Tashfiniya Madrasa
Медресе Ташфиния ( араб . Школа Ташфиния , латинизированное : Медресе ат-Ташфиния ), [1] [2] [3] [а] — бывшее медресе в городе Тлемсен , Алжир. Построенный в начале 14 века правителем Абу Заянидов Ташфином I (годы правления 1318–1337), он был главным памятником города и славился своим богатым архитектурным убранством. Он был снесен французскими колониальными властями в 1876 году. [6] : 124–131
История
[ редактировать ]Династия Зайянидов (или Абд аль-Вадидов) была первыми правителями, спонсировавшими строительство медресе на территории, контролируемой их государством в центральном Магрибе (примерно современный Алжир), так же, как и их современные соседние династии Хафсиды и Мариниды открыли первые медресе в восточном и западном Магрибе соответственно. [7] : 284–285 Первое медресе в Тлемсене, медресе Улад эль-Имам (также называемое аль-медресе аль-Кадима или «Старое медресе»), было основано заянидским султаном Абу Хамму I в 1310 году, но не сохранилось до наших дней. . [б] [7] : 290 [6] : 121–122
Медресе Ташфиния, второе медресе в Тлемсене, было основано сыном и преемником Абу Хамму Абу Ташфином I во время его правления между 1318 и 1337 годами. [6] : 124 Оно было также известно как аль-Мадраса аль-Джадида или «Новое медресе». [1] [8] Абу Ташфин организовал свержение и убийство своего отца, и создание религиозного фонда могло быть задумано как благочестивый акт, призванный продемонстрировать его искупление. [6] : 124 Основание еще одного медресе могло быть также вызвано расширением Абу Ташфином администрации и бюрократии государства Зайянидов. Он также имел репутацию сторонника исламской науки и назначил эксперта по маликитскому праву Абу Имрана аль-Мешдали на должность преподавателя в новом медресе, что, таким образом, помогло бы гарантировать способность государства обучать и нанимать способных бюрократов. [6] : 124 Третье медресе Заянидов в Тлемсене было основано Абу Хамму Мусой II в 1363–1364 годах, которое позже пришло в упадок в период Османской империи . [8] : 136 [6] : 133
Медресе располагалось прямо к югу от Великой мечети Тлемсена , фундамента 11 века. Вдоль западной и южной стен мечети располагался некрополь, где были похоронены султаны Заянидов. Близость медресе к этим гробницам, возможно, также придавала ему определенный погребальный аспект. [6] : 124, 131 В период Заянидов медресе в основном использовалось для размещения студентов, а сами курсы обычно проводились в соседней мечети. [6] : 124 Медресе было восстановлено в середине 15 века более поздним зайянидским султаном Абу аль-Аббасом Ахмадом ибн Мусой (годы правления 1430–1462), после чего оно стало пристройкой соседней Завии Сайиди Лахсана аль- Мазили (или Сиди Лахсен), популярный мусульманский религиозный деятель или святой , умерший в 1453 году и похороненный в Завии. [8] : 135 [6] : 124 Сообщения XIX века указывают на то, что фундук (городской караван-сарай) стоял рядом с юго-западной стороной медресе. [6] : 125
После завоевания Тлемсена французами в 1842 году медресе использовалось как военный склад, а затем было объявлено историческим памятником. [6] : 125 Еще в 1845 году новые французские колониальные власти, в частности Service du génie (« Инженерная служба»), обсуждали снос частей медресе, чтобы соединить или объединить две общественные площади по обе стороны от медресе в рамках проекта реконструкции. эту часть города и улучшить военные передвижения и логистику. [6] : 125 [9] Начиная с 1848 года французские муниципальные власти предпринимали попытки приобрести собственность медресе для возможного сноса. Различные муниципальные комиссии неоднократно требовали его сноса в 1853, 1855 и 1856 годах. [6] : 125 После того как армия передала медресе муниципалитету в 1870 году, снос был окончательно одобрен в 1873 году и осуществлен в 1876 году. [8] : 135 [9] [6] : 125 Непосредственно перед сносом французский архитектор Эдмон Дютуа потребовал, чтобы части знаменитого мозаичного украшения ( зеллидж ) медресе были удалены для сохранения во французском музее. Части плитки на входном портале медресе, его фонтане и некоторых комнатах были удалены Эдмоном Дютуа и другим французским архитектором Эдуаром Данжуа. Оба архитектора также записали план медресе и сделали подробные цветные чертежи, запечатлевшие внешний вид входного портала и его оригинальное изразцовое оформление. Сохранившиеся фрагменты хранились в музее Клюни в Париже до начала 20 века, когда их вернули в Национальный музей древностей и исламского искусства в Алжире . Сейчас эти предметы хранятся в музее Алжира, а также в местном музее в Тлемсене. [9] [6] : 125–126 [4]
Архитектура
[ редактировать ]Макет
[ редактировать ]Планировка медресе и некоторые его украшения известны благодаря документации, сделанной в XIX веке до его сноса. Он имел прямоугольную форму в плане размером примерно 22 на 13,4 метра (72 на 44 фута) с длинной осью, ориентированной примерно с севера на юг. Внутри здание было сосредоточено вокруг большого внутреннего прямоугольного двора размером 11,2 на 4,8 метра (37 на 16 футов). [6] : 126 Правильный план этажа позволяет предположить, что Абу Ташфин, возможно, приказал снести все предыдущие постройки на этом месте, что позволило архитекторам спроектировать здание без ограничений по пространству, которые обычно были присущи центральному городскому расположению того времени. [6] : 126 Медресе имело два входа, которые располагались посередине двух длинных сторон этого прямоугольника, на востоке и западе. Главный вход с западной стороны имел монументальный портал снаружи, который выступал над остальными стенами здания. В 19 веке этот портал имел ширину 6,4 метра (21 фут) и высоту 8,65 метра (28,4 фута), но его состояние в то время было частично разрушено; его первоначальная высота с выступающим навесом или карнизом наверху, вероятно, составляла около 10,7 метра (35 футов). [6] : 126
Внутренний двор со всех четырех сторон был окружен портиком из арок, некоторые или все из которых были подковообразными. На более длинных сторонах двора (западной и восточной) портики вели к различным комнатам и покоям позади них, которые использовались как жилые помещения для студентов и путешественников. [6] : 126 На более коротких сторонах (северной и южной сторонах) портики имели три арки и с обеих сторон были обнесены стенами, образуя своего рода прихожую, открытую со стороны двора. Эти боковые стены могли быть добавлены позже, по первоначальному проекту, поскольку аналогичные медресе того времени имели непрерывные портики по всей длине двора. [6] : 126 В средней арке южного портика расположены декоративный фонтан и бассейн с водой. За северным портиком находилась квадратная комната, которая, вероятно, использовалась для собраний или обучения. За южным портиком находилась большая прямоугольная комната, служившая молитвенным залом. Молитвенный зал был разделен на три части: центральная часть содержала михраб и была покрыта большим куполом или купольным потолком, а две боковые секции были покрыты потолками из берхлы (разновидность наклонного потолка с деревянным каркасом). [6] : 126
Общая планировка двора и молитвенного зала имеет большое сходство с дизайном современных медресе Маринидов и медресе Насрида в Гранаде , демонстрируя, что архитектура Зайянидов в Тлемсене была хорошо интегрирована в более широкую художественную и культурную среду, включающую Магриб и Аль-Андалус (современная Испания). [6] : 126
Украшение
[ редактировать ]Самой известной особенностью оформления медресе было широкое использование красочной плитки зеллидж , которой были покрыты многие поверхности здания. В этом стиле кусочки плитки разных цветов – бирюзового, голубого, черного и белого – и форм объединялись в мозаику , образуя сложные арабески или геометрические мотивы . [3] [6] : 126–131 Убранство главного входного портала медресе было записано и частично воссоздано по рисункам Эдуарда Данжуа. Портал имел большую подковообразную арку. Изгиб этой арки был окружен рядом миниатюрных рельефных подковообразных арок, которые, в свою очередь, были покрыты зеллами с цветочными/растительными мотивами, состоящими из пальметт на фоне завитков . [3] [6] : 126–131 Арка располагалась внутри большого альфиса (прямоугольной рамы). Рамы этого альфиса и перемычки арки были покрыты зеллиджем со звездообразными геометрическими мотивами, причем на рамах были изображены двенадцатиконечные звезды, а на перемычках - как восьмиконечные, так и шестнадцатиконечные звезды. [6] : 128–129 Над обрамлением арки располагалась еще одна прямоугольная зона, обрамлявшая прямоугольную панель с еще одним мотивом восьмиконечных звезд и горизонтальной полосой, содержащей арабскую надпись рукописным шрифтом . Над ним, скорее всего, был навес или широкий карниз, похожий на те, что были найдены над другими порталами Андалузии или Северной Африки. [6] : 126–131
Об убранстве остальной части медресе известно гораздо меньше. Сохранившийся фрагмент резного лепного декора, включающий часть куфической арабской надписи, неопределенно отнесен к медресе, но других примеров этого типа не сохранилось. [6] : 129 Однако есть множество фрагментов и иллюстраций плитки Зеллидж из разных частей медресе, в том числе с тротуара вокруг фонтана, из северного зала, с порога молитвенного зала и с фасадов дворовых портиков. В большинстве этих образцов присутствуют цветочные арабески, родственные мотивам арки входа в медресе. [6] : 129–131
Зеллиджское . убранство медресе свидетельствует о том, что зайянидские плиточники в Тлемсене обладали высоким мастерством своего ремесла и геометрии, необходимой для создания этих мозаик Тот же стиль зеллиджа был найден на более поздних памятниках Зайянидов и Маринидов в городе, в том числе на портале мечети Сиди Бу Мадьян и во фрагменте, обнаруженном в 2008 году во дворце Мечуар , все они датируются 14 веком. [6] : 131 [10] : 195 Очень похожий стиль зеллиджа встречается также, в исключительных случаях, в убранстве портала в медресе-завии Челла , династическом некрополе Маринидов близ современного Рабата , что позволяет предположить, что мастерская мастеров из Тлемсена, возможно, была примерно в это время работал на Маринидов. [6] : 131 [11] : 206 [12]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Медраса аль-Ташфиния» . АрхНет . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Хилл, Дерек; Голвин, Люсьен (1976). Исламская архитектура в Северной Африке: фотографический обзор . Книги Архонта. п. 114. ИСБН 978-0-208-01599-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 187. ИСБН 9780300218701 .
- ^ Перейти обратно: а б Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 523, 526. ISBN. 9782350314907 .
- ^ Меджахди, Мохамед (2020). Тлемсен во всем своем великолепии (на французском языке). Les Éditions du Net. ISBN 978-2-312-07459-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Карпентер, Аньес (2018). Средневековый Тлемсен: градостроительство, архитектура и искусство (на французском языке). Издания де Боккара. ISBN 9782701805252 .
- ^ Перейти обратно: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буруиба, Рашид (1973). Мусульманское религиозное искусство в Алжире (на французском языке). Алжир: SNED
- ^ Перейти обратно: а б с Улебсир, Набила (2004). Использование наследия: памятники, музеи и колониальная политика в Алжире, 1830–1930 гг. (на французском языке). Издания МШ. п. 152. ИСБН 978-2-7351-1006-3 .
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле, ред. (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 523–527. ISBN 9782350314907 .