Бронзовые штандарты Аладжа Хёюк
![]() Дискообразный стандарт | |
Расположение | Аладжа Хёюк, провинция Чорум, Турция |
---|---|
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | Хамит Зубейир Кошай, Ремзи Огуз Арик |


Бронзовые штандарты Аладжа Хёюк представляют собой серию бронзовых предметов, найденных среди погребального инвентаря в княжеских гробницах Аладжа Хёюк . Обычно их понимают как культовые инструменты, вероятно, прикрепляемые к телегам.
Открытие
[ редактировать ]В 1935–39 годах турецкие археологи Хамит Зубейир Кошай и Ремзи Огуз Арык исследовали место Аладжа-Хёюк, недалеко от Аладжи , провинция Чорум . При этом они обнаружили 14 гробниц раннего бронзового века , которые были названы «Княжескими гробницами» или «Царскими гробницами». Рядом с погребениями были найдены многочисленные погребальные подношения - индивидуально или парно - в том числе более двадцати бронзовых штандартов.
Описание
[ редактировать ]Археолог Винфрид Ортманн делит стандарты на две основные группы: одна группа состоит из отдельных животных, а другая — из дисков или колец (с изображениями животных или без них). Он подразделяет эти две группы на основе формы и содержимого дисков или колец, а также на основе типа изображенных существ.
Все отдельные животные — олени или быки. Ноги стоят на четырех опорах, которые сходятся в месте, где они, вероятно, прикреплены к скоропортящемуся деревянному шесту. У оленей широкие рога, у коров длинные изогнутые рога. Сильно стилизованные тела частично украшены серебряной инкрустацией, а рога и носы выделены серебряным или золотым листом.
Стандарты в форме диска или кольца имеют круглую, полукруглую или ромбовидную форму. В некоторых из них есть решетка в центре, окруженная полосами, украшенными выступами в форме птиц, цветов или лучей Солнца. На большинстве изображены животные, которые очень похожи на отдельных животных. Здесь также особенно распространены олени и быки, но, в отличие от индивидуальных стандартов животных, они иногда появляются группами. Так, например, олень появляется в окружении двух быков в одном; в другом два льва или пантеры стоят слева и справа от оленя, смотрящего в противоположную сторону. Другой пример изображает животное, которым может быть косуля или онагр . В нижней части диска или кольца находится пара рогов, выступающих наружу и вверх. Внизу имеется перекладина с двумя колышками, которая, вероятно, соединяла штандарт со своим шестом.
-
Кольцевой штандарт с оленями и двумя быками.
-
Олень с золотым носом и двумя львами/пантерами
Интерпретация
[ редактировать ]Возможны лишь очень ограниченные объяснения значения и функции артефактов. Раскопки Кошай и Арик взяли на себя четкую ритуальную роль и основывали на этом остальные свои интерпретации. Из-за изображения солнечных лучей на некоторых штандартах их часто называют «солнечными дисками», а кольца интерпретируются как символы небес. Эту интерпретацию поддерживает , среди прочих, Курт Биттель .
Самая популярная теория их функции была предложена Сетоном Ллойдом и Джеймсом Меллаартом и развита Ортманном. Они утверждали, что штандарты были частью повозки, похороненной вместе с покойным в могиле. Согласно этой теории, штандарты должны были располагаться на дышле , возможно, там, где оно соприкасалось с ярмом. Термин «стандарт» происходит от этой теории. Подобные стандарты повозок известны из Ура и Киша в Месопотамии, а также курганов бронзового века Лчашена и Лаладана в Армении . Там были найдены кольца для поводьев, которые Ортаманн связывает со штандартами Аладжа Хёюк. В качестве дополнительного доказательства он считает наличие в могилах пар бычьих черепов и костей стоп, расположенных по схеме, аналогичной паре в ярме. Остается неясным, использовались ли здесь для управления поводьями диск и штандарты круглой формы, как это было в Армении и Месопотамии. Но в таком случае непонятно, почему в гробницах не обнаружено остатков этих повозок - сохранились обширные остатки деревянных перекрытий могил.
Подобные находки в Хорозтепе были интерпретированы , как систры местным археологом, турецким археологом Тахсином Озгючем из-за движущихся частей.
Дата
[ редактировать ]дату до основания ассирийских торговых колоний Археолог Карл Биттель говорит, что на основании керамики в княжеских могилах следует предположить в Малой Азии (т.е. до 1900 г. до н. э.). Он провел параллели между металлическими предметами в гробницах и предметами из Трои II, датируемыми примерно 2100 годом до нашей эры. Судя по разным уровням захоронений и стилистическому развитию погребального инвентаря, следует, что кладбище функционировало долгое время, возможно, более двухсот лет, между 22 и 20 веками до нашей эры — периодом хаттов , до возвышения Хеттской империи .
Прием
[ редактировать ]
Бронзовые штандарты Аладжа Хёюк используются в стилизованной форме различными организациями в качестве логотипов, таких как Университет Анкары , [ 1 ] город, [ 2 ] и провинция Чорум. [ 3 ] Массивная репродукция одного из штандартов стоит посреди площади Сыххие в Анкаре .
Стандарты в основном выставлены в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре, а некоторые - в местном музее Аладжа-Хёюк. Копии могил и штандартов выставлены в Археологическом музее Чорума .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Университет Анкары
- ^ Стадион Чорум
- ^ «Провинц Чорум» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 7 сентября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Винфрид Ортманн : «О стандартах Аладжи Хёюк», Istanbuler Nachrichten, 17, 1967, стр. 34–54.
- Курт Биттель : Хетты - Искусство Анатолии конца 3-го - начала 2-го тысячелетия до нашей эры. CH Бек Мюнхен 1976, ISBN 3 406 03024 6 , стр. 30–48.
- Ютта Бёркер-Клен, Уте Крафзик: «О значении эссе из Аладжи Хёюк», Мир Востока , том 17, 1986, стр. 47–60.