте под названием Сэнго, но на самом деле такого места рядом с Куваной нет. [ 7 ] Другая популярная легенда гласит, что мать Мурамаса I поклонялась бодхисаттве Сендзю Каннон , и поэтому его называли Сэнго, сокращенной формой Сендзю но ко ( 千手の子 , «сын Сенджу») . [ 7 ]
Канзан Сато утверждает, что начальным годом Мурамаса I были Энтоку и Мэйо (1489–1501), Мурамаса II — Тенбун (1532–1539), а Мурамаса III — Тенсё (1573–1591). [ 4 ] С другой стороны, Суйкен Фукунага считает, что флоруит Мурамаса I находился в районе Сётё (1428–1429), а меч 1501 года был выкован Мурамаса III. [ 7 ]
Отношения с династией Токугава
[ редактировать ]Из-за своей изысканной остроты мечи Мурамаса особенно нравились самураям Микавы (во главе с Токугавой Иэясу , основателем сёгуната Токугава , и его предками). [ 11 ] [ 5 ] Естественно, когда в клане Токугава случается несчастье, оно часто связано с Мурамасой, и уж точно не потому, что они «прокляты», а просто потому, что большинство самураев Микава пользовались этими мечами. [ 5 ] Мацудайра Киёясу , дедушка Иэясу, был по ошибке убит своим вассалом Абэ Масатойо Мурамаса. [ 11 ] Отец Иэясу, Мацудайра Хиротада, также получил ножевое ранение Мурамаса от Ивамацу Хатия, который потерял рассудок из-за чрезмерного употребления алкоголя. [ 11 ] Когда первый сын Иэясу, Мацудайра Нобуясу, был вынужден покончить жизнь самоубийством ( сэппуку ), его обезглавивший ( кайсякунин ) Амагата Мичитсуна использовал Мурамасу. [ 11 ]
Несмотря на эти прискорбные инциденты, Токугава Иэясу и его поколение, похоже, очень ценили оружие Мурамаса. [ 5 ] Сам Иэясу владел двумя мечами, выкованными Мурамасой, и оставил их своей семье; по состоянию на 2013 год семья Овари-Токугава по-прежнему хранит один из двух в качестве семейной реликвии. [ 5 ] Хонда Тадакацу , один из четырех величайших генералов под руководством Иэясу , владел Тонбогири , легендарным копьем, выкованным Фудзивара Масазане, который учился в школе Мурамаса. [ 5 ] Сакаи Тадацугу , еще один из Четверки, владел Иношиси-гири, мечом, выкованным Масазанэ. [ 6 ]
Однако последующие поколения сёгуната постепенно стали относиться к Мурамасе как к зловещим предметам. Арай Хакусэки , официальный учёный-бюрократ сёгуната, прокомментировал: «С Мурамаса связано немало зловещих событий». [ 5 ] Даже «Токугава Дзикки (1849 г.), официальная книга по истории, изданная сёгунатом, цитирует «Кашивазаки Моногатари» ( англ. English , 1787 г.) , в котором рассказывается легенда о том, что Иэясу считал Мурамасу проклятыми предметами и запретил их доступ к своей семье. [ 12 ] хотя это явно вымышленная история, учитывая семейную реликвию семьи Овари-Токугава.
В период Бакумацу (1853–1868 гг.) Мурамаса каким-то образом считался наносящим проклятие против сёгуната, и поэтому сиси (активисты, выступающие против Токугавы), хотели приобрести клинки Мурамаса. [ 4 ] Несмотря на то, что школа Мурамаса не имеет высокого или престижного статуса, который могла бы использовать императорская семья в обычное время, Мурамаса принадлежал принцу Арисугаве Тарухито , главнокомандующему Императорской армии против сёгуната Токугава во время Босинская война (1868–1869). [ 5 ] Чтобы удовлетворить растущий спрос, в этот период также часто производились подделки клинков Мурамаса. [ 4 ]
Культурное значение
[ редактировать ]
В популярной культуре мечи Мурамаса часто изображались как проклятые мечи, наделенные демонической силой. Оскар Ратти и Адель Уэстбрук говорили, что Мурамаса «был искуснейшим кузнецом, но с жестоким и неуравновешенным умом, граничащим с безумием, которое, как предполагалось, перешло в его клинки. совершить убийство или самоубийство». [ 13 ] Также было сказано, что после извлечения клинка Мурамаса должна пролить кровь, прежде чем его можно будет вернуть в ножны , вплоть до того, что его владелец вынудит своего владельца ранить себя или покончить жизнь самоубийством. [ 14 ] Таким образом, его считают демоническим проклятым клинком, вызывающим жажду крови у тех, кто им владеет.
Эти изображения датируются драмы кабуки 18–19 веков, такие как Тенга Джая Мура Катакиучи , ( 1781) Хатиман Мацури Ёмия-но Нигивай (1860), Конома-но Хоси Хаконэ-но Сикабуэ 1880 ( , ) и Каго-цурубе Сато-но-Эидзаме'' (1888). [ 2 ]
Когда Мацудайра Геки сошел с ума из-за притеснения власти со стороны своего начальства и убил их в замке Эдо в 6-м году правления Бунсея (1823 г.), горожане поговаривали, что Геки использовал Мурамаса, хотя на самом деле на мече не было никаких знаков и не было никаких доказательств в поддержку слухов. [ 2 ] Этот случай показывает, насколько велико было влияние драмы кабуки на простых людей. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фукунага, 1993. Том. 5, с. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фукунага, 1993. т. 1. 5, с. 169.
- ^ [1] www.Muramasa.us/features
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сато, 1990. стр. 209-212.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Выставка великих сокровищ семьи Овари-Токугава: проклятый меч — от легенды к истории» Нисиниппон Симбун (на японском языке), дата обращения 22 августа 2018 г. .
- ^ Jump up to: а б Фукунага, 1993. т. 1. 1, стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фукунага, 1993. т. 1. 5, с. 167.
- ^ «ИСЭ – Школа СЕНГО МУРАМАСА» . www.sho-shin.com .
- ^ Jump up to: а б Фукунага, 1993. т. 1. 5, с. 166.
- ^ «Мурамаса» . www.shibuiswords.com . Проверено 08 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фукунага, 1993. т. 1. 5, с. 168.
- ^ "Токугава Мики" Тосёгу Микики, приложение, том 3 ( [2] , стр. 162)
- ^ Ратти, Оскар и Адель Уэстбрук (1991). Тайны самураев: Боевые искусства феодальной Японии . Издательство Таттл. п. 263. ИСБН 978-0-8048-1684-7 .
- ^ Стоун, Джордж Кэмерон (1999). Глоссарий изготовления, украшения и использования оружия и доспехов во всех странах и во все времена . Dover Publications, Inc. с. 460. ИСБН 978-0-486-40726-5 .
Библиография
[ редактировать ]- 1990) (на японском языке) примечательных японских мечей ( Новая подборка из 100 Сато, Канзан ( Син Нихон Мэйто Хякусен ) . ISBN 4-253-90009-7 .
- Фукунага, Суйкен (1993) (на японском языке) Энциклопедия японских мечей ( Энциклопедия японских мечей , Nihontō Daihyakka Jiten ) Юзанкаку. ISBN 4-639-01202-0 .