Король Канокуполу
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Туи Канокуполу (Вожди) — младший ранг Хаа Туи (королевской линии) в Тонге .
Терминология
[ редактировать ]Хаа Туи Канокуполу описываются Халалало. как Каухала означает «обочина дороги», а «нижний » означает «нижний». Таким образом, Кау Халалало находится на нижней стороне дороги. Термин Кау Халалало отличается Хаа от Туи Тонга . В отличие от Халалало , короли Тонги — Халаута . В Муа Тонгатапу Хаа в Туи находится Муа Тонгатапу . Тонга В Муа Тонгатапу поселение расширилось вдоль нижней, пляжной стороны дороги. Во время церемоний Инаси Хаа прибывали Туи Тонга на каноэ и селились вдоль пляжа. После вручения дани (например, фруктов) Короли Канокуполу вернутся в свои вождества. Тупоу — титул, присвоенный королю Канокуполу .
Змея, первый король Канокуполу
[ редактировать ]Позиция шестого короля Такалауа . Нгата — самоанская женщина из Уполу, дочь Амы Сафаты. родился в , Тонгатапу , в семье районе Хаа Хихифо . Туи Нгата [ 1 ] Нгата сопровождал в Ниукапу. (Эти события изображены в рассказе Улутолу ). Предприятие Нгаты также поддержала семья его матери, « Дом Хаакили». Через Тонгу Фале Хаакили расположен в южной части страны . Нгата замужем за Ваэтапу и Кауфу. Первый Туи Канокуполу родился в Хихифо. Вождество разделено на Старую Змею и Растущую Змею . [ 2 ]
Вожди клана Старой Змеи
[ редактировать ]- Ахио (волосы)
- Капукава
- Минуты
- Извини
- Вощеный
- Пот
- дома
- Дым
Атаматила, второй король Канокуполу
[ редактировать ]Атаматила был сыном Нгаты и Кауфоу из Хихифо. Он укрепил пост губернатора Хихифо. Токилупе — дочь Туи Хаатуунга и дочь Туи Хаамеа. Атаматилаа - дочь Палулы, Ваэа Тангитау.
Третий король Канокуполу
[ редактировать ]Матаэлетуапико был сыном Атаматаилы. Он женился на Папахамеа, дочери короля Хаамеи; Фатафехи, дочь 31-го короля Тонги; и Туимала, дочь клана Тамаха. член семьи Хавеа . Матаэлетуапико — Хаа Хавеа на две группы делится .
Вожди клана Хаа Хавеа Лахи
[ редактировать ]- Маафу (рост)
- Дыра
- Филкепа
- Спикер
- Вегетарианец
- Отдельный
- Ласике (сын их сестры)
- Отключенный мусульманин [ 2 ]
Вожди клана Хавеа Си'и
[ редактировать ]- че
- Глаза широко открыты
- Для
- Пекарня
- Отчет [ 2 ]
Роль Хаа Туи Канокуполу состоит в том, чтобы взять на себя ответственность, которую возлагает на себя весь высокий Хаа Туи на королевских похоронах или свадьбе.
Четвертый король Канокуполу
[ редактировать ]Мателехаамеа была дочерью Мателетуапико и Папахамеа. Матаэлехаамеа - восьмой Туи Хаатакалауа Ваеа. Туи Канокуполу начали иметь власть над Туи Хаа Такалауа. Дочь Туи Канокуполу стала главной женой Туи Тонга. Хаамохеофо мохефо : Хаа означает «клан», а означает «главная жена тонганского короля». Сын Маталехаамеа, Туитуйоху, сформировал Змеиный клан в Вавау. Финау Улукалала I, правитель Вавау и Хаапай, был сыном Туитуйоху.
Вожди клана Змеи Тупу
[ редактировать ]- Улукалала (корень)
- Морской король
- Капча
- Можно утроить
- Информация [ 2 ]
Вуна, король войны, пятый король Канокуполу
[ редактировать ]Вуна, король войны, был вторым сыном Матаэлетуапико. Он потерял поддержку Хаа Туи Канокуполу и покинул Вавау, чтобы основать свое собственное вождество. Вуна Туи оэ Тау также посетил его племянник Туитуйоху.
шестой король Канокуполу
[ редактировать ]Маафу из Туи Тонга был старшим сыном Матаэлехаамеа и Папы Хаамеа. Образовался клан Маафу. Маафу включают потомков Туи Канокополу . Это находится сообщество в Нукуалофе . Ате Фиуноа ни на кого не подписан . Autodesk_new. [ необходимо определение ]
Тупулахи, седьмой король Кано
[ редактировать ]Тупула был сыном Маафуотуитонги. В Нукуалофе был построен форт. Позже он ушел из Канокуполу из-за отсутствия поддержки Туи .
восьмой король Канокуполу
[ редактировать ]Маэалиуаки был сыном Маафу, короля Тонги. Маэалиуаки ушел в отставку как пятнадцатый король Хаатакалауа. Он жил в Раньше.
Наблюдения капитана Кука
[ редактировать ]Капитан Джеймс Кук посетил Маэалиуаки в 1777 году. Кук писал:
- Теперь мы услышали, что на острове были и другие великие люди, которых мы еще не видели. Отаго и Тубо, в частности, упомянули человека по имени Мариваги , который, по их словам, занимал первое место в этом месте и пользовался большим уважением. [ 3 ]
Кук также писал о «Фину» (Финау Улукалала из Вавау); «Тубо», вождь «Аннамуки» (начальник Тупоу Номуки); «Тубуэйтоа», король окружающих островов «Коттоо» (Тупутоа, верховный вождь Коту и окружающих островов Хаапай); «Пулахо» (Паулахо Туи Тонга) и его сын «Фаттафаихе» (Фатафехи), которому в то время было около двенадцати лет; и «Тубо» (скорее всего, Туи Канокуполу того времени, поскольку к ним обращались как Тупоу ). Хотя Кук описал Маэалиуаки как «старого и вышедшего на пенсию», он также отметил, что Тупоу был моложе и ослеп из-за проблемы с глазами; что Маэалиуаки и Тупоу были братьями; что между всеми вождями было мирное взаимодействие; и это уважение было оказано Туи Тонга Паулахо и его сыну Фатафехи. [ 3 ] Финау Тукуахо покинул Вавау, чтобы собрать провизию для Кука. Когда Кук сказал Финау Тукуахо, что последует за ним в Вавау, Финау Тукуахо отказался и сообщил Куку, что в Вавау нет безопасной стоянки. На самом деле у Вавау есть хорошая якорная стоянка, о которой Финау не хотел раскрывать Куку. [ 3 ]
Король Халафатай, девятый король Канокуполу
[ редактировать ]Король Халафатай был сыном Тупулахи. [ 2 ]
10-й король Канокуполу
[ редактировать ]Тупулашии был сыном короля Халафатая. [ 2 ]
11-й король Канокуполу
[ редактировать ]Муликихаамеа был сыном Маалиуаки. Он ушел от своего отца и жил в Муа. В 1797 году металлургический завод получил Джордж Васон. В том же году прибыли миссионеры Лондонского миссионерского общества (LMS).
Наблюдения Джорджа Вейсона
[ редактировать ]Васон написал:
- «Дом Мулкаамара, у которого я жил, был очень просторным; его длина составляла пятьдесят футов. Он имел овальную форму. В центре был установлен один большой и высокий столб, а вокруг него, в овальном круге, были размещены меньше столбов, на равных расстояниях, образующих стороны жилища, на этих столбах закреплялись ряды, к которым крепились стропила, доходящие до столба посередине и соединявшие с ним всю внутреннюю часть крыши. был украшен теплой красивой циновкой, которая снаружи укрывалась искусной фактурой ветвей подорожника. В дождливую погоду крепились ширмы циновки, называемые таккабу, сделанные из ветвей кокосового дерева. к боковым столбам, которые почти доходили до карниза и оставляли открытым только дверной проем, который никогда не закрывался ни ночью, ни днем».
- «Такие просторные жилища необходимы вождям, чей дом, как правило, большой, так как состоит из многих слуг. Но обычно к дому примыкают небольшие квартиры, в которых селятся его жены и дети. Однако одна из его жен по большей части спал с ним в одной комнате, в пространстве, отделенном от остального оградой из таккабо, или циновки высотой три фута, прикрепленной к балкам, идущим поперек центрального столба, чтобы сохранить это вертикально».
- «Семейство Мулкамаира было значительным. В разное время у него было от четырех до восьми жен, восемь сыновей и пять дочерей, а также множество слуг. Все дети находились в большом подчинении у него и были разного ранга и достоинства в зависимости от ранга. В Тонгатабу семейное достоинство исходит не от отца, а от матери, что, вероятно, связано с частотой разводов и незаконных половых сношений. около семи часов, если им не хотелось танцевать, они ложились спать или, вернее, полулежали на циновке».
- «Но когда они уходили спать, происходила самая светская работа дня. Когда они расслабленно лежали, Мулкамаир и его многочисленная семья, окружавшая его, начинали разговоры, которые забавляли их, пока они все не засыпали».
- «Я часами наслаждался, слушая эти ночные разговоры, и часто очень удивлялся и улучшался проницательностью их наблюдений и здравым смыслом их рассуждений. Когда все они улеглись, вождь сказал: «Тоу телланоа». «Давайте поговорим». Другой отвечал: «Тоу телланоа, ага», т. е. «О чем нам поговорить?» Третий отвечал: «Тоу». Tellanoa ge papa langee». «Давайте поговорим о людях неба». Они называли нас «людьми неба», потому что, наблюдая, как небо, кажется, касается океана, на далеком горизонте, и зная, что мы пришли с огромного расстояния, они пришли к выводу, что мы, должно быть, пролетели по небу, чтобы добраться до Тонгатабу».
- «Я часами слышал, как они говорили о нас, наших вещах, одежде и обычаях и развлекали друг друга догадками относительно расстояния страны, откуда мы пришли, ее природы, ее продукции и так далее, и тому подобное. ."
- «Их патриархальный образ жизни, при котором младшая и низшая часть всегда окружает вождя как отца одной большой семьи, во многом рассчитан на усовершенствование и улучшение их умственных способностей, а также на совершенствование их языка и поведения».
- «Светское общение и церемониальная манера поведения, которые постоянно поддерживались в семьях вождей, порождали утонченность идей, отточенность языка и выражения, а также элегантную грацию манер, в некоторой степени превосходящую и отличающуюся от представители низших и трудолюбивых классов отличаются так же, как литератор или изысканный придворный отличается от шута. Низшие сословия пользовались терминами гораздо более грубыми и грубыми, а высшие сословия были столь утончены, как часто, для развлечения. чтобы избавиться от вульгарности, подражая их выражениям и произношению, члены семьи Дуатонга, если бы они разговаривали с кем-либо из прислуги или посетителей, всегда получали ответ: «Ахи», «Да, сир», но большинству других отвечали: «Коу», да, сэр; этот последний термин, если его произнести так, как он пишется, был бы вежливым ответом, но если бы его произнесли так, как если бы он писался как Кохаа, он был бы очень вульгарным и обозначал бы наше широкое выражение. Что?», а если поговорить с вождём, того человека накажут за грубость.
- «Их ночные разговоры продолжались до десяти или одиннадцати вечера, пока они все не засыпали. Их разговоры и сравнения были иногда настолько забавными и нелепыми, что я иногда разражался приступом смеха, который заставлял их говорить: «Коу Ката». гы ага Бало» Что ты смеешься над Бало? «Mannogge abai Eyette ge mou touloo». «Я полагаю, он издевается над нами». Они назвали меня по имени Бало».
- «Если кому-то случалось проснуться ночью, он возобновлял разговор с каким-нибудь соседом, который мог разбудить, а затем они перекликались, пока все не проснулись, и наслаждались беседой еще час». [ 4 ]
12-й король Канокуполу
[ редактировать ]Тупоу Мохеофо была дочерью Тупулахи и главной женой Туи Тонга Паулахо. Ее двоюродный брат Тукуахо выступил против ее брака. Говорят, что он пришел из своего дома на Эуа и сказал:
- pali fie ule («влагалище, желающее стать пенисом»)
Тупоу Мохеофо потерпел поражение от Тукуахо. Мумуи, сын Маафу короля Тонги, был тринадцатым королем Канокуполу. Следовательно, инцидент, должно быть, произошел несколькими годами ранее, поскольку Мумуи уже был королем, когда Васон находился в резиденции. Вазон написал:
- «Среди наших посетителей был Дуатонга (Туи Тонга) или Футтафаихе (Фатафехи), который, наряду с Дугонагабулой (Туи Канокуполу), был самым могущественным вождем на острове. Он был сыном Пулахо, потомком тех, кого считали Первоначально он спустился с неба. Когда капитан Кук был в Тонгатабу, этому туземцу было одиннадцать лет. После смерти его отца. что произошло, когда он был слишком молод, чтобы иметь какую-либо долю в правительстве, его мать потеряла суверенитет Тугахоу (Тукуахо) или Дугонагабула (позже Туи Канокуполу), который был великим воином, вырвал его у нее, а затем наделил своим отцом. Мумуо (Мумуи) с ним, который был правящим вождем, когда мы приземлились». [ 4 ]
Последний, 13-й Царский канон
[ редактировать ]Мумуи был сыном Маафу, короля Тонги. Тупо Мохеофо был туи Канокуполу. Мумуи был первым упоминанием короля Канокуполу в трудах Джорджа Васона и миссионеров LMS в 1797 году. Васон записал визит Мумуи к миссионерам. Он написал:
- «Почтенный Мумоо (Мумуи), главный вождь, или Дугонагабула (Туи Канокуполу) острова, вскоре прибыл сам и подтвердил сообщение, которое принес Эмблер. Наша беседа с ним и остальными туземцами дала нам очень приятное впечатление от их нрава и манер».
- «Он сделал нам дружеское предложение жилья и земли в Ахифо (Хихифо), в семнадцати милях от места стоянки, недалеко от резиденции Тугахоу (Тукуахо), главного вождя; чтобы мы могли находиться под его защитой. Это Тугахоу (Тукуахо) был сыном Мумоо (Мумуи) и племянником Фину Тугахоу (Финау Тукуахо), который был друг капитана Кука и правил Эоа Эуа, когда этот знаменитый мореплаватель высадился на этом острове. В ходе военных подвигов, в которых была подтверждена его власть над другими вождями, он стал Дугонагабулой (Туи Канокуполу), или главным вождем. Тонгатабу». [ 4 ]
Васон сообщил о смерти Мумуи вскоре после их прибытия. Он написал:
- «Вскоре после этого умер Мумуо, правящий вождь. Его беспорядок и опасность вызвали большое беспокойство на острове, и один из его собственных сыновей был убит из-за обманчивой надежды, что его здоровье и сила будут переданы его умирающему отцу. "
- «Но невозможно описать ужасную сцену ужаса и кровопролития, которая произошла на его похоронах и продолжала разыгрываться вокруг его могилы в течение нескольких недель после этого. Две его жены были задушены в Фиатуке ( Фаитока), или место захоронения, в то время, когда там было захоронено его тело, Фиатока (Фаитока) представляло собой большое закрытое помещение с высокой погребальной кучей посередине. пирамидальная форма, вокруг которой на протяжении веков лежали тела вождей с торжественным и грубым достоинством. Пространство вокруг гробницы в этот раз превратилось в палестру для диких гладиаторов, бегавших по ней в свирепом соревновании. , чтобы выразить свою скорбь по почитаемому вождю или свое презрение к боли и смерти, нанося себе самые ужасные раны и демонстрируя величайшие зрелища. Тысячи людей, прежде чем закончился траур, дрались друг с другом и резали себя острыми инструментами, чтобы засвидетельствовать кровавыми шрамами свою скорбь по любимому Мумуо».
- «Это была действительно ужасная сцена! Ночь за ночью в течение нескольких недель мы слышали ужасный звук раковины, побуждавший этих введенных в заблуждение существ к этим ужасным обрядам траура по мертвым; и крики, и лязг оружия, и спешка и насилие толпы отдавались эхом вокруг нашего жилища и превратили его в сцену постоянного ужаса и тревоги».
- «В конце концов эти шокирующие церемонии прекратились, и все вожди собрались, чтобы избрать верховного». [ 4 ]
Ежедневно, 14-е число короля Канокуполу
[ редактировать ]Тукуахо был сыном Мумуи. Он был жестоким воином и уважаемым лидером. Он был избран Туи Канокуполу после смерти Мумуи. Вазон написал:
- «Тугахоу, который своим превосходным мастерством в этой области внушал трепет соседним островам, а также Тонгатабу, и поставил своего отца Мумуоэ (Мумуи) на выдающийся пост, с тех пор укрепил свою власть среди вождей, сделав Их товарищи и друзья, занимавшие выдающийся пост, с тех пор укрепили свою власть среди вождей, сделав их своими товарищами и друзьями. Поэтому едва они встретились на публичном собрании. затем один из них вышел из круга и провозгласил: «Do bou Toogahowe Dugonagaboola fy Talliaba Gee Ma Toolou», то есть Тугахоу будет вождем, и мы сделаем то, что пожелаем, после чего он был избран единогласно, на что никто не осмеливается; противостоять ему».
- «Футтафаихе питал надежду восстановить посредством голосования на этом генеральном собрании семейный авторитет, который потеряла его мать; их решение».
- «Вскоре мы сблизились со многими вождями; и отдельными группами часто присоединялись к ним в дальних экскурсиях, и нас угощали лучшим из всего, что мог предложить остров». [ Примечание 1 ]
Миссионеры LMS, которые все оставались под защитой Тукуахо в Хихифо, были затем разделены на округа и их руководителей. Это дает полезный отчет обо всех великих вождях Тонги того времени. Опять же, Вазон написал:
- «По этому поводу была отправлена депутация, чтобы проконсультироваться с нашим старым вождём Тугахоу, который теперь был Дугонагабулой, под защитой которого мы жили, который обладал главной властью на острове. План получил его одобрение, и мы распрощались друг с другом. Два переехал жить к Вахарги в Ардео, к Мули, в округе Ахогге, он был низшим вождем, но трудолюбивым человеком и владел значительным участком плодородной земли. жить с одним Мулкаамаиром, первым вождем острова, рядом с Дугонагабулой. Двое отправились жить к Дуатонге в Моа, а трое остались в Ахифо». [ 4 ] [ Примечание 2 ]
Эта цитата указывает на то, что план разделения миссионеров был одобрен Тукуахо Туи Кнаокуполу, который защищал их в Хихифо. План заключался в том, что два миссионера останутся с Вахаи в Хаатейхо; можно было пойти к Мули (вождю низшего уровня) в Хахаке; один отправился бы к Муликихамеа, второму по величине вождю Тонги; и двое отправятся в Туи Тонга в Муа. Трое оставшихся миссионеров остались в Хихифо с Туи Канокуполу. Запись дает представление о социальной иерархии правящих партий. Тукуахо был самым могущественным, но не обязательно самым высокопоставленным Туи Канокуполу. Муликихамеа был вторым по могуществу вождем Тонги. В это время он ушел в отставку и стал одиннадцатым Туи Хаатакалауа. Вождь Вахаи (позже отрекшийся от гражданской войны) находился в Хаатейхо и, скорее всего, контролировал центральный регион. Туи Тонга в Муа звали Фатафехи, сын Паулахо, которому было двенадцать лет во время визита Кука в 1777 году. Фатафехи стремился быть избранным Туи Канокуполу, чтобы восстановить положение, которое его мать потеряла из-за Тукуахо. Тукуахо был убит Тупуниуа и Улукалалой с согласия Муликихаамеа.
15-й король Канокуполу
[ редактировать ]Маафу'о Лимулоа получил повышение от Ха'а Хавеа и стал королем Канокуполу. Тукуахо был убит членами Дома Нгата .
Стул (голова) . Страшный
16-й король Канокуполу
[ редактировать ]Тупоу Малохи был назначен после долгого междуцарствия в 1808 году, когда ссорящиеся вожди наконец отложили в сторону свои разногласия, чтобы предотвратить амбиции Тупоутоа. Но Тупоу Малохи был слаб, не смог противостоять ссорящимся вождям, год спустя подал в отставку и отправился в Хаапай . В официальном списке Тупоу Малохи сохранял свой титул до своей смерти в 1812 году.
17-й король Кано
[ редактировать ]Тупутоа был сыном Тукуахо. Вожди считали его «выскочкой», поскольку он претендовал на титул Туи Канокуполу, но не был официально признан. Тупутоа также был связан со своими убийцами. Вожди официально не осудили Тупутоа, потому что они сражались друг с другом. Один из самых могущественных вождей, Такаи, признал Тупутоа в 1813 году, но он был единственным. Тупутоа умер в 1820 году.
18-й король Канокуполу
[ редактировать ]Алеамотуа был сыном Мумуи. Он стал Туи Канокуполу в 1826 году и был установлен 7 декабря 1827 года в Пангаи в Хихифо племенами Хаа Нгата и Хаа Хавеа. Алеамотуа стал христианином и был крещен 18 января 1830 года г-ном Тернером, методистским миссионером. В тот же день он женился на Мэри Моала на христианской церемонии. Он умер в 1845 году.
19-й король Канокуполу
[ редактировать ]Тауфаахау был сыном Тупутоа. Перед своей смертью Иосия Тупоу назвал двух возможных преемников. Тауфаахау был крещен и провозглашен «Его Величеством королем Георгом Тауфаахау Тупоу I». [ 5 ]
Его Величество, 20-й король Канокуполу
[ редактировать ]Ее Величество, 21-й король Канокуполу
[ редактировать ]Его Величество, 22-й король Канокуполу
[ редактировать ]Тауфаахау Тупоу IV был сыном Ее Величества королевы Салоте Тупоу III и вождя Тунги. Как наследный принц он был известен как Тупутоа, а позже унаследовал титул своего отца, Тунги. Он взошел на престол в 1965 году и сохранил за собой титул Тунги, тогда как титул Тупутоа перешел к наследному принцу .
Его Величество король Георг Тупоу V, двадцать третий король Канокуполу
[ редактировать ]Он сменил своего отца в 2006 году и правил до его смерти в 2012 году.
Его Величество, 24-й король Канокуполу
[ редактировать ]После смерти своего старшего брата, короля Георга Тупоу V, он унаследовал трон, поскольку у брата не было потомков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Приведенный выше перевод прокламации был оригинальным переводом Васона, однако перевод мог бы быть более точным как «Tupou Tuku'aho Tu'i Kanokupolu fa'iteliha kiamautolu» или на английском языке: «Tupou Tuku'aho делайте с нами все, что пожелаете». основано на использовании «ги ма тулоу», как в «кимаутолу», а не «пе маутолу»).
- ↑ Эта цитата указывает на то, что план разделения миссионеров был одобрен Тукуахо Туи Кнаокуполу, который защищал их в Хихифо. План заключался в том, что два миссионера останутся с Вахаи в Хаатейхо; можно было пойти к Мули (вождю низшего уровня) в Хахаке; один отправился бы к Муликихамеа, второму по величине вождю Тонги; и двое отправятся в Туи Тонга в Муа. Трое оставшихся миссионеров остались в Хихифо с Туи Канокуполу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 'Илайу, Сиаози Л. (2007). Учреждение Туи Канокуполу Матай и почему Туи Тонга Фуанууиава боролся за то, чтобы стать им? (Генеалогический анализ новой политической гегемонии в Тонге после 1550 г. н.э.) (PDF) (Магистр Фил). Университет Мэсси . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Генеалогия Тонги Тамахи Амелии, 1840 г. Кокер, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Три кругосветных путешествия капитана Джеймса Кука , том 5, страница 342, Кук, капитан Джеймс (1821)
- ^ Jump up to: а б с д и Подлинное повествование о четырех годах проживания на одном из Дружественных островов в Южных морях . Васон, Джордж (1810)
- ^ Фермер (1855), страницы 375-378.