Ранняя история Тонги
Ранняя история Тонги охватывает заселение островов и раннюю культуру лапита вплоть до возникновения Империи Туи Тонга .
Все, что известно о Тонге до контакта с европейцами, получено из мифов, рассказов, песен, стихов (поскольку не было письменности), а также из археологических раскопок. Многие древние памятники, кухни и кучи мусора были найдены в Тонгатапу и Хаапай , а также несколько в Вавау и Ниуасе, что дает представление о старых структурах поселений Тонги, диете, экономике и культуре.
Старая Тонга
[ редактировать ]Хаапай три тысячи лет назад немного отличался от сегодняшнего хаапай. Большие нелетающие птицы, называемые мегаподами, носились по тропическому лесу, в то время как гигантские игуаны и другие ящерицы отдыхали на ветвях деревьев. [ 1 ] В небе обитали три разных вида фруктовых летучих мышей, три разных вида голубей и более двух десятков других видов птиц. Не было ни свиней, ни лошадей, ни собак, ни коров, ни крыс. Тонганцев не было.
Между тем южная часть Тихого океана была почти полностью необитаема. Все нынешние люди существовали на западных окраинах Соломоновых островов . Затем, примерно в это же время, на смену этим островитянам пришла новая ветвь человечества, зародившаяся на архипелаге Бисмарка у Папуа-Новой Гвинеи . [ 2 ] Они бесстрашно штурмовали регион, быстро колонизируя и продвигаясь на восток. Они принесли с собой новые виды растений и животных, а также особый дизайн керамики. Сегодня этих людей называют лапита , в честь места в Новой Каледонии , где они впервые были замечены археологами.
Период Лапита
[ редактировать ]Около 2850 года до нашей эры народ лапита достиг Тонги, и радиоуглеродное датирование выявило их выход на берег сначала в Тонгатапу , а затем вскоре после этого в Хаапай . [ 3 ] Пришельцы уже были хорошо адаптированы к островной жизни с ограниченными ресурсами и поселились небольшими общинами, состоящими из нескольких семей. [ 3 ] на пляжах чуть выше линии прилива, обращенных к открытым лагунам или рифам. Благодаря продолжающемуся взаимодействию с западными родственниками лапита хаапайцы получили домашних животных и культивируемые растения, но похоже, что оба этих возможных источника пищи вносили минимальный вклад в их рацион, по крайней мере, в течение первых двухсот лет. Вместо этого они питались в основном морской жизнью: рыбами-попугаями , губанами , черепахами , рыбами-хирургами , окунями , угрями , императорами , донными обитателями , моллюсками и иногда глубоководными тунцами . [ 2 ] Точно так же, как это делают сегодня их полинезийские потомки.
Морская пища была неисчерпаема, поэтому рифы тогда мало чем отличались от сегодняшних, за исключением заметного сокращения популяций морских черепах. Однако с фауной дела обстояли не так хорошо, и вскоре гигантские игуаны , мегаподы , двадцать четыре вида птиц, почти все голуби и все виды фруктовых летучих мышей , кроме одного, вымерли. [ 1 ]
Они охотились и готовили этих животных, используя самые простые технологии. Когда куски раковин были слишком хрупкими для инструментов, они использовали вулканические почвы для «андезита/базальта, используемого для изготовления тесла и других артефактов, таких как масла, такие как молотки, гири для плетения, камни для приготовления пищи и декоративная галька для украшения могил». [ 4 ] дальней северной окраине Если им повезет, они добудут более твердые осколки обсидиана из вулкана Тафахи Ниуаса на . [ 2 ]
Другой полезной технологией была одноименная керамика с «зубчатыми» оттисками и простым узором, характерная для всех поселений лапита в южной части Тихого океана. Тонганские узоры лапита были проще, чем западные узоры лапита, и превращались из витиеватых криволинейных и прямолинейных узоров в простые прямолинейные формы. [ 4 ] Керамика представляла собой «глиняную посуду, сложенную из андезитово-тефровой глины, смешанной с известковым или минеральным песком и обожженную при низкой температуре». [ 4 ]
Десятилетия археологических раскопок древних кухонь лапита и куч мусора (кучек мусора) как в Тонгатапу , так и в Хаапай научили нас многому о ранних тонганских поселениях. Мы знаем, что они ели, какие инструменты использовали, где поселились (по одной колонии на Уихе , Кауваи и Фоа и две на Лифуке ) и насколько велики были поселения. Однако, несмотря на обилие археологических свидетельств, народ лапита по-прежнему сковывает нас двумя главными загадками: как они так быстро распространились по южной части Тихого океана и почему поселенцы лапита в Тонге быстро отказались от своей богато украшенной гончарной традиции?
Лапитанская диаспора возникла из Папуа-Новой Гвинеи в 1500 году до нашей эры. К 2850 году до нашей эры (900 лет до нашей эры) они уже были на Тонге , то есть фактически устремлялись на восток в течение трехсот лет. Они путешествовали на маленьких деревянных лодках по открытому океану в невидимые места быстрее, чем европейские колонизаторы пересекли свой континент. [ 2 ] Археологи задаются вопросом, что могло заставить людей предпринимать статистически самоубийственные миссии. Не похоже, что демографическое давление было проблемой, потому что большинство островов Лапитан были малонаселены и могли бы поддерживать гораздо более высокую популяцию, особенно если бы они больше обращались к доступным корнеплодам.
Гипотеза Кирха состоит в том, что лапитская культура поощряла эмиграцию младших сыновей. [ 2 ] Не только в Тонге, но и во всей южной части Тихого океана существует традиция передачи земли старшим сыновьям. Чтобы получить собственную землю, младшим сыновьям нужно было исследовать ее. Тангалоа , главный бог Тонги до прихода христианства, был младшим братом и сестрой, создавшим Тонгу в поисках земли на каноэ. Его рыболовный крючок случайно зацепился за камень на дне океана, и ему удалось вытащить Тонгу на поверхность. Если гипотеза верна, то должно было существовать какое-то сильное соперничество между братьями и сестрами, которое побудило кого-то напасть на такие далекие места, как Новая Зеландия , Гавайи и остров Пасхи .
Другая великая загадка заключается в том, почему традиция декоративной керамики исчезла, причем с такой скоростью. Всего через двести лет после прибытия поселенцы-лапитанцы вообще перестали украшать свои глиняные горшки, и единственное, что ведущий современный тонганский археолог может сказать об исчезновении, это то, что «К сожалению, большинство объяснений основано на умозрительных предположениях, и они трудны». подтвердить с любой степенью уверенности. Что мы можем сказать с уверенностью, так это то, что по какой-то причине керамическое украшение в Тонге прекратилось, но это произошло довольно внезапно». [ 4 ]
Полинезийская простая посуда. Период: 2650–1550 лет назад (700 г. до н.э. – 400 г. н.э.).
[ редактировать ]Жизнь хаапайцев начала радикально меняться в то же время, когда богато украшенная керамика была заменена строго утилитарным набором простой посуды, и именно в это время этот народ можно назвать полинезийцами. Из всех лингвистически и традиционно схожих людей, поселившихся в треугольнике, образованном Новой Зеландией, Гавайями и островом Пасхи, все они могут проследить свое происхождение от нескольких первоначальных поселенцев на Тонге. [ нужна ссылка ] .
Эти коренные полинезийцы в Тонге несколько отошли от морского существования в сторону большей зависимости от сельского хозяйства и животноводства. Таро , ямс , хлебное дерево и банан стали основными источниками углеводов, а домашние животные стали составлять гораздо большую часть рациона. [ 1 ] На первоначальных участках Лапита 24% костей птиц были получены от кур , а после полинезийской трансформации эта цифра увеличилась до 81%, что, вероятно, знаменует вымирание других видов птиц, а также усиление зависимости от одомашненных видов. [ 4 ]
Увеличение количества источников пищи, обеспечивающих энергетическую поддержку, привело к демографическому взрыву. Лапитанский «хутор» размером 25х40 м превратился в деревню длиной более километра. [ 4 ] Поселения разрослись вокруг большей части лагуны Тонгатапу , и деревни наконец достигли внутренней части главного острова. Подобные расширения были обнаружены в Ниуасе и Вавау .
Для археологов эти ранние полинезийцы представляют собой такую же загадку, как и лапитане. К 1550 г. (400 г. до н. э.) они вообще перестали производить керамику. Похоже, вместо этого они обратились к более натуральным материалам, и поэтому археологические данные вступают в «темный век». [ 4 ] сравнительно мало информации, пока сотни лет спустя не появились вожди государств. Спекуляции относительно исчезновения гончарной традиции варьируются от использования кокосовых чашек и мисок, которые легче использовать, перехода от приготовления моллюсков на пару в больших мисках к запеканию в подземных печах и непригодности тонганской глины для гончарного дела. [ 4 ] Ничего нельзя сказать с уверенностью, кроме того, что такое же исчезновение произошло также на Фиджи и Самоа .
Формирующий темный век: 1550–750 лет назад (400 г. до н.э. – 1200 г. н.э.)
[ редактировать ]Об этом периоде мало что известно из-за отсутствия археологических свидетельств. Ясно одно: численность населения продолжала расти, достигнув 17 000–25 000 человек. [ 4 ] на Тонгатапу , и что вождества возникли для защиты от возросшей конкуренции за ресурсы. Тонгатапу, возможно, был политически консолидирован одним человеком из будущей семейной линии Туи Тонга , поскольку устная традиция прослеживает родословную короля через 39 человек, которая могла начаться еще в 1000 году до нашей эры (950 г. н.э.). [ 4 ] Однако морская империя, прославившаяся устными традициями, возникла только после 750 г. до н.э. (1200 г. н. э.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шатлер, Берли, Дикинсон, Нельсон и Карлсон, Публикации Oceana, Ранние стоянки Лапита, колонизация Тонги и недавние данные из северного Хаапай.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Патрик Винтон Кирч, Народы лапита: предки океанического мира
- ^ Перейти обратно: а б Берли, Дикинсон, Бартон и Шатлер-младший, Лапита на периферии: новые данные о старых проблемах в Королевстве Тонга
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дэвид В. Берли, Журнал мировой предыстории, том 12, № 3, 1998, Тонганская археология и тонганское прошлое, 2850–150 гг.