Тонганский рассказ
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Тонганское повествование , тонганская мифология или древняя тонганская религия , иногда называемая тала-э-фонуа (что означает «рассказ о земле и ее людях»). [ 1 ] На тонганском языке представляет собой совокупность различных мифов , легенд , историй, традиций персонажей, существ , духов и богов полинезийских островов , которые сейчас составляют островное государство Тонга , .
Это вариант других полинезийских мифологий с множеством культурных и религиозных совпадений, однако считается, что он отличается от других полинезийских мифологий, поскольку его можно изучать более конкретно, чтобы понять историю и культуру Тонги , а также его можно изучать более подробно. широко в области истории , антропологии и мифологии .
Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Вначале было только море и духовный мир Пулоту , а между ними была скала под названием Тоиао Футуна. На скале жили Пики и его сестра-близнец Келе, Атунгаки и его сестра-близнец Маймоао Лонгона, Фонуаута и его сестра-близнец Фонуаваи, а также Хемоана и его сестра-близнец Лупе. Пики лежал со своей сестрой; у них было двое детей: сын Тауфулифонуа и дочь Хавеа Лолофонуа; `Атунгаки также спал со своей сестрой, которая родила ему дочь Велалахи; и Фонуаута лежал со своей сестрой. У них родилась дочь Велесий.
Когда Тауфулифонуа стал взрослым, его сестра Хавеа Лолофонуа родила ему сына Хикулео , Тангалоа и Мауи разделили творение между собой. Хикулео получил свою долю, Пулоту, Тангалоа - небо, а Мауи - подземный мир . Хемоана, чья форма была морской змеей , и Лупе, чья форма была голубем, затем разделили остаток между собой: Хемоана взяла море, а Лупе взяла землю.
У Тангалоа было несколько сыновей на небе: Тангалоа Тамапоули Аламафоа, Тангалоа Эйтуматупуа, Тангалоа Атулонголонго и Тангалоа Туфунга. Старому Тангалоа надоело смотреть вниз с неба и не видеть ничего, кроме моря, поэтому он послал Тангалоа Атулонголонго в образе ржанки , чтобы посмотреть, сможет ли он найти землю. Все, что Тангалоа Атулонголонго смог найти, это риф под водой, где сейчас находится Ата. Итак, старый Тангалоа велел Тангалоа Туфунге бросить в море щепки от резьбы по дереву, над которой он работал. Тангалоа Туфунга продолжал делать это в течение длительного времени, и дважды Тангалоа Атулонголонго прилетал в образе ржанки посмотреть, не случилось ли чего, но ничего не нашел. Однако в третий раз он обнаружил, что щепки образовали остров. Это была Эуа . Позже Тангалоа Туфунга сбросил еще фишек, чтобы сформировать острова Као и Тофуа .
Тонгатапу и большинство других островов были созданы Мауи. Однажды Мауи посетил Мануку ( самоанский : Мануа ), и там старик Тонга Фусифонуа дал ему рыболовный крючок. Мауи пошел ловить рыбу с этим крючком, но когда он попытался натянуть леску, он обнаружил, что она зацепилась. Он приложил все свои силы, и ему удалось натянуть веревку, и он обнаружил, что вытащил Тонгатапу со дна моря. Мауи продолжал ловить рыбу этим чудесным крючком и так вытащил из глубины остальные острова Тонги, а некоторые острова Фиджи и Самоа также .
`Ата начиналась как риф под водой и медленно поднималась из моря. Однажды Тангалоа Атулонлонго посетил Ату в образе ржанки и бросил на остров семя из клюва. В следующий раз, когда он посетил Ату, он обнаружил, что из семени выросла лиана, которая покрыла остров. Он клевал корень этой лианы, пока она не раскололась надвое. Затем он вернулся в небо. Через несколько дней он вернулся и обнаружил, что корень сгнил и в нем свернулся толстый, сочный червь. Он расклевал червяка пополам. Из верхней части образовался человек по имени Кохай. Нижняя часть также превратилась в человека по имени Коау. Затем ржанка почувствовала, что у него на клюве остался кусочек; он стряхнул его, и оно превратилось в человека по имени Момо. Кохай, Коау и Момо были первыми людьми на Тонге. Мауи привез им жен из Пулоту, и они стали предками народа Тонга .
Другие известные статьи о тонганском повествовании
[ редактировать ]- Спасибо
- Овца
- Вот и все
- Хикулео
- Илахева
- Кае и Лонгопоа
- Кохай, Коау, для Момо
- Лауфакана
- Мауи
- Ниуатопутапу
- Сангоне
- Секетоа
- Прочь
- Тамапоулиаламафоа
- Тангалоа
- Предложение
- Туитатуи
- Смех
- водоросли
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Луна, Августин. (1992) Традиционная история Тонги Тала-э-Фонуа : народная историко-культурная концепция, ориентированная на экологию, с. III, VI.
Источники
[ редактировать ]- Джонсон, округ Колумбия (ред.). (2005). Тонга древняя и современная
- Крокер, Дж. (1993). Тонга | Дружественные острова; Королевство Тонга
- Нгалумаа, А. (1982). Полинезийская монархия: Соединенное Королевство Тонга
- Луна, Акустино. (1992) Традиционная история Тонги Тала-э-Фонуа : народная историко-культурная концепция, ориентированная на экологию [Докторская диссертация, Австралийский национальный университет] Открытая исследовательская библиотека Австралийского национального университета. https://openresearch-repository.anu.edu.au/handle/1885/114566?mode=simple